Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ И ОБЪЕКТАХ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ 29 декабря 2007 г. N 922 (Д) Приказываю: Утвердить и ввести в действие с 15 февраля 2008 года прилагаемую Инструкцию о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (РД-14-06-2007). Руководитель К.Б.ПУЛИКОВСКИЙ 29 декабря 2007 г. N 922 УТВЕРЖДЕНА Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 декабря 2007 года N 922 Введена в действие с 15 февраля 2008 года РУКОВОДЯЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ И ОБЪЕКТАХ РД-14-06-2007 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Инструкция о порядке осуществления надзора и контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (далее - Инструкция) разработана в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588); Правилами применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1540 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2005 N 49); Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348). 2. Требования Инструкции являются обязательными для работников структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и проведение государственного надзора и контроля за соблюдением в организациях (независимо от их организационно-правовой формы) требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, в том числе при транспортировании опасных веществ. 3. Надзору подлежит проектная и конструкторская документация, а также изготавливаемая для подконтрольных Службе отраслей промышленности: промышленная продукция, оборудование (технические устройства), которое входит (или может входить) в состав технологических комплексов поднадзорных Службе взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов и которое в процессе эксплуатации или непосредственно находится в контакте с взрывоопасной, токсичной или агрессивной технологической средой и при этом обладает элементами, являющимися потенциальными источниками разгерметизации (фланцевые и сварные соединения, уплотнения подвижных соединений и др.), или находится в опасной (взрывоопасной) зоне и может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации, или, находясь вне опасной зоны (вне зоны воздействия опасных и вредных факторов), является неотъемлемым элементом системы обеспечения безопасности и стабильности технологического процесса. 4. В перечень поднадзорной Службе продукции входят технологическое, транспортное и вспомогательное оборудование, приборная техника и средства контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технические комплексы и системы управления технологическими процессами, системы и устройства сигнализации, противоаварийной защиты и их элементы (устройства взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующие устройства, средства локализации взрыва) для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов. 5. Основной задачей Службы в области надзора за конструированием и изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах является предотвращение изготовления технических устройств, не отвечающих требованиям действующих в Российской Федерации норм, правил, руководящих документов по промышленной безопасности. 6. Исходя из основных задач и возложенных на нее функций Служба определяет требования к оформлению технической документации и осуществляет оценку соответствия требованиям промышленной безопасности оборудования на основании результатов обследования организаций на отдельных этапах разработки и изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА И КОНТРОЛЯ ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИИ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ И ОБЪЕКТАХ 7. В основу организации осуществляемого Службой государственного надзора и контроля (далее - надзор) за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положены следующие принципы: - независимость Службы при выполнении ею своих функций от других государственных органов, а также от организаций, деятельность которых связана с изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - разграничение ответственности сторон, осуществляющих деятельность по изготовлению технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, и надзор за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (ответственность за обеспечение безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах несут организации, изготавливающие технические устройства, а также организации, применяющие их на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а ответственность за полное и качественное осуществление надзора несет специально уполномоченный орган в области промышленной безопасности в лице Службы). Организации, выполняющие работы и предоставляющие услуги для организаций, изготавливающих технические устройства и применяющих их на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, несут ответственность за качество выполненных работ и предоставленных услуг; - открытость информации о надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах (обеспечение доступности информации о состоянии промышленной безопасности и о надзоре за обеспечением безопасности, если эта информация не содержит сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну); - дифференцированный подход к выбору объемов и форм надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в зависимости от потенциальной опасности и достигнутого уровня безопасности объектов, состояния их сооружений, систем и элементов. Осуществление надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах не должно необоснованно ограничивать деятельность организаций, изготавливающих технические устройства и их применяющих на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. III. СТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЗОРА 8. Организация надзора и контроля за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, а также методическое руководство деятельностью территориальных органов Службы по осуществлению соответствующего надзора и контроля возлагается на Управление, уполномоченное в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами центрального аппарата Службы <*>. -------------------------------- <*> Далее слова "центрального аппарата Службы" не упоминаются. 9. Полномочия Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами, устанавливаются в Положении об Управлении. 10. Деятельность Управления, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами, организуется во взаимодействии с территориальными органами Службы и организациями, связанными с обеспечением промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, включая научно-исследовательские, проектные и экспертные организации, а также с управлениями и отделами центрального аппарата Службы. 11. Для организации и осуществления надзора за обеспечением безопасности объектов, на которых изготавливаются технические устройства для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов, на которых они применяются, в зависимости от количества и расположения поднадзорных объектов, номенклатуры, объемов производства технических устройств, характера и степени сложности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в территориальных органах Службы могут быть образованы специализированные инспекции (отделы), группы инспекторов для надзора за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах либо назначены главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) по надзору за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 12. Решение об образовании инспекции (отдела), специализирующейся на надзоре при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах в составе конкретного территориального органа, принимается руководителем территориального органа Службы (далее - территориальный орган) и утверждается руководителем Службы. Положение о вышеуказанной инспекции (отделе) утверждает руководитель территориального органа. Местонахождение инспекции (отдела), перечень организаций и объектов, на которые распространяется ее деятельность, определяет руководитель территориального органа. Начальник инспекции (отдела) подчиняется руководителю территориального органа, в состав которого входит инспекция. Руководители специализированной группы или главные государственные инспекторы, специализирующиеся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, подчиняются начальнику того подразделения, в штате которого они состоят. Методическое руководство работой специализированных инспекций (отделов), групп государственных инспекторов и главных государственных инспекторов в составе территориального органа, специализирующихся на надзоре при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, возлагается на Управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами. Специализирующиеся на надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах главные государственные инспекторы (государственные инспекторы) выполняют свои обязанности в соответствии с должностными регламентами, утвержденными руководителями соответствующих территориальных органов. При разработке должностных регламентов необходимо иметь в виду, что на указанных работников возлагается ряд дополнительных специальных обязанностей в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 13. При отсутствии в территориальном органе поднадзорных объектов, связанных с изготовлением технических устройств, обязанности по надзору за их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах могут быть возложены на государственных инспекторов химического надзора территориального органа, совмещающих надзор за обеспечением безопасности на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах с другими видами надзора. IV. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ 14. Мероприятия по надзору за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах отражаются в планах работы территориальных органов, разработанных согласно требованиям Положения о планировании в Федеральной службе по экологическому технологическому и атомному надзору (РД-03-11-2004). 15. В годовые планы работы территориальных органов в части, касающейся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, в числе прочих пунктов целесообразно включать в раздел "Осуществление надзора и контроля в установленной сфере деятельности Службы": - мероприятия, предусмотренные планом работы Службы по вопросам промышленной безопасности; - меры по проверке выполнения приказов и постановлений Службы по вопросам промышленной безопасности, в т.ч. касающихся деятельности конкретного территориального органа; - решение вопросов надзорной деятельности в области промышленной безопасности с участием руководителей или аппарата управления территориального органа, а также работы, по которым предусмотрено обобщение материалов; - проведение в организациях комплексных проверок состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, комиссиями, возглавляемыми руководителями территориальных органов (заместителями руководителя территориальных органов). Кроме того, планирование деятельности территориального органа по вопросам надзора за безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах необходимо осуществлять с учетом ежегодных анализов состояния промышленной безопасности в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты. 16. Основой при выполнении вышеуказанных анализов являются: предписания, отчеты о контрольной и надзорной работе главных государственных инспекторов, государственных инспекторов; результаты оперативных, целевых и комплексных проверок; сведения о ходе выполнения мероприятий по обеспечению промышленной безопасности; акты расследований причин аварий и несчастных случаев при эксплуатации технических устройств; наличие рекламаций; соответствующие анализы, ежегодно выполняемые Службой. 17. Анализ состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах проводится с целью выявления и устранения недостатков в организации и осуществлении надзора в области промышленной безопасности, а также устранения причин, способствующих возникновению аварий и травм. На основании результатов анализов в территориальном органе и Управлении, уполномоченного в области надзора за специальными и химически опасными производствами и объектами, определяются задачи, подлежащие решению, а также включению их в план работы. 18. В планах работы территориальных органов конкретизируются мероприятия по осуществлению надзора за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах и уточняются сроки их выполнения, намеченные годовым планом работ, а также вносятся изменения или дополнения с учетом указаний и заданий Службы, анализа аварийности и травматизма за предыдущий период. 19. Главные государственные и государственные инспекторы, специализирующеися на надзоре за обеспечением безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, на основании утвержденных планов работ должны составлять для себя месячные планы работы с указанием даты проведения проверок на отдельных опасных производственных объектах. При составлении планов необходимо учитывать установленные территориальным органом нормативы обследований подконтрольных объектов, а также предусматривать резерв рабочего времени (по усмотрению утверждающего план) для проведения экстренных внеочередных проверок. V. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КАСАЮЩИХСЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ И ИХ ПРИМЕНЕНИЯ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ, СПЕЦИАЛЬНЫХ И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВАХ И ОБЪЕКТАХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ТРЕБОВАНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ V.I. Виды проверок. Их периодичность и продолжительность 20. Проверки выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производственных объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организациях при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах по объему проверяемых вопросов подразделяются на оперативные, целевые и комплексные. 21. Под оперативной проверкой следует понимать проверку выполнения требований, правил, НТД, выявление недостатков и нарушений при изготовлении и применении конкретного вида оборудования или приборной техники в одном из подразделений (цехов, производств, участков) предприятия положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности применительно к отдельным элементам опасного производственного объекта (цехам, участкам, площадкам и иным производствам). 22. Под целевой проверкой следует понимать тематическую проверку с детальным анализом одного из вопросов, связанного с соблюдением выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по одному из связанных с указанными материалами направлений ее деятельности (соблюдение технологического процесса, эксплуатация оборудования, разработка организационно-распорядительных и нормативно-технических документов, обучение и аттестация персонала и др.). 23. Под комплексной проверкой следует понимать детальную проверку выполнения касающихся изготовления технических устройств и их применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах положений законодательных, иных нормативных правовых актов и требований промышленной безопасности в организации по всем направлениям ее деятельности, связанной с указанными материалами. 24. Указанные в п. 20 настоящей Инструкции проверки могут проводиться в плановом и внеплановом порядке. Плановые проверки проводятся в соответствии с годовым планом работы территориального органа, а внеплановые - по решению руководителя территориального органа, принимаемому, как правило, в связи с резким ростом в той или иной организации количества нарушений требований промышленной безопасности, учащением в ней аварий и случаев травматизма персонала и др. О плановой проверке соответствующая организация уведомляется в порядке, установленном п. 37 настоящей Инструкции. О внеплановой проверке соответствующая организация не уведомляется. 25. Решение о проведении оперативной или целевой проверки принимается начальником соответствующей инспекции (отдела) территориального органа и оформляется его письменным распоряжением, в котором определяются: а) основание для проведения проверки; б) цели проверки, даты ее начала и окончания; в) объем проверки (излагаемый в соответствии с п. 29 настоящей Инструкции); г) место (места) проведения проверки. В распоряжении определяются также персональный состав группы проверки (с указанием старшего группы). В отдельных случаях по распоряжению руководителя территориального органа оперативные проверки могут проводиться государственным инспектором с выполнением требований настоящей Инструкции. 26. К проведению проверки допускаются инспектора, специализирующиеся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, и инспектора, в должностных обязанностях которых указанный вид надзора совмещен с другими видами надзора. Старшим группы по проведению целевой или оперативной проверки назначается работник в должности не ниже главного государственного инспектора, специализирующийся на надзоре за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, имеющий при этом достаточный опыт участия в проверках, проводимых по этому направлению надзора. 27. Комплексные проверки проводятся комиссионно. Решение о проведении проверки (независимо от ее планового или внепланового характера) принимается руководителем территориального органа и оформляется его письменным приказом, в котором определяются: а) основание для проведения проверки; б) цели проверки, даты ее начала и окончания; в) объем проверки (излагаемый в соответствии с требованиями п. 29 настоящей Инструкции); г) место (места проведения проверки). В приказе определяется также персональный состав комиссии (с указанием ее председателя). 28. К проведению комплексной проверки допускается инспекторский состав, указанный в п. 26 настоящей Инструкции. Председателем комиссии по проведению комплексной проверки назначается один из заместителей руководителя территориального органа или начальник инспекции (отдела) территориального органа, на которую в установленном порядке возложен надзор за изготовлением технических устройств и их применением на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 29. Объем проверки, подлежащий определению в распоряжении и приказе, предусмотренных соответственно в п. п. 25 и 27 настоящей Инструкции, определяется конкретными пунктами программ проведения оперативных, целевых и комплексных проверок состояния промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, с учетом методических указаний территориального органа и (или) Управления по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами. В частности, проверке подлежат следующие вопросы и требования при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. 29.1. Организационно-технические вопросы при изготовлении технических устройств: - статус организации, ведомство, форма собственности; - структура управления (в т.ч. технические и контрольные службы); - численность и квалификация работников, укомплектованность кадров основных профессий, подготовка и аттестация специалистов и персонала по промышленной безопасности; - характеристика производственных, технологических и испытательных мощностей; - взаимоотношения с заказчиками, субпоставщиками и смежными организациями (транспортирование, монтаж, наладка, испытание, прием-сдача); - авторский и шефмонтажный надзор (в т.ч. анализ и реализация мер по замечаниям и предложениям); - система стандартизации (стандарт предприятия, производственные инструкции); - система качества. 29.2. Производственно-технические вопросы при изготовлении технических устройств: - основные технологические процессы (подготовительные работы, гибка, рубка, штамповка, вальцовка, литье, механическая обработка, термообработка, сварка, сборка, испытания, операционный контроль), аттестация технологий и оборудования; - метрологическое обеспечение (порядок контроля состояния КИП, поверка, калибровка, ремонт, учет и контроль, ответственность), наличие собственных метрологических лабораторий и (или) договоров на метрологическое обслуживание; - контроль состояния материалов и сварных (паяных) швов, наличие аттестованных (аккредитованных) лабораторий неразрушающих методов контроля и разрушающих методов контроля (в т.ч. лабораторий по химическому анализу, механическим испытаниям и металлографическим исследованиям), оформление отчетных и контрольных документов, их учет и контроль, состояние контрольного оборудования, технических средств и материалов; - порядок применения технической документации в производстве (собственная техническая документация, сторонняя техническая документация, зарубежная техническая документация). Организация работы конструкторского бюро (проектно-конструкторских отделов). Порядок контроля и структура технической документации (согласование, утверждение, изменение, замена, изъятие, обеспечение потребителей, учет, архивирование, списание, уничтожение). Прослеживаемость изменений. Авторский надзор за технической документацией в цехах. Автоматизация проектных работ. Проведение расчетов, реализация технических решений; - степень изношенности оборудования, приспособлений и инструмента, модернизация, обновление, обеспечение точности, учет, контроль и ремонт; - наличие автоматических систем управления производством (АСУП), организация взаимосвязей "проект - изготовление - испытание - контроль", в т.ч. устранение и контроль замечаний и отклонений; - порядок разработки эксплуатационных документов (паспорта, инструкции, ведомости запчастей и принадлежностей, формуляры, руководства по эксплуатации, программы и методики испытаний и контроля); - прослеживаемость (идентификация) материалов, полуфабрикатов, узлов, комплектующих при производстве и испытаниях; - наличие и структура нормативной базы, ее актуализация и внедрение, проведение изменений, в т.ч. у пользователей; - складирование, транспортирование и сбыт продукции, сырья, материалов и комплектующих. 29.3. Контроль и испытания при изготовлении технических устройств: - организация технического контроля, его взаимосвязь с системой обеспечения качества, уровень независимости и подчиненности; - система обеспечения качества, ее организация, внедрение, обучение руководителей и исполнителей, контроль и корректировка, нормативная база, освоение специалистами и персоналом; - организация входного, операционного и приемо-сдаточного контроля. Оформление отчетной и контрольной документации, учет и хранение, анализ брака, штрафные и административные санкции; - испытательно-стендовая база, контроль ее состояния, учет, освидетельствование, эксплуатация, ремонт, обслуживание. Оформление отчетных документов, наличие методик, инструкций и эксплуатационной документации, средств защиты, уровень автоматизации; - учет и контроль рекламаций, замечаний и недостатков, изоляция и профилактика брака, исправление дефектов, корректировка документации. Профилактическая работа по качеству, проведение "Дней качества" и совещаний по качеству, инструктирование специалистов и персонала; - контроль заключительных операций (маркировка, окраска, консервация, упаковка) и комплектности отгружаемого оборудования. Ответственность и гарантии перед потребителями (заказчиками). 29.4. Вопросы безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах: - наличие, порядок и ответственность при оформлении разрешительных документов и проведении экспертиз промышленной безопасности; - внедрение и контроль нормативных требований по промышленной безопасности, структура ответственности, анализ и устранение недостатков; - подготовка, аттестация и переаттестация руководителей, специалистов и персонала; - взаимодействие с надзорно-контрольными органами. Работа с предписаниями, замечаниями и предложениями, контроль сроков и ответственность, согласование и утверждение документации, оформление отчетных и контрольных документов, контрольно-профилактическая работа (в рамках внутрипроизводственного контроля); - квалификация и уровень технических, в т.ч. проектно-конструкторских решений, внедрение, освоение и реализация перспективных и современных требований и условий по безопасности; - организация системы технической информации, освоение передовых безопасных методов и приемов труда. Учет несчастных случаев и аварийности, профилактика нарушений нормативных требований; - эффективность действия (анализ и корректирующие воздействия) системы качества и системы реализации нормативных требований по безопасности. Отчеты по качеству, отзывы заказчиков, потребителей и представления надзорных органов; - перспективы развития предприятия и отдельных служб, наличие планов и мероприятий по реконструкции, модернизации и приведению производственно-технологических процессов к современному нормативному уровню. 29.5. Требования к разработке и согласованию технической документации на изготовление технических устройств. 29.5.1. Требования к оформлению и утверждению технического задания (ТЗ) определены ГОСТ Р 15.201-2000 "Продукция производственно-технического назначения", ГОСТ 15.005-86 "Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации". 29.5.2. ТЗ на изготовление технических устройств и их применение на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах должно быть согласовано Службой, для чего оформленное заказчиком и разработчиком ТЗ представляется в 2-х экземплярах в территориальный орган Службы. ТЗ на железнодорожный подвижной состав и автотранспортные средства представляются на согласование в управление по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Службы (здесь и далее под территориальным органом следует понимать орган, в установленных границах деятельности которого находятся заказчик и разработчик ТЗ, разработчик проекта опытного образца технического устройства). 29.5.3. При положительном решении один согласованный экземпляр ТЗ направляется разработчику, а второй остается в территориальном органе Службы. При отрицательном решении территориальный орган направляет свои замечания и предложения вместе с экземпляром ТЗ разработчику на доработку. Замечания, с которыми не согласен разработчик, рассматриваются совместно с территориальным органом Службы. В случае если при совместном рассмотрении не достигнуто соглашение, территориальный орган Службы вправе назначить независимую экспертизу с привлечением специализированных организаций. 29.5.4. При согласовании может быть подписан либо сам экземпляр ТЗ, либо согласование оформляется отдельным письмом. 29.5.5. Если в процессе разработки технического устройства выявляется необходимость изменения ТЗ, последнее согласовывается с территориальными органами Службы в установленном выше порядке (по вопросам, входящим в компетенцию Службы). 29.5.6. Контрольные и надзорные функции за соблюдением проектно-конструкторскими организациями государственных стандартов, утвержденных правил и норм и другой нормативно-технической документации при конструировании и проектировании оборудования и приборной техники и средств контроля, измерения и регулирования технологических процессов, программно-технических комплексов и систем управления технологическими процессами, систем и устройств сигнализации, противоаварийной защиты и их элементов (устройств взрывозащиты и взрывопредупреждения, быстродействующих устройств, средств локализации взрыва) осуществляют территориальные органы Службы, при необходимости они могут привлекать специализированные экспертные организации, имеющие лицензию Службы. 29.5.7. Технические условия на изготовление технических устройств, предназначенные для применения на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, подлежат согласованию с территориальными органами Службы. Технические условия на железнодорожный подвижной состав и автотранспортные средства подлежат согласованию с управлением по надзору за специальными и химически опасными производствами и объектами Службы. В соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000 утверждение акта приемочной комиссии означает окончание разработки, прекращение действия ТЗ, согласование представленной технической документации. 29.6. Требования к изготовлению опытного образца технического устройства. 29.6.1. Для единичных и серийно выпускаемых технических устройств для взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производств и объектов предварительно производится согласование Службы на изготовление опытных образцов. 29.6.2. Для изготовления опытного образца конкретного вида технического устройства заявитель (разработчик) представляет следующую техническую документацию: - заявление с указанием наименования, типа и характеристик технического устройства; - техническое задание; - технические условия; - комплект чертежей, расчеты; - справка об освоении соответствующих технологических процессов, наличии оснастки и оборудования, необходимого для изготовления заявленного технического устройства, метрологическом обеспечении, наличии испытательных стендов. Документы (по п. 29.6.3) должны быть представлены в территориальный орган Службы за месяц до рассмотрения проекта опытного образца на научно-техническом совете (НТС) предприятия. 29.6.3. При рассмотрении проекта опытного образца необходимо обратить внимание на: - соответствие проекта Правилам и ТУ; - оснащенность опытного образца контрольно-измерительными приборами и средствами автоматики и защиты; - уровень механизации; - удобство обслуживания; - ремонтопригодность; - удобство транспортировки и монтажа; - надежность и другие показатели, требуемые нормативно - технической документацией в области промышленной безопасности. 29.6.4. В случае рассмотрения проекта на НТС предприятие обязано проинформировать об этом территориальный орган Службы, представитель которого принимает участие в заседании НТС, используя результаты предварительного рассмотрения проекта. 29.6.5. При положительных результатах рассмотрения представленной документации территориальный орган Службы согласовывает изготовление опытного образца. 29.6.6. Согласование на изготовление опытного образца технического устройства необходимо оформлять при постановке на производство технического устройства, которое предназначено или может эксплуатироваться в условиях подконтрольных Службе производствах и объектах. 29.6.7. При применении для изготовления технических устройств узлов и элементов, изготовленных другими предприятиями, в сопроводительной документации должна быть представлена копия разрешения Службы на изготовление этих узлов и элементов. 29.6.8. Приемочные испытания опытного образца проводятся в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000. Опытные образцы технических устройств допускаются к приемочным испытаниям на опасных производственных объектах при согласии эксплуатирующей организации - заказчика оборудования на проведение приемочных испытаний. 29.6.9. Для принятия решения о проведении испытаний опытных образцов технических устройств заявитель (разработчик) представляет в территориальные органы Службы следующую техническую документацию: - приказ организации о назначении комиссии с указанием опасного производственного объекта, на котором планируется проведение приемочных испытаний; - согласованное техническое задание на разработку технического устройства; - согласованные Службой программу и методику приемочных испытаний опытных образцов технического устройства; - технические условия на изготовление опытного образца технического устройства; - инструкцию по эксплуатации технического устройства, ремонту, монтажу и техническому обслуживанию; - паспорт (формуляр) технического устройства с расчетами, чертежами общего вида; - извещение (либо протокол) о результатах проведения предварительных (заводских) испытаний и готовности представления технических устройств для приемочных испытаний; - для оборудования во взрывозащищенном исполнении представляется заключение аккредитованной испытательной организации по взрывозащищенному электрооборудованию; - для средств измерения, в том числе входящих в состав технического устройства, представляется сертификат об утверждении типа средств измерения. 29.6.10. При проведении приемочных испытаний опытного образца технического устройства в состав комиссии входит представитель территориального органа Службы, участие которого в проведении приемочных испытаний согласовывается не менее чем за 15 дней до их начала. 29.6.11. В случае, когда при проведении приемочных испытаний технического устройства не обеспечивается безопасность выполнения работ для обслуживания персонала либо третьих лиц, представитель Службы вправе приостановить приемочные испытания до выполнения требуемых условий, которые обеспечат безопасность дальнейших испытаний. 29.6.12. При несогласии представителя Службы с решением приемочной комиссии он не подписывает акт и протокол, а прикладывает к этим документам справку с особым мнением и указанием, при необходимости, проведения повторного испытания после устранения выявленных недостатков. 29.6.13. В тех случаях, когда изготовлен не один опытный образец, а опытная партия, испытания могут быть проведены на одном образце, а указания комиссии по устранению выявленных недостатков распространяются на всю партию. 29.6.14. Служба в зависимости от сложности конструкции, степени опасности производств, последствий возможных аварий и т.д. вправе требовать выполнения дополнительных обоснованных условий при конструировании и изготовлении технических устройств, направленных на обеспечение промышленной безопасности. 30. В части, касающейся периодичности и продолжительности проверок, необходимо исходить из следующих рекомендательных норм: --------------------------------------------------------------------------- ¦ Вид проверки ¦ Норма периодичности проверки ¦ Норма продолжительности ¦ ¦ ¦ ¦ проверки ¦ +--------------+-------------------------------+--------------------------+ ¦Оперативная ¦Не реже одного раза в месяц ¦От двух до четырех дней ¦ +--------------+-------------------------------+--------------------------+ ¦Целевая ¦Не реже двух-трех раз в год ¦До семи дней ¦ +--------------+-------------------------------+--------------------------+ ¦Комплексная ¦Не реже одного раза в три года ¦До десяти дней ¦ --------------------------------------------------------------------------- 31. Руководитель территориального органа, сообразуясь с вышеуказанными нормами, принимает на каждый предстоящий год решение о конкретных нормах периодичности и продолжительности всех установленных в настоящей Инструкции видов проверок, принимая во внимание при этом общий уровень обеспечения промышленной безопасности на поднадзорных территориальному органу объектах по изготовлению технических устройств и их применению на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах, имеющуюся информацию об имевших место серьезных нарушениях требований промышленной безопасности на отдельных объектах, фактическую численность инспекторов, специализирующихся на соответствующем направлении надзорной деятельности, и прогнозируемые возможности финансового обеспечения их командирования для проведения проверок. V.II. Подготовка к проведению проверок 32. До проведения оперативной и целевой проверок старший группы проверки (для комплексной проверки - председатель комиссии по проверке) обязан обеспечить силами работников, переходящих на время проверки в его подчинение, подготовку проекта распоряжения, предусмотренного в п. 25 настоящей Инструкции, или проекта приказа, предусмотренного в п. 27 настоящей Инструкции, а после подписания распоряжения или приказа - составление программы соответствующей проверки (далее - рабочая программа). 33. Рабочая программа является основным документом, определяющим организацию и проведение предстоящей проверки, и должна составляться на основе программ, указанных в п. 29 настоящей Инструкции, с обязательным учетом при этом особенностей деятельности проверяемой организации и специфики функционирования находящихся в ее ведении объектов. 34. В рабочей программе в соответствии с намеченными целями определяются все подлежащие проверке вопросы, проверяемые подразделения соответствующей организации и сроки проведения проверок, при этом в случае участия в проверке представителей других органов (МВД России, Минтруд, Минприроды России, а также органами по сертификации) для каждого из этих органов должен быть предусмотрен специальный раздел с относящимися к его компетенции вопросами, подлежащими проверке (указанные вопросы формулируются по исходной информации соответствующего органа). К рабочей программе прилагается перечень документов (приказов, положений, инструкций, актов, отчетов, справок и т.п.), подлежащих представлению руководителем проверяемой организации старшему группы проверки (председателю комиссии по проверке). Предусматриваемые в рабочей программе мероприятия, а также методы и способы их выполнения, не должны приводить в процессе проверки к снижению безопасности проверяемых производств и объектов, а также к уменьшению надежности их физической защиты. 35. Рабочая программа плановой и внеплановой проверки оформляется в двух экземплярах, при этом ее подлинный экземпляр предназначается для лиц, проводящих проверку, а копия - для руководителя проверяемой организации. 36. Рабочую программу утверждает должностное лицо, принявшее решение о проведении соответствующей проверки. 37. После утверждения рабочей программы работники, указанные в п. 26 настоящей Инструкции, подготавливают для руководителя проверяемой организации уведомление о предстоящей проверке и представляют его на подпись руководителю территориального органа (лицу, исполняющему его обязанности) или заместителю руководителя территориального органа, организующему и координирующему направление надзора за промышленной безопасностью при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах. Уведомление должно содержать: - основание для проведения проверки; - цель проверки и сроки ее проведения; - перечень документов, которые должны быть представлены проверяющим лицам, в том числе указанные в п. 38 настоящей Инструкции; - просьбу о создании необходимых условий для проведения проверки. К уведомлению прилагается копия утвержденной рабочей программы (только для случая плановой проверки). Уведомление о предстоящей плановой проверке должно быть направлено в проверяемую организацию не позднее чем за 10 дней до ее начала. О внеплановой проверке уведомление не составляется, а копия утвержденной рабочей программы передается старшим группы проверки (председателем комиссии по проверке) руководителю проверяемой организации непосредственно перед началом проверки. 38. Для надлежащего документационного обеспечения проводимой проверки в распоряжении группы проверки (комиссии по проверке) должны быть следующие документы (в копиях): - зарегистрированный в установленном порядке учредительный документ и официально утвержденная структура проверяемой организации (далее в настоящем пункте - организация); - условия лицензий (разрешений), выданных Службой организации на право осуществления ею установленных видов деятельности (при применении технических устройств на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах); - ранее выданные организации предписания должностных лиц Службы и информация организации об исполнении этих предписаний; - сведения об имевших место на объектах организации авариях и инцидентах (в части, относящейся к техническим устройствам), их количестве, причинах возникновения, принятых мерах, а также об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности при изготовлении технических устройств и их применении на взрывопожароопасных, специальных и химически опасных производствах и объектах; - программы обеспечения качества выполняемых организацией работ. 39. При подготовке к проверке члены группы проверки (комиссии по проверке) обязаны изучить: - рабочую программу и документы, перечисленные в п. 38 настоящей Инструкции; - законодательные и иные нормативные правовые акты, устанавливающие требования к осуществлению деятельности, являющейся предметом предстоящей проверки, и к обеспечению безопасности находящихся в ведении организации объектов; - настоящую Инструкцию; - организационно-распорядительные документы Службы, изданные по вопросам инспекционной деятельности. Особое внимание при этом должно быть уделено тщательному изучению рабочей программы и полному уяснению всех содержащихся в ней вопросов. V.III. Проведение проверок 40. Непосредственно перед началом проверки старший группы проверки (председатель комиссии по проверке) должен провести с руководящим составом проверяемой организации совещание, в процессе которого он обязан: - познакомиться лично и познакомить проверяющих лиц с руководящим составом проверяемой организации (далее в настоящем пункте - организация); - заслушать информацию руководителя организации или проверяемого структурного подразделения об общем состоянии безопасности находящихся Страницы: 1 2 |