ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ АУКЦИОНА НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ. В КАКОМ ПОРЯДКЕ РАСХОДЫ В ВИДЕ СБОРА ЗА ПРАВО УЧАСТИЯ В ДАННОМ АУКЦИОНЕ МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ?. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 07.03.08 03-03-06/1/162

             ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ АУКЦИОНА НА
           ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕДРАМИ. В КАКОМ
        ПОРЯДКЕ РАСХОДЫ В ВИДЕ СБОРА ЗА ПРАВО УЧАСТИЯ В ДАННОМ
         АУКЦИОНЕ МОГУТ БЫТЬ УЧТЕНЫ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
                             НА ПРИБЫЛЬ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           7 марта 2008 г.
                           N 03-03-06/1/162

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке учета расходов, связанных с участием в
аукционе, для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее.
     При   определении   налоговой   базы   по   налогу   на   прибыль
налогоплательщик  - российская организация уменьшает полученные доходы
на  сумму  произведенных  расходов  в  порядке, предусмотренном гл. 25
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
     При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с
которыми  осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в
ст.  270  Кодекса)  признаются  расходами  для целей налогообложения и
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
     Так,    расходами   признаются   обоснованные   и   документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными
в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве,  на  территории которого были произведены соответствующие
расходы,  и  (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные
расходы  (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке,
проездными  документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с
договором).
     Расходами   признаются   любые   затраты  при  условии,  что  они
произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение
дохода.
     Обоснованность  расходов, учитываемых при расчете налоговой базы,
должна   оцениваться   с  учетом  обстоятельств,  свидетельствующих  о
намерениях   налогоплательщика   получить   экономический   эффект   в
результате   реальной   предпринимательской   или  иной  экономической
деятельности.
     Учитывая,   что  в  налоговом  законодательстве  не  используется
понятие  экономической  целесообразности  и  не регулируется порядок и
условия  ведения  финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность
расходов,  уменьшающих  в  целях налогообложения полученные доходы, не
может  оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности,
эффективности  или  полученного  результата.  В  силу принципа свободы
экономической   деятельности   (ч.  1  ст.  8  Конституции  Российской
Федерации)  налогоплательщик  осуществляет  ее  самостоятельно на свой
риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и
целесообразность.   При  этом  проверка  экономической  обоснованности
произведенных  налогоплательщиком  расходов  осуществляется налоговыми
органами  во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения
которого установлен Кодексом.
     В   соответствии  с  п.  1  ст.  325  Кодекса  налогоплательщики,
принявшие   решение  о  приобретении  лицензий  на  право  пользования
недрами,   в  аналитических  регистрах  налогового  учета  обособленно
отражают  расходы,  осуществляемые  в целях приобретения лицензий. При
этом  расходы,  связанные  с приобретением каждой конкретной лицензии,
учитываются отдельно.
     К  расходам,  осуществляемым  в  целях  приобретения  лицензии, в
частности, относятся:
     расходы, связанные с предварительной оценкой месторождения;
     расходы, связанные с проведением аудита запасов месторождения;
     расходы  на  разработку  технико-экономического обоснования (иных
аналогичных работ), проекта освоения месторождения;
     расходы на приобретение геологической и иной информации;
     расходы на оплату участия в конкурсе.
     В  случае если по результатам конкурса налогоплательщик заключает
лицензионное   соглашение   на  право  пользования  недрами  (получает
лицензию),  то расходы, осуществленные налогоплательщиком, связанные с
процедурой  участия  в  конкурсе,  формируют  стоимость  лицензионного
соглашения   (лицензии),   которая  учитывается  налогоплательщиком  в
составе   нематериальных   активов.   При   этом  амортизация  данного
нематериального  актива  начисляется  в порядке, установленном ст. ст.
256 - 259 Кодекса.
     Учитывая  изложенное,  расходы  в  виде  сбора за право участия в
аукционе,   уплачиваемого   на  основании  ст.  42  Закона  Российской
Федерации  от  21.02.1992  N  2395-1 "О недрах", могут быть учтены для
целей налогообложения прибыли организации в вышеуказанном порядке.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
7 марта 2008 г.
N 03-03-06/1/162