ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА ПРОГРАММА СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ 26 октября 1999 г. (НЦПИ) 1. Общие положения Программа гармонизации (сближение и унификация) национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (далее Договор) представляет собой системы взаимосогласованных государствами - участниками Договора взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления. Стержнем Программы гармонизации является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, унификации (гармонизации) национальных законодательств, их постепенность и этапность реализации. Необходимость разработки и принятия Программы гармонизации объективно обусловлена тенденциями сближения национальных законодательств государств - участников Договора и приведения их в соответствие с межгосударственными, межправительственными и межведомственными договорами, заключаемыми в развитие интеграционных процессов. 2. Цель и основные принципы гармонизации Цель гармонизации - установление единообразного (унифицированного) порядка регулирования правоотношений в рамках Договора посредством юридической интерпретации положений заключенных международных договоров, решений органов управления интеграцией в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты. Основные принципы гармонизации: - согласованность правового регулирования на принципах, взаимоприемлемых для законодательств государств - участников Договора; - синхронность принятия актов по вопросам углубления интеграции; - последовательность этапов гармонизации в соответствии с юридической значимостью и иерархией законодательных и иных нормативных правовых актов; - приоритетность общепринятых принципов международного права над актами национального законодательства. 3. Этапы, основания и механизм гармонизации Гармонизация национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора осуществляется поэтапно. Первый этап: определение требующих гармонизации: - отраслей законодательства; - сфер в рамках отдельной отрасли законодательства; - проблемных вопросов правового регулирования в отдельной сфере законодательства. Второй этап: проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, определение их соответствия заключенным международным договорам с последующей подготовкой рекомендаций по их гармонизации. Третий этап: определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации, с учетом их юридической значимости в правоприменительной практике и иерархии. Четвертый этап: синхронное принятие законодательных и иных нормативных правовых актов соответствующими государственными органами. Пятый этап: контроль за реализацией решений органов управления интеграцией по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов. Основаниями гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора являются: - заключенные международные договоры, из которых возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - решения Межгосударственного Совета; - решения Совета глав правительств; - модельные законодательные акты и другие акты Межпарламентского Комитета; - решения Интеграционного Комитета; - межведомственные договоры, заключаемые соответствующими государственными органами государств - участников Договора; - собственная инициатива государств - участников Договора. Механизм гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов заключается в следующем: - изъятии действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов из правовой системы национального законодательства; - приведении действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствие с положениями международных договоров и решениями органов управления интеграцией в соответствии с их компетенцией; - правовой интерпретации модельных законодательных и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в сферах, где возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального законодательства; - включении международных договоров в национальные правовые системы; - восполнении правовых пробелов национального законодательства путем принятия новых законодательных и иных нормативных правовых актов во исполнение заключенных международных договоров. Предложения о принятии мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования в контексте отношений между государствами - участниками Договора и проблем, возникающих в этой связи, для осуществления целей и принципов заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией. 4. Основные аспекты, подлежащие гармонизации Основные аспекты, подлежащие гармонизации, по которым государства - участники Договора стремятся достигнуть общности позиций: - правовой статус субъектов гражданских прав, включая особенности правового положения в гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов государств - участников; - правовой режим приобретения имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение резидентами и нерезидентами государств - участников; - правовой режим создания, осуществления деятельности ликвидации (включая банкротство) и ответственности юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; - правовой режим обязательственного, вещного, авторского права и иных правоотношений, вытекающих из договоренностей об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей; - правовой механизм участия государства, административно - территориальных единиц, государственных органов в правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством; - регулирование денежно-кредитной и валютно-финансовой систем, налогообложения, банковской деятельности; - общие принципы ценообразования в гражданско-правовых и административно-правовых правоотношениях; - правовой режим охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, включая предотвращение и ликвидацию последствий явлений природного и техногенного характера. 5. Координация работы по гармонизации Координацию работы по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляет Координационный совет по гармонизации, Положение о котором утверждается Межпарламентским Комитетом и Интеграционным Комитетом. Направления координации: - координация совместной работы органов управления интеграцией и государств - участников Договора по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - координация законопроектных планов разрабатываемых модельных законодательных и иных нормативных правовых актов; - по согласованию с государствами - участниками Договора координация национальных законопроектных планов и планов подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов; - взаимодействие с компетентными государственными органами сторон, осуществляющими законопроектную работу и работу по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов; - координация правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам, как форма гармонизации законодательства на уровне правоприменения. 6. Межгосударственный Совет и Совет глав правительств в решении проблем гармонизации Межгосударственный Совет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах: - принимает решения о том, какие законодательные и иные нормативные правовые акты, с учетом заключенных международных договоров и ранее принятых решений органов управления интеграцией подлежат сближению и унификации; - устанавливает последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов; - принимает решения по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов, как в отношении конкретных актов, действующих на территориях государств - участников Договора, так и в отношении определенных областей правового регулирования; - разрешает вопрос о том, какие меры по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов следует применить в отношении соответствующих актов государственных органов государств - участников Договора либо, с учетом принятых Межгосударственным Советом решений, в соответствующей области правового регулирования. В случаях, когда по общему мнению государств - участников Договора, это является необходимым и оправданным Межгосударственный Совет вправе принимать следующие акты: а) решения, устанавливающие единые для государств - участников Договора правила, которые являются обязательными во всех своих частях и подлежат непосредственному применению государствами - участниками; б) резолюции, являющиеся обязательными для государства - участника или государств - участников, которым они адресованы, в том, что касается ожидаемого результата, при сохранении за органами Сторон свободы форм и методов действий; в) рекомендации, не являющиеся обязательными. Указанные акты Межгосударственного Совета принимаются им на основании предложений Интеграционного Комитета, вносимых, в случае необходимости, после консультаций с Межпарламентским Комитетом и одобренных Советом глав правительств. Предложения о принятии документов по гармонизации законодательств, вносимые Межпарламентским Комитетом, подлежат предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который, после консультаций в случае необходимости с Межпарламентским Комитетом, вносит в Совет глав правительств соответствующие рекомендации. Настоящим не ограничивается право Межпарламентского Комитета принимать модельные акты, носящие рекомендательный характер, как это предусматривается в статье 22 Договора. Совет глав правительств участвует в решении проблем гармонизации в соответствии со своей компетенцией, а также в случаях, когда полномочия Межгосударственного Совета делегируются Совету глав правительств, при условии принятия Межгосударственным Советом соответствующего решения. 7. Интеграционный Комитет в решении проблем гармонизации Интеграционный Комитет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах. Организационное обеспечение, которое заключается в: - подготовке, согласовании и внесении на заседания Совета глав правительств и Межгосударственного Совета проектов договоров и решений по вопросам, связанным с гармонизацией законодательства; - организации работы Координационного совета по гармонизации законодательства, подготовке его заседаний, проектов решений и рекомендаций, организации и участии в работе групп экспертов по отдельным модельным законопроектам и иным документам; - создании специализированной структуры - отдела гармонизации законодательства Главного правового управления в аппарате Интеграционного Комитета; - организации информационного обмена по вопросам гармонизации законодательства; - создании системы независимой международной правовой экспертизы национальных законодательств на соответствие развитию процессов интеграции; - организации проведения согласованной законопроектной политики в рамках интеграции; - создании консультативно-экспертного правового Совета при Интеграционном Комитете. Информационное обеспечение, которое заключается в: - создании интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации государств - участников Договора; - создании в Интеграционном Комитете и организации работы Информационно-аналитического центра; - налаживании каналов прямой и обратной информационной связи (включая связь по Интернет, модемную, факсимильную) по вопросам совершенствования законодательства с аппаратами глав государств, парламентов, правительств и другими компетентными органами государств - участников Договора и национальными центрами правовой информации. Методическое обеспечение, которое заключается в: - разработке концепции формирования правового пространства Таможенного союза и Единого экономического пространства, с последующим утверждением решением Межгосударственного Совета; - правовой экспертизе действующих и находящихся на рассмотрении в парламентах государств - участников Договора проектов национальных законодательных актов; - участии экспертов Интеграционного Комитета в создании нормативно-правовой базы гражданского законодательства и государственного регулирования экономики; - выпуске приложений "Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции. Научное обеспечение Интеграционным Комитетом гармонизации национальных законодательств заключается в: - проведении международных научно-практических конференций по проблемам законодательства в сферах, где возникла, либо может возникнуть необходимость гармонизации законодательства; - подготовке тематических сборников, научных и научно-методических материалов по проблемам гармонизации законодательства; - организации и участии в работе экспертных советов, рабочих групп по проблемам гармонизации отдельных сфер законодательства. 8. Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации осуществляет следующие задачи и функции: - совместно с Интеграционным Комитетом формирует планы законотворческой деятельности; - принимает модельные законодательные акты в областях не урегулированных национальными законодательствами, международными договорами и соглашениями; - разрабатывает Основы законодательств по отраслям права, содержащих согласованные начала правового регулирования, утверждаемые Межгосударственным Советом и после выполнения соответствующих внутригосударственных процедур, включаемых в правовые системы государств - участников Договора; - разрабатывает проекты договоров межгосударственного и межправительственного характера по вопросам гармонизации национальных законодательств; - совместно с Интеграционным Комитетом организует деятельность Координационного совета по гармонизации, его рабочих групп и участвует в их работе; - организует и проводит сравнительно-правовой анализ национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подготавливает предложения и рекомендации по их сближению, унификации и гармонизации; - готовит предложения по трансформации документов Межгосударственного Совета, Совета глав правительств, Интеграционного Комитета и Межпарламентского комитета в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты государств - участников Договора; - обеспечивает информационный обмен по вопросам сближения и гармонизации национальных законодательств; - совместно с парламентами государств - участников Договора организует систему независимой правовой экспертизы национальных законодательств на соответствие заключенным международным договорам; - дает рекомендации по проведению согласованной законопроектной политики в рамках интеграции; - участвует в формировании интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации государств - участников Договора; - оказывает правовую помощь по вопросам интеграции государственным органам государств - участников Договора; - участвует в заседаниях национальных парламентов, парламентских слушаниях и работе комитетов парламентов государств - участников Договора; - совместно с Интеграционным Комитетом разрабатывает программы создания правовой основы интеграции государств - участников Договора, с последующим утверждением Межгосударственным Советом; - проводит международные научно-практические конференции по проблемам законодательства в сферах, где возникла либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - совместно с Интеграционным Комитетом выпускает приложение "Гармонизация законодательства: проблемы и перспективы" к Бюллетеням развития интеграции; - осуществляет подготовку тематических сборников материалов по проблемам гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов. 9. Государства - участники Договора в решении проблем гармонизации Государства - участники Договора в лице своих уполномоченных органов участвуют в решении проблем гармонизации в следующих аспектах: - координируют деятельность по подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, включая проекты нормативных правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты; - участвуют в заключении международных договоров, включая их подготовку, обсуждение, в том числе по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов; - участвуют в подготовке, принятии и реализации решений органов управления интеграцией, в том числе по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов; - участвуют в обсуждении и принятии модельных законодательных актов и их трансформации в национальные законодательные и иные нормативные правовые акты; - участвуют в обсуждении и принятии иных документов, касающихся вопросов гармонизации; - участвуют в работе научно-практических конференций, Координационного совета по гармонизации, экспертных совещаниях, согласительных комиссий и иных мероприятиях по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов; - обеспечивают реализацию заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией; - определяют и координируют основные направления законотворческой и нормотворческой деятельности, в том числе в части гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - обеспечивают работу интегрированной базы законодательства, статистической и другой социально-экономической информации, обмен правовой информацией совместно с органами управления интеграцией; - взаимодействуют при проведении сравнительно-правового анализа, научных исследований по вопросам, затрагивающим проблемы гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов; - осуществляют иные меры по гармонизации, которые сочтут целесообразными и возможными, при условии утверждения таких мер Межгосударственным Советом. 10. Первоочередные задачи гармонизации В первоочередном порядке гармонизации в соответствии с заключенными международными договорами и решениями органов управления интеграцией подлежат следующие области законодательного регулирования: гражданское законодательство; законодательство о валютном регулировании и валютном контроле; законодательство о внешнеэкономической деятельности; законодательство о транспортной деятельности; налоговое законодательство; законодательство в сфере бюджетного регулирования; таможенное законодательство; законодательство об экспортном контроле; законодательство о предпринимательской деятельности; законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей силы; законодательство об аграрной сфере; законодательство об образовании; законодательство о труде и охране труда; законодательство о научных технологиях; законодательство в сфере информационного обеспечения и использования средств массовой информации; законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере; других сферах национальных законодательств. 11. Ожидаемый результат гармонизации Ожидаемым результатом гармонизации является становление и развитие международной правосубъектности Таможенного союза, создание соответствующей правовой системы и организационно - правовых условий (предпосылок) для его эффективного функционирования. Правовую систему Таможенного союза будут составлять нормативные правовые акты, отвечающие следующим требованиям: - содержащие нормы права, соответствующие положениям Договора и других договоров, заключенных государствами - участниками Договора; - обеспечивающие единообразное понимание и применение норм, установленных в нормативных правовых актах, всеми участниками правоотношений; - оказывающие прямое действие, по возможности исключающее необходимость принятия ведомственных актов, инструкций, правил, положений, приказов, в случае если такая необходимость все же возникла предусматривать возможность гармонизации подзаконных актов; - содержащие реальные гарантии и механизмы их выполнения, меры ответственности и стимулы правомерной деятельности; - предусматривающие системность и внутреннюю связь принимаемых актов и актов национальных законодательств Сторон. |