ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ВИДЕ СУБСИДИЙ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ, ПРОЖИВАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ, НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.06.07 03-04-05-01/189

               ОБ ОТСУТСТВИИ ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
           ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ В ВИДЕ
          СУБСИДИЙ МОЛОДЫМ СЕМЬЯМ, ПРОЖИВАЮЩИМ НА ТЕРРИТОРИИ
             ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ,
               НА СТРОИТЕЛЬСТВО ИЛИ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЖИЛЬЯ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           15 июня 2007 г.
                          N 03-04-05-01/189

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу налогообложения доходов физических лиц, полученных в
связи  с  предоставлением молодым семьям субсидий на строительство или
приобретение  жилья,  и  в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации разъясняет следующее.
     В соответствии со ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы
налогоплательщика,  полученные  им как в денежной, так и в натуральной
формах, а также доходы в виде материальной выгоды.
     Пунктом  3  ст.  217  Кодекса  установлен  исчерпывающий перечень
компенсационных  выплат,  освобождаемых от обложения налогом на доходы
физических лиц.
     В  частности,  в  соответствии с абз. 3 данного пункта ст. 217 от
обложения  налогом  на  доходы  физических  лиц  освобождены  все виды
установленных   действующим  законодательством  Российской  Федерации,
законодательными  актами  субъектов  Российской  Федерации,  решениями
представительных   органов   местного  самоуправления  компенсационных
выплат    (в   пределах   норм,   установленных   в   соответствии   с
законодательством   Российской   Федерации),  связанных  с  бесплатным
предоставлением  жилых  помещений  и  коммунальных  услуг, топлива или
соответствующего денежного возмещения.
     Жилищный  кодекс  Российской  Федерации (далее - Жилищный кодекс)
предусматривает  два  вида  субсидий,  которые  могут  предоставляться
гражданам.
     Статьей    2    Жилищного    кодекса   определено,   что   органы
государственной  власти  и  органы  местного самоуправления используют
бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан, в том числе
путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения
или строительства жилых помещений.
     Субсидии   на   оплату  жилого  помещения  и  коммунальных  услуг
предусмотрены  ст.  159  Жилищного кодекса. При этом в соответствии со
ст.  154  Жилищного  кодекса  плата за жилое помещение включает в себя
плату  за  содержание и ремонт жилого помещения и плату за пользование
жилым  помещением  (плата  за  наем).  Одновременно  ст. 160 Жилищного
кодекса  установлена выплата компенсаций расходов отдельным категориям
граждан на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств
соответствующих  бюджетов,  которая  учитывается при расчете субсидий,
предоставляемых гражданам в соответствии со ст. 159 Жилищного кодекса.
     Таким   образом,  понятию  компенсации,  связанной  с  бесплатным
предоставлением   жилых   помещений  и  коммунальных  услуг,  топлива,
предусмотренной  п.  3  ст.  217  Кодекса, отвечают субсидии на оплату
жилого помещения и коммунальных услуг, установленные ст. 159 Жилищного
кодекса.
     В  целях  создания  государственной  поддержки  молодых  семей  в
решении   жилищной   проблемы   Постановлением  от  13.05.2006  N  285
утверждены   Правила   предоставления   молодым   семьям  субсидий  на
приобретение  жилья  в  рамках  реализации  подпрограммы  "Обеспечение
жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -
2010 годы.
     Выплата   субсидий  молодым  семьям,  проживающим  на  территории
округа, за счет окружного бюджета на приобретение жилья осуществляется
в  соответствии  с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
от   11.11.2005  N  103-оз  и  Постановлением  Правительства  ХМАО  от
07.04.2006 N 67-п.
     Таким  образом,  в  соответствии  с  вышеуказанными  нормативными
правовыми  актами  гражданам  предоставляются субсидии на приобретение
жилья,  а не компенсации, связанные с бесплатным предоставлением жилых
помещений  по  договору  социального найма, подразумевающие возмещение
расходов  по  оплате  жилого  помещения  и  коммунальных услуг за счет
соответствующих бюджетов, предусмотренные п. 3 ст. 217 Кодекса.
     Жилищная  субсидия,  предоставленная  за  счет средств областного
бюджета  гражданам, в том числе молодым семьям, на приобретение жилья,
не   входит   в   вышеупомянутый  перечень  выплат,  освобождаемых  от
налогообложения.
     Учитывая   изложенное,   денежные   средства   в  виде  субсидий,
полученные налогоплательщиками из средств областного бюджета, подлежат
обложению   налогом  на  доходы  физических  лиц  в  общеустановленном
порядке.
     В настоящее время ведется работа над совершенствованием отдельных
положений  гл.  23  Кодекса.  В  частности,  рассматривается вопрос об
освобождении  от  налогообложения  жилищных  субсидий  на приобретение
жилья,  выделяемых  гражданам,  не  обеспеченным  жильем,  в том числе
молодым семьям, за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
15 июня 2007 г.
N 03-04-05-01/189