ПО ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФНС РОССИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР. Письмо. Федеральная налоговая служба. 08.02.08 ШТ-15-2/124

             ПО ВОПРОСУ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ФНС РОССИИ ФУНКЦИЙ
              ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
               ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР

                                ПИСЬМО

                     ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

                          8 февраля 2008 г.
                            N ШТ-15-2/124

                                 (Д)


     Федеральная  налоговая  служба,  во  исполнение п. 3 раздела VIII
Протокола   заседания   Правительственной   комиссии   по   проведению
административной  реформы  от  25  декабря  2007  г.  N  72,  сообщает
следующее.
     Частью  3  статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О
государственном регулировании деятельности по организации и проведению
азартных  игр  и о внесении изменений в некоторые законодательные акты
Российской   Федерации"   (далее   -   Федеральный   закон  N  244-ФЗ)
установлено, что проверка технического состояния игрового оборудования
осуществляется   уполномоченным  Правительством  Российской  Федерации
органом  исполнительной  власти,  осуществляющим функции по контролю и
надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
     Частью  2  статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ установлено, что
государственное регулирование деятельности по организации и проведению
азартных   игр   в   соответствии   с  названным  Федеральным  законом
осуществляется,    в    том   числе,   иными   федеральными   органами
исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции.
     Согласно  пункту  5 части 1 статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ
государственное регулирование деятельности по организации и проведению
азартных  игр  осуществляется путем выявления, запрещения и пресечения
деятельности   лиц,   осуществляющих  деятельность  по  организации  и
проведению    азартных    игр    с   нарушением   законодательства   о
государственном регулировании деятельности по организации и проведению
азартных игр.
     Таким  образом,  предложения  по  разграничению функций в области
государственного   регулирования   деятельности   по   организации   и
проведению  азартных  игр при проверке технического состояния игрового
оборудования  и  контроле  за  соблюдением организаторами азартных игр
требований,  предъявляемых  к игорным заведениям, ранее представленные
ФНС  России  в  Минфин  России  (от  30.05.07 N ШС-5-14/682), являются
обоснованными и соответствуют положениям Федерального закона N 244-ФЗ.
     Позиция  Федеральной налоговой службы по изложенному вопросу была
поддержана  в  письме Администрации Президента Российской Федерации от
17.05.2007 N А4-797ОП в адрес Правительства России. При этом отмечено,
что  на  основании  статьи  13  Федерального  закона  "Об  обеспечении
единства   измерений"  на  Ростехрегулирование  возложена  функция  по
государственному   метрологическому  контролю  и  надзору  за  игровым
оборудованием,   а   также   о  том,  что  у  ФНС  России  отсутствуют
материально-технические возможности по проведению таких проверок.
     В письме от 05.06.2007 N АР-3143/14 Минпромэнерго России (далее -
письмо  Минпромэнерго  России)  в  адрес  Министерства финансов России
выражено   согласие   с   предложением   Федерального   агентства   по
техническому    регулированию    и   метрологии   о   целесообразности
разграничения ответственности между Ростехрегулированием и Федеральной
налоговой  службой при реализации ими функций по проверке технического
состояния игрового оборудования.
     В  письме  от  06.06.2007  N 8147-АШ/Д05 Минэкономразвития России
(далее   -  письмо  Минэкономразвития  России)  в  адрес  Министерства
финансов  России  выражено  мнение  о  том,  что  функция  по проверке
технического  состояния  игрового оборудования является несвойственной
для  ФНС  России,  а  также  о  том,  что  следует  внести изменения в
Федеральный  закон  N  244-ФЗ  в  части  наделения Ростехрегулирования
полномочиями по проверке технического состояния игрового оборудования,
сохранив   за   ФНС  России  полномочия  по  контролю  за  соблюдением
организаторами   азартных  игр  требований,  предъявляемых  к  игорным
заведениям.
     В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от
22 мая 2007 г. N З-П13-2423 Минфином России было рассмотрено обращение
Руководителя   Администрации   Президента  Российской  Федерации  С.С.
Собянина   по   вопросу   о   разграничении   полномочий  по  проверке
технического  состояния  игрового  оборудования  между  ФНС  России  и
Ростехрегулированием  и  в  письме  от  06.06.2007 N 01-02-01/05-990 в
адрес  Аппарата  Правительства  Российской Федерации выражено мнение о
невозможности   подобного   разграничения   функций.  В  дополнение  к
указанному   письму   Минфином   России   письмом   от   28.06.2007  N
01-02-01/05-1167  (далее  -  письма  Минфина  России)  в Правительство
Российской    Федерации    были    направлены   вышеуказанные   письма
Минпромэнерго России и Минэкономразвития России, при этом подтверждена
позиция  о нецелесообразности дополнительного разграничения полномочий
между   федеральными   органами   исполнительной  власти  по  проверке
технического  состояния  игрового  оборудования. Кроме того, отмечено,
что  для  проверки  наличия  документов,  подтверждающих  соответствие
игрового   оборудования   техническим   требованиям,  и  осуществления
визуального контроля значения технически заложенного среднего процента
выигрыша не требуется специальных материально-технических возможностей
и знаний.
     Согласно  части 4 и части 5 статьи 8 Федерального закона N 244-ФЗ
используемое   в   игорном   заведении   игорное  оборудование  должно
соответствовать требованиям:
     законодательства     Российской     Федерации    о    техническом
регулировании;
     технических  регламентов,  стандартов,  а также иным обязательным
требованиям и находиться в собственности организатора азартных игр.
     В   помещении  игорного  заведения  постоянно  должны  находиться
документы, подтверждающие соответствие игорного оборудования указанным
требованиям.  Технически  заложенный  средний процент выигрыша каждого
игрового автомата не может составлять менее чем девяносто процентов.
     В   письме   Минпромэнерго   России  указано,  что  на  основании
действующих  положений нормативных правовых актов Российской Федерации
Ростехрегулирование  осуществляет  контроль  за  соответствием игровых
автоматов  утвержденному  типу,  а также проводит сертификацию игровых
автоматов  с  денежным выигрышем. В рамках осуществления своих функций
Ростехрегулированием   аккредитованы   87  центров  испытаний  игровых
автоматов.    В    результате    действия   системы   государственного
метрологического  контроля,  являющегося  одним  из видов технического
контроля,  за  период  с  2000  года по июнь 2007 года утверждено 3180
типов игровых автоматов с денежным выигрышем.
     В  вышеназванных  письмах  Минфина  России,  в  частности, на том
основании,  что  Федеральным законом N 244-ФЗ игровое оборудование как
средство измерения не определено, делается вывод, что государственному
метрологическому  контролю и надзору оно не подлежит. При этом в целях
устранения  разночтения  норм  законодательства  Российской  Федерации
Минфином  России вносится предложение об исключении из абзаца 3 статьи
13  Закона  Российской  Федерации  от  27  апреля 1993 г. N 4871-1 "Об
обеспечении единства измерений" слова "игровых".
     В  соответствии  с  п.  п. 6 - 9 раздела III Правил представления
организатором  азартных  игр  сведений,  необходимых для осуществления
контроля  за соблюдением требований законодательства о государственном
регулировании  деятельности  по организации и проведению азартных игр,
утвержденных  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 23
августа  2007  г.  N  540 (далее - Правила), организатор азартных игр,
имеющий  лицензию  на  осуществление  деятельности  по  организации  и
содержанию  тотализаторов, обязан представлять в территориальный орган
Федеральной  налоговой службы, в котором зарегистрированы используемые
им  для  осуществления  деятельности  в сфере игорного бизнеса игровые
автоматы, декларации о соответствии игрового оборудования требованиям,
предъявляемым  к  игровому  автомату  (далее  -  Декларация). Согласно
приложению   2  к  вышеназванным  Правилам  организатор  азартных  игр
заполняет Декларацию на основании функциональных возможностей игрового
оборудования, заявленных изготовителем, результатов экспертизы игровых
программ  с  целью  установления  отсутствия  в  них недекларированных
возможностей, подтвержденных сертификатом.
     Таким  образом,  речь идет о требовании по сертификации составной
части   игровых  автоматов  (по  данным  отчетности  на  01.09.2007  в
налоговых   органах   было  зарегистрировано  285083  единицы  игровых
автоматов),  а  также  о  том,  что  акты метрологического контроля за
игровыми  автоматами  с  денежным  выигрышем (письмо Минфина России от
29.10.2007  N  05-03-03/167)  не являются документами, подтверждающими
результаты экспертизы игровых программ с целью установления отсутствия
в  них  недекларированных  возможностей.  При  этом в названном письме
Минфина  России  содержится ссылка на письмо Федерального агентства по
промышленности    (Роспром)   от   10.09.2007   N   06-1653,   которое
проинформировало   Минфин   России  о  перечне  из  трех  организаций,
осуществляющих   сертификацию   программного   обеспечения   с   целью
установления отсутствия в нем недекларированных возможностей.
     Федеральное  агентство по техническому регулированию и метрологии
письмом  от  23.11.2007  N ВК-101-26/5783 проинформировало ФНС России,
что документы (сертификаты) организаций, упомянутых в письме Роспрома,
являются необязательными, а сама сертификация добровольной. При этом в
соответствии  со статьей 19 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ
"О техническом регулировании" принуждение организаторов азартных игр к
осуществлению  добровольного подтверждения соответствия, в том числе в
определенной системе сертификации, является недопустимым.
     Основной  задачей  ФНС  России  в  соответствии  с  Положением  о
Федеральной     налоговой    службе,    утвержденным    Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  30.09.2004  N  506  (далее -
Положение),  является  исполнение  функций  по  контролю  и надзору за
соблюдением  законодательства  о  налогах  и  сборах, за правильностью
исчисления,  полнотой  и  своевременностью  внесения в соответствующий
бюджет  налогов  и сборов в случаях, предусмотренных законодательством
Российской   Федерации,   за   правильностью  исчисления,  полнотой  и
своевременностью  внесения  в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей,    за    производством    и   оборотом   этилового   спирта,
спиртосодержащей,  алкогольной  и  табачной продукции, а также функции
агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
     Учитывая   изложенное,   Федеральная   налоговая  служба  считает
необходимым рассмотреть предложения по разграничению функций в области
государственного   регулирования   деятельности   по   организации   и
проведению  азартных  игр при проверке технического состояния игрового
оборудования  и  контроле  за  соблюдением организаторами азартных игр
требований,  предъявляемых  к  игорным  заведениям, с учетом характера
основных задач, возложенных на ФНС России.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2007 N
441  утверждены Правила совершения операций с денежными средствами при
организации и проведении азартных игр.
     Согласно   названным   Правилам   организатор  азартных  игр  при
совершении   операций   с   денежными  средствами  при  организации  и
проведении   азартных   игр  в  игорном  заведении  должен  обеспечить
соблюдение  порядка  ведения кассовых операций в Российской Федерации,
определенного  Центральным  банком  Российской Федерации; осуществлять
выдачу обменных знаков игорного заведения в кассе игорного заведения в
обмен  на  денежные  средства; выдачу выигрыша в виде денежных средств
производить  в  кассе  игорного  заведения  в  обмен  на предъявляемые
обменные   знаки   игорного   заведения;   исполнение   требований   о
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным
путем, и др.
     В  соответствии с пунктом 5.1.7 Положения ФНС России осуществляет
функцию  контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств
в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
     Таким  образом,  представляется  целесообразным  решить  вопрос о
закреплении   в   нормативных   правовых  актах  Российской  Федерации
определения  приоритетности  исполнения  контрольных функций налоговых
органов в сфере осуществления деятельности по организации и проведению
азартных  игр, регламентировав порядок проведения проверки в следующей
последовательности:
     1)   обследование   игорных  заведений  по  вопросу  соответствия
количества фактически используемых объектов налогообложения налогом на
игорный  бизнес  количеству  объектов,  зарегистрированных в налоговом
органе по месту осуществления деятельности;
     2)    проверка   организатора   азартных   игр,   осуществляющего
деятельность   в   соответствующем   игорном  заведении,  по  вопросам
соблюдения Правил совершения операций с денежными средствами;
     3)   проверка  соблюдения  требований,  предъявляемых  к  игорным
заведениям,  установленных частями 1 и 2 статьи 16 Федерального закона
N 244-ФЗ.
     При   этом  предлагаем  рассмотреть  на  заседании  Правительства
Российской  Федерации вопрос о внесении изменений и дополнений в часть
3  статьи 3 Федерального закона N 244-ФЗ о возложении функции проверки
технического   состояния   игрового   оборудования   на   иной   орган
исполнительной   власти   Российской  Федерации,  исключив  из  текста
действующей   редакции   названного   Закона   положение   о  проверке
технического    состояния    игрового    оборудования   уполномоченным
Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной
власти,  осуществляющим  функции  по контролю и надзору за соблюдением
законодательства о налогах и сборах.

Заместитель Руководителя,
действительный государственный
советник Российской Федерации
3 класса
                                                           Т.В.ШЕВЦОВА
8 февраля 2008 г.
N ШТ-15-2/124