Страницы: 1 2 педагогическую практику (5). Включение в содержание курсов повышения квалификации для педагогов общеобразовательных учреждений модулей по здоровьесберегающим технологиям обучения. Обучение педагогов, руководителей образовательных учреждений формам и методам воспитательной работы по формированию ценностей здоровья, профилактике курения, алкоголизма и наркомании (5, 7, 10). Строительство, ремонт и благоустройство спортивно-физкультурных объектов в жилых микрорайонах города и образовательных учреждениях - стадионов, бассейнов, спортивных и тренажерных залов, спортивных клубов; обеспечение ценовой и шаговой доступности этих объектов семьям с детьми (5, 7, 9). Реализация программ повышения профессиональной квалификации преподавателей физкультуры, тренеров и руководителей детских спортивных секций (5, 7, 9). Обеспечение возможности посещения детьми и молодежью спортивных и фитнес-клубов, бассейнов, пляжей и купален; разработка для детей из социально незащищенных семей программ бесплатного пользования вышеуказанными объектами (5, 9). Обеспечение доступности детского отдыха и оздоровления, санаторно-курортного обслуживания всем категориям детей. Поддержка сети летних лагерей, обеспечивающих полноценные возможности для отдыха, спортивной и творческой деятельности учащихся, их образовательного консультирования (7). Организация работы по профилактике инвалидности: реализация программ медико-социально-психологической помощи детям, которым угрожает инвалидность, образовательных программ для беременных женщин и молодых мам (4). Создание в детских поликлиниках наркологических кабинетов, кабинетов репродуктивного здоровья (7, 10). Развитие сети городских наркологических диспансеров, специализирующихся на работе с несовершеннолетними. Развитие их материально-технической базы, кадрового потенциала, технологическое перевооружение (10). Направление 3. Ребенок в семейном окружении (политика поддержки семей с детьми и заботы о семейном устройстве всех детей). Целью политики заботы о семье в городе Москве должно быть содействие упрочению института семьи и брака и безусловному соблюдению права каждого ребенка на семью, повышению качества жизни семей с детьми, формированию в семьях морально-психологического климата, максимально способствующего гармоничному развитию детей. Основными задачами политики заботы о семье являются: - обеспечение всесторонней социально-экономической поддержки семей с детьми посредством: - системы денежных пособий и целевых субсидий; - содействия улучшению жилищных условий; - создания условий для занятости обоих родителей; - расширения возможностей для занятости родителей при вы- полнении ими своих семейных обязанностей; - развития инфраструктуры временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста; - развития инфраструктуры совместного отдыха, досуга, культурных образовательных центров и мероприятий для семей с детьми; - обеспечения равного и приоритетного доступа к услугам в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальных услуг; - развитие системы социально-психологической и правовой помощи семье посредством: - повышения качества и доступности социальных услуг для семей с детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей; - обеспечения для всех категорий семей (в том числе молодых семей, многодетных, малообеспеченных, переживающих кризис в отношениях, состоящих на учете как неблагополучные и др.); - доступа к услугам семейных консультаций, кризисных центров, служб правовой помощи и т.д.; - повышения качества и доступности, расширения ассортимента социальных услуг семьям, имеющим детей-инвалидов и детей с особыми потребностями; - социальной работы с семьями из группы риска, помощи родителям в лечении алкоголизма и наркомании, профилактики безнадзорности детей; - обеспечение информационно-культурной поддержки семьи посредством: - содействия просемейной направленности вещательной политики городского телевидения и радио, редакционной политики печатных и электронных СМИ; - поддержки и развития семейных форм отдыха и досуга, детско-родительских общественных объединений, клубов, экскурсионных программ и т.д.; - поддержки и развития семейных форм образования детей; - формирования и развития программ повышения родительской компетентности; - развития инфраструктуры содержания домашних животных в семье (первичное консультирование, помощь в подборе, ветеринарное обслуживание, дрессировка, зоогостиницы и т.д.) - сокращение числа безнадзорных и беспризорных детей за счет усиления профилактической работы с семьями "группы риска"; - обеспечение права на семью для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посредством: - оптимизации процедур усыновления, - стимулирования усыновления и опеки, поддержки усыновителей и опекунов; - развития и поддержки приемных, патронатных семей и других форм семейного устройства; - формирования общественного мнения. - повышение значимости семьи и семейного воспитания, укрепление супружеских связей и связей поколений посредством: - предоставления социально-экономической поддержки "золотым" и "бриллиантовым" супружеским парам; - развития и формирования семейных ценностей у молодых супругов, пропаганды позитивного опыта супружеских пар старшего поколения; - создания условий для укрепления духовно-нравственных и культурных семейных традиций. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - повышение среднедушевого дохода московских семей с детьми (включая зарплаты, пенсии и социальные пособия) (1); - снижение доли многодетных семей с результирующим (включая социальные выплаты и услуг) доходом на члена семьи ниже прожиточного минимума; - снижение разницы в доходах 20% самых обеспеченных московских семей и 20% самых малообеспеченных семей (с учетом социальных выплат и услуг) с приоритетом снижения - для многодетных семей; - доведение ежемесячного пособия для детей в возрасте до 18 лет из малообеспеченных семей до уровня, соответствующего минимальному размеру пособия по уходу за ребенком - 1500 рублей с последующей индексацией (1); - рост числа семей с детьми, которые воспользовались различными кредитными программами (в том числе образовательными и ипотечными кредитами); - объем субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан; - увеличение числа молодых семей, проживающих в отдельных квартирах (1); - снижение количества разводов (1); - рост доли родителей, охваченных программами повышения родительской компетентности; - снижение доли семей, состоящих на учете как социально неблагополучные (10); - снижение доли детей, не посещающих школу без уважительных причин (5, 10); - сокращение доли родителей, лишенных родительских прав (10); - сокращение времени пребывания в родовспомогательном учреждении ребенка, от которого отказались при рождении; - сокращение времени, необходимого для семейного устройства детей, от которых отказались при рождении; - сокращение количества воспитанников специализированных учреждений для детей-сирот; - увеличение числа детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в альтернативные семьи, в том числе под опеку и попечительство в приемные семьи; - рост доли детей, возвратившихся в биологические семьи в результате предоставления эффективных реабилитационных услуг (в процентах от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) (10). Основные мероприятия по реализации политики заботы о семье Создание системы информирования вступающих в брак о мерах социальной поддержки молодых семей, возможностях улучшения жилищных условий и т.п. (1). Повышение объема предоставляемых семье московских пособий и иных социальных льгот по мере увеличения количества детей в семье в дополнение к пособиям, определяемым на федеральном уровне (3). Введение в дополнение к федеральным московских механизмов оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, имеющих детей-инвалидов. Разработка и реализация системы дополнительных мер, направленных на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых помещениях, включая меры по расселению семей с детьми из неприспособленных и ветхих жилых помещений, первоочередному предоставлению жилья детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи. Предоставление беременным женщинам до ухода в отпуск по беременности и родам возможности освоения профессий, создание для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, организация системы повышения их квалификации и переобучения профессиям, востребованным на рынке труда. Развитие и популяризация очных, дистанционных и частично дистанционных программ профессионального образования (переподготовки, повышения квалификации) для родителей малолетних детей. Предоставление возможностей для индивидуального и дистанционного обучения родителей-студентов в учреждениях профессионального образования. Предоставление возможности получения рядом категорий родителей малолетних детей второго высшего образования на льготной (в том числе бесплатной) основе в вузах городского подчинения (3). Развитие системы современного интеллектуального надомного и частично надомного труда, гибких форм занятости (обработка текстов и медиаинформации, перевод с иностранных языков, программирование, дизайн, обучение, call-центры и т.д.), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей, для родителей малолетних детей и детей-инвалидов (3, 4). Формирование государственного заказа на оказание организациями различной организационно-правовой формы социальных услуг семьям с детьми. Формирование городской системы социальных служб, доброжелательных к семье, в том числе: - создание сети семейных психологических консультаций во всех административных округах города Москвы и обеспечение доступности предоставляемых ими услуг; - создание сети центров правовой поддержки семьи во всех административных округах города Москвы и обеспечение доступности предоставляемых ими услуг; - создание сети кризисных и реабилитационных центров для неблагополучных семей, а также женщин и детей, ставших жертвами домашнего насилия, во всех административных округах города Москвы (1, 10). Разработка и проведение мониторинга эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей. Создание московского городского Семейного университета - сетевой образовательной организации, занимающейся образованием и просвещением различных категорий населения в области семейных вопросов, детско-родительских отношений и т.д. Организация просветительской работы с родителями в области правового просвещения, полового воспитания детей и формирования семейных ценностей, основ возрастной психологии и конфликтологии, здорового образа жизни. Реализация специальных просветительских программ для определенных категорий родителей (имеющих детей с особыми потребностями, с синдромом дефицита внимания (гиперактивности), дисграфией и дислексией, часто болеющих, хронически неуспевающих и т.п.). Разработка и реализация системы мер, направленных на увеличение продолжительности контактов детей с родителями, развитие семейного общения и повышение его воспитательного, развивающего потенциала. Расширение возможностей для семейного досуга, совместного отдыха семей. Разработка и принятие комплекса мероприятий по профилактике ухода / разлучения детей с их семейным окружением и сокращению числа детей, живущих в интернатных учреждениях. Увеличение числа, повышение качества, эффективности и разнообразия услуг поддержки семьи и детей, направленных на раннее выявление кризисной ситуации в семье, воссоединение и реабилитацию семей посредством оказания социальной, психологической, экономической и юридической поддержки (10). Ускорение вывода детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из роддома, больницы, дома ребенка. Разработка комплексной программы психолого-педагогической подготовки кандидатов в опекуны, усыновители, приемные родители, патронатные воспитатели. Разработка квалификационных требований и стандартов по профессии "патронатный воспитатель", системы оплаты труда патронатных воспитателей. Разработка механизмов по участию детей в оценке воспитания / жизни в альтернативной семье и обеспечение их функционирования; обеспечение возможности подачи жалоб в конкретный адрес и оперативного реагирования на них (10). Организация городской информационно-пропагандистской кампании "Ребенок должен жить в семье". Организация и выпуск теле- и радиопрограмм по проблемам развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Направление 4. Дети-инвалиды и дети с особыми потребностями (политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей). Цель политики в отношении детей-инвалидов и их семей должна заключаться в обеспечении всех необходимых условий для жизни, развития и интеграции в общество каждого ребенка-инвалида, недопущении дискриминации таких детей и их семей во всех социальных сферах (здравоохранение, образование, культура, трудовая деятельность и т.д.). Основными задачами политики поддержки детей-инвалидов и их семей являются: - обеспечение достойного уровня жизни каждой семье, воспитывающей ребенка-инвалида; - профилактика отказов родителей от ребенка-инвалида и содействие семейному устройству детей-инвалидов, от которых отказались родители; - формирование гибких финансовых механизмов, позволяющих адресно и эффективно направлять средства бюджета города Москвы в организации, выбранные семьей ребенка-инвалида для оказания необходимых медицинских, реабилитационных и образовательных услуг; - развитие городской инфраструктуры реабилитационно - образовательной (лечебно-педагогической) помощи детям с особыми потребностями; - бесплатное обеспечение всех детей-инвалидов необходимыми медицинскими и реабилитационно-образовательными услугами, а также средствами реабилитации в полном объеме; - интеграция детей с особыми потребностями в систему общего образования и минимизация изолирующих форм получения образования; - развитие дистанционного (интернет-) обучения для всех категорий детей с особыми потребностями; - обеспечение условий для полноценного участия детей-инвалидов и их семей в социальной, культурной, спортивной жизни Москвы; - создание системы профессионального (трудового) обучения, доступной каждому ребенку-инвалиду (в соответствии с медицинскими показаниями); - создание условий для выделения в городском хозяйстве, социальной сфере, на предприятиях всех форм собственности достаточного количества рабочих мест для трудоустройства всех молодых инвалидов, не имеющих медицинских противопоказаний; - формирование безбарьерной среды - городской технической инфраструктуры, доброжелательной к людям с ограниченными возможностями (жилые дома, общественные места, транспорт); - формирование общественного мнения, доброжелательного к людям с ограниченными возможностями, культуры соучастия и помощи. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - среднедушевой доход выше прожиточного минимума и его тенденция к росту во всех семьях, воспитывающих ребенка-инвалида; - сокращение доли детей-инвалидов, оставшихся без попечения родителей и живущих в домах-интернатах (3); - повышение охвата социальными услугами семей с детьми-инвалидами и расширение ассортимента предоставляемых таким семьям услуг; - обеспечение всех семей с детьми-инвалидами адресной помощью в целях обеспечения лечебной, реабилитационной и образовательной поддержки детей; - обеспечение всех детей-инвалидов реабилитационными услугами в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями; - обеспечение всех детей-инвалидов необходимыми техническими средствами реабилитации; - рост доли детей-инвалидов, включенных в систему инклюзивного образования; - рост среди неуспевающих учащихся из социально незащищенных семей доли получающих дистанционную образовательную поддержку; - рост доли образовательных учреждений различных типов и видов, реализующих модель инклюзивного образования (5); - рост доли детей-инвалидов, участвующих в дистанционных образовательных программах и проектах, сетевых культурных инициативах (5, 6); - рост доли детей-инвалидов, участвующих в различных культурных и спортивных мероприятиях, общественной жизни города (2, 6, 7); - число бесплатных и льготных путевок санаторно-курортного лечения, выделяемых детям-инвалидам; - рост доли молодых людей - инвалидов, работающих на условиях частичной и полной занятости (7); - приспособленность жилых домов, общественных мест и общественного транспорта города Москвы к нуждам людей с ограниченными возможностями (9); - рост числа общественных организаций, инициатив, проектов, благотворительных акций, имеющих целью поддержку детей с ограниченными возможностями. Основные мероприятия по реализации политики поддержки детей-инвалидов и их семей Разработка и внедрение системы социальных стандартов обеспечения семей, воспитывающих детей-инвалидов, варьирующихся в зависимости от тяжести заболевания ребенка и его потребностей в уходе, лечебных и реабилитационных услугах, количества работающих членов семьи и среднедушевого дохода семьи. Формирование гибкой системы московских социальных пособий и иных мер адресной материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов (3). Выделение дополнительного ежемесячного пособия семьям, взявшим на воспитание детей-инвалидов (3). Создание городской системы медико-социальных служб, доброжелательных к особому ребенку и его семье (2). Закрепление за каждой семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, персонального куратора из числа сотрудников медико-социальных служб. Определение круга обязанностей и сферы ответственности кураторов. Развитие новых стандартов и технологий социального обслуживания семей, имеющих детей-инвалидов: нестационарные формы, психологическое и педагогическое сопровождение на дому. Разработка единых городских стандартов реабилитационной помощи детям-инвалидам. Внедрение инновационных технологий работы с детьми-инвалидами. Обеспечение реабилитационным оборудованием учреждений социального обслуживания семьи и детей, имеющих отделения по работе с детьми-инвалидами. Создание реабилитационно-образовательных центров (центров лечебной педагогики) в количестве, покрывающем потребность в такого рода услугах. Поддержка негосударственных организаций, осуществляющих лечебно-педагогическую помощь детям-инвалидам и детям с особыми потребностями. Обеспечение за счет средств бюджета города Москвы детей-инвалидов специализированными техническими средствами реабилитации по жизненным показаниям, финансирование закупок которых из иных источников не предусмотрено, в том числе - компьютерами (ноутбуками) со стандартным (веб-камера, принтер, сканер, графическая панель) и в случае необходимости дополнительным специализированным оборудованием (строка Брайля, специальные клавиатуры, джойстики и т.д.). Разработка и внедрение индивидуальных нормативов финансирования затрат на образование лица с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в рамках инклюзивного образования (5). Разработка и принятие Положения об организации интегрированного (инклюзивного) образования (5). Разработка и принятие нового Положения о психолого - медико - педагогических комиссиях. Разработка и реализация комплексного плана внедрения инклюзивного образования во всех школах Москвы, обеспечивающего право всех детей-инвалидов или с трудностями в обучении/развитии обучаться в общеобразовательных школах, оставаясь жить в своей семье, и включающего следующие направления: - обеспечение технической доступности школ для детей с инвалидностью (оборудование пандусов, расширение дверей в туалетные комнаты и т.д.); - увеличение материального обеспечения каждой школы, которая поставила своей целью организовать интегрированное обучение детей-инвалидов, включая необходимое оборудование и ресурсные материалы; - организация подготовки школьных педагогов к эффективному обучению детей с особыми потребностями; - пропаганда идей инклюзивного образования среди окружающего сообщества (5); - проведение в школах системы воспитательных мероприятий, направленных на формирование у учащегося позитивного отношения к детям - инвалидам, установок на оказание им всесторонней помощи и поддержки (5). Развитие городской системы дистанционного обучения детей-инвалидов, направленного на предоставление общего образования, а также поддержку профильного (углубленного) изучения школьных предметов, дополнительного и профессионального образования (5). Формирование системы общегородских мероприятий культурного и спортивного характера, социальных акций, рассчитанных на участие детей с ограниченными возможностями здоровья (2, 6, 7). Организация и проведение ежегодного городского фестиваля художественного и прикладного творчества детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (6). Расширение числа групп, в которых обеспечено обучение подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования городского подчинения (5). Создание сети учебно-производственных мастерских для подростков и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья(5, 7). Разработка и реализация городской программы обеспечения эффективной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (7). Реализация пилотных проектов межведомственного взаимодействия по социальной интеграции и реабилитации детей с проблемами в развитии. Разработка и реализация комплексного плана приведения технической инфраструктуры города Москвы (жилых зданий, общественных мест, транспорта) в соответствие с нуждами и потребностями людей с ограниченными возможностями здоровья (9). Проведение городской информационно-рекламной кампании "Помогите особым детям". Направление 5. Ребенок в образовательной среде (открытая образовательная политика, направленная на развитие потенциала всех детей). Целью открытой образовательной политики в городе Москве должно быть обеспечение равного доступа для всех юных жителей столицы к качественным образовательным услугам, отвечающим интересам ребенка, запросам семьи и требованиям глобальной экономики, построенной на знаниях, формирование индивидуальной образовательной программы и достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и каждой семьи. Основными задачами открытой образовательной политики являются: - обеспечение права всех детей, живущих в Москве, на качественное образование, независимо от их пола, расы, национальности, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), состояния здоровья, социального и имущественного положения; - информирование детей и родителей относительно потребностей и возможностей социума в области образования и развития человеческого потенциала; - обеспечение большей открытости, прозрачности, понятности и привлекательности в образовании для детей и родителей, участие родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями; - построение непрерывного образовательного маршрута "дошкольное - начальное - основное - полное среднее образование" с возможностью получения начального, среднего и высшего профессионального и дополнительного образования; - обеспечение потребности семей в услугах качественного дошкольного образования на основе: - повышения доступности и качества услуг, в том числе на основе принятия региональных стандартов оказываемых услуг, с их увязкой с федеральными стандартами по мере принятия последних; - стимулирования развития гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста; - обеспечения шаговой и ценовой доступности услуг в сфере временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста, ликвидации дефицита мест в детских садах города (5); - развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), диверсификации государственной системы дошкольного образования, направленной на максимально полное удовлетворение запросов и потребностей различных групп родителей (5); - повышения конкуренции на рынке услуг в сфере временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста путем создания условий для расширения состава участников рынка (5); - обеспечение доступности качественного общего образования, в том числе: - шаговой доступности школы (15 минут для начальной и основной школы, в соответствии с гигиеническими рекомендациями); - возможности обучения по выбранному профилю в старшей школе, получения дополнительного образования, профессиональной ориентации и подготовки; - формирование системы сетевых школ (федераций школ) в различных организационных формах, устанавливающих общий уровень качества образования и использующих дистанционные технологии; - совершенствование качества образования на основе знаний информационных технологий; - оснащение московских учреждений общего образования на основе перспективных стандартов условий обучения в общем образовании с учетом мировых тенденций; - обеспечение подготовки специалистов в учреждениях начального и среднего профессионального образования на основе прогнозируемых потребностей города, трудоустройство выпускников в соответствии с направлением, уровнем и результатами образования, полученной квалификацией; - развитие системы дополнительного образования, отвечающего широкому спектру индивидуальных потребностей и склонностей учащихся, вводящего его в мир традиционных технологий, искусств и ремесел; - содействие московским выпускникам учреждений среднего образования в продолжении образования, их ориентации на востребованные, перспективные специальности; - формирование системы поиска, поддержки, помощи в выборе жизненного пути для одаренных детей и талантливой молодежи; - развитие дифференциации и индивидуализации обучения, создание условий для преодоления и профилактики учебной неуспешности; - широкое внедрение в образовательную практику современных информационных и коммуникационных технологий; - достижение наибольшей эффективности труда каждого педагога посредством: - развития непрерывной вариативной системы методической поддержки, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров; - совершенствования аттестационных технологий, экспертного сопровождения педагогической деятельности; - эффективной кадровой политики, способствующей обновлению состава администрации образовательных учреждений и педагогических работников, повышению мотивации персонала, оптимальному использованию различных форм стимулирования, адаптации молодых специалистов; - обеспечение безусловного соблюдения прав ребенка во всех образовательных учреждениях, развитие системы правового образования, просвещения и воспитания детей и подростков; - обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях; - обеспечение доступности дополнительного образования, в том числе: - развитие дополнительных образовательных услуг на базе общеобразовательных учреждений; - развитие системы школ полного дня; - развитие сети учреждений дополнительного образования по месту жительства, расширение спектра предлагаемых ими услуг; - развитие сети дистанционного дополнительного образования; - развитие механизмов участия детей в управлении образовательными учреждениями; - формирование и развитие общественно-профессиональной системы независимой оценки и мониторинга качества образования. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - рост охвата детей дошкольного возраста услугами в сфере временного содержания, ухода, воспитания и развития (5); - снижение очередей в учреждения дошкольного образования (5); - наличие мест в детских садах, находящихся в пешей доступности для ребенка; - рост числа дошкольных образовательных организаций всех форм (государственных, частных), развитие гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста; - фиксируемое социологическими опросами повышение оценки родителями доступности и качества услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями; - принятие региональных стандартов дошкольного образования с их увязкой с федеральными стандартами по мере принятия последних; - рост доли детей, охваченных программами подготовки к школе на базе дошкольных и средних общеобразовательных учреждений; - рост доли общеобразовательных учреждений, представивших в электронном (на своем сайте) и печатном виде публичный доклад о работе в текущем году; - рост доли общеобразовательных учреждений, в которых эффективно функционируют управляющие советы; - рост доли учащихся, охваченных моделью сетевой школы; - рост доли учащихся, охваченных объективным мониторингом здоровья, получающих рекомендации здоровья в образовательных учреждениях; - рост доли детей, вернувшихся в школу, из числа не посещавших школу без уважительных причин (10); - увеличение уровня охвата общим образованием детей-мигрантов; - наличие системы учета потребности в дополнительном образовании детей и системы финансирования, учитывающей эти потребности; - объем образовательных программ, реализуемых в рамках дополнительного образования, и объемные показатели участия в них учащихся; - рост доли школ, реализующих программы предпрофильного и профильного обучения, дополнительного образования и допрофессиональной подготовки, а также рост количества таких программ в среднем на одну школу; - снижение доли учащихся, неуспевающих по одному или нескольким предметам школьной программы, остающихся на второй год обучения (10); - увеличение количества единиц компьютерной техники и лицензионных копий программного обеспечения (включая свободно распространяемого), используемого в школах (8); - увеличение количества единиц и расширение ассортимента цифрового оборудования и цифровых образовательных ресурсов, используемых в школах (8); - рост доли общеобразовательных учреждений, реализующих модель "Школы полного дня"; - рост доли общеобразовательных учреждений, реализующих модель "Школы информатизации"; - рост доли учебного времени с применением информационнокомпьютерных технологий (ИКТ); - рост доли московских школьников, индивидуальные учебные достижения (портфолио) которых представлены в единой городской базе данных; - рост числа родителей, получающих общешкольную информацию и индивидуальную информацию о своем ребенке посредством современных информационных и коммуникационных технологий (сайт школы, рассылка на домашний компьютер и мобильный телефон); - рост доли предметных кабинетов, оснащенных в соответствии с современными стандартами на условия обучения; - рост объема повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, планируемых и осуществляющихся в соответствии с планами и нормативами по приоритетным направлениям; - снижение количества чрезвычайных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, в школах Москвы (9); - доля образовательных учреждений (по типам и видам), в которых реализована служба уполномоченного по правам детей; - рост доли детей, охваченных дополнительным образованием и профессиональной подготовкой по перспективным для города направлениям; - рост числа учащихся и предметов, охваченных независимой общественной системой оценки качества образовательных результатов; - рост числа одаренных детей школьного возраста, получивших моральное и материальное поощрение за высокие результаты в интеллектуальной и творческой деятельности, в том числе участвующих в предметных олимпиадах и всероссийских конкурсах, в том числе занимающих призовые места на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников; предоставление всем членам олимпийской сборной Москвы доступа к интернет-ресурсам и педагогической помощи для подготовки к олимпиадам, рост доли призеров московских олимпиад, получающих такой доступ (8); - увеличение доли детей, включенных в государственную систему выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей и занятости их социально значимой деятельностью (8); - увеличение количества реализуемых при поддержке Правительства Москвы и органов местного самоуправления программ воспитания толерантности, мирокультурных ценностей, навыков ненасильственного правомерного поведения, социально-культурной и психолого - педагогической адаптации детей из семей мигрантов и участия учащихся в них (7, 10). Основные мероприятия по реализации открытой образовательной политики Повышение квалификации и переподготовка различных категорий работников, занятых в сфере временного содержания, ухода, воспитания и развития детей дошкольного возраста, на базе учреждений высшего и среднего профессионального образования городского подчинения в целях их соответствия современным образовательным стандартам. Разработка и реализация на базе городских учреждений среднего и высшего педагогического образования курсов подготовки и переподготовки приходящих нянь, гувернеров, организаторов домашнего образования, тьюторов дистанционного образования (3, 5). Предоставление возможностей для обучения лиц, нуждающихся в трудоустройстве, по программам профессиональной подготовки обслуживающего персонала для работы в организациях, оказывающих услуги по воспитанию и уходу за детьми (3). Создание на базе Департамента образования города Москвы городского Агентства образовательного консультирования, предоставляющего консультации родителям, самостоятельно занимающимся с детьми, осуществляющего помощь в подборе няни, гувернера, репетитора, детского сада, центра развития, школы, учреждения дополнительного образования или конкретной образовательной программы в соответствии с запросами и потребностями семьи. Развитие учебной и материальной базы городских детских дошкольных учреждений; строительство и реконструкция зданий, развитие и благоустройство прилегающих территорий (1). Разработка и реализация программы "Школьный успех", включающей комплекс мероприятий, направленных на дифференциацию и индивидуализацию обучения, формирующих ситуацию планируемого успеха, а также подпрограммы, направленные на поддержку отдельных категорий неуспевающих школьников (гиперактивные дети, учащиеся с дисграфией/дислексией и т.д.), интернет-поддержка неуспевающих учащихся из социально незащищенных семей (4,10). Формирование в рамках действующего законодательства распределенной базы данных о детях, ориентированной на обеспечение образовательных потребностей детей (включая индивидуальные учебные работы и достижения), обеспечение взаимодействия этой базы с базами, формируемыми в других структурах. Разработка и внедрение механизмов выявления детей, не зачисленных в общеобразовательные школы (дети, занимающиеся бродяжничеством, дети мигрантов), их подготовки к школе. Использование с этой целью электронных данных ЗАГСов, МВД, структур здравоохранения, органов местного самоуправления (10). Создание городской системы выявления, поддержки и развития одаренных детей. Разработка, апробация и внедрение эффективных методик диагностики интеллектуальных и творческих способностей профессиональных задатков детей на разных возрастных этапах, а также технологий образовательной, воспитательной работы и социально - психологической поддержки одаренных детей. Принятие городской программы "Школа информатизации", обеспечивающей повышение эффективности и качества образования в общеобразовательных учреждениях, реализующих модель "Школы информатизации" за счет реализации новой системы целей, содержания и технологий образования на базе широкого применения ИКТ. Создание окружных школ русского языка для социокультурной интеграции детей-мигрантов. Развитие и поддержка программ образовательной, социально-культурной и психолого-педагогической адаптации детей из семей мигрантов. Создание ряда экспериментальных площадок, реализующих сетевые модели организации профильного образования. Оснащение образовательных учреждений учебным оборудованием и учебными средствами информационных и коммуникационных технологий в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Реализация проекта "Открытая школа", предусматривающего широкий спектр сервисов по виртуальному общению родителей с классным руководителем, учителями, руководством школы, знакомству с реализуемыми образовательными программами, текущей успеваемостью их ребенка, значимыми событиями школьной жизни и т.д. Проведение мероприятий, направленных на развитие правового образования, просвещения и воспитания детей и подростков (7). Создание системы участия учащихся в управлении образовательными учреждениями в рамках городской системы образования (7). Введение в образовательных учреждениях службы уполномоченного по правам детей (7). Грантовая поддержка детских творческих коллективов (на конкурсной основе) (6,8). Реализация комплексного проекта "Школа будущего", интегрирующего инновации московского образования. Направление 6. Ребенок в культурной среде (политика участия детей в культурной жизни города). Целью политики участия детей в культурной жизни Москвы должно быть эффективное использование культурных возможностей столицы для полноценного развития детей, их творческого самовыражения и созидательной деятельности. Основными задачами политики участия детей в культурной жизни являются: - активизация роли детей в культурной жизни города посредством: - предоставления на конкурсной основе целевой финансовой помощи (грантов) молодежным печатным и электронным СМИ, театрам, клубам и иным культурным инициативам; - развития музейной, краеведческой и историко-поисковой деятельности учреждений образования, расширения включенности в эту деятельность школ и учащихся города; - организации массовых представлений, хепенингов, танцевальных шоу и парадов с участием детей; - повышение охвата детей и подростков городскими программами патриотического, исторического, эстетического воспитания, повышение эффективности этих программ, привлекательности реализуемых в их рамках мероприятий в глазах подрастающего поколения; - повышение охвата детской и молодежной аудитории экскурсионной деятельностью, расширение многообразия и повышение привлекательности городских музеев и выставок; - предоставление целевой финансовой помощи музеям и культурным центрам, специализирующимся на работе с детско-подростковой аудиторией; - поддержка и популяризация детских библиотек, расширение охвата детско-подростковой аудитории библиотечной деятельностью, развитие детского чтения и слушания качественной литературы; - поддержка и развитие клубной и кружковой работы с детьми, расширение охвата детской аудитории данными формами деятельности. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - рост числа детских и молодежных культурных инициатив и проектов, реализуемых при поддержке Правительства Москвы; - увеличение количества образовательных, просветительских и воспитательных программ для детей и подростков, реализуемых московскими музеями и культурными центрами при поддержке Правительства Москвы; - рост посещаемости детских библиотек; - увеличение числа проводимых на базе детских библиотек мероприятий, направленных на развитие детского чтения и слушания художественной литературы; - рост доли детей и подростков, задействованных в различных формах клубной, кружковой, студийной работы вне школы. Основные мероприятия по реализации политики участия детей в культурной жизни Москвы Предоставление на конкурсной основе целевой финансовой помощи Правительства Москвы (грантов) детским и молодежным культурным инициативам и проектам (клубам, театрам, печатным и электронным СМИ и т.д.). Организация и проведение городских форумов участников детских общественных объединений, праздников и представлений с участием детей. Разработка и проведение мероприятий, направленных на художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения. Разработка и поддержка Правительством Москвы программ развития Московского музея образования, Города Науки, Центра Интеллект, Музея истории детского движения Москвы. Предоставление на конкурсной основе целевой финансовой помощи Правительства Москвы (грантов) городским музеям и культурным центрам, реализующим образовательные, просветительские и воспитательные программы, направленные на детскую и подростковую аудитории. Развитие музейной педагогики и экскурсионной работы с подрастающим поколением. Разработка и реализация программы "Московские дети познают Россиию", направленной на знакомство подрастающего поколения с историко-культурными центрами России. Предоставление на конкурсной основе целевой финансовой помощи Правительства Москвы (грантов) детским и юношеским библиотекам, реализующим инновационные образовательные, просветительские и воспитательные проекты. Развитие сети детских и юношеских библиотек. Разработка и принятие комплекса мероприятий по поддержке издания детской литературы и развития детского чтения "Книги - детям". Проведение ежегодного городского конкурса детских и школьных библиотекарей, методистов по библиотечным фондам "Мастер книги". Разработка и реализация мероприятий, направленных на увеличение издаваемых для детей художественных произведений, периодических печатных изданий, создание городского детского телевидения. Направление 7. Ребенок в социальном окружении (политика участия детей в жизни города и принятии решений, касающихся их жизни в семье, школе, обществе и государстве). Цель политики участия детей в жизни Москвы и принятии решений должна заключаться в создании условий для органичного включения подрастающего поколения в жизнь общества - сначала на микро-, затем на макроуровне, приобщении к социальным ценностям и нормам, эффективной профилактике отклоняющегося поведения. Основными задачами политики участия детей в общественной жизни являются: - создание условий для первичной социализации детей в рамках дворовых пространств жилых домов, общения со сверстниками и взрослыми, формирования коммуникативных навыков; - разработка механизмов, обеспечивающих учет мнения детей при формировании политики городских властей, а также участие детей и подростков в разработке и реализации инициатив, направленных на улучшение окружающей жизни; - повышение правовой культуры детей в целях усиления их защищенности в сфере трудовых отношений; - поддержка социально значимых детских и молодежных проектов и инициатив посредством: - развития правовой базы деятельности и взаимодействия детских общественных объединений; - совершенствования специальной подготовки и повышения на этой основе компетентности взрослых организаторов детских общественных объединений; - разработки и принятия условий проведения ежегодного конкурса социально значимых проектов и программ детских общественных объединений, а также проведения городской выставки-ярмарки социально значимых проектов и программ детских общественных объединений; - создания системы информационно-методической поддержки деятельности детских общественных объединений; - создания системы общественного и государственного признания общественно полезной деятельности детских общественных объединений; - формирования новых представлений о ребенке как партнере взрослого, обладающем гражданскими правами и свободами; - обеспечение условий для занятости и социализации несовершеннолетних посредством: - развития и поддержки молодежных бирж труда; - развития и поддержки ученических компаний; - развития и поддержки детско-взрослых, в том числе семейных предприятий; - расширения спектра организационных форм сезонной работы, рассчитанной на несовершеннолетних; - создания и развитие рабочих мест на предприятиях малого бизнеса; - развитие и поддержка программ полового воспитания несовершеннолетних, профилактики ранних сексуальных отношений; - развитие и поддержка программ воспитания толерантности, мирокультурных ценностей, навыков ненасильственного правомерного поведения; - развитие и поддержка программ профилактики правонарушений, социально опасного поведения, вредных привычек и зависимостей, в том числе: - антиникотиновых; - антиалкогольных; - антинаркотических; - программ профилактики игровой зависимости (игромании); - развитие инфраструктуры социальных служб и детско-подростковых клубов по месту жительства, в том числе детско-взрослых волонтерских организаций, подготовка квалифицированных кадров для организации данных видов деятельности. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - рост числа участников детских общественных объединений и участников мероприятий, организованных детскими общественными объединениями; - увеличение количества реализуемых при поддержке Правительства Москвы и органов местного самоуправления образовательных программ, ориентированных на повышение компетентности взрослых организаторов детских общественных объединений; - рост числа дворовых мероприятий (игр, соревнований, акций по благоустройству), осуществляемых при поддержке Правительства Москвы, органов местного самоуправления, а также расширение количества участвующих в них жителей; - рост числа детей и подростков, принявших участие в обсуждении вопросов, связанных с положением детей; - количество разработанных и внедренных механизмов участия детей и подростков в управлении городом; - рост активности и числа содержательных предложений и дискуссий детей и подростков на интернет-порталах органов исполнительной власти города Москвы, общественных структур и движений; - наличие и активное функционирование детского представительного органа, взаимодействующего с органами исполнительной и законодательной власти города Москвы; - уровень вовлеченности детей и подростков из маргинальных групп и групп риска (инвалидов, ВИЧ-инфицированных, детей из приемных семей, детей мигрантов) в процесс принятия решений по вопросам детства (4, 10); - рост числа несовершеннолетних жителей столицы, воспользовавшихся различными разрешенными формами трудоустройства; - увеличение количества и повышение эффективности реализуемых при поддержке Правительства Москвы и органов местного самоуправления программ профилактики правонарушений, социально опасного поведения, вредных привычек и зависимостей (в том числе антиникотиновых, антиалкогольных, антинаркотических, программ профилактики игровой зависимости) (10); - исключение доступности табачных изделий и алкоголя для несовершеннолетних (10); - увеличение числа и повышение эффективности реализуемых на базе городских вузов программ подготовки кадров для социальных служб, детско-подростковых клубов и детско-взрослых волонтерских организаций, а также количества проходящих обучение по этим программам специалистов (10). Основные мероприятия по реализации политики участия детей в общественной жизни города и принятии решений Разработка и принятие плана мероприятий по государственной поддержке детских общественных объединений. Принятие правовых актов, регулирующих деятельность взрослых организаторов детских общественных объединений. Разработка межведомственного социального проекта "Форум взрослых. Детское движение: новая стратегия Москвы". Разработка межведомственного социального проекта "Форум участников детских общественных объединений "Мы - граждане". Изучение мнения детей и подростков о том, что надо сделать в Москве, чтобы превратить ее в город для детей. Формирование и поддержка системы городских интернет-порталов, ориентированных на высказывание и обсуждения позиций и предложений детей. Разработка и реализация межведомственного социального проекта "Московский двор - пространство общения и развития ребенка" (9). Поддержка организации детско-взрослых дворовых игр, спортивных состязаний, инициативных мероприятий по благоустройству территории (9). Разработка и принятие плана мероприятий по поддержке предприятий, создающих условия для занятости и профессиональной подготовки несовершеннолетних. Принятие правовых актов, определяющих вопросы организации трудовой деятельности подростков и ответственность лиц, применяющих и организующих их труд в условиях семейного бизнеса, шоу-бизнеса и др. Разработка и реализация межведомственного социального проекта "Моя первая работа", направленного на создание условий для эффективного трудоустройства подростков и учащейся молодежи. Реализация социально-образовательной программы "Достижения молодых", предусматривающей поддержку ученических компаний. Проведение информационных кампаний для профессионалов и населения по воспитанию позитивного отношения к представителям иных национальностей, мигрантам (10). Создание городской Ассоциации компьютерных игровых клубов и выработка единых стандартов оказания услуг несовершеннолетним посетителям. Обеспечение недоступности табачных изделий и алкоголя для несовершеннолетних (10). Обучение специалистов, работающих в сфере детства, формам и способам учета мнения детей в их работе. Направление 8. Ребенок в мире новых технологий (политика обеспечения доступа к достижениям научно-технического прогресса и информационным технологиям для всех детей). Цель политики обеспечения доступа к новым технологиям для всех детей в городе Москве состоит в эффективном развитии потенциала и обеспечении высокой конкурентоспособности подрастающего поколения в сфере научно-технических инноваций, информации и телекоммуникации. Основными задачами политики вовлечения детей в мир новых технологий являются: - обеспечение эффективного и безопасного вхождения всех детей в среду современных информационных технологий; - повышение компетентности детей и подростков в сфере инновационных научно-технических идей, концепций и решений (нанотехнологий, биотехнологий, робототехники и т.д.); - обеспечение наиболее благоприятных условий для непосредственных контактов представителей российской научно-технической интеллигенции с учащимися (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий, традиционных печатных и электронных СМИ и т. д.); - популяризация достижений отечественной науки на протяжении российской и советской истории и современности в средствах массовой информации, содержании общего среднего образования; - насыщение культурно-информационного и рекреационного поля детей достижениями научно-технического прогресса и информацией о них, поддержка талантливой молодежи и смена ее ориентации с "социально-экономической" на научно-техническую карьеру; - воссоздание на новой основе и в принципиально новых масштабах системы научно-технического творчества детей и молодежи. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - рост доли детей, имеющих доступ к интернету; - фиксируемое мониторинговыми исследованиями повышение компетентности детей и подростков в области информационных технологий, информационного права и информационной безопасности (5); - рост количества детских интернет-проектов, а также социально значимых проектов и программ детских общественных организаций, направленных на улучшение окружающей жизни; - широкое распространение систем родительского управления доступом к интернет-ресурсам и телепрограммам (3); - снижение числа преступлений против детей в интернете (10); - снижение числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних в сфере информационных технологий и информационной безопасности (7, 10); - рост числа площадок, обеспечивающих детям и подросткам возможность опытного знакомства с достижениями науки и технологии (научных парков, экспериментариев, эксплораториев, школьных музеев экспериментальной науки) (5); - рост доли информационного потока, посвященного науке и технологии в электронных и печатных СМИ; - рост персонального интеллектуального участия научно-технических специалистов высшей квалификации в детских программах (в форме публикаций, публичных интернет- и телевизионных лекций для школьников и учителей, участия в жюри конкурсов, вовлечения детей в проведение научных исследований и т.п.); - рост конкурсов и олимпиад, в том числе относящихся к современным достижениям науки и технологии (в частности, по программированию, робототехнике, нано- и биотехнологиям), и результаты московских детей в них (5); - фиксируемое мониторинговыми исследованиями повышение компетентности детей и подростков в области инновационных научно-технических идей, концепций и решений (5); - рост числа детей и подростков, занимающихся научно-техническим творчеством на базе детских технопарков, центров научно-технического творчества детей и молодежи, подразделений научных институтов и лабораторий (5). Основные мероприятия по реализации политики обеспечения доступа к новым технологиям для всех детей Развитие и поддержка образовательных, просветительских и воспитательных программ, ориентированных на повышение информационной компетентности подрастающего поколения, развитие пользовательских навыков, расширение знаний в области правового регулирования сетевого взаимодействия, защиты информации, авторских и смежных прав (5). Распространение программных средств, обеспечивающих родительское управление доступом к интернет-ресурсам и телевизионным программам (3). Широкая программа переиздания классики и издание переводов лучших образцов мировой научно-технической литературы для детей. Создание детских технопарков в каждом округе города Москвы. Разработка и поддержка Правительством Москвы программ развития Московского музея образования, Города Науки, Центра Интеллект (5). Создание Московского городского юношеского центра инновационных технологий. Предоставление целевой финансовой помощи (грантов) Правительства Москвы учреждениям и организациям, специализирующимся на организации научно-технического творчества детей и подростков (5). Проведение ежегодных городских соревнований управляемых роботов. Награждение, поддержка и использование потенциала педагогов, подготовивших победителей школьных олимпиад, вовлечение их в систему повышения квалификации, организация при городской поддержке съездов, конференций, семинаров, публикаций с их участием (5). Формирование сети интерактивных, исследовательских, экспериментальных музеев и выставок - от общегородских "Городов Науки" до школьных музеев занимательной науки (5). Направление 9. Ребенок в городском пространстве (политика обеспечения прав и интересов детей в городской инфраструктуре и природной среде). Цель политики обеспечения прав и интересов детей в городской инфраструктуре и экосистеме Москвы должна заключаться в том, чтобы сделать природно-техногенную среду мегаполиса максимально дружественной по отношению к ребенку, создать условия для безопасного и комфортного пребывания детей в городских сооружениях, на улицах, скверах и в зонах отдыха. При этом важно обеспечить и позитивное обратное воздействие подрастающего поколения на городскую среду - вклад детей в благоустройство территории, реализацию экологических и реставрационных проектов, сохранение архитектурно-художественных памятников, профилактику вандализма, загрязнения природных объектов, заботу о представителях городской фауны. Основными задачами политики обеспечения прав и интересов детей в городской инфраструктуре и экосистеме являются: - реконструкция и художественное оформление подъездов жилых домов, обеспечивающие комфортность и безопасность детей, положительно влияющие на их личностное развитие; - реализация программы строительства и благоустройства детских городков в каждом московском дворе; - расширение сети дворовых спортивных площадок и мини-стадионов, их благоустройство и обеспечение необходимым оборудованием; - обеспечение безопасности и комфортности пребывания детей на улицах города; - обеспечение безопасности и комфортности перемещения детей по городу (на общественном транспорте, велосипедах и других транспортных средствах без двигателя); - реализация образовательных программ и проектов, направленных на информирование детей и подростков о городской инфраструктуре Москвы, воспитание уважительного, заботливого отношения к городским объектам; - реализация проектов участия детей и подростков в мероприятиях по охране историко-культурного наследия города, благоустройству и художественному оформлению городских пространств и площадей; - организация "зеленых уголков" в жилых районах города, работ по озеленению; - строительство детских игровых и спортивных площадок в скверах, парках, на городских пляжах и других зонах отдыха; - реализация образовательных программ и проектов, направленных на экологическое воспитание юных москвичей, участие детей и подростков в мероприятиях по охране природной среды, защите животных и птиц. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - рост доли подъездов жилых домов, оборудованных пандусами и полозьями для детских колясок, площадками для хранения колясок, велосипедов и другого детского инвентаря (1); - рост доли подъездов жилых домов, оборудованных запирающими устройствами, камерами видеонаблюдения, средствами оперативной связи с органами правопорядка, помещениями для консьержа (дежурного по подъезду); - снижение уровня травматизма детей; - снижение уровня зарегистрированных преступлений против детей (10); - рост числа дворовых территорий, обеспеченных полностью оборудованными детскими игровыми и спортивными площадками, камерами видеонаблюдения (7); - рост числа реализуемых при поддержке Правительства Москвы образовательных программ и проектов, направленных на информирование детей и подростков о правилах дорожного движения, основных требованиях личной безопасности на улице и в общественных местах, формирование навыков безопасного поведения в городе (5, 7); - снижение количества ДТП с участием детей на улицах Москвы; - рост сети подземных и наземных переходов, искусственных неровностей ("лежачих полицейских"), дорожек для безопасного перемещения на велосипедах; - рост числа проектов по художественному оформлению детьми городских пространств и плоскостей, реализуемых при поддержке Правительства Москвы (6); - увеличение количества реализуемых при поддержке Правительства Москвы проектов участия детей и подростков в мероприятиях по охране окружающей среды и историко-культурного наследия города, благоустройству городских территорий (6, 7). Основные мероприятия по реализации политики обеспечения прав и интересов детей в экосистеме и городской инфраструктуре Москвы Повышение уровня безопасности эксплуатации лифтов в жилых домах; предотвращение проникновения детей и подростков в шахты лифтов, на крыши жилых домов, в технические помещения подвалов и чердаков. Оборудование входов в жилые дома и подъездов запирающими устройствами, домофонами и камерами видеонаблюдения; организация помещений для консьержа (дежурного по подъезду), устройство оперативной связи с отделением милиции, пунктом охраны порядка. Оформление подъездов жилых домов стендами с обращенной к детям и родителям информацией, социальной и образовательной рекламой и т.д. Строительство во дворах жилых домов игровых и спортивных площадок, стадионов, площадок для выгула собак и обеспечение их необходимым оборудованием (2). Установка во дворах жилых домов камер видеонаблюдения. Развитие инфраструктуры, обеспечивающей удобство и комфортность пребывания младенцев в общественных местах (перемещение по городу с детской коляской и помещения для колясок в жилых домах и общественных местах, возможность пеленания и кормления детей в общественных местах, специальная мебель, игровые комнаты и уголки в общественных местах и т.д.) (1). Развитие на улицах Москвы сети подземных и наземных переходов, искусственных неровностей ("лежачих полицейских"), велосипедных дорожек. Организация на улицах Москвы скамеек и уголков отдыха, фонтанов, источников питьевой воды и общественных туалетов (2). Реализация образовательных программ и проектов, направленных на информирование детей и подростков о правилах дорожного движения, основных требованиях личной безопасности на улице и в общественных местах, формирование навыков безопасного поведения в городе (5,10). Проведение мероприятий, направленных на развитие экологического образования и воспитания детей и подростков в городе Москве (5). Поддержка детско-молодежных социальных проектов, направленных на улучшение экологии и художественного оформления города, сохранение памятников архитектуры и других исторических объектов (6,7). Направление 10. Ребенок в трудной жизненной ситуации (политика поддержки и адаптации). Цель политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию в городе Москве, должна состоять в создании условий для их социально-психологической реабилитации и адаптации, устранения влияния криминальной или социально неблагополучной среды, возвращения к учебе, обеспечении условий для поддержки здоровья, нормальной жизни. Основными задачами политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются: - формирование системы своевременного выявления детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, принадлежащих к "группам риска"; - недопущение дискриминации и безусловное соблюдение прав всех категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; - снижение уровня насилия в отношении детей, развитие профилактической работы с социально неблагополучными семьями и семьями "группы риска"; - безусловное соблюдение права на образование для всех ВИЧ-инфицированных детей; - пресечение трудовой эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения их в занятие попрошайничеством; - развитие и апробация новых эффективных технологий социальной и психолого-педагогической работы с различными категориями детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; - поддержка подразделений органов внутренних дел, специализирующихся на оперативной, следственной и профилактической работе с несовершеннолетними; - развитие образовательных и воспитательных программ, ориентированных на различные категории детей, попавших в трудную жизненную ситуацию; - развитие системы повышения профессиональной компетентности различных категорий специалистов, работающих с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; - развитие системы учреждений, разной гражданско-правовой формы, обеспечивающих все виды помощи и поддержки детям, попавшим в беду. Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения к намеченной цели являются: - сокращение числа детей и подростков, умерших в результате насилия; - повышение доступности для детей - жертв насилия и их семей специализированной помощи по реабилитации и преодолению последствий насилия (3); - снижение числа выявленных несовершеннолетних наркопотребителей в процентах к общему количеству граждан указанной категории, в том числе поставленных на профилактический учет; - снижение показателей детской и подростковой преступности в городе Москве (7); - снижение числа рецидивов среди выпускников закрытых исправительных учреждений для несовершеннолетних. Основные мероприятия по реализации политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию Создание межведомственной группы мониторинга состояния различных категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Организация мониторинга социальных проблем в детской и молодежной среде (насилие и дискриминация, безнадзорность и беспризорность, преступность несовершеннолетних, употребление психоактивных веществ). Создание и поддержка единых городских баз данных "Дети группы риска" и "Семьи группы риска" (3). Разработка и внедрение программы по раннему выявлению, реабилитации и социальному сопровождению семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (3). Проведение превентивных мероприятий по предотвращению насилия в семьях (3). Оказание адресной помощи малообеспеченным семьям с несовершеннолетними детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (3). Организация летних профильных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (2, 7). Организация для несовершеннолетних, находящихся на учете в учреждениях социального обслуживания семьи и детей,культурно-досуговых мероприятий (посещение театров, музеев, выставок, проведение семейных и детских конкурсов, игр, соревнований, выставок, благотворительных акций, проведение кинофестивалей и т.д.) (6). Развитие системы социальных услуг, оказываемых детям и подросткам, пострадавшим от насилия. Проведение городских информационно-просветительских кампаний, направленных против применения к детям телесных наказаний, за ненасильственные методы воспитания (3). Введение независимой общественной инспекции содержания детей в детских учреждениях (3, 4, 5). Организация постоянного патрулирования сотрудниками милиции городских вокзалов, рынков, метро, железнодорожного транспорта, иных мест и проведение межведомственных мероприятий с участием органов социальной защиты населения, здравоохранения, опеки и попечительства, общественных организаций, направленных на выявление беспризорных детей, оказание им помощи и последующее помещение в приюты. Оказание материальной помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним (питание, одежда, обувь, другие необходимые нужды). Обеспечение условий продолжительности социально активной жизнедеятельности наркозависимой молодежи, прошедшей лечение и реабилитацию, за счет предоставления услуг в социальной сфере. Организация деятельности по мотивации наркозависимых с привлечением волонтеров из числа прошедших реабилитацию (7). Создание центров социально-трудовой реабилитации для наркозависимых и больных алкоголизмом несовершеннолетних (7). Финансовая поддержка Правительством Москвы разработки и реализации образовательных и воспитательных программ и проектов, направленных на работу с различными категориями детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (на конкурсной основе) (5, 7). VI. Механизм реализации Стратегии Стратегия носит межведомственный характер: ее реализация будет осуществляться комплексами городского управления и территориальными органами исполнительной власти города Москвы при координирующей роли Комплекса социальной сферы города Москвы. Вместе с тем, одним из ключевых принципов Стратегии является опора на технологии социального партнерства, в связи с чем предполагается привлечь к ее реализации широкий круг негосударственных структур, общественные организации, бизнес-сообщества столицы. Реализация Стратегии предполагает наличие следующих необходимых элементов: - научно-обоснованного проектирования, подготовки документов по реализации Стратегии; - координации различных программ и проектов в рамках Стратегии, координации с федеральными программами, различными городскими программами, текущей работой органов исполнительной власти; - общественной экспертизы, контроля, общественно-государственного управления; - конкурсных механизмов создания и принятия документов и выделения финансирования; - согласованного исполнения планов всеми участниками реализации Стратегии; - прямого взаимодействия с детьми и родителями; - мониторинга хода реализации Стратегии по направлениям с привлечением профессиональных, а также независимых и международных структур. Реализация Стратегии может потребовать разработки законов города Москвы, иных правовых актов города Москвы. Помимо этого, Стратегия должна найти отражение в текущем и перспективном планировании деятельности органов исполнительной власти. Реализация Стратегии будет включать: - сбор данных, в том числе - от московских и федеральных органов исполнительной власти и учреждений, а также путем опросов граждан; - выработку вариантов вероятных сценариев реализации Стратегии, в частности, в зависимости от выделяемого финансирования; - принятие основного сценария, определение прогнозируемых по годам значений индикаторов Стратегии; VII. Научно-методическое и кадровое обеспечение реализации Стратегии Потенциал Москвы как интеллектуального и научного центра Российской Федерации создает благоприятные условия для научно-методического сопровождения осуществления Стратегии, а также подготовки высококвалифицированных кадров, реализующих ее основные направления. Основные принципы научно-методического обеспечения реализации Стратегии: - опора на современные научные разработки, лучшие образцы мирового и российского опыта построения эффективной социальной политики; - привлечение лучших представителей российских и международных научных и экспертных организаций; - проведение регулярных мониторинговых и прогностических исследований; - оперативное представление полученных данных и обоснованных гипотез Правительству Москвы, профессиональному сообществу. Помимо конкурсных проектировочных, экспертно-аналитических и мониторинговых работ, осуществляемых в рамках механизмов реализации Стратегии, экономически целесообразным и управленчески эффективным может быть создание постоянно действующих подразделений в рамках организаций Комплекса социальной сферы города Москвы, а также на межведомственной основе. Кадровое обеспечение реализации Стратегии должно быть направлено прежде всего не просто на "закрытие" существующих или вновь возникающих вакансий, а на подготовку специалистов мирового уровня по работе с детьми, владеющих эффективными современными технологиями социальной работы, умеющих и готовых в этой работе учитывать мнение самих детей, высокомотивированных и гуманистически настроенных. Основные принципы кадрового обеспечения реализации Стратегии: - построение целостной системы обучения, переподготовки и повышения квалификации специалистов с опорой на передовой международный и российский опыт; - максимальное использование возможностей московских вузов и научных организаций, системы бизнес-образования, активных и интерактивных технологий обучения, стажировок в России и за рубежом; - создание современной системы аттестации специалистов и присвоения квалификационных категорий, использование современных мотивационных технологий, эффективных форм оплаты труда. Правительство Москвы ежегодно утверждает и выносит на конкурс городской заказ на подготовку различных категорий специалистов по работе с детьми. Исполнителями конкурсных заданий могут выступать любые организации, специализирующиеся на обучении персонала и повышении профессиональной квалификации, при условии соответствия их заявок и возможностей требованиям технических заданий. VIII. Информирование о результатах и ходе реализации Стратегии Важным условием эффективности осуществления Стратегии является политика информационной открытости, направленная на предоставление обществу полной и объективной информации о ходе реализации политики в сфере детства, возникающих проблемах и путях их решения, возможностях каждого москвича внести личный вклад в превращение столицы в город, доброжелательный к детям. Реализация Стратегии должна сопровождаться информационными мероприятиями, направленными на привлечение внимания общественности к вопросам детства и просвещение в таких важных вопросах, как толерантность и социальная интеграция, а также права ребенка. Основные составляющие информационного сопровождения и медиаподдержки Стратегии включают в себя: - публикацию и размещение в интернете ежегодных сводных отчетов о реализации Стратегии, отчетов органов исполнительной власти и наиболее важных аналитических разработок, результатов социологических и мониторинговых исследований; - регулярные выступления руководителей органов исполнительной власти в городских СМИ с информацией об основных приоритетах политики в сфере детства и семьи, о необходимости превращения столицы в город, доброжелательный к детям; - организацию телефонной "горячей линии" по вопросам реализации Стратегии и превращения Москвы в город, доброжелательный к детям, а также тематических форумов в интернете; - организацию тематических теледебатов, ток-шоу, радиопередач, репортажей и аналитических материалов в СМИ и т.п.; - проведение общегородских информационно-пропагандистских кампаний средствами социальной рекламы. Страницы: 1 2 |