МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ГИМС МЧС РОССИИ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО РФ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ 21 апреля 2005 г. (Д) 1. Общие положения 1.1. Методические рекомендации по организации производства дел об административных правонарушениях в структурах ГИМС МЧС России предназначены для формирования единого подхода по организации деятельности должностных лиц ГИМС при выявлении нарушений правил эксплуатации маломерных судов и иных норм, действующих в области обеспечения безопасности плавания и стоянки судов на водных объектах Российской Федерации. 1.2. В соответствии со ст. 1.3 и 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (ФЗ от 30.12.01 N 195-ФЗ, далее - КоАП РФ) производство по делу об административном правонарушении осуществляется только на основании норм КоАП РФ. 1.3. Порядок производства по делу об административном правонарушении, в том числе установление мер обеспечения указанного производства, определяется разделом IV (гл. 24 - 30) КоАП РФ. 1.4. Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законодательством, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 - здесь и далее в скобках указаны номера статей КоАП РФ). 1.5. При обнаружении содержания признаков состава преступления в административном правонарушении орган или должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, обязаны передать материалы дела в прокуратуру соответствующего административного деления. 1.6. Соблюдение требований законодательства при применении административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении осуществляется посредством систематического контроля со стороны вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорского надзора, правом обжалования, другими установленными законодательством способами (ст. 24.6). 1.7. Главные госинспекторы по маломерным судам субъектов РФ обязаны систематически проверять соблюдение инспекторским составом требований законодательства об административных правонарушениях при применении мер воздействия на граждан и должностных лиц. 2. Виды административных наказаний. Возбуждение дел об административных правонарушениях. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях 2.1. К гражданам и должностным лицам, нарушившим нормы КоАП РФ, должностными лицами ГИМС может быть применено одно из административных наказаний (ст. 3.2), за исключением толкований ч. 3 ст. 3.3: предупреждение; административный штраф (далее - штраф). Лишение граждан права управления маломерным судном осуществляется судебными органами. При малозначительности совершенного административного правонарушения должностное лицо ГИМС может ограничиться устным замечанием без составления протокола (ст. 2.9). 2.2. О совершении административного правонарушения должностное лицо ГИМС составляет протокол об административном правонарушении (прилож. 1, 2 - здесь и далее приложения не приводятся), что является возбуждением дела об административном правонарушении. Протокол заполняется, как правило, шариковой ручкой, вносимые в протокол исправления заверяются подписью должностного лица, составившего протокол. В случаях, когда за административное правонарушение предусмотрена ответственность в виде лишения граждан права управления судном и при возбуждении должностными лицами ГИМС дел об административных правонарушениях (составлении протоколов), предусмотренных: ч. 1 ст. 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)"; ч. 1 ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)"; ст. 19.6 "Непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения"; ст. 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ, протоколы и материалы к ним направляются для рассмотрения в судебные органы (ч. 1 ст. 3.8 и 28.8). В остальных случаях дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22; 8.23; 11.7, ч. 1; 11.8 - 11.12; 11.13, ч. 2, КоАП РФ, рассматриваются должностными лицами ГИМС или, в отношении несовершеннолетних, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав. Указанные в настоящем пункте статьи КоАП РФ приведены в приложении. Если нарушение совершено несколькими лицами, протокол составляется на каждое из этих лиц. При составлении протокола гражданину разъясняются его права и обязанности, о чем делается отметка в протоколе. Протокол подписывается лицом, его составившим, а также лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидетелями и потерпевшими. В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола в нем делается запись об этом. Лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения, замечания по содержанию протокола и мотивы своего отказа от его подписания. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами РФ. 2.3. Для пресечения административного правонарушения, а также для обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении должностные лица ГИМС вправе в пределах своих полномочий применять меры по обеспечению производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.1): доставление - принудительное препровождение физического лица в служебное помещение милиции или в иное служебное помещение в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения. О доставлении составляется протокол (прилож. 3) либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении (ч. 4 ст. 27.2); досмотр судов - обследование транспортного средства, проводимое без нарушения его конструктивной целостности для обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения, осуществляемое в присутствии двух понятых. О досмотре судна составляется протокол (прилож. 4 (ст. 27.9)); изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу о нем и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при досмотре судна, осуществляемом в присутствии двух понятых. Об изъятии вещей и документов составляется протокол (прилож. 5) либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении (ч. 5 ст. 27.10). Хранение изъятых вещей и документов осуществляется в установленном порядке (ч. 9 ст. 27.10); задержание судна (задержание и передача судна для хранения и техобслуживания за счет судовладельца на спецстоянку) производится в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 5 ст. 27.13). Указанные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении применяются должностными лицами ГИМС, как правило, совместно с представителями органов внутренних дел (ОВД); в необходимых случаях должностное лицо ГИМС вправе обратиться к должностным лицам ОВД с ходатайством о задержании лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 27.3). 2.3.1. При совершении административных правонарушений, влекущих лишение права управления судном, предусмотренных ч. 2 ст. 11.7; ст. 11.9 и ст. 11.11, должностные лица ГИМС имеют право изымать до вынесения постановления по делу об административном правонарушении удостоверение на право управления судном, о чем делается запись в протоколе и талоне к удостоверению. Талон служит временным разрешением на право управления судном до вступления в законную силу постановления об административном правонарушении (ч. 3, 5 ст. 27.10). 2.3.2. В случае обнаружения признаков подделки или выведенного из обращения удостоверения на право управления, талона к нему и судового билета эти документы изымаются до выяснения, о чем составляется протокол об изъятии документов (прилож. 5 (ч. 1, 5 ст. 27.10)). 2.3.3. Нарушение фиксируется просечкой компостером круглой формы в графе "номер нарушения по перечню" талона к удостоверению и заверяется подписью госинспектора по маломерным судам с проставлением даты. 2.3.4. Лицо, которое управляет судном в предполагаемом состоянии опьянения, отстраняется от управления и подлежит направлению на медосвидетельствование на состояние опьянения. Об этом составляется протокол (прилож. 6), копия которого вручается лицу, в отношении которого применена данная мера (ч. 1, 3 ст. 27.12). Медосвидетельствование на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 6 ст. 27.12). Акт медосвидетельствования прилагается к соответствующему протоколу (ч. 7 ст. 27.12). 2.3.5. При уклонении судоводителя от освидетельствования в присутствии двух свидетелей составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются признаки опьянения и действия нарушителя по уклонению от освидетельствования. 2.3.6. При нарушениях, предусмотренных ст. 11.9 КоАП РФ, должностным лицом ГИМС судоводитель или лицо, управляющее судном, отстраняется от управления им, а судно в случае необходимости задерживается и направляется на хранение на спецстоянку. Судно задерживается до устранения причины задержания (ст. 27.13). О задержании судна делается запись в протоколе об административном правонарушении или составляется протокол о задержании, включающий, в случае помещения судна на спецстоянку, перечень находящегося на нем имущества (прилож. 7*). Копия протокола вручается лицу, в отношении которого применена данная мера, а при помещении судна на спецстоянку - также лицу, ответственному за хранение судна на этой стоянке. При передаче судна на спецстоянку составляется Акт на передачу задержанного судна на спасстанцию ГИМС (прилож. 8*). На спасстанции ГИМС ведется учет задержанных судов лицом, ответственным за их хранение (прилож. 9* и 10*). 2.3.7. Судоводителю сообщается о месте хранения задержанного судна при вручении протокола об административном правонарушении или протокола о задержании судна. 2.3.8. Срок задержания судна исчисляется с момента составления протокола об административном правонарушении. Срок хранения судна исчисляется в часах с момента его помещения на спецстоянку. Плата за транспортировку и хранение судна взимается в установленном порядке. 2.3.9. Должностное лицо ГИМС, осуществляющее транспортировку судна, опечатывает конструктивно предусмотренные места доступа. Вред, причиненный задержанному маломерному судну и находящемуся на нем имуществу при его транспортировке или хранении на спецстоянке, возмещается в соответствии с законодательством РФ. 2.3.10. Доступ судоводителя (судовладельца, представителя судовладельца) к находящемуся на специальной стоянке задержанному маломерному судну осуществляется в присутствии лица, отвечающего за его хранение. Должностное лицо ГИМС, убедившись в устранении причины задержания судна, дает разрешение (в письменной форме) на выдачу судна со спецстоянки и делает соответствующую запись в протоколе об административном правонарушении или протоколе о задержании. Выдача задержанного судна судоводителю (судовладельцу, представителю судовладельца) производится на основании разрешения (в письменной форме) должностного лица ГИМС после оплаты расходов, связанных с перемещением его на спецстоянку и его хранением. 2.3.11. Взаимодействие должностных лиц ГИМС с лицами, ответственными за хранение судов на спецстоянке и их выдачу, осуществляется на основе типового договора (прилож. 11*). 2.3.12. При отсутствии в составе ГИМС спецстоянок задержанные суда помещаются на специально отведенные охраняемые места баз (сооружений) для стоянок судов. 2.4. Протокол об административном правонарушении и материалы к нему, обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления судном, направляются в судебные органы в течение суток с момента составления протокола. 2.5. При административном правонарушении, повлекшем повреждения судов, грузов, имущества или сооружений с нанесением материального ущерба, к протоколу прилагаются схемы, графики, объяснения участников и свидетелей происшествия, другие документы, которые подписываются составившими их должностными лицами, судоводителями и свидетелями. 2.6. Должностные лица ГИМС для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях обязаны рассматривать (ст. 28.1): материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других госорганов, органов местного самоуправления и общественных объединений, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. 3. Рассмотрение дел об административных правонарушениях 3.1. Должностные лица ГИМС рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные: ч. 2 ст. 11.7 "Нарушение правил плавания"; ст. 11.8 "Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления"; ст. 11.9 "Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения"; ст. 11.10 "Нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах"; ст. 11.11 "Нарушение правил погрузки и разгрузки судов"; ст. 11.12 "Нарушение правил пользования базами (сооружениями) для стоянок судов"; ч. 2 ст. 11.13 "Нарушение правил выпуска судна в плавание или допуск к управлению судном лиц, не имеющих соответствующего диплома (свидетельства, удостоверения) либо находящихся в состоянии опьянения" в части поднадзорных им судов и баз (сооружений) для их стоянок; ст. 8.22 "Выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума"; ст. 8.23 "Эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума" (КоАП РФ). 3.2. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По письменному ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено должностными лицами ГИМС по месту жительства данного лица. Дело об административном правонарушении, влекущем лишение права управления судном, может быть рассмотрено по месту регистрации (учета) указанного судна (ч. 4 ст. 29.5). 3.3. Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению в органах ГИМС, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ч. 1 ст. 24.3). 3.4. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке - государственном языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может осуществляться на государственном языке республики, на территории которой находится орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2). 3.5. Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится должностным лицом ГИМС, рассматривающим дело, в виде определения (ч. 2 ст. 24.3). 3.6. Должностное лицо ГИМС при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела должностным лицом ГИМС; правильно ли составлены протоколы и иные материалы дела об административном правонарушении; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; имеются ли ходатайства и отводы. 3.7. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в 15-дневный срок со дня получения должностным лицом, правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (ч. 1 ст. 29.6). В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом ГИМС, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока выносится мотивированное определение. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня обнаружения (ч. 1 ст. 4.5). В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, наказание может быть назначено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении (ч. 4 ст. 4.5). 3.8. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего данное дело (ст. 29.7). Должностное лицо, рассматривающее дело: объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какой статьи КоАП РФ привлекается к административной ответственности, устанавливает факт явки физического, должностного лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; выясняет причины неявки участников производства по делу; принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; рассматривает заявленные отводы и ходатайства; выносит определение об отложении рассмотрения дела в случае: - поступления заявления о самоотводе или об отводе должностного лица, рассматривающего дело, если его отвод препятствует рассмотрению дела по существу; - отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу; - необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; выносит определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, при неявке указанного лица без уважительной причины; выносит определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. После этого, в случае отсутствия причин для отложения рассмотрения дела, оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или должностного лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение. 3.9. Должностное лицо ГИМС при рассмотрении дела обязано выяснить: был ли факт административного правонарушения, виновно ли данное лицо в совершении административного правонарушения; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; причинен ли материальный ущерб; имеются ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение в судебные органы, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, административную комиссию и иные коллегиальные органы субъекта РФ, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. 3.10. Объяснение лица, имеющего отношение к рассматриваемому делу (свидетель, потерпевший, лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении), должно быть оформлено в письменном виде с указанием даты и подписью лица, его составившего. 3.11. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела. Если при составлении протокола лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, и потерпевшие не были поставлены в известность о времени и месте рассмотрения дела, они приглашаются в органы ГИМС путем направления по месту жительства (работы) извещения с уведомлением о вручении (прилож. 12). 3.12. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии со ст. 25.1 КоАП Российской Федерации. 3.13. Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных соответствующей статьей КоАП Российской Федерации. При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. 3.14. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же должностным лицом, наказание назначается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. 3.15. Военнослужащие, призванные на сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. К военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, административное наказание в виде штрафа не применяется (ст. 2.5). 3.16. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление (ст. 29.9): о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу. 3.17. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления. 3.18. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение: о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством РФ; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица. 3.19. В постановлении по делу об административном правонарушении (прилож. 13) должны быть указаны (ст. 29.10): должность, фамилия, имя, отчество должностного лица ГИМС, вынесшего постановление; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления; дата вступления в силу постановления; дата выдачи постановления лицу, в отношении которого оно вынесено. 3.20. Если в качестве административного наказания назначается штраф, то его размер указывается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения (ст. 3.5), и ее рублевом эквиваленте. 3.21. В случае, если при совершении административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения (ч. 1 ст. 28.6), протокол об административном правонарушении не составляется, а уполномоченным на то должностным лицом на месте совершения административного правонарушения оформляется предупреждение (прилож. 14). Если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.6). 3.22. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку или высылается в течение трех дней лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе, о чем делается соответствующая запись в деле. Одновременно разъясняется порядок обжалования и исполнения постановления. 3.23. Определение о передаче дела об административном правонарушении (прилож. 15) оформляется в соответствии со ст. 29.12 КоАП РФ. 3.24. При установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, должностное лицо ГИМС, рассматривающее дело об административном правонарушении, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий. Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах должностному лицу ГИМС, внесшему представление (ст. 29.13). 4. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях 4.1. Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу (ст. 31.1): после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано; после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление. Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами (ч. 1 ст. 31.2). 4.2. Постановление о назначении административного наказания подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. 4.3. Постановление об административном правонарушении не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9). В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления о назначении административного наказания (при подаче жалобы, принесении протеста) течение срока давности приостанавливается до рассмотрения жалобы, протеста или истечения срока отсрочки или приостановления (ч. 3 ст. 31.9). 4.4. Штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Сумма штрафа вносится лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию (ч. 3 ст. 32.2), за исключением случаев взимания штрафа на месте совершения правонарушения (если сумма штрафа не превышает 1 МРОТ) по постановлению-квитанции (ч. 1 ст. 32.3). Банковские реквизиты для уплаты штрафа указываются должностными лицами ГИМС в копии постановления по делу либо на квитанции, выдаваемой нарушителю на руки. В случае неуплаты административного штрафа нарушителем в тридцатидневный срок ксерокопия постановления направляется с препроводительным письмом (прилож. 17) судебному приставу-исполнителю для обращения взыскания на личное имущество нарушителя в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2). 4.5. Нарушитель возвращает постановление о наложении штрафа с отметкой об исполнении должностному лицу, вынесшему постановление. 4.6. При предъявлении квитанции об уплате штрафа она приобщается к протоколу. По просьбе нарушителя квитанция об уплате штрафа возвращается ему, о чем делается запись в протоколе с указанием номера квитанции, наименования банка и даты уплаты штрафа. 4.7. Постановление судьи о лишении права управления маломерным судном исполняется должностными лицами органов ГИМС путем изъятия удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему. Срок лишения права управления маломерным судном исчисляется в соответствии со ст. 32.7 КоАП РФ. По истечении срока лишения права управления маломерным судном удостоверение на право управления маломерным судном и талон к нему подлежат возврату судоводителю. 5. Рассмотрение жалоб и протестов на постановление об административном правонарушении 5.1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, его законными представителями и защитниками, а также потерпевшим: вынесенное судьей - в вышестоящий суд; вынесенное должностным лицом ГИМС - вышестоящему должностному лицу ГИМС либо в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение. 5.2. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье либо вынесшему постановление по делу должностному лицу ГИМС, которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд либо вышестоящему должностному лицу, соответственно. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается. 5.3. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска десятисуточного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, этот срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования выносится определение. 5.4. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд либо должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу. 5.5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом единолично (ст. 30.6). Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме. 5.6. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5) или предусматривающих возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочным судьей, должностным лицом ГИМС. При вынесении данного решения выносится определение о передаче жалобы на рассмотрение по подведомственности. 5.7. Решение по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (прилож. 18) должно содержать сведения, содержащиеся в постановлении об административном правонарушении. 5.8. Решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения по жалобе в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или должностному лицу, в отношении которых было вынесено постановление по делу, или их законным представителям, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы и прокурору по его просьбе. 5.9. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом ГИМС, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. 5.10. Отмена постановления об административном правонарушении с прекращением дела влечет за собой: возврат изъятого удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему; возврат взысканной денежной суммы; погашение просечки в талоне. 6. Делопроизводство по административным правонарушениям 6.1. Делопроизводство по административным правонарушениям в территориальном органе ГИМС ведет ответственный исполнитель, назначаемый начальником территориального органа ГИМС, а в подразделениях - руководители подразделений. 6.2. Пронумерованные бланки протоколов (прилож. 1 - 2) являются бланками строгой отчетности, учитываются в территориальном органе ГИМС в книге учета материальных ценностей и выдаются в подразделения ГИМС с разрешения начальника территориального органа Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России под роспись руководителя подразделения. 6.3. Получение, учет, хранение, выдача бланков протоколов осуществляется в соответствии с установленным порядком учета, хранения, выдачи и списания документов и бланков строгой отчетности в территориальном органе Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. 6.4. Испорченные бланки протоколов и корешки оформленных протоколов являются основанием для их списания и сдаются ответственному исполнителю. 6.5. Оформленные протоколы и материалы дел об административных правонарушениях, изъятые удостоверения на право управления маломерным судном и иные документы регистрируются в течение одних суток в инспекторских подразделениях ГИМС в "Журнале учета дел об административных правонарушениях" (прилож. 19). 6.6. Протоколы об административных правонарушениях, по которым предусмотрено лишение права управления маломерным судном, материалы к ним, обосновывающие необходимость лишения судоводителя права управления маломерным судном, с препроводительными письмами высылаются мировому судье по месту совершения правонарушения, копии отправленных документов остаются в подразделениях ГИМС. 6.7. Документы и материалы дел об административных правонарушениях, по которым вынесены постановления, до их исполнения находятся на контроле у должностного лица, вынесшего постановление. 6.8. Документы и материалы дел об административных правонарушениях, по которым постановления исполнены, подшиваются руководителем подразделения ГИМС в папки и хранятся в течение 2 лет, следующих за годом окончания исполнения постановления, после чего уничтожаются в установленном порядке. 6.9. Корешки протоколов и испорченные бланки протоколов сдаются ответственному исполнителю как отчетные материалы и хранятся в территориальном органе ГИМС в течение 2 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке. 6.10. Сроки производства по делам об административных правонарушениях не должны превышать сроков, регламентированных Кодексом об административных правонарушениях РФ (ст. 3.8; 3.11; 4.5; 4.6; 28.5; 28.7; 28.8). 6.11. Отчетные данные о применении законодательства об административных правонарушениях (количество, вид, квалификация административных правонарушений, виды наказаний, суммы наложенных штрафов, суммы взысканных штрафов и т.п.) направляются руководителем подразделения в территориальный орган ГИМС в установленные сроки. |