О СОСТОЯНИИ И ПУТЯХ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В Г. МОСКВЕ (Редакция на 27.11.2007) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 14 ноября 2000 г. N 891 (ЮИАИ) Правительство Москвы отмечает, что пенсионное обеспечение в городе предоставляется 2,6 млн. человек (свыше 30% населения). Пенсионная система работает стабильно. Постоянное внимание уделяется правильному назначению и перерасчету пенсий. Обеспечивается своевременная выплата пенсий. Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве в 1999 году обеспечен сбор страховых пенсионных взносов в объеме свыше 39,3 млрд. руб., из которых 13,1 млрд. руб. направлены на выплату пенсий жителям Москвы. Комитет социальной защиты населения Москвы и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве с января 2000 года приступили к поэтапной реализации Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", что создает основу для формирования новых подходов в пенсионном обеспечении граждан, а также позволяет предупреждать случаи представления недостоверных сведений о стаже и заработке. Из-за низкого уровня государственных пенсий жизненно важное значение для неработающих пенсионеров имеют устанавливаемые по решению Правительства Москвы за последние 10 лет ежемесячные доплаты к пенсиям до условной "социальной нормы". Ежемесячные расходы после повышения с 1 августа 2000 года "социальной нормы" до 900-1000 рублей составляют 483 млн. руб. Департаментом финансов г. Москвы и Управлением бюджетного планирования городского заказа обеспечивается своевременное финансирование указанных выплат. В целях улучшения обслуживания и обеспечения "шаговой доступности" пенсионерам к районным управлениям социальной защиты населения их число увеличено с 33 до 98. Процессы назначения, перерасчета и выплаты пенсий, городских доплат осуществляются с использованием современных информационных технологий. Созданы, постоянно модернизируются и расширяются общегородской интегрированный и муниципальные банки данных на получателей социальных выплат. АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы" и Управление Федеральной почтовой связи по г. Москве создали и развивают почтово-банковскую систему выплат, позволяющую пенсионерам иметь дополнительный доход в виде процентов по вкладам. Вместе с тем в организации пенсионного обслуживания москвичей имеется ряд нерешенных проблем. Из 696,4 тыс. юридических лиц, зарегистрированных в г. Москве, активными плательщиками страховых пенсионных взносов являются только 292,4 тыс. Работодателями своевременно не предоставляются сведения о пенсионерах, поступивших на работу. Отсутствуют нормативные акты, обязывающие информировать органы социальной защиты населения о выезде пенсионеров на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, а также их смерти, зарегистрированной в других территориях, что приводит к переплатам средств Пенсионного фонда Российской Федерации и городского бюджета. В Юго-Западном, Центральном, Юго-Восточном, Северо-Восточном, Восточном, Южном и Зеленоградском административных округах не завершена работа по открытию районных управлений социальной защиты населения. В ряде административных округов из-за роста численности обслуживаемого населения и передачи в органы социальной защиты выплаты 1,2 млн. детских пособий помещения управлений требуют расширения либо замены. Недостаточность помещений приводит к перегрузкам в работе действующих управлений и ухудшению качества обслуживания пенсионеров. При неплохой в целом технической оснащенности районных управлений социальной защиты населения для более эффективного осуществления возложенных на них функций необходимо дополнительное выделение средств вычислительной техники, а также ее своевременное обновление. Требует упорядочения и сокращения перечень документов, представляемых при оформлении гражданами жилищно-коммунальных льгот и субсидий. В целях улучшения организации государственного и дополнительного городского пенсионного обеспечения Правительство Москвы постановляет: 1. Комитету социальной защиты населения Москвы считать главной задачей своевременное и качественное назначение (перерасчет), выплату пенсий и доплат к ним, активизацию работы по использованию данных персонифицированного учета о стаже и заработке, внедрение передовых информационных технологий, развитие и укрепление материально-технической базы районных управлений социальной защиты населения, совершенствование адресного подхода при установлении мер социальной поддержки жителям Москвы, работу по предотвращению переплат средств Пенсионного фонда Российской Федерации и городского бюджета. 2. Утратил силу. 3. Утратил силу. 3.1. Префектам административных округов в соответствии с Программой (п. 3) подобрать для создания районных управлений социальной защиты населения нежилые помещения, в том числе в районах массового строительства, и передать их в оперативное управление районным управлениям социальной защиты населения. Размер предоставляемых площадей определять в соответствии с установленными нормативами. Учитывая социальную значимость, в первоочередном порядке до конца 2000 года подобрать помещения для открытия управлений социальной защиты населения районов Теплый Стан, Южное Бутово, Обручевский, Красносельский, Мещанский, Митино, Измайлово, Донской, Чертаново Центральное, Марьино. 3.2. Комитету социальной защиты населения Москвы обеспечить ремонт, оснащение и открытие районных управлений социальной защиты населения. 4. Утвердить План мероприятий по развитию Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы - РАСОИ "Соцзащита" Москвы на 2001-2004 годы (приложение 3). 4.1. Возложить функции заказчика по развитию РАСОИ "Соцзащита" Москвы на Комитет социальной защиты населения Москвы. 4.2. Комитету социальной защиты населения Москвы в срок до 01.02.2001 провести конкурс по выбору исполнителя Плана мероприятий по развитию РАСОИ "Соцзащита" Москвы на 2001-2004 годы. 4.3. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы начиная с 2001 и последующие годы предусмотреть в Плане разработки информационных технологий выполнение работ, приобретение оборудования и программного обеспечения, указанных в пункте 1 раздела "Программы" Плана мероприятий (п. 4), а также заключить договор с Комитетом социальной защиты населения Москвы на выполнение функции заказчика (п. 4.1). 4.4. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы, Комитету социальной защиты населения Москвы, Управлению Федеральной почтовой связи по г. Москве и АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы" до конца 2000 года сформировать план по подключению объектов почтово-банковской системы к телекоммуникационной волоконно-оптической сети Комитета социальной защиты населения Москвы. Распространить тариф, утвержденный распоряжением Премьера Правительства Москвы от 3 августа 1998 г. N 860-РП "О тарифах на услуги, предоставляемые ЗАО "Московская телекоммуникационная корпорация" предприятиям и организациям по городскому заказу", на подключение и аренду каналов для объектов почтово-банковской системы. 5. Руководителям предприятий, учреждений и организаций города Москвы (независимо от организационно-правовых форм собственности): 5.1. Обеспечить своевременное и полное отчисление страховых пенсионных взносов, а также достоверность представляемых в органы социальной защиты населения и Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве сведений о стаже и заработной плате застрахованных лиц. 5.2. Сообщать в пятидневный срок в районные управления социальной защиты населения по месту получения пенсионерами пенсии о приеме их на работу. 6. Просить Московскую федерацию профсоюзов активизировать работу первичных профсоюзных организаций по контролю за представлением в районные управления социальной защиты населения информации о приеме на работу пенсионеров. 7. Комитету социальной защиты населения Москвы совместно с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве на основе использования данных персонифицированного учета уплаты пенсионных страховых взносов проработать методику контроля за поступлением на работу пенсионеров. 8. Рекомендовать Управлению Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по г. Москве при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации как самостоятельно, так и совместно с Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве проверки плательщиков страховых взносов, сдающих в Пенсионный фонд и налоговые органы "нулевые" (без начисления оплаты труда) отчеты и балансы. 9. Московскому комитету по делам о несостоятельности (банкротстве) совместно с Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве и Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве отработать до конца первого полугодия 2001 года порядок признания несостоятельными юридических лиц, зарегистрированных в г. Москве и не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность, а также уплату налоговых платежей и пенсионных страховых взносов. В соответствии с Федеральным законом от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" приступить к процедуре признания их несостоятельными. 10. Префектам административных округов обеспечить ежемесячное безвозмездное предоставление жилищными организациями в районные управления социальной защиты населения сведений (приложение 4) о пенсионерах, снявшихся с регистрационного учета ввиду переезда на постоянное жительство за пределы г. Москвы, а также гражданах (независимо от возраста), смерть которых зарегистрирована органами ЗАГС других территорий. 11. Рекомендовать Управлению Федеральной почтовой связи по г. Москве, АК "Московский муниципальный банк - Банк Москвы" совместно с Комитетом социальной защиты населения Москвы и Управлением транспорта и связи Правительства Москвы в срок до 2002 года завершить во всех доставочных отделениях почтовой связи переход на почтово-банковскую систему выплаты пенсий, пособий и других социальных выплат. 12. Комитету социальной защиты населения Москвы совместно с Управлением бюджетного планирования городского заказа, Департаментом экономической политики и развития г. Москвы и Департаментом финансов г. Москвы разработать и представить на утверждение Правительства Москвы в I квартале 2001 года социальный стандарт и финансовые нормативы на содержание районного управления социальной защиты населения. 13. Отменен. 13. Управлению бюджетного планирования городского заказа Правительства Москвы совместно с Департаментом финансов г. Москвы предусматривать Комитету социальной защиты населения Москвы выделение бюджетных средств на реализацию пункта 3 настоящего постановления по заявкам, представленным Комитетом социальной защиты населения Москвы. Принять к сведению, что бюджетные средства на реализацию Программы (п. 3 настоящего постановления) в 2001 году предусмотрены в бюджете Комитета социальной защиты населения Москвы. 14. Разрешить префектам административных округов, главам районных Управ направлять средства целевых бюджетных фондов развития территорий административных округов и районов г. Москвы на капитальный и текущий ремонт, на приобретение оборудования и инвентаря районных управлений социальной защиты населения. 15. Просить акционерное общество "Московская городская телефонная сеть" выделить для Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве дополнительно 370 телефонных номеров. 16. Управлению городского заказа в I квартале 2001 года проработать вопрос о сокращении количества справок, истребуемых от граждан при реализации различных жилищно-коммунальных льгот и получении жилищных субсидий, и внести предложения в Правительство Москвы. 17. Принять к сведению, что в Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.07.2000 N 1072-р, предусматривается в течение августа - ноября 2000 г. подготовка необходимых законодательных нормативных документов о постепенном переводе в денежную форму льгот отдельным категориям граждан, поэтапном упразднении социально неоправданных льгот, постепенной замене большинства льгот адресными формами социальной поддержки. Комитету социальной защиты населения Москвы совместно с Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом финансов г. Москвы, Управлением городского заказа Правительства Москвы в течение двух месяцев после принятия федеральных законодательных актов подготовить и представить на рассмотрение Правительства Москвы предложения по поэтапному переводу льгот в денежную форму. 18. Принять к сведению, что Московский государственный социальный университет готов начиная с 2000/2001 учебного года осуществлять ежегодный целевой набор в юридический институт по направлению Комитета социальной защиты населения Москвы 75 работников районных управлений социальной защиты населения Москвы. 19. Комитету социальной защиты населения Москвы совместно с Управлением по вопросам государственной службы и кадров Мэрии Москвы в месячный срок разработать договор о сотрудничестве Правительства Москвы и Московского государственного социального университета о целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием. Поручить подписание договора от Правительства Москвы первому заместителю Премьера Правительства Москвы Швецовой Л.И. 20. Управлению по вопросам государственной службы и кадров Мэрии Москвы совместно с Комитетом социальной защиты населения Москвы проработать в первом полугодии 2001 года вопрос по организации сокращенной формы обучения по программе высшей школы государственных служащих районных управлений социальной защиты населения со средним профессиональным образованием, замещающих должности, требующие высшего юридического образования, и представить соответствующие предложения Правительству Москвы. Согласно требованиям нормативных правовых актов города Москвы по вопросам организации обучения кадров при формировании заказа Правительства Москвы на переподготовку и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих предусматривать средства на оплату обучения сотрудников Комитета социальной защиты населения Москвы в Московском государственном социальном университете (МГСУ) на условиях договора от 25 сентября 2001 года N 341-09/01 о сотрудничестве Московского государственного социального университета и Правительства Москвы. 21. Департаменту финансов г. Москвы: - при формировании проектов бюджета на 2003-2006 годы предусматривать ассигнования Финансово-хозяйственному управлению Мэрии Москвы для финансирования договора; - объемы финансирования исчислять в соответствии с приложением к договору (п. 21 настоящего постановления). 22. Комитету социальной защиты населения Москвы отчет о ходе выполнения настоящего постановления представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2001 года. 23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Швецову Л.И. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 14 ноября 2000 г. N 891 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 14 ноября 2000 года N 891 ПОЛОЖЕНИЕ О НАЧИСЛЕНИИ И ВЫПЛАТЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ К ПЕНСИЯМ И ЕДИНОВРЕМЕННЫХ ВЫПЛАТ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ГОРОДСКОГО БЮДЖЕТА Утратило силу. Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 14 ноября 2000 года N 891 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЕТИ РАЙОННЫХ УПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г. МОСКВЫ НА 2000-2003 ГГ. Утратила силу. Приложение 3 к постановлению Правительства Москвы от 14 ноября 2000 года N 891 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ - РАСОИ "СОЦЗАЩИТА" МОСКВЫ НА 2001-2004 ГОДЫ 1. Состояние действующей Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы) и необходимость ее развития В основу социального обеспечения граждан положены принципы социальной справедливости и адресности. В силу сложившихся в последнее десятилетие экономических обстоятельств многие слои населения, особенно пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи, стали испытывать острую потребность в социальной помощи и защите. Именно поэтому социальная политика Правительства Москвы ориентирована на развитие различных форм и мер социальной поддержки малообеспеченных граждан. В связи с тем, что социальная защита населения занимает одно из важнейших мест в жизни г. Москвы, она характеризуется значительными объемами затрат, производимых на ее реализацию. В 1999 г. затраты на проведение мер по социальной поддержке наиболее нуждающихся категорий граждан составили 42,8% бюджета города. В соответствии с Комплексной программой мер социальной защиты жителей Москвы на 2000 год общий объем затрат по всем источникам финансирования составляет 39,7 млрд. руб. Появление новых форм социальной защиты населения, рост числа социальных выплат и количества предоставляемых населению льгот привели к увеличению объема работ, выполняемых районными управлениями социальной защиты населения (РУСЗН), и расширению их сети. Это, с одной стороны, позволило приблизить РУСЗН непосредственно к жителям города, с другой - усложнило технологию обработки информации в системе. В Москве в начале 90-х годов в качестве основного и единственного способа информатизации пенсионного обеспечения использовалась автоматизированная система, построенная по централизованному принципу и функционирующая на основе Центрального банка данных пенсионеров (ЦБД), содержащего только сведения о пенсиях и пособиях, выплачиваемых жителям города. Из РУСЗН информация о назначенных пенсиях и пособиях передавалась на бумажных носителях, которые требовали длительного процесса предварительнной обработки, начиная от ручной подготовки ее на магнитных носителях с последующей визуальной сверкой суммовых реквизитов подготовленной информации с содержимым бумажных носителей. При этом РУСЗН достаточно длительное время оставались без необходимой для их работы информации, что отрицательно сказывалось на качестве обслуживания пенсионеров. Все это, а также необходимость проведения точных расчетов и получения прогнозов требовало наличия городского банка данных с полной информацией о москвичах, обслуживаемых в органах социальной защиты населения. В связи с этим в 1992 году Комитетом социальной защиты населения Москвы было принято решение о создании Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения Москвы (РАСОИ "Соцзащита" Москвы). Основной целью создания РАСОИ "Соцзащита" Москвы являлось обеспечение эффективного функционирования отрасли социальной защиты населения города на основе комплексной компьютеризации ее структурных звеньев, использования ЦБД и систем передачи данных. Создание РАСОИ "Соцзащита" Москвы проводилось поэтапно. При проектировании и разработке РАСОИ "Соцзащита" Москвы учитывались и принимались во внимание мировые тенденции развития высокотехнологичных и эффективных программных, технических и телекоммуникационных средств обработки данных. На 1-м этапе (1992-1994 гг.) были разработаны и внедрены информационные системы органов социальной защиты населения города и реализовано их информационное и технологическое взаимодействие с ЦБД. Главным итогом работ 1-го этапа явилось создание 2-уровневой распределенной автоматизированной системы социальной защиты населения. Ее "верхним" уровнем стал Центральный банк данных, содержащий информацию о лицах, находящихся на обслуживании в органах социальной защиты населения, а основой "нижнего" уровня - функциональные информационные системы, автоматизирующие основные виды деятельности РУСЗН. Эти системы функционируют на основе Интегрированных муниципальных банков данных (ИМБД), содержащих полную информацию об обслуживаемых в районных управлениях социальной защиты гражданах. Наиболее важной информационной системой (ИС) "нижнего" уровня, разработанной и внедренной на 1-м этапе, является ИС "Назначение и перерасчет", обеспечивающая автоматизацию процесса назначения и перерасчета пенсий. С внедрением этой системы была предоставлена возможность специалистам РУСЗН сосредоточиться на юридической оценке представляемых документов. В этот же период были разработаны и внедрены информационные системы по социально-бытовому обслуживанию населения, а также по автоматизации административно-учрежденческой деятельности РУСЗН. Использование ИС "Обращения граждан", контролирующей сроки рассмотрения обращений населения в РУСЗН, и ИС "Контроль исполнения", учитывающей поручения руководства РУСЗН и вышестоящих органов и контролирующей сроки их исполнения, позволило повысить исполнительскую дисциплину аппарата РУСЗН. На этом этапе была осуществлена компьютеризация РУСЗН. Были развернуты локально-вычислительные сети (ЛВС). В органах социальной защиты населения было установлено около 1000 компьютеров. Наряду с этим был реализован переход на безбумажную технологию обмена информацией между муниципальными и центральным банками данных, что дало возможность существенно сократить время прохождения и обработки информации, а также исключить ручную технологию подготовки информации о назначенных суммах пенсий и пособий для ввода ее в ЦБД. Кроме этого, вся необходимая для работы информация не покидала РУСЗН, что благотворно сказалось на качестве обслуживания пенсионеров. Внедрение безбумажной технологии передачи данных осуществлялось по мере компьютеризации РУСЗН - сначала с применением магнитных носителей, а затем средствами электронной почты. Рост объемов обрабатываемой и хранимой в ЦБД информации потребовал не только существенного увеличения мощности и производительности его вычислительного комплекса, но и повышения его надежности. В связи с этим был осуществлен переход на высокопроизводительный и надежный трехмашинный вычислительный комплекс IBM 4341. На 2-м этапе (1995-1999 гг.) был осуществлен переход с Центрального банка данных на Общегородской интегрированный банк данных (ОИБД) нового поколения и обеспечено развитие информационных систем органов социальной защиты населения города. Принципиальным отличием от ЦБД Общегородского интегрированного банка данных явилось наличие информации, не только связанной с назначенной пенсионеру выплатой, а характеризующей его социальный статус, что открывает серьезные возможности для реализации адресной помощи. Важным требованием к ОИБД была полнота представления содержащейся в нем информации по каждому лицу, являющемуся субъектом социальной защиты, чтобы объективно оценить уровень его социальной защищенности. Субъекты социальной защиты идентифицируются в ОИБД уникальными личными номерами, присваиваемыми на весь период обслуживания, независимо от переезда из одного района Москвы в другой. Каждый гражданин, которому выплачивается пенсия (пособие или другая социальная выплата), представлен в базе данных информацией, полностью описывающей его социальный статус. Такое построение ОИБД обеспечило возможность использования всего спектра информации, характеризующей каждое обслуживаемое лицо для осуществления его социальной защиты на основе действующих и вновь вводимых законодательных актов. Важным нововведением в ОИБД явилась возможность учета и хранения изменяющихся значений характеристик обслуживаемых лиц, что создало необходимые условия для проведения ретроспективного анализа и прогнозирования процессов социальной защиты населения. Была решена задача предоставления удаленным пользователям доступа к информационным ресурсам ОИБД посредством внедрения информационно-аналитической системы (ИАС) "Соцзащита", разработанной на основе Web-технологии. Применение ИАС позволило существенным образом расширить функциональные возможности РАСОИ "Соцзащита" Москвы в части предоставления по запросам персонифицированной, сводной и справочной информации в режиме реального времени. ОИБД функционирует на высокопроизводительных и надежных серверах компании Sun Microsystems - Ultra Enterprise 3500 и Ultra Enterprise 3000 в операционной среде Solaris 2.7. В качестве СУБД используется современная реляционная система управления базами данных OpenIngres 2. Объем базы данных ОИБД составляет более 10 Гбайт и имеет тенденцию роста. Всего в составе ОИБД функционируют около 100 прикладных задач. На 2-м этапе была осуществлена комплексная автоматизация органов социальной защиты населения. Существенно расширен состав и функциональные возможности информационных систем, автоматизирующих деятельность РУСЗН. Для решения общегородских задач социальной сферы, в том числе пенсионного обеспечения, осуществлялась интеграция РАСОИ "Соцзащита" Москвы с информационными системами других ведомств. Прежде всего было реализовано взаимодействие РАСОИ "Соцзащита" Москвы с городской информационной системой "ЗАГС" с целью своевременного прекращения выплаты пенсий и пособий умершим гражданам для предотвращения возможных переплат. Кроме того, из РАСОИ "Соцзащита" Москвы передается информация о получателях и произведенных им социальных выплатах для использования различными городскими ведомствами: - Центром жилищных субсидий - для расчетов размеров жилищных субсидий малообеспеченным гражданам; - Комитетом труда и занятости - для финансирования выплаты досрочных пенсий; - Управлением Министерства по налогам и сборам по г. Москве - для освобождения пенсионеров от налога за жилье. 2-й этап завершил создание Распределенной автоматизированной системы обработки информации социальной защиты населения города. Схема РАСОИ "Соцзащита" Москвы представлена на рис. 1. Приводится принципиальная схема РАСОИ "Соцзащита" Москвы (2-й этап). Создание РАСОИ "Соцзащита" Москвы существенно повысило качественный уровень решения вопросов социальной защиты населения города, обеспечило устойчивое функционирование отрасли и создало условия для увеличения числа реализуемых на ее основе функций, объема хранимой и обрабатываемой информации и количества автоматизируемых объектов социальной защиты населения, подключаемых к ней. В то же время экстенсивное развитие РАСОИ "Соцзащита" Москвы за счет наращивания ее функциональных и информационных мощностей потребует увеличения затрат на ее эксплуатацию, а также роста числа и квалификации специалистов, обеспечивающих ее сопровождение. Все это через 4-5 лет может привести к нарушению управляемости системой, имеющей большую социальную значимость в городе. Кроме того, использование в РАСОИ "Соцзащита" Москвы распределенной технологии обработки информации с применением низкоскоростных и ненадежных каналов связи, программных средств и СУБД, считавшихся современными в начале 90-х годов, приводит к значительным трудностям реализации методологического, технологического, информационного и программного сопровождения системы. В настоящее время назрела необходимость создания нового поколения эффективной информационной системы социальной защиты населения, которая обеспечит уменьшение эксплуатационных затрат и сохранение их на одном уровне при дальнейшем наращивании ее функциональных возможностей. 2. Основные цели развития РАСОИ "Соцзащита" Москвы Решение поставленной выше задачи возможно посредством использования автоматизированной технологии, в основу которой положено централизованное хранилище данных, доступ к которому осуществляется по корпоративной оптоволоконной телекоммуникационной сети. Централизация информационных ресурсов РАСОИ "Соцзащита" Москвы позволит значительно уменьшить эксплуатационные затраты на ее функционирование, а также оптимизировать проведение технологических процессов обработки информации, обеспечив единый подход к методологическому, информационному и программному сопровождению системы. Внедрение новой технологии позволит: - устранить из технологического процесса системы "Интегрированные муниципальные банки данных", ведение которых требует больших эксплуатационных затрат, что обеспечит абсолютное единство информационного обеспечения "нижнего" и "верхнего" уровней; - обеспечить единство методологического сопровождения информационного обеспечения "нижнего" и "верхнего" уровней РАСОИ "Соцзащита" Москвы; - устранить необходимость регламентной передачи больших объемов информации (6,5-7,0 Мб в день) по электронной почте из РУСЗН в ОИБД о новых обслуживаемых лицах, а также информации об изменениях размеров пенсий, пособий или социального статуса, что существенно сократит расходы на обработку передаваемой в ОИБД информации; - устранить необходимость передачи из ОИБД во все РУСЗН города по электронной почте информации о результатах массовых централизованных перерасчетов, о ежемесячно начисленных и выплаченных суммах пенсий и пособий, об умерших пенсионерах, что также обеспечит сокращение расходов на обработку выгружаемой информации; - не хранить информацию на "нижнем" уровне системы и, как следствие, устранить дублирование информации на "верхнем" и "нижнем" уровнях РАСОИ "Соцзащита" Москвы; - использовать единую нормативно-справочную информацию для "верхнего" и "нижнего" уровней системы, что повысит уровень информационной целостности всей РАСОИ "Соцзащита" Москвы в целом; - использовать единое программное обеспечение для каждого типа объектов социальной защиты населения города, что дает возможность оперативного внедрения новой версии программного обеспечения для этих объектов, что обеспечит надежность его дальнейшего использования. Одним из важных результатов внедрения новой технологии на основе использования централизованного хранилища данных явится возможность повышения качества обслуживания граждан в органах социальной защиты населения за счет привлечения к этой работе высвободившихся сотрудников, обеспечивающих в настоящее время эксплуатацию информационных систем "нижнего" уровня. Другим направлением развития РАСОИ "Соцзащита" Москвы явится возможность проведения научно обоснованного анализа социальной сферы города с целью прогнозирования экономических, демографических и миграционных процессов, влияющих на изменение количественного и качественного состава лиц, нуждающихся в социальной защите. 3. Основные принципы функционирования РАСОИ "Соцзащита" Москвы в едином информационном пространстве Предлагаемая автоматизированная технология предполагает одновременное использование централизованного хранилища данных всеми объектами автоматизации отрасли. Основными принципами функционирования РАСОИ "Соцзащита" Москвы являются: - одновременное использование централизованного хранилища данных для решения всех функциональных задач РУСЗН (назначения, перерасчеты пенсий, пособий и других социальных выплат, изменение учетных данных и социального статуса и др.), минуя сложный технологический процесс приема-передачи информации по электронной почте, что обеспечит единство методологического, информационного и технологического сопровождения РАСОИ "Соцзащита" Москвы; - использование всеми пользователями программного обеспечения, находящегося в технологическом центре, что обеспечит возможность быстрого внесения изменений в программное обеспечение для решения вопросов при появлении новых нормативных и законодательных актов; - применение режима реального времени при реализации доступа удаленных пользователей к информации централизованного хранилища данных; - централизованное архивирование и защита персонифицированной информации субъектов социальной защиты. Реализация указанных принципов функционирования РАСОИ "Соцзащита" Москвы снизит материальные и временные затраты на эксплуатацию и сопровождение (методологическое, информационное, технологическое и программное) за счет значительного сокращения трудоемкости процесса взаимодействия "нижнего" и "верхнего" уровней системы. Использование новой технологии обеспечит сохранение на одном уровне эксплуатационных затрат при расширении функциональных и информационных возможностей системы. Возможности современных программных средств позволят усовершенствовать пользовательский интерфейс для упрощения трудоемких операций просмотра, ввода и редактирования данных. Кроме того, применение новой технологии обработки информации даст возможность уменьшить интервал времени, при котором запрещен доступ к информации ОИБД из-за проведения регламентных функциональных задач. Принципиальная схема РАСОИ "Соцзащита" Москвы, функционирующей в едином информационном пространстве, представлена на рис. 2. Приводится принципиальная схема РАСОИ "Соцзащита" Москвы, функционирующей в едином информационном пространстве. Работу по развитию Распределенной автоматизированной системы обработки информации по социальной защите населения предлагается провести по следующим направлениям и этапам: ПРОГРАММА РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ РАСПРЕДЕЛЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ (РАСОИ "СОЦЗАЩИТА" МОСКВЫ) НА ПЕРИОД 2001-2004 ГГ. ------------------------------------------------------------------------- |N | Этапы работ | Период | Стоимость | |п/п | | исполнения | (тыс. | | | | | руб.) | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| |1. | Научно-исследовательские | | | | | и опытно-конструкторские работы | | | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| |1.1.| Разработка автоматизированной | I кв. 2001 г.| 22800,0 | | | технологии функционирования | - IV кв. | В т.ч. | | | отрасли социальной защиты | 2004 г. | 2001 - 3500 | | | населения (для РУСЗН) на базе | | 2002 - 6800 | | | централизованного хранилища данных | | 2003 - 6300 | | | | | 2004 - 6200 | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| |1.2.| Разработка проектных решений | III кв. | 700,0 | | | автоматизированной технологии | 2004 г. - | | | | функционирования отрасли | IV кв. | | | | социальной защиты населения (для | 2004 г. | | | | органов и учреждений социальной | | | | | защиты города) на базе | | | | | централизованного хранилища данных | | | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| | | Итого | | 23500,0 | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| | 2. | Создание корпоративной телекоммуни- | | | | | кационной сети социальной защиты | | | | | населения города | | | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| |2.1.| Создание оптоволоконной | IV кв. | | | | телекоммуникационной сети | 2000 г. | | | | социальной защиты населения | | | | | города | | | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| |2.2.| Подключение объектов социальной | III | 300,0 | | | защиты населения к корпоративной | кв. 2000 г. -| | | | телекоммуникационной сети | IV кв. 2000 | | | | | г. | | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| |2.3.| Внедрение структурированных | III | 11500,0 | | | кабельных сетей в РУСЗН, КСЗН | кв. 2000 г. -| В т.ч. | | | | II кв. | 2000 - 500 | | | | 2002 г. | 2001 - 6000 | | | | | 2002 - 5000 | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| | | Итого | | 11800,0 | |----|-------------------------------------|--------------|-------------| | | Всего | | 35300,0 | ------------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. По пп. 1.1, 1.2 финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на разработку информационных технологий по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". 2. По пп. 2.1 и 2.2 финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на телекоммуникационные услуги по статье расходной части бюджета "Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика". 3. По пункту 2.3 финансирование осуществляется за счет средств, выделяемых на ремонт помещений, зданий РУСЗН, КСЗН. Приложение 4 к постановлению Правительства Москвы от 14 ноября 2000 года N 891 СПИСОК ГРАЖДАН, СНЯТЫХ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА В СВЯЗИ С ВЫЕЗДОМ ИЗ Г. МОСКВЫ ИЛИ В СВЯЗИ СО СМЕРТЬЮ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ Г. МОСКВЫ за период с --------------- по -------------- для РУСЗН ------------------------------- г. Москвы ------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Фамилия, | Дата | Адрес | Дата и | Новое | Дата | | п/п | имя, | рождения | регистрации | основание | место | смерти | | | отчество | | | выписки | жительства | | |------|-----------------|----------|----------------------|-------------|------------------|--------| |------|-----------------|----------|----------------------|-------------|------------------|--------| |------|-----------------|----------|----------------------|-------------|------------------|--------| ------------------------------------------------------------------------------------------------------ Начальник --------------------- Подпись, дата, печать печать |