Без названия. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 12.11.07 08-04-14/3213


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          12 ноября 2007 г.
                           N 08-04-14/3213

                                 (Д)


     Правовой  департамент  Министерства финансов Российской Федерации
на  основании  пункта  2.7  Приказа  Министерства  финансов Российской
Федерации  и  Федерального  казначейства  от  25.08.2006  N 114н/9н "О
порядке  организации  и  ведения  работы  по  представлению в судебных
органах   интересов   Министерства  финансов  Российской  Федерации  и
интересов  Правительства  Российской  Федерации  в  случаях,  когда их
представление поручено Министерству финансов Российской Федерации" и в
связи   с  участившимися  исками  организаций  о  взыскании  расходов,
связанных  с предоставлением льгот многодетным семьям в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 05.05.1992 N 431 "О мерах по
социальной  поддержке  многодетных  семей"  (далее  -  Указ), сообщает
следующее.
     При  подготовке правовой позиции по вышеуказанной категории исков
следует  иметь  в виду, что пунктом 1 Указа правительствам республик в
составе  Российской  Федерации,  органам  исполнительной власти краев,
областей,  автономных  образований,  городов Москвы и Санкт-Петербурга
предписано  установить  для многодетных семей скидку в размере не ниже
30  процентов  установленной  платы  за пользование отоплением, водой,
канализацией,  газом  и  электроэнергией,  а  для семей, проживающих в
домах,  не  имеющих  центрального  отопления,  - от стоимости топлива,
приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на
данной   территории;  бесплатную  выдачу  лекарств,  приобретаемых  по
рецептам  врачей,  для детей в возрасте до 6 лет; бесплатный проезд на
внутригородском   транспорте   (трамвай,  троллейбус,  метрополитен  и
автобус   городских   линий   (кроме  такси)),  а  также  в  автобусах
пригородных  и  внутрирайонных  линий для учащихся общеобразовательных
школ;   бесплатное   питание   (завтраки   и   обеды)   для   учащихся
общеобразовательных  и  профессиональных  учебных  заведений  за  счет
средств  всеобуча  и  отчислений от их производственной деятельности и
других  внебюджетных отчислений; бесплатное обеспечение в соответствии
с  установленными  нормативами  школьной  формой  либо  заменяющим  ее
комплектом  детской  одежды  для  посещения  школьных занятий, а также
спортивной  формой на весь период обучения детей в общеобразовательной
школе.
     Статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих
принципах    организации    законодательных    (представительных)    и
исполнительных  органов  государственной  власти  субъектов Российской
Федерации"  решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей
(в том числе многодетных), отнесено к полномочиям субъектов Российской
Федерации.
     Таким  образом,  субъекты  Российской  Федерации должны принимать
свои  нормативные  правовые  акты,  предусматривающие  меры социальной
поддержки многодетных семей.
     Согласно  абзацу  второму  пункта  1 статьи 85 Бюджетного кодекса
Российской  Федерации (далее - БК РФ) расходные обязательства субъекта
Российской  Федерации  возникают в результате принятия законов и (или)
иных  нормативных  правовых  актов  субъекта  Российской  Федерации по
предметам  совместного  ведения, указанным в пунктах 2 и 5 статьи 26.3
Федерального  закона  "Об  общих принципах организации законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации".
     Таким  образом,  в случае принятия субъектом Российской Федерации
соответствующего  нормативного  правового  акта,  меры  по  социальной
поддержке  многодетных  семей  относятся  к  расходным  обязательствам
субъектов Российской Федерации.
     Статьей  31  БК РФ установлен принцип самостоятельности бюджетов,
который  означает  недопустимость установления расходных обязательств,
подлежащих  исполнению  за  счет  доходов  и источников финансирования
дефицитов  других  бюджетов  бюджетной системы Российской Федерации, а
также  расходных  обязательств,  подлежащих исполнению одновременно за
счет  средств  двух  и  более  бюджетов  бюджетной  системы Российской
Федерации,   за   счет  средств  консолидированных  бюджетов  или  без
определения  бюджета,  за  счет средств которого должно осуществляться
исполнение соответствующих расходных обязательств.
     Кроме  того,  в  соответствии  с пунктом 19 Постановления Пленума
Высшего  арбитражного  суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О
некоторых  вопросах  применения  арбитражными  судами  норм Бюджетного
кодекса  Российской  Федерации"  при  решении  вопроса  об определении
публично-правового   образования,  за  счет  казны  которого  подлежат
удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым
после   01.01.2005   предоставлением  потребителям  бесплатно  или  по
льготным  ценам  товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду
положения   статей  84,  85  БК  РФ  (в  редакции,  действующей  после
01.01.2005),  статьи  26.3  Федерального  закона  "Об  общих принципах
организации   законодательных   (представительных)   и  исполнительных
органов   государственной   власти  субъектов  Российской  Федерации",
разграничивающие   полномочия   Российской   Федерации   и   субъектов
Российской  Федерации  по  предметам  Российской Федерации и субъектов
Российской  Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по
вопросам  социальной  защиты  населения,  и  устанавливающие  принципы
финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по
указанным  делам  выступает публично-правовое образование, к расходным
обязательствам  которого  было отнесено финансирование соответствующих
льгот.
     На  основании  вышеизложенного,  в  случае  предъявления  исковых
требований   к  Российской  Федерации  в  лице  Министерства  финансов
Российской  Федерации  со  стороны  коммерческих организаций и органов
местного  самоуправления  о  взыскании убытков от предоставления льгот
многодетным  семьям  в  соответствии  с Указом, следует учитывать, что
Российская Федерация в данном случае является ненадлежащим ответчиком,
а соответствующие убытки должны компенсироваться из бюджетов субъектов
Российской  Федерации как расходные обязательства субъектов Российской
Федерации,  которые  возникают  из  принятых  ими  во исполнение Указа
нормативных правовых актов.

Директор
Правового департамента
                                                          Н.Н.ЗАХАРОВА
12 ноября 2007 г.
N 08-04-14/3213