СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Руководящий документ. Президент РФ. 07.02.08 ПР-212

Оглавление

             СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
                        В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                             РУКОВОДСТВО

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          7 февраля 2008 г.
                              N Пр-212

                                 (Д)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                             Президент
                                                  Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
                                                   7 февраля 2008 года
                                                              N Пр-212

                          I. Общие положения

     Информационное  общество характеризуется высоким уровнем развития
информационных  и  телекоммуникационных  технологий  и  их интенсивным
использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти.
     Увеличение добавленной стоимости в экономике происходит сегодня в
значительной  мере  за  счет  интеллектуальной деятельности, повышения
технологического  уровня  производства  и  распространения современных
информационных и телекоммуникационных технологий.
     Существующие  хозяйственные  системы  интегрируются  в  экономику
знаний.  Переход  от  индустриального  к  постиндустриальному обществу
существенно усиливает роль интеллектуальных факторов производства.
     Международный  опыт  показывает,  что  высокие  технологии, в том
числе  информационные  и  телекоммуникационные,  уже стали локомотивом
социально-экономического  развития  многих  стран  мира, а обеспечение
гарантированного  свободного  доступа  граждан к информации - одной из
важнейших задач государств.
     Динамика      показателей      развития      информационной     и
телекоммуникационной  инфраструктуры  и высоких технологий в России не
позволяет  рассчитывать  на существенные изменения в ближайшем будущем
без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти,
бизнеса  и  гражданского  общества.  Необходимо  уже  в  среднесрочной
перспективе   реализовать   имеющийся  культурный,  образовательный  и
научно-технологический   потенциал   страны  и  обеспечить  Российской
Федерации  достойное  место  среди лидеров глобального информационного
общества.
     В  настоящей  Стратегии  закрепляются  цель,  задачи,  принципы и
основные  направления государственной политики в области использования
и  развития  информационных  и телекоммуникационных технологий, науки,
образования  и  культуры для продвижения страны по пути формирования и
развития информационного общества.

              II. Назначение и политико-правовая основа
                         настоящей Стратегии

     Настоящая  Стратегия  является основой для подготовки и уточнения
доктринальных,   концептуальных,   программных   и   иных  документов,
определяющих  цели  и направления деятельности органов государственной
власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями
и  гражданами в области развития информационного общества в Российской
Федерации.
     Настоящая   Стратегия   подготовлена   с   учетом   международных
обязательств    Российской    Федерации,    Доктрины    информационной
безопасности   Российской  Федерации,  федеральных  законов,  а  также
нормативных   правовых   актов   Правительства  Российской  Федерации,
определяющих  направления социально-экономического развития, повышения
эффективности  государственного  управления  и  взаимодействия органов
государственной власти и гражданского общества в Российской Федерации.
     В настоящей Стратегии учтены основные положения Окинавской хартии
глобального  информационного общества, Декларации принципов построения
информационного  общества,  Плана  действий Тунисского обязательства и
других  международных  документов,  принятых  на  Всемирной встрече на
высшем уровне по вопросам развития информационного общества.

        III. Цель, задачи и принципы развития информационного
                   общества в Российской Федерации

     Целью   формирования   и   развития  информационного  общества  в
Российской   Федерации  является  повышение  качества  жизни  граждан,
обеспечение   конкурентоспособности  России,  развитие  экономической,
социально-политической,  культурной  и  духовной  сфер жизни общества,
совершенствование   системы   государственного  управления  на  основе
использования информационных и телекоммуникационных технологий.
     К   числу   основных  задач,  требующих  решения  для  достижения
поставленной цели, относятся:
     формирование  современной  информационной  и телекоммуникационной
инфраструктуры,  предоставление  на  ее  основе  качественных  услуг и
обеспечение  высокого  уровня  доступности  для населения информации и
технологий;
     повышение   качества   образования,   медицинского  обслуживания,
социальной   защиты  населения  на  основе  развития  и  использования
информационных и телекоммуникационных технологий;
     совершенствование      системы      государственных      гарантий
конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;
     развитие  экономики  Российской Федерации на основе использования
информационных и телекоммуникационных технологий;
     повышение  эффективности  государственного  управления и местного
самоуправления,  взаимодействия  гражданского  общества  и  бизнеса  с
органами    государственной    власти,    качества   и   оперативности
предоставления государственных услуг;
     развитие     науки,     технологий    и    техники,    подготовка
квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий;
     сохранение    культуры   многонационального   народа   Российской
Федерации,   укрепление  нравственных  и  патриотических  принципов  в
общественном  сознании,  развитие  системы культурного и гуманитарного
просвещения;
     противодействие   использованию   потенциала   информационных   и
телекоммуникационных  технологий в целях угрозы национальным интересам
России.
     Развитие   информационного   общества   в   Российской  Федерации
базируется на следующих принципах:
     партнерство государства, бизнеса и гражданского общества;
     свобода и равенство доступа к информации и знаниям;
     поддержка  отечественных производителей продукции и услуг в сфере
информационных и телекоммуникационных технологий;
     содействие   развитию   международного   сотрудничества  в  сфере
информационных и телекоммуникационных технологий;
     обеспечение национальной безопасности в информационной сфере.
     Для решения поставленных задач государство:
     разрабатывает  основные  мероприятия  по развитию информационного
общества,  создает  условия  для  их  выполнения  во  взаимодействии с
бизнесом и гражданским обществом;
     определяет     контрольные    значения    показателей    развития
информационного общества в Российской Федерации;
     обеспечивает   развитие   законодательства   и  совершенствование
правоприменительной  практики в области использования информационных и
телекоммуникационных технологий;
     создает  благоприятные  условия  для интенсивного развития науки,
образования   и   культуры,  разработки  и  внедрения  в  производство
наукоемких информационных и телекоммуникационных технологий;
     обеспечивает  повышение  качества  и оперативности предоставления
государственных услуг организациям и гражданам на основе использования
информационных и телекоммуникационных технологий;
     создает условия для равного доступа граждан к информации;
     использует   возможности  информационных  и  телекоммуникационных
технологий  для  укрепления  обороноспособности  страны и безопасности
государства.

       IV. Основные направления реализации настоящей Стратегии

     1.   В   области   формирования   современной   информационной  и
телекоммуникационной   инфраструктуры,  предоставления  на  ее  основе
качественных  услуг  в  сфере  информационных  и  телекоммуникационных
технологий  и  обеспечения  высокого  уровня доступности для населения
информации и технологий:
     создание   инфраструктуры   широкополосного   доступа   на   всей
территории   Российской   Федерации,  в  том  числе  с  использованием
механизмов частно-государственного партнерства;
     повышение  доступности  для  населения  и организаций современных
услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий;
     формирование  единого  информационного  пространства, в том числе
для решения задач обеспечения национальной безопасности;
     модернизация системы телерадиовещания, расширение зоны уверенного
приема российских телерадиопрограмм;
     создание   системы   общественных  центров  доступа  населения  к
государственным  информационным  ресурсам, в том числе государственной
системы правовой информации.
     2.   В   области  повышения  качества  образования,  медицинского
обслуживания,   социальной  защиты  населения  на  основе  развития  и
использования информационных и телекоммуникационных технологий:
     расширение  использования  информационных  и телекоммуникационных
технологий  для  развития  новых  форм и методов обучения, в том числе
дистанционного образования;
     внедрение  новых методов оказания медицинской помощи населению, а
также дистанционного обслуживания пациентов;
     предоставление  гражданам  социальных  услуг  на  всей территории
Российской     Федерации    с    использованием    информационных    и
телекоммуникационных технологий.
     3.  В  области совершенствования системы государственных гарантий
конституционных  прав  и свобод человека и гражданина в информационной
сфере   основным   направлением   является   развитие  законодательных
механизмов.
     4.  В  области  развития экономики Российской Федерации на основе
использования информационных и телекоммуникационных технологий:
     стимулирование     применения    организациями    и    гражданами
информационных и телекоммуникационных технологий;
     создание  условий  для развития конкурентоспособной отечественной
индустрии  информационных  и  телекоммуникационных технологий, средств
вычислительной    техники,   радиоэлектроники,   телекоммуникационного
оборудования и программного обеспечения;
     привлечение    инвестиций   для   развития   российской   отрасли
информационных    и    телекоммуникационных    технологий,   а   также
отечественной электронной промышленности;
     создание  условий  для  развития  компаний,  работающих в области
электронной торговли;
     развитие     венчурного     финансирования    высокотехнологичных
инновационных  проектов  в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий;
     стимулирование  создания  новых  компаний,  занятых производством
высокотехнологичного оборудования и продукции в сфере информационных и
телекоммуникационных технологий;
     увеличение   объемов   экспорта   продукции   и   услуг  в  сфере
информационных и телекоммуникационных технологий;
     повышение  экономической  эффективности использования российскими
правообладателями объектов интеллектуальной собственности;
     развитие системы региональной информатизации.
     5.  В области повышения эффективности государственного управления
и  местного  самоуправления,  взаимодействия  гражданского  общества и
бизнеса  с  органами  государственной власти, качества и оперативности
предоставления государственных услуг:
     обеспечение  эффективного  межведомственного  и  межрегионального
информационного обмена;
     интеграция государственных информационных систем и ресурсов;
     увеличение    объемов    и    качества   государственных   услуг,
предоставляемых организациям и гражданам в электронном виде;
     совершенствование нормативно-правового обеспечения стандартизации
и администрирования государственных услуг;
     совершенствование   системы   предоставления   государственных  и
муниципальных услуг гражданам и организациям.
     6.  В  области  развития  науки, технологий, техники и подготовки
квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных
технологий:
     развитие  приоритетных направлений науки, технологий и техники на
основе  формируемых  долгосрочных  прогнозов технологического развития
(форсайт);
     создание  условий  для  коммерциализации  и внедрения результатов
научных   исследований   и   экспериментальных   разработок,  а  также
расширение обмена научной информацией;
     создание  правовых, организационных и иных условий для укрепления
научно-исследовательского   сектора   высшей   школы,  государственных
академий  и  отраслевой  науки, оснащения вузов, научных организаций и
исследовательских    центров   современным   научно-исследовательским,
технологическим и учебным оборудованием;
     повышение  качества  подготовки  специалистов  и создание системы
непрерывного    обучения    государственных    служащих    в   области
информационных и телекоммуникационных технологий.
     7.   В  области  сохранения  культуры  многонационального  народа
Российской   Федерации,   укрепления   нравственных  и  патриотических
принципов  в  общественном  сознании,  развития  системы культурного и
гуманитарного просвещения:
     развитие  системы  библиотечных фондов, в том числе Президентской
библиотеки  имени  Б.Н. Ельцина, на основе применения информационных и
телекоммуникационных технологий;
     поддержка  реализации  социально  значимых  проектов  в средствах
массовой информации;
     формирование    государственного    заказа    на    создание    и
распространение     кинематографической    и    печатной    продукции,
телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области культуры;
     поддержка   деятельности   государственных   и  негосударственных
организаций   по   сохранению  культурных  и  нравственных  ценностей,
традиций патриотизма и гуманизма в обществе;
     пропаганда   культурных   и  нравственных  ценностей  российского
народа;
     сохранение   культурного   наследия   России,   обеспечение   его
доступности для граждан.
     8.    В    области   противодействия   использованию   потенциала
информационных   и  телекоммуникационных  технологий  в  целях  угрозы
национальным интересам России:
     обеспечение             безопасности             функционирования
информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
     обеспечение   безопасности   функционирования   информационных  и
телекоммуникационных    систем    ключевых   объектов   инфраструктуры
Российской  Федерации,  в  том  числе  критических объектов и объектов
повышенной опасности;
     повышение  уровня  защищенности  корпоративных  и  индивидуальных
информационных систем;
     создание   единой   системы   информационно-телекоммуникационного
обеспечения   нужд   государственного   управления,   обороны  страны,
национальной безопасности и правопорядка;
     совершенствование    правоприменительной   практики   в   области
противодействия     угрозам     использования     информационных     и
телекоммуникационных технологий во враждебных целях;
     обеспечение  неприкосновенности  частной жизни, личной и семейной
тайны,  соблюдение  требований  по обеспечению безопасности информации
ограниченного доступа;
     противодействие    распространению    идеологии    терроризма   и
экстремизма, пропаганде насилия.

          V. Международное сотрудничество в области развития
                       информационного общества

     Основными  направлениями  реализации настоящей Стратегии в рамках
международного   сотрудничества  в  области  развития  информационного
общества являются:
     участие  в  разработке  международных  норм  права  и механизмов,
регулирующих    отношения    в    области   использования   глобальной
информационной  инфраструктуры,  включая  вопросы  интернационализации
управления сетью Интернет;
     участие в международном информационном обмене;
     участие   в  формировании  системы  международной  информационной
безопасности,   совершенствование   взаимодействия  правоохранительных
органов  Российской  Федерации  и  иностранных  государств  в  области
предупреждения,   выявления,   пресечения   и  ликвидации  последствий
использования   информационных  и  телекоммуникационных  технологий  в
террористических и иных преступных целях;
     участие  Российской  Федерации  в международных исследовательских
проектах  по  приоритетным  направлениям  развития науки, технологий и
техники;
     участие   в   разработке   международных   стандартов   в   сфере
информационных   и   телекоммуникационных   технологий,   гармонизация
национальной   системы  стандартов  и  сертификации  в  этой  сфере  с
международной системой.

                  VI. Реализация настоящей Стратегии

     В   целях   реализации   настоящей  Стратегии  утверждается  план
мероприятий,  в  разработке  которого  принимают  участие  федеральные
органы  исполнительной  власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации,  представители  бизнеса,  научных организаций и
гражданского общества.
     Выполнение  плана  мероприятий осуществляется в рамках реализации
соответствующих   программ  за  счет  средств  бюджетов  всех  уровней
бюджетной   системы   Российской   Федерации,   а  также  внебюджетных
источников.
     В целях обеспечения реализации настоящей Стратегии осуществляются
мониторинг    и   статистическое   наблюдение   показателей   развития
информационного общества в Российской Федерации.
     По   результатам   мониторинга  Президенту  Российской  Федерации
представляется  ежегодный  национальный  доклад  о  состоянии развития
информационного общества в Российской Федерации.


                                                            Приложение

                         КОНТРОЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
            ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
            В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА

     В   результате  реализации  основных  направлений  и  мероприятий
Стратегии  развития  информационного  общества  в Российской Федерации
(далее  -  Стратегия)  к  2015  году  должны быть достигнуты следующие
контрольные значения показателей:
     место  Российской  Федерации  в международных рейтингах в области
развития  информационного  общества  -  в числе двадцати ведущих стран
мира;
     место  Российской  Федерации  в международных рейтингах по уровню
доступности   национальной   информационной   и   телекоммуникационной
инфраструктуры для субъектов информационной сферы - не ниже десятого;
     уровень   доступности   для   населения  базовых  услуг  в  сфере
информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;
     доля  отечественных  товаров  и  услуг в объеме внутреннего рынка
информационных и телекоммуникационных технологий - более 50%;
     рост   объема   инвестиций   в   использование  информационных  и
телекоммуникационных  технологий в национальной экономике по сравнению
с 2007 годом - не менее чем в 2,5 раза;
     сокращение  различий  между  субъектами  Российской  Федерации по
интегральным показателям информационного развития - до 2 раз;
     уровень   использования  линий  широкополосного  доступа  на  100
человек  населения за счет всех технологий: к 2010 году - 15 линий и к
2015 году - 35 линий;
     наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети
Интернет, - не менее чем в 75% домашних хозяйств;
     доля   исследований   и   разработок  в  сфере  информационных  и
телекоммуникационных       технологий       в       общем       объеме
научно-исследовательских      и      опытно-конструкторских     работ,
осуществляемых  за  счет всех источников финансирования: к 2010 году -
не менее 15% и к 2015 году - 30%;
     рост   доли   патентов,   выданных   в   сфере  информационных  и
телекоммуникационных технологий, в общем числе патентов: к 2010 году -
не менее чем в 1,5 раза и к 2015 году - в 2 раза;
     доля  государственных  услуг,  которые население может получить с
использованием  информационных  и  телекоммуникационных  технологий, в
общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;
     доля электронного документооборота между органами государственной
власти в общем объеме документооборота - 70%;
     доля  размещенных заказов на поставки товаров, выполнение работ и
оказание услуг для государственных и муниципальных нужд самоуправления
с   использованием   электронных  торговых  площадок  в  общем  объеме
размещаемых заказов - 100%;
     доля  архивных  фондов,  включая  фонды  аудио-  и  видеоархивов,
переведенных в электронную форму, - не менее 20%;
     доля  библиотечных  фондов,  переведенных  в электронную форму, в
общем  объеме  фондов  общедоступных  библиотек  - не менее 50%, в том
числе библиотечных каталогов - 100%;
     доля  электронных  каталогов  в  общем объеме каталогов Музейного
фонда Российской Федерации - 100%.
Оглавление