О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ В 2007 Г. ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23.07.2007 N 465 "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРА. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.02.08 03-07-11/64

               О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ И НАЛОГА
           НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ В 2007 Г.
             ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА ОСНОВАНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
        ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23.07.2007 N 465
            "О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИЙ БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ЛИКВИДАЦИЮ МЕЖТЕРРИТОРИАЛЬНОГО
          ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ"

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          15 февраля 2008 г.
                            N 03-07-11/64

                                 (Д)


     Минфин  России рассмотрел письмо по вопросам применения налога на
прибыль  и  налога  на  добавленную  стоимость при получении в 2007 г.
денежных  средств  на основании Постановления Правительства Российской
Федерации  от  23.07.2007  N  465  "О предоставлении субсидий бюджетам
субъектов   Российской  Федерации  на  ликвидацию  межтерриториального
перекрестного   субсидирования   в   электроэнергетике"   и   сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  пп.  "в" п. 5 Правил предоставления в 2007 г.
субсидий   бюджетам   субъектов  Российской  Федерации  на  ликвидацию
межтерриториального  перекрестного субсидирования в электроэнергетике,
утвержденных   указанным   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации,   субсидии,  предоставленные  бюджету  субъекта  Российской
Федерации,    направляются    гарантирующим    поставщикам   и   (или)
энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям, осуществляющим покупку
электрической  энергии  (мощности)  на оптовом рынке (или на розничном
рынке)   с  целью  ее  продажи  потребителям  на  розничном  рынке  на
территории   этого  субъекта  по  ценам  (тарифам),  которые  не  выше
установленных   в  этом  субъекте  тарифов  на  электрическую  энергию
(мощность).  При  этом  указанным организациям компенсируются расходы,
понесенные на оптовом рынке (или расходы на приобретение электрической
энергии  (мощности) у поставщиков, одновременно являющихся участниками
оптового  рынка),  в  части,  в  которой эти расходы не учтены в ценах
(тарифах) на розничных рынках.
     Перечень     средств,     признаваемых     средствами    целевого
финансирования,  не  учитываемыми  в  целях  налогообложения  прибыли,
установлен  пп.  14  п. 1 и п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
     Так,  согласно  пп.  14  п.  1  ст.  251 Кодекса при формировании
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  не учитываются доходы в виде
имущества,    полученного   налогоплательщиком   в   рамках   целевого
финансирования.
     К   средствам   целевого   финансирования   относится  имущество,
полученное  налогоплательщиком  и  использованное  им  по  назначению,
определенному  организацией  (физическим  лицом) - источником целевого
финансирования   или   федеральными  законами,  в  частности,  в  виде
бюджетных  ассигнований,  выделяемых  бюджетным учреждениям, а также в
виде субсидий автономным учреждениям.
     В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 Кодекса при определении
налоговой  базы  по налогу на прибыль организаций также не учитываются
целевые   поступления  (за  исключением  целевых  поступлений  в  виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и
целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение
ими   уставной   деятельности,   поступившие  безвозмездно  от  других
организаций   и  (или)  физических  лиц  и  использованные  указанными
получателями по назначению.
     По  нашему  мнению,  средства,  полученные  в  указанном в письме
случае,  не  могут  рассматриваться  ни  в  качестве  средств целевого
финансирования  (пп.  14  п. 1 ст. 251 Кодекса), ни в качестве целевых
поступлений  из  бюджета  (п.  2  ст.  251 Кодекса), поскольку целевой
характер  выплат  проявляется  в  возложении  на  получателя бюджетных
средств  обязанности  осуществлять  их  расходование  в соответствии с
определенными  целями  либо,  если  соответствующие  расходы к моменту
получения  средств  из  бюджета уже осуществлены получателем, в полном
или частичном возмещении понесенных расходов.
     В  рассматриваемом  случае  организация не приобретала каких-либо
товаров  (работ,  услуг),  для  оплаты  которых  ей были бы необходимы
целевые  бюджетные  средства,  а,  наоборот,  сама  оказывала  услуги.
Поэтому  получаемые  из  бюджета  средства  по  своему  экономическому
содержанию  являются  частью выручки за оказанные услуги. Эти средства
не  подлежат  отдельному  учету,  не предназначены для расходования на
строго определенные цели, а могут использоваться получателем по своему
усмотрению.   Организация  не  предоставляет  отчет  об  использовании
указанных средств.
     Факт  получения  организацией средств из бюджета на возмещение не
полученной  от потребителей платы за оказанные услуги ввиду применения
регулируемых  цен  и  льгот  сам по себе не может свидетельствовать об
отсутствии  у  организации дохода (экономической выгоды) от реализации
услуг.
     Учитывая изложенное, средства, поступившие организации из бюджета
в  счет  компенсации убытков, возникших в связи с реализацией услуг по
регулируемым  тарифам,  учитываются  при определении налоговой базы по
налогу на прибыль в составе доходов.
     Порядок   признания   доходов   при  методе  начисления  в  целях
налогообложения прибыли установлен ст. 271 Кодекса.
     Обращаем  внимание  на  то,  что данный вывод подтверждается п. 1
Обзора  практики  разрешения  арбитражными  судами  дел,  связанных  с
применением  отдельных  положений гл. 25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (Приложение  к  Информационному письму Президиума ВАС РФ от
22.12.2005 N 98).
     Что касается налога на добавленную стоимость, то в соответствии с
пп.  1  п.  1  ст.  146  Кодекса  объектом  налогообложения налогом на
добавленную   стоимость  признаются  операции  по  реализации  товаров
(работ,  услуг)  на  территории Российской Федерации, а также передача
имущественных прав.
     Кроме  того,  на  основании  пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая
база  по  налогу  на  добавленную  стоимость  увеличивается  на суммы,
полученные  за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой
помощи,   на   пополнение   фондов  специального  назначения,  в  счет
увеличения  доходов  либо иначе связанные с оплатой реализованных этим
налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
     В  случае  если денежные средства, полученные налогоплательщиком,
не  связаны  с  оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие
денежные  средства налогообложению налогом на добавленную стоимость не
подлежат.
     Таким  образом,  денежные  средства,  полученные организациями из
бюджета  на  компенсацию  их  расходов,  в налоговую базу по налогу на
добавленную   стоимость   у   этих   организаций   не   включаются  и,
соответственно, счета-фактуры при их получении не оформляются.
     Что  касается  применения  налоговых  вычетов, то суммы налога на
добавленную   стоимость,   уплаченные   налогоплательщиками   за  счет
собственных средств, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     Учитывая,  что  принятие  к  вычету  (возмещению)  сумм налога на
добавленную   стоимость,   оплаченных  за  счет  средств  федерального
бюджета,  приведет к повторному возмещению налога из бюджета, в случае
оплаты налога за счет субсидий, выделенных из федерального бюджета для
компенсации  расходов,  налог  на  добавленную  стоимость  к вычету не
принимается.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           С.Д.ШАТАЛОВ
15 февраля 2008 г.
N 03-07-11/64