О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ УКРУПНЕННЫХ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ, РАЙОНОВ И МИКРОРАЙОНОВ. Приказ. Комитет по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы. 26.06.07 122

Оглавление

     О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО РАЗРАБОТКЕ УКРУПНЕННЫХ СХЕМ
       КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
            ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ, РАЙОНОВ И МИКРОРАЙОНОВ

                                ПРИКАЗ

    КОМИТЕТ ПО АРХИТЕКТУРЕ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

                           26 июня 2007 г.
                                N 122

                                 (Д)


     Во  исполнение  постановления  Правительства  Москвы от 17 апреля
2007  г.  N  271-ПП  "Об  итогах  реализации  программы "Мой двор, мой
подъезд"  в 2006 году и задачах на 2007-2009 годы", в целях реализации
Генерального  плана  развития  города  Москвы на период до 2020 года и
Генеральной   схемы   комплексного   благоустройства   города  Москвы,
утвержденной постановлением Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г.
N 746-ПП, приказываю:
     1.  Утвердить Методические рекомендации по разработке укрупненных
схем  комплексного благоустройства территорий административных округов
города Москвы, районов и микрорайонов (приложение 1).
     2.     Управлению     ландшафтной    архитектуры,    комплексного
благоустройства  и  дизайна  городской среды (Глотов А.В.) совместно с
Центром  комплексного  благоустройства территорий города и координации
территориальных  подразделения  ЦАО ГУП "ГлавАПУ" (Пасенко В.В.) и ГУП
"ИТЦ" Москомархитектуры (Диденко О.В.) в III квартале 2007 года:
     2.1. Организовать проведение семинара с представителями префектур
административных  округов,  управ  районов, дирекций единого заказчика
районов  и  проектных  организаций  по вопросам разработки укрупненных
схем  комплексного благоустройства территорий административных округов
города  Москвы,  районов  и  микрорайонов,  а  также  проектирования и
паспортизации объектов комплексного благоустройства.
     2.2.  Оказывать  методическую  помощь  и  содействие  префектурам
административных  округов  города Москвы в разработке укрупненных схем
комплексного   благоустройства   территорий  административных  округов
города Москвы, районов и микрорайонов.
     3.  Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя председателя Москомархитектуры - главного художника города
Москвы Воскресенского И.Н.

Председатель
                                                          А.В. Кузьмин
26 июня 2007 г.
N 122


                                                          Приложение 1

                                                к приказу председателя
                                                     Москомархитектуры
                                                  от 26 июня 2007 года
                                                                 N 122

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
     ПО РАЗРАБОТКЕ УКРУПНЕННЫХ СХЕМ КОМПЛЕКСНОГО БЛАГОУСТРОЙСТВА
          ТЕРРИТОРИЙ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ,
                        РАЙОНОВ И МИКРОРАЙОНОВ

                               Введение

     Комплексное  благоустройство - взаимосвязанное применение средств
ландшафтной  и  садово-парковой  архитектуры, пластичной организации и
покрытия   поверхности  земли,  оборудования  территории  и  застройки
устройствами   для  безопасности  и  удобства  использования,  средств
освещения   и   цветового   решения   участков  территорий,  зданий  и
сооружений,  декоративной  пластики и графики, визуальной информации и
рекламы, иных средств.
     Благоустройство   является   той  составляющей  городской  среды,
которая    формирует    комфорт,    эстетическую    и   функциональную
привлекательность,  качество и удобство жизни горожан. Учитывая важную
роль    благоустройства   и   активное   развитие   благоустроительной
деятельности  в  городе,  комплексное  благоустройство  формируется  в
особую отрасль проектирования и городского хозяйства.
     В  составе  комплексного благоустройства должны быть решены такие
задачи, как комплексное колористическое решение застройки и ландшафта,
организация     архитектурно-художественного     освещения     округа,
благоустройство,   озеленение   и   цветочное  оформление  территорий,
упорядочение  и  оптимизация  размещения  средств  наружной  рекламы и
информации, праздничное оформление,  размещение объектов монументально
- декоративного характера,  упорядочение организации зон размещения  и
дизайнерское  решение  малых  архитектурных форм (включая остановочные
павильоны,  объекты мелкорозничной торговли, городскую мебель и т.п.),
определение зон проведения комплексных реконструктивных работ с учетом
местоположения объекта  в  исторической  структуре,  функционально   -
планировочной   организации,  архитектурно-пространственной  структуре
города.
     Объектами  комплексного  благоустройства  являются  все  элементы
города,  ранжированные  по  уровням,  т.е. комплексное благоустройство
охватывает  весь  город,  округа,  районы,  микрорайоны  и  конкретные
объекты.  Исключение  составляют  только  особо  охраняемые  природные
территории,   подлежащие   экологической   реабилитации,  и  памятники
культуры и архитектуры, требующие исключительно реставрационных работ.
     Настоящие    Методические    рекомендации   определяют   основные
направления    градостроительных    решений   в   части   комплексного
благоустройства,   а   также   объемы   разработки   Укрупненных  схем
комплексного благоустройства.

                Основания разработки Укрупненных схем
                     комплексного благоустройства

     В  целях  реализации Генерального плана развития города Москвы до
2020    года    по    разделу   "Основные   направления   комплексного
благоустройства города", с учетом утвержденных нормативов комплексного
благоустройства  и  градостроительных планов развития административных
округов   в  2003  году  разработана  Генеральная  схема  комплексного
благоустройства    города    Москвы,    утвержденная    постановлением
Правительства Москвы от 2 сентября 2003 г. N 746-ПП.
     Генеральной  схемой  комплексного  благоустройства  города Москвы
определены   основные   узлы  и  зоны  города,  имеющие  общегородское
значение, требующие активного благоустройства.
     В  развитие Генеральной схемы комплексного благоустройства города
Москвы  постановлением  Правительства  Москвы  от 14 февраля 2006 г. N
94-ПП  "Об  итогах реализации программы "Мой двор, мой подъезд" в 2005
г.   и   задачах   на  2006-2007  гг."  (п.  6.3)  перед  префектурами
административных    округов    поставлена   задача   разработки   схем
благоустройства  административных  округов,  районов и микрорайонов. В
рамках схем благоустройства районов города могут разрабатываться схемы
комплексного   благоустройства  микрорайонов,  кварталов  и  т.п.  При
разработке     указанной     документации     необходимо     учитывать
градостроительную  документацию  городского  уровня: Генеральную схему
озеленения  города  Москвы,  Генеральную  схему  цветочного оформления
города Москвы и т.п.

               Актуальность подготовки Укрупненных схем
                     комплексного благоустройства

     Анализ    реализации    программ   комплексного   благоустройства
территории  Москвы  показывает,  что  городскими  службами выполняются
масштабные  работы по комплексному благоустройству отдельных объектов,
участков и территорий города.
     Вместе  с  тем  в  последнее время стали проявляться и негативные
особенности работ по комплексному благоустройству:
     - несоответствие применяемых методов и материалов благоустройства
положению и роли территории в городской структуре;
     - хаотичное   и   неполное   выполнение   работ  по  комплексному
благоустройству;
     - наличие "заброшенных", т.е. неучтенных территорий;
     - дефицит  отдельных  элементов  благоустройства  на  территориях
разных уровней городского пространства;
     - "несинхронность"  различных  видов  работ на одной территории и
др.
     В   значительной  мере  эти  недостатки  обусловлены  отсутствием
градостроительной  модели  формирования комплексного благоустройства в
округах.   Необходимо   эволюционное  движение  от  Генеральной  схемы
комплексного   благоустройства   города   Москвы  к  другим  масштабам
градостроительного  регулирования процессов благоустройства в округах,
районах и микрорайонах.

                   Цель разработки Укрупненных схем
                     комплексного благоустройства

     Целью  разработки  Укрупненных  схем комплексного благоустройства
территорий   административных   округов   города   Москвы,  районов  и
микрорайонов  является  актуализация  Генеральной  схемы  комплексного
благоустройства  города,  в т.ч. выделением узлов, зон и территорий не
только   городского,   но  и  окружного,  районного  и  микрорайонного
значения,   подлежащих   комплексному   благоустройству,  определением
основных  направлений  градостроительных решений по повышению качества
городской среды, условий проживания, труда и отдыха населения.
     Указанную цель можно реализовать путем решения следующих задач:
     - проведение  всестороннего  анализа  существующего  положения по
всем аспектам комплексного благоустройства;
     - подготовка  на основе перспективных предложений по комплексному
благоустройству   территорий  с  использованием  нормативных  правовых
актов;
     - разработка  конкретных  мероприятий,  проектных  предложений  с
максимальным  использованием современного отечественного и зарубежного
опыта    проектирования    и   строительства   объектов   комплексного
благоустройства.
     Разработка  Укрупненных  схем позволит минимизировать по срокам и
оптимизировать   по   содержанию   работы   на   последующих   стадиях
проектирования (вплоть до рабочего проектирования).
     Материалы  Укрупненных схем в электронном виде в дальнейшем могут
быть  использованы  в  качестве  базы  данных и ведения мониторинга за
реализацией программы комплексного благоустройства.

        Градостроительная эффективность реализации Укрупненных
                  схем комплексного благоустройства

     Внедрение  и реализация на практике Укрупненных схем комплексного
благоустройства    с    учетом   подготовки   Концепций   комплексного
благоустройства позволяют:
     - улучшить   эстетическое  качество  городской  среды,  в  первую
очередь в зонах наиболее активной посещаемости;
     - повысить   эффективность   использования   территорий  за  счет
включения   в   организованное   городское   пространство  озелененных
пространств, а также за счет более рациональной организации пешеходных
пространств;
     - обеспечить  лучшую  организацию пешеходных пространств в местах
массовой посещаемости, единого ландшафтно-рекреационного пространства,
благоустройства вдоль набережных;
     - упорядочить  информационное  и  рекламное обеспечение городской
среды;
     - увеличить   площади   озеленения   за  счет  "неорганизованных"
территорий;
     - улучшить экологическую ситуацию в городе;
     - решить проблемы стоянок и парковок частного автотранспорта;
     - упорядочить    структуру   размещения   спортивных   сооружений
различных уровней в округе, районе, микрорайоне.

                 Порядок подготовки Укрупненных схем
                     комплексного благоустройства

     Подготовка    Укрупненных   схем   комплексного   благоустройства
осуществляется   по   заказу  префектур  административных  округов,  и
префектура административного округа определяет порядок разработки схем
(от  района к округу или от округа к району) в соответствии с заданием
на   проектирование,  согласованным  и  утвержденным  в  установленном
порядке.
     В   подготовке   Укрупненных  схем  комплексного  благоустройства
принимают участие:
     - префектуры административных округов;
     - управы и ГУП "ДЕЗ" районов;
     - ТОРЗ административных округов;
     - Управления  градостроительного  регулирования  административных
округов Москомархитектуры;
     - структурные подразделения Москомархитектуры, ГУП "ГлавАПУ", ГУП
"Моспроект-3", входящие в Службу главного художника города Москвы, ГУП
"НИиПИ Генплана Москвы" и другие уполномоченные проектные организации.
     Подготовка    Укрупненных   схем   комплексного   благоустройства
осуществляется вне режима "одного окна" с оплатой и сроком подготовки,
определяемыми договором.
     В состав материалов Укрупненных схем комплексного благоустройства
входят:
     1.     Укрупненная     схема     комплексного     благоустройства
административного округа (рекомендуемый масштаб 1:10000).
     1.1. Схема расположения административного округа в городе Москве.
     1.2.  Схема  административного  округа  с  указанием  деления  на
районы,  статуса территорий округа (федеральная, городская, окружная),
функционально-планировочной  структуры  округа,  основных магистралей,
планировочных  узлов  и  градоформирующих  комплексов, мест проведения
общественных и праздничных мероприятий.
     1.3.   Существующее   положение   с   нанесением   информации  по
территориям,      охваченным      градостроительной     документацией,
проектно-сметной документацией и паспортизацией.
     1.4.  Укрупненная схема комплексного благоустройства с выявлением
основных  градоформирующих  узлов и зон комплексного благоустройства в
рамках  Генерального  плана развития города Москвы и Генеральной схемы
комплексного  благоустройства  города  Москвы.  В  составе Укрупненной
схемы определить узлы и зоны:
     - работ по организации архитектурно-художественной подсветки;
     - работ  по колористическому решению застройки магистралей, улиц,
комплексов и зданий;
     - упорядочению  размещения  объектов  рекламы,  информационного и
праздничного оформления;
     - зон и территорий озеленения, рекреации и природного комплекса;
     - зон  формирования  единого архитектурно-художественного решения
малых   архитектурных   форм,   включая   городскую   мебель,  объекты
мелкорозничной   торговли,  остановочные  павильоны,  другие  элементы
городского дизайна;
     - зон и объектов проведения комплексных реконструктивных работ.
     При    разработке    Укрупненной   схемы   необходимо   учитывать
расположение  основных  объектов  притяжения населения, разделенные на
категории   объекты   природного   комплекса  с  учетом  входных  зон,
значимость  рассматриваемых  узлов,  определение  узлов  и территорий,
требующих разработки более активного и насыщенного благоустройства.
     1.5. Схемы размещения в административном округе:
     - объектов  физкультуры  и  спорта  с  делением  их по значимости
(окружного, районного, микрорайонного значения);
     - парковочных  зон  (включая  перехватывающие  стоянки)  с учетом
планируемых  и  существующих  объектов  капитального строительства для
хранения автотранспорта;
     - зон цветочного оформления и вертикального озеленения;
     - зон  и  территорий,  на  которые требуется разработка проектной
документации  по  комплексному  благоустройству на последующих стадиях
проектирования с разбивкой на очереди проектирования и реализации;
     - городской скульптуры, фонтанов и т.д.;
     - новых   объектов  зеленого  строительства  (парков,  скверов  и
объектов  массового озеленения), территорий регенерации, реконструкции
и упорядочения объектов озеленения;
     - территорий компенсационного озеленения.
     1.6. Схема очередности реализации комплексного благоустройства.
     1.7.  Схема  возможных  зон разработки детализированных Концепций
комплексного благоустройства или отдельных направлений (п. 1.4).
     1.8.  Фрагменты  основных узлов, территорий, зон, имеющих в схеме
благоустройства округа городское или окружное значение.
     1.9.   Пояснительная  записка  по  разделам  работы  с  указанием
основных   технико-экономических  показателей  по  каждому  разделу  и
балансами   территорий   (по   существующему   положению  и  проектным
предложениям  в  сравнении  с  требованиями  СНиП  и  МГСН) по типовым
позициям   в   соответствии   с   действующими  нормативами,  анализом
сложившейся  ситуации  и  обоснованием  принимаемых  решений  с учетом
принятых  распорядительных  документов  Российской  Федерации,  города
Москвы и префектур административных округов.
     2.   Укрупненная   схема   комплексного   благоустройства  района
(рекомендуемый   масштаб   1:5000)   разрабатывается  для  детализации
проектных  решений,  принятых  на  стадии разработки Укрупненной схемы
комплексного  благоустройства  административного  округа.  В ее состав
входят:
     2.1. Схема расположения района в округе.
     2.2.  Схема  района  с  указанием деления на микрорайоны, статуса
территорий района (городская,  окружная,  районная),  функционально  -
планировочной  структуры округа,  основных магистралей,  планировочных
узлов и градоформирующих комплексов,  мест проведения  общественных  и
праздничных мероприятий.
     2.3.   Существующее   положение   с   нанесением   информации  по
территориям, охваченным  градостроительной  документацией,  проектно -
сметной  документацией  и  паспортизацией  (с   разбивкой   по   годам
реализации).
     2.4.   Схема   дворовых   территорий   жилого   фонда,  требующая
перспективных проектных работ по повышению качества благоустройства (с
определением очередности).
     2.5.  Укрупненная схема комплексного благоустройства с выявлением
основных  градоформирующих узлов и зон комплексного благоустройства. В
составе Укрупненной схемы определить узлы и зоны:
     - работ по организации архитектурно-художественной подсветки;
     - работ  по колористическому решению застройки магистралей, улиц,
комплексов и зданий;
     - упорядочению  размещения  объектов  рекламы,  информационного и
праздничного оформления;
     - зон и территорий озеленения, рекреации и природного комплекса;
     - зон  формирования  единого архитектурно-художественного решения
малых   архитектурных   форм,   включая   городскую   мебель,  объекты
мелкорозничной   торговли,  остановочные  павильоны,  другие  элементы
городского дизайна;
     - зон и объектов проведения комплексных реконструктивных работ.
     При   разработке   Укрупненной   схемы  административных  округов
необходимо   учитывать   расположение   основных  объектов  притяжения
населения,  разделенные  на  категории  объекты природного комплекса с
учетом  входных  зон,  значимость  рассматриваемых  узлов, определение
узлов и территорий, требующих разработки более активного и насыщенного
благоустройства.
     2.6. Схемы размещения в районе:
     - временных  объектов  мелкорозничной  торговли  и  общественного
питания (павильоны, киоски, летние кафе и т.п.);
     - объектов  физкультуры  и  спорта  с  делением  их по значимости
(окружного, районного, микрорайонного значения);
     - парковочных  зон  (включая  перехватывающие  стоянки)  с учетом
планируемых  и  существующих  объектов  капитального строительства для
хранения автотранспорта;
     - рекреационных  зон  (включая водные поверхности с прилегающей к
ним территорией);
     - зон цветочного оформления и вертикального озеленения;
     - зон  и  территорий,  на  которые требуется разработка проектной
документации  по  комплексному  благоустройству на последующих стадиях
проектирования с разбивкой на очереди проектирования и реализации;
     - городской скульптуры, фонтанов и т.д.;
     - новых   объектов  зеленого  строительства  (парков,  скверов  и
объектов  массового озеленения), территорий регенерации, реконструкции
и упорядочения объектов озеленения;
     - участков компенсационного озеленения.
     2.6. Схема очередности реализации комплексного благоустройства.
     2.7.  Схема  возможных  зон разработки детализированных Концепций
комплексного благоустройства или его отдельных направлений (п. 1.4).
     2.8.  Фрагменты  основных узлов, территорий, зон, имеющих в схеме
благоустройства района городское или окружное значение.
     2.9.   Пояснительная  записка  по  разделам  работы  с  указанием
основных   технико-экономических  показателей  по  каждому  разделу  и
балансами   территорий   (по   существующему   положению  и  проектным
предложениям  в  сравнении  с  требованиями  СНиП  и  МГСН) по типовым
позициям   в   соответствии   с   действующими  нормативами,  анализом
сложившейся  ситуации  и  обоснованием  принимаемых  решений  с учетом
принятых  распорядительных  документов  Российской  Федерации,  города
Москвы и префектур административных округов.
     3. Укрупненная  схема  комплексного благоустройства микрорайона /
квартала   (рекомендуемый   масштаб   1:2000)   разрабатывается    для
детализации   проектных   решений,   принятых   на  стадии  разработки
Укрупненной схемы комплексного благоустройства района.
     3.1. Схема расположения микрорайона в районе.
     3.2.  Существующее  положение с нанесением информации по границам
территорий   в   соответствии  с  градостроительной  и  разрешительной
документацией, а также охваченных паспортизацией (с разбивкой по годам
реализации),  и  разработкой  проектно-сметной  документации  в полном
объеме.
     3.3.  Схема  размещения  озелененных пространств и предполагаемых
участков компенсационного озеленения.
     3.4.    Схема    проездов,    размещения   стоянок   и   парковок
автотранспорта.
     3.5.  Схема  размещения  спортивных  площадок,  детских площадок,
площадок отдыха и т.п.
     3.6.   Пояснительная  записка  по  разделам  работы  с  указанием
основных   технико-экономических  показателей  по  каждому  разделу  и
балансами   территорий   (по   существующему   положению  и  проектным
предложениям  в  сравнении  с  требованиями  СНиП  и  МГСН) по типовым
позициям   в   соответствии   с   действующими  нормативами,  анализом
сложившейся  ситуации  и  обоснованием  принимаемых  решений  с учетом
действующей нормативной правовой базы.

                  Порядок согласования и утверждения
            Укрупненной схемы комплексного благоустройства

     Укрупненная  схема административного округа подлежит рассмотрению
на     Художественном     совете    Архитектурного    совета    Москвы
Москомархитектуры  и согласованию Москомархитектурой (Службой главного
художника  города Москвы, Управлением градостроительного регулирования
административного   округа  Москомархитектуры),  Центром  комплексного
благоустройства   территорий   города  и  координации  территориальных
подразделений ЦАО ГУП "ГлавАПУ".
     Укрупненная    схема    административного   округа   комплексного
благоустройства   утверждается  префектурой  административного  округа
(заказчиком).
     Укрупненная схема районов и микрорайонов подлежит согласованию:
     - префектуры административных округов;
     - управы районов административных округов;
     - ГУП ДЕЗ районов;
     - Управления      ландшафтной      архитектуры,      комплексного
благоустройства и дизайна городской среды Москомархитектуры;
     - Управления  градостроительного  регулирования  административных
округов Москомархитектуры;
     - Центром   комплексного   благоустройства  территорий  города  и
координации территориальных подразделений ЦАО ГУП "ГлавАПУ".
Оглавление