ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС). МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ. GUIDELINES ON OCCUPATIONAL SAFETY. AND HEALTH MANAGEMENT SYST. Не задано. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. 10.07.07 ГОСТ 12.0.230-20

Оглавление

           ЕВРАЗИЙСКИЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ
         И СЕРТИФИКАЦИИ (ЕАСС). МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ.
            СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СИСТЕМЫ
              УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.
                  GUIDELINES ON OCCUPATIONAL SAFETY.
                 AND HEALTH MANAGEMENT SYSTEMS (IDT)
                             ILO-OSH 2001

                       ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

         ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ
                             И МЕТРОЛОГИИ

                           10 июля 2007 г.
                         N ГОСТ 12.0.230-2007

                                 (Д)


                                                                Введен
                                                 Приказом Федерального
                                             агентства по техническому
                                            регулированию и метрологии
                                                  от 10 июля 2007 года
                                                              N 169-ст

                                                       Зарегистрирован
                                                    27 марта 2007 года
                                                                N 5605

                                                       Дата введения -
                                                      1 июля 2009 года

                             Предисловие

     Евразийский  совет  по  стандартизации, метрологии и сертификации
(ЕАСС)   представляет   собой  региональное  объединение  национальных
органов   по   стандартизации   государств,   входящих  в  Содружество
Независимых  Государств.  В  дальнейшем  возможно  вступление  в  ЕАСС
национальных органов по стандартизации других государств.
     Цели,  основные  принципы  и основной порядок проведения работ по
межгосударственной     стандартизации    установлены    ГОСТ    1.0-92
"Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ
1.2-97    "Межгосударственная    система   стандартизации.   Стандарты
межгосударственные,   правила  и  рекомендации  по  межгосударственной
стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и
отмены".

                         Сведения о стандарте

     1.   Разработан  Рабочей  группой,  состоящей  из  представителей
"Центра   безопасности   и  гигиены  труда"  и  Федерации  независимых
профсоюзов  России,  на  основании  собственного аутентичного перевода
Руководства, указанного в пункте 4.
     2.  Внесен Федеральным агентством по техническому регулированию и
метрологии.
     3.  Принят  Евразийским  советом  по стандартизации, метрологии и
сертификации по переписке (протокол N 28 от 23 марта 2007 г.).
     За принятие стандарта проголосовали:

----------------------------------------------------------------------
|  Краткое наименование |  Код страны по | Сокращенное наименование  |
|       страны по       |  МК (ИСО 3166) |  национального органа по  |
|  МК (ИСО 3166) 004-97 |      004-97    |      стандартизации       |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Азербайджан           | AZ             | Азстандарт                |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Армения               | AM             | Минэкономразвития         |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Беларусь              | BY             | Госстандарт Республики    |
|                       |                | Беларусь                  |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Казахстан             | KZ             | Госстандарт Республики    |
|                       |                | Казахстан                 |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Кыргызстан            | KG             | Кыргызстандарт            |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Молдова               | MD             | Молдова-Стандарт          |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Российская Федерация  | RU             | Госстандарт России        |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Таджикистан           | TJ             | Таджикстандарт            |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Туркменистан          | ТМ             | Главгосслужба             |
|                       |                | "Туркменстандартлары"     |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Узбекистан            | UZ             | Узстандарт                |
|-----------------------|----------------|---------------------------|
| Украина               | UA             | Госпотребстандарт Украины |
----------------------------------------------------------------------

     4.   Настоящий   стандарт   идентичен   документу   Международной
организации  труда  ILO-OSH 2001 Guidelines on occupational safety and
health  management systems (Руководство по системам управления охраной
труда).   Наименование   настоящего  стандарта  изменено  относительно
наименования  международного документа для приведения в соответствие с
ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).
     5. Введен впервые.

     Информация   о   введении   в   действие  (прекращении  действия)
настоящего  стандарта  и изменений к нему на территории указанных выше
государств  публикуется  в  указателях  национальных (государственных)
стандартов, издаваемых в этих государствах.
     Информация  об  изменениях  к  настоящему стандарту публикуется в
указателе   (каталоге)   стандартов,   а  текст  этих  изменений  -  в
информационных  указателях  стандартов. В случае пересмотра или отмены
настоящего  стандарта  соответствующая информация будет опубликована в
информационном указателе стандартов.

              Информационные данные Российской Федерации
           межгосударственного стандарта ГОСТ 12.0.230-2007

     1. Приказом N 169-ст от 10 июля 2007 г. Федерального агентства по
техническому регулированию и метрологии:
     - межгосударственный   стандарт  ГОСТ  12.0.230-2007  вводится  в
действие непосредственно в качестве национального стандарта Российской
Федерации с 1 июля 2009 г.;
     - отменен  государственный стандарт ГОСТ Р 12.0.006-2002 "Система
стандартов  безопасности  труда. Общие требования к системе управления
охраной  труда  в  организации" с 1 июля 2009 г. в связи с принятием и
введением в действие ГОСТ 12.0.230-2007;
     - предоставлено  право хозяйствующим субъектам досрочно применять
принятый стандарт.
     2.   На   территории   Российской  Федерации  настоящий  стандарт
применяют  вместо  ГОСТ  Р 12.0.006-2002, действие которого прекращено
одновременно с введением в действие ГОСТ 12.0.230-2007.
     3. При применении в Российской Федерации положений, установленных
в  разделах  3  и  4 ГОСТ 12.0.230-2007, необходимо соблюдать Трудовой
кодекс Российской Федерации (от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ).

                               Введение

     Положительное  воздействие  внедрения  систем  управления охраной
труда   на   уровне  организации  <1>,  выражающееся  как  в  снижении
воздействия  опасных и вредных производственных факторов и рисков, так
и   в   повышении   производительности,  в  настоящее  время  признано
правительствами, работодателями и работниками.
--------------------------------
     <1> Определение см. в разделе 2 "Термины и определения".

     Требования   к  системам  управления  охраной  труда  разработаны
Международной    организацией    труда    (МОТ)   в   соответствии   с
общепризнанными  международными принципами на основе широкомасштабного
подхода,  которые  определены  входящими  в  МОТ  представителями трех
сторон   социально-трудовых   отношений   и   других  заинтересованных
организаций.  Этот  трехсторонний подход предполагает силу, гибкость и
надлежащую  основу для развития стабильной культуры безопасности труда
в   организации.   Добровольно   принимаемые   требования  к  системам
управления охраной труда отражают ценности и средства МОТ, позволяющие
обеспечивать безопасность и здоровье работников.
     Практические  рекомендации,  содержащиеся  в настоящем стандарте,
предназначены    для    использования   всеми,   на   кого   возложена
ответственность   за   управление   охраной  труда.  Они  не  являются
обязательными    и    не    направлены    на    замену   национального
законодательства, действующие правила или утвержденные стандарты.
     На  работодателя  возлагается  непосредственная ответственность и
обязанность  по  обеспечению  безопасных  условий  и  охраны  здоровья
работников  в организации. Применение системы управления охраной труда
способствует  выполнению этих обязанностей. Поэтому настоящий стандарт
является   практическим   инструментом   содействия   организациям   и
компетентным      учреждениям     в     осуществлении     непрерывного
совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.

                        1. Область применения

     Целью  настоящего стандарта является содействие защите работников
от воздействия опасных и вредных производственных факторов, исключению
несчастных   случаев,   в   том   числе   со  смертельным  исходом,  и
профессиональных заболеваний на производстве.
     На национальном уровне стандарт служит:
     a) для установления национальных основ системы управления охраной
труда,  подкрепленных  национальными  законами  и  иными  нормативными
правовыми актами;
     b) руководящими указаниями по применению добровольных мероприятий
по охране труда в организациях, направленных на соблюдение норм и иных
нормативных  правовых  актов, ведущих к непрерывному совершенствованию
деятельности в области охраны труда;
     c)   руководящими   указаниями   для   развития   национальных  и
специальных  корпоративных  стандартов  по системам управления охраной
труда   для   качественного   обеспечения   практических  потребностей
организаций в соответствии с их размером и характером деятельности.
     На уровне организации стандарт предназначен:
     a)  служить  руководящими  указаниями  по  объединению  элементов
системы  управления  охраной  труда в организации в качестве составной
части общей политики и системы управления;
     b)  способствовать активизации всех работников организации, в том
числе   работодателей,   собственников,   управленческого   персонала,
работников   и  их  представителей,  с  целью  применения  современных
принципов   и   методов  управления  охраной  труда,  направленных  на
непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.

                       2. Термины и определения

     В    настоящем    стандарте   применены   следующие   термины   с
соответствующими определениями:
     2.1. Инцидент: небезопасное происшествие, связанное с работой или
произошедшее  в  процессе работы, но не повлекшее за собой несчастного
случая.
     2.2.  Комитет  (комиссия)  по  охране  труда:  комитет,  в состав
которого    входят    представители    работников    и   представители
работодателей,  созданный  и  функционирующий  на  уровне  организации
согласно национальным законам, правилам и практике.
     2.3.  Компетентное лицо: лицо, обладающее необходимой подготовкой
и  достаточными  знаниями, умениями и опытом для выполнения конкретной
работы.
     2.4.  Компетентное  учреждение:  государственный орган или другая
организация,   обладающая  полномочиями  по  определению  национальной
политики,  разработке  национальных  основ  систем  управления охраной
труда в организациях и формулированию соответствующих стандартов.
     2.5.  Наблюдение за производственной средой: определение и оценка
факторов  производственной  среды  и трудового процесса, которые могут
оказывать воздействие на здоровье работников.
     Примечание      -      Этот     процесс     охватывает     оценку
санитарно-гигиенических    условий    труда,   организации   труда   и
социально-психологических  факторов  на  рабочем  месте, которые могут
представлять  риск  для здоровья работников, воздействия на работников
опасных  и  вредных производственных факторов и системы защиты от них,
разработанные для их устранения и снижения.

     2.6.  Наблюдение  за  состоянием здоровья работников: процедуры и
обследования   состояния   здоровья   работников   для  обнаружения  и
определения отклонений от нормы.
     Примечание   -   Результаты  наблюдения  за  состоянием  здоровья
работников   должны  использоваться  для  защиты  и  оздоровления  как
отдельных  работников,  так  и  группы  работников на рабочем месте, а
также   работников,   подвергаемых   воздействию   вредных  и  опасных
производственных факторов. Процедуры наблюдения за состоянием здоровья
работников могут включать медицинские осмотры, биологический контроль,
рентгенологические  обследования,  опрос или анализ данных о состоянии
здоровья работников и другие процедуры.

     2.7. Непрерывное совершенствование: последовательно повторяющийся
процесс  повышения  эффективности  системы  управления  охраной труда,
направленный  на  улучшение деятельности организации по охране труда в
целом.
     2.8.  Опасность: фактор среды и трудового процесса, который может
быть  причиной  травмы,  острого  заболевания  или  внезапного резкого
ухудшения  здоровья.  В зависимости от количественной характеристики и
продолжительности  действия отдельных факторов рабочей среды они могут
стать опасными.
     2.9.   Организация:   компания,   фирма,   проект,   предприятие,
учреждение,  завод,  фабрика,  объединение, орган власти, общественный
институт или ассоциация и т.п. либо их части, входящие или не входящие
в  их  состав, различных форм собственности, которые имеют собственные
функции и управление.
     Примечание  -  В  крупных  промышленных и хозяйственных объектах,
имеющих  филиалы  (или  обособленные  подразделения),  отдельно взятый
филиал  (или  обособленное структурное подразделение) также может быть
определен как организация.

     2.10. Оценка опасностей: систематическое оценивание опасностей.
     2.11.   Оценка   риска:   процесс   анализа   рисков,   вызванных
воздействием  опасностей  на  работе,  для  определения  их влияния на
безопасность и сохранение здоровья работников.
     2.12.  Подрядчик:  лицо  или  организация,  представляющие услуги
работодателю  на  территории  работодателя в соответствии с договором,
согласованными техническими требованиями, сроками и условиями.
     2.13.  Представители работников: любые лица, признанные таковыми,
исходя из национального законодательства и практики.
     Примечание - Представителями работников могут быть:
     a)   представители   профессиональных   союзов,  назначенные  или
избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов;
     b)   выборные   представители,   свободно  избранные  работниками
организации в соответствии с требованиями национальных законов, правил
или  коллективных  договоров  и  чьи функции не включают деятельность,
которая    признана   в   соответствующем   государстве   в   качестве
исключительной прерогативы профессиональных союзов.

     2.14.  Представители  работников  по  охране труда: представители
работников,  избранные  или назначенные в соответствии с национальными
законами  или  практикой  для  представления  интересов  работников по
охране труда на рабочем месте.
     2.15.  Проверка: систематический, независимый, оформленный в виде
документа  процесс  получения  и  объективной  оценки  данных  степени
соблюдения установленных критериев.
     Примечание  -  Термин  необязательно означает независимую внешнюю
проверку (проводимую проверяющим или проверяющими со стороны).

     2.16.  Производственный участок: физическая зона, находящаяся под
контролем  работодателя,  где  работник должен находиться или куда ему
необходимо прибыть для выполнения трудовых обязанностей.
     2.17.  Работник: физическое лицо, вступившее в трудовые отношения
с работодателем.
     2.18.    Работодатель:    физическое    или    юридическое   лицо
(организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
     2.19.  Работники  и  их представители: упоминание работников и их
представителей   указывает  на  то,  что  там,  где  существуют  такие
представители,   они  должны  привлекаться  к  консультациям  с  целью
обеспечения   надлежащего   участия   работников.   В   ряде   случаев
целесообразно привлекать всех работников и всех их представителей.
     2.20.   Реагирующее   наблюдение:   процедура  по  определению  и
устранению  недостатков,  направленных  на  предотвращение и защиту от
воздействия  опасностей  и рисков, а также на функционирование системы
управления  охраной  труда,  которые  были  выявлены при расследовании
несчастного   случая,   профессионального   заболевания,   аварии  или
инцидента на производстве.
     2.21.   Риск:  сочетание  вероятности  возникновения  в  процессе
трудовой  деятельности  опасного  события,  тяжести травмы или другого
ущерба для здоровья человека, вызванных этим событием.
     2.22. Система управления охраной труда: набор взаимосвязанных или
взаимодействующих  между  собой  элементов, устанавливающих политику и
цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей.
     2.23.  Текущее  наблюдение: текущая деятельность по наблюдению за
соответствием мероприятий по предупреждению и минимизации опасностей и
рисков,  а  также мероприятий по применению системы управления охраной
труда по установленным критериям.
     2.24.  Травмы, ухудшение здоровья и болезни, связанные с работой:
результаты    отрицательного   воздействия   на   здоровье   работника
химических,         биологических,         физических        факторов,
организационно-технических,     социально-психологических    и    иных
производственных факторов во время трудовой деятельности.

      3. Национальная структура системы управления охраной труда

     3.1. Национальная политика
     3.1.1.  В  установленном  порядке следует определить компетентное
учреждение  или  несколько учреждений для формулирования, применения и
периодического   пересмотра  согласованной  национальной  политики  по
созданию  и  содействию  развития  систем  управления  охраной труда в
организациях.   Согласованную   национальную  политику  по  управлению
охраной  труда  в  установленном  порядке  определяют, реализовывают и
периодически    пересматривают    путем    обсуждения    с    наиболее
представительными  организациями  работодателей  и  работников  и, при
необходимости, с другими учреждениями.
     3.1.2. Национальная политика по системам управления охраной труда
должна устанавливать общие принципы и процедуры для:
     a)  содействия  использованию  и  объединению  систем  управления
охраной  труда  с  общей  системой  управления организацией в качестве
подсистемы;
     b)   создания  основы  в  целях  облегчения  и  совершенствования
выполнения  мероприятий  по  систематическому  анализу,  планированию,
применению   и  совершенствованию  деятельности  по  охране  труда  на
национальном уровне и на уровне организации;
     c) содействия участию работников и их представителей в работах по
обеспечению охраны труда в организации;
     d)  осуществления  непрерывного  эффективного  и  результативного
совершенствования   систем  управления  охраной  труда  без  излишнего
бюрократизма, администрирования и издержек;
     e)   содействия  сотрудничеству  и  поддержке  систем  управления
охраной труда в организации инспекциями труда, службами охраны труда и
другими  национальными  органами государственного надзора и контроля и
направления их деятельности по использованию управления охраной труда;
     f)  оценки  через  определенные  промежутки времени эффективности
национальной  политики  и  национальной  структуры  систем  управления
охраной труда с целью ее совершенствования;
     g) оценки и пропаганды имеющимися средствами эффективности систем
управления охраной труда и практики их применения;
     h)   обеспечения   применения   требований   по   охране   труда,
установленных  в  организации,  подрядчиками  и  их работниками, в том
числе временными работниками, непосредственно нанятыми работодателем.
     3.1.3.  С целью обеспечения согласованности национальной политики
по   охране   труда   и   мероприятий  по  ее  применению  назначенное
компетентное  учреждение  должно  устанавливать национальные структуры
систем управления охраной труда для:
     a)   определения   и   установления   соответствующих  функций  и
обязанностей    различных    организаций,    призванных   осуществлять
национальную  политику  и  выполнять  соответствующие  мероприятия для
обеспечения необходимой координации между ними;
     b) публикации и периодической оптимизации национальных стандартов
по  добровольному  применению  и  функционированию  систем  управления
охраной труда в организациях;
     c)  установления в установленном порядке критериев для назначения
организаций,  ответственных  за  разработку,  оптимизацию и применение
специальных   стандартов   по  системам  управления  охраной  труда  в
организациях, и определения их соответствующих обязанностей;
     d)  обеспечения  доступности  руководящих указаний работодателям,
работникам  и  их  представителям  для  использования  ими преимуществ
национальной политики.
     3.1.4.  Компетентная организация должна обеспечивать специальными
руководящими  указаниями  органа  государственного  надзора, инспекции
труда,  службы  охраны труда и другие общественные или частные службы,
агентства  или  учреждения  (организации),  связанные с охраной труда,
включая   организации   здравоохранения,   для   содействия  и  помощи
организациям по применению систем управления охраной труда.
     3.2. Национальный стандарт
     3.2.1.    Национальный    стандарт,    устанавливающий    порядок
добровольного   применения  и  систематического  использования  систем
управления  охраной  труда,  должен быть разработан на основе подхода,
приведенного в разделе 4, с учетом национальных условий и практики.
     3.2.2.  Настоящий  стандарт,  национальный стандарт и специальные
корпоративные стандарты, описывающие систему управления охраной труда,
должны  быть увязаны между собой, представляя достаточную гибкость для
непосредственного   или   адаптированного   применения   в  конкретной
организации.
     3.3. Специальные стандарты
     3.3.1.  Специальные  стандарты  по  системам  управления  охраной
труда,    предназначенные   для   определенных   видов   экономической
деятельности  или  для  объектов  крупных промышленных и хозяйственных
комплексов,  следуя  общим целям настоящего стандарта, должны включать
основные  элементы национального стандарта и отражать их специфические
условия и потребности с учетом:
     a)  их  размера  (крупные, средние и малые), инфраструктуры, вида
отрасли  экономики  или  объектов крупных промышленных и хозяйственных
комплексов;
     b)  специфики и характера деятельности, а также типа опасностей и
степени рисков.
     3.3.2.  Элементы национальных структур управления охраной труда и
связи между ними представлены на рисунке 1.

----------------------------------------------------------------------
| ----------------------------------------      -------------------- |
| |Руководство МОТ по системам управления|----->|                  | |
| |охраной труда (ILO-OSH 2001)          |      |                  | |
| |---------------------------------------      |                  | |
| |     ------------------------------------    |                  | |
| |     |Настоящий межгосударственный      |    |                  | |
| ----->|стандарт по системам управления   |--->|                  | |
|       |охраной труда                     |    |Системы управления| |
|       ------------------------------------    |  охраной труда в | |
|       ------------------------------------    |   организациях   | |
|       |Национальный стандарт по системам |--->|                  | |
|       |управления охраной труда          |    |                  | |
|       ------------------------------------    |                  | |
|       ------------------------------------    |                  | |
|       |Специальные стандарты по системам |    |                  | |
|       |управления охраной труда отрасли  |--->|                  | |
|       |экономики или крупных промышленных|    |                  | |
|       |и хозяйственных комплексов        |    |                  | |
|       ------------------------------------    -------------------- |
----------------------------------------------------------------------

                Рис. 1. Элементы национальных структур
                   систем управления охраной труда

          4. Система управления охраной труда в организации

     Обеспечение  охраны  труда  в  организации,  включая соответствие
условий  труда  требованиям  охраны труда, установленным национальными
законами  и  иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности
работодателей.  В  связи с этим работодатель должен продемонстрировать
свои  руководство  и  заинтересованность в деятельности по обеспечению
охраны  труда в организации и организовать создание системы управления
охраной  труда. Основные элементы управления охраной труда - политика,
организация,   планирование   и   применение,  оценка  и  действия  по
совершенствованию представлены на рисунке 2 (не приводится).

                               Политика

     4.1. Политика в области охраны труда
     4.1.1.   Работодатель  после  консультации  с  работниками  и  их
представителями  излагает  в письменном виде политику в области охраны
труда, которая должна:
     a)  соответствовать  специфике организации, ее размеру, характеру
деятельности   и   масштабам   рисков,   а   также  быть  увязанной  с
хозяйственными целями организации;
     b)   быть  краткой,  четко  изложенной,  иметь  дату  создания  и
вводиться  в  действие  подписью работодателя либо по его доверенности
уполномоченного лица в организации;
     c)  предоставляться  всем  работникам  организации и находиться в
легкодоступных местах для их ознакомления;
     d)  подлежать  анализу  для  обеспечения постоянного соответствия
изменяющимся условиям;
     e)   быть   доступной   в   установленном   порядке  для  внешних
заинтересованных организаций.
     4.1.2.  Политика  в  области  охраны  труда  должна  включать как
минимум   следующие  ключевые  принципы  и  цели,  выполнение  которых
организация принимает на себя:
     a)  обеспечение  безопасности  и  охрану здоровья всех работников
организации путем предупреждения несчастных случаев и профессиональных
заболеваний на производстве;
     b)   соблюдение   соответствующих  национальных  законов  и  иных
нормативных  правовых  актов,  программ  по охране труда, коллективных
соглашений  по  охране  труда и других требований, которые организация
обязалась выполнять;
     c)  обязательства  по  проведению консультаций с работниками и их
представителями и привлечению их к активному участию во всех элементах
системы управления охраной труда;
     d)   непрерывное   совершенствование   функционирования   системы
управления охраной труда.
     4.1.3.  Система  управления  охраной труда должна быть совместима
или объединена с другими системами управления организации.
     4.2. Участие работников и их представителей
     4.2.1.  Участие  работников  является важнейшим элементом системы
управления охраной труда в организации.
     4.2.2.   Работодатель   должен   привлекать   работников   и   их
представителей  по  охране  труда  к  консультациям,  информированию и
повышению  их  квалификации по всем аспектам охраны труда, связанным с
их работой, включая мероприятия, в процессе возможных аварий.
     4.2.3.  Работодатель  должен  так  организовать  мероприятия  для
работников  и их представителей по охране труда, чтобы они имели время
и   возможности   для   активного  участия  в  процессах  организации,
планирования   и   реализации,   применения,   оценки  и  действий  по
совершенствованию системы управления охраной труда.
     4.2.4.  Работодатель должен обеспечивать создание, формирование и
эффективное  функционирование  комитета  (комиссии)  по охране труда и
признание  представителей  работников по охране труда в соответствии с
национальными законами и практикой.

                             Организация

     4.3. Обязанности и ответственность
     4.3.1.   Работодатель   должен   нести   общие   обязательства  и
ответственность   по   обеспечению   безопасности  и  охраны  здоровья
работников  и обеспечивать руководство деятельностью по охране труда в
организации.
     4.3.2.     Работодатель    должен    распределять    обязанности,
ответственность   и   полномочия   должностных  лиц  и  работников  по
разработке,  применению  и  результативному  функционированию  системы
управления  охраной труда и достижению соответствующих целей по охране
труда в организации.
     Должны быть установлены структуры и процессы:
     а)  управления  охраной  труда  в  виде  линейной  управленческой
функции, известной и признанной на всех уровнях;
     b) определения и доведения до работников организации обязанности,
ответственность  и  полномочия  лиц,  которые  выявляют, оценивают или
оптимизируют опасности и риски безопасности труда;
     c)  проведения,  при  необходимости,  эффективного и оперативного
наблюдения (надзора) за безопасностью и охраной здоровья работников;
     d)   сотрудничества,   передачи   и   обмена   информацией  между
работниками,   включая   их  представителей,  при  применении  системы
управления охраной труда данной организации;
     e)  соблюдения  принципов  построения  систем  управления охраной
труда,   содержащиеся   в   соответствующем   национальном  стандарте,
специальных  стандартах  или  в программах по охране труда, выполнение
которых организация принимает на себя;
     f)  установления  и  выполнения  ясной политики по охране труда и
измеряемые цели;
     g)   установления   эффективных   мероприятий   по   определению,
устранению   или   ограничению  опасностей  и  рисков,  способствующих
сохранению здоровья в течение трудового процесса;
     h)  разработки  программ  профилактики заболеваний и оздоровления
работников;
     i) обеспечения эффективных мероприятий по участию всех работников
и их представителей в выполнении политики в области охраны труда;
     j)   предоставления  необходимых  условий  и  ресурсов  для  лиц,
ответственных  за  обеспечение  охраны  труда, включая членов комитета
(комиссии)  по  охране  труда,  для  правильного  выполнения ими своих
функций;
     k)   обеспечения   эффективных   мероприятий   по   участию  всех
работников,  их  представителей, а также комитета (комиссии) по охране
труда (при их наличии).
     4.3.3.  На  уровне руководителей высшего звена организации должно
быть    назначено    лицо    или   лица,   наделенные   обязанностями,
ответственностью и полномочиями по:
     a)  развитию, применению, периодическому анализу и оценке системы
управления охраной труда;
     b)     периодической    отчетности    высшему    руководству    о
результативности функционирования системы управления охраной труда;
     c)  содействию в участии всех работников организации в работах по
обеспечению безопасности труда.
     4.4. Компетентность <2> и подготовка
--------------------------------
     <2>   Компетентность   по   охране   труда   означает  наличие  и
демонстрацию  необходимой  подготовки,  достаточных  знаний,  умений и
опыта для выполнения конкретной работы.

     4.4.1.   Работодателем   должны   быть  определены  требования  к
необходимой компетентности работников в области охраны труда. При этом
следует   устанавливать  и  своевременно  корректировать  мероприятия,
обеспечивающие  наличие у всех работников необходимой компетентности и
квалификации   для   выполнения   своих   служебных   обязанностей   и
обязательств  по  обеспечению  и  выполнению требований безопасности и
охраны здоровья.
     4.4.2.  Работодатель  должен  быть  достаточно  компетентным (или
иметь  возможность  стать им) в области охраны труда для определения и
оптимизации  опасностей  и  рисков,  связанных с работой, и применения
системы управления охраной труда.
     4.4.3.  Программы  подготовки  персонала, осуществляемые в рамках
пункта 4.4.1, должны:
     a)   охватывать   всех  работников  организации  в  установленном
порядке;
     b)     предусматривать     своевременную,    с    соответствующей
периодичностью, эффективную и первоначальную и повторную подготовку;
     c)  включать  оценку  доступности  и прочности усвоения материала
подготовки слушателями;
     d)  предусматривать  периодический анализ программ подготовки, их
корректировку,  по мере необходимости, для обеспечения их соответствия
и эффективности;
     e)  предусматривать  оформление  результатов  проверки  знаний  в
установленном  порядке,  зависящем от размера и характера деятельности
организации;
     f)   документально   оформляться   в   установленном   порядке  в
зависимости от размера и характера деятельности организации.
     4.4.4.   Подготовка   должна   предоставляться   всем  слушателям
бесплатно и осуществляться, по возможности, в рабочее время.
     4.5. Документация системы управления охраной труда
     4.5.1.  В  зависимости  от размера, характера и вида деятельности
организации,  сложности  и  взаимодействия  технологических процессов,
требований  национальных  законов и иных нормативных правовых актов по
охране  труда, соответствующих обязательных требований, компетентности
работников,  а  также  от глубины, при которой необходимо подтверждать
выполнение  требований  к  системе управления, следует устанавливать и
совершенствовать   документацию   системы  управления  охраной  труда,
которая может содержать:
     a) политику и цели организации по охране труда;
     b)  распределение ключевых управленческих ролей по охране труда и
обязанностей по применению системы управления охраной труда;
     c)   наиболее   значительные   опасности/риски,   вытекающие   из
деятельности   организации,  и  мероприятия  по  их  предупреждению  и
снижению;
     d)   положения,   процедуры,   методики,  инструкции  или  другие
внутренние документы, используемые в рамках системы управления охраной
труда.
     4.5.2. Документация системы управления охраной труда должна:
     a)   быть   оформлена   и   изложена  так,  чтобы  быть  понятной
пользователям;
     b)  периодически анализироваться, при необходимости, своевременно
корректироваться,  распространяться  и  быть  легкодоступной  для всех
работников организации, кому она предназначена и кого касается.
     4.5.3.   Записи   данных   по   охране   труда   должны  вестись,
оптимизироваться  и  находиться в местах, удобных для пользования. Они
должны  быть  легко  определяемыми,  и  должен  быть определен срок их
хранения.
     4.5.4.  Работники  должны  иметь  право доступа к записям данных,
относящимся  к  их  производственной деятельности и здоровью, с учетом
требований конфиденциальности.
     4.5.5. Записи данных по охране труда могут включать:
     a)  сведения, вытекающие из применения системы управления охраной
труда;
     b)   сведения   о   травмах,   ухудшениях  здоровья,  болезнях  и
инцидентах, связанных с работой;
     c)  требования национальных законов или иных нормативных правовых
актов по охране труда;
     d)  данные  о  воздействиях  вредных производственных факторов на
работников  и  о наблюдениях (надзоре) за производственной средой и за
состоянием здоровья работников;
     e) результаты текущего и реагирующего наблюдения функционирования
системы управления охраной труда.
     4.6. Передача и обмен информацией
     4.6.1.   Следует   устанавливать,   обеспечивать   применение   и
своевременно вносить изменения в мероприятия и процедуры для:
     a)  получения  и  рассмотрения  внешних  и  внутренних  сообщений
(запросов,   идей  и  предложений),  связанных  с  охраной  труда,  их
документальным  оформлением,  а  также  подготовки и выдачи ответов на
них;
     b) обеспечения внутренней передачи и обмена информацией по охране
труда  между  соответствующими  уровнями и функциональными структурами
организации;
     c)   обеспечения   получения,   гарантированного  рассмотрения  и
подготовки  ответов  на  запросы,  идеи  и предложения работников и их
представителей по охране труда.

                      Планирование и применение

     4.7. Исходный анализ
     4.7.1.  В  процессе  исходного  анализа  оценивают существующую в
организации   систему   управления  охраной  труда  и  соответствующие
мероприятия.  При  отсутствии  системы  управления охраной труда или в
случае,  если  организация  создана  заново,  исходный  анализ  служит
основой для создания системы управления охраной труда.
     4.7.2.  Исходный  анализ  проводят  компетентные  лица  с  учетом
обсуждения  с  работниками организации и (или) их представителями. Они
должны:
     a)   определить   действующие   национальные  законы  и  правила,
национальные  и  специальные  стандарты,  программы  по охране труда и
другие требования, соблюдение которых организация принимает на себя;
     b)  определить,  предусмотреть  и  оценить  опасности и риски для
безопасности и здоровья, вытекающие из существующей или предполагаемой
производственной среды и организации труда;
     c)  определить  достаточность  планируемых  или  действующих  мер
защиты для устранения, предупреждения и снижения опасностей и рисков;
     d)  провести анализ результатов наблюдений за состоянием здоровья
работников.
     4.7.3. Результат исходного анализа должен:
     a) быть документально оформлен;
     b)  стать  основанием  для  принятия  решений  о  применении  или
совершенствовании системы управления охраной труда;
     c) определить базовый уровень для сравнения и оценки непрерывного
совершенствования системы управления охраной труда в организации.
     4.8.  Планирование,  разработка  и  применение системы управления
охраной труда
     4.8.1.  Цель  планирования  в  системе управления охраной труда в
организации  заключается  в разработке на предстоящий период комплекса
мероприятий,  направленных  на обеспечение охраны труда, которые будут
применяться на тех или иных уровнях системы управления, включающих:
     a)   как   минимум   соответствие   условий   труда   требованиям
национальных законов и иных нормативных правовых актов;
     b)   основные   элементы   системы  управления  охраной  труда  в
организации;
     c) непрерывное совершенствование деятельности по охране труда.
     4.8.2.  Мероприятия  по  качественному  планированию охраны труда
должны  основываться  на  результатах  исходного  анализа, последующих
анализов  или других имеющихся данных. Эти мероприятия по планированию
должны  обеспечивать  безопасность  и  охрану  здоровья  на  работе  и
включать:
     a)  ясное  определение,  расстановку  приоритетности  и,  где это
целесообразно,  количественную  оценку  целей  организации  по  охране
труда;
     b)  подготовку  плана  достижения  каждой  цели  с распределением
обязанностей  и ответственности за достижение цели, сроками выполнения
мероприятий  по  улучшению  условий и охраны труда с ясными критериями
результативности,  деятельности  для  каждого  подразделения  и уровня
управления;
     c) отбор критериев сравнения для подтверждения достижения цели;
     d)  предоставление  необходимой  технической поддержки, ресурсов,
включая человеческие и финансовые.
     4.8.3.  Мероприятия  по  планированию  охраны труда в организации
должны включать разработку, развитие и функционирование всех элементов
системы   управления   охраной   труда,   описанных   в  разделе  4  и
представленных на рисунке 2.
     4.9. Цели в области охраны труда
     4.9.1.  В  соответствии  с  политикой в области охраны труда и на
основе   исходного   и   последующих  анализов  следует  устанавливать
измеримые  цели  охраны  труда  для  каждого  подразделения, функции и
уровня управления организацией, которые:
     a)  специфичны и приемлемы для организации, а также соответствуют
ее размеру и характеру деятельности;
     b)  согласованы  с  требованиями  соответствующих  и  применяемых
национальных  законов и иных нормативных правовых актов, технических и
коммерческих обязательств организации, относящихся к охране труда;
     c)   направлены   на   непрерывное   совершенствование   защитных
мероприятий  по  охране  труда  работников  для  достижения  наилучшей
результативности деятельности по охране труда;
     d) обеспечены ресурсами, реальны и достижимы;
     e)  оформлены в виде документа и доведены до всех соответствующих
функциональных структур и уровней управления организацией;
     f)   периодически   проверяются   и,   в   случае  необходимости,
корректируются.
     4.10. Предотвращение опасностей
     4.10.1. Предупредительные и контролирующие меры
     4.10.1.1.   Опасности   (риски)   для   безопасности  и  здоровья
работников  должны  быть  определены  и  оценены на постоянной основе.
Предупредительные  и  контролирующие  меры  должны быть осуществлены в
следующем порядке приоритетности:
     a) устранить опасности/риски;
     b)  ограничить  опасности/риски  путем  использования технических
средств коллективной защиты или организационных мер;
     c) минимизировать опасности/риски путем проектирования безопасных
производственных систем, включающих меры административного ограничения
суммарного  времени  контакта  с вредными и опасными производственными
факторами;
     d)  работодатель  должен  бесплатно  предоставить соответствующие
средства   индивидуальной   защиты,   включая   спецодежду,  в  случае
невозможности  ограничения  опасностей/рисков  средствами коллективной
защиты  и принять меры по обеспечению их использования и обязательного
технического обслуживания.
     4.10.1.2.   Следует   установить  процедуры  или  мероприятия  по
предупреждению и минимизации опасностей и рисков, обеспечивающие:
     a) соответствие опасностям и рискам, наблюдающимся в организации;
     b) регулярный анализ и, при необходимости, модификацию;
     c)  соблюдение  национальных  законов и иных нормативных правовых
актов и отражения передового опыта;
     d)  учет  текущего  состояния  знаний и передового опыта, включая
информацию  или  отчеты организаций, таких как инспекции труда, службы
охраны труда и другие службы, при необходимости.
     4.10.2. Управление изменениями
     4.10.2.1.  Влияющие  на охрану труда внутренние изменения (такие,
как  прием  на  работу,  применение  новых  технологических и трудовых
процессов или организационных структур) и внешние изменения (например,
в результате совершенствования национальных законов и иных нормативных
правовых  актов,  слияния  компаний, развития знаний по охране труда и
технологий)  должны  быть оценены, а соответствующие предупредительные
меры выполнены еще до введения изменений в практику.
     4.10.2.2.  Перед  любым  изменением или применением новых приемов
труда,  материалов,  процессов  или оборудования должны быть выполнены
определение опасностей и оценка рисков на рабочих местах. Такая оценка
должна  быть  сделана  с  учетом  обсуждения с участием работников, их
представителей   и  комитета  (комиссии)  по  охране  труда,  где  это
необходимо.
     4.10.2.3.   При   выполнении   "решений  об  изменениях"  следует
обязательно обеспечивать качественное и своевременное информирование и
подготовку   всех  работников  организации,  которых  затрагивает  это
решение.
     4.10.3.  Предупреждение  аварийных  ситуаций,  готовность к ним и
ликвидация их последствий
     4.10.3.1.  Разрабатывают  мероприятия по предупреждению аварийных
ситуаций,  обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий, а
также своевременно вносят изменения в эти мероприятия. Эти мероприятия
должны  определять  возможный  характер и масштаб несчастных случаев и
аварийных  ситуаций  и предусматривать предупреждение связанных с ними
рисков  в  области  охраны  труда.  Все  мероприятия  разрабатывают  в
соответствии  с  размером  и  характером деятельности организации. Они
должны:
     a)   гарантировать,   что   имеющаяся   необходимая   информация,
внутренние  системы  связи  и  координация обеспечат при возникновении
аварийной ситуации защиту всех людей в рабочей зоне;
     b) предоставлять информацию соответствующим компетентным органам,
территориальным структурам и аварийным службам и обеспечивать надежную
связь с ними;
     c)    предусматривать   оказание   первой   медицинской   помощи,
противопожарные  мероприятия  и  эвакуацию  всех  людей, находящихся в
рабочей зоне; предоставлять соответствующую информацию всем работникам
организации  на  всех  уровнях  и  возможность  их подготовки, включая
проведение регулярных тренировок по предупреждению аварийных ситуаций,
обеспечению готовности к ним и ликвидации их последствий.
     4.10.3.2.   Мероприятия  по  предупреждению  аварийных  ситуаций,
обеспечению  готовности  к ним и ликвидации их последствий должны быть
согласованы с внешними аварийными службами и другими органами там, где
это необходимо.
     4.10.4. Снабжение
     4.10.4.1.  Устанавливают  процедуры  и  своевременно вносят в них
изменения по:
     а)     определению,     оценке     и    включению    в    условия
материально-технического  снабжения  и  аренды  требований обеспечения
безопасности и охраны здоровья в организации;
     b)  определению  и  оценке требований национальных законов и иных
нормативных правовых актов, а также собственных требований организации
по охране труда до приобретения товаров и услуг;
     с)  выполнению  этих  требований  до  использования приобретаемых
товаров и услуг.
     4.10.5. Подрядные работы
     4.10.5.1.  Устанавливают мероприятия по применению подрядчиками и
их  работниками  требований  организации  по  охране  труда,  а  также
обеспечивают своевременную корректировку этих мероприятий.
     4.10.5.2.  Мероприятия  для  подрядчиков,  работающих на площадке
организации, должны:
     a)  включать  критерии  охраны  труда в процедуры оценки и выбора
подрядчиков;
     b)   устанавливать   эффективную   связь   и   координацию  между
соответствующими  уровнями  управления  организации  и  подрядчиком до
начала   работы.   При  этом  следует  обеспечивать  условия  передачи
информации  об  опасностях  и  меры по предупреждению и ограничению их
воздействия;
     c) включать мероприятия по информированию работников подрядчика о
несчастных  случаях,  профессиональных  заболеваниях  и  инцидентах на
производстве при выполнении ими работ для организации;
     d)   обеспечивать   ознакомление   с   опасностями  рабочих  мест
подрядчиков  и/или  их  работников,  а  также их инструктаж на рабочих
местах  перед началом работы с целью обеспечения безопасности и охраны
здоровья работников подрядчика в процессе выполнения работ на площадке
организации;
     e)  методично  отслеживать  выполнение  требований охраны труда в
деятельности подрядчика на площадке организации;
     f)  обеспечивать выполнение подрядчиком(ами) требуемых процедур и
мероприятий по охране труда на площадке организации.

                                Оценка

     4.11. Наблюдение и измерение результатов деятельности
     4.11.1.  Постоянно  действующие процедуры наблюдения, измерения и
учета    деятельности   по   охране   труда   следует   разрабатывать,
устанавливать     и     периодически    анализировать.    Обязанности,
ответственность  и  полномочия  по  наблюдению  на  различных  уровнях
управленческой структуры должны быть распределены.
     4.11.2.  Выбор  показателей  результатов  деятельности проводят в
соответствии  с  размерами  и  характером  деятельности  организации и
целями охраны труда.
     4.11.3.   Измерения   должны   быть   как   качественные,  так  и
количественные, соответствующие потребностям организации. Они должны:
     а)  базироваться  на  выявленных  в организации опасных и вредных
производственных факторах и рисках, принятых обязательствах, связанных
с политикой и целями по охране труда;
     b)  поддерживать процесс оценки деятельности организации, включая
анализ эффективности управления руководством.
     4.11.4. Наблюдения и измерения результатов деятельности следует:
     a)  использовать  как средства для определения степени, с которой
политика и цели по охране труда выполняются, а риски оптимизируются;
     b)  включать  как  текущее,  так  и  реагирующее  наблюдение и не
опираться  только  на статистику несчастных случаев и профессиональных
заболеваний на производстве и инцидентов;
     c) фиксировать в записях.
     4.11.5. Наблюдение должно обеспечивать:
     a)  обратную  связь  по результатам деятельности в области охраны
труда;
     b)  информацию  для определения, результативности и эффективности
текущих  мероприятий  по  определению,  предотвращению  и  ограничению
опасных и вредных производственных факторов и рисков;
     c)   основу   для   принятия   решений  о  совершенствовании  как
определения  опасностей  и  ограничения  рисков,  так  и самой системы
управления охраной труда.
     4.11.6. Текущее наблюдение должно содержать элементы, необходимые
для функционирования упреждающей системы, и включать:
     a)  наблюдение  достижений  по  конкретным  планам, установленным
критериям результатов деятельности и целей;
     b)  систематическую  проверку производственных систем, помещений,
цехов и оборудования;
     c)  наблюдение  за  производственной  средой, включая организацию
труда;
     d)   наблюдение   за  состоянием  здоровья  работников,  где  это
целесообразно, путем соответствующих медицинских осмотров, в том числе
периодических,  для  раннего выявления признаков и симптомов нарушения
здоровья   с   целью   определения  эффективности  профилактических  и
контрольных мер;
     e)  оценку  соответствия  национальным законам и иным нормативным
правовым  актам,  коллективным  соглашениям и другим обязательствам по
охране труда, принятым на себя организацией.
     4.11.7.   Реагирующее  наблюдение  должно  включать  определение,
уведомление и расследование:
     a)  несчастных  случаев,  профессиональных  заболеваний  (включая
контроль   совокупных   данных   о   временной  нетрудоспособности)  и
инцидентов на производстве;
     b) других потерь, таких как имущественный ущерб;
     c)  неудовлетворительных  результатов  деятельности по выполнению
требований  безопасности  и  охраны  здоровья  и  недостатков  системы
управления охраной труда;
     d)  программ  трудовой  реабилитации  и  восстановления  здоровья
работников.
     4.12.    Расследование   несчастных   случаев,   профессиональных
заболеваний   и   инцидентов  на  производстве  и  их  воздействие  на
деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья
     4.12.1.  Расследование  возникновения  и  первопричин  несчастных
случаев,  профессиональных  заболеваний  и  инцидентов на производстве
должно  выявлять любые недостатки в системе управления охраной труда и
быть документально оформлено.
     4.12.2.   Такие  расследования  проводят  компетентные  лица  при
соответствующем участии работников и их представителей.
     4.12.3.   Результаты  таких  расследований  доводят  до  сведения
комитета  (комиссии)  по  охране труда там, где он существует, который
должен сформулировать соответствующие рекомендации.
     4.12.4.   Результаты   расследований   и   рекомендации  комитета
(комиссии)  по  охране труда доводят до сведения соответствующих лиц в
целях   выполнения   корректирующих   действий,   включают   в  анализ
эффективности   системы   управления   охраной  труда  руководством  и
учитывают в деятельности по непрерывному совершенствованию.
     4.12.5.   Корректирующие   действия,   вытекающие   из   подобных
расследований,  выполняют в целях предотвращения повторения несчастных
случаев, профессиональных заболеваний и инцидентов на производстве.
     4.12.6.    Отчеты,    подготовленные    внешними    расследующими
организациями,   такими   как   инспекции   и  учреждения  социального
страхования,  рассматривают и принимают к исполнению в том же порядке,
что   и  результаты  внутренних  расследований,  с  учетом  требований
конфиденциальности.
     4.13. Проверка
     4.13.1.  Устанавливают  мероприятия  по периодическому проведению
проверок  с целью определения эффективности и результативности системы
управления  охраной труда и ее элементов по обеспечению безопасности и
охраны здоровья работников и предотвращению инцидентов.
     4.13.2.  Разрабатывают  политику и программу проверок, включающих
определение  компетенции  проверяющего, масштаб, частоту и методологию
проведения проверки, а также формы отчетности.
     4.13.3.  В  зависимости  от  целесообразности  проверка  включает
оценку элементов системы управления охраной труда в организации или ее
подсистем. Проверка должна охватывать:
     a) политику в области охраны труда;
     b) участие работников и (или) их представителей;
     c) обязанности и ответственность;
     d) компетентность и подготовку;
     e) документацию системы управления охраной труда;
     f) передачу и обмен информацией;
     g)  планирование,  развитие и функционирование системы управления
охраной труда;
     h) предупреждающие и контролирующие меры;
     i) управление изменениями;
     j)   предупреждение   аварийных  ситуаций,  готовность  к  ним  и
ликвидацию их последствий;
     k) материально-техническое снабжение;
     l) подрядные работы;
     m) наблюдение и измерение результатов деятельности;
     n) расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний
и  инцидентов  на  производстве  и  их  воздействие на деятельность по
обеспечению безопасности и охране здоровья;
     o) проверку;
     p) анализ эффективности управления охраной труда руководством;
     q) предупреждающие и корректирующие действия;
     r) непрерывное совершенствование;
     s)  любые  другие  критерии  проверки и элементы в зависимости от
необходимости.
     4.13.4.  В  выводах  проверки должно быть определено, являются ли
функционирующие  элементы  системы  управления  охраной  труда  или их
подсистемы:
     a)  эффективными  для  реализации политики и целей организации по
охране труда;
     b) эффективными для содействия полному участию работников;
     c)    соответствующими    результатам   оценки   результативности
деятельности по охране труда и предыдущих проверок;
     d)  обеспечивающими соответствие требованиям национальных законов
и правил, относящихся к деятельности организаций;
     e)  обеспечивающими  непрерывное  совершенствование  и применение
передового опыта по охране труда.
     4.13.5.   Проверку   проводят   компетентные,   не   связанные  с
проверяемой   деятельностью  лица,  работающие  или  не  работающие  в
организации.
     4.13.6.   Результаты   проверки  и  ее  выводы  доводят  до  лиц,
ответственных за корректирующие мероприятия.
     4.13.7. Согласование назначения проверяющего и все этапы проверки
на   рабочем   месте,  включая  анализ  результатов  проверки,  должно
осуществляться с участием работников в установленном порядке.
     4.14.  Анализ  эффективности  системы  управления  охраной  труда
руководством
     4.14.1.  При  анализе  эффективности  системы  управления охраной
труда руководство:
     a) оценивает общую стратегию системы управления охраной труда для
определения достижимости запланированных целей деятельности;
     b)   оценивает   способность  системы  управления  охраной  труда
удовлетворять  общим  потребностям  организации  и ее заинтересованных
сторон, включая работников и органы управления, надзора и контроля;
     c)  оценивает  необходимость изменения системы управления охраной
труда, включая политику и цели по охране труда;
     d)  определяет,  какие  действия  необходимы  для  своевременного
устранения недостатков, включая изменение других сторон управленческой
структуры организации и измерение эффективности результатов;
     e)  обеспечивает обратную связь, включая определение приоритетов,
в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования;
     f)  оценивает  прогресс  в достижении целей организации по охране
труда и своевременности корректирующих действий;
     g)  оценивает эффективность действий, намеченных руководством при
предыдущих анализах эффективности системы управления охраной труда.
     4.14.2.  Частоту  и  масштаб периодических анализов эффективности
системы  управления  охраной труда работодателем или лицом, обладающим
наибольшей  ответственностью,  следует  определять  в  соответствии  с
необходимостью и условиями деятельности организации.
     4.14.3.  Анализ  эффективности  системы  управления охраной труда
руководством должен учитывать:
     a)  результаты расследования несчастных случаев, профессиональных
заболеваний  и  инцидентов  на  производстве,  наблюдения  и измерения
результатов деятельности и проверок;
     b)   дополнительные   внутренние   и  внешние  факторы,  а  также
изменения,  включая  организационные,  которые могут влиять на систему
управления охраной труда.
     4.14.4.   Выводы  из  анализа  эффективности  системы  управления
охраной  труда  руководством должны быть документально зафиксированы и
официально доведены до сведения:
     a)  лиц,  ответственных  за конкретный элемент системы управления
охраной труда, для принятия соответствующих мер;
     b)   комитета   (комиссии)  по  охране  труда,  работников  и  их
представителей.

                    Действия по совершенствованию

     4.15. Предупреждающие и корректирующие действия
     4.15.1.   Следует  устанавливать  и  своевременно  корректировать
мероприятия  по  проведению предупреждающих и корректирующих действий,
являющихся  следствием  наблюдения  и  оценки результативности системы
управления  охраной труда, проверок системы управления охраной труда и
анализа  эффективности  системы управления охраной труда руководством.
Эти мероприятия должны включать:
     a) определение и анализ первопричин любого несоблюдения правил по
охране труда и (или) мероприятий систем управления охраной труда;
     b)     инициирование,    планирование,    реализацию,    проверку
эффективности    и   документального   оформления   корректирующих   и
предупреждающих  действий,  включая  внесение изменений в саму систему
управления охраной труда.
     4.15.2.  Если  оценка системы управления охраной труда или другие
источники показывают, что предупреждающие и защитные меры от опасных и
вредных  производственных  факторов  и  рисков  неэффективны или могут
стать   таковыми,  то  соответствующие  обстоятельствам  другие  меры,
согласно  принятой  иерархии  предупредительных  и  регулирующих  мер,
должны   быть   своевременно   предусмотрены,  полностью  выполнены  и
документально оформлены.
     4.16. Непрерывное совершенствование
     4.16.1.    Следует   устанавливать   и   своевременно   выполнять
мероприятия    по   непрерывному   совершенствованию   соответствующих
элементов  системы  управления  охраной  труда  и  системы  управления
охраной труда в целом. Эти мероприятия должны учитывать:
     a) цели организации по охране труда;
     b)   результаты   определения   и   оценки   опасных   и  вредных
производственных факторов и рисков;
     c) результаты наблюдения и измерения результатов деятельности;
     d) расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний
и  инцидентов  на  производстве,  результаты  и  рекомендации проверок
(аудитов);
     e)   выходные   данные  (выводы)  анализа  эффективности  системы
управления охраной труда руководством;
     f)   предложения   по   совершенствованию,  поступающие  от  всех
работников  организации,  включая  комитеты (комиссии) по охране труда
там, где они существуют;
     g)  изменения  в национальных законах и иных нормативных правовых
актах, программах по охране труда, а также коллективных соглашениях;
     h) новую информацию в области охраны труда;
     i) результаты выполнения программ защиты и поддержки здоровья.
     4.16.2.  Процессы  выполнения организацией требований обеспечения
безопасности  и  охраны  здоровья  сравнивают  с  достижениями  других
организаций  в целях совершенствования деятельности по охране здоровья
и обеспечению безопасности.

                             Библиография

     Со  времени  своего основания в 1919 г. МОТ разработала и приняла
большое   число   международных   Конвенций   (и   сопровождающих   их
Рекомендаций),  имеющих прямое отношение к охране труда, а также много
публикаций по различным аспектам этого вопроса. Они представляют собой
внушительный  по  объему  свод  определений,  принципов, обязательств,
обязанностей  и  прав,  а  также  техническое  руководство, отражающее
согласованные  точки  зрения входящих в МОТ представителей трех сторон
социально-трудовых  отношений  из  175 <3> стран-членов по большинству
направлений охраны труда.
--------------------------------
     <3> По данным на июнь 2001 г.
Оглавление