О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. 06.02.08 01/682-8-32

                       О ПОСТАНОВЛЕНИЯХ ПЛЕНУМА
                 ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
              ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

                          6 февраля 2008 г.
                            N 01/682-8-32

                                 (Д)


     В  связи с изданием Пленумом Верховного Суда Российской Федерации
Постановлений от 27 декабря 2007 г. N 52 "О сроках рассмотрения судами
Российской   Федерации   уголовных,   гражданских   дел   и   дел   об
административных  правонарушениях", а также от 27 декабря 2007 г. N 51
"О  судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате"
Федеральная  служба  по  надзору  в  сфере  защиты прав потребителей и
благополучия человека сообщает следующее.
     С  учетом  требований  пункта  1 статьи 6 Конвенции о защите прав
человека  и  основных  свобод,  являющейся  в  силу  части 4 статьи 15
Конституции  Российской  Федерации  составной  частью правовой системы
Российской  Федерации, а также положений подпункта "с" пункта 3 статьи
14  Международного  пакта  о гражданских и политических правах дела об
административных    правонарушениях    должны    рассматриваться   без
неоправданной задержки.
     В  условиях  постоянного  роста  числа  дел  об  административных
правонарушениях  должностным  лицам  Роспотребнадзора  следует уделять
особое внимание соблюдению установленных Кодексом Российской Федерации
об   административных   правонарушениях   (далее   -   Кодекс)  сроков
рассмотрения   дел   об   административных  правонарушениях,  а  также
надлежащим   образом  выяснять  вопросы,  установленные  статьей  29.1
Кодекса,  с  выполнением в полной мере всех необходимых процессуальных
действий, производимых на этой стадии процесса.
     Исключить  случаи  ненадлежащего  извещения участников процесса о
времени  и месте рассмотрения дела об административном правонарушении,
необоснованного  отложения  дел  либо  отложения дел без указания даты
следующего   рассмотрения   или  назначения  даты  рассмотрения  через
значительный промежуток времени без достаточных на то оснований.
     В   целях   своевременного  разрешения  дел  об  административных
правонарушениях  необходимо  иметь  в виду, что Кодексом предусмотрена
возможность  рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого
ведется производство по делу.
     Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 Кодекса, должностное
лицо  вправе  рассмотреть  дело  об  административном правонарушении в
отсутствие   указанного  лица  при  соблюдении  следующих  условий:  у
должностного лица имеются данные о надлежащем извещении лица о времени
и  месте  рассмотрения  дела;  по  данному  делу  присутствие  лица, в
отношении   которого   ведется   производство  по  делу,  не  является
обязательным  и  не было признано должностным лицом обязательным; этим
лицом  не  заявлено  ходатайство  об  отложении рассмотрения дела либо
такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
     Ходатайство  лица,  в  отношении которого ведется производство по
делу  об  административном  правонарушении,  об отложении рассмотрения
дела   разрешается   должностным   лицом   исходя   из  уважительности
приведенных в нем доводов с точки зрения необходимости соблюдения прав
данного  лица,  предусмотренных  частью 1 статьи 25.1 Кодекса, а также
возможности  назначения  даты  следующего рассмотрения дела в пределах
установленных сроков и других обстоятельств конкретного дела.
     Должностным  лицам Роспотребнадзора надлежит соблюдать требования
статьи  29.1  и  части  1  статьи  29.4  Кодекса  по  каждому  делу об
административном правонарушении.
     Имея   в   виду,   что   Кодексом  допускается  продление  только
пятнадцатидневного  срока  рассмотрения  дел  при  наличии названных в
части  2  статьи  29.6  Кодекса  оснований,  а  течение срока давности
привлечения   к  административной  ответственности  приостанавливается
исключительно  в  предусмотренном  частью 5 статьи 4.5 Кодекса случае,
подготовку к рассмотрению дела необходимо начинать в возможно короткие
сроки    после    поступления    должностному    лицу   протокола   об
административном правонарушении и других материалов дела.
     В   том  случае,  когда  Кодексом  установлены  сроки  совершения
названных  в  определении  должностного  лица  процессуальных действий
(например,  направления  истребованных  должностным лицом сведений или
уведомления  о  невозможности  представления  таких сведений), в целях
своевременного   выполнения   соответствующих   действий   эти   сроки
необходимо указывать в определении.
     Управлениям  Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и
на  железнодорожном транспорте не следует оставлять без внимания факты
несоблюдения  установленных  Кодексом  сроков  выполнения  указанных в
определении  должностного лица процессуальных действий, особенно в тех
случаях,  когда  эти  нарушения  привели  к  истечению  срока давности
привлечения к административной ответственности до рассмотрения дела по
существу.   Учитывая,   что   Кодексом  не  предусмотрена  возможность
вынесения  какого-либо процессуального документа, в котором могло быть
обращено  внимание  соответствующих  организаций  и должностных лиц на
факты несвоевременного совершения названных в определении должностного
лица  процессуальных  действий,  на  выявленные  нарушения  необходимо
реагировать путем направления писем.
     Также  обращаем  внимание  на  то,  что  дела об административных
правонарушениях  подлежат рассмотрению в пятнадцатидневный срок со дня
получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола
об административном правонарушении и других материалов дела.
     Исходя  из  статьи  29.6 Кодекса, при наличии названных в части 2
этой  статьи  оснований  возможно  продление  пятнадцатидневного срока
рассмотрения дел об административных правонарушениях.
     Положения  части  2  названной  статьи  не  исключают возможности
неоднократного  продления  срока рассмотрения дела об административном
правонарушении.   Однако  в  этом  случае  общий  период,  на  который
осуществляется  продление,  не  должен превышать одного месяца, а срок
рассмотрения  дела с учетом продления не может составлять более одного
месяца  и пятнадцати дней со дня получения должностным лицом протокола
об административном правонарушении и других материалов дела.
     Одновременно  сообщаем,  в  случаях  хищения  имущества органов и
организаций  Роспотребнадзора  или  приобретения  права  на  имущество
органов    и    организаций    Роспотребнадзора   путем   обмана   или
злоупотребления  доверием,  органам  и  организациям  Роспотребнадзора
следует   осуществлять   защиту   своих   прав  не  только  способами,
предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации,
но  и  посредством  обращений  в  правоохранительные органы Российской
Федерации    с   целью   установления   в   противоправных   действиях
соответствующих  лиц  признаков составов преступлений, предусмотренных
Уголовным кодексом Российской Федерации.

Руководитель
                                                          Г.Г.ОНИЩЕНКО
6 февраля 2008 г.
N 01/682-8-32