КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ О ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В СФЕРЕ ПРАВОСУДИЯ. Рекомендации. Комитет Министров Совета Европы. 09.09.03 REC (2003) 14

Оглавление

         КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ
          О ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
                          В СФЕРЕ ПРАВОСУДИЯ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                   КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

                          9 сентября 2003 г.
                           N Rec (2003) 14

                                 (Д)


                                           [неофициальный перевод] <*>

--------------------------------
     <*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

     Комитет  министров  в  соответствии  с  положениями статьи 15 "b"
Устава Совета Европы,
     учитывая,  что  целью  Совета  Европы является достижение большей
сплоченности между его членами;
     имея  своей  целью улучшение качества оказания общественных услуг
гражданам и организациям в сфере правосудия;
     утверждая, что эффективная система правосудия играет существенную
роль   в   укреплении   демократии  и  правовых  норм,  поскольку  она
увеличивает   общественное   доверие   к  государственным  властям,  в
частности к их способности бороться с преступностью и решению правовых
конфликтов;
     признавая,  что  информационные технологии стали необходимыми для
эффективного  функционирования  системы  правосудия,  особенно в свете
увеличивающегося   объема   работы  судов  и  других  органов  системы
правосудия;
     признавая,   что   эффективное   функционирование   правосудия  в
информационный    век   требует   правового   признания   и   широкого
использования    систем    электронного   обмена   информацией   между
организациями;
     учитывая,   что   конституционные,  правовые  и  административные
требования и традиции влекут за собой существование больших различий в
информационных системах в сфере правосудия в государствах-членах;
     зная  об  увеличивающейся сложности информационных систем в сфере
правосудия;
     учитывая,   что   эффективный   и  безопасный  обмен  электронной
информацией  между различными организациями системы правосудия требует
взаимодействия их информационных систем;
     учитывая      потенциал     взаимодействия     для     облегчения
межгосударственного    правового    сотрудничества,   чтобы   отвечать
увеличивающимся  потребностям  в  более  тесном  сотрудничестве  между
государствами в сфере правосудия;
     осознавая различные проблемы взаимодействия информационных систем
в результате административных и технических недостатков;
     учитывая  необходимость  улучшения  взаимодействия информационных
систем   в   сфере   правосудия   посредством   принятия  документа  о
взаимодействии  и коммуникационных стандартов, а также интегрированных
подходов к проектам информационных технологий;
     учитывая, что внедрение взаимодействия в сфере правосудия требует
также  соответствующих  изменений  в  праве и процессе работы, а также
необходимого обучения персонала;
     помня,  что  решения  взаимодействия  в  сфере  правосудия должны
соответствовать особым требованиям государств-членов;
     учитывая   наличие   различных  нужд  государств-членов  в  сфере
взаимодействия,  появившихся  в  результате  их  различных  подходов к
развитию информационных технологий в сфере правосудия;
     учитывая,  что  изменения  в  процессе работы органов правосудия,
вызванные   взаимодействием,  никаким  образом  не  должны  влиять  на
конституционные   гарантии   независимости  судов  в  административном
процессе;
     осознавая,  что  обработка  информации  в условиях взаимодействия
представляет   собой  как  преимущества,  так  и  риск,  что  касается
информационной безопасности и охраны частной жизни в сфере правосудия;
     учитывая  Рекомендацию  N R (2001) 2, касающуюся проектирования и
перепроектирования  судебной  системы и правовых информационных систем
для  достижения  прибыли,  Рекомендацию  N R (2001) 3 об осуществлении
правосудия судом и другими правовыми органами над гражданами с помощью
новых  технологий  и Рекомендацию N R (2002) 2 о доступе к официальным
документам,
     рекомендует Правительствам государств-членов:
     1.  имплементировать принципы и руководящие положения, изложенные
в настоящей Рекомендации, в национальное право и практику;
     2.  довести  эти  принципы  и  руководящие  положения до сведения
граждан  и  органов,  ответственных  за  информационные  технологии  и
взаимодействие в сфере правосудия.

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

                              1. Понятия

     В целях настоящей Рекомендации:
     - "органы  правосудия" включают в себя суды, органы прокуратуры и
иные  государственные  и  частные  органы,  такие  как полиция, органы
пенитенциарной   системы,   государственные   реестры,  органы  записи
гражданского    состояния,    юристы,    нотариусы,   а   также   иные
государственные    и    частные   заинтересованные   органы,   которые
обмениваются   информацией   в  ходе  осуществления  административного
правосудия;
     - "информационные      системы"      означают      информационные
технологические   системы,   используемые   органами   правосудия  для
обработки  электронной  информации,  ее  хранения  и обмена, такие как
системы автоматизации документооборота и базы данных;
     - "взаимодействие"   означает   эффективный  и  безопасный  обмен
информацией между информационными системами органов правосудия.

                               2. Цели

     Целью  настоящей  Рекомендации является облегчение взаимодействия
информационных  систем,  путем  установления  принципов  и руководящих
положений  для  государств-членов,  касающихся необходимых мер в сфере
информационных   технологий,   проектирования   судебной   системы   и
технического упорядочения информации в сфере правосудия.

                      II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

                     3. Стратегия взаимодействия

     3.1.  Государства-члены  должны гарантировать, что информационные
технологические   проекты,   начатые   в  сфере  правосудия  учитывают
необходимость   обеспечения   взаимодействия   информационных   систем
различных органов правосудия.
     3.2.  Стратегия  информационной  технологии  в  сфере  правосудия
должна учитывать inter alia следующее:
     - поэтапную компьютеризацию системы правосудия;
     - установление   системы   коммуникации,   включая  использование
электронной почты;
     - развитие   идеи  объединения,  чтобы  предоставить  возможность
коммуникации между органами;
     - координация информации в необходимых пределах;
     - установление   объединенной  системы  для  сбора  информации  и
статистических анализов;
     - установление единой информационной системы;
     - установление единых внутренних информационных реестров;
     - разработка   стандартного   программного  обеспечения  для  баз
данных.
     3.3.  Информационные  технологические  проекты в сфере правосудия
должны   быть   имплементированы  в  рамках  координирующих  программ,
позволяя  принимать  совместные  действия  в различных взаимосвязанных
сферах  и  между  различными  заинтересованными  сторонами,  тем самым
обеспечивая должную координацию и финансирование.
     3.4.   Установление  взаимодействия  в  сфере  правосудия  должно
основываться   на   рентабельности   возмещения.   Требуемый   уровень
взаимодействия в каждом конкретном случае должен определяться с учетом
понесенных затрат и предполагаемой выгоды.

       4. Нетехническая безопасность и охрана личной информации

     4.1.  Государства-члены  должны  имплементировать  взаимодействие
информационных   систем  в  сфере  правосудия,  принимая  во  внимание
необходимость  обеспечить  безопасность  информации  и  охрану  личных
сведений,  как  того  требуют  применимые  международные  стандарты  и
национальное право.
     4.2. Государства-члены должны принять меры для определения роли и
ответственности  работников органов правосудия, учитывая использование
информационных  технологий.  Органы правосудия должны гарантировать, в
частности,   что   они  информируют  своих  работников  о  необходимом
законодательстве,   которое   касается  передачи  информации  в  сфере
правосудия.
     4.3. Государства-члены должны обеспечить установление проверочных
и   контрольных  пунктов  на  пути  автоматизированных  информационных
потоков внутри и между органами правосудия.

                         5. Трудовые ресурсы

     5.1.  После внедрения информационной технологии органы правосудия
должны   использовать   необходимые   трудовые  ресурсы  для  принятия
правильных решений в отношении предполагаемых систем и органов.
     5.2.  Органы  правосудия  должны обеспечиваться квалифицированным
персоналом,  отвечающим за их информационные системы, чтобы обеспечить
соблюдение   целостности,   доступности,   хранение  и  отождествление
электронных  документов  и  информации,  обработанной заинтересованной
организацией.
     5.3.   Государства-члены  должны  принимать  меры  по  содействию
обучению  юристов  и  других  служащих  сферы  правосудия по вопросам,
касающимся  применения  информационной  технологии. Должны создаваться
стимулы для сотрудников сферы правосудия, чтобы поощрять использование
ими информационных технологий в их ежедневной работе.

     6. Взаимодействие между государственным и частным секторами

     6.1.  Государства-члены  должны  продвигать  методы  электронного
обмена  между  государственными  органами  правосудия  информационными
системами,  а  также между частными органами, такими как юристы и иные
заинтересованные   лица.   Подобный   обмен   информацией  может  быть
осуществлен  только  в  соответствии  с  международным  и национальным
правом.
     6.2.  Государства-члены  должны,  в  то же время, рассматривать и
применять  соответствующие  меры  предосторожности,  чтобы  обеспечить
информационную   безопасность   и   охрану  личных  сведений.  Система
подотчетности  должна  быть установлена, чтобы контролировать передачу
специально охраняемой информации.

      III. ПЕРЕОПРЕДЕЛЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

                   7. Изменения в технологии работы

     7.1.    Чтобы   получить   максимальную   выгоду   от   внедрения
информационной   технологии,   государства-члены   должны   объединить
внедрение  современной  информационной технологии в сфере правосудия с
организационными изменениями в процессе работы органов правосудия.
     7.2.   Государства-члены   должны  иметь  непредвзятый  подход  к
модернизации   законов   и  правил,  в  соответствии  с  которыми  они
сдерживают    использование   возможностей,   предоставленных   новыми
информационными    технологиями    и,    в   частности,   возможностью
взаимодействия.
     7.3.   Внедрение   взаимодействия   в   сфере  правосудия  должно
контролироваться.  Государства-члены  должны гарантировать, что органы
правосудия  определяют, документируют и описывают технологию работы, а
также  наблюдают  и  контролируют  изменения, появившиеся в результате
взаимодействия.

                 8. Межорганизационный цепной процесс

     8.1.  Государства-члены должны применять методы взаимодействия ко
всем    относящимся    областям,    где    имеет    важное    значение
межинституциональное  сотрудничество  частных  правовых органов, таких
как уголовные и гражданские системы правосудия.
     8.2.  Системы  управления  делами  в  сфере  правосудия должны, в
частности,  быть  подготовлены  к  передаче  и получению информации из
других  систем  управления  делами,  а  также  к  оказанию поддержки в
процессе  принятия  решения,  посредством  разрешения  доступа ко всем
относящимся к делу базам данных.
     8.3.  Государства-члены должны облегчить взаимодействие различных
баз данных, путем принятия таких мер, как уникальные идентификационные
коды и унифицированное изложение информации.

             IV. ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОСТРОЕНИЕ

             9. Документарные и информационные стандарты

     9.1.  Государства-члены  должны  предпринять комплексный подход к
установлению   документарных   и  информационных  стандартов  в  сфере
правосудия, чтобы была возможность собирать информацию установленным и
структурированным образом.
     9.2.  Взаимодействие  может  тем  не  менее быть достигнуто путем
использования  более  чем  одного информационного стандарта, поскольку
принятие  единственного  стандарта  не  всегда  может быть возможно. В
связи  с  этим,  государства-члены  должны  следовать развитию ведущих
рыночных стандартов, а не пытаться создать отдельные стандарты в сфере
правосудия.
     9.3.  В  частности,  государства-члены  должны  уделить  внимание
развитию   формулировок,   как   обещающих   создать  документарные  и
коммуникационные стандарты в сфере правосудия.

                     10. Техническая безопасность

     10.1.  Органы  правосудия  должны установить порядок наблюдения и
контроля  за  потенциальной  опасностью,  возникающей из неправильного
использования  или  провала  информационных систем. Эти порядки должны
включать  предписания  по  безопасности,  обеспечивающие  контроль  за
доступом к различным уровням информационных систем.
     10.2.    Государства-члены    должны,    если   это   необходимо,
содействовать   применению  криптографии  в  сфере  правосудия,  чтобы
обеспечить электронную связь между различными органами правосудия.
     10.3.  Государства-члены  должны  также широко применять открытый
ключ,  в  отношении  органов  правосудия,  чтобы  обеспечить  единство
сообщений   и   строгое   выполнение   обязательств,   равно   как   и
конфиденциальность    посредством    удостоверения    получателя   или
отправителя   сообщения   и   подтверждение   электронных  подписей  с
электронными свидетельствами, выданными доверенными посредниками.
Оглавление