О СООТВЕТСТВИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ И ЕСН РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН, РАБОТАЮЩИХ В ШВЕЦИИ, ПОЛОЖЕНИЯМ КОНВЕНЦИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИИ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ ОТ 15.06.1993 ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 февраля 2008 г. N 03-08-05 (Д) В связи с письмом о соответствии налогообложения российских граждан, работающих в Швеции, положениям Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеции об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.06.1993 (далее - Конвенция) сообщаем следующее. Статья 2 данной Конвенции гласит. 1. Настоящая Конвенция распространяется на налоги с доходов, взимаемые от имени каждого из Договаривающегося Государства, независимо от способа их взимания. 2. Налогами на доходы считаются все налоги, взимаемые с общей суммы доходов или с отдельных элементов доходов, включая налоги на доходы от отчуждения движимого и недвижимого имущества, а также налоги на прирост стоимости имущества. 3. Налоги, на которые распространяется настоящая Конвенция, являются: a) применительно к Российской Федерации - налоги на доходы и прибыль и доходы, взимаемые в соответствии с Законами Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налогообложении доходов банков", "О налогообложении доходов от страховой деятельности" и "О подоходном налоге с физических лиц" (именуемые далее "российские налоги"); b) применительно к Королевству Швеции - государственный подоходный налог, включая налог с заработной платы для моряков, и налог на ценные бумаги, специальный подоходный налог для нерезидентов, специальный налог для нерезидентов - работников искусств и спортсменов, налог на недвижимость и коммунальный подоходный налог (именуемые далее "шведские налоги"). 4. Настоящая Конвенция будет применяться также к любым подобным или по существу аналогичным налогам, которые будут взиматься после даты подписания Конвенции в дополнение или вместо налогов, указанных в п. 3. Компетентные органы Договаривающихся государств уведомят друг друга о любых существенных изменениях в их соответствующих налоговых законах. Это означает, что с самого начала действия Конвенция распространялась (и продолжает распространяться) исключительно на налоги на прибыль и доходы, но не на какие-либо налоги и/или отчисления социального характера (например, страховые взносы в Пенсионный фонд, фонды занятости, социального и медицинского страхования), существовавшие в Российской Федерации в момент заключения Конвенции. Конвенция также не распространяется на российский единый социальный налог, заменивший указанные страховые взносы (ставка ЕСН в России составляет по регрессивной шкале от 26% до 2%). То же самое справедливо и для аналогичных шведских налогов (взносов). Таким образом, как российская, так и шведская сторона имеют право взимать упомянутые в письме "пенсионные налоги" с заработной платы физических лиц, работающих в каждой из стран по найму. При этом следует иметь в виду, что Российской Федерацией в одностороннем порядке принято решение об освобождении от уплаты ЕСН выплат, производимых российскими организациями в пользу иностранных граждан, работающих в обособленных подразделениях этих организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в том числе в Швеции. Соответствующая норма Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" вступила в силу с января 2008 г. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 14 февраля 2008 г. N 03-08-05 |