ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ. Распоряжение. ОАО Российские железные ДОРОГИ. 10.12.07 2313Р

Оглавление

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ
            ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ
          В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                   ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"

                          10 декабря 2007 г.
                               N 2313р

                                 (Д)


     В  целях  упорядочения механизма принятия решений по установлению
тарифных  условий  на  железнодорожные  перевозки  в  сегментах  рынка
транспортных услуг, подлежащих дерегулированию ценообразования:
     1.   Утвердить  прилагаемые  Методические  принципы  формирования
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в конкурентных сегментах
рынка транспортных услуг.
     2.  Признать  утратившими силу Методические принципы формирования
тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в конкурентных сегментах
рынка транспортных услуг, утвержденные ОАО "РЖД" 31 мая 2005 г. N 474.

Президент ОАО "РЖД"
                                                            В.И.ЯКУНИН
10 декабря 2007 г.
N 2313р


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                               распоряжением ОАО "РЖД"
                                               от 10 декабря 2007 года
                                                               N 2313р

              МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ
         НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КОНКУРЕНТНЫХ
                  СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ

                          1. Общие положения

     В условиях активно развивающихся конкурентных отношений на рынках
грузовых  перевозок  между ОАО "РЖД" и иными собственниками подвижного
состава (внутриотраслевая конкуренция) и со смежными видами транспорта
(межтранспортная   и   международная  конкуренция)  в  соответствии  с
законодательством   Российской   Федерации   (Федеральный   закон   "О
естественных   монополиях",   Постановление  Правительства  Российской
Федерации  от 18 мая 2001 г. N 384 "О программе структурной реформы на
железнодорожным  транспорте"  и Постановление от 30 июня 2004 г. N 332
"Об   утверждении  положения  о  Федеральной  службе  по  тарифам")  в
конкурентных   секторах   рынка   железнодорожных   перевозок   должно
осуществляться   последовательное  дерегулирование  ценообразования  и
переход на свободные (контрактные) цены.
     Органы   регулирования   естественных   монополий   при   наличии
конкуренции  в  сфере  железнодорожных  перевозок  грузов, пассажиров,
багажа  и  грузобагажа  вправе принимать решение о прекращении (полном
или   частичном)   регулирования  деятельности  субъекта  естественной
монополии на железнодорожном транспорте.
     При  развитии  внутриотраслевой конкуренции должен осуществляться
переход  на  свободные  (контрактные)  тарифы  в  отношении  платы  за
использование вагонов.
     При  развитии  межтранспортной и международной конкуренции должен
осуществляться  переход  на свободные (контрактные) тарифы в отношении
как   платы   за   использование   вагонов,  так  и  платы  за  услуги
инфраструктуры и локомотивной тяги.
     Тарифы  в  конкурентных сегментах рынка транспортных услуг должны
формироваться  по  перевозкам  конкретных  родов  грузов, используемых
типов и принадлежности подвижного состава, направлениям перевозки.
     Развитие  внутриотраслевой конкуренции осуществляется с развитием
перевозок  грузов  в вагонах иных собственников и с созданием дочерних
грузовых  компаний. По мере выделения и развития самостоятельного вида
бизнеса  по  предоставлению  вагонов для тех типов подвижного состава,
которые будут преобладать в парках дочерних и независимых операторских
компаний,  возможно  будет принято решение по дерегулированию вагонной
составляющей   (части   платы   за   перевозку   грузов,   учитывающей
использование вагонов общего парка железных дорог).
     При  развитии  межтранспортной  и международной конкуренции будет
прекращаться  государственное регулирование как платы за использование
вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД", так и платы за услуги инфраструктуры
и локомотивной тяги.
     Тариф   за   перевозку   грузов  в  конкурентном  сегменте  рынка
транспортных   услуг   должен  определяться  исходя  из  необходимости
обеспечения  фактической,  но  не  ниже  среднесетевой себестоимости и
рентабельности на уровне не ниже базовой (прейскурантной).
     Тариф   за   перевозку   грузов  в  конкурентном  сегменте  рынка
транспортных  услуг  в  общем  виде  может  быть  определен  исходя из
условий:

      ОАО    ОАО    ОАО
     Т    = С    х R   ,
      итд    ит     итд

       ИС     ИС    ИС
      Т    = С   х R   ,
       итд    ит    итд

       ОАО     ОАО    ОАО
      Т     = С    х R    ,                       (1)
       вагд    ваг    вагд

       ОАО     ОАО
      R    >= R   ,
       итд     итб

      ОАО      ОАО
     R     >= R    ,
      вагд     вагб

        ИС      ИС
       R    >= R   ,
        итд     итб

     где:
      ОАО   ИС
     Т   , Т     - договорная ставка железнодорожного тарифа за услуги
      итд   итд
инфраструктуры и тяги для данного груза на конкретном  расстоянии  при
перевозках  в  вагонах  ОАО "РЖД" и иных собственников соответственно,
руб./т;
      ОАО
     Т    - договорная ставка "вагонной" составляющей железнодорожного
      вагд
тарифа для данного груза на конкретном  расстоянии  при  перевозках  в
вагонах ОАО "РЖД", руб./т;
      ОАО    ИС
     С    и С    - фактическая, но не ниже среднесетевой себестоимость
      ит     ит
услуг инфраструктуры  и тяги при перевозках в вагонах ОАО "РЖД" и иных
собственников соответственно, рассчитанная по тем же видам перевозок и
их   транспортным  признакам,  по  которым  дифференцирована  тарифная
система (себестоимость услуг инфраструктуры и тяги  при  перевозках  в
вагонах  иных  собственников рассчитывается с учетом возврата порожних
вагонов при коэффициенте порожнего пробега по отношению  к  груженому,
равном 1), руб./т;
      ОАО
     С     - фактическая,    но   не  ниже среднесетевой себестоимость
      ваг
использования для перевозок вагонов общего парка,  рассчитанная по тем
же  видам  перевозок  и  их   транспортным   признакам,   по   которым
дифференцирована тарифная система, руб./т;
      ОАО    ОАО
     R    и R      -   рентабельность  услуг инфраструктуры и тяги при
      итд    итб
перевозках в  вагонах общего парка соответственно договорная и базовая
(прейскурантный уровень);
      ОАО     ОАО
     R     и R       -  рентабельность    использования  для перевозок
      вагд    вагб
вагонов общего   парка    соответственно    договорная    и    базовая
(прейскурантный уровень);
      ИС     ИС
     R    и R      -  рентабельность  услуг инфраструктуры  и тяги при
      итд    итб
перевозках в  вагонах  иных  собственников соответственно договорная и
базовая (прейскурантный уровень).
     Поскольку тарифы  Прейскуранта  N  10-01  сформированы  с  учетом
среднесетевой  себестоимости  и  необходимой  прибыли,  обеспечивающей
баланс   доходов   и   расходов  ОАО  "РЖД"  в  целом  во  всех  видах
деятельности,   формирование   договорных   тарифов   базируется    на
использовании тарифных ставок Прейскуранта N 10-01 с применением к ним
соответствующих повышающих или понижающих коэффициентов.
      
            2. Дерегулирование ценообразования в отношении
             "вагонной" составляющей тарифа при развитии
                     внутриотраслевой конкуренции

     2.1. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг договорная
плата за  перевозку  грузов  в  вагонах  общего  парка (Т ) может быть
                                                         д
определена следующим образом:

      ОАО    ОАО    ОАО    ваг
     Т    = Т    + Т    х К   ,                      (2)
      д      ит     ваг    д

     где:
      ОАО
     Т   -  тариф  за   услуги   инфраструктуры  и  локомотивной  тяги
      ит
(Прейскурант N 10-01);
      ОАО
     Т    - "вагонная" составляющая тарифа (Прейскурант N 10-01);
      ваг
      ваг
     К  - коэффициент к прейскурантному уровню "вагонной" составляющей
      д
тарифа, устанавливаемый с учетом эластичности спроса.
     Коэффициент к   прейскурантным  ставкам  "вагонной"  составляющей
тарифа может устанавливаться в  пределах  от  уровня,  обеспечивающего
получение   прироста   прибыли,   необходимого   для   дополнительного
направления  средств  на  развитие  вагонного  хозяйства,  до  уровня,
обеспечивающего  сохранение  конкурентоспособности перевозок в вагонах
общего парка по сравнению с перевозками в вагонах иных собственников.
     Уровень коэффициента, обеспечивающего получение прироста прибыли,
необходимого  для  дополнительного  направления  средств  на  развитие
вагонного   хозяйства,  может  быть  определен  исходя  из  следующего
равенства:

      ОАО    ваг    ОАО
     Т    х К    = Т    + ДЕЛЬТА П    / (1 - N   / 100),         (3)
      ваг    д1     ваг           ваг         пр

                    ваг                                         ОАО
     следовательно К    = 1 + ДЕЛЬТА П    / ((1 - N   / 100) х Т   ).
                    д1                ваг          пр           ваг
     Уровень коэффициента,          обеспечивающего         сохранение
конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению  с
перевозками в вагонах иных собственников,  может быть определен исходя
из следующего равенства:

      ОАО    ваг    ОАО     С     С
     Т    х К    + Т    = (Т   + Т   ) х альфа,             (4)
      ваг    д2     ит      ит    ваг

                    ваг      С     С               ОАО     ОАО
     следовательно К    = ((Т   + Т   ) х альфа - Т   ) / Т   ,
                    д2       ит    ваг             ит      ваг

     где:
     ДЕЛЬТА П   - прирост  прибыли,  необходимый  для  дополнительного
             ваг
направления средств на развитие вагонного хозяйства;
     N    - величина налога с прибыли, %;
      пр
      С
     Т  - тариф  за  услуги  инфраструктуры  и  локомотивной  тяги при
      ит
перевозках в вагонах  иных  собственников,  суммарный  за  груженый  и
порожний   пробег   при  коэффициенте  порожнего  пробега  вагонов  по
отношению к груженому, равном 1 (Прейскурант N 10-01);
      С
     Т   - плата   ("вагонная"   составляющая   тарифа),  взимаемая  с
      ваг
грузоотправителей  (грузополучателей)  иными  собственниками   вагонов
(выявляется на основе маркетинговых исследований рынка перевозок);
    альфа -   коэффициент  максимально  возможного  превышения  уровня
тарифов  на   перевозки   грузов   в   вагонах   иных   собственников,
обеспечивающий  сохранение  конкурентоспособности  перевозок в вагонах
ОАО "РЖД" (устанавливается на основе изучения  эластичности  спроса  и
маркетинговых исследований), альфа >= 1.

           ваг     ваг
     Если К    <= К   , то:
           д1      д2

                            ОАО                        ваг
        1 + ДЕЛЬТА П    / (Т    х (1 - N   / 100)) <= К    <=
                    ВАГ     ваг         пр             д

                  С     С               ОАО     ОАО
            <= ((Т   + Т   ) х альфа - Т   ) / Т   ,
                  ит    ваг             ит      ваг

             ваг       С     С               ОАО     ОАО
иначе  1 <= К    <= ((Т   + Т   ) х альфа - Т   ) / Т   .           (5)
             д         ит    ваг             ит      ваг

     2.2. В  конкурентных  сегментах  рынка транспортных услуг для ДЗО
ОАО "РЖД" договорная плата за  использование  собственного  подвижного
                                          ДЗО
состава,  взимаемая с грузоотправителя  (Т   ),  может быть определена
                                          д
следующим
образом:

      ДЗО    ОАО    ваг
     Т    = Т    х К      ,                       (6)
      д      ваг    Д
                     (ДЗО)

     где:
      ОАО
     Т    - "вагонная" составляющая тарифа (Прейскурант N 10-01);
      ваг
      ваг
     К  - коэффициент к прейскурантному уровню "вагонной" составляющей
      Д
       (ДЗО)
тарифа, устанавливаемый с учетом эластичности спроса.
     Коэффициент к   прейскурантным  ставкам  "вагонной"  составляющей
тарифа может  устанавливаться  на  уровне,  обеспечивающем  сохранение
конкурентоспособности  перевозок в вагонах общего парка по сравнению с
перевозками в вагонах иных собственников.
     Уровень коэффициента,          обеспечивающего         сохранение
конкурентоспособности перевозок в вагонах ДЗО ОАО "РЖД" по сравнению с
перевозками в вагонах иных собственников,  может быть определен исходя
из следующего равенства:

      ОАО    ваг       С
     Т    х К       = Т     х альфа,                   (7)
      ваг    Д         ваг
              (ДЗО)

                    ваг        С               ОАО
     следовательно К       = (Т    х альфа) / Т    ,
                    Д          ваг             ваг
                     (ДЗО)

     где:
      С
     Т   - дополнительная плата  ("вагонная"   составляющая   тарифа),
      ваг
взимаемая  с грузоотправителей (грузополучателей) иными собственниками
вагонов  (выявляется  на  основе  маркетинговых   исследований   рынка
перевозок);
    альфа -   коэффициент  максимально  возможного  превышения  уровня
тарифов  на   перевозки   грузов   в   вагонах   иных   собственников,
обеспечивающий  сохранение  конкурентоспособности  перевозок в вагонах
ОАО "РЖД" (устанавливается на основе изучения  эластичности  спроса  и
маркетинговых исследований), а >= 1.

       3. Дерегулирование платы за использование инфраструктуры
           и локомотивной тяги при развитии межтранспортной
                     и международной конкуренции

     Наличие межтранспортной  и  международной конкуренции определяет,
что существуют альтернативные предложения  на  рынке  перевозок  между
железнодорожным и другими видами транспорта.
     3.1. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг договорная
плата за перевозку грузов в вагонах общего парка может быть определена
следующим образом:

      ОАО     ОАО    ОАО     ОАО
     Т    = (Т    + Т   ) х К   ,                     (8)
      д       ит     ваг     д

          ОАО
     где К - коэффициент к прейскурантному уровню тарифов на перевозки
          д
грузов в вагонах общего парка,  устанавливаемый с учетом  эластичности
спроса.
     Коэффициент к     прейскурантным     тарифным    ставкам    может
устанавливаться  в  пределах  от  уровня,  обеспечивающего   получение
дополнительной  прибыли,  необходимой  для  решения  отдельных  задач,
стоящих  перед  ОАО  "РЖД",  до  уровня,  обеспечивающего   сохранение
конкурентоспособности    перевозок    по   сравнению   с   перевозками
альтернативными видами транспорта.
     Уровень коэффициента,  обеспечивающего  получение  дополнительной
прибыли,  необходимой для решения отдельных задач,  стоящих перед  ОАО
"РЖД", может быть определен исходя из следующего равенства:

       ОАО    ОАО     ОАО     ОАО    ОАО
     (Т    + Т   ) х К    = (Т    + Т   ) +                (9)
       ит     ваг     д1      ит     ваг

         + ДЕЛЬТА П / (1 - N   / 100),
                            пр

     следовательно:

      ОАО                     ОАО    ОАО
     К    = 1 + ДЕЛЬТА П / ((Т    + Т   ) х (1 - N   / 100)).
      д1                      ваг    ит           пр

     Уровень коэффициента,         обеспечивающего          сохранение
конкурентоспособности  перевозок в вагонах общего парка по сравнению с
перевозками альтернативными видами транспорта,  может  быть  определен
исходя из следующего равенства:

       ОАО    ОАО     ОАО
     (Т    + Т   ) х К    = Т х бета,                  (10)
       ит     ваг     д2

     следовательно:

      ОАО                ОАО    ОАО
     К    = Т х бета / (Т    + Т    ).
      д2                 ит     ваг

           ОАО     ОАО
     Если К    <= К   , то:
           д1      д2

                       ОАО    ОАО                         ОАО
     1 + ДЕЛЬТА П / ((Т    + Т   ) х (1 - N   / 100)) <= К    <=
                       ит     ваг          пр             д

                                        ОАО    ОАО
                        <= Т х бета / (Т    + Т   ),
                                        ит     ваг

                 ОАО                 ОАО    ОАО
     иначе 1 <= К    <= Т х бета / (Т    + Т   ),              (11)
                 д                   ит     ваг

     где:
     ДЕЛЬТА П  -  дополнительная  прибыль,  необходимая  для   решения
отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД";
     Т - стоимость перевозки альтернативными видами транспорта;
     бета - коэффициент возможного отклонения тарифов перевозки грузов
в вагонах общего парка от тарифов на перевозки грузов  альтернативными
видами  транспорта,  обеспечивающий  сохранение  конкурентоспособности
железнодорожных  перевозок   (устанавливается   на   основе   изучения
эластичности спроса и маркетинговых исследований).
     Коэффициент возможного отклонения тарифов на  перевозки  груза  в
вагонах  общего  парка  от тарифов на перевозки грузов альтернативными
видами   транспорта   устанавливается   в    пределах    от    уровня,
обеспечивающего   установление  "рыночной"  величины  тарифа  не  ниже
себестоимости перевозок в вагонах общего парка,  и не выше уровня, при
котором начинается снижение объемов перевозок:

       ОАО    ОАО                 ОАО
     (С    + С   ) / Т < бета <= Т    / Т,               (12)
       ит     ваг                 сн

          ОАО
     где Т   - величина "договорного"  тарифа  на  перевозки  грузов в
          сн
вагонах общего парка, приводящая к снижению объемов перевозок.
     3.2. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг договорная
плата за перевозку грузов в  вагонах  иных  собственников  может  быть
определена следующим образом:

      ОАО(с)    ОАО    ОАО(с)
     Т       = Т    х К      ,                      (13)
      д         ит     д

     ОАО(с)

     где К - коэффициент к прейскурантному уровню тарифов на перевозки
          д
грузов  в  вагонах  иных  собственников,  устанавливаемый   с   учетом
эластичности спроса.
     Коэффициент к  прейскурантным  тарифным  ставкам  в  конкурентных
сегментах рынка транспортных услуг при перевозке грузов в вагонах иных
собственников   может   устанавливаться   аналогично   коэффициенту  к
прейскурантным  тарифным  ставкам  в  конкурентных   сегментах   рынка
транспортных  услуг  при  перевозке грузов в вагонах общего парка,  то
есть в пределах от уровня,  обеспечивающего  получение  дополнительной
прибыли,  необходимой  для решения отдельных задач,  стоящих перед ОАО
"РЖД",  до уровня,  обеспечивающего  сохранение  конкурентоспособности
перевозок   по   сравнению   с   перевозками   альтернативными  видами
транспорта.
     Уровень коэффициента,  обеспечивающего  получение  дополнительной
прибыли,  необходимой для решения отдельных задач,  стоящих перед  ОАО
"РЖД"), может быть определен исходя из следующего равенства:

      ОАО    ОАО(с)    ОАО
     Т    х К       = Т    + ДЕЛЬТА П / (1 - N   / 100),         (14)
      ит     д1        ит                     пр

     следовательно:

      ОАО(с)                  ОАО
     К      = 1 + ДЕЛЬТА П / Т    х  (1 - N   / 100).
      д1                      ит           пр

     Уровень коэффициента,          обеспечивающего         сохранение
конкурентоспособности  перевозок  в  вагонах  иных  собственников   по
сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта,  может быть
определен исходя из следующего равенства:

      ОАО    ОАО(с)    С
     Т    х К       + Т    = Т х бета,                  (15)
      ит     д2        ваг

     следовательно:

      ОАО(с)                 С       ОАО
     К        = (Т х бета - Т   ) / Т   ,
      д2                     ваг     ит

     где:
     ДЕЛЬТА П   -  дополнительная  прибыль,  необходимая  для  решения
отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД";
     С
    Т    - дополнительная плата  ("вагонная"   составляющая   тарифа),
     ваг
взимаемая  с грузоотправителей (грузополучателей) иными собственниками
вагонов  (выявляется  на  основе  маркетинговых   исследований   рынка
перевозок);
     Т - стоимость перевозки альтернативными видами транспорта;
     бета - коэффициент возможного  отклонения  тарифов  на  перевозки
грузов   в  вагонах  общего  парка  от  тарифов  на  перевозки  грузов
альтернативными   видами   транспорта,    обеспечивающий    сохранение
конкурентоспособности  железнодорожных  перевозок  (устанавливается на
основе изучения эластичности спроса и маркетинговых исследований).

           ОАО(с)     ОАО(с)
     Если К       <= К      , то:
           д1         д2

                               ОАО                       ОАО(с)
               1 + дельта П / Т    х (1 - N   / 100) <= К       <=
                               ит          пр            д

                                           С       ОАО
                           <= (Т х бета - Т   ) / Т   ,
                                           ваг     ит

                 ОАО(с)                 С       ОАО
     иначе 1 <= К       <= (Т х бета + Т   ) / Т   .            (16)
                 д                      ваг     ит
Оглавление