РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 5 ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ. Письмо. Федеральная антимонопольная служба. 12.09.07 ИА/16263

                  РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ
               ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 5 ЗАКОНА О КОНКУРЕНЦИИ

                                ПИСЬМО

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

                         12 сентября 2007 г.
                              N ИА/16263

                                 (Д)


     В  соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 23 Федерального закона
от  26.07.2006  N  135-ФЗ  "О  защите  конкуренции"  (далее  - Закон о
конкуренции)   ФАС   России   разъясняет   некоторые  вопросы  порядка
применения главы 5 Закона о конкуренции.

                                                          И.Ю.АРТЕМЬЕВ
12 сентября 2007 г.
N ИА/16263


                                                            Приложение

                               ВОПРОСЫ,
          ПОСТУПИВШИЕ ОТ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ФАС РОССИИ
       ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ", И ОТВЕТЫ НА НИХ

     1.   Является   ли   государственной  или  муниципальной  помощью
предоставление льгот (по налогам, по арендной плате)?
     Ответ:  1.  Передача федеральными органами исполнительной власти,
органами   исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации,
органами   местного   самоуправления,  иными  осуществляющими  функции
указанных  органов  органами или организациями хозяйствующим субъектам
государственного   или  муниципального  имущества  в  пользование  без
проведения  публичных  процедур  (торги в форме аукциона или конкурса,
предусмотренные статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации)
и  (или)  предоставление льгот по арендной плате (в форме снижения или
уменьшения  ставок  арендной  платы)  за  пользование таким имуществом
является    предоставлением   преимущества   отдельным   хозяйствующим
субъектам, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности
по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.
     В  соответствии  с  пунктом  20  статьи  4  Закона  о конкуренции
предоставление   таких   преимуществ   является   государственной  или
муниципальной  помощью  и  подлежит  контролю в порядке, установленном
главой 5 вышеупомянутого Закона.
     2.  Предоставление льгот по уплате налогов по своей экономической
природе   также   является   предоставлением   преимуществ   отдельным
хозяйствующим   субъектам,  которое  обеспечивает  им  более  выгодные
условия деятельности по сравнению с другими хозяйствующими субъектами,
однако,  в  настоящее  время в рамках действующего законодательства не
может быть отнесено к государственной или муниципальной помощи.
     В  соответствии  с  пунктом  20  статьи 4 Закона о конкуренции, в
котором  дается определение понятия "государственная или муниципальная
помощь",    государственной   или   муниципальной   помощью   является
преимущество,  предоставленное  органом исполнительной власти субъекта
Российской  Федерации  и  органом местного самоуправления, а налоговые
льготы  устанавливаются  законодательными (представительными) органами
власти  субъектов  Российской Федерации или представительными органами
местного   самоуправления,   за   которыми   это  право  закреплено  в
соответствии  со  статьей  12  Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - НК РФ).
     Кроме   того,   согласно   части   1   статьи  56  НК  РФ,  нормы
законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и
условия  применения  льгот  по  налогам  и  сборам,  не  могут  носить
индивидуального характера.
     Факты  предоставления налоговых льгот, которые приводят или могут
привести  к  недопущению,  ограничению,  устранению  конкуренции,  или
предоставление  налоговых  льгот  с  нарушением  установленных  НК  РФ
требований   ФАС   России   рекомендует   рассматривать   на   предмет
соответствия части 1 статьи 15 Закона о конкуренции.

     2.   Что  такое  "иные  объекты  гражданских  прав"  (определение
государственной или муниципальной помощи)?
     Ответ:   В  соответствии  со  статьей  128  Гражданского  кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  ГК  РФ)  к объектам гражданских прав
относятся  вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том
числе  имущественные  права;  работы  и услуги; информация; результаты
интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них
(интеллектуальная собственность); нематериальные блага.
     Вместе  с  тем  применительно  к  определению государственной или
муниципальной   помощи,   данному  в  пункте  20  статьи  4  Закона  о
конкуренции,  следует  иметь  в  виду,  что  некоторые  виды  объектов
гражданских  прав  не могут являться государственной или муниципальной
помощью  (в  частности, нематериальные блага, принадлежащие гражданину
от  рождения  или  в  силу  закона,  неотчуждаемы и непередаваемы иным
способом (часть 1 статьи 150 ГК РФ)).

     3.   Каковы   направления   работы   ФАС   России   по   контролю
государственной или муниципальной помощи?
     Ответ:  ФАС  России  и  его  территориальные  органы осуществляют
контроль  за  предоставлением государственной или муниципальной помощи
по следующим направлениям:
     1)    Контроль   порядка   предоставления   государственной   или
муниципальной помощи:
     а)  рассмотрение  ходатайств  о  даче  согласия на предоставление
государственной или муниципальной помощи и принятие по ним решения;
     (ст. 20 Закона о конкуренции)
     б)  проверки  органов  исполнительной  власти  и органов местного
самоуправления:
     - проверки  на  наличие актов о государственной или муниципальной
помощи, не согласованных с антимонопольным органом;
     - проверки  законов  субъектов  Российской Федерации о бюджете на
соответствующий    финансовый    год,   нормативных   правовых   актов
представительных   органов   местного   самоуправления  о  бюджете  на
соответствующий финансовый год; актов о предоставлении государственной
или   муниципальной   помощи  за  счет  резервных  фондов  на  предмет
соответствия требованиям, установленным главой 5 Закона о конкуренции.
     2)   Контроль  использования  государственной  или  муниципальной
помощи    в    части   вопросов   соответствия   целям   использования
государственной    или    муниципальной    помощи    и   установленных
антимонопольным органом ограничений:
     а)  проверки выданных антимонопольным органом предписаний в адрес
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления.
     (ст. 21 Закона о конкуренции)
     3) Проверки хозяйствующих субъектов:
     а)  получивших  государственную  или муниципальную помощь - после
согласования  с  антимонопольным  органом  на  предмет соответствия ее
использования заявленным в ходатайстве целям;
     б)  получивших  государственную  или муниципальную помощь - после
согласования  с  антимонопольным  органом,  и в отношении которой были
установлены   ограничения,   на   предмет   соблюдения   установленных
ограничений предоставления государственной или муниципальной помощи;
     в)   при  проверках  хозяйствующих  субъектов  при  осуществлении
антимонопольного контроля - выявление фактов получения государственной
или муниципальной помощи, проверка порядка ее предоставления.
     (ст. 21 Закона о конкуренции)
     4) Привлечение должностных лиц к административной ответственности
за непредставление ходатайств и неисполнение предписаний.
     5)    Разъяснительная    работа    по    порядку   предоставления
государственной или муниципальной помощи (адвокатирование конкуренции)
в   форме   рабочих   встреч,  консультаций,  семинаров,  конференций,
публикаций и т.п.;
     (п. 20 ст. 4; ст. ст. 19 - 21 Закона о конкуренции)

     4.  Какие в настоящее время действуют официальные разъяснения ФАС
России по вопросам государственной или муниципальной помощи?
     Ответ:  ФАС  России  дал  следующие  официальные  разъяснения  по
вопросам государственной или муниципальной помощи:
     - письмо от 03.11.2006 N ИА/18933;
     - письмо от 20.12.2006 N ИА/21574;
     - письмо от 16.02.2007 N ИА/1938;
     - письмо от 23.03.2007 N ИА/3832;
     - письмо от 15.08.2007 N ИА/13955.

     5.  Существует  ли  исчерпывающий  перечень  видов  деятельности,
включаемый  в  понятие  "производство сельскохозяйственной продукции",
который  можно  использовать  при применении п. 5 ч. 1 ст. 19 Закона о
конкуренции?
     Ответ:  Исчерпывающего  перечня  видов деятельности по целям, для
реализации   которых   может   предоставляться   государственная   или
муниципальная помощь, нет.
     При  этом  справочно  сообщаем, что понятие сельскохозяйственного
товаропроизводителя  содержится  в  статье  3  Федерального  закона от
29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
     Кроме  того,  виды экономической деятельности, классы и подклассы
видов  продукции  и  услуг,  виды  продукции  и  услуг (в том числе по
производству   сельскохозяйственной  продукции)  можно  установить  из
Общероссийского   классификатора   видов  экономической  деятельности,
продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного Постановлением Госстандарта
Российской   Федерации   от   06.08.1993   N   17   в  совокупности  с
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 25.07.2006 N 458
"Об  отнесении  видов  продукции  к сельскохозяйственной продукции и к
продукции       первичной      переработки,      произведенной      из
сельскохозяйственного     сырья    собственного    производства",    и
Общероссийского  классификатора  продукции  ОК  005-93,  утвержденного
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.12.1993 N 301.
     Относительно  других  целей  предоставления  государственной  или
муниципальной   помощи,  указанных  в  части  1  статьи  19  Закона  о
конкуренции, рекомендуем обращаться к некоторым отраслевым нормативным
правовым актам, а именно:
     1.  обеспечение  жизнедеятельности  населения  в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях - Закон Российской Федерации от
19.02.1993  N  4520-1  "О государственных гарантиях и компенсациях для
лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных
к ним местностях";
     2.  проведение фундаментальных научных исследований - Федеральный
закон   от   23.08.1996   N   127-ФЗ   "О   науке   и  государственной
научно-технической политике";
     3.  защита  окружающей  среды - Федеральный закон от 10.01.2002 N
7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
     4.  развитие  культуры и сохранение культурного наследия - Основы
законодательства   Российской   Федерации   о  культуре,  утвержденные
Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 N 3612-1;
     5. поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих
приоритетные  виды деятельности - до 01.01.2008 - Федеральный закон от
14.06.1995    N    88-ФЗ    "О    государственной   поддержке   малого
предпринимательства   в   Российской   Федерации",   с   01.01.2008  -
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации";
     6.  социальное  обслуживание  населения  -  Федеральный  закон от
02.08.1995  N  122-ФЗ  "О  социальном  обслуживании  граждан  пожилого
возраста  и  инвалидов",  Федеральный  закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О
государственной  социальной помощи", Федеральный закон от 10.12.1995 N
195-ФЗ  "Об  основах  социального  обслуживания населения в Российской
Федерации";
     7.   социальная   поддержка   безработных  граждан  и  содействие
занятости  населения  -  Закон  Российской  Федерации  от 19.04.1991 N
1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
     В   совокупности   с   вышеуказанными  федеральными  нормативными
правовыми  актами  необходимо  также  учитывать  положения нормативных
правовых   актов  соответствующего  субъекта  Российской  Федерации  и
правовых  актов  органов  местного  самоуправления,  принятых в рамках
установленных    нормативными    правовыми    актами   полномочий   по
вышеуказанным направлениям.

     6.   Как   будет   устанавливаться  перечень  приоритетных  видов
деятельности   для   субъектов   малого  предпринимательства  с  целью
применения п. 6 ч. 1 ст. 19 Закона о конкуренции?
     Ответ:  В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от
14.06.1995    N    88-ФЗ    "О    государственной   поддержке   малого
предпринимательства  в  Российской  Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ)
государственная  поддержка малого предпринимательства осуществляется в
соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого
предпринимательства,   региональными  (межрегиональными),  отраслевыми
(межотраслевыми)  и  муниципальными  программами  развития и поддержки
малого     предпринимательства,     разрабатываемыми    соответственно
Правительством  Российской  Федерации,  органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона N 88-ФЗ государственные
и   муниципальные   программы   поддержки  малого  предпринимательства
включают  в  себя  приоритетные  виды  деятельности  субъектов  малого
предпринимательства.
     При  этом  необходимо  иметь  в виду, что с 01.01.2008 вступает в
силу  Федеральный  закон  от  24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и
среднего  предпринимательства  в Российской Федерации", в соответствии
со  статьей  26  которого  признан  утратившим  силу  Закон  N 88-ФЗ и
предусматривающий  возможность  определения  приоритетных  направлений
поддержки  субъектов  малого предпринимательства только на федеральном
уровне (статья 9).

     7.  С  учетом  формулировки  п.  1  ч. 2 ст. 19 будет ли являться
предоставлением  государственной  или  муниципальной помощи заключение
государственного  контракта с нарушением установленных Законом N 94-ФЗ
требований к способу размещения заказа?
     Ответ:  Это  будет  являться  нарушением  Федерального  закона от
21.07.2005   N  94-ФЗ  "О  размещении  заказов  на  поставки  товаров,
выполнение  работ,  оказание услуг для государственных и муниципальных
нужд".

     8.  На  основании чего антимонопольный орган может контролировать
использование государственной или муниципальной помощи?
     Ответ:  В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о конкуренции
антимонопольный   орган   обеспечивает   государственный  контроль  за
соблюдением  антимонопольного  законодательства  федеральными органами
исполнительной   власти,  органами  государственной  власти  субъектов
Российской   Федерации,   органами   местного   самоуправления,  иными
осуществляющими  функции указанных органов органами или организациями,
а   также   государственными   внебюджетными  фондами,  хозяйствующими
субъектами, физическими лицами.
     Контроль  за предоставлением и использованием государственной или
муниципальной  помощи  является одним из видов контроля за соблюдением
антимонопольного законодательства.
     Кроме  того,  часть  1  статьи  23  Закона о конкуренции содержит
неисчерпывающий  перечень  полномочий  антимонопольного органа, в силу
наличия  пункта  13  указанной  статьи,  в  соответствии с которым ФАС
России и его территориальные органы осуществляют иные, предусмотренные
Законом  о  защите конкуренции, другими федеральными законами, указами
Президента Российской Федерации, а также постановлениями Правительства
Российской Федерации полномочия.
     Таким   образом,   осуществление   полномочий   по   контролю  за
использованием  государственной  или  муниципальной  помощи, о которых
идет  речь в поставленном вопросе, предусмотрено также главой 5 Закона
о  конкуренции  и  не  выходит  за  пределы  полномочий, установленных
статьями 22, 23 Закона о конкуренции.

     9.  Согласно  ч.  1  ст.  21 Закона о конкуренции после признания
судом    акта    о    государственной    или    муниципальной   помощи
недействительным,  антимонопольный  орган  выдает  предписание. Это не
согласуется  с  ч.  1  ст.  16  Арбитражного  процессуального  кодекса
Российской  Федерации  (далее - АПК РФ), согласно которой вступившие в
законную  силу  судебные акты арбитражного суда являются обязательными
для  органов  государственной власти, органов местного самоуправления,
иных  органов,  организаций,  должностных  лиц  и  граждан  и подлежат
исполнению  на  всей  территории  Российской Федерации. Если признание
актов   о  предоставлении  государственной  или  муниципальной  помощи
недействительными осуществляется в судебном порядке, то и истребование
имущества должно происходить в судебном порядке.
     Ответ:  В  соответствии  с частью 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в
законную  силу  судебные акты арбитражного суда являются обязательными
для  органов  государственной власти, органов местного самоуправления,
иных  органов,  организаций,  должностных  лиц  и  граждан  и подлежат
исполнению   на   всей  территории  Российской  Федерации.  Исполнение
судебных  решений производится в соответствии с Федеральным законом от
21.07.1997  N  119-ФЗ  "Об  исполнительном  производстве" и не требует
выдачи предписания каким-либо органом исполнительной власти.
     Учитывая  вышеизложенное,  ФАС  России  рекомендует  указывать  в
подаваемом  в  суд заявлении (в соответствии с главами 23 и 24 АПК РФ)
помимо требования о признании недействительными в части предоставления
государственной  или  муниципальной  помощи нормативных правовых актов
органов   исполнительной   власти  субъектов  Российской  Федерации  и
правовых  актов  органов  местного  самоуправления  также требование о
возврате имущества, если государственная или муниципальная помощь была
предоставлена   путем  передачи  государственного  или  муниципального
имущества.