ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" 10 декабря 2007 г. N 2313р (Д) В целях упорядочения механизма принятия решений по установлению тарифных условий на железнодорожные перевозки в сегментах рынка транспортных услуг, подлежащих дерегулированию ценообразования: 1. Утвердить прилагаемые Методические принципы формирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг. 2. Признать утратившими силу Методические принципы формирования тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг, утвержденные ОАО "РЖД" 31 мая 2005 г. N 474. Президент ОАО "РЖД" В.И.ЯКУНИН 10 декабря 2007 г. N 2313р УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением ОАО "РЖД" от 10 декабря 2007 года N 2313р МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТАРИФОВ НА ГРУЗОВЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ В КОНКУРЕНТНЫХ СЕГМЕНТАХ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ 1. Общие положения В условиях активно развивающихся конкурентных отношений на рынках грузовых перевозок между ОАО "РЖД" и иными собственниками подвижного состава (внутриотраслевая конкуренция) и со смежными видами транспорта (межтранспортная и международная конкуренция) в соответствии с законодательством Российской Федерации (Федеральный закон "О естественных монополиях", Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. N 384 "О программе структурной реформы на железнодорожным транспорте" и Постановление от 30 июня 2004 г. N 332 "Об утверждении положения о Федеральной службе по тарифам") в конкурентных секторах рынка железнодорожных перевозок должно осуществляться последовательное дерегулирование ценообразования и переход на свободные (контрактные) цены. Органы регулирования естественных монополий при наличии конкуренции в сфере железнодорожных перевозок грузов, пассажиров, багажа и грузобагажа вправе принимать решение о прекращении (полном или частичном) регулирования деятельности субъекта естественной монополии на железнодорожном транспорте. При развитии внутриотраслевой конкуренции должен осуществляться переход на свободные (контрактные) тарифы в отношении платы за использование вагонов. При развитии межтранспортной и международной конкуренции должен осуществляться переход на свободные (контрактные) тарифы в отношении как платы за использование вагонов, так и платы за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги. Тарифы в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг должны формироваться по перевозкам конкретных родов грузов, используемых типов и принадлежности подвижного состава, направлениям перевозки. Развитие внутриотраслевой конкуренции осуществляется с развитием перевозок грузов в вагонах иных собственников и с созданием дочерних грузовых компаний. По мере выделения и развития самостоятельного вида бизнеса по предоставлению вагонов для тех типов подвижного состава, которые будут преобладать в парках дочерних и независимых операторских компаний, возможно будет принято решение по дерегулированию вагонной составляющей (части платы за перевозку грузов, учитывающей использование вагонов общего парка железных дорог). При развитии межтранспортной и международной конкуренции будет прекращаться государственное регулирование как платы за использование вагонов, принадлежащих ОАО "РЖД", так и платы за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги. Тариф за перевозку грузов в конкурентном сегменте рынка транспортных услуг должен определяться исходя из необходимости обеспечения фактической, но не ниже среднесетевой себестоимости и рентабельности на уровне не ниже базовой (прейскурантной). Тариф за перевозку грузов в конкурентном сегменте рынка транспортных услуг в общем виде может быть определен исходя из условий: ОАО ОАО ОАО Т = С х R , итд ит итд ИС ИС ИС Т = С х R , итд ит итд ОАО ОАО ОАО Т = С х R , (1) вагд ваг вагд ОАО ОАО R >= R , итд итб ОАО ОАО R >= R , вагд вагб ИС ИС R >= R , итд итб где: ОАО ИС Т , Т - договорная ставка железнодорожного тарифа за услуги итд итд инфраструктуры и тяги для данного груза на конкретном расстоянии при перевозках в вагонах ОАО "РЖД" и иных собственников соответственно, руб./т; ОАО Т - договорная ставка "вагонной" составляющей железнодорожного вагд тарифа для данного груза на конкретном расстоянии при перевозках в вагонах ОАО "РЖД", руб./т; ОАО ИС С и С - фактическая, но не ниже среднесетевой себестоимость ит ит услуг инфраструктуры и тяги при перевозках в вагонах ОАО "РЖД" и иных собственников соответственно, рассчитанная по тем же видам перевозок и их транспортным признакам, по которым дифференцирована тарифная система (себестоимость услуг инфраструктуры и тяги при перевозках в вагонах иных собственников рассчитывается с учетом возврата порожних вагонов при коэффициенте порожнего пробега по отношению к груженому, равном 1), руб./т; ОАО С - фактическая, но не ниже среднесетевой себестоимость ваг использования для перевозок вагонов общего парка, рассчитанная по тем же видам перевозок и их транспортным признакам, по которым дифференцирована тарифная система, руб./т; ОАО ОАО R и R - рентабельность услуг инфраструктуры и тяги при итд итб перевозках в вагонах общего парка соответственно договорная и базовая (прейскурантный уровень); ОАО ОАО R и R - рентабельность использования для перевозок вагд вагб вагонов общего парка соответственно договорная и базовая (прейскурантный уровень); ИС ИС R и R - рентабельность услуг инфраструктуры и тяги при итд итб перевозках в вагонах иных собственников соответственно договорная и базовая (прейскурантный уровень). Поскольку тарифы Прейскуранта N 10-01 сформированы с учетом среднесетевой себестоимости и необходимой прибыли, обеспечивающей баланс доходов и расходов ОАО "РЖД" в целом во всех видах деятельности, формирование договорных тарифов базируется на использовании тарифных ставок Прейскуранта N 10-01 с применением к ним соответствующих повышающих или понижающих коэффициентов. 2. Дерегулирование ценообразования в отношении "вагонной" составляющей тарифа при развитии внутриотраслевой конкуренции 2.1. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг договорная плата за перевозку грузов в вагонах общего парка (Т ) может быть д определена следующим образом: ОАО ОАО ОАО ваг Т = Т + Т х К , (2) д ит ваг д где: ОАО Т - тариф за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги ит (Прейскурант N 10-01); ОАО Т - "вагонная" составляющая тарифа (Прейскурант N 10-01); ваг ваг К - коэффициент к прейскурантному уровню "вагонной" составляющей д тарифа, устанавливаемый с учетом эластичности спроса. Коэффициент к прейскурантным ставкам "вагонной" составляющей тарифа может устанавливаться в пределах от уровня, обеспечивающего получение прироста прибыли, необходимого для дополнительного направления средств на развитие вагонного хозяйства, до уровня, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению с перевозками в вагонах иных собственников. Уровень коэффициента, обеспечивающего получение прироста прибыли, необходимого для дополнительного направления средств на развитие вагонного хозяйства, может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ваг ОАО Т х К = Т + ДЕЛЬТА П / (1 - N / 100), (3) ваг д1 ваг ваг пр ваг ОАО следовательно К = 1 + ДЕЛЬТА П / ((1 - N / 100) х Т ). д1 ваг пр ваг Уровень коэффициента, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению с перевозками в вагонах иных собственников, может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ваг ОАО С С Т х К + Т = (Т + Т ) х альфа, (4) ваг д2 ит ит ваг ваг С С ОАО ОАО следовательно К = ((Т + Т ) х альфа - Т ) / Т , д2 ит ваг ит ваг где: ДЕЛЬТА П - прирост прибыли, необходимый для дополнительного ваг направления средств на развитие вагонного хозяйства; N - величина налога с прибыли, %; пр С Т - тариф за услуги инфраструктуры и локомотивной тяги при ит перевозках в вагонах иных собственников, суммарный за груженый и порожний пробег при коэффициенте порожнего пробега вагонов по отношению к груженому, равном 1 (Прейскурант N 10-01); С Т - плата ("вагонная" составляющая тарифа), взимаемая с ваг грузоотправителей (грузополучателей) иными собственниками вагонов (выявляется на основе маркетинговых исследований рынка перевозок); альфа - коэффициент максимально возможного превышения уровня тарифов на перевозки грузов в вагонах иных собственников, обеспечивающий сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах ОАО "РЖД" (устанавливается на основе изучения эластичности спроса и маркетинговых исследований), альфа >= 1. ваг ваг Если К <= К , то: д1 д2 ОАО ваг 1 + ДЕЛЬТА П / (Т х (1 - N / 100)) <= К <= ВАГ ваг пр д С С ОАО ОАО <= ((Т + Т ) х альфа - Т ) / Т , ит ваг ит ваг ваг С С ОАО ОАО иначе 1 <= К <= ((Т + Т ) х альфа - Т ) / Т . (5) д ит ваг ит ваг 2.2. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг для ДЗО ОАО "РЖД" договорная плата за использование собственного подвижного ДЗО состава, взимаемая с грузоотправителя (Т ), может быть определена д следующим образом: ДЗО ОАО ваг Т = Т х К , (6) д ваг Д (ДЗО) где: ОАО Т - "вагонная" составляющая тарифа (Прейскурант N 10-01); ваг ваг К - коэффициент к прейскурантному уровню "вагонной" составляющей Д (ДЗО) тарифа, устанавливаемый с учетом эластичности спроса. Коэффициент к прейскурантным ставкам "вагонной" составляющей тарифа может устанавливаться на уровне, обеспечивающем сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению с перевозками в вагонах иных собственников. Уровень коэффициента, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах ДЗО ОАО "РЖД" по сравнению с перевозками в вагонах иных собственников, может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ваг С Т х К = Т х альфа, (7) ваг Д ваг (ДЗО) ваг С ОАО следовательно К = (Т х альфа) / Т , Д ваг ваг (ДЗО) где: С Т - дополнительная плата ("вагонная" составляющая тарифа), ваг взимаемая с грузоотправителей (грузополучателей) иными собственниками вагонов (выявляется на основе маркетинговых исследований рынка перевозок); альфа - коэффициент максимально возможного превышения уровня тарифов на перевозки грузов в вагонах иных собственников, обеспечивающий сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах ОАО "РЖД" (устанавливается на основе изучения эластичности спроса и маркетинговых исследований), а >= 1. 3. Дерегулирование платы за использование инфраструктуры и локомотивной тяги при развитии межтранспортной и международной конкуренции Наличие межтранспортной и международной конкуренции определяет, что существуют альтернативные предложения на рынке перевозок между железнодорожным и другими видами транспорта. 3.1. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг договорная плата за перевозку грузов в вагонах общего парка может быть определена следующим образом: ОАО ОАО ОАО ОАО Т = (Т + Т ) х К , (8) д ит ваг д ОАО где К - коэффициент к прейскурантному уровню тарифов на перевозки д грузов в вагонах общего парка, устанавливаемый с учетом эластичности спроса. Коэффициент к прейскурантным тарифным ставкам может устанавливаться в пределах от уровня, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, необходимой для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД", до уровня, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок по сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта. Уровень коэффициента, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, необходимой для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД", может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ОАО ОАО ОАО ОАО (Т + Т ) х К = (Т + Т ) + (9) ит ваг д1 ит ваг + ДЕЛЬТА П / (1 - N / 100), пр следовательно: ОАО ОАО ОАО К = 1 + ДЕЛЬТА П / ((Т + Т ) х (1 - N / 100)). д1 ваг ит пр Уровень коэффициента, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах общего парка по сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта, может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ОАО ОАО (Т + Т ) х К = Т х бета, (10) ит ваг д2 следовательно: ОАО ОАО ОАО К = Т х бета / (Т + Т ). д2 ит ваг ОАО ОАО Если К <= К , то: д1 д2 ОАО ОАО ОАО 1 + ДЕЛЬТА П / ((Т + Т ) х (1 - N / 100)) <= К <= ит ваг пр д ОАО ОАО <= Т х бета / (Т + Т ), ит ваг ОАО ОАО ОАО иначе 1 <= К <= Т х бета / (Т + Т ), (11) д ит ваг где: ДЕЛЬТА П - дополнительная прибыль, необходимая для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД"; Т - стоимость перевозки альтернативными видами транспорта; бета - коэффициент возможного отклонения тарифов перевозки грузов в вагонах общего парка от тарифов на перевозки грузов альтернативными видами транспорта, обеспечивающий сохранение конкурентоспособности железнодорожных перевозок (устанавливается на основе изучения эластичности спроса и маркетинговых исследований). Коэффициент возможного отклонения тарифов на перевозки груза в вагонах общего парка от тарифов на перевозки грузов альтернативными видами транспорта устанавливается в пределах от уровня, обеспечивающего установление "рыночной" величины тарифа не ниже себестоимости перевозок в вагонах общего парка, и не выше уровня, при котором начинается снижение объемов перевозок: ОАО ОАО ОАО (С + С ) / Т < бета <= Т / Т, (12) ит ваг сн ОАО где Т - величина "договорного" тарифа на перевозки грузов в сн вагонах общего парка, приводящая к снижению объемов перевозок. 3.2. В конкурентных сегментах рынка транспортных услуг договорная плата за перевозку грузов в вагонах иных собственников может быть определена следующим образом: ОАО(с) ОАО ОАО(с) Т = Т х К , (13) д ит д ОАО(с) где К - коэффициент к прейскурантному уровню тарифов на перевозки д грузов в вагонах иных собственников, устанавливаемый с учетом эластичности спроса. Коэффициент к прейскурантным тарифным ставкам в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг при перевозке грузов в вагонах иных собственников может устанавливаться аналогично коэффициенту к прейскурантным тарифным ставкам в конкурентных сегментах рынка транспортных услуг при перевозке грузов в вагонах общего парка, то есть в пределах от уровня, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, необходимой для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД", до уровня, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок по сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта. Уровень коэффициента, обеспечивающего получение дополнительной прибыли, необходимой для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД"), может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ОАО(с) ОАО Т х К = Т + ДЕЛЬТА П / (1 - N / 100), (14) ит д1 ит пр следовательно: ОАО(с) ОАО К = 1 + ДЕЛЬТА П / Т х (1 - N / 100). д1 ит пр Уровень коэффициента, обеспечивающего сохранение конкурентоспособности перевозок в вагонах иных собственников по сравнению с перевозками альтернативными видами транспорта, может быть определен исходя из следующего равенства: ОАО ОАО(с) С Т х К + Т = Т х бета, (15) ит д2 ваг следовательно: ОАО(с) С ОАО К = (Т х бета - Т ) / Т , д2 ваг ит где: ДЕЛЬТА П - дополнительная прибыль, необходимая для решения отдельных задач, стоящих перед ОАО "РЖД"; С Т - дополнительная плата ("вагонная" составляющая тарифа), ваг взимаемая с грузоотправителей (грузополучателей) иными собственниками вагонов (выявляется на основе маркетинговых исследований рынка перевозок); Т - стоимость перевозки альтернативными видами транспорта; бета - коэффициент возможного отклонения тарифов на перевозки грузов в вагонах общего парка от тарифов на перевозки грузов альтернативными видами транспорта, обеспечивающий сохранение конкурентоспособности железнодорожных перевозок (устанавливается на основе изучения эластичности спроса и маркетинговых исследований). ОАО(с) ОАО(с) Если К <= К , то: д1 д2 ОАО ОАО(с) 1 + дельта П / Т х (1 - N / 100) <= К <= ит пр д С ОАО <= (Т х бета - Т ) / Т , ваг ит ОАО(с) С ОАО иначе 1 <= К <= (Т х бета + Т ) / Т . (16) д ваг ит |