РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ (ППМС-ЦЕНТРОВ). Письмо. Министерство образования и науки РФ. 28.12.07 06-1965

            РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
          ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ
        В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
                            (ППМС-ЦЕНТРОВ)

                               ПИСЬМО

                 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

                          28 декабря 2007 г.
                             N 06-1965 

                                 (Д)


                                                            НАПРАВЛЕНЫ
                                            письмом Минобрнауки России
                                               от 28 декабря 2007 года
                                                             N 06-1965

     Образовательные    учреждения    для    детей,    нуждающихся   в
психолого-педагогической  и  медико-социальной  помощи  (ППМС-центры),
действуют    на    основании    Типового    положения,   утвержденного
Постановлением  Правительства  РФ от 31.071998 N 867, в целях оказания
помощи   детям,  испытывающим  трудности  в  усвоении  образовательных
программ;  осуществления индивидуально ориентированной педагогической,
психологической,   социальной,   медицинской   и   юридической  помощи
участникам образовательного процесса.
     В  соответствии  с  Типовым  положением  основными  направлениями
деятельности ППМС-центров являются:
     1.      Организация      образовательной      деятельности     по
общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и программам
начального  профессионального образования в соответствии с возрастными
и  индивидуальными  особенностями детей, состоянием их соматического и
психического   здоровья;   организация   коррекционно-развивающего   и
компенсирующего обучения.
     2.  Социально-психологическая профилактика - система мероприятий,
направленных   на  выявление  и  предупреждение  явлений  дезадаптации
обучающихся,  воспитанников  в образовательных учреждениях, включающая
разработку и реализацию профилактических программ.
     3.  Оказание  психологической  помощи участникам образовательного
процесса   -   система   мероприятий,   направленных   на  преодоление
психолого-педагогических    проблем,    возникающих    у    участников
образовательного  процесса  в различных социальных ситуациях, оказание
помощи    в    выборе   образовательного   маршрута,   профориентация,
планирование   и   реализация   профессиональной   карьеры  (получение
профессии, трудоустройство и трудовая адаптация) с учетом личностных и
интеллектуальных особенностей, возможностей и склонностей.
     Психологическая   помощь   участникам  образовательного  процесса
включает следующие виды деятельности:
     - диагностика   уровня   психического,   физического  развития  и
отклонений  в поведении детей, определение индивидуальных особенностей
и  склонностей  личности,  ее  потенциальных  возможностей  в процессе
обучения,   воспитания,  профессионального  самоопределения,  а  также
выявление   причин   и  механизмов  нарушений  в  обучении,  развитии,
социальной адаптации;
     - психологическое  консультирование, оказание помощи обучающимся,
воспитанникам  в  адаптации к реальным жизненным условиям, преодолении
кризисных    ситуаций,    достижении    эмоциональной    устойчивости,
формировании  ценностно-мотивационной  сферы и адекватной самооценки в
форме индивидуальных и групповых консультаций;
     - психологическая   коррекция   и   развитие   -  устранение  или
компенсация    выявленных    отклонений    в   развитии   обучающихся,
воспитанников  со  стойкими  затруднениями  в освоении образовательной
программы.
     4.   Повышение  психологической  компетентности  всех  участников
образовательного  процесса  -  система  мероприятий,  направленных  на
воспитание   психологической   культуры,   формирование  у  участников
образовательного   процесса  потребности  в  психологических  знаниях,
желания  их  использовать  в интересах собственного развития и решения
профессиональных задач.
     Основными  принципами совершенствования деятельности ППМС-центров
являются:
     - качество,   доступность   и   комплексный   подход  в  оказании
психолого-педагогической     и     медико-социально-правовой    помощи
обучающимся, воспитанникам;
     - соответствие  потребностям системы образования (учет актуальных
потребностей системы образования в психологическом обеспечении);
     - ресурсообеспеченность            (наличие           необходимых
материально-технических, методических, кадровых и иных ресурсов).
     Основными   задачами   деятельности  ППМС-центров  в  современных
условиях являются:
     - повышение   качества   и  обеспечение  доступности  комплексной
психолого-педагогической     и     медико-социально-правовой    помощи
обучающимся, воспитанникам;
     - усиление профилактической работы с участниками образовательного
процесса;
     - развитие    на    базе   ППМС-центров   системы   методического
сопровождения  молодых  специалистов - педагогов-психологов учреждений
общего и начального профессионального образования;
     - социально-психологическое сопровождение инновационных процессов
в  системе  образования,  затрагивающих психологические характеристики
образовательной   среды   и  психологическую  безопасность  участников
образовательного процесса.
     В  современных условиях в системе образования становятся наиболее
востребованными   такие  направления  деятельности  ППМС-центров,  как
социально-психологическое   проектирование,  социально-психологическая
экспертиза   и  социально-психологический  мониторинг  образовательной
среды и уровня развития обучающихся, воспитанников.
     Психологическое  проектирование  - разработка системы социальных,
педагогических,     психологических     мероприятий    для    создания
психологически    безопасной    развивающей   образовательной   среды,
ориентированной  на  воспитание  уважительного  отношения  к  истории,
культуре  своей  страны, усвоение ее нравственных идеалов, общественно
одобряемых    моделей    поведения,    активной   жизненной   позиции,
психологической   готовности  к  противодействию  негативным  влияниям
социума,  формирование  социально-психологической  компетентности всех
участников образовательного процесса.
     Психологическая  экспертиза - оценка соответствия образовательной
среды  (образовательных  программ,  учебных  пособий,  образовательных
маршрутов   и  т.п.)  поставленным  образовательным  и  воспитательным
задачам, а также возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся,
воспитанников.  Целью  психологической экспертизы является обеспечение
безопасной,  развивающей,  психологически  комфортной среды, в которой
растет,  обучается  и  воспитывается  ребенок;  гуманизация  средств и
способов  воспитательного  воздействия  на  развивающуюся личность, ее
защита от деструктивного воспитательного и психологического влияния.
     Социально-психологический  мониторинг - специально организованное
систематическое наблюдение за интеллектуальным, личностным, социальным
развитием  обучающихся, воспитанников с учетом влияния образовательной
среды    учреждения,    позволяющее   администрации,   педагогическому
коллективу    образовательного    учреждения,    органам    управления
образованием    осуществлять   анализ   воздействия   традиционных   и
инновационных образовательных и психолого-педагогических технологий на
качество  обучения  и личностные изменения обучающихся, воспитанников;
принимать  управленческие решения, распределять кадровые, финансовые и
иные ресурсы, основываясь на объективных данных.
     Важным    направлением   деятельности   ППМС-центров   становится
повышение  качества  и  доступности  психологических  услуг участникам
образовательного  процесса, т.е. система мер, направленных на контроль
качества  психологических  услуг, оказываемых специалистами центров, а
также   педагогами-психологами   других   образовательных  учреждений;
развитие  материально-технической базы, системы повышения квалификации
и  методического  сопровождения  специалистов  психологических служб и
педагогов-психологов образовательных учреждений.
     В  каждом  образовательном  учреждении  для  детей, нуждающихся в
психолого-педагогической   и   медико-социальной  помощи,  могут  быть
определены   более  конкретные  направления  деятельности,  реализация
которых  необходима  в  работе с различными контингентами обучающихся,
воспитанников  с учетом специфики самого образовательного учреждения и
потребностей региональной или муниципальной системы образования.