ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ ИНВАЛИДНОСТИ У ДЕТЕЙ. Не задано. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности РФ (Минздравмедпром России). 27.08.96

Оглавление


Страницы: 1  2  


успехи,  в  освоении  теоретических дисциплин они получают достаточную
учебную  подготовку  и  необходимости  в определении инвалидности, как
правило, не возникает.
     При   астеническом  типе  дефекта  симптоматика  интеллектуальной
недостаточности   сочетается   с   такими   проявлениями  органической
патологии, как пресыщаемость, быстрая утомляемость. В генезе страдания
таких  детей  часто  большая роль принадлежит черепно-мозговой травме,
нейроинфекции:  усугубляют  состояние  соматические  заболевания.  При
умеренно  выраженной  астенизации  психики  адекватное  обучение  дает
эффективные результаты. В деятельности при наличии условий, помогающих
избежать  быстрой  астенизации,  эти  больные  неплохо  справляются  с
заданиями  и  вопрос  об  инвалидности в этом случае не стоит. Если же
астенизация   становится  препятствием  для  осуществления  социальных
функций, то возможно определение инвалидности.
     Так   называемый   сложный  тип  дефекта  независимо  от  степени
интеллектуальной недостаточности представляет большие трудности для их
социальной   адаптации.  Даже  если  интеллект  позволяет  приобретать
школьные  знания, при их реализации возникают препятствия, связанные с
неврологическими  и  соматическими  нарушениями,  имеющими  место  при
данном  типе  дефекта.  Перенесенное  на  ранних  этапах поражение ЦНС
нередко  оставляет  после себя отчетливые признаки локальных поражений
коры   головного   мозга,   очаговую   симптоматику,   эпилептиформные
пароксизмы,  недоразвитие  моторики,  нарушение  речи  и  т.п. У таких
больных  часто  обнаруживается  патология  со стороны других органов и
систем: врожденные пороки сердца, дефекты костной системы, эндокринные
нарушения.  У  них в большей мере заметно замедление темпа созревания.
Каждое  из  указанных  расстройств  служит препятствием для выполнения
какой-либо   деятельности,   а   имеющийся   интеллектуальный   дефект
значительно   затрудняет  выработку  компенсаторных  образований,  что
делает  указанный  тип  дефекта мало перспективным в плане социального
прогноза   и  заставляет  задуматься  об  определении  такому  ребенку
инвалидности.
     Значительно  труднее  процесс  адаптации  происходит  при наличии
психопатоподобного    дефекта.    В   этом   случае   интеллектуальная
недостаточность играет второстепенную роль в процессе приспособления к
производственным    условиям.    Главным    препятствием   оказывается
невозможность  организованной  деятельности,  неумение соответствовать
необходимому  для  нормальной  жизнедеятельности  уровню межличностных
отношений. Они конфликтны, склонны не подчиняться требованиям старших.
Не  в  состоянии выполнять целенаправленные действия. Из-за выраженной
незрелости  эмоционально-волевой сферы попадают под влияние нетрудовых
элементов и вовлекаются в антисоциальные действия.
     Этот  тип  дефекта  наиболее  распространен  и имеет определенные
признаки   универсальности.  Главным  проявлением  его  в  быту  и  на
производстве  являются разнообразные поведенческие нарушения, которые,
в  отличие  от  других типов дефекта, осложняют жизнь не только самого
больного, но и окружающих. Его носители являются постоянным источником
криминогенной   опасности,  антисоциальных  поступков  и  асоциального
поведения.  Наслаиваясь  на  проявление  астенизации психики, очаговые
нарушения  и  прочие  проявления  иных  типов  дефекта,  поведенческие
нарушения  являются  одной  из  главных причин декомпенсации состояний
больных  и,  как следствие, срывов процесса их социальной адаптации. В
этом случае также определяют инвалидность.
     &7.  Патология  поведения,  нарушения эмоционально-волевой сферы,
приводящие к стойкой социальной дезадаптации&.
     Патология   поведения  и  нарушение  эмоционально-волевой  сферы,
приводящие  к  стойкой  социальной  дезаптации,  могут быть следствием
различных патологических состояний, которые условно можно разделить на
2 группы.
     К  1  группе  относятся  те из них, в патогенезе которых не лежит
механизм деструкции мозговой ткани, нет выпадения психических функций,
не  развивается  дефект  или  слабоумие.  Эти  заболевания  не ведут к
стойкой   и   длительной   социальной   дезадаптации  или  ограничению
жизнедеятельности.  В  эту  группу  входят  соматогенные,  экзогенные,
инфекционно-токсические   реакции   и   психогенные  заболевания  типа
неврозов и реактивных психозов. Такие больные по миновании заболевания
возвращаются  к  социальному  функционированию  на прежнем уровне и не
нуждаются в определении инвалидности.
     Вопрос  об  ограничении  жизнедеятельности встает в случае, когда
невроз,  психогенная  реакция  или  реактивное  состояние  приобретают
наклонность    к    хроническому,   многолетнему   течению   по   типу
патологического   развития   личности,  безуспешности  соответствующих
лечебных и реабилитационных мероприятий.
     2  группа включает психопатии, дисгармонический склад характера и
т.п.,  вследствие диспропорционального, искаженного развития личности.
Это  непрогредиентные, стационарные состояния. В структуре клинической
картины отсутствуют признаки слабоумия, интеллектуального недоразвития
или  какие-либо  признаки  деструктивного  процесса.  Данные состояния
могут  служить серьезным препятствием для нахождения ребенка в детском
коллективе и приводить к выраженной социальной дезадаптации особенно в
пубертатном  периоде. Однако вопрос об определении инвалидности в этих
случаях  следует  решать  крайне осторожно, поскольку одним из условий
компенсации  для  этих  лиц  является  включение  в социально-полезную
деятельность,   учебу   с  применением  специальных  педагогических  и
психологических   методов   коррекции,  что  может  служить  средством
профилактики  инвалидности.  В  детском возрасте, на этапе становления
данной   патологии,  преждевременное  определение  инвалидности  может
способствовать  закреплению склонности к неправильным формам поведения
и усугублению состояния.
     Несмотря  на  то,  что  данному  типу  патологии  не  свойственна
прогредиентность  в  обычном смысле этого слова, тем не менее возможна
динамика состояния в виде определенных реактивных и фазовых изменений,
а  также  смена  периодов  компенсации и декомпенсации, что необходимо
учитывать  при  определении  социального  прогноза.  В таких ситуациях
возможно    установление    инвалидности   при   условии   постоянного
лечебно-реабилитационного  и  психолого-педагогического коррекционного
воздействия.

     &II. Поражения анализаторных систем:
     1.  Стойкое снижение остроты зрения до 0,2 (с коррекцией) в лучше
видящем  глазу  или  сужение  поля  зрения в лучше видящем глазу до 25
градусов от точки фиксации во всех направлениях&.
     Из-за   невозможности  определения  зрительных  функций  у  детей
младшего  возраста  (до 3-х лет) и неконтактных детей (до 5 - 7 лет) и
при  наличии  сопутствующей  психоневропатологии следует предоставлять
инвалидность   на   2   года,   ориентируясь   на   наличие  следующих
нозологических форм:
     - дегенерация    роговицы,    последствия   кератитов   различной
этиологии,  трахомы  и конъюнктивитов со стойким помутнением роговицы,
не подлежащим лечению или безуспешно леченным;
     - эктопия    хрусталика;   врожденные,   вторичные,   осложненные
катаракты, афакии, артифакии;
     - колобомы сосудистой оболочки, ретинопатии, болезнь Коатса;
     - врожденные  аномалии  и  атрофии  зрительного  нерва (различной
этиологии);
     - врожденная близорукость высокой степени;
     - врожденная, вторичная, юношеская глаукома всех стадий;
     - врожденный нистагм;
     - последствия травм органа зрения с необратимыми изменениями глаз
и очевидными нарушениями функций зрения;
     - доброкачественные   новообразования  с  очевидными  зрительными
нарушениями;
     - воспалительные,     рецидивирующие    заболевания    (кератиты,
иридоциклиты,  хориоретиниты, увеиты, невриты). При отсутствии стойкой
ремиссии  возможно  продление  инвалидности с переосвидетельствованием
ежегодно.
     Следует  учесть,  что  основой  определения инвалидности являются
параметры функциональных зрительных нарушений, а наличие перечисленных
нозологических форм является лишь временным, вспомогательным критерием
определения  инвалидности  до того срока, пока будет возможно уточнить
его зрительные функции.
     При  невозможности  определения зрительных функций и в возрасте 7
лет из-за неконтактности ребенка или психоневропатологии целесообразно
определение инвалидности с переосвидетельствованием ежегодно.
     Отсутствие фиксационных и следящих движений глаз у ребенка старше
1  года  также  служит основанием для предоставления инвалидности на 2
года с уточнением зрительных функций в дальнейшем.
     &2. Отсутствие слуховой функции (тугоухость III - IV степени).

     III. Поражение внутренних органов и систем:
     1.  Невозможность  самостоятельного дыхания без трахеостомической
трубки при врожденных и приобретенных заболеваниях гортани и трахеи&.
     1.1.   Состояния,  связанные  с  невозможностью  самостоятельного
дыхания без трахеостомической трубки:
     а)  Механические  повреждения  и  заболевания верхних дыхательных
путей:
     - обструкция  на  почве  двустороннего  пареза возвратного нерва,
деструктивных повреждений гортани и трахеи;
     - обструкция на почве опухолей;
     - констрикция в результате отека, воспаления, рубцовых стенозов;
     - компрессия    в    результате   врожденных   пороков   развития
магистральных  сосудов  (дуга  аорты  и  др.),  зоба, опухолей тимуса,
лимфомы, злокачественных опухолей.
     б) Заболевания и повреждения центральной нервной системы:
     - повреждения головного и спинного мозга;
     - опухоли головного и спинного мозга;
     - полиомиелит;
     - энцефалит и другие воспалительные заболевания;
     - медикаментозные воздействия.
     в)  Нарушения  механизма  дыхания,  связанные  с  повреждениями и
заболеваниями   грудной   клетки,   дыхательной  мускулатуры,  легких,
периферических лимфоузлов.
     1.2.  Врожденные  и  приобретенные  заболевания гортани и трахеи,
осложняющиеся синдромом нарушения самостоятельного дыхания:
     - врожденный (фиброзный) стеноз голосовой щели;
     - фиброзные  (рецидивирующие,  быстрорастущие)  узелки  голосовых
складок;
     - ангиофибромы    (рецидивирующие,    быстрорастущие)   голосовых
складок;
     - врожденный (фиброзный) стеноз гортани;
     - врожденный (фиброзный) стеноз трахеи;
     - врожденный (компрессионный) стеноз трахеи;
     - диафрагма гортани;
     - свищи гортани;
     - лейкокератоз гортани;
     - пахидермия   гортани   (эпидермальные   наросты   черпаловидных
хрящей);
     - папилломатоз гортани;
     - папилломатоз трахеи;
     - папилломатоз гортани и трахеи;
     - папилломатоз гортани, трахеи и бронхов;
     - липома гортани;
     - склерома гортани, трахеи;
     - фиброма гортани, трахеи;
     - нейрофиброматоз гортани;
     - миксома гортани;
     - рабдомиома гортани;
     - аденома гортани, трахеи;
     - невринома гортани, трахеи;
     - рак гортани, трахеи.
     Повреждения (наружные и внутренние) гортани и трахеи:
     - сдавление и переломы хрящей гортани;
     - переломы подъязычной кости;
     - отрыв гортани от трахеи;
     - ожоги гортани и трахеи.
     Приобретенные стенозы гортани и трахеи:
     - рубцовый стеноз гортаноглотки;
     - рубцовый стеноз гортани, трахеи.
     &2. Тяжелое течение бронхиальной астмы.
     3. Стойкое выраженное нарушение функции пищеварения и/или функции
печени при заболеваниях и пороках развития желудочно-кишечного тракта,
печени и/или желчевыводящих путей.
     4.   Сердечная   недостаточность   II  -  III  и  более  степени.
Хроническая выраженная гипоксемия, синкопальные состояния, связанные с
нарушением  ритма  сердца  и  проводимости,  в  т.ч. после имплантации
кардиостимулятора.  Выраженные нарушения ритма сердца (пароксизмальная
тахикардия   с   частыми   приступами,  хроническая  непароксизмальная
тахикардия,  мерцание, трепетание предсердий, др.), ведущие к развитию
аритмогенной кардиомиопатии.
     5.  Обширные  поражения  кожного покрова и/или слизистой оболочки
(изъязвления, выраженный зуд, рубцовые изменения, папилломатоз и др.),
приводящие  к резкому ограничению физической активности и к социальной
дезадаптации.
     6.  Анемические  кризы чаще 1 раза в год со снижением гемоглобина
менее 100 г/л при врожденных и наследственных заболеваниях крови.
     7.   Выраженное  нарушение  функции  и/или  косметический  дефект
вследствие доброкачественного образования.

       Б. Функциональные изменения и патологические состояния,
      дающие право на установление инвалидности сроком на 5 лет

     1.  Врожденные,  наследственные болезни обмена веществ, требующие
специальной  диеты  (фенилкетонурия,  целиакия  и  др.)  -  с  момента
установления диагноза до прекращения специальной диеты.
     2. Врожденные и наследственные заболевания и синдромы, приводящие
к частичному нарушению жизнедеятельности и социальной дезадаптации&:
     - остеохондропатии;
     - врожденная ломкость костей;
     - экзостозная болезнь;
     - диспластические    заболевания    костно-суставного   аппарата,
поддающиеся коррекции (легкие формы);
     - артрогрипоз  (атипичная  форма  с поражением только верхних или
только  нижних  конечностей  и/или  с  сопутствующими  уродствами,  не
исключающая наличие ограниченных, но активных движений в суставах);
     - гипертрофическая кардиомиопатия;
     - врожденные   пороки   сердца   (за   исключением  2-створчатого
аортального клапана; дефекта межжелудочковой перегородки);
     - мезенхимальные  дисплазии  (болезнь  Элерса  - Данлоса, болезнь
Морфана и др.);
     - первичная легочная гипертензия.
     &3. Острый лейкоз, лимфогранулематоз.
     4.  Злокачественные новообразования после хирургического и других
видов  лечения  любой  локализации  независимо  от  стадии опухолевого
процесса.
     5. Оперированная гидроцефалия&:
     - при любых причинах возникновения;
     - после  шунтирующих  операций  вне  зависимости  от  наличия или
отсутствия двигательных, психических или речевых нарушений;
     - умственная  отсталость с выраженными нарушениями слуха, зрения,
речи, опорно-двигательного аппарата, функции других органов и систем.
     &6. Ортопедические и хирургические заболевания&.
     Наиболее частыми являются двигательные нарушения:
     - нарушения  произвольных  движений головы и туловища, вследствие
деформаций позвоночника;
     - двигательные  нарушения вследствие отсутствия дистальных частей
кисти и стопы, а также вызванные дефектами мягких тканей (недоразвитие
мышечно-связочного  аппарата,  атрофические  изменения мышечной ткани,
вызванные имеющейся деформацией);
     - нарушения  произвольной  двигательной  функции  одной или обеих
верхних конечностей;
     - нарушения произвольной двигательной и/или опорной функции одной
или обеих нижних конечностей;
     - ослабление   мышечного   тонуса   (гипотрофия,   атрофия)   при
значительном снижении функции конечности;
     - двигательные   нарушения   головы,   туловища   и  конечностей,
вызванные  метаболическими  нарушениями  в  костной ткани (остеопороз,
доброкачественные  опухолевые образования, диспластические заболевания
костной ткани, заболевания неостеогенного происхождения).
     Уродующие нарушения:
     - нарушение формы и положения головы и туловища;
     - уродующие нарушения конечностей;
     - аномалия одной и более конечностей или их сегментов, мутиляции,
контрактуры, синдактилии, артрипатии.
     Нарушения, связанные с причинами общего характера:
     - нарушение размеров тела;
     - нарушения массы тела;
     - чрезмерная подверженность травмам;
     - нарушение  функции  дыхания  и сердечно-сосудистой деятельности
вследствие дефектов и деформаций опорно-двигательного аппарата.
     &6.1.  Выраженные  обширные деструкции костной ткани (остеопороз,
хрящевые   включения),   патологические   изменения  мышц  (миофиброз,
диффузный кальциноз), приводящие к деформации костей и мышц, повторным
патологическим переломам, функциональной недостаточности суставов II -
III ст.&:
     - экзостозная  болезнь,  множественные  экзостозы,  приводящие  к
трофическим нарушениям и частичной утрате функций;
     - хронический остеомиелит и его последствия;
     - остеохондропатии (болезнь Пертеса, болезнь Кальве и др.);
     - множественные  пороки  развития  костей  с  нарушением  функции
опорно-двигательного аппарата;
     - дистрофически-дегенеративные поражения крупных суставов;
     - повторные  переломы и остеоэпифизеолизы при врожденной ломкости
костей;
     - эозинофильная гранулема;
     - костно-суставной туберкулез.
     &6.2.  Нарушения  функции  опорно-двигательного  аппарата за счет
деформации  позвоночника  и  грудной клетки III - IV ст., контрактур и
анкилозов  суставов одной и более конечностей, ложных суставов крупных
костей&:
     - врожденные костные формы кривошеи, болезнь Гризеля;
     - сколиоз, кифосколиоз III - IV ст.;
     - контрактуры,  анкилозы,  ложные  суставы, выраженные деформации
костей  и суставов врожденного и приобретенного генеза, не поддающиеся
консервативной  и  оперативной коррекции либо не поддающиеся операциям
по возрастным показаниям;
     - остеохондропатия       позвоночника:      юношеский      кифоз,
платис-пондилия.
     &6.3.  Нарушения  функции конечностей за счет врожденной аномалии
одной конечности или ее сегмента, мутиляции, контрактуры, синдактилии,
артропатии и др.&:
     - косорукость;
     - костные  и  множественные  формы синдактилий, синбрахидактилий,
сложные   формы   мутиляции,   контрактур,   требующие   многоэтапного
оперативного   и   восстановительного   лечения  с  учетом  возрастных
показаний;
     - врожденные укорочения конечностей;
     - нейрофиброматоз.
     &6.4.  Нарушения  функции  дыхания,  жевания,  глотания, речи при
врожденных  пороках  развития  лица  с  частичной  или полной аплазией
органов, приобретенных дефектах и деформациях мягких тканей и лицевого
скелета.
     6.5.   Стойкое  недержание  мочи  и  кала,  кишечные,  мочевые  и
мочеполовые  свищи,  не  поддающиеся  хирургической  коррекции  или не
подлежащие по срокам хирургическому лечению&.
     Сохраняющееся      (без      заметного      уменьшения)     после
реконструктивно-пластических  операций  везикальное (потеря мочи через
уретру)  или  экстравезикальное  (потеря  мочи через свищи) недержание
мочи и/или недержание кала через заднепроходное отверстие или кишечные
свищи,  а  также когда первичная или повторная хирургическая коррекция
недержания   мочи   и/или  кала  отложены  на  определенное  время  по
медицинским или иным показаниям при:
     - тотальной эписпадии;
     - экстрофии мочевого пузыря;
     - тотальной  эписпадии  и экстрофии мочевого пузыря в сочетании с
миелодисплазией или другими заболеваниями спинного мозга;
     - "спинальном" нейрогенном мочевом пузыре;
     - мочевых  (наружных  или внутренних почечных, мочеточниковых или
пузырных),   мочеполовых   (пузырно-вагинальных,   уретро-вагинальных,
пузырно-промежностных, уретро-промежностных) свищах;
     - аноректальных пороках;
     - сочетании   аноректальных   пороков  и  миелодисплазии,  других
заболеваний спинного мозга;
     - любых  кишечных  свищах  (наружных,  внутренних),  возникших  в
результате перенесенных заболеваний, травм органов брюшной полости или
операций;
     - других   заболеваниях,   пороках   развития   и  патологических
состояниях,  когда  стойкое  и  некоррегируемое недержание мочи и кала
является их ведущим проявлением.

             III. Патологические состояния, дающие право
          на установление инвалидности на срок до достижения
                         16-летнего возраста&

     При  устойчивых ограничениях жизнедеятельности, отсутствии шансов
на   выздоровление   или   значительное   улучшение   функции  органа,
нарастающем  ограничении жизнедеятельности, бесперспективности лечения
и  реабилитационных  мероприятий  ребенку  назначается инвалидность до
16-ти лет.
     &1.  Стойкие  выраженные  параличи  или глубокие парезы одной или
более конечностей, стойкие генерализованные гиперкинезы (типа двойного
атетоза, хореоатетоза), выраженное нарушение координации&:
     - детский церебральный паралич, все формы с грубыми двигательными
и психическими нарушениями;
     - пороки развития головного и спинного мозга;
     - демиелинизирующие заболевания;
     - наследственные  болезни обмена веществ, приведшие к необратимым
нарушениям двигательных, сенсорных и психических функций;
     - наследственные дегенеративные заболевания нервной системы;
     - наследственные нервно-мышечные заболевания;
     - прогрессирующая гидроцефалия:
     - патологический   прирост  окружности  головы,  сопровождающийся
нарастанием   неврологических   и   психических  расстройств  (парезы,
параличи, нарушение координации, снижение зрения, судороги);
     - состояние после оперативного лечения;
     - посттравматические, постинфекционные параличи и глубокие парезы
одной и более конечностей;
     - прогрессирующие мышечные дистрофии.
     1.1. Двигательные нарушения:
     - центральные  или периферические параличи (монопарез, гемипарез,
парапарез, тетрапарез);
     - гиперкинезы  в  мышцах конечностей и/или туловища типа двойного
атетоза, хореатетоза, гемибализма, торсионной дистонии;
     - атаксия туловища: нарушение координации конечностей.
     1.2. Речевые нарушения:
     - дизартрия     (бульбарная,    псевдобульбарная,    мозжечковая,
экстрапирамидная);
     - алалия (моторная, сенсорная);
     - афазия (моторная, сенсорная, амнестическая);
     - заикание, неспособность произнести фразу из нескольких слов.
     1.3. Психические нарушения:
     - тяжелая    умственная   отсталость   (ребенка   можно   научить
пользоваться руками, ногами, челюстями);
     - средняя  степень  умственной  отсталости  (детей  можно обучить
простым   коммуникативным  навыкам,  элементарным  навыкам  гигиены  и
безопасности, простым навыкам ручного труда);
     - слабая  (легкая)  умственная  отсталость (дети могут приобрести
практические   навыки   и   способности  к  функциональному  чтению  и
арифметике при специальном обучении);
     - нарушение   памяти   (амнезия,   искажение  содержания  памяти:
конфабуляция, парамнезия, криптомнезия, забывчивость);
     - нарушение    мышления    (нарушение    логического    мышления,
замедленность,  ускоренность,  персеверации,  навязчивые  идеи, "полет
мыслей", ложные убеждения, не поддающиеся исправлению путем логических
аргументов (бред));
     - деменция (потеря приобретенных интеллектуальных функций);
     - нарушение  ясности  сознания  -  периодическое приступообразное
нарушение сознания при эпилепсии;
     - нарушение ощущения и восприятия (иллюзии, галлюцинации);
     - аффективные   расстройства  (патологические  реакции  протеста,
отказа, негативизм, страхи), дисфории, апатико-абулический синдром;
     - синдром детского аутизма.
     &2. Стойкие терапевтически резистентные в течение 2-х и более лет
судороги&.
     2.1. Эпилептические приступы:
     - частые генерализованные (более 5 припадков в месяц);
     - частые   малые   или   парциальные   эпилептические   приступы,
полиморфные, резистентные к терапии антиконвульсантами.
     &3.  Олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие
степени идиотии или имбецильности&.
     Умственная  отсталость  в  степени идиотии или имбецильности дает
возможность  установления инвалидности с момента диагностики и на срок
до  достижения  больным  16-летнего  возраста,  ввиду неблагоприятного
социального прогноза.
     &4.  Поражение  органа зрения, при снижении остроты зрения до 0,2
(с  коррекцией)  в лучше видящем глазу, или снижение поля зрения до 25
градусов  от  точки  фиксации  во  всех  направлениях.  Отсутствие или
слепота одного глаза&.
     Термин "слепота" означает остроту зрения ниже 0,05.
     Сразу  до  16-летнего  возраста  (без  ориентировки  на уточнение
зрительных  функций)  инвалидность  может  предоставляться  при  таких
необратимых, неизлечимых врожденных и приобретенных заболеваниях, как:
     - криптофтальм;
     - анкилоблефарон;
     - микрофтальм II - III ст.;
     - микрокорнеа II - III ст.;
     - субатрофии глазного яблока II - III ст.;
     - тотальных и субтотальных бельмах роговицы;
     - дегенерации сетчатки (абиотрофии);
     - ретролентальной фиброплазии;
     - злокачественных   новообразованиях  органа  зрения  (как  после
хирургических  и  других  видов  лечения,  так  и инкурабельные, любой
локализации независимо от стадии опухолевого процесса);
     - доброкачественных      новообразованиях,      не     подлежащих
хирургическому лечению при нарушении функции органа.
     &5. Глухота.
     6. Поражения бронхолегочной системы врожденного и наследственного
характера  (муковисцидоз,  альвеолиты  с хроническим течением и другие
диссеминированные заболевания легких)&.
     6.1.  Муковисцидоз  (все  формы  -  смешанная (легочно-кишечная),
преимущественно  легочная,  преимущественно  кишечная,  цирротическая,
отечно-анемическая,  атипичные  формы),  подтвержденный  положительным
потовым тестом и/или ДНК-анализом.
     6.2. Хроническая пневмония (вторичная):
     - пороки  развития бронхов и трахеи (трахеобронхомегалия (синдром
Мунье  -  Куна),  трахеобронхомаляция,  синдром  Вильямса - Кемпбелла,
бронхоэктатическая эмфизема (болезнь Лешке));
     - ограниченные  пороки развития трахеи и бронхов (стенозы трахеи,
врожденная   лобарная   эмфизема,   дивертикулы   трахеи   и  бронхов,
трахеобронхопищеводные свищи);
     - кисты легких;
     - синдром    первичной    цилиарной    недостаточности,   синдром
Картагенера;
     - пороки  бронхолегочных  структур (агенезия, аплазия, гипоплазия
легких);
     - пороки   развития   легочных  сосудов  (агенезия  и  гипоплазия
легочной  артерии  и  ее  ветвей,  артериовенозные  аневризмы и свищи,
транспозиция легочных вен).
     6.3. Идиопатический легочный гемосидероз.
     6.4. Альвеолярный протеиноз легких.
     6.5. Ретикулогистиоцитозы:
     - синдром Леттерера - Зиве;
     - синдром Крисчена - Шюллера;
     - эозинофильная гранулема.
     6.6. Легочный альвеолярный микролитиаз.
     6.7. Дефицит альфа-1-антитрипсина с панлобулярной эмфиземой.
     6.8. Опухоли легких и средостения (варианты даны хирургами).
     6.9. Альвеолиты:
     - экзогенный аллергический альвеолит, хроническая стадия;
     - токсический фиброзирующий альвеолит, хроническая фаза;
     - идиопатический   фиброзирующий  альвеолит  (синдром  Хаммена  -
Рича).
     6.10. Саркоидоз (болезнь Бека), третья стадия;
     генерализованная форма саркоидоза.
     6.11. Облитерирующий бронхиолит, синдром Мак - Леода.
     &7.  Стойкая  дыхательная  недостаточность  II  ст.  и  более при
хронических бронхолегочных заболеваниях приобретенного или врожденного
характера. Гормонозависимая бронхиальная астма.
     8.  Застойная  сердечная  недостаточность  II  -  III ст. на фоне
инкурабельных болезней сердца.
     9.  Выраженное  стойкое  необратимое нарушение функции печени при
врожденных, наследственных, приобретенных заболеваниях.
     10.   Хроническая   почечная   недостаточность.   Злокачественная
гипертония.  Почечный  несахарный диабет; состояния после нефрэктомии;
состояния после трансплантации почки.
     11.      Инкурабельные      злокачественные      новообразования.
Доброкачественные   новообразования,   не   подлежащие  хирургическому
лечению, - при нарушении функции органа.
     12.  Неустранимое  постоянное  недержание  кала и мочи, каловые и
мочеполовые свищи&.
     Сохраняющиеся  (без  заметного  уменьшения)  после  неоднократных
реконструктивно-пластических  операций  везикальное (потеря мочи через
уретру)   или   экстравезикальное  (потеря  мочи  через  свищи)  и/или
недержание  кала  через  задний  проход  или  любые  кишечные свищи, а
дальнейшее  хирургическое  лечение признано бесперспективным и больной
вынужден  постоянно пользоваться моче- или калоприемником, специальным
бельем  для  больных  с  расстройствами  функции  тазовых  органов,  в
частности, при:
     - деструкции уретры любого генеза;
     - тотальном  поражении сфинктеров мочевого пузыря, прямой кишки и
мышц тазового дна, в том числе и нейрогенного (спинального) генеза;
     - склеротическом   мочевом   пузыре  (синдром  "малого"  мочевого
пузыря);
     - злокачественных   опухолях  мочевого  пузыря,  когда  проведена
цистэктомия и мочеточники выведены на кожу;
     - мочевых   (внутренних,  наружных,  почечных,  мочеточниковых  и
пузырных),   мочеполовых   (пузырно-вагинальных,   уретро-вагинальных,
пузырно-промежностных, уретро-промежностных) свищах;
     - любых  кишечных  свищах, возникших после неоднократных операций
по их "закрытию";
     - других  заболеваниях,  пороках  развития, травмах мочевых путей
и/или  кишечника,  при  которых  недержание  мочи  и  кала являются их
ведущим проявлением.
     &13.   Патологические   состояния,   возникающие  при  отсутствии
(врожденном  или  приобретенном)  или  выраженном  недоразвитии важных
органов  или систем, приводящих к стойкому нарушению функций в случаях
наличия&:
     - хронического воспалительного процесса без стойких ремиссий;
     - расстройств    психики,    функций   дыхания,   кровообращения,
мочевыделения истатики, требующие:
     а) постоянного врачебного наблюдения;
     б) постоянного применения лекарственных и иных лечебных средств;
     в)    этапных    хирургических    вмешательств   (радикальных   и
паллиативных);
     г) трансплантации органов и тканей;
     д) индивидуального медицинского ухода и обучения на дому.
     &14.    Выраженные    стойкие   необратимые   нарушения   функции
опорно-двигательного аппарата:
     - культи одной и более конечностей, независимо от уровня;
     - выраженные  врожденные системные поражения опорно-двигательного
аппарата,   приводящие   к   анкилозам,  контрактурам,  патологическим
переломам, деформациям скелета;
     - множественные  пороки  развития  опорно-двигательного  аппарата
(плечевого,  тазового пояса, позвоночника и конечностей, несовершенный
остеохондрогенез,    фиброзная   остеодисплазия,   мукополисахаридозы,
остеодистрофии  -  деформирующая,  гиперпаратиреоидная) при отсутствии
возможности самостоятельных передвижений и самообслуживания&;
     - почечная остеопатия;
     - артрогрипоз.
     &15. Нарушение функций желез внутренней секреции:
     - сахарный диабет (инсулинозависимые формы);
     - несахарный диабет чувствительный и резистентный к питуитрину;
     - болезнь Иценко - Кушинга;
     - хроническая  надпочечниковая недостаточность (болезнь Аддисона,
состояние  после  тотальной адреналэктомии, врожденная дисфункция коры
надпочечников),  гипофизарный  нанизм,  тяжелая  форма  врожденного  и
приобретенного гипотиреоза, гипопаратиреоз, ожирение IV степени;
     - эндемический зоб с кретинизмом;
     - тяжелая форма диффузного токсического зоба.
     16. Хронический лейкоз, лимфогранулематоз, гистиоцитоз.
     17.  Врожденные  и  приобретенные гипо- и апластические состояния
кроветворения  (гемоглобин  ниже 100 г/л, тромбоциты ниже 100 тыс. в 1
куб. мм, лейкоциты менее 4 тыс. в 1 куб. мм).
     18.   Тяжелые   формы  коагулопатий  и  тромбопатий.  Хроническая
тромбоцитопеническая  пурпура  при непрерывно рецидивирующем течении с
тяжелыми  геморрагическими  кризами  (с  числом тромбоцитов в крови 50
тыс. и менее в 1 куб. мм).
     19. Врожденные иммунодефицитные состояния:
     - тяжелая      комбинированная      иммунная     недостаточность,
агамма-(гипогаммо-)глобулинемия,     септический     гранулематоз    с
рецидивирующим  бактериальным  поражением  лимфоузлов, легких, печени,
других органов;
     - синдром гипериммуноглобулинемии Е при сочетании рецидивирующих,
преимущественно  "холодных"  абсцессов  подкожной  клетчатки,  легких,
печени   и  других  органов  с  концентрациями  иммуноглобулинов  Е  в
сыворотке крови выше 1000 КЕ/л&;
     - наследственные дефекты гуморального иммунитета (В-лимфоциты):
     - агаммаглобулинопатия (болезнь Брутона);
     - гипогаммаглобулинемия    (стойкое    снижение    всех   классов
иммуноглобулинов);
     - селективная гипогаммаглобулинемия (с указанием класса);
     - иммунная недостаточность, связанная с дефектом Т-клеток;
     - гипоплазия зобной железы (болезнь Ди Джорджи);
     - лимфоцитопения;
     - сочетанные наследственные дефекты иммунитета (В- и Т-клеток);
     - синдром Луи - Бар;
     - синдром Вискотта - Олдриджа и др.;
     - врожденные дефекты фагоцитоза;
     - синдром Чедиака - Хигаси;
     - синдром (болезнь) Вегенера;
     - врожденная гипоплазия селезенки и др.;
     - иммунная недостаточность из-за дефекта комплементарной системы.
     &20. Приобретенные иммунодефицитные состояния:
     - развернутая картина ВИЧ-инфекции&.


                                                            Приложение

     Классификация нарушений:
     1. Умственные
     2. Другие психологические
     3. Языковые и речевые
     4. Слуховые и вестибулярные
     5. Зрительные
     6. Висцеральные и метаболические расстройства питания
     7. Двигательные
     8. Уродующие
     9. Нарушения, связанные с причинами общего характера

                         УМСТВЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ (Н.1)
              включают нарушения интеллекта, памяти, мышления

--------------------------------------------------------------------------------------
| Возраст 0 - 5 лет                            | Школьный возраст 5 - 15 лет         |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|                    Глубокая умственная отсталость (Н.11)                           |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| Мышление отсутствует.                        | Нет навыков самообслуживания.       |
| Грубое недоразвитие восприятия. Речь:        | Элементарные эмоции, связанные      |
| воспринимает только интонацию, сам издает    | с физиологическими потребностями.   |
| только звуки или несколько слов.             | Нет навыков самообслуживания.       |
| Минимальная способность к функционированию.  | Ребенка можно научить пользоваться  |
| Необходимость в уходе, постоянной помощи и   | руками, ногами, челюстями. Не       |
| наблюдении.                                  | обучаем, но может отвечать на       |
|                                              | некоторые попытки обучить его уходу |
|                                              | за собой.                           |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|                      Тяжелая умственная отсталость (Н.12)                          |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| Плохое двигательное развитие. Речь           | Говорить не способен в ситуации     |
| минимальна, понимание и произношение         | общения. Обучаем только             |
| элементарных фраз. Способен выделить         | элементарным навыкам гигиены и      |
| простейшие признаки предметов и ситуаций.    | безопасности. Нуждается в уходе.    |
| В эмоциональной сфере зачатки                |                                     |
| самооценки. Отсутствуют возможности для      |                                     |
| обучения навыкам общения. Не может           |                                     |
| ухаживать за собой. Необходима постоянная    |                                     |
| помощь и наблюдение.                         |                                     |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|                       Умеренная умственная отсталость (Н.13)                       |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| Может говорить и выучиться общаться,         | Обучаем простым коммуникативным,    |
| плохо ориентируется в социальном плане.      | социальным и профессиональным       |
| Мышление имеет наглядный образный            | навыкам: редко развивается выше     |
| характер. Действует в конкретной ситуации.   | уровня 2-го класса. В обучении      |
| Ориентируется в простых практических         | может научиться самостоятельно      |
| вопросах. Существует фразовая речь и         | передвигаться по знакомым местам.   |
| механическая память. Неплохое двигательное   |                                     |
| развитие, можно обучить навыкам ухода за     |                                     |
| собой, можно ограничиваться умеренной        |                                     |
| помощью и контролем.                         |                                     |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|              Слабая (легкая) умственная отсталость (Н.14)                          |
|------------------------------------------------------------------------------------|
|       Дети могут приобрести практические навыки и способности к                    |
| функциональному чтению и арифметике при специальном обучении.                      |
--------------------------------------------------------------------------------------

                ДРУГИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ (Н.2)

     Включают  нарушения  сознания, бодрствования (Н.21), восприятия и
внимания  (Н.22), нарушение эмоциональных реакций (Н.24), отклонения в
поведении (Н.26):
     - нарушение   памяти   (амнезия,   искажение  содержания  памяти;
конфабуляции, парамнезия, криптомнезия, забывчивость);
     - нарушение  мышления, замедленность, ускоренность, персеверации,
навязчивые  идеи,  "полет  мыслей",  ложные  убеждения, не поддающиеся
исправлению путем логических аргументов (бред);
     - деменция (потеря приобретенных интеллектуальных функций);
     - нарушения  ясности  сознания  -  периодическое приступообразное
нарушение сознания (при эпилепсии);
     - нарушение ощущений и восприятия (иллюзии, галлюцинации);
     - аффективные   расстройства  (патологические  реакции  протеста,
отказа, негативизм, страхи), дисфории, апатико-абулический синдром;
     - синдром детского аутизма.

                  ЯЗЫКОВЫЕ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ (Н.3)

     Нарушения  понимания  и использования письменного и устного языка
(Н.32),  обучения устному и письменному языку (Н.33), нарушения голоса
(Н.34), артикуляции, ведущие к тяжелым нарушениям коммуникации (Н.31):
     - дизартрия     (бульбарная,    псевдобульбарная,    мозжечковая,
экстрапирамидная);
     - алалия (моторная, сенсорная);
     - афазия (моторная, сенсорная, амнестическая);
     - заикание, неспособность произнести фразу из нескольких слов.

           УШНЫЕ (СЛУХОВЫЕ И ВЕСТИБУЛЯРНЫЕ) НАРУШЕНИЯ (Н.4)

     Включаются  нарушения  развития слуха и потеря слуха (Н.41 - 45),
нарушения мозжечковой функции и равновесия (Н.47), шум в ушах (Н.46):
     - глубокое  двустороннее  нарушение  развития  слуха  и  глубокая
двусторонняя потеря слуха. Возможно сочетание - глухонемота (Н.41);
     - тяжелое двустороннее нарушение слуха (Н.42);
     - среднетяжелое нарушение слуха (Н.43);
     - легкое нарушение слуха (Н.44).

                      ЗРИТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ (Н.5)

     Основными  зрительными  нарушениями являются нарушения зрительных
функций.  В  офтальмологической  практике  оценка нарушений зрительных
функций базируется на определении двух основных из них: остроты зрения
и границ полей зрения.

                Нарушение остроты зрения (Н.50 - 55):

     - глубокое  нарушение  зрения  обоих  глаз  "слепота  обоих глаз"
(Н.51):  острота  зрения  обоих  глаз 0,04 и меньше (порог определения
слепоты). Включает отсутствие обоих глаз;
     - глубокое  нарушение  зрения  одного  глаза  с  низким зрением -
другого  глаза  "слепота  одного глаза при слабовидении другого глаза"
(Н.52):  острота  зрения одного глаза 0,04 и меньше, а другого - 0,2 и
ниже, но выше или равна 0,04;
     - среднее нарушение зрения обоих глаз "слабовидение" - обоих глаз
(Н.53): острота зрения обоих глаз равна 0,2 и ниже, но выше 0,04;
     - глубокое нарушение зрения одного глаза "мононуклеарная слепота"
(Н.54),  другой  -  нормальный:  острота  зрения одного глаза - 0,04 и
ниже, а другой - "нормальный" - т.е. с остротой зрения 0,3 - 1,0;
     - зрительные нарушения без других указаний (Н.50).
     Примечание.  Острота  зрения  всегда  учитывается с коррекцией. В
России  к  слепым  относят  лиц  с остротой зрения равной 0,04 и ниже.
Верхней  границей  слабовидения  считают  0,2  и  ниже.  Расхождения в
интерпретации   термина  могут  возникнуть  только  при  "пограничной"
остроте  зрения  =  0,25.  Например  ребенок с остротой зрения 0,25 на
обоих глазах по международной номенклатуре - имеет "среднее" нарушение
зрения  обоих  глаз  (Н.53),  а в России - является не слабовидящим, а
зрячим.

     Другие нарушения остроты зрения (Н.55) (сюда включено слабое
        нарушение зрения: острота зрения ниже 0,8, выше 0,3):

     - ношение  корригирующих  линз (в результате нормальное или почти
нормальное зрение (Н.55.0));
     - нарушение зрительной аккомодации (Н.55.2);
     - диплопия. Включено: косоглазие (Н.55.3);
     - другие  нарушения  подвижности  глаза  и  бинокулярного зрения.
Включено: нистагм (Н.55.4);
     - нарушения ночного видения (Н.55.5);
     - субъективное  нарушение зрения. Включено: амблиопия, искажения,
мелькания и преходящая потеря зрения (Н.55.6, Н.55.7);
     - другие  нарушения  зрения.  Включено: световая чувствительность
(Н.55.8);
     - неуточненные (Н.55.9).
     Ребенок   с  астигматизмом  может  быть  классифицирован  или  по
нарушению   остроты   зрения   (коды   Н.51  -  54)  или  при  ношении
корригирующих линз с нормальным или почти нормальным зрением.
     Второй   основной   зрительной  функцией  является  поле  зрения.
Нарушения полей зрения могут быть учтены по предложенным международной
номенклатурой рубрикам:

                    Нарушение поля зрения (Н.56):

     - полное нарушение зрительных полей (поле диаметром 0 градусов);
     - почти  полное  нарушение  зрительных  полей  (поле  диаметром 5
градусов и менее);
     - глубокое нарушение зрительных полей (поле диаметром 10 градусов
и менее);
     - тяжелое  нарушение зрительных полей (поле диаметром 20 градусов
и менее);
     - среднее  нарушение зрительных полей (поле диаметром 60 градусов
и менее);
     - легкое  нарушение зрительных полей (поле диаметром 120 градусов
и менее).

                   Другие глазные нарушения (Н.58):

     - глазные   выделения.  Включено:  чрезмерная  слезная  секреция,
слезящиеся глаза (Н.58.0);
     - другая глазная инфекция (Н.58.1);
     - анестетические глаза (Н.58.2);
     - сухой глаз. Включено: раздражение глаз (Н.58.3);
     - деформация  глазного  яблока.  Включено: уродство и пучеглазие.
Исключено отсутствие глазного яблока (см. Н.51 и Н.54):
     - деформация  века. Включено: блефарит, вывернутые веки, опущение
и недостаточность или уродство век (Н.58.5);
     - другие нарушения век (Н.58.6):
     - нечетко    обозначенные    зрительные    нарушения.   Включено:
затуманенное зрение, боль в глазах, напряжение глаз (Н.58.7);
     - другие глазные нарушения (Н.58.8);
     - неуточненные (Н.58.9);
     - другие   нарушения   зрительных   функций.  Включает  нарушение
цветового   зрения  (Н.59).  Не  включает  "другое  нарушение  остроты
зрения", кодируемое в рубрике 55.

        ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ И МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ И РАССТРОЙСТВА
                            ПИТАНИЯ (Н.6)

     Отмечаются нарушения функций и аномалии внутренних органов.
     Расстройства,  лежащие  в  основе  этих нарушений, очень обширны,
однако функциональные последствия более ограничены:
     - висцеральные  и метаболические нарушения и расстройства питания
без других указаний (Н.60);
     - недостаточность  внутренних органов, аномалии и пороки развития
(Н.69);
     - нарушения  кардиореспираторной функции и аномалии (Н.61), в том
числе расстройства сердечного ритма (Н.61);
     - нарушение пищеварительных функций (Н.62);
     - нарушение функции печени (Н.63);
     - нарушение функции почек (почечная недостаточность) (Н.64);
     - нарушение  мочевой  функции  (Н.65);  включая  недержание  мочи
(Н.65.2 - 65.5);
     - нарушение   метаболической   и   ферментной   функций,  включая
врожденные  и наследственно обусловленные заболевания (фенилкетонурия,
целиакия и др.) (Н.67);
     - нарушения крови и иммунной системы (Н.68).

                     ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ (Н.7)

     Двигательные нарушения головы, туловища, конечностей. Учитывается
отсутствие   нарушения   произвольной   подвижности,   мышечной   силы
конечностей:
     - двигательные нарушения головы, туловища, конечностей, вызванные
метаболическими    нарушениями    в    костной    ткани   (остеопороз,
доброкачественные     опухолевидные    образования,    диспластические
заболевания костной ткани, заболевания неостеогенного происхождения);
     - нарушения  произвольных  движений  головы и туловища вследствие
деформаций позвоночника, нарушения осанки (Н.71);
     - двигательные  нарушения вследствие отсутствия дистальных частей
кисти и стопы, а также вызванные дефектами мягких тканей (недоразвитие
мышечно-связочного  аппарата,  атрофические  изменения мышечной ткани,
вызванные имеющейся деформацией) (Н.72, Н.73);
     - нарушение произвольной двигательной и/или опорной функции одной
или  обеих  нижних  конечностей  (Н.75,  Н.78),  что  может быть также
последствием оперативного лечения;
     - нарушение  произвольной  двигательной  функции  одной или обеих
верхних конечностей (Н.76);
     - двигательные  нарушения вследствие отсутствия дистальных частей
кисти и стопы, а также вызванные дефектами мягких тканей (недоразвитие
мышечно-связочного  аппарата,  атрофические  изменения мышечной ткани,
вызванные имеющейся деформацией) (Н.73);
     - нарушение  мышечного  тонуса, гипотрофия, атрофия при частичной
сохранности  функций,  при  значительном  снижении  функции конечности
(Н.77).

                      УРОДУЮЩИЕ НАРУШЕНИЯ (Н.8)

     - уродующие нарушения лица (Н.81);
     - нарушения формы и положения головы и туловища (Н.82);
     - уродующие нарушения конечностей (Н.83);
     - аномалия одной и более конечностей или их сегментов, мутиляции,
контрактуры, синдактилии, артропатии, дефекты мягких тканей;
     - аномалии наружных половых органов (Н.84);
     - аномальные   отверстия  (трахеостома,  гастростома,  илеостома,
колостома) (Н.85);
     - другие уродующие аномалии (Н.89).

       НАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИЧИНАМИ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА (Н.9)

     - нарушения размеров тела (Н.91);
     - нарушения массы тела (Н.92);
     - чрезмерная подверженность травмам (Н.95);
     - геморрагические    расстройства,    патологические    переломы,
пролежни;
     - генерализованные нарушения различного происхождения.

                    ОГРАНИЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Ограничения  жизнедеятельности  включают  возрастные  особенности
ребенка  и  включают  чрезмерность  или  недостаточность  в выполнении
наиболее   важных   форм   деятельности   и   поведения,  связанных  с
повседневной  жизнью,  ограничения могут быть связаны со снижением или
утратой  ранее  приобретенных  навыков  или замедлением, задержкой или
остановкой  их приобретения. Дети могут иметь ограничение деятельности
по нескольким разделам:
     1. Снижение способности адекватно вести себя.
     Оценка зависит от тяжести и частоты нарушений поведения, снижение
способности  понимать,  приспосабливаться  к  определенным  ситуациям,
соблюдать личную безопасность. Снижена способность приспосабливаться и
выносить   неблагоприятные   факторы   окружающей   среды,  существует
зависимость   продолжения   жизни   и   активности   от   специального
оборудования,  специальных  процедур  или  лечения  (переносить холод,
жару,  яркое  освещение,  пыль,  различные  аллергены,  зависимость от
внешнего  или  внутреннего  механического  устройства,  от специальной
диеты, от специального ухода и т.д.).
     2. Снижение способности общаться с окружающими.
     Способность   общаться,   используя   как   вербальные,   так   и
невербальные   методы:   снижена  способность  понимать  речь  (С.21),
понимать  письменный  язык  (С.23); отсутствие, задержка или нарушение
развития  речи  или утрата способности разговаривать, видеть, слышать,
обучаться.  Дети  могут  иметь как социальные проблемы взаимодействия,
так и нарушения в поведении.
     3. Снижение способности передвигаться.
     Учитывают   физические   возможности   ребенка   ходить,  бегать,
координировать свои движения, преодолевать препятствия, подниматься по
лестнице,  вставать  на  колени,  низко нагибаться, поддерживать позу,
управлять  положением  тела,  вставать  с постели, со стула, ложиться,
садиться, менять положение в постели.
     4. Снижение способности действовать руками.
     Снижена  способность  действовать  руками:  прикасаться пальцами,
манипулировать  пальцами,  захватывать и удерживать предмет, поднимать
предмет, держать, доставать, действовать рукой, передвигать предметы.
     5.  Снижение  способности  владеть телом для решения повседневных
бытовых задач.
     Снижение   способности   вести  независимое  существование  дома:
играть,  убирать  постель,  комнату,  пользоваться бытовыми приборами,
туалетом; вне дома.
     Снижена   способность  владеть  телом  для  решения  повседневных
бытовых   задач:  умывание,  мытье  волос,  чистка  зубов,  ходьба  по
магазинам, в детский сад, школу, пользование общественным транспортом,
участие в играх, занятия спортом.
     6. Снижение способности ухаживать за собой.
     Включает  способность есть, пить, умываться, одеваться, управлять
физиологическими отправлениями, соблюдать личную гигиену.

                ТЯЖЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

     Определяет  уровень  ограничений  деятельности  ребенка. При этом
принимаются  во  внимание: поддержка, вспомогательные средства, помощь
другого   лица.   Если  имеются  сомнения,  к  какой  рубрике  отнести
ограничения   жизнедеятельности,   то   необходимо  относить  к  менее
благоприятной рубрике.
     Степень тяжести:
     1  -  легкая,  незначительное ограничение, при этом ребенок может
выполнять  действия или вести себя самостоятельно, но с затруднениями,
транзиторными, нечастыми.
     2   -   умеренная.  Действия  выполняются  с  трудом,  необходима
посторонняя помощь, использование вспомогательных средств или без них,
при постоянной помощи окружающих.
     3   -  тяжелая.  Полная  зависимость  от  окружающих,  необходима
постоянная помощь других лиц, постоянное использование вспомогательных
устройств,  полная неспособность осуществлять какую-либо деятельность,
может существовать только в приспособленном окружении.
     Прогноз:  на основании клинического диагноза, степени клинической
выраженности,  активности  болезни,  характера  выявленных  нарушений,
ограничений  жизнедеятельности  определяется прогноз в соответствии со
шкалой рубрик прогнозов.
     Прогноз  (восстановление  утраченных  или  неразвитых  функций) у
детей  первых  лет  жизни  может  быть неопределенным. Возможно полное
восстановление   или   значительное  улучшение.  Индивид  относится  к
соответствующей  рубрике  в  соответствии  с прогнозом его ограничений
жизнедеятельности,  а  не с прогнозом лежащего в его основе нарушения,
однако нередко они тесно взаимосвязаны.
     Прогноз:
     - возможно выздоровление;
     - возможно улучшение;
     - ограничение  устойчиво,  но  может  быть  улучшение  с  помощью
других;
     - устойчивое ограничение жизнедеятельности;
     - нарастающее ограничение жизнедеятельности;
     - неопределенный прогноз.

                      СОЦИАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ

     Отмечаются ограничения, имеющие решающее значение для обеспечения
качества  жизни  ребенка,  осложняющие полноценное его участие в жизни
коллектива   и  семьи.  Отражается  взаимодействие  между  социальными
условиями  или  ожиданиями  и  способностями  индивидуума.  Социальная
недостаточность  дает  представление  о  всей  сложности и неудобствах
социального характера в положении ребенка-инвалида.
     1. Ограничение физической независимости - оценивается способность
вести     привычное,     соответствующее    возрастным    способностям
существование.
     2.  Ограничения  к перемещению - ограничения способности индивида
во  времени  и расстоянии эффективно передвигаться может колебаться от
непостоянных ограничений до полной неподвижности.
     3.  Ограничения  способности  заниматься привычной деятельностью,
неспособность    или    резко   ограниченная   способность   занятиям,
соответствующим возрасту.
     4.  Ограничение  способности к получению образования - может быть
связано   с   пребыванием  в  больнице,  сокращенным  учебным  планом,
необходимостью   использования  вспомогательных  средств,  технических
приемов,  невозможностью  образования. Трудности в обучении могут быть
связаны  с  нарушением интеллекта. С другой стороны, способный ребенок
имеет  трудности  в  обучении,  если  у него есть нарушение зрения или
отклонения в поведении, или он пользуется инвалидной коляской.
     5. Ограничение способности к профессиональной деятельности - этот
подраздел касается подростков, когда самостоятельная работа невозможна
или  требует присутствия третьего лица, специальных условий, адаптации
рабочего дня.
     6.  Ограничения способности к интеграции в обществе - ограничение
во  всех  обычных  видах  жизни  сверстников.  Нарушение  личности или
снижение  способности  адекватно  вести себя, отставание в физическом,
психическом  или  социальном  развитии,  также  вследствие  изоляции в
специализированных  учреждениях и отсутствия социальной поддержки дома
или среди сверстников.
     Таким  образом,  приняв  за  основу  международную номенклатуру и
классификацию  нарушений,  ограничений  жизнедеятельности,  при оценке
ребенка-инвалида   врач   должен   задать   себе   ряд   вопросов   по
вышеприведенным  перечням:  есть  ли у этого инвалида такое нарушение,
ограничения  жизнедеятельности  или  нет.  Если  дается  положительный
ответ,  то  необходима  дальнейшая  детализация с выделением важнейших
черт   нарушения,  которые  подсказывали  бы  пути  вмешательства  или
поддержки,   которые   могут   понадобиться   ребенку.   При   наличии
множественных нарушений следует выделять основные, наиболее важные.
     Комплексная   оценка   всех  трех  категорий:  нарушений  (потеря
структуры или функции на уровне органа), ограничение жизнедеятельности
(расстройство на уровне личности), социальной недостаточности позволит
провести интегральную  оценку последствий болезни или травмы у детей -
инвалидов.

Страницы: 1  2  


Оглавление