О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ПЛАНИРОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 20 февраля 2008 г. N 67-СФ (Д) Заслушав и обсудив информацию о роли территориального планирования в стратегическом развитии регионов России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее. Территориальное планирование является важным элементом системы стратегического планирования и прогнозирования развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, позволяющим осуществлять выбор приоритетных направлений развития общественной инфраструктуры, специализации территорий, а также эффективное планирование бюджетных инвестиций на долгосрочный период. К сожалению, оно сдерживается рядом существующих проблем. Схемы территориального планирования Российской Федерации до сих пор не утверждены. Разработка документов территориального планирования в субъектах Российской Федерации тормозится из-за отсутствия необходимой нормативной базы на федеральном уровне. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях недостаточно скоординированы работы, связанные с подготовкой проектов документов территориального планирования (в части их содержания, объемов и сроков финансирования) для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения на территориях нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования планируют развитие территорий и размещение объектов государственной и муниципальной инфраструктуры на долгосрочный период без учета стратегических ориентиров социально-экономического развития страны, целей и задач реализуемых федеральных, региональных и муниципальных долгосрочных целевых программ. Согласно нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, не утвердив схемы территориального планирования, органы государственной власти и органы местного самоуправления с 1 января 2010 года не смогут принимать решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков (в том числе путем выкупа) для государственных или муниципальных нужд и о переводе земель из одной категории в другую. Правоприменительная практика свидетельствует, что предусмотренные процедуры подготовки, согласования, утверждения и опубликования документов территориального планирования требуют упрощения. Сроки подготовки проектов документов территориального планирования сдерживаются отсутствием достоверных картографических материалов, квалифицированных специалистов в сфере архитектуры и градостроительства, способных организовывать эту работу в муниципальных образованиях, а также отсутствием соответствующих методических материалов. Кроме того, подготовка проектов документов территориального планирования муниципальных образований усложняется отсутствием необходимых финансовых ресурсов. В связи с вышеизложенным Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Предложить Правительству Российской Федерации: ускорить подготовку и утверждение схем территориального планирования Российской Федерации с учетом ориентиров, установленных долгосрочными программными документами развития отраслей экономики и социальной сферы страны; разработать и принять нормативные правовые акты, предусматривающие порядок проведения государственной экспертизы проектов документов территориального планирования; подготовить изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части уточнения порядка взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления при подготовке проектов документов территориального планирования, упрощения процедуры их подготовки и утверждения, установления порядка разработки и утверждения консолидированной схемы территориального планирования нескольких субъектов Российской Федерации или муниципальных образований; подготовить карты (схемы), отображающие границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения, уделив особое внимание размещению автомобильных и железных дорог, объектов энергетики с последующей их передачей органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления; проработать вопрос о финансировании работ по подготовке проектов документов территориального планирования муниципальными образованиями; подготовить и направить в органы государственной власти субъектов Российской Федерации необходимые методические и справочные материалы по вопросам территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разрабатывать и утверждать схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с учетом ориентиров, определенных в стратегиях долгосрочного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.МИРОНОВ 20 февраля 2008 г. N 67-СФ |