Без названия. Письмо. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. 15.03.05 АП-847/03


                                ПИСЬМО

                ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ
                  И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ ХОЗЯЙСТВУ

                           15 марта 2005 г.
                             N АП-847/03

                                 (Д)


     В  соответствии  с поручением Министерства регионального развития
Российской  Федерации  от  14  марта  2005  г. N 876-МП/30 Федеральное
агентство   по   строительству   и   жилищно-коммунальному   хозяйству
рассмотрело  обращения  руководителей  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации и региональных общественных организаций
и в пределах своей компетенции сообщает.
     С  января  текущего  года  вступил в силу Федеральный закон от 22
августа 2004 г. N 122-ФЗ.
     В  соответствии  с  указанным  Федеральным  законом  разграничены
полномочия   между   федеральными   органами  государственной  власти,
органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и
органами  местного  самоуправления по социальной защите граждан, в том
числе и по оплате жилья и коммунальных услуг.
     В  соответствии  с  вышеназванным Федеральным законом большинство
категорий  граждан  сохраняет  право  на предоставление мер социальной
поддержки  (льгот)  по  оплате  жилья  и  коммунальных  услуг  в ранее
установленном размере.
     Меры  социальной  поддержки  граждан  ("федеральных льготников"),
установленные    федеральными    законодательными   актами,   являются
расходными обязательствами Российской Федерации.
     Согласно  вышеназванному  Федеральному  закону вопросы социальной
поддержки  ветеранов  труда,  жертв  политических  репрессий  и семей,
имеющих  детей  (в  том  числе  многодетных  семей), а также отдельных
категорий  граждан,  работающих  и  проживающих  в сельской местности,
отнесены   к  полномочиям  органов  государственной  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  определяются  законами  и иными нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации.
     Меры    социальной    поддержки   указанных   категорий   граждан
("региональных   льготников")   являются   расходными  обязательствами
субъектов Российской Федерации.
     К    настоящему   времени   результаты   проведенного   Росстроем
мониторинга  показали,  что  во  всех  субъектах  Российской Федерации
приняты  законодательные  и нормативные правовые акты в целях оказания
мер  социальной  поддержки  по  оплате  жилья  и  коммунальных услуг и
установления формы их предоставления гражданам Российской Федерации.
     В  подавляющем  большинстве  регионов  Российской Федерации форма
предоставления  мер  социальной  поддержки (льгот) гражданам по оплате
жилья     и    коммунальных    услуг,    установленных    федеральными
законодательными   актами   и  законодательством  субъекта  Российской
Федерации,     сохранена     в    виде    уменьшения    платежей    за
жилищно-коммунальные услуги (в натуральной форме).
     Исключение составляют Республика Татарстан и Тюменская область, в
которых предоставление мер социальной поддержки (льгот) "федеральным и
региональным   льготникам"   осуществляется  в  денежной  форме  путем
перечисления   бюджетных  средств  на  персонифицированные  социальные
счета. При этом сохранен прежний объем льгот.
     В  Тверской  области,  Республике  Тыва "региональным льготникам"
предусмотрены ежемесячные денежные выплаты, в составе которых и льготы
по  жилищно-коммунальным  услугам. Данные денежные выплаты не являются
равнозначной   заменой   и   в   регионах  должны  быть  предусмотрены
дополнительные  меры,  обеспечивающие сохранение и возможное повышение
ранее  достигнутого  уровня социальной защиты граждан в соответствии с
положениями, закрепленными в Федеральном законе N 122-ФЗ.
     Многодетным  семьям в ряде регионов России льготы предоставляются
в  виде  жилищных  субсидий  и  денежных  выплат.  Но есть регионы, не
принявшие  законодательные акты, касающиеся мер социальной поддержки в
отношении  многодетных  семей  (Республика  Саха  (Якутия),  Читинская
область).
     В   отношении   оказания   социальной   поддержки   специалистам,
работающим  в  сельской  местности,  необходимо  отметить разнообразие
принятых  форм  поддержки  в субъектах Российской Федерации, а именно:
денежные  компенсации,  равноценные  фактическим  расходам  по  оплате
жилья, отопления и освещения, и денежные выплаты.
     Результаты  проведенного  мониторинга показали, что в подавляющем
большинстве  регионов  Российской  Федерации  форма предоставления мер
социальной  поддержки (льгот) гражданам по оплате жилья и коммунальных
услуг,    установленных   федеральными   законодательными   актами   и
законодательством  субъекта  Российской  Федерации,  сохранена  в виде
уменьшения  платежей  за  жилищно-коммунальные  услуги  (в натуральной
форме).
     Согласно  статье  26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N
184-ФЗ     "Об    общих    принципах    организации    законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов  Российской  Федерации"  (с  учетом  изменений и дополнений,
внесенных  Федеральным  законом  от  4  июля  2003 г. N 95-ФЗ) вопросы
предоставления   субвенций  местным  бюджетам  для  выплаты  гражданам
адресных  субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в соответствии
с устанавливаемыми органами государственной власти субъекта Российской
Федерации  стандартами  оплаты  жилья  и коммунальных услуг отнесены к
полномочиям   органов   государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации.   Указанные   полномочия  осуществляются  данными  органами
самостоятельно  за  счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
(за  исключением  субвенций  из  федерального  бюджета). Осуществление
указанных   полномочий   может  в  порядке  и  случаях,  установленных
федеральными  законами,  дополнительно финансироваться за счет средств
федерального   бюджета   и  федеральных  государственных  внебюджетных
фондов.
     Постановлением   Правительства   от  11  февраля  2005  г.  N  70
утверждены  Правила  предоставления  субсидий  из  Федерального  фонда
софинансирования  социальных расходов на частичное возмещение расходов
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации на предоставление гражданам
субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
     В  части,  касающейся  повышения  тарифов на жилищно-коммунальные
услуги, сообщаем следующее.
     Агентством   осуществляется   оперативный   мониторинг   тарифной
политики, проводимой субъектами Российской Федерации.
     По  итогам  проведенного  анализа на начало марта текущего года в
среднем  по  России  рост цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги
составляет  около  30  процентов,  а  в  отдельных  регионах - 30 - 40
процентов.  Во  многом данная ситуация связана с политикой, проводимой
Региональной энергетической комиссией.
     В  то  же  время  в  соответствии с Постановлениями Правительства
Российской  Федерации  от  26.08.2004  N 441 "О федеральных стандартах
оплаты  жилья  и  коммунальных  услуг и порядке возмещения расходов на
капитальный  ремонт  жилья  на  2005  год"  и  от  17.02.2004 N 89 "Об
утверждении   Основ   ценообразования  в  сфере  жилищно-коммунального
хозяйства"  органы  местного  самоуправления  при  установлении цен на
содержание  и  ремонт  жилья, а также тарифов на коммунальные услуги в
жилых   помещениях   должны   исходить   из  необходимости  возмещения
экономически   обоснованных   затрат   организаций  на  предоставление
жилищно-коммунальных  услуг  населению с учетом заключения независимой
экспертизы и стандартов качества таких услуг.
     В  целом  по  России  процент возмещения затрат предприятиям ЖКХ,
связанный   с  предоставлением  гражданам  льгот,  составил  78,7%,  а
субсидий - 91,9%.
     Суммарно  размер  неисполнения  бюджетом своих обязательств перед
предприятиями ЖКХ составил 15,7<...> млрд. рублей.
     В  настоящее  время идет процесс передачи государственных функций
предоставления  субсидий  и льгот на оплату жилья и коммунальных услуг
органам     социальной     защиты.     Это    позволит    предприятиям
жилищно-коммунального  хозяйства  освободиться  от  не свойственных им
функций и оздоровить свое финансовое состояние.
     Сложившееся  в  регионах  России  положение с недофинансированием
затрат  предприятий жилищно-коммунального хозяйства за предоставленные
льготы   по   оплате  жилищно-коммунальных  услуг  ставит  под  угрозу
устойчивость функционирования отрасли.
     Учитывая   изложенное,  считаем  необходимым  предложить  Минфину
России  рассмотреть  возможность  оказания  дополнительной  финансовой
помощи  из  федерального  бюджета  субъектам  Российской  Федерации на
погашение    накопившейся    задолженности    предприятиям    ЖКХ   за
предоставленные льготы по оплате ЖКУ.

                                                             А.А.ПОПОВ
15 марта 2005 г.
N АП-847/03