О ПРОБЛЕМАХ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ СБОРЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 25 января 2008 г. N СК-15-11/83 (Д) Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение губернатора - председателя Правительства Самарской области В.В. Артякова, представленное письмом Минфина России от 29.12.2007 N 03-05-05-02/85, о проблемах, возникающих при сборе земельного налога по причине неэффективности взаимодействия федеральных структур, участвующих в процессе формирования базы данных в налоговых органах, и сообщает следующее. Правительство Самарской области считает целесообразным предусмотреть в нормативных правовых актах, регулирующих формирование государственного земельного кадастра, обязательное внесение в государственный земельный кадастр сведений об адресе и полных паспортных данных правообладателя земельного участка, а также об изменениях местожительства (регистрации) либо паспортных данных правообладателя земельного участка на основании данных органов Федеральной миграционной службы. Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" установлено, что состав документов государственного земельного кадастра и порядок их ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами. В целях реализации положений названного Федерального закона Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 (зарегистрирован в Минюсте России 20.06.2001, N 2753) утвержден Порядок ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел "Земельные участки" и формы этого реестра, в том числе форма "Сведения о правах" (ф. 1.2), которая предусматривает реквизиты для заполнения данными о правообладателе земельного участка: физическом лице - фамилия, инициалы, ИНН (при отсутствии ИНН заносятся наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность); юридическом лице - сокращенное наименование, код ОКПО, ИНН. Таким образом, указанная форма (ф. 1.2) не содержит реквизитов о местожительстве (регистрации) правообладателя (физического лица) земельного участка, а также изменениях его местожительства (регистрации) на основании данных органов Федеральной миграционной службы. Таких реквизитов не имеется и в форме "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу", утвержденной Приказом Минфина России от 20.06.2005 N 75н (зарегистрирован в Минюсте России 11.07.2005, N 6780). Своевременное получение налоговыми органами информации о местожительстве (регистрации) правообладателей (физических лиц), изменениях местожительства (регистрации) либо документов, удостоверяющих их личность, способствовало бы улучшению администрирования земельного налога. С учетом изложенного, по мнению ФНС России, необходимы соответствующие поправки в Приказ Федеральной службы земельного кадастра России от 15.06.2001 N П/119 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра" и Приказ Минфина России от 20.06.2005 N 75н "Об утверждении формы "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу" и Рекомендаций по ее заполнению". ФНС России в целях обеспечения возможности представления в электронном виде сведений органами, учреждениями и организациями в соответствии с пунктом 3 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и для обеспечения единых принципов обработки представляемой информации разработала и Приказом ФНС России от 12.04.2006 N САЭ-3-13/224@ "Об утверждении форматов файлов информации, представляемой в налоговые органы от органов, учреждений и организаций, перечисленных в пунктах 1, 2, 3, 8 статьи 85 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрированным в Минюсте России 12.05.2006, N 7807 (далее - Приказ), утвердила структуру и форматы текстовых файлов информации, представляемой в том числе: - органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства (приложение 2 к Приказу); - органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (приложение 3 к Приказу). Форматы были разработаны на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", размещены во всех справочно-правовых системах (КонсультантПлюс, ГАРАНТ и т.д.), а также направлены в ФМС России письмом от 11.08.2006 N 09-5-02/3924 и Федеральную регистрационную службу письмом от 09.08.2006 N 09-5-02/3891 с просьбой оказать содействие в организации работы по представлению в налоговые органы документированной информации, определенной пунктом 3 статьи 85 Кодекса, с применением указанных текстовых форматов. Согласно положениям п. п. 4.1 и 4.3 Соглашения от 19.06.2007 N МС-1/18-11278дсп/ММ-25-04/5дсп "О направлениях взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной миграционной службой и Федеральной налоговой службой" органами ФМС России на местном уровне (уровне структурных подразделений территориальных органов ФМС России) предоставляются в налоговые органы сведения о регистрации физических лиц по месту жительства на бумажных носителях. При возможности вышеуказанная информация предоставляется в электронном виде. В настоящее время практически во всех субъектах Российской Федерации организован электронный обмен сведениями с органами ЗАГС. Вместе с тем органами ЗАГС Самарской области указанные сведения представляются на бумажных носителях. Согласно статье 4 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" от 15.11.1997 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В соответствии с Правилами расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для выполнения федеральных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 N 159, установлено, что Федеральная регистрационная служба осуществляет распределение между субъектами Российской Федерации резерва субвенций, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, на основании сведений и отчетов, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, решение вопроса о создании баз данных органов ЗАГС в электронном виде и финансировании их разработки относится к компетенции Правительства Самарской области. Согласно пункту 17.1 Указа Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" Росрегистрация выступает в качестве уполномоченного федерального органа исполнительной власти и осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. При этом непосредственное руководство не осуществляет. В этой связи взаимодействие ФНС России с органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, организовано на территориальном уровне. С 7 декабря 2007 года вступил в силу Приказ ФНС России от 17.09.2007 N ММ-3-09/536@ "Об утверждении форм сведений, предусмотренных статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 19.10.2007, N 10369, и опубликованный 26.11.2007 в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (N 48). Формы сведений, утвержденные указанным Приказом, используются для представления соответствующей информации в налоговые органы на бумажных носителях. ФНС России не имеет полномочий контролировать наличие в органах ФМС России и ЗАГС электронных баз данных. По вопросу использования всеми органами, представляющими сведения в налоговые органы, единого признака идентификации физического лица, в том числе идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), сообщаем. Поскольку постановка на учет в налоговых органах с присвоением ИНН осуществляется на основании представляемых в соответствии со статьей 85 Кодекса сведений, ИНН на момент направления сведений отсутствует и не может быть использован как универсальный идентификатор. Заместитель Руководителя К.В.СЕДОВ 25 января 2008 г. N СК-15-11/83 |