МОСКОВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕКЛАРАЦИЯ СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ 26 октября 1999 г. (НЦПИ) Мы, Главы государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 2 февраля 1999 года, исходя из общего стремления к расширению и углублению многостороннего сотрудничества на основе положений, зафиксированных в Договоре, стремясь в преддверии XXI века придать новый импульс взаимовыгодному равноправному сотрудничеству, заявляем о нижеследующем. Основной целью интеграции наших стран на данном этапе является завершение формирования Таможенного союза, как непременного условия подъема национальных экономик, повышения жизненного уровня людей и устойчивого демократического развития. По нашему общему убеждению, несмотря на объективные сложности интеграционных процессов и негативное воздействие мирового финансового кризиса, в рамках Таможенного союза удалось добиться позитивных экономических результатов. Согласованы совместные действия государств-участников по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса, заложены основы общего таможенного тарифа, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начато формирование единого правового пространства, определены направления сближения и гармонизации законодательств. В рамках осуществления программы десяти простых шагов навстречу простым людям решаются многие социальные и гуманитарные проблемы. Мы полны решимости обеспечить реализацию приоритетных задач развития интеграционных процессов на ближайшую перспективу, направленных на: эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда; создание условий стабильного развития структурной перестройки экономик наших государств; проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики; развитие единых транспортных, энергетических, информационных и правовых систем; выработку комплекса согласованных мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации. Деятельность Таможенного союза по развязке ключевых экономических проблем подтверждает действенность разноскоростной интеграции в рамках региональных объединений и Содружества Независимых Государств в целом. Мы единодушны в том, что дальнейшее поступательное развитие интеграционных процессов в рамках Таможенного союза возможно только при условии политической и экономической стабильности в государствах-участниках. В этом плане мы выступаем против любых форм проявления международного терроризма, политического и религиозного экстремизма, угрожающих безопасности общества и граждан наших стран. Выражаем уверенность в том, что усилия по формированию единого экономического пространства Таможенного союза и в дальнейшем будут получать всемерную поддержку народов государств-участников, способствовать наращиванию темпов экономической стабилизации и повышению жизненного уровня наших граждан. Наш союз открыт для присоединения любого государства СНГ, признающего его принципы и готового взять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из принятых документов. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко 26 октября 1999 г. Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев 26 октября 1999 г. Президент Кыргызской Республики Аскар Акаев 26 октября 1999 г. Президент Российской Федерации Борис Ельцин 26 октября 1999 г. Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмонов 26 октября 1999 г. Приложение к Декларации Программа гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года 1. Общие положения Программа гармонизации (сближение и унификация) национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (далее Договор) представляет собой системы взаимосогласованных государствами-участниками Договора взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления. Стержнем Программы гармонизации является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, унификации (гармонизации) национальных законодательств, их постепенность и этапность реализации. Необходимость разработки и принятия Программы гармонизации объективно обусловлена тенденциями сближения национальных законодательств государств-участников Договора и приведения их в соответствие с межгосударственными, межправительственными и межведомственными договорами, заключаемыми в развитие интеграционных процессов. 2. Цель и основные принципы гармонизации Цель гармонизации - установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования правоотношений в рамках Договора посредством юридической интерпретации положений заключенных международных договоров, решений органов управления интеграцией в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты. Основные принципы гармонизации: - согласованность правового регулирования на принципах, взаимоприемлемых для законодательств государств-участников Договора; - синхронность принятия актов по вопросам углубления интеграции; - последовательность этапов гармонизации в соответствии с юридической значимостью и иерархией законодательных и иных нормативных правовых актов; - приоритетность общепринятых принципов международного права над актами национального законодательства. 3. Этапы, основания и механизм гармонизации Гармонизация национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников Договора осуществляется поэтапно. Первый этап: определение требующих гармонизации: - отраслей законодательства; - сфера в рамках отдельной отрасли законодательства; - проблемных вопросов правового регулирования в отдельной сфере законодательства. Второй этап: проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, определение их соответствия заключенным международным договорам с последующей подготовкой рекомендацией по их гармонизации. Третий этап: определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации, с учетом их юридической значимости в правоприменительной практике и иерархии. Четвертой этап: синхронное принятие законодательных и иных нормативных правовых актов соответствующими государственными органами. Пятый этап: контроль за реализацией решений органов управления интеграцией по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов. Основаниями гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств-участников Договора является: - заключенные международные договоры, из которых возникает либо может возникнут необходимость гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - решения Межгосударственного Совета; - решения Совета глав правительств; - модельные законодательные акты и другие акты Комитета; - решения Интеграционного Комитета; - межведомственные договоры, заключаемые соответствующими государственными органами государств-участников Договора; - собственная инициатива государств-участников Договора. Механизм гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов заключается в следующем: - изъятии действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов из правовой системы национального законодательства; - приведении действующих национальных и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в сферах, где возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального законодательства; - правовой интерпретации модельных законодательных и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в сферах, где возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального законодательства; - включении международных договоров в национальные правовые системы; - восполнении правовых пробелов национального законодательства путем принятия новых законодательных и иных нормативных правовых актов во исполнение заключенных международных договоров. Предложения о принятии мер по гармонизации законодательных и иных нормативных актов должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования в контексте отношений между государствами-участниками Договоров и проблем, возникающей в этой связи, для осуществления целей и принципов заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией. 4. Основные аспекты, подлежащие гармонизации Основные аспекты, подлежащие гармонизации, по которым государства-участники Договора стремятся достигнуть общности позиций: - правовой статус субъектов гражданских прав, включая особенности правового положения в гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов государств-участников; - правовой режим приобретения имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение резидентами и нерезидентами государств-участников; - правовой режим создания, осуществления деятельности ликвидации (включая банкротство) и ответственности юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; - правовой режим обязательственного, вещного, авторского права и иных правоотношений, вытекающих из договоренностей об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; - правовой механизм участия государства, административно-территориальных единиц, государственных органов в правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством; - регулирование денежно-кредитной и валютно-финансовой систем, налогообложения, банковской деятельности; - общие принципы ценообразования в гражданско-правовых и административно-правовых правоотношениях; - правовой режим охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, включая предотвращение и ликвидацию последствий явлений природного и техногенного характера. 5. Координация работы по гармонизации Координацию работы по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляет Координационный совет по гармонизации, Положение о котором утверждается Межпарламентским Комитетом и Интеграционным Комитетом. Направления координации: - координация совместной работы органов управления интеграцией и государств-участников Договора по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - координация законопроектных планов разрабатываемых модельных законодательных и иных нормативных правовых актов; - по согласованию с государствами - участниками Договора координация национальных законопроектных планов и планов подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов; - взаимодействие с компетентными государственными органами сторон, осуществляющими законопроектную работу и работу по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов; - координация правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам, как форма гармонизации законодательства на уровне правоприменения. 6. Межгосударственный Совет и Совет глав правительств в решении проблем гармонизации Межгосударственный Совет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах: - принимает решения о том, какие законодательные и иные нормативные правовые акты, с учетом заключенных международных договоров и ранее принятых решений органов управления интеграцией подлежат сближению и унификации; - устанавливает последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов; - принимает решения по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов, как в отношении конкретных актов, действующих на территориях государств-участников Договора, так и в отношении определенных областей правового регулирования; - разрешает вопрос о том, какие меры по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов следует применить в отношении соответствующих актов государственных органов государств-участников Договора либо, с учетом принятых Межгосударственным Советом решений, в соответствующей области правового регулирования. В случаях, когда по общему мнению государств-участников Договор это является необходимым и оправданным Межгосударственный Совет вправе принимать следующие акты: а) решения, устанавливающие единые для государств-участников Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами-участниками; б) резолюции, являющиеся обязательными для государства-участника или государств-участников, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы форм и методов действий; в) рекомендации, не являющиеся обязательными. Указанные акты Межгосударственного Совета принимаются им на основании предложений Интеграционного Комитета, вносимых, в случае необходимости, после консультаций с Межпарламентским Комитетом и одобренных Советом глав правительств. Предложения о принятии документов по гармонизации законодательств, вносимые Межпарламентским Комитетом, подлежат предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который, после консультаций в случае необходимости с Межпарламентским Комитетом, вносит в Совет глав правительств соответствующие рекомендации. Настоящим не ограничивается право Межпарламентского Комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный характер, как это предусматривается в статье 22 Договора. Совет глав правительств участвует в решении проблем гармонизации в соответствии со своей компетенцией, а также в случаях, когда полномочия Межгосударственного Совета делегируются Совету глав правительств, при условии принятия Межгосударственным Советом соответствующего решения. 7. Интеграционный Комитет в решении проблем гармонизации Интеграционный Комитет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах. Организационное обеспечение, которое заключается в: - подготовке, согласовании и внесении на заседания Совета глав правительств и Межгосударственного совета проектов договоров и решений по вопросам, связанным с гармонизацией законодательства; - организации работы Координационного совета по гармонизации законодательства, подготовке его заседаний, проектов решений и рекомендаций, организации и участии в работе групп экспертов по отдельным модельным законопроектам и иным документам; - создании специализированной структуры - отдела гармонизации законодательства Главного правового управления в аппарате Интеграционного Комитета; - организации информационного обмена по вопросам гармонизации законодательства; - создании системы независимой международной правовой экспертизы национальных законодательств на соответствие развитию процессов интеграции; - организации проведения согласованной законопроектной политики в рамках интеграции; - создании консультативно-экспертного правового Совета при Интеграционном Комитете. Информационное обеспечение, которое заключается в: - создании интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации государств-участников Договора; - создании в Интеграционном Комитете и организации работы Информационно-аналитического центра; - налаживании каналов прямой и обратной информационной связи (включая связь по Интернет, модемную, факсимильную) по вопросам совершенствования законодательства с аппаратами глав государств, парламентов, правительств и другими компетентными органами государств-участников Договора и национальными центрами правовой информации. Методическое обеспечение, которое заключается в: - разработке концепции формирования правового пространства Таможенного союза и Единого экономического пространства, с последующим утверждением решением Межгосударственного Совета; - правовой экспертизе действующих и находящихся на рассмотрении в парламентах государств-участников Договора проектов национальных законодательных актов; - участии экспертов Интеграционного Комитета в создании нормативно-правовой базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики; - выпуске приложений "Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции. Научное обеспечение Интеграционным Комитетом гармонизации национальных законодательств заключается в: - проведении международных научно-практических конференций по проблемам законодательства в сферах, где возникла, либо может возникнуть необходимость гармонизации законодательства; - подготовке тематических сборников, научных и научно-методических материалов по проблемам гармонизации законодательства; - организации и участии в работе экспертных советов, рабочих групп по проблемам гармонизации отдельных сфер законодательства. 8. Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации осуществляет следующие задачи и функции: - совместно с Интеграционным Комитетом формирует планы законотворческой деятельности; - принимает модельные законодательные акты в областях не урегулированных национальными законодательствами, международными договорами и соглашениями; - разрабатывает Основы законодательств по отраслям права, содержащих согласованные начала правового регулирования, утверждаемые Межгосударственным Советом и после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, включаемых в правовые системы государств - участников Договора; - разрабатывает проекты договоров межгосударственного и межправительственного характера по вопросам гармонизации национальных законодательств; - совместно с Интеграционным Комитетом организует в деятельность Координационного Совета по гармонизации, его рабочих групп и участвует в их работе; - организует и проводит сравнительно-правовой анализ национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подготавливает предложения и рекомендации по их сближению, унификации и гармонизации; - готовит предложения по трансформации документов Межгосударственного Совета, Совета глав правительств, Интеграционного Комитета и Межпарламентского Комитета в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты государств - участников Договора; - обеспечивает информационный обмен по вопросам сближения и гармонизации национальных законодательств; - совместно с парламентами государств-участников Договора организует систему независимой правовой экспертизы национальных законодательств на соответствие заключенным международным договорам; - дает рекомендации по проведению согласованной законопроектной политики в рамках интеграции; - участвует в формировании интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации государств-участников Договора; - оказывает правовую помощь по вопросам интеграции государственным органам государств-участников Договора; - участвует в заседаниях национальных парламентов, парламентских слушаниях и работе комитетов парламентов государств-участников Договора; - совместно с Интеграционным Комитетом разрабатывает программы создания правовой основы интеграции государств - участников Договора, с последующим утверждением Межгосударственным Советом; - проводит международные научно-практические конференции по проблемам законодательства в сферах, где возникла либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных закононодательных и иных нормативно-правовых актов; - совместно с Интеграционным Комитетом выпускает приложение "Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции; - осуществляет подготовку тематических сборников материалов по проблемам гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов. 9. Государства - участники Договора в решении проблем гармонизации Государства-участники Договора в лице своих уполномоченных органов участвуют в решении проблем гармонизации в следующих аспектах: - координируют деятельность по подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, включая проекты нормативных правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты; - участвуют в заключении международных договоров, включая их подготовку, обсуждение, в том числе по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов; - участвуют в подготовке, принятии и реализации решений органов управления интеграцией, в том числе по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов; - участвуют в обсуждении и принятии модельных законодательных актов и их трансформации в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты; - участвуют в обсуждении и принятии иных документов, касающихся вопросов гармонизации; - участвуют в работе научно-практических конференций, Координационного совета по гармонизации, экспертных совещаниях, согласительных комиссий и иных мероприятиях по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов; - обеспечивают реализацию заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией; - определяют и координируют основные направления законотворческой и нормотворческой деятельности, в том числе в части гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - обеспечивают работу интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации, обмен правовой информацией совместно с органами управления интеграцией; - взаимодействуют при проведении сравнительно-правового анализа, научных исследований по вопросам, затрагивающим проблемы гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - осуществляют иные меры по гармонизации, которые сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом. 10. Первоочередные задачи гармонизации В первоочередном порядке гармонизации в соответствии с заключенными международными договорами и решениями органов управления интеграцией подлежат следующие области законодательного регулирования: гражданское законодательство; законодательство о валютном регулировании и валютном контроле; законодательство о внешнеэкономической деятельности; законодательство о транспортной деятельности; налоговое законодательство; законодательство в сфере бюджетного регулирования; таможенное законодательство; законодательство об экспортном контроле; законодательство о предпринимательской деятельности; законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей силы; законодательство об аграрной сфере; законодательство об образовании; законодательство о труде и охране труда; законодательство о научных технологиях; законодательство в сфере информационного обеспечения и использования средств массовой информации; законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере; других сферах национальных законодательств. 11. Ожидаемый результат гармонизации Ожидаемым результатом гармонизации является становление и развитие международной правосубъектности Таможенного союза, создание соответствующей правовой системы и организационно-правовых условий (предпосылок) для его эффективного функционирования. Правовую систему Таможенного союза будут составлять нормативные правовые акты, отвечающие следующим требованиям: - содержащие нормы права, соответствующие положениям Договора и других договоров, заключенных государствами-участниками Договора; - обеспечивающие единообразное понимание и применение норм, установленных в нормативных правовых актах, всеми участниками правоотношений; - оказывающие прямое действие, по возможности исключающее необходимость принятия ведомственных актов, инструкций, правил, положений, приказов, в случае если такая необходимость все же возникла, предусматривать возможность гармонизации подзаконных актов; - содержащие реальные гарантии и механизмы их выполнения, меры ответственности и стимулы правомерной деятельности; - предусматривающие системность и внутреннюю связь принимаемых актов и актов национальных законодательств Сторон. 26 октября 1999 г. |