РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 7 марта 2008 г. N 288-р (Д) 1. Одобрить прилагаемую Концепцию создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - Концепция). 2. Мининформсвязи России совместно с ФТС России, ФНС России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить управление реализацией Концепции. 3. Мининформсвязи России, ФТС России и ФНС России в 3-месячный срок подготовить совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план мероприятий по реализации Концепции и утвердить его. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЗУБКОВ 7 марта 2008 г. N 288-р ОДОБРЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2008 года N 288-р КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ВЫВОЗА ТОВАРОВ С ТАМОЖЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КОНТРОЛЯ ПРАВОМЕРНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СТАВКИ 0 ПРОЦЕНТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ПРИ ЭКСПОРТЕ ТОВАРОВ I. Введение Концепция создания системы контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров (далее - система контроля) разработана в целях совершенствования системы межведомственного информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, участвующих в пределах своей компетенции и полномочий в осуществлении функций по контролю вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контролю правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания системы контроля, ее информационно-технологическую архитектуру, государственных заказчиков работ по созданию системы контроля, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития системы контроля, а также источники финансового обеспечения работ по ее созданию и развитию. Также в настоящей Концепции представлена оценка экономической и социальной эффективности системы контроля. II. Предпосылки создания системы контроля В соответствии со статьей 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации товары, вывезенные в таможенном режиме экспорта, а также работы и услуги, непосредственно связанные с производством, реализацией и перевозкой таких товаров, облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов. В соответствии с данным положением российские экспортеры, а также компании, выполняющие указанные работы (услуги), имеют право на возмещение налога на добавленную стоимость, уплаченного ими при приобретении материальных ресурсов для производства и реализации экспортируемых товаров, выполнения сопутствующих работ (услуг). В настоящее время в Российской Федерации рост возмещения налога на добавленную стоимость более чем в 2 раза превышает рост объемов экспорта, что приводит к значительным потерям федерального бюджета. Рост связанных с возмещением налога на добавленную стоимость при экспорте товаров злоупотреблений со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности является результатом недостаточной эффективности процессов таможенного и налогового контроля в части подтверждения факта вывоза с целью проверки правомерности применения налогоплательщиком ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. При этом недостаточная эффективность контроля вывоза товаров обусловлена: низкой оперативностью обмена данными между таможенными органами, в которых проводится таможенное оформление товаров, и приграничными таможенными органами, в зоне деятельности которых осуществляется вывоз этих товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также отсутствием у них оперативного доступа к централизованному информационному ресурсу таможенных органов, консолидирующему соответствующую информацию; преимущественным использованием бумажного документооборота, ограничивающего пропускную способность пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, на которые в соответствии с действующими процедурами контроля фактического вывоза возложена основная нагрузка по учету вывоза. Недостаточная эффективность контроля правомерности применения налогоплательщиками ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров обусловлена: отсутствием оперативного доступа налоговых органов к информации таможенных и других федеральных органов исполнительной власти, необходимой для проведения эффективного налогового контроля; недостаточным уровнем использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в рамках действующих процедур подтверждения фактического вывоза товаров и поступления выручки от экспорта таких товаров, что приводит к неоправданным трудозатратам таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности и уполномоченных банков. Указанные ограничения на практике приводят к увеличению количества документов, представляемых в налоговые органы для подтверждения факта вывоза, чрезмерной нагрузке на приграничные таможенные органы, значительным задержкам и несвоевременности получения информации, необходимой для проведения налогового контроля в установленные законодательством сроки. III. Цели и задачи создания системы контроля Основной целью создания системы контроля является обеспечение эффективного контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих задач: создание информационно-технологической инфраструктуры системы контроля; информационно-технологическое обеспечение процессов регистрации и контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, осуществляемых Федеральной таможенной службой на всех уровнях внутриведомственного управления; обеспечение информационного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими функций контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров на основе применения информационных и телекоммуникационных технологий; перевод в электронную форму ведомственного и межведомственного документооборота, осуществляемого федеральными органами исполнительной власти при контроле вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроле правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; техническое обеспечение функционирования системы контроля с применением территориально распределенных каналов передачи данных. Создание системы контроля осуществляется в соответствии со следующими основными принципами: использование электронного документооборота при организации информационного взаимодействия между участниками внешнеэкономической деятельности, таможенными и налоговыми органами; использование по мере появления соответствующего нормативно-правового обеспечения имеющих юридическую значимость первичных документов, передаваемых в электронной форме; автоматическое формирование сведений, необходимых для подтверждения фактического вывоза товаров на основе информации, содержащейся в первичных документах; исключение повторного ввода информации; оперативное предоставление таможенными органами участникам внешнеэкономической деятельности информации об осуществлении ими фактического вывоза товаров преимущественно в форме электронных документов, имеющих юридическую значимость; оперативный обмен между налоговыми и таможенными органами сведениями, необходимыми для осуществления мероприятий по таможенному и налоговому контролю; использование инфраструктуры общероссийского государственного информационного центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем для предоставления государственных услуг в электронном виде (далее - государственный информационный центр), создаваемого в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", для организации информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия, а также электронной цифровой подписи; обеспечение защиты информации, обрабатываемой в системе контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации; централизация функций управления эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия; обеспечение юридической значимости информации, содержащейся в электронных документах, используемых в рамках системы контроля, для осуществления контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров. IV. Информационно-технологическая архитектура системы контроля Информационно-технологическая архитектура системы контроля включает в себя ведомственные сегменты и межведомственный сегмент информационного взаимодействия. Ведомственные сегменты системы контроля создаются на основе единой автоматизированной информационной системы таможенных органов, автоматизированной информационной системы "Налог" Федеральной налоговой службы, а также ведомственных информационных систем иных контролирующих и надзорных федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций. Межведомственный сегмент информационного взаимодействия системы контроля создается путем развития инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра, в том числе его телекоммуникационного компонента в части информационно-технологической поддержки информационного взаимодействия, а также обеспечения юридически значимого информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи. Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов: сбор предварительных сведений о подлежащих вывозу товарах по данным товаросопроводительных документов, представленных в форме электронных документов, при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля для таможенных режимов, предусматривающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации; сбор в электронной форме сведений о фактическом вывозе товаров при таможенном контроле и оформлении убытия товаров в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; подготовка и анализ отчетности о фактическом вывозе товаров; предоставление участнику внешнеэкономической деятельности информации о фактическом вывозе его товаров с таможенной территории Российской Федерации; передача в межведомственный сегмент системы контроля в электронной форме информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также иных имеющихся в Федеральной таможенной службе сведений, необходимых для проведения налогового контроля; получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации, необходимой для проведения таможенного контроля с целью выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства. Создание ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы позволит обеспечить автоматизацию следующих процессов: передача в межведомственный сегмент системы контроля информации, необходимой для проведения таможенного контроля для выявления сделок с признаками нарушения таможенного законодательства; получение из межведомственного сегмента системы контроля и обработка информации о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также сведений, необходимых для проведения налогового контроля, в том числе: сведений, содержащихся в выписках банков, подтверждающих фактическое поступление на счета налогоплательщиков в российских банках выручки от реализации товаров иностранным лицам; сведений о фактическом вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, содержащихся в таможенных декларациях, транспортных, товаросопроводительных и иных документах с отметками о прохождении таможенного и пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, осуществивших выпуск товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта. Создание межведомственного сегмента системы контроля позволит обеспечить: ведение централизованных справочников и классификаторов межведомственного информационного взаимодействия (в том числе идентификационных элементов); ведение реестра сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов исполнительной власти, используемых при создании электронной цифровой подписи для подписания электронных сообщений (документов); ведение электронной базы регламентирующих документов по межведомственному информационному взаимодействию в удобной для пользователей форме; автоматизированную настройку форматов межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с регламентом; гарантированную доставку электронных сообщений (документов) субъектам межведомственного информационного взаимодействия, которым они адресуются; подтверждение подлинности сертификатов ключей электронной цифровой подписи электронных сообщений (документов); ведение журнала сеансов межведомственного информационного взаимодействия; накопление, хранение и архивирование данных межведомственного информационного взаимодействия; обеспечение юридической значимости электронных сообщений (документов) по запросу субъектов межведомственного информационного взаимодействия; обеспечение защиты передаваемой информации от несанкционированного доступа, искажения или блокирования; обеспечение доступа к государственным информационным системам и иным информационным системам; анализ и разрешение конфликтных ситуаций, возникающих при межведомственном информационном взаимодействии; ведение единого реестра пользователей системы контроля, обеспечивающего регламентированное предоставление доступа к системе контроля; централизованное управление эксплуатацией инфраструктуры межведомственного информационного взаимодействия. V. Государственные заказчики работ по созданию системы контроля Учитывая межведомственный характер работ, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию системы контроля (далее - государственный заказчик-координатор) и государственных заказчиков работ по созданию и развитию ее отдельных сегментов (далее - государственные заказчики). Государственным заказчиком-координатором предлагается определить Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации. Государственными заказчиками работ по созданию отдельных сегментов системы контроля предлагается определить: Федеральную таможенную службу - в части создания и развития ведомственного сегмента системы контроля Федеральной таможенной службы; Федеральную налоговую службу - в части создания и развития ведомственного сегмента системы контроля Федеральной налоговой службы; Федеральное агентство по информационным технологиям - в части создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля. Основными функциями государственного заказчика-координатора являются: формирование технических и функциональных требований к системе контроля на основе предложений государственных заказчиков; разработка предложений по нормативно-правовому и финансовому обеспечению создания и функционирования системы контроля; координация деятельности государственных заказчиков; контроль за расходованием бюджетных средств, выделяемых на создание системы контроля; организация приемки работ по созданию системы контроля; участие в приемке работ по созданию отдельных компонентов системы контроля. Государственные заказчики обеспечивают: подготовку предложений по техническим и функциональным требованиям к отдельным компонентам системы контроля; подготовку предложений по финансовому обеспечению создания и развития компонентов системы контроля; подготовку и проведение конкурсов по выбору исполнителей работ; координацию проводимых исполнителями работ по созданию и развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля; приемку работ по созданию и развитию соответствующих ведомственных сегментов системы контроля. VI. Порядок информационного взаимодействия в рамках системы контроля Состав и источники информации, необходимой для контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, определяет Федеральная таможенная служба. Состав и источники информации, необходимой для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров, определяет Федеральная налоговая служба. Межведомственное информационное взаимодействие в рамках системы контроля осуществляется через государственный информационный центр. Условия и порядок межведомственного информационного взаимодействия определяются совместными приказами оператора государственного информационного центра и федеральными органами исполнительной власти, участвующими в информационном обмене в рамках системы контроля. В случае если участник информационного обмена не является федеральным органом исполнительной власти, условия информационного взаимодействия определяются соглашением между ним, соответствующими федеральными органами исполнительной власти и оператором государственного информационного центра. VII. Обеспечение информационной безопасности системы контроля Целью обеспечения информационной безопасности системы контроля является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе контроля и ее пользователям. Информационная безопасность системы контроля обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности, задачами которой являются: обеспечение защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы контроля; обеспечение конфиденциальности и целостности информации; обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия. Основными направлениями создания системы защиты информации являются: организационно-режимные меры по защите; защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок; защита от вирусных атак; обеспечение безопасности информационного взаимодействия между налоговыми и таможенными органами с использованием современных средств защиты информации, в том числе средств идентификации участников информационного взаимодействия и электронной цифровой подписи; защита информации от несанкционированного доступа. VIII. Этапы создания, функционирования и развития системы контроля Создание и ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию планируется осуществить до конца 2010 года в 3 этапа. На I этапе (2008 год) планируется обеспечить: развитие инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра для создания межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля; разработку проектов нормативных правовых актов, необходимых для организации межведомственного информационного взаимодействия с использованием инфраструктуры государственного информационного центра в процессе контроля вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; доработку проектов технического задания, финансово-экономического обоснования и плана работ по созданию системы контроля с учетом финансового обеспечения работ по созданию системы контроля и уточнения состава участников обмена информацией, а также состава и структуры данных, которыми обмениваются федеральные органы исполнительной власти в рамках системы контроля; разработку нового, доработку и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях осуществления межведомственного обмена данными с использованием инфраструктуры и технологических возможностей государственного информационного центра; интеграцию и перевод в опытную эксплуатацию межведомственного и ведомственных сегментов системы контроля, обеспечивающих межведомственное информационное взаимодействие на федеральном уровне в объеме, предусмотренном соглашениями о межведомственном информационном обмене; разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов передачи сведений о фактах поступления выручки от реализации товаров иностранным лицам, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах I этапа; разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов. На II этапе (2009 год) планируется обеспечить: разработку нового и адаптацию существующего программного обеспечения в рамках ведомственных сегментов системы контроля в целях автоматизации процессов таможенного контроля вывоза товаров с учетом специфики железнодорожного, авиационного, трубопроводного, морского (речного) видов транспорта и почтовых отправлений всеми видами транспорта, а также получения и обработки сведений налоговыми органами для контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на пилотных объектах II этапа; разработку предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление указанных процессов. На III этапе (2010 год) планируется обеспечить: выполнение проектно-изыскательских работ, закупку оборудования и проведение строительно-монтажных и пусконаладочных работ на всех объектах ведомственных сегментов системы контроля; ввод системы контроля в промышленную эксплуатацию. По мере развития системы контроля возможно расширение состава ее участников. Подключение к системе контроля федеральных органов исполнительной власти осуществляется по мере выпуска соответствующих приказов, или заключения соглашений об информационном взаимодействии, или внесения изменений в действующие приказы либо соглашения с учетом требований, предъявляемых оператором государственного информационного центра. В случае если передаче сведений должна предшествовать работа по организации их сбора, обеспечению необходимого уровня оперативности и достоверности, такая работа выполняется в рамках ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, являющимся владельцем соответствующей информации. Задачи, связанные с автоматизацией обработки полученной информации, решаются в рамках ведомственного сегмента системы контроля, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, являющимся получателем информации. Ввод системы контроля или ее компонентов в промышленную эксплуатацию осуществляется по результатам опытной эксплуатации. Опытная эксплуатация системы контроля должна осуществляться не более 1 года. IX. Финансовое обеспечение работ по созданию и развитию системы контроля Финансирование работ по проектированию, созданию и развитию межведомственного сегмента информационного взаимодействия системы контроля будет осуществляться за счет средств федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)". Финансирование работ по созданию и развитию ведомственных сегментов системы контроля предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета, выделяемых государственным заказчикам в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. X. Оценка экономической и социальной эффективности системы контроля Создание системы контроля обеспечит повышение эффективности работы таможенных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации путем снижения с 15 до 0 количества обрабатываемых в бумажной форме письменных обращений о подтверждении факта вывоза товаров по одной таможенной декларации и сокращения времени при регистрации факта вывоза товаров, а также времени прохождения грузов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Функционирование системы межведомственного обмена данными в масштабе времени, близком к реальному, между таможенными и налоговыми органами позволит осуществлять более действенный контроль реально экспортируемых товаров и сумм предъявляемого к возмещению налога на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при экспорте товаров, а также контроль экспортных сделок в целях предотвращения оттока капитала. Система контроля позволит налоговым и таможенным органам совместно противодействовать неправомерному возмещению налога на добавленную стоимость при экспорте товаров. Своевременное предоставление таможенными органами необходимых достоверных сведений налоговым органам будет способствовать решению вопросов, связанных с уменьшением сроков проведения мероприятий в рамках контроля правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров при одновременном соблюдении установленных законодательством сроков возмещения налога на добавленную стоимость, повышению надежности и правомерности такого возмещения. Создание системы контроля обеспечит: повышение обоснованности решений в отношении вывоза экспортируемых товаров и правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость; сокращение времени и снижение трудозатрат сотрудников таможенных и налоговых органов на осуществление мероприятий по контролю вывоза товаров и проверке правомерности применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров; сокращение простоев транспортных средств, связанных с проведением таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации; сокращение времени и снижение трудозатрат, связанных с получением участниками внешнеэкономической деятельности подтверждения факта вывоза и факта поступления выручки от экспорта товаров; снижение объема бумажного документооборота между таможенными, налоговыми органами и участниками внешнеэкономической деятельности. Функционирование системы контроля позволит организовать оперативный сбор и обработку информации о фактически вывозимых товарах и транспортных средствах. С точки зрения экономической эффективности создание системы контроля обеспечит: сокращение потерь федерального бюджета, связанных с фиктивным экспортом и составляющих в настоящее время 10 - 30 млрд. рублей в год; сокращение потерь добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, связанных с несвоевременным получением возмещения налога на добавленную стоимость при экспорте товаров и составляющих около 5 млрд. рублей в год. |