КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ. Рекомендации. Комитет Министров Совета Европы. 09.09.03 REC (2003) 17

         КОМИТЕТА МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ ГОСУДАРСТВАМ-ЧЛЕНАМ
                     О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                   КОМИТЕТ МИНИСТРОВ СОВЕТА ЕВРОПЫ

                          9 сентября 2003 г.
                           N Rec (2003) 17

                                 (Д)


                                           [неофициальный перевод] <*>

--------------------------------
     <*> Перевод на русский язык Берестнева Ю.Ю.

     Комитет  министров  в  соответствии  с  положениями статьи 15 "b"
Устава Совета Европы,
     признавая,  что  верховенство  закона,  на  котором  основаны все
европейские демократии, зависит от поддержки справедливой, эффективной
и доступной судебной системы;
     считая,  что принудительное исполнение судебного решения является
неотъемлемой  частью  фундаментального  права человека на справедливое
судебное  разбирательство  в разумный срок, гарантированного статьей 6
Европейской  конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее
- Конвенция);
     признавая  также,  что  принцип  верховенства  закона  может быть
реализован  только,  если  граждане  могут практически отстаивать свои
права и оспаривать незаконные акты;
     считая,  что  государства-члены  обязаны  обеспечить  всем лицам,
получающим  окончательное  и  обязательное  решение суда, право на его
принудительное   исполнение.   Неисполнение   судебного   решения  или
вступление   его   в   силу   с  задержкой  могут  сделать  это  право
недействующим или мнимым во вред одной стороне;
     будучи  убежденным  в  необходимости  повышения  эффективности  и
справедливости  при  принудительном  исполнении  судебных  решений  по
гражданским  делам и установлении положительного баланса между правами
и интересами сторон в деле о принудительном исполнении;
     осознавая  риск,  что  без  эффективной  системы  принудительного
исполнения  могут  процветать  другие формы "частного правосудия", что
будет   иметь  негативные  последствия  для  общественного  доверия  к
правовой системе и ее компетентности;
     напоминая   о  Резолюции  N  3,  принятой  на  24-ой  Конференции
министров  юстиции  стран  Европы  по  теме  "Общий  подход и средства
повышения  эффективности исполнения судебных решений", проводившейся в
г.  Москве  с  4  по  5  октября 2001 г.; в данной Резолюции участники
пришли   к   выводу,   что   "заслуживающее  уважения,  эффективное  и
рациональное принудительное исполнение судебных решений имеет огромное
значение  для государств при создании, укреплении и развитии сильной и
уважаемой судебной системы";
     учитывая  Резолюцию  (2002)  12,  принятую Комитетом министров 18
сентября  2002  г.,  в  соответствии с которой учреждалась Европейская
комиссия по эффективности (CEPEJ);
     учитывая   значение   информационных   технологий  для  повышения
эффективности  принудительного  исполнения  и соответствующие правовые
акты  Совета Европы по данному вопросу, включая Рекомендацию (2003) 14
о   возможности   взаимодействия   информационных   систем  в  области
правосудия  и  Рекомендацию  (2003)  15  об  архивировании электронных
документов в правовой сфере,
     рекомендует Правительствам государств-членов:
     - упростить  эффективное и рентабельное принудительное исполнение
судебных  решений,  а также других судебных и несудебных принудительно
применимых актов;
     - в зависимости от ситуации принять или усилить все меры, которые
они    сочтут    необходимыми    для    последовательного   исполнения
нижеизложенных "Руководящих принципов принудительного исполнения".


                         РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ
                      ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ

                            I. Определения

     Для целей настоящей Рекомендации:
     a.  "Принудительное  исполнение"  означает  введение  в  действие
судебных  решений,  а также других судебных и несудебных принудительно
применимых  актов в соответствии с законодательством, которым ответчик
обязывается сделать что-либо, воздержаться от какого-либо действия или
уплатить назначенную судом сумму;
     b. "Служащий, ответственный за принудительное исполнение" - лицо,
уполномоченное  государством на проведение принудительного исполнения,
независимо  от  того, состоит ли данное лицо на государственной службе
или нет;
     c. "Истец" - сторона, добивающаяся принудительного исполнения;
     d.  "Ответчик" - сторона, против которой выдвигается требование о
принудительном исполнении.

                         II. Сфера применения

     1.   Настоящая  Рекомендация  применяется  к  гражданским  делам,
включая  коммерческие, потребительские, трудовые и семейные споры. Она
не  применяется к административным делам. Настоящая Рекомендация может
также применяться к уголовным делам, не связанным с лишением свободы.
     2.  Кроме  того,  настоящая  Рекомендация  применяется  к случаям
принудительного исполнения судебных решений, а также других судебных и
несудебных принудительно применимых актов.

              III. Процедура принудительного исполнения

     1.    Чтобы   насколько   возможно   повысить   эффективность   и
рациональность процедуры принудительного исполнения,
     a. принудительное исполнение должно определяться и регулироваться
четкими   правовыми  нормами,  устанавливающими  полномочия,  права  и
обязанности сторон и третьих лиц;
     b. принудительное исполнение должно осуществляться в соответствии
с    соответствующим   правом   и   судебными   решениями.   Процедура
принудительного  исполнения  должна  быть  детально регламентирована в
законодательстве,   чтобы  быть  достоверной  и  прозрачной,  а  также
насколько возможно предсказуемой и эффективной;
     c.   стороны  должны  соответствующим  образом  сотрудничать  при
проведении  принудительного  исполнения;  кроме  того, в частности, по
семейно-правовым  спорам соответствующие государственные органы должны
способствовать такому сотрудничеству;
     d. ответчики должны предоставлять всю информацию о своих доходах,
средствах и по другим соответствующим вопросам;
     e.  государства  должны  создать  механизм предупреждения случаев
злоупотребления процедурой принудительного исполнения одной из сторон,
которая не должна рассматриваться как пересмотр дела;
     f.  принудительное  исполнение  может  быть  отложено  только  по
основаниям,      предусмотренным      законодательством.     Отложение
принудительного исполнения может быть обжаловано в суд;
     g.  при  проведении принудительного исполнения необходимо разумно
соотносить  интересы  как  истца,  так  и ответчика, учитывая при этом
положения статей 6 и 8 Конвенции. В некоторых случаях необходимо также
учитывать   интересы   третьих  лиц.  Если  процедура  принудительного
исполнения   касается   семейно-правовых  споров,  должны  учитываться
интересы  членов  семьи;  кроме того, если затрагиваются, в частности,
права  детей, то в соответствии с международным и национальным правом,
прежде всего, должны учитываться интересы детей;
     h.  должны  защищаться  некоторые  основные  доходы  и  имущество
ответчика,   например,   основные   хозяйственные   товары,   основные
социальные  пособия,  денежные  средства  на  лечение  и  медикаменты,
необходимые средства трудовой деятельности.
     2. Процедура принудительного исполнения должна:
     a.   быть   четко   определена  и  легко  осуществима  служащими,
ответственными за принудительное исполнение;
     b.  иметь  исчерпывающее определение и перечисление принудительно
применимых актов и механизмов их вступления в силу;
     c.  четко  определять  права  и  обязанности ответчиков, истцов и
третьих  лиц, а для двух последних категорий лиц также их ранжирование
и права на взысканные денежные средства, распределенные среди истцов;
     d.  предусматривать  наиболее  эффективные  и подходящие средства
вручения    документов    (например,    личное   вручение   служащими,
ответственными  за их принудительное исполнение, электронные средства,
почта);
     e.   предусматривать   меры   предупреждения   и   предотвращения
процессуальных злоупотреблений;
     f. предусматривать право сторон ходатайствовать о приостановлении
процедуры принудительного исполнения в целях обеспечения защиты прав и
интересов сторон;
     g.  предусматривать  в случаях необходимости право на обжалование
судебных  и  несудебных  решений,  принятых  при  проведении процедуры
принудительного исполнения.
     3. Оплата расходов на принудительное исполнение должна находиться
в   разумных   пределах,  предусмотрена  законодательством  и  заранее
известна сторонам.
     4.  Попытки  провести процедуру принудительного исполнения должны
быть соразмерны исковому требованию, сумме иска и интересам ответчика.
     5.  Обязанность  оплаты  расходов  на  принудительное  исполнение
обычно  должна возлагаться на ответчика, хотя в случае злоупотреблений
со  стороны  других  сторон  при  проведении процедуры принудительного
исполнения  обязанность  покрытия расходов может быть возложена на эти
стороны.
     6.  Обыски  и конфискация имущества ответчиков должны проводиться
насколько возможно эффективно и с учетом соответствующих прав человека
и  положений  о  защите  информации.  Сбор  необходимой  информации об
имуществе  ответчика  должен  осуществляться  быстро  и  эффективно  с
доступом  к  регистрам и другим источникам, кроме того, ответчик может
подать декларацию о своем имуществе.
     7.  Имущество  должно быть продано быстро, но при этом необходимо
стараться  продать  его  по  наиболее  высокой  рыночной цене, избегая
дорогостоящей и лишней недооценки.

       IV. Служащие, ответственные за принудительное исполнение

     1.  Если  в  государствах  процедура  принудительного  исполнения
осуществляется  компетентными  служащими,  то  им необходимо соблюдать
принципы, содержащиеся в настоящей Рекомендации.
     2.  Статус,  роль, права и обязанности служащих, ответственных за
принудительное исполнение, должны быть установлены в законодательстве,
чтобы  сделать процедуру принудительного исполнения насколько возможно
достоверной  и  прозрачной.  Государства  могут  по  своему усмотрению
устанавливать   профессиональный  статус  служащих,  ответственных  за
принудительное исполнение.
     3. При приеме на работу служащих, ответственных за принудительное
исполнение,  необходимо  учитывать  моральные  качества кандидатов, их
правовую  подготовку  и  знания  процедуры принудительного исполнения.
Поэтому  для  оценки их теоретических и практических знаний они должны
сдавать экзамены.
     4.  Служащие,  ответственные  за принудительное исполнение должны
быть  честными  и  компетентными  при исполнении своих обязанностей, а
также  они  должны  всегда  действовать  в  соответствии с признанными
высокими  профессиональными  и этическими стандартами. Они должны быть
беспристрастны  в  их  отношениях  со сторонами, за ними может вестись
профессиональный   надзор,  в  который  может  включаться  и  судебный
контроль.
     5.  Права и обязанности служащих, ответственных за принудительное
исполнение,  должны  быть  четко  определены  и  описаны в сравнении с
правами и обязанностями судьи.
     6.   Служащие,   ответственные   за   принудительное  исполнение,
подозреваемые  в  злоупотреблении своим должностным положением, должны
привлекаться    к    дисциплинарной,   гражданской   и/или   уголовной
ответственности,  и  если  их  вина  будет  доказана,  то к ним должны
применяться соответствующие санкции.
     7. Состоящие на государственной службе служащие, ответственные за
принудительное  исполнение,  должны  иметь  нормальные условия работы,
достаточные материальные ресурсы и вспомогательный персонал. Им должно
предоставляться достойное вознаграждение за их работу.
     8.  Служащие,  ответственные за принудительное исполнение, должны
проходить  первоначальную  и  последующую  подготовку в соответствии с
четко определенными и систематизированными целями.