КАКОВ РАЗМЕР НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА, ВЗИМАЕМОГО ЗА УДОСТОВЕРЕНИЕ ДОВЕРЕННОСТИ НА ПРАВО СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛКИ КУПЛИ-ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, В ЧАСТНОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА? ОСВОБОЖДАЮТСЯ ЛИ ОТ УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫ И НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА ЗА УДОСТОВЕРЕНИЕ УКАЗАННОЙ ДОВЕРЕННОСТИ ИНВАЛИДЫ I И II ГРУППЫ? ЗА КАКИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ (СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ СДЕЛОК, ДОВЕРЕННОСТЕЙ) И В КАКИХ РАЗМЕРАХ ЧАСТНЫЙ НОТАРИУС ВПРАВЕ ВЗЫСКИВАТЬ СБОРЫ С ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА ПРИ СОВЕРШЕНИИ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ? ПРЕДОСТАВЛЕНО ЛИ ЧАСТНЫМ НОТАРИУСАМ ПРАВО НА РАСШИРИТЕЛЬНОЕ ЛИБО ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ НОРМ, КАСАЮЩИХСЯ ОПЛАТЫ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ И ДРУГИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ЧАСТНЫМИ НОТАРИУСАМИ, А ТАКЖЕ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НОТАРИАЛЬНОГО ТАРИФА ЗА СОВЕРШЕНИЕ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 12 февраля 2008 г. N 03-05-06-03/01 (Д) В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины и нотариального тарифа за совершение нотариусами нотариальных действий, а также освобождения от уплаты государственной пошлины и нотариального тарифа Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в пределах своей компетенции сообщает. Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размерах, установленных в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ. В связи с этим ст. 333.24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены размеры государственной пошлины за удостоверение договоров, доверенностей, а также за свидетельствование верности копий документов, соглашений и других нотариальных действий, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена обязательная нотариальной форма удостоверения. Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.24 Кодекса за удостоверение доверенностей на совершение сделок (сделки), требующих (требующей) нотариальной формы в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплачивается государственная пошлина в размере 200 руб. В соответствии с п. 2 ст. 185 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом. Вместе с тем согласно п. 2 ст. 163 ГК РФ сделки подлежат обязательному нотариальному оформлению: - в случаях, указанных в законе; - в случаях, предусмотренных соглашением сторон. Действующим законодательством Российской Федерации обязательная нотариальная форма сделок купли-продажи недвижимого имущества не предусмотрена (ст. ст. 434 и 550 ГК РФ). Таким образом, за удостоверение доверенности на право совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества, в частности земельного участка, нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, а также нотариусом, занимающимся частной практикой, в соответствии с ч. 6 п. 1 ст. 22.1 Основ взимается тариф в размере 200 руб., как за удостоверение доверенностей, нотариальная форма которых не обязательна в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размер нотариального тарифа за удостоверение доверенности на право совершения сделки купли-продажи недвижимого имущества установлен в твердой сумме и не зависит от объема указанных в ее тексте полномочий доверенному лицу, а также услуг правового и технического характера на составление такой доверенности. За составление проектов сделок, доверенностей, заявлений, завещаний и других документов, за выполнение технической работы по изготовлению нотариальных документов Кодексом не предусмотрено уплаты ни государственной пошлины, ни нотариального тарифа. За выполнение вышеперечисленных действий, определенных ст. 15 Основ о нотариате, как за оказание услуг правового и технического характера, взимается плата с учетом себестоимости затрат на составление данных документов. При этом ч. 4 ст. 22 Основ установлено, что льготы по уплате государственной пошлины для физических и юридических лиц, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой. Пунктом 2 ст. 333.38 Кодекса предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины на 50 процентов инвалидов I и II группы по всем видам нотариальных действий, совершаемых как нотариусом, работающим в государственной нотариальной конторе, так и нотариусом, занимающимся частной практикой. Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 11.07.2006 N 349-О данная норма Кодекса соотносится с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в случаях, предусмотренных законом, оказывается бесплатно и не содержит признаков какого-либо нарушения прав или дискриминации в правах нотариусах - работающих в государственных нотариальных конторах и занимающихся частной практикой. Льгот по взиманию нотариального тарифа за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, для физических и юридических лиц Основами законодательства Российской Федерации о нотариате не установлено. В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере нотариата. В связи с чем толкование норм, касающихся оплаты нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, занимающимися частной практикой, а также освобождения от уплаты нотариального тарифа за совершение нотариальных действий нотариусами, занимающимися частной практикой, входит в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации. Учитывая изложенное, по вопросам, изложенным в письме, необходимо обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 12 февраля 2008 г. N 03-05-06-03/01 |