ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
           ГАРМОНИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ
          НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ
          ДОГОВОРА О ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ И ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ
                 ПРОСТРАНСТВЕ ОТ 26 ФЕВРАЛЯ 1999 ГОДА

                              ПРОГРАММА

                      СОВЕТ ГЛАВ ГОСУДАРСТВ СНГ

                          26 октября 1999 г.


                                (НЦПИ)


                          1. Общие положения

     Программа гармонизации  (сближение  и  унификация)   национальных
законодательных   и  иных  нормативных  правовых  актов  государств  -
участников  Договора  о  Таможенном  союзе  и   Едином   экономическом
пространстве  от  26  февраля  1999  года (далее Договор) представляет
собой системы взаимосогласованных государствами - участниками Договора
взглядов  на  общие  для  них  цели и приоритеты формирования правовой
основы Таможенного союза,  пути,  мероприятия,  механизм  и  этапы  их
практического осуществления.
     Стержнем Программы   гармонизации   является   добровольность   и
самостоятельность  государств  в  определении  направлений  и  глубины
участия в процессах сближения,  унификации (гармонизации) национальных
законодательств, их постепенность и этапность реализации.
     Необходимость разработки  и   принятия   Программы   гармонизации
объективно     обусловлена    тенденциями    сближения    национальных
законодательств государств - участников Договора  и  приведения  их  в
соответствие    с    межгосударственными,    межправительственными   и
межведомственными договорами,  заключаемыми в развитие  интеграционных
процессов.

               2. Цель и основные принципы гармонизации

     Цель гармонизации       -       установление       единообразного
(унифицированного)  порядка  регулирования  правоотношений  в   рамках
Договора  посредством  юридической интерпретации положений заключенных
международных договоров,  решений  органов  управления  интеграцией  в
национальные законодательные и иные нормативные правовые акты.
     Основные принципы гармонизации:
     - согласованность    правового    регулирования   на   принципах,
взаимоприемлемых для законодательств государств - участников Договора;
     - синхронность принятия актов по вопросам углубления интеграции;
     - последовательность  этапов  гармонизации   в   соответствии   с
юридической значимостью и иерархией законодательных и иных нормативных
правовых актов;
     - приоритетность  общепринятых принципов международного права над
актами национального законодательства.

             3. Этапы, основания и механизм гармонизации

     Гармонизация национальных  законодательных  и  иных   нормативных
правовых   актов   государств  -  участников  Договора  осуществляется
поэтапно.
     Первый этап: определение требующих гармонизации:
     - отраслей законодательства;
     - сфер в рамках отдельной отрасли законодательства;
     - проблемных вопросов правового регулирования в  отдельной  сфере
законодательства.
     Второй этап:    проведение     сравнительно-правового     анализа
национальных   законодательных  и  иных  нормативных  правовых  актов,
определение их  соответствия  заключенным  международным  договорам  с
последующей подготовкой рекомендаций по их гармонизации.
     Третий этап:  определение  согласованных  перечней   национальных
законодательных   и   иных   нормативных  правовых  актов,  подлежащих
гармонизации, с учетом их юридической значимости в правоприменительной
практике и иерархии.
     Четвертый этап:  синхронное  принятие  законодательных   и   иных
нормативных правовых актов соответствующими государственными органами.
     Пятый этап:  контроль за реализацией решений  органов  управления
интеграцией  по вопросам,  связанным с гармонизацией законодательных и
иных нормативных правовых актов.
     Основаниями гармонизации   национальных  законодательных  и  иных
нормативных правовых актов государств - участников Договора являются:
     - заключенные  международные договоры,  из которых возникает либо
может    возникнуть    необходимость     гармонизации     национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - решения Межгосударственного Совета;
     - решения Совета глав правительств;
     - модельные законодательные акты и другие акты  Межпарламентского
Комитета;
     - решения Интеграционного Комитета;
     - межведомственные    договоры,    заключаемые   соответствующими
государственными органами государств - участников Договора;
     - собственная инициатива государств - участников Договора.
     Механизм гармонизации   национальных   законодательных   и   иных
нормативных правовых актов заключается в следующем:
     - изъятии  действующих  национальных   законодательных   и   иных
нормативных   правовых   актов   из   правовой  системы  национального
законодательства;
     - приведении  действующих  национальных  законодательных  и  иных
нормативных правовых актов в соответствие с положениями  международных
договоров  и решениями органов управления интеграцией в соответствии с
их компетенцией;
     - правовой   интерпретации   модельных   законодательных  и  иных
нормативных правовых актов,  разрабатываемых в сферах,  где  возникает
либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального
законодательства;
     - включении   международных  договоров  в  национальные  правовые
системы;
     - восполнении  правовых  пробелов  национального законодательства
путем принятия новых законодательных и иных нормативных правовых актов
во исполнение заключенных международных договоров.
     Предложения о принятии мер по гармонизации законодательных и иных
нормативных  правовых  актов  должны основываться на беспристрастной и
всесторонней  оценке  ситуации  в  соответствующей  области  правового
регулирования  в контексте отношений между государствами - участниками
Договора и проблем,  возникающих в этой связи, для осуществления целей
и  принципов  заключенных  международных  договоров  и решений органов
управления интеграцией.

             4. Основные аспекты, подлежащие гармонизации

     Основные аспекты, подлежащие гармонизации, по которым государства
- участники Договора стремятся достигнуть общности позиций:
     - правовой статус субъектов гражданских прав, включая особенности
правового   положения   в  гражданских  правоотношениях  резидентов  и
нерезидентов государств - участников;
     - правовой   режим   приобретения   имущества   в  собственность,
владение,  пользование  и  распоряжение  резидентами  и  нерезидентами
государств - участников;
     - правовой режим создания,  осуществления деятельности ликвидации
(включая  банкротство)  и ответственности юридических лиц и физических
лиц,  занимающихся предпринимательской деятельностью  без  образования
юридического лица;
     - правовой режим обязательственного,  вещного, авторского права и
иных  правоотношений,  вытекающих  из договоренностей об установлении,
изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей;
     - правовой   механизм   участия  государства,  административно  -
территориальных единиц,  государственных  органов  в  правоотношениях,
регулируемых гражданским законодательством;
     - регулирование денежно-кредитной  и  валютно-финансовой  систем,
налогообложения, банковской деятельности;
     - общие  принципы   ценообразования   в   гражданско-правовых   и
административно-правовых правоотношениях;
     - правовой  режим  охраны  окружающей  среды,  жизни  и  здоровья
граждан,  включая  предотвращение  и  ликвидацию  последствий  явлений
природного и техногенного характера.

                5. Координация работы по гармонизации

     Координацию работы по гармонизации национальных законодательных и
иных  нормативных правовых актов осуществляет Координационный совет по
гармонизации,  Положение  о  котором   утверждается   Межпарламентским
Комитетом и Интеграционным Комитетом.
     Направления координации:
     - координация  совместной работы органов управления интеграцией и
государств  -  участников  Договора   по   гармонизации   национальных
законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - координация законопроектных  планов  разрабатываемых  модельных
законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - по  согласованию  с  государствами   -   участниками   Договора
координация  национальных законопроектных планов и планов подготовки и
принятия подзаконных нормативных правовых актов;
     - взаимодействие   с   компетентными   государственными  органами
сторон,   осуществляющими   законопроектную   работу   и   работу   по
гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - координация  правовой  помощи  по  уголовным,   гражданским   и
семейным  делам,  как  форма  гармонизации  законодательства на уровне
правоприменения.

        6. Межгосударственный Совет и Совет глав правительств
                    в решении проблем гармонизации

     Межгосударственный Совет участвует в решении проблем гармонизации
в следующих аспектах:
     - принимает   решения   о   том,  какие  законодательные  и  иные
нормативные  правовые  акты,  с   учетом   заключенных   международных
договоров  и  ранее  принятых  решений  органов управления интеграцией
подлежат сближению и унификации;
     - устанавливает  последовательность осуществления соответствующих
мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - принимает   решения  по  гармонизации  законодательных  и  иных
нормативных  правовых  актов,  как  в  отношении   конкретных   актов,
действующих  на территориях государств - участников Договора,  так и в
отношении определенных областей правового регулирования;
     - разрешает   вопрос   о   том,   какие   меры   по  гармонизации
законодательных и иных нормативных правовых актов следует применить  в
отношении  соответствующих  актов государственных органов государств -
участников Договора либо, с учетом принятых Межгосударственным Советом
решений, в соответствующей области правового регулирования.
     В случаях,  когда  по  общему  мнению  государств  -   участников
Договора,  это  является  необходимым и оправданным Межгосударственный
Совет вправе принимать следующие акты:
     а) решения,  устанавливающие  единые  для государств - участников
Договора правила,  которые являются обязательными во всех своих частях
и подлежат непосредственному применению государствами - участниками;
     б) резолюции,  являющиеся   обязательными   для   государства   -
участника или государств - участников,  которым они адресованы, в том,
что касается ожидаемого результата,  при сохранении за органами Сторон
свободы форм и методов действий;
     в) рекомендации,  не  являющиеся  обязательными.  Указанные  акты
Межгосударственного  Совета  принимаются  им  на основании предложений
Интеграционного Комитета,  вносимых,  в  случае  необходимости,  после
консультаций  с  Межпарламентским  Комитетом и одобренных Советом глав
правительств.
     Предложения о     принятии     документов     по     гармонизации
законодательств,   вносимые   Межпарламентским   Комитетом,   подлежат
предварительному рассмотрению Интеграционным Комитетом, который, после
консультаций в  случае  необходимости  с  Межпарламентским  Комитетом,
вносит   в   Совет  глав  правительств  соответствующие  рекомендации.
Настоящим не ограничивается право Межпарламентского Комитета принимать
модельные   акты,   носящие   рекомендательный   характер,   как   это
предусматривается в статье 22 Договора.
     Совет глав  правительств участвует в решении проблем гармонизации
в соответствии  со  своей  компетенцией,  а  также  в  случаях,  когда
полномочия   Межгосударственного   Совета   делегируются  Совету  глав
правительств,  при   условии   принятия   Межгосударственным   Советом
соответствующего решения.

       7. Интеграционный Комитет в решении проблем гармонизации

     Интеграционный Комитет участвует в решении проблем гармонизации в
следующих аспектах.
     Организационное обеспечение, которое заключается в:
     - подготовке,  согласовании и внесении на заседания  Совета  глав
правительств и Межгосударственного Совета проектов договоров и решений
по вопросам, связанным с гармонизацией законодательства;
     - организации  работы  Координационного  совета  по  гармонизации
законодательства,  подготовке  его  заседаний,  проектов   решений   и
рекомендаций,  организации  и  участии  в  работе  групп  экспертов по
отдельным модельным законопроектам и иным документам;
     - создании  специализированной  структуры  -  отдела гармонизации
законодательства   Главного   правового    управления    в    аппарате
Интеграционного Комитета;
     - организации информационного  обмена  по  вопросам  гармонизации
законодательства;
     - создании системы независимой международной правовой  экспертизы
национальных   законодательств   на  соответствие  развитию  процессов
интеграции;
     - организации проведения согласованной законопроектной политики в
рамках интеграции;
     - создании   консультативно-экспертного   правового   Совета  при
Интеграционном Комитете.
     Информационное обеспечение, которое заключается в:
     - создании интегрированной базы законодательства,  статистической
и  другой  социально-экономической  информации государств - участников
Договора;
     - создании   в   Интеграционном  Комитете  и  организации  работы
Информационно-аналитического центра;
     - налаживании  каналов  прямой  и  обратной  информационной связи
(включая  связь  по  Интернет,  модемную,  факсимильную)  по  вопросам
совершенствования   законодательства  с  аппаратами  глав  государств,
парламентов,  правительств и другими компетентными органами государств
- участников Договора и национальными центрами правовой информации.
     Методическое обеспечение, которое заключается в:
     - разработке   концепции   формирования   правового  пространства
Таможенного союза и Единого экономического пространства, с последующим
утверждением решением Межгосударственного Совета;
     - правовой экспертизе действующих и находящихся на рассмотрении в
парламентах  государств  -  участников  Договора проектов национальных
законодательных актов;
     - участии   экспертов   Интеграционного   Комитета   в   создании
нормативно-правовой    базы    гражданского     законодательства     и
государственного регулирования экономики;
     - выпуске приложений "Гармонизация законодательства:  проблемы  и
перспективы" к Бюллетеням развития интеграции.
     Научное обеспечение   Интеграционным    Комитетом    гармонизации
национальных законодательств заключается в:
     - проведении  международных  научно-практических  конференций  по
проблемам   законодательства   в  сферах,  где  возникла,  либо  может
возникнуть необходимость гармонизации законодательства;
     - подготовке      тематических      сборников,      научных     и
научно-методических    материалов    по     проблемам     гармонизации
законодательства;
     - организации и участии  в  работе  экспертных  советов,  рабочих
групп по проблемам гармонизации отдельных сфер законодательства.

      8. Межпарламентский Комитет в решении проблем гармонизации

     Межпарламентский Комитет    в    решении   проблем   гармонизации
осуществляет следующие задачи и функции:
     - совместно    с   Интеграционным   Комитетом   формирует   планы
законотворческой деятельности;
     - принимает   модельные   законодательные   акты  в  областях  не
урегулированных   национальными   законодательствами,   международными
договорами и соглашениями;
     - разрабатывает  Основы  законодательств   по   отраслям   права,
содержащих согласованные начала правового регулирования,  утверждаемые
Межгосударственным  Советом   и   после   выполнения   соответствующих
внутригосударственных   процедур,   включаемых   в   правовые  системы
государств - участников Договора;
     - разрабатывает    проекты    договоров   межгосударственного   и
межправительственного характера по вопросам гармонизации  национальных
законодательств;
     - совместно с Интеграционным  Комитетом  организует  деятельность
Координационного совета по гармонизации, его рабочих групп и участвует
в их работе;
     - организует и проводит сравнительно-правовой анализ национальных
законодательных и  иных  нормативных  правовых  актов,  подготавливает
предложения и рекомендации по их сближению, унификации и гармонизации;
     - готовит     предложения     по     трансформации     документов
Межгосударственного Совета,  Совета глав правительств, Интеграционного
Комитета и Межпарламентского комитета в национальные законодательные и
иные нормативные правовые акты государств - участников Договора;
     - обеспечивает  информационный  обмен  по  вопросам  сближения  и
гармонизации национальных законодательств;
     - совместно  с  парламентами  государств  -  участников  Договора
организует   систему   независимой  правовой  экспертизы  национальных
законодательств на соответствие заключенным международным договорам;
     - дает  рекомендации  по проведению согласованной законопроектной
политики в рамках интеграции;
     - участвует в формировании интегрированной базы законодательства,
статистической и другой социально-экономической информации  государств
- участников Договора;
     - оказывает    правовую    помощь    по    вопросам    интеграции
государственным органам государств - участников Договора;
     - участвует в заседаниях национальных парламентов,  парламентских
слушаниях  и  работе  комитетов  парламентов  государств  - участников
Договора;
     - совместно  с  Интеграционным  Комитетом разрабатывает программы
создания правовой основы интеграции государств - участников  Договора,
с последующим утверждением Межгосударственным Советом;
     - проводит  международные  научно-практические   конференции   по
проблемам   законодательства   в   сферах,  где  возникла  либо  может
возникнуть необходимость гармонизации национальных  законодательных  и
иных нормативных правовых актов;
     - совместно  с  Интеграционным  Комитетом  выпускает   приложение
"Гармонизация  законодательства:  проблемы и перспективы" к Бюллетеням
развития интеграции;
     - осуществляет  подготовку  тематических  сборников материалов по
проблемам гармонизации национальных законодательных и иных нормативных
правовых актов.

  9. Государства - участники Договора в решении проблем гармонизации

     Государства -  участники  Договора  в  лице  своих уполномоченных
органов участвуют в решении проблем гармонизации в следующих аспектах:
     - координируют     деятельность     по     подготовке    проектов
законодательных и иных нормативных  правовых  актов,  включая  проекты
нормативных правовых актов о внесении поправок в законы и иные акты;
     - участвуют в  заключении  международных  договоров,  включая  их
подготовку,   обсуждение,   в  том  числе  по  вопросам,  связанным  с
гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - участвуют  в подготовке,  принятии и реализации решений органов
управления  интеграцией,  в  том  числе  по  вопросам,   связанным   с
гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - участвуют в обсуждении  и  принятии  модельных  законодательных
актов  и  их  трансформации  в  национальные  законодательные  и  иные
нормативные правовые акты;
     - участвуют  в обсуждении и принятии иных документов,  касающихся
вопросов гармонизации;
     - участвуют    в    работе    научно-практических    конференций,
Координационного  совета  по  гармонизации,   экспертных   совещаниях,
согласительных  комиссий и иных мероприятиях по вопросам,  связанным с
гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - обеспечивают  реализацию  заключенных международных договоров и
решений органов управления интеграцией;
     - определяют и координируют основные направления законотворческой
и нормотворческой деятельности,  в  том  числе  в  части  гармонизации
национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - обеспечивают  работу  интегрированной  базы   законодательства,
статистической  и  другой  социально-экономической  информации,  обмен
правовой информацией совместно с органами управления интеграцией;
     - взаимодействуют  при проведении сравнительно-правового анализа,
научных исследований по вопросам,  затрагивающим проблемы гармонизации
национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;
     - осуществляют  иные  меры  по   гармонизации,   которые   сочтут
целесообразными  и  возможными,  при  условии  утверждения  таких  мер
Межгосударственным Советом.

                10. Первоочередные задачи гармонизации

     В первоочередном   порядке   гармонизации   в   соответствии    с
заключенными  международными договорами и решениями органов управления
интеграцией подлежат следующие области законодательного регулирования:
     гражданское законодательство;
     законодательство о валютном регулировании и валютном контроле;
     законодательство о внешнеэкономической деятельности;
     законодательство о транспортной деятельности;
     налоговое законодательство;
     законодательство в сфере бюджетного регулирования;
     таможенное законодательство;
     законодательство об экспортном контроле;
     законодательство о предпринимательской деятельности;
     законодательство о рынке товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
     законодательство об аграрной сфере;
     законодательство об образовании;
     законодательство о труде и охране труда;
     законодательство о научных технологиях;
     законодательство в   сфере    информационного    обеспечения    и
использования средств массовой информации;
     законодательство об инвестициях и взаимодействии в этой сфере;
     других сферах национальных законодательств.

                 11. Ожидаемый результат гармонизации

     Ожидаемым результатом   гармонизации   является   становление   и
развитие международной правосубъектности Таможенного  союза,  создание
соответствующей  правовой  системы и организационно - правовых условий
(предпосылок) для его эффективного функционирования.
     Правовую систему  Таможенного  союза будут составлять нормативные
правовые акты, отвечающие следующим требованиям:
     - содержащие  нормы права,  соответствующие положениям Договора и
других договоров, заключенных государствами - участниками Договора;
     - обеспечивающие   единообразное  понимание  и  применение  норм,
установленных  в  нормативных  правовых   актах,   всеми   участниками
правоотношений;
     - оказывающие  прямое  действие,   по   возможности   исключающее
необходимость   принятия   ведомственных  актов,  инструкций,  правил,
положений, приказов, в случае если такая необходимость все же возникла
предусматривать возможность гармонизации подзаконных актов;
     - содержащие реальные гарантии и механизмы  их  выполнения,  меры
ответственности и стимулы правомерной деятельности;
     - предусматривающие системность и  внутреннюю  связь  принимаемых
актов и актов национальных законодательств Сторон.
    

Печать
2003 - 2021 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru