О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ НА РЫНКЕ РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ). Письмо. Министерство регионального развития РФ. 23.07.07 13741-ЮТ/07


                                ПИСЬМО

                МИНИСТЕРСТВО РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           23 июля 2007 г.
                            N 13741-ЮТ/07

                                 (Д)


     Министерство  регионального развития Российской Федерации в связи
с  многочисленными обращениями по вопросам деятельности организаций на
рынке   ритуальных   услуг   в   пределах  своей  компетенции  считает
необходимым дать следующие разъяснения.
     Имеющаяся  в  Минрегионе  России  информация  об  исполнении норм
Федерального  закона  от  12  января  1996  г.  N 8-ФЗ "О погребении и
похоронном  деле"  (далее  -  Закон  о  погребении  и похоронном деле)
свидетельствует,  что  исполнительные  органы  государственной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и органы местного самоуправления при
организации  похоронного  дела  повсеместно  допускают  нарушения  его
требований.   Принимают  акты  и  совершают  действия,  ограничивающие
самостоятельность  хозяйствующих субъектов, необоснованно предоставляя
муниципальным  унитарным  предприятиям  (специализированным службам по
вопросам   похоронного  дела)  полномочия  и  льготы,  ставящие  их  в
преимущественное   положение   по  отношению  к  другим  хозяйствующим
субъектам, работающим на рынке оказания ритуальных услуг.
     В  статье  14  Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О
защите  конкуренции"  (далее  - Закон о защите конкуренции) установлен
запрет   совершения  хозяйствующими  субъектами  (группой  лиц)  любых
действий,    которые   направлены   на   получение   преимуществ   при
осуществлении  предпринимательской деятельности, в том числе действий,
которые  причинили  или  могут  причинить  убытки другим хозяйствующим
субъектам,  либо  нанесли  или могут нанести вред их деловой репутации
(недобросовестная конкуренция).
     Таким  образом,  действия  специализированных  служб  в отношении
конкретных   хозяйствующих  субъектов,  также  оказывающих  ритуальные
услуги,   направленные  на  приобретение  необоснованных  преимуществ,
совершение  недобросовестных  действий,  которые имеют или могут иметь
указанные  в  статье  14  Закона  о  защите  конкуренции  последствия,
квалифицируются как не соответствующие требованиям указанной статьи.
     Вместе   с  тем  действия  (бездействие)  исполнительных  органов
государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного   самоуправления,   иных   осуществляющих  функций  указанных
органов,  органов или организаций, которые приводят или могут привести
к  недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рассматриваемом
товарном  рынке,  могут быть квалифицированы как нарушающие требования
статьи   15  Закона  о  защите  конкуренции,  а  в  случае  заключения
указанными  органами соглашений (осуществления согласованных действий)
между  собой  или хозяйствующими субъектами - как нарушение требования
статьи 16 Закона о защите конкуренции.
     Статьей  25  Закона  о  погребении  и  похоронном деле закреплены
гарантии  осуществления погребения путем организации похоронного дела,
предусматривающей  создание  специализированных служб, которые обязаны
оказывать    гарантированный   перечень   услуг   по   погребению   на
безвозмездной   основе.  Закон  о  погребении  и  похоронном  деле  не
предусматривает, что субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять
погребение  умершего  и оказывать услуги по погребению, ограничивается
специализированными службами, и что иные юридические и физические лица
лишены права заниматься этой деятельностью.
     Супруг,   близкие   родственники,   иные  родственники,  законные
представители,  иные  лица,  взявшие  на  себя обязанность осуществить
погребение  умершего,  могут получать ритуальные услуги (в том числе и
услуги  погребения)  у  любого  лица,  осуществляющего  оказание таких
услуг.  Иначе  следовало  бы признать, что у граждан отсутствует право
выбора организации, оказывающей такие услуги.
     Согласно   статье   1  Закона  о  погребении  и  похоронном  деле
погребение умершего гарантируется с учетом волеизъявления, выраженного
лицом при жизни, и пожелания родственников.
     В соответствии со статьями 6 и 9 Закона о погребении и похоронном
деле  погребение умершего осуществляется специализированной службой по
вопросам  похоронного  дела только в случае мотивированного отказа лиц
от исполнения волеизъявления умершего.
     Органы  местного  самоуправления  и  специализированные службы по
вопросам  похоронного  дела  не  вправе препятствовать в осуществлении
погребения   (в  том  числе  путем  предания  умершего  земле)  лицам,
исполняющим волеизъявление умершего, а также действующим от имени и по
поручению супруга, близких родственников, иных родственников, законных
представителей,  иных  лиц,  взявших  на  себя обязанность осуществить
погребение умершего.
     Статьями  1  и  421  Гражданского  кодекса  Российской  Федерации
предусматривается,  что  граждане (физические лица) и юридические лица
приобретают  и  осуществляют  свои  гражданские  права своей волей и в
своем  интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей
на   основе   договора   и   в  определении  любых  не  противоречащих
законодательству условий договора.
     Органы  местного  самоуправления,  специализированные  службы  по
вопросам  похоронного дела не вправе обязывать (понуждать) приобретать
услуги,  в том числе входящие в предусмотренный Законом о погребении и
похоронном   деле   гарантированный   перечень  услуг  по  погребению,
поскольку    такое    понуждение   прямо   противоречит   гражданскому
законодательству.
     Статьей  26 Закона о погребении и похоронном деле определено, что
финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств
соответствующих  бюджетов. Финансовое обеспечение кладбищ, находящихся
в  ведении  органов  местного  самоуправления,  осуществляется за счет
средств бюджетов муниципальных образований.
     В  соответствии  с  Федеральным  законом  от  6 октября 2003 г. N
131-ФЗ  "Об  общих  принципах  организации  местного  самоуправления в
Российской   Федерации"   к   вопросам  местного  значения  поселения,
городского   округа,   муниципального   района  относится  организация
ритуальных  услуг  и  содержание  мест  захоронения. Согласно пункту 4
части  1  статьи  17  названного  Федерального  закона в целях решения
вопросов  местного  значения органы местного самоуправления поселений,
муниципальных  районов  и  городских  округов обладают полномочиями по
установлению   тарифов   на   услуги,  предоставляемые  муниципальными
предприятиями  и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными
законами.
     В   связи   с   изложенным  муниципальные  унитарные  предприятия
(специализированные службы по вопросам похоронного дела) не правомочны
самостоятельно   устанавливать   цены  и  тарифы  на  оказываемые  ими
ритуальные услуги.
     Кроме   этого,   согласно  Общероссийскому  классификатору  видов
экономической  деятельности,  продукции  и  услуг,  ритуальные  услуги
относятся  к  бытовым  услугам  и  конечными их потребителями являются
граждане,  которые  в  целях  получения  тех  или  иных  бытовых услуг
заключают договоры бытового подряда.
     В  соответствии  со  статьями  426  и  730  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  договоры бытового подряда являются публичными и
цена  товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора
устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
     Федеральный  закон  от  9  апреля  2007  г.  N  45-ФЗ "О внесении
изменений   в   Кодекс   Российской   Федерации   об  административных
правонарушениях"   значительно   ужесточил   наказания   за  нарушения
антимонопольного законодательства.
     Вступившим   в   силу   Законом   за   заключение  ограничивающих
конкуренцию  соглашений  или  осуществление ограничивающих конкуренцию
согласованных   действий   предусмотрено  наложение  административного
штрафа:
     - на  должностных  лиц  в  размере  от 17 до 20 тысяч рублей либо
дисквалификация на срок до 3-х лет;
     - на   юридических   лиц  от  1  до  15%  размера  суммы  выручки
правонарушителя  от  реализации  товара  (работы,  услуги),  на  рынке
которого совершено правонарушение.
     За   невыполнение   в   установленный   срок  законного  решения,
предписания   антимонопольного  органа  о  прекращении  ограничивающих
конкуренцию   соглашений,   согласованных   действий,   о  прекращении
злоупотребления  хозяйствующим  субъектом  доминирующим  положением на
товарном  рынке,  о прекращении недискриминационного доступа к товарам
(работам,   услугам),   о   прекращении   нарушения   законодательства
Российской   Федерации   о  рекламе,  о  прекращении  недобросовестной
конкуренции  в  зависимости  от  конкретного состава административного
правонарушения предусматривается наложение административных штрафов:
     - на  должностных  лиц  в  размере  от 10 до 20 тысяч рублей либо
дисквалификация на срок до 3-х лет;
     - на юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
     Столь   жесткие   санкции   принятого   Закона,  могущие  повлечь
дополнительные   расходы   бюджетов   бюджетной   системы   Российской
Федерации,   а   также   унитарных   предприятий,  созданных  органами
государственной   власти   или   органами   местного   самоуправления,
дисквалификацию  должностных  лиц, требуют неукоснительного исполнения
Закона   о   защите   конкуренции  в  управленческой  и  хозяйственной
деятельности.
     Исполнительным    органам    государственной   власти   субъектов
Российской  Федерации  рекомендуется  принять  меры  разъяснительного,
профилактического  и  контрольного  характера по недопущению нарушения
законодательства   Российской   Федерации  по  вопросам  погребения  и
похоронного  дела  и антимонопольного законодательства, в частности, в
сфере похоронного дела в Российской Федерации.

                                                          Ю.П.ТЫРТЫШОВ
23 июля 2007 г.
N 13741-ЮТ/07