БУДЕТ ЛИ СЧЕТ-ФАКТУРА ЯВЛЯТЬСЯ ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ СУММ НДС К ВЫЧЕТУ, ЕСЛИ НАРЯДУ С ПРОСТАВЛЕНИЕМ ФАМИЛИЙ И ИНИЦИАЛОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ЛИЦ, ЕГО ПОДПИСАВШИХ, УКАЗАНЫ ИХ ДОЛЖНОСТИ И РЕКВИЗИТЫ ВЫДАННЫХ ИМ ДОВЕРЕННОСТЕЙ? ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ ЕСН И НДФЛ СУТОЧНЫЕ В СУММЕ, ПРЕВЫШАЮЩЕЙ НОРМЫ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.02.2002 N 93, ЕСЛИ УКАЗАННАЯ СУММА НЕ ПРЕВЫШАЕТ НОРМ, УСТАНОВЛЕННЫХ ЛОКАЛЬНЫМ НОРМАТИВНЫМ АКТОМ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 января 2008 г. N 03-07-09/06 (Д) В связи с письмом по вопросам оформления счетов-фактур, а также применения налога на доходы физических лиц и единого социального налога Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее. По вопросу оформления счетов-фактур. Согласно п. 6 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Учитывая, что уполномоченные лица подписывают счета-фактуры за руководителя и главного бухгалтера, их подписи следует проставлять в реквизитах счета-фактуры "Руководитель организации" и "Главный бухгалтер", а в целях идентификации уполномоченных лиц, фактически подписывающих счет-фактуру, после подписи следует указывать фамилию и инициалы уполномоченных лиц, подписавших соответствующий счет-фактуру, без указания их должностей и реквизитов выданных им доверенностей. В то же время заполнение данных реквизитов с проставлением фамилий и инициалов уполномоченных лиц, подписавших соответствующий счет-фактуру, а также указанием их должностей и реквизитов выданных им доверенностей, по нашему мнению, нарушением порядка составления счетов-фактур не является. По вопросам применения единого социального налога и налога на доходы физических лиц. В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для лиц, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, нанимающимся частной практикой), а также по авторским договорам. При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что данные выплаты не признаются объектом налогообложения у налогоплательщиков-организаций, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде. Согласно п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 Кодекса не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательным актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, включая возмещение командировочных расходов. Положениями указанных ст. ст. 217 и 238 Кодекса предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, налогообложению не подлежат. Поэтому в отношении суточных расходов предусматривается законодательное установление соответствующих норм. Нормы расходов организаций на выплату суточных утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией". Поскольку установления специальных норм суточных только для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом Кодексом не предусмотрено, полагаем, что использование в этих целях норм расходов организаций на выплату суточных, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, не будет противоречить положениям Кодекса. При этом фактический размер суточных, выплачиваемых работнику при направлении его в служебную командировку, может превышать нормы, установленные данным Постановлением Правительства Российской Федерации, и в соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации определяться коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Сумма суточных, превышающая установленные нормы, будет являться объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом с учетом положений п. 3 ст. 236 Кодекса. Одновременно сообщаем, что согласно п. 8 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" суточные, выплаченные с 1 января 2008 г. в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации и не более 2500 руб. за каждый день нахождения в заграничной командировке, налогом на доходы физических лиц не облагаются. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 21 января 2008 г. N 03-07-09/06 |