О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ.. Постановление. Правительство Москвы. 25.03.08 195-ПП

Оглавление


Страницы: 1  2  


педагогическую практику (5).
     Включение в   содержание   курсов   повышения   квалификации  для
педагогов     общеобразовательных      учреждений      модулей      по
здоровьесберегающим    технологиям   обучения.   Обучение   педагогов,
руководителей   образовательных   учреждений    формам    и    методам
воспитательной работы по формированию ценностей здоровья, профилактике
курения, алкоголизма и наркомании (5, 7, 10).
     Строительство, ремонт  и  благоустройство спортивно-физкультурных
объектов в  жилых  микрорайонах города и образовательных учреждениях -
стадионов,  бассейнов,  спортивных  и  тренажерных  залов,  спортивных
клубов; обеспечение ценовой и шаговой доступности этих объектов семьям
с детьми (5, 7, 9).
     Реализация программ   повышения   профессиональной   квалификации
преподавателей   физкультуры,   тренеров   и   руководителей   детских
спортивных секций (5, 7, 9).
     Обеспечение возможности посещения детьми и молодежью спортивных и
фитнес-клубов,  бассейнов,  пляжей и купален;  разработка для детей из
социально   незащищенных   семей   программ   бесплатного  пользования
вышеуказанными объектами (5, 9).
     Обеспечение доступности    детского    отдыха   и   оздоровления,
санаторно-курортного обслуживания всем категориям детей.
     Поддержка сети   летних   лагерей,   обеспечивающих   полноценные
возможности для отдыха, спортивной и творческой деятельности учащихся,
их образовательного консультирования (7).
     Организация работы  по  профилактике   инвалидности:   реализация
программ   медико-социально-психологической   помощи   детям,  которым
угрожает инвалидность,  образовательных программ для беременных женщин
и молодых мам (4).
     Создание в  детских   поликлиниках   наркологических   кабинетов,
кабинетов репродуктивного здоровья (7, 10).
     Развитие сети     городских     наркологических      диспансеров,
специализирующихся   на  работе  с  несовершеннолетними.  Развитие  их
материально-технической базы,  кадрового  потенциала,  технологическое
перевооружение (10).

     Направление 3.  Ребенок  в семейном окружении (политика поддержки
семей с детьми и заботы о семейном устройстве всех детей).
     Целью политики  заботы  о  семье  в  городе  Москве  должно  быть
содействие упрочению института семьи и брака и безусловному соблюдению
права  каждого  ребенка  на  семью,  повышению  качества жизни семей с
детьми,  формированию  в  семьях  морально-психологического   климата,
максимально способствующего гармоничному развитию детей.
     Основными задачами  политики   заботы   о   семье   являются:   -
     обеспечение всесторонней социально-экономической поддержки
семей с детьми посредством: -
системы денежных пособий и целевых субсидий; -
содействия улучшению жилищных условий; -
создания условий   для   занятости   обоих   родителей;  -  расширения
     возможностей для занятости родителей при вы-
полнении ими  своих  семейных обязанностей;  - развития инфраструктуры
     временного содержания, ухода,
воспитания и   развития   детей   дошкольного   возраста;  -  развития
     инфраструктуры совместного отдыха, досуга,
культурных образовательных центров и мероприятий для семей с детьми;
     - обеспечения равного и приоритетного доступа к услугам в области
образования, здравоохранения, культуры, спорта и социальных услуг;
     - развитие системы социально-психологической  и  правовой  помощи
семье посредством:
     - повышения качества и доступности социальных услуг для  семей  с
детьми в учреждениях социального обслуживания семьи и детей;
     - обеспечения для всех  категорий  семей  (в  том  числе  молодых
семей,    многодетных,   малообеспеченных,   переживающих   кризис   в
отношениях, состоящих на учете как неблагополучные и др.);
     - доступа  к  услугам  семейных консультаций,  кризисных центров,
служб правовой помощи и т.д.;
     - повышения   качества  и  доступности,  расширения  ассортимента
социальных услуг семьям,  имеющим детей-инвалидов и  детей  с  особыми
потребностями;
     - социальной работы с семьями из группы риска, помощи родителям в
лечении алкоголизма и наркомании, профилактики безнадзорности детей;
     - обеспечение    информационно-культурной     поддержки     семьи
посредством:
     - содействия  просемейной  направленности  вещательной   политики
городского  телевидения  и  радио,  редакционной  политики  печатных и
электронных СМИ;
     - поддержки   и   развития   семейных   форм   отдыха  и  досуга,
детско-родительских общественных  объединений,  клубов,  экскурсионных
программ и т.д.;
     - поддержки и развития семейных форм образования детей;
     - формирования   и   развития   программ  повышения  родительской
компетентности;
     - развития  инфраструктуры  содержания  домашних животных в семье
(первичное   консультирование,   помощь   в   подборе,    ветеринарное
обслуживание, дрессировка, зоогостиницы и т.д.)
     - сокращение числа безнадзорных  и  беспризорных  детей  за  счет
усиления профилактической работы с семьями "группы риска";
     - обеспечение права на семью для детей-сирот и детей,  оставшихся
без попечения родителей, посредством:
     - оптимизации процедур усыновления,
     - стимулирования  усыновления  и опеки,  поддержки усыновителей и
опекунов;
     - развития и поддержки приемных,  патронатных семей и других форм
семейного устройства;
     - формирования общественного мнения.
     - повышение значимости семьи и семейного  воспитания,  укрепление
супружеских связей и связей поколений посредством:
     - предоставления социально-экономической  поддержки  "золотым"  и
"бриллиантовым" супружеским парам;
     - развития и формирования семейных ценностей у молодых  супругов,
пропаганды позитивного опыта супружеских пар старшего поколения;
     - создания  условий   для   укрепления   духовно-нравственных   и
культурных семейных традиций.
     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - повышение  среднедушевого  дохода  московских  семей  с  детьми
(включая зарплаты, пенсии и социальные пособия) (1);
     - снижение  доли  многодетных  семей  с  результирующим  (включая
социальные  выплаты  и услуг) доходом на члена семьи ниже прожиточного
минимума;
     - снижение  разницы  в доходах 20%  самых обеспеченных московских
семей и 20% самых малообеспеченных семей (с учетом социальных выплат и
услуг) с приоритетом снижения - для многодетных семей;
     - доведение ежемесячного пособия для детей в возрасте до  18  лет
из  малообеспеченных  семей  до уровня,  соответствующего минимальному
размеру пособия по уходу за  ребенком  -  1500  рублей  с  последующей
индексацией (1);
     - рост числа семей с детьми,  которые воспользовались  различными
кредитными  программами  (в  том  числе  образовательными и ипотечными
кредитами);
     - объем  субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
отдельным категориям граждан;
     - увеличение   числа   молодых  семей,  проживающих  в  отдельных
квартирах (1);
     - снижение количества разводов (1);
     - рост   доли   родителей,   охваченных   программами   повышения
родительской компетентности;
     - снижение  доли  семей,  состоящих  на   учете   как   социально
неблагополучные (10);
     - снижение доли  детей,  не  посещающих  школу  без  уважительных
причин (5, 10);
     - сокращение доли родителей, лишенных родительских прав (10);
     - сокращение  времени пребывания в родовспомогательном учреждении
ребенка, от которого отказались при рождении;
     - сокращение   времени,  необходимого  для  семейного  устройства
детей, от которых отказались при рождении;
     - сокращение    количества    воспитанников    специализированных
учреждений для детей-сирот;
     - увеличение  числа  детей-сирот,  а также детей,  оставшихся без
попечения родителей,  помещенных в альтернативные семьи,  в том  числе
под опеку и попечительство в приемные семьи;
     - рост  доли  детей,  возвратившихся  в  биологические  семьи   в
результате   предоставления   эффективных  реабилитационных  услуг  (в
процентах от общего количества детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения родителей) (10).

          Основные мероприятия по реализации политики заботы
                               о семье

     Создание системы  информирования  вступающих  в  брак   о   мерах
социальной  поддержки  молодых семей,  возможностях улучшения жилищных
условий и т.п. (1).
     Повышение объема  предоставляемых семье московских пособий и иных
социальных льгот  по  мере  увеличения  количества  детей  в  семье  в
дополнение к пособиям, определяемым на федеральном уровне (3).
     Введение в  дополнение  к   федеральным   московских   механизмов
оказания   дополнительной   поддержки   неполных   семей  с  детьми  и
многодетных семей с низкими доходами, семей, принимающих на воспитание
детей,  оставшихся  без  попечения родителей,  а также семей,  имеющих
детей-инвалидов.
     Разработка и реализация системы дополнительных мер,  направленных
на обеспечение жильем малоимущих граждан с детьми, нуждающихся в жилых
помещениях,   включая   меры   по   расселению   семей   с  детьми  из
неприспособленных   и   ветхих   жилых   помещений,    первоочередному
предоставлению  жилья  детям,  оставшимся без попечения родителей,  по
окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в семьях
опекунов (попечителей), приемных семьях, а также по окончании службы в
Вооруженных Силах Российской Федерации.
     Развитие системы  адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных
услуг в зависимости от состава и материального положения семьи.
     Предоставление беременным   женщинам   до   ухода   в  отпуск  по
беременности и родам  возможности  освоения  профессий,  создание  для
женщин,   выходящих   из   отпуска  по  уходу  за  ребенком,  условий,
способствующих их возвращению  к  трудовой  деятельности,  организация
системы   повышения   их   квалификации   и  переобучения  профессиям,
востребованным на рынке труда.
     Развитие и   популяризация   очных,   дистанционных   и  частично
дистанционных программ профессионального образования  (переподготовки,
повышения квалификации) для родителей малолетних детей.
     Предоставление возможностей для индивидуального и  дистанционного
обучения    родителей-студентов    в   учреждениях   профессионального
образования.
     Предоставление возможности  получения  рядом  категорий родителей
малолетних детей второго высшего образования на льготной (в том  числе
бесплатной) основе в вузах городского подчинения (3).
     Развитие системы  современного  интеллектуального   надомного   и
частично  надомного труда,  гибких форм занятости (обработка текстов и
медиаинформации,  перевод  с  иностранных  языков,   программирование,
дизайн,  обучение, call-центры и т.д.), позволяющих совмещать работу с
выполнением семейных обязанностей,  для родителей малолетних  детей  и
детей-инвалидов (3, 4).
     Формирование государственного заказа  на  оказание  организациями
различной  организационно-правовой  формы  социальных  услуг  семьям с
детьми.
     Формирование городской системы социальных служб, доброжелательных
к семье, в том числе:
     - создание  сети  семейных  психологических  консультаций во всех
административных  округах  города  Москвы  и  обеспечение  доступности
предоставляемых ими услуг;
     - создание  сети  центров  правовой  поддержки  семьи   во   всех
административных  округах  города  Москвы  и  обеспечение  доступности
предоставляемых ими услуг;
     - создание   сети   кризисных   и  реабилитационных  центров  для
неблагополучных семей,  а  также  женщин  и  детей,  ставших  жертвами
домашнего насилия,  во всех административных округах города Москвы (1,
10).
     Разработка и  проведение  мониторинга  эффективности деятельности
учреждений социального обслуживания семьи и детей.
     Создание московского  городского Семейного университета - сетевой
образовательной организации,  занимающейся образованием и просвещением
различных   категорий   населения   в   области   семейных   вопросов,
детско-родительских  отношений  и  т.д.  Организация  просветительской
работы   с   родителями  в  области  правового  просвещения,  полового
воспитания детей и формирования семейных ценностей,  основ  возрастной
психологии   и  конфликтологии,  здорового  образа  жизни.  Реализация
специальных  просветительских  программ  для  определенных   категорий
родителей (имеющих детей с особыми потребностями, с синдромом дефицита
внимания (гиперактивности),  дисграфией и дислексией,  часто болеющих,
хронически неуспевающих и т.п.).
     Разработка и реализация системы мер,  направленных на  увеличение
продолжительности  контактов  детей  с родителями,  развитие семейного
общения и  повышение  его  воспитательного,  развивающего  потенциала.
Расширение  возможностей  для  семейного  досуга,  совместного  отдыха
семей.
     Разработка и принятие комплекса мероприятий по профилактике ухода
/  разлучения детей с их семейным окружением и сокращению числа детей,
живущих в интернатных учреждениях.
     Увеличение числа,    повышение    качества,    эффективности    и
разнообразия  услуг  поддержки  семьи и детей,  направленных на раннее
выявление кризисной ситуации в  семье,  воссоединение  и  реабилитацию
семей посредством оказания социальной,  психологической, экономической
и юридической поддержки (10).
     Ускорение вывода  детей-сирот  и детей,  оставшихся без попечения
родителей, из роддома, больницы, дома ребенка.
     Разработка комплексной     программы     психолого-педагогической
подготовки  кандидатов  в  опекуны,  усыновители,  приемные  родители,
патронатные воспитатели.
     Разработка квалификационных требований и стандартов по  профессии
"патронатный    воспитатель",   системы   оплаты   труда   патронатных
воспитателей.
     Разработка механизмов  по  участию  детей  в  оценке воспитания /
жизни  в  альтернативной  семье  и  обеспечение  их  функционирования;
обеспечение возможности подачи жалоб в конкретный адрес и оперативного
реагирования на них (10).
     Организация городской   информационно-пропагандистской   кампании
"Ребенок  должен  жить  в  семье".  Организация  и  выпуск   теле-   и
радиопрограмм   по   проблемам   развития   семейных  форм  устройства
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     Направление 4.  Дети-инвалиды  и  дети  с  особыми  потребностями
(политика адресной поддержки детей-инвалидов и их семей).
     Цель политики в  отношении  детей-инвалидов  и  их  семей  должна
заключаться в обеспечении всех необходимых условий для жизни, развития
и  интеграции  в  общество   каждого   ребенка-инвалида,   недопущении
дискриминации  таких  детей  и  их  семей  во  всех  социальных сферах
(здравоохранение,  образование,  культура,  трудовая  деятельность   и
т.д.).
     Основными задачами политики поддержки детей-инвалидов и их  семей
являются:
     - обеспечение достойного уровня жизни каждой семье, воспитывающей
ребенка-инвалида;
     - профилактика отказов родителей от ребенка-инвалида и содействие
семейному устройству детей-инвалидов, от которых отказались родители;
     - формирование гибких финансовых механизмов,  позволяющих адресно
и  эффективно направлять средства бюджета города Москвы в организации,
выбранные   семьей   ребенка-инвалида   для    оказания    необходимых
медицинских, реабилитационных и образовательных услуг;
     - развитие    городской    инфраструктуры    реабилитационно    -
образовательной   (лечебно-педагогической)   помощи  детям  с  особыми
потребностями;
     - бесплатное   обеспечение   всех   детей-инвалидов  необходимыми
медицинскими  и  реабилитационно-образовательными  услугами,  а  также
средствами реабилитации в полном объеме;
     - интеграция детей  с  особыми  потребностями  в  систему  общего
образования и минимизация изолирующих форм получения образования;
     - развитие дистанционного (интернет-) обучения для всех категорий
детей с особыми потребностями;
     - обеспечение условий для полноценного участия детей-инвалидов  и
их семей в социальной, культурной, спортивной жизни Москвы;
     - создание  системы   профессионального   (трудового)   обучения,
доступной  каждому  ребенку-инвалиду  (в  соответствии  с медицинскими
показаниями);
     - создание   условий   для   выделения   в  городском  хозяйстве,
социальной сфере, на предприятиях всех форм собственности достаточного
количества рабочих мест для трудоустройства всех молодых инвалидов, не
имеющих медицинских противопоказаний;
     - формирование   безбарьерной   среды   -  городской  технической
инфраструктуры, доброжелательной к людям с ограниченными возможностями
(жилые дома, общественные места, транспорт);
     - формирование общественного мнения,  доброжелательного к людям с
ограниченными возможностями, культуры соучастия и помощи.
     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - среднедушевой доход выше прожиточного минимума и его  тенденция
к росту во всех семьях, воспитывающих ребенка-инвалида;
     - сокращение  доли  детей-инвалидов,  оставшихся  без   попечения
родителей и живущих в домах-интернатах (3);
     - повышение охвата социальными услугами семей с детьми-инвалидами
и расширение ассортимента предоставляемых таким семьям услуг;
     - обеспечение всех семей с детьми-инвалидами адресной  помощью  в
целях   обеспечения   лечебной,   реабилитационной  и  образовательной
поддержки детей;
     - обеспечение  всех  детей-инвалидов реабилитационными услугами в
специализированных   учреждениях    для    детей    с    ограниченными
возможностями;
     - обеспечение  всех  детей-инвалидов  необходимыми   техническими
средствами реабилитации;
     - рост доли детей-инвалидов,  включенных в  систему  инклюзивного
образования;
     - рост среди  неуспевающих  учащихся  из  социально  незащищенных
семей доли получающих дистанционную образовательную поддержку;
     - рост доли образовательных учреждений различных типов  и  видов,
реализующих модель инклюзивного образования (5);
     - рост  доли   детей-инвалидов,   участвующих   в   дистанционных
образовательных программах и проектах,  сетевых культурных инициативах
(5, 6);
     - рост доли детей-инвалидов, участвующих в различных культурных и
спортивных мероприятиях, общественной жизни города (2, 6, 7);
     - число   бесплатных   и  льготных  путевок  санаторно-курортного
лечения, выделяемых детям-инвалидам;
     - рост  доли  молодых  людей - инвалидов,  работающих на условиях
частичной и полной занятости (7);
     - приспособленность    жилых    домов,    общественных   мест   и
общественного транспорта города Москвы к нуждам людей с  ограниченными
возможностями (9);
     - рост  числа  общественных  организаций,  инициатив,   проектов,
благотворительных акций, имеющих целью поддержку детей с ограниченными
возможностями.

             Основные мероприятия по реализации политики
                 поддержки детей-инвалидов и их семей

     Разработка и  внедрение системы социальных стандартов обеспечения
семей,  воспитывающих детей-инвалидов,  варьирующихся в зависимости от
тяжести  заболевания  ребенка  и его потребностей в уходе,  лечебных и
реабилитационных  услугах,  количества  работающих  членов   семьи   и
среднедушевого дохода семьи.
     Формирование гибкой системы московских социальных пособий и  иных
мер адресной материальной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов
(3).
     Выделение дополнительного ежемесячного пособия семьям, взявшим на
воспитание детей-инвалидов (3).
     Создание городской      системы      медико-социальных     служб,
доброжелательных к особому ребенку и его семье (2).
     Закрепление за  каждой  семьей,  воспитывающей  ребенка-инвалида,
персонального куратора из числа сотрудников  медико-социальных  служб.
Определение круга обязанностей и сферы ответственности кураторов.
     Развитие новых стандартов и технологий  социального  обслуживания
семей,  имеющих детей-инвалидов: нестационарные формы, психологическое
и педагогическое сопровождение на дому.
     Разработка единых  городских  стандартов  реабилитационной помощи
детям-инвалидам.   Внедрение   инновационных   технологий   работы   с
детьми-инвалидами.    Обеспечение    реабилитационным    оборудованием
учреждений социального обслуживания семьи и детей,  имеющих  отделения
по работе с детьми-инвалидами.
     Создание реабилитационно-образовательных     центров     (центров
лечебной  педагогики)  в количестве,  покрывающем потребность в такого
рода услугах.  Поддержка негосударственных организаций, осуществляющих
лечебно-педагогическую   помощь  детям-инвалидам  и  детям  с  особыми
потребностями.
     Обеспечение за счет средств бюджета города Москвы детей-инвалидов
специализированными техническими средствами реабилитации по  жизненным
показаниям,  финансирование  закупок  которых  из  иных  источников не
предусмотрено,  в том числе - компьютерами (ноутбуками) со стандартным
(веб-камера,   принтер,   сканер,   графическая  панель)  и  в  случае
необходимости дополнительным специализированным оборудованием  (строка
Брайля, специальные клавиатуры, джойстики и т.д.).
     Разработка и внедрение индивидуальных  нормативов  финансирования
затрат  на образование лица с ограниченными возможностями здоровья,  в
том числе в рамках инклюзивного образования (5).
     Разработка и  принятие  Положения об организации интегрированного
(инклюзивного) образования (5).
     Разработка и  принятие  нового  Положения  о психолого - медико -
педагогических комиссиях.
     Разработка и реализация комплексного плана внедрения инклюзивного
образования  во  всех  школах  Москвы,  обеспечивающего   право   всех
детей-инвалидов  или  с  трудностями  в  обучении/развитии обучаться в
общеобразовательных  школах,  оставаясь  жить   в   своей   семье,   и
включающего следующие направления:
     - обеспечение  технической   доступности   школ   для   детей   с
инвалидностью  (оборудование  пандусов,  расширение дверей в туалетные
комнаты и т.д.);
     - увеличение  материального  обеспечения  каждой  школы,  которая
поставила   своей   целью   организовать   интегрированное    обучение
детей-инвалидов,   включая   необходимое   оборудование   и  ресурсные
материалы;
     - организация   подготовки   школьных  педагогов  к  эффективному
обучению детей с особыми потребностями;
     - пропаганда  идей  инклюзивного  образования  среди  окружающего
сообщества (5);
     - проведение   в   школах   системы  воспитательных  мероприятий,
направленных на формирование у учащегося позитивного отношения к детям
- инвалидам,  установок на оказание им всесторонней помощи и поддержки
(5).
     Развитие городской      системы      дистанционного      обучения
детей-инвалидов, направленного на предоставление общего образования, а
также   поддержку   профильного   (углубленного)   изучения   школьных
предметов, дополнительного и профессионального образования (5).
     Формирование системы   общегородских  мероприятий  культурного  и
спортивного характера, социальных акций, рассчитанных на участие детей
с ограниченными возможностями здоровья (2, 6, 7).
     Организация и   проведение   ежегодного   городского    фестиваля
художественного  и  прикладного  творчества  детей-инвалидов и детей с
ограниченными возможностями здоровья (6).
     Расширение числа групп,  в которых обеспечено обучение подростков
и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья,  в учреждениях
начального,   среднего   и   высшего   профессионального   образования
городского подчинения (5).
     Создание сети учебно-производственных мастерских для подростков и
молодых людей с ограниченными возможностями здоровья(5, 7).
     Разработка и    реализация    городской   программы   обеспечения
эффективной занятости лиц с ограниченными возможностями здоровья (7).
     Реализация пилотных  проектов межведомственного взаимодействия по
социальной интеграции и реабилитации детей с проблемами в развитии.
     Разработка и реализация комплексного плана приведения технической
инфраструктуры  города  Москвы  (жилых  зданий,   общественных   мест,
транспорта)   в   соответствие  с  нуждами  и  потребностями  людей  с
ограниченными возможностями здоровья (9).
     Проведение городской  информационно-рекламной  кампании "Помогите
особым детям".

     Направление 5.  Ребенок   в   образовательной   среде   (открытая
образовательная  политика,  направленная  на  развитие потенциала всех
детей).
     Целью открытой  образовательной  политики  в городе Москве должно
быть обеспечение равного доступа  для  всех  юных  жителей  столицы  к
качественным  образовательным  услугам,  отвечающим интересам ребенка,
запросам семьи и  требованиям  глобальной  экономики,  построенной  на
знаниях,   формирование  индивидуальной  образовательной  программы  и
достойной жизненной перспективы для каждого ребенка и каждой семьи.
     Основными задачами открытой образовательной политики являются:
     - обеспечение права всех детей, живущих в Москве, на качественное
образование,    независимо   от   их   пола,   расы,   национальности,
происхождения,  места  жительства,  отношения  к  религии,  убеждений,
принадлежности  к общественным организациям (объединениям),  состояния
здоровья, социального и имущественного положения;
     - информирование  детей  и  родителей относительно потребностей и
возможностей социума в области образования  и  развития  человеческого
потенциала;
     - обеспечение  большей  открытости,  прозрачности,  понятности  и
привлекательности   в  образовании  для  детей  и  родителей,  участие
родителей и общественности в управлении образовательными учреждениями;
     - построение непрерывного образовательного маршрута "дошкольное -
начальное - основное -  полное  среднее  образование"  с  возможностью
получения   начального,   среднего   и   высшего  профессионального  и
дополнительного образования;
     - обеспечение   потребности   семей   в   услугах   качественного
дошкольного образования на основе:
     - повышения  доступности и качества услуг,  в том числе на основе
принятия региональных стандартов оказываемых услуг,  с  их  увязкой  с
федеральными стандартами по мере принятия последних;
     - стимулирования развития гибких  форм  предоставления  услуг  по
уходу и воспитанию детей в зависимости от возраста;
     - обеспечения  шаговой  и  ценовой  доступности  услуг  в   сфере
временного содержания,  ухода, воспитания и развития детей дошкольного
возраста, ликвидации дефицита мест в детских садах города (5);
     - развития   всех  форм  дошкольных  образовательных  организаций
(государственных,  частных),  диверсификации  государственной  системы
дошкольного    образования,   направленной   на   максимально   полное
удовлетворение запросов и потребностей различных групп родителей (5);
     - повышения   конкуренции  на  рынке  услуг  в  сфере  временного
содержания,  ухода,  воспитания и развития детей дошкольного  возраста
путем создания условий для расширения состава участников рынка (5);
     - обеспечение доступности качественного общего образования, в том
числе:
     - шаговой доступности школы (15 минут для  начальной  и  основной
школы, в соответствии с гигиеническими рекомендациями);
     - возможности обучения по выбранному  профилю  в  старшей  школе,
получения  дополнительного образования,  профессиональной ориентации и
подготовки;
     - формирование системы сетевых школ (федераций школ) в  различных
организационных   формах,   устанавливающих   общий  уровень  качества
образования и использующих дистанционные технологии;
     - совершенствование  качества  образования   на   основе   знаний
информационных технологий;
     - оснащение московских учреждений общего  образования  на  основе
перспективных стандартов условий обучения в общем образовании с учетом
мировых тенденций;
     - обеспечение  подготовки специалистов в учреждениях начального и
среднего  профессионального  образования  на   основе   прогнозируемых
потребностей  города,  трудоустройство  выпускников  в  соответствии с
направлением,   уровнем   и   результатами   образования,   полученной
квалификацией;
     - развитие  системы  дополнительного   образования,   отвечающего
широкому  спектру  индивидуальных потребностей и склонностей учащихся,
вводящего его в мир традиционных технологий, искусств и ремесел;
     - содействие    московским    выпускникам   учреждений   среднего
образования   в   продолжении   образования,    их    ориентации    на
востребованные, перспективные специальности;
     - формирование  системы  поиска,  поддержки,  помощи   в   выборе
жизненного пути для одаренных детей и талантливой молодежи;
     - развитие дифференциации и индивидуализации  обучения,  создание
условий для преодоления и профилактики учебной неуспешности;
     - широкое  внедрение  в  образовательную   практику   современных
информационных и коммуникационных технологий;
     - достижение  наибольшей  эффективности  труда  каждого  педагога
посредством:
     - развития   непрерывной   вариативной    системы    методической
поддержки,  профессиональной  подготовки,  переподготовки  и повышения
квалификации педагогических кадров;
     - совершенствования    аттестационных   технологий,   экспертного
сопровождения педагогической деятельности;
     - эффективной   кадровой   политики,   способствующей  обновлению
состава  администрации  образовательных  учреждений  и  педагогических
работников,  повышению мотивации персонала, оптимальному использованию
различных форм стимулирования, адаптации молодых специалистов;
     - обеспечение   безусловного  соблюдения  прав  ребенка  во  всех
образовательных учреждениях,  развитие системы правового  образования,
просвещения и воспитания детей и подростков;
     - обеспечение безопасности детей в образовательных учреждениях;
     - обеспечение  доступности  дополнительного  образования,  в  том
числе:
     - развитие   дополнительных   образовательных   услуг   на   базе
общеобразовательных учреждений;
     - развитие системы школ полного дня;
     - развитие сети учреждений дополнительного образования  по  месту
жительства, расширение спектра предлагаемых ими услуг;
     - развитие сети дистанционного дополнительного образования;
     - развитие механизмов участия детей в управлении образовательными
учреждениями;
     - формирование  и  развитие  общественно-профессиональной системы
независимой оценки и мониторинга качества образования.

      Индикаторами эффективной   реализации    указанных    задач    и
продвижения к намеченной цели являются:
     - рост  охвата  детей  дошкольного  возраста  услугами  в   сфере
временного содержания, ухода, воспитания и развития (5);
     - снижение очередей в учреждения дошкольного образования (5);
     - наличие  мест в детских садах,  находящихся в пешей доступности
для ребенка;
     - рост  числа  дошкольных  образовательных  организаций всех форм
(государственных,  частных), развитие гибких форм предоставления услуг
по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста;
     - фиксируемое   социологическими   опросами   повышение    оценки
родителями  доступности и качества услуг,  предоставляемых дошкольными
образовательными учреждениями;
     - принятие  региональных  стандартов дошкольного образования с их
увязкой с федеральными стандартами по мере принятия последних;
     - рост  доли детей,  охваченных программами подготовки к школе на
базе дошкольных и средних общеобразовательных учреждений;
     - рост   доли  общеобразовательных  учреждений,  представивших  в
электронном (на своем сайте) и печатном виде публичный доклад о работе
в текущем году;
     - рост доли общеобразовательных учреждений,  в которых эффективно
функционируют управляющие советы;
     - рост доли учащихся, охваченных моделью сетевой школы;
     - рост   доли   учащихся,   охваченных  объективным  мониторингом
здоровья,   получающих   рекомендации   здоровья   в   образовательных
учреждениях;
     - рост доли детей,  вернувшихся в школу,  из числа не  посещавших
школу без уважительных причин (10);
     - увеличение уровня охвата общим образованием детей-мигрантов;
     - наличие  системы учета потребности в дополнительном образовании
детей и системы финансирования, учитывающей эти потребности;
     - объем    образовательных   программ,   реализуемых   в   рамках
дополнительного образования,  и  объемные  показатели  участия  в  них
учащихся;
     - рост  доли  школ,  реализующих  программы   предпрофильного   и
профильного обучения, дополнительного образования и допрофессиональной
подготовки,  а также рост количества таких программ в среднем на  одну
школу;
     - снижение доли учащихся,  неуспевающих по одному или  нескольким
предметам школьной программы, остающихся на второй год обучения (10);
     - увеличение   количества   единиц   компьютерной    техники    и
лицензионных   копий   программного   обеспечения   (включая  свободно
распространяемого), используемого в школах (8);
     - увеличение   количества   единиц   и   расширение  ассортимента
цифрового   оборудования   и   цифровых   образовательных    ресурсов,
используемых в школах (8);
     - рост доли общеобразовательных  учреждений,  реализующих  модель
"Школы полного дня";
     - рост доли общеобразовательных  учреждений,  реализующих  модель
"Школы информатизации";
     - рост     доли     учебного      времени      с      применением
информационнокомпьютерных технологий (ИКТ);
     - рост  доли  московских   школьников,   индивидуальные   учебные
достижения  (портфолио)  которых  представлены в единой городской базе
данных;
     - рост  числа  родителей,  получающих  общешкольную  информацию и
индивидуальную информацию  о  своем  ребенке  посредством  современных
информационных и коммуникационных технологий (сайт школы,  рассылка на
домашний компьютер и мобильный телефон);
     - рост  доли  предметных  кабинетов,  оснащенных в соответствии с
современными стандартами на условия обучения;
     - рост   объема   повышения   квалификации   и   профессиональной
переподготовки работников образования,  планируемых и осуществляющихся
в соответствии с планами и нормативами по приоритетным направлениям;
     - снижение количества чрезвычайных ситуаций,  угрожающих жизни  и
здоровью детей, в школах Москвы (9);
     - доля образовательных учреждений (по типам и видам),  в  которых
реализована служба уполномоченного по правам детей;
     - рост  доли  детей,  охваченных  дополнительным  образованием  и
профессиональной подготовкой по перспективным для города направлениям;
     - рост  числа  учащихся  и  предметов,   охваченных   независимой
общественной системой оценки качества образовательных результатов;
     - рост  числа  одаренных  детей  школьного  возраста,  получивших
моральное   и   материальное   поощрение   за   высокие  результаты  в
интеллектуальной и творческой деятельности,  в том числе участвующих в
предметных   олимпиадах   и   всероссийских  конкурсах,  в  том  числе
занимающих  призовые  места  на  заключительном  этапе   Всероссийской
олимпиады  школьников;  предоставление всем членам олимпийской сборной
Москвы  доступа  к  интернет-ресурсам  и  педагогической  помощи   для
подготовки  к  олимпиадам,  рост  доли  призеров  московских олимпиад,
получающих такой доступ (8);
     - увеличение  доли  детей,  включенных  в государственную систему
выявления,  развития и адресной поддержки одаренных детей и  занятости
их социально значимой деятельностью (8);
     - увеличение количества реализуемых при  поддержке  Правительства
Москвы   и   органов   местного   самоуправления  программ  воспитания
толерантности,  мирокультурных  ценностей,  навыков  ненасильственного
правомерного поведения,    социально-культурной    и    психолого    -
педагогической адаптации детей из семей мигрантов и участия учащихся в
них (7, 10).

             Основные мероприятия по реализации открытой
                       образовательной политики

     Повышение квалификации  и  переподготовка   различных   категорий
работников, занятых в сфере временного содержания, ухода, воспитания и
развития детей дошкольного возраста,  на  базе  учреждений  высшего  и
среднего  профессионального  образования городского подчинения в целях
их соответствия современным образовательным стандартам.
     Разработка и  реализация  на базе городских учреждений среднего и
высшего педагогического образования курсов подготовки и переподготовки
приходящих  нянь,  гувернеров,  организаторов  домашнего  образования,
тьюторов дистанционного образования (3, 5).
     Предоставление возможностей   для  обучения  лиц,  нуждающихся  в
трудоустройстве,    по    программам    профессиональной    подготовки
обслуживающего персонала для работы в организациях, оказывающих услуги
по воспитанию и уходу за детьми (3).
     Создание на   базе   Департамента   образования   города   Москвы
городского      Агентства      образовательного      консультирования,
предоставляющего консультации родителям, самостоятельно занимающимся с
детьми,  осуществляющего помощь в подборе няни, гувернера, репетитора,
детского  сада,  центра  развития,  школы,  учреждения дополнительного
образования или конкретной образовательной программы в соответствии  с
запросами и потребностями семьи.
     Развитие учебной и материальной базы городских детских дошкольных
учреждений;   строительство   и   реконструкция   зданий,  развитие  и
благоустройство прилегающих территорий (1).
     Разработка и  реализация  программы "Школьный успех",  включающей
комплекс    мероприятий,    направленных    на    дифференциацию     и
индивидуализацию обучения, формирующих ситуацию планируемого успеха, а
также подпрограммы,  направленные  на  поддержку  отдельных  категорий
неуспевающих    школьников    (гиперактивные    дети,    учащиеся    с
дисграфией/дислексией   и   т.д.),   интернет-поддержка   неуспевающих
учащихся из социально незащищенных семей (4,10).
     Формирование в     рамках      действующего      законодательства
распределенной  базы  данных  о детях,  ориентированной на обеспечение
образовательных потребностей  детей  (включая  индивидуальные  учебные
работы  и достижения),  обеспечение взаимодействия этой базы с базами,
формируемыми в других структурах.  Разработка и  внедрение  механизмов
выявления  детей,  не  зачисленных  в общеобразовательные школы (дети,
занимающиеся бродяжничеством,  дети мигрантов), их подготовки к школе.
Использование  с этой целью электронных данных ЗАГСов,  МВД,  структур
здравоохранения, органов местного самоуправления (10).
     Создание городской   системы   выявления,  поддержки  и  развития
одаренных детей. Разработка, апробация и внедрение эффективных методик
диагностики     интеллектуальных     и     творческих     способностей
профессиональных задатков детей на разных возрастных этапах,  а  также
технологий образовательной,   воспитательной   работы  и  социально  -
психологической поддержки одаренных детей.
     Принятие городской      программы     "Школа     информатизации",
обеспечивающей  повышение  эффективности  и  качества  образования   в
общеобразовательных    учреждениях,    реализующих    модель    "Школы
информатизации" за счет реализации новой системы целей,  содержания  и
технологий образования на базе широкого применения ИКТ.
     Создание окружных  школ  русского   языка   для   социокультурной
интеграции    детей-мигрантов.    Развитие    и   поддержка   программ
образовательной,   социально-культурной   и   психолого-педагогической
адаптации детей из семей мигрантов.
     Создание ряда  экспериментальных  площадок,  реализующих  сетевые
модели организации профильного образования.
     Оснащение образовательных  учреждений  учебным  оборудованием   и
учебными  средствами  информационных  и  коммуникационных технологий в
соответствии с требованиями образовательных стандартов.
     Реализация проекта  "Открытая школа",  предусматривающего широкий
спектр  сервисов  по  виртуальному  общению   родителей   с   классным
руководителем,    учителями,    руководством   школы,   знакомству   с
реализуемыми образовательными программами,  текущей  успеваемостью  их
ребенка, значимыми событиями школьной жизни и т.д.
     Проведение мероприятий,  направленных   на   развитие   правового
образования, просвещения и воспитания детей и подростков (7).
     Создание системы участия учащихся в  управлении  образовательными
учреждениями в рамках городской системы образования (7).
     Введение в образовательных учреждениях службы уполномоченного  по
правам детей (7).
     Грантовая поддержка детских творческих коллективов (на конкурсной
основе) (6,8).
     Реализация комплексного проекта "Школа будущего",  интегрирующего
инновации московского образования.

     Направление 6. Ребенок в культурной среде (политика участия детей
в культурной жизни города).
     Целью политики  участия  детей  в  культурной жизни Москвы должно
быть эффективное использование  культурных  возможностей  столицы  для
полноценного   развития   детей,   их   творческого   самовыражения  и
созидательной деятельности.
     Основными задачами  политики  участия  детей  в  культурной жизни
являются:
     - активизация роли детей в культурной жизни города посредством:
     - предоставления на конкурсной основе целевой  финансовой  помощи
(грантов)  молодежным  печатным и электронным СМИ,  театрам,  клубам и
иным культурным инициативам;
     - развития    музейной,    краеведческой   и   историко-поисковой
деятельности учреждений образования,  расширения  включенности  в  эту
деятельность школ и учащихся города;
     - организации массовых  представлений,  хепенингов,  танцевальных
шоу и парадов с участием детей;
     - повышение охвата  детей  и  подростков  городскими  программами
патриотического,  исторического,  эстетического воспитания,  повышение
эффективности этих программ, привлекательности реализуемых в их рамках
мероприятий в глазах подрастающего поколения;
     - повышение охвата детской и молодежной  аудитории  экскурсионной
деятельностью,  расширение  многообразия и повышение привлекательности
городских музеев и выставок;
     - предоставление  целевой  финансовой  помощи музеям и культурным
центрам,   специализирующимся   на   работе   с    детско-подростковой
аудиторией;
     - поддержка и популяризация детских библиотек,  расширение охвата
детско-подростковой  аудитории  библиотечной  деятельностью,  развитие
детского чтения и слушания качественной литературы;
     - поддержка  и  развитие  клубной  и  кружковой  работы с детьми,
расширение охвата детской аудитории данными формами деятельности.

     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - рост  числа  детских  и  молодежных  культурных   инициатив   и
проектов, реализуемых при поддержке Правительства Москвы;
     - увеличение  количества  образовательных,   просветительских   и
воспитательных   программ   для   детей   и   подростков,  реализуемых
московскими музеями и культурными центрами при поддержке Правительства
Москвы;
     - рост посещаемости детских библиотек;
     - увеличение   числа   проводимых   на   базе  детских  библиотек
мероприятий,  направленных на  развитие  детского  чтения  и  слушания
художественной литературы;
     - рост доли  детей  и  подростков,  задействованных  в  различных
формах клубной, кружковой, студийной работы вне школы.

                  Основные мероприятия по реализации
           политики участия детей в культурной жизни Москвы

     Предоставление на конкурсной  основе  целевой  финансовой  помощи
Правительства   Москвы   (грантов)  детским  и  молодежным  культурным
инициативам и проектам (клубам,  театрам, печатным и электронным СМИ и
т.д.).
     Организация и проведение  городских  форумов  участников  детских
общественных объединений, праздников и представлений с участием детей.
     Разработка и    проведение    мероприятий,    направленных     на
художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения.
     Разработка и поддержка Правительством  Москвы  программ  развития
Московского музея образования,  Города Науки,  Центра Интеллект, Музея
истории детского движения Москвы.
     Предоставление на  конкурсной  основе  целевой  финансовой помощи
Правительства Москвы (грантов) городским музеям и культурным  центрам,
реализующим   образовательные,   просветительские   и   воспитательные
программы, направленные на детскую и подростковую аудитории.
     Развитие музейной    педагогики    и   экскурсионной   работы   с
подрастающим поколением.
     Разработка и   реализация   программы  "Московские  дети  познают
Россиию",  направленной  на  знакомство  подрастающего   поколения   с
историко-культурными центрами России.
     Предоставление на конкурсной  основе  целевой  финансовой  помощи
Правительства   Москвы  (грантов)  детским  и  юношеским  библиотекам,
реализующим   инновационные   образовательные,   просветительские    и
воспитательные проекты.
     Развитие сети детских и юношеских библиотек.
     Разработка и  принятие комплекса мероприятий по поддержке издания
детской литературы и развития детского чтения "Книги - детям".
     Проведение ежегодного  городского  конкурса  детских  и  школьных
библиотекарей, методистов по библиотечным фондам "Мастер книги".
     Разработка и  реализация мероприятий,  направленных на увеличение
издаваемых  для  детей  художественных   произведений,   периодических
печатных изданий, создание городского детского телевидения.

     Направление 7.  Ребенок  в социальном окружении (политика участия
детей в жизни города и принятии решений,  касающихся их жизни в семье,
школе, обществе и государстве).
     Цель политики участия детей в жизни  Москвы  и  принятии  решений
должна  заключаться  в  создании  условий  для  органичного  включения
подрастающего поколения в жизнь общества - сначала на микро-, затем на
макроуровне,  приобщении к социальным ценностям и нормам,  эффективной
профилактике отклоняющегося поведения.
     Основными задачами  политики  участия  детей в общественной жизни
являются:
     - создание  условий  для  первичной  социализации  детей в рамках
дворовых пространств жилых домов, общения со сверстниками и взрослыми,
формирования коммуникативных навыков;
     - разработка механизмов,  обеспечивающих учет  мнения  детей  при
формировании  политики  городских  властей,  а  также  участие детей и
подростков  в  разработке  и  реализации  инициатив,  направленных  на
улучшение окружающей жизни;
     - повышение  правовой  культуры  детей  в   целях   усиления   их
защищенности в сфере трудовых отношений;
     - поддержка социально значимых детских и  молодежных  проектов  и
инициатив посредством:
     - развития правовой базы деятельности  и  взаимодействия  детских
общественных объединений;
     - совершенствования специальной подготовки и  повышения  на  этой
основе  компетентности  взрослых  организаторов  детских  общественных
объединений;
     - разработки  и  принятия  условий проведения ежегодного конкурса
социально  значимых   проектов   и   программ   детских   общественных
объединений,  а  также проведения городской выставки-ярмарки социально
значимых проектов и программ детских общественных объединений;
     - создания     системы    информационно-методической    поддержки
деятельности детских общественных объединений;
     - создания  системы  общественного  и  государственного признания
общественно полезной деятельности детских общественных объединений;
     - формирования   новых   представлений  о  ребенке  как  партнере
взрослого, обладающем гражданскими правами и свободами;
     - обеспечение    условий    для    занятости    и    социализации
несовершеннолетних посредством:
     - развития и поддержки молодежных бирж труда;
     - развития и поддержки ученических компаний;
     - развития  и  поддержки  детско-взрослых,  в  том числе семейных
предприятий;
     - расширения   спектра   организационных  форм  сезонной  работы,
рассчитанной на несовершеннолетних;
     - создания   и  развитие  рабочих  мест  на  предприятиях  малого
бизнеса;
     - развитие    и    поддержка    программ    полового   воспитания
несовершеннолетних, профилактики ранних сексуальных отношений;
     - развитие   и   поддержка   программ  воспитания  толерантности,
мирокультурных  ценностей,  навыков   ненасильственного   правомерного
поведения;
     - развитие  и  поддержка  программ  профилактики  правонарушений,
социально опасного поведения,  вредных привычек и зависимостей,  в том
числе:
     - антиникотиновых;
     - антиалкогольных;
     - антинаркотических;
     - программ профилактики игровой зависимости (игромании);
     - развитие  инфраструктуры социальных служб и детско-подростковых
клубов по месту жительства,  в том числе детско-взрослых  волонтерских
организаций,   подготовка  квалифицированных  кадров  для  организации
данных видов деятельности.

     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - рост  числа  участников  детских  общественных  объединений   и
участников    мероприятий,   организованных   детскими   общественными
объединениями;
     - увеличение  количества  реализуемых при поддержке Правительства
Москвы и органов  местного  самоуправления  образовательных  программ,
ориентированных  на  повышение  компетентности  взрослых организаторов
детских общественных объединений;
     - рост  числа дворовых мероприятий (игр,  соревнований,  акций по
благоустройству),  осуществляемых при поддержке Правительства  Москвы,
органов   местного   самоуправления,  а  также  расширение  количества
участвующих в них жителей;
     - рост  числа детей и подростков,  принявших участие в обсуждении
вопросов, связанных с положением детей;
     - количество  разработанных и внедренных механизмов участия детей
и подростков в управлении городом;
     - рост  активности и числа содержательных предложений и дискуссий
детей и подростков на интернет-порталах органов исполнительной  власти
города Москвы, общественных структур и движений;
     - наличие и активное функционирование детского  представительного
органа, взаимодействующего с органами исполнительной и законодательной
власти города Москвы;
     - уровень  вовлеченности детей и подростков из маргинальных групп
и групп риска (инвалидов, ВИЧ-инфицированных, детей из приемных семей,
детей  мигрантов)  в  процесс принятия решений по вопросам детства (4,
10);
     - рост      числа     несовершеннолетних     жителей     столицы,
воспользовавшихся различными разрешенными формами трудоустройства;
     - увеличение количества и повышение эффективности реализуемых при
поддержке  Правительства  Москвы  и  органов  местного  самоуправления
программ  профилактики  правонарушений,  социально опасного поведения,
вредных  привычек  и  зависимостей  (в  том   числе   антиникотиновых,
антиалкогольных,   антинаркотических,  программ  профилактики  игровой
зависимости) (10);
     - исключение   доступности   табачных   изделий  и  алкоголя  для
несовершеннолетних (10);
     - увеличение  числа и повышение эффективности реализуемых на базе
городских вузов  программ  подготовки  кадров  для  социальных  служб,
детско-подростковых клубов и детско-взрослых волонтерских организаций,
а также количества проходящих обучение по этим программам специалистов
(10).

         Основные мероприятия по реализации политики участия
         детей в общественной жизни города и принятии решений

     Разработка и   принятие   плана  мероприятий  по  государственной
поддержке детских общественных объединений.
     Принятие правовых   актов,   регулирующих  деятельность  взрослых
организаторов детских общественных объединений.
     Разработка межведомственного социального проекта "Форум взрослых.
Детское движение: новая стратегия Москвы".
     Разработка межведомственного     социального    проекта    "Форум
участников детских общественных объединений "Мы - граждане".
     Изучение мнения  детей  и  подростков  о том,  что надо сделать в
Москве, чтобы превратить ее в город для детей.
     Формирование и  поддержка  системы  городских  интернет-порталов,
ориентированных на высказывание и  обсуждения  позиций  и  предложений
детей.
     Разработка и  реализация  межведомственного  социального  проекта
"Московский двор - пространство общения и развития ребенка" (9).
     Поддержка организации детско-взрослых  дворовых  игр,  спортивных
состязаний,  инициативных  мероприятий  по  благоустройству территории
(9).
     Разработка и принятие плана мероприятий по поддержке предприятий,
создающих  условия  для  занятости   и   профессиональной   подготовки
несовершеннолетних.
     Принятие правовых   актов,   определяющих   вопросы   организации
трудовой деятельности подростков и ответственность лиц,  применяющих и
организующих их труд в условиях семейного бизнеса, шоу-бизнеса и др.
     Разработка и  реализация  межведомственного  социального  проекта
"Моя  первая  работа",   направленного   на   создание   условий   для
эффективного трудоустройства подростков и учащейся молодежи.
     Реализация социально-образовательной    программы     "Достижения
молодых", предусматривающей поддержку ученических компаний.
     Проведение информационных кампаний для профессионалов и населения
по    воспитанию   позитивного   отношения   к   представителям   иных
национальностей, мигрантам (10).
     Создание городской   Ассоциации  компьютерных  игровых  клубов  и
выработка  единых   стандартов   оказания   услуг   несовершеннолетним
посетителям.
     Обеспечение недоступности  табачных  изделий   и   алкоголя   для
несовершеннолетних (10).
     Обучение специалистов,  работающих  в  сфере  детства,  формам  и
способам учета мнения детей в их работе.

     Направление 8.   Ребенок   в   мире  новых  технологий  (политика
обеспечения доступа  к  достижениям  научно-технического  прогресса  и
информационным технологиям для всех детей).
     Цель политики обеспечения доступа к новым  технологиям  для  всех
детей  в  городе  Москве  состоит  в эффективном развитии потенциала и
обеспечении высокой конкурентоспособности  подрастающего  поколения  в
сфере научно-технических инноваций, информации и телекоммуникации.
     Основными задачами  политики  вовлечения  детей   в   мир   новых
технологий являются:
     - обеспечение эффективного и безопасного вхождения всех  детей  в
среду современных информационных технологий;
     - повышение   компетентности   детей   и   подростков   в   сфере
инновационных    научно-технических    идей,   концепций   и   решений
(нанотехнологий, биотехнологий, робототехники и т.д.);
     - обеспечение наиболее благоприятных условий для непосредственных
контактов представителей российской научно-технической интеллигенции с
учащимися   (в   том   числе   с   использованием   информационных   и
коммуникационных технологий, традиционных печатных и электронных СМИ и
т. д.);
     - популяризация  достижений  отечественной  науки  на  протяжении
российской  и  советской  истории и современности в средствах массовой
информации, содержании общего среднего образования;
     - насыщение культурно-информационного и рекреационного поля детей
достижениями  научно-технического  прогресса  и  информацией  о   них,
поддержка    талантливой    молодежи   и   смена   ее   ориентации   с
"социально-экономической" на научно-техническую карьеру;
     - воссоздание  на  новой основе и в принципиально новых масштабах
системы научно-технического творчества детей и молодежи.
     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - рост доли детей, имеющих доступ к интернету;
     - фиксируемое    мониторинговыми     исследованиями     повышение
компетентности детей и подростков в области информационных технологий,
информационного права и информационной безопасности (5);
     - рост  количества  детских интернет-проектов,  а также социально
значимых  проектов  и  программ  детских   общественных   организаций,
направленных на улучшение окружающей жизни;
     - широкое   распространение   систем   родительского   управления
доступом к интернет-ресурсам и телепрограммам (3);
     - снижение числа преступлений против детей в интернете (10);
     - снижение числа преступлений и правонарушений несовершеннолетних
в сфере информационных технологий и  информационной  безопасности  (7,
10);
     - рост  числа  площадок,  обеспечивающих   детям   и   подросткам
возможность  опытного  знакомства  с  достижениями  науки и технологии
(научных парков,  экспериментариев,  эксплораториев,  школьных  музеев
экспериментальной науки) (5);
     - рост  доли  информационного  потока,   посвященного   науке   и
технологии в электронных и печатных СМИ;
     - рост персонального интеллектуального участия научно-технических
специалистов   высшей  квалификации  в  детских  программах  (в  форме
публикаций,  публичных интернет- и телевизионных лекций для школьников
и  учителей,  участия в жюри конкурсов,  вовлечения детей в проведение
научных исследований и т.п.);
     - рост   конкурсов   и   олимпиад,  в  том  числе  относящихся  к
современным  достижениям  науки  и   технологии   (в   частности,   по
программированию, робототехнике, нано- и биотехнологиям), и результаты
московских детей в них (5);
     - фиксируемое     мониторинговыми     исследованиями    повышение
компетентности   детей   и   подростков   в   области    инновационных
научно-технических идей, концепций и решений (5);
     - рост числа детей и подростков,  занимающихся научно-техническим
творчеством  на базе детских технопарков,  центров научно-технического
творчества  детей  и  молодежи,  подразделений  научных  институтов  и
лабораторий (5).

       Основные мероприятия по реализации политики обеспечения
              доступа к новым технологиям для всех детей

     Развитие и   поддержка   образовательных,   просветительских    и
воспитательных  программ,  ориентированных на повышение информационной
компетентности  подрастающего  поколения,  развитие   пользовательских
навыков,  расширение знаний в области правового регулирования сетевого
взаимодействия, защиты информации, авторских и смежных прав (5).
     Распространение программных средств,  обеспечивающих родительское
управление доступом к  интернет-ресурсам  и  телевизионным  программам
(3).
     Широкая программа переиздания классики и издание переводов лучших
образцов мировой научно-технической литературы для детей.
     Создание детских технопарков в каждом округе города Москвы.
     Разработка и  поддержка  Правительством  Москвы программ развития
Московского музея образования, Города Науки, Центра Интеллект (5).
     Создание Московского  городского  юношеского центра инновационных
технологий.
     Предоставление целевой  финансовой помощи (грантов) Правительства
Москвы учреждениям и организациям,  специализирующимся на  организации
научно-технического творчества детей и подростков (5).
     Проведение ежегодных городских соревнований управляемых роботов.
     Награждение, поддержка   и  использование  потенциала  педагогов,
подготовивших победителей школьных олимпиад,  вовлечение их в  систему
повышения  квалификации,  организация при городской поддержке съездов,
конференций, семинаров, публикаций с их участием (5).
     Формирование сети        интерактивных,        исследовательских,
экспериментальных музеев и выставок - от общегородских "Городов Науки"
до школьных музеев занимательной науки (5).

     Направление 9.   Ребенок   в   городском  пространстве  (политика
обеспечения прав  и  интересов  детей  в  городской  инфраструктуре  и
природной среде).
     Цель политики обеспечения прав  и  интересов  детей  в  городской
инфраструктуре  и  экосистеме  Москвы должна заключаться в том,  чтобы
сделать    природно-техногенную    среду    мегаполиса     максимально
дружественной по отношению к ребенку,  создать условия для безопасного
и комфортного пребывания детей в  городских  сооружениях,  на  улицах,
скверах  и  в  зонах  отдыха.  При  этом важно обеспечить и позитивное
обратное воздействие подрастающего  поколения  на  городскую  среду  -
вклад  детей в благоустройство территории,  реализацию экологических и
реставрационных   проектов,   сохранение   архитектурно-художественных
памятников,  профилактику вандализма,  загрязнения природных объектов,
заботу о представителях городской фауны.
     Основными задачами  политики обеспечения прав и интересов детей в
городской инфраструктуре и экосистеме являются:
     - реконструкция   и  художественное  оформление  подъездов  жилых
домов,  обеспечивающие комфортность и безопасность детей, положительно
влияющие на их личностное развитие;
     - реализация программы строительства  и  благоустройства  детских
городков в каждом московском дворе;
     - расширение сети дворовых спортивных площадок и  мини-стадионов,
их благоустройство и обеспечение необходимым оборудованием;
     - обеспечение безопасности и  комфортности  пребывания  детей  на
улицах города;
     - обеспечение безопасности и комфортности  перемещения  детей  по
городу (на общественном транспорте,  велосипедах и других транспортных
средствах без двигателя);
     - реализация образовательных программ и проектов, направленных на
информирование детей и подростков о городской  инфраструктуре  Москвы,
воспитание уважительного, заботливого отношения к городским объектам;
     - реализация проектов участия детей и подростков  в  мероприятиях
по  охране  историко-культурного  наследия  города,  благоустройству и
художественному оформлению городских пространств и площадей;
     - организация "зеленых уголков" в жилых районах города,  работ по
озеленению;
     - строительство  детских игровых и спортивных площадок в скверах,
парках, на городских пляжах и других зонах отдыха;
     - реализация образовательных программ и проектов, направленных на
экологическое воспитание юных москвичей,  участие детей и подростков в
мероприятиях по охране природной среды, защите животных и птиц.
     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - рост доли подъездов  жилых  домов,  оборудованных  пандусами  и
полозьями  для  детских  колясок,  площадками  для  хранения  колясок,
велосипедов и другого детского инвентаря (1);
     - рост  доли  подъездов  жилых  домов,  оборудованных запирающими
устройствами, камерами видеонаблюдения, средствами оперативной связи с
органами   правопорядка,   помещениями  для  консьержа  (дежурного  по
подъезду);
     - снижение уровня травматизма детей;
     - снижение уровня зарегистрированных  преступлений  против  детей
(10);
     - рост  числа   дворовых   территорий,   обеспеченных   полностью
оборудованными  детскими  игровыми и спортивными площадками,  камерами
видеонаблюдения (7);
     - рост  числа  реализуемых  при  поддержке  Правительства  Москвы
образовательных программ и проектов,  направленных  на  информирование
детей и подростков о правилах дорожного движения, основных требованиях
личной безопасности на улице и  в  общественных  местах,  формирование
навыков безопасного поведения в городе (5, 7);
     - снижение количества ДТП с участием детей на улицах Москвы;
     - рост   сети   подземных  и  наземных  переходов,  искусственных
неровностей   ("лежачих   полицейских"),   дорожек   для   безопасного
перемещения на велосипедах;
     - рост  числа  проектов  по  художественному  оформлению   детьми
городских   пространств   и   плоскостей,  реализуемых  при  поддержке
Правительства Москвы (6);
     - увеличение  количества  реализуемых при поддержке Правительства
Москвы проектов участия детей и подростков в  мероприятиях  по  охране
окружающей    среды    и    историко-культурного    наследия   города,
благоустройству городских территорий (6, 7).

             Основные мероприятия по реализации политики
           обеспечения прав и интересов детей в экосистеме
                  и городской инфраструктуре Москвы

     Повышение уровня безопасности эксплуатации лифтов в жилых  домах;
предотвращение  проникновения  детей  и подростков в шахты лифтов,  на
крыши жилых домов, в технические помещения подвалов и чердаков.
     Оборудование входов   в   жилые   дома  и  подъездов  запирающими
устройствами,  домофонами  и  камерами  видеонаблюдения;   организация
помещений   для   консьержа   (дежурного   по   подъезду),  устройство
оперативной связи с отделением милиции, пунктом охраны порядка.
     Оформление подъездов  жилых домов стендами с обращенной к детям и
родителям информацией, социальной и образовательной рекламой и т.д.
     Строительство во   дворах   жилых   домов  игровых  и  спортивных
площадок,  стадионов,  площадок для  выгула  собак  и  обеспечение  их
необходимым оборудованием (2).
     Установка во дворах жилых домов камер видеонаблюдения.
     Развитие инфраструктуры,  обеспечивающей  удобство и комфортность
пребывания младенцев в общественных местах (перемещение  по  городу  с
детской  коляской и помещения для колясок в жилых домах и общественных
местах, возможность пеленания и кормления детей в общественных местах,
специальная  мебель,  игровые комнаты и уголки в общественных местах и
т.д.) (1).
     Развитие на  улицах  Москвы  сети подземных и наземных переходов,
искусственных  неровностей   ("лежачих   полицейских"),   велосипедных
дорожек.
     Организация на улицах Москвы скамеек и уголков отдыха,  фонтанов,
источников питьевой воды и общественных туалетов (2).
     Реализация образовательных программ и проектов,  направленных  на
информирование  детей  и  подростков  о  правилах  дорожного движения,
основных требованиях личной безопасности на  улице  и  в  общественных
местах, формирование навыков безопасного поведения в городе (5,10).
     Проведение мероприятий,  направленных на развитие  экологического
образования и воспитания детей и подростков в городе Москве (5).
     Поддержка детско-молодежных социальных проектов,  направленных на
улучшение  экологии  и  художественного оформления города,  сохранение
памятников архитектуры и других исторических объектов (6,7).

     Направление 10.  Ребенок в трудной жизненной  ситуации  (политика
поддержки и адаптации).
     Цель политики социальной поддержки детей и подростков, попавших в
трудную жизненную ситуацию в городе Москве, должна состоять в создании
условий для их  социально-психологической  реабилитации  и  адаптации,
устранения  влияния  криминальной или социально неблагополучной среды,
возвращения к  учебе,  обеспечении  условий  для  поддержки  здоровья,
нормальной жизни.
     Основными задачами  политики   социальной   поддержки   детей   и
подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, являются:
     - формирование   системы   своевременного   выявления   детей   и
подростков,  находящихся в трудной жизненной ситуации, принадлежащих к
"группам риска";
     - недопущение  дискриминации  и  безусловное соблюдение прав всех
категорий детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
     - снижение   уровня   насилия   в   отношении   детей,   развитие
профилактической работы с социально неблагополучными семьями и семьями
"группы риска";
     - безусловное  соблюдение   права   на   образование   для   всех
ВИЧ-инфицированных детей;
     - пресечение трудовой эксплуатации несовершеннолетних, вовлечения
их в занятие попрошайничеством;
     - развитие и апробация новых эффективных технологий социальной  и
психолого-педагогической  работы  с  различными  категориями  детей  и
подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
     - поддержка     подразделений     органов     внутренних     дел,
специализирующихся на  оперативной,  следственной  и  профилактической
работе с несовершеннолетними;
     - развитие    образовательных    и    воспитательных    программ,
ориентированных  на  различные  категории  детей,  попавших  в трудную
жизненную ситуацию;
     - развитие   системы  повышения  профессиональной  компетентности
различных категорий специалистов,  работающих с детьми, оказавшимися в
трудной жизненной ситуации;
     - развитие системы учреждений,  разной гражданско-правовой формы,
обеспечивающих все виды помощи и поддержки детям, попавшим в беду.
     Индикаторами эффективной реализации указанных задач и продвижения
к намеченной цели являются:
     - сокращение числа  детей  и  подростков,  умерших  в  результате
насилия;
     - повышение доступности для детей -  жертв  насилия  и  их  семей
специализированной  помощи  по  реабилитации и преодолению последствий
насилия (3);
     - снижение  числа выявленных несовершеннолетних наркопотребителей
в процентах к общему количеству граждан  указанной  категории,  в  том
числе поставленных на профилактический учет;
     - снижение показателей  детской  и  подростковой  преступности  в
городе Москве (7);
     - снижение   числа   рецидивов   среди    выпускников    закрытых
исправительных учреждений для несовершеннолетних.

                  Основные мероприятия по реализации
          политики социальной поддержки детей и подростков,
                попавших в трудную жизненную ситуацию

     Создание межведомственной  группы мониторинга состояния различных
категорий детей,  попавших в трудную жизненную  ситуацию.  Организация
мониторинга социальных проблем в детской и молодежной среде (насилие и
дискриминация,   безнадзорность   и    беспризорность,    преступность
несовершеннолетних, употребление психоактивных веществ).
     Создание и поддержка единых городских  баз  данных  "Дети  группы
риска" и "Семьи группы риска" (3).
     Разработка и   внедрение   программы   по   раннему    выявлению,
реабилитации и социальному сопровождению семей и детей,  оказавшихся в
трудной жизненной ситуации (3).
     Проведение превентивных  мероприятий  по предотвращению насилия в
семьях (3).
     Оказание адресной     помощи     малообеспеченным     семьям    с
несовершеннолетними детьми,  оказавшимся в трудной жизненной  ситуации
(3).
     Организация летних профильных лагерей для  детей,  находящихся  в
трудной жизненной ситуации (2, 7).
     Организация для  несовершеннолетних,  находящихся  на   учете   в
учреждениях социального обслуживания семьи и детей,культурно-досуговых
мероприятий (посещение театров,  музеев, выставок, проведение семейных
и детских конкурсов,  игр,  соревнований,  выставок, благотворительных
акций, проведение кинофестивалей и т.д.) (6).
     Развитие системы    социальных   услуг,   оказываемых   детям   и
подросткам, пострадавшим от насилия.
     Проведение городских   информационно-просветительских   кампаний,
направленных  против  применения  к  детям  телесных   наказаний,   за
ненасильственные методы воспитания (3).
     Введение независимой общественной инспекции  содержания  детей  в
детских учреждениях (3, 4, 5).
     Организация постоянного   патрулирования   сотрудниками   милиции
городских вокзалов,  рынков,  метро, железнодорожного транспорта, иных
мест и проведение  межведомственных  мероприятий  с  участием  органов
социальной защиты населения,  здравоохранения, опеки и попечительства,
общественных  организаций,  направленных  на  выявление   беспризорных
детей, оказание им помощи и последующее помещение в приюты.
     Оказание материальной   помощи   беспризорным   и    безнадзорным
несовершеннолетним (питание, одежда, обувь, другие необходимые нужды).
     Обеспечение условий    продолжительности    социально    активной
жизнедеятельности   наркозависимой   молодежи,   прошедшей  лечение  и
реабилитацию,  за  счет  предоставления  услуг  в  социальной   сфере.
Организация  деятельности  по  мотивации наркозависимых с привлечением
волонтеров из числа прошедших реабилитацию (7).
     Создание центров      социально-трудовой     реабилитации     для
наркозависимых и больных алкоголизмом несовершеннолетних (7).
     Финансовая поддержка    Правительством    Москвы   разработки   и
реализации  образовательных  и  воспитательных  программ  и  проектов,
направленных  на работу с различными категориями детей,  оказавшихся в
трудной жизненной ситуации (на конкурсной основе) (5, 7).

                  VI. Механизм реализации Стратегии

     Стратегия носит межведомственный характер:  ее  реализация  будет
осуществляться  комплексами  городского  управления и территориальными
органами исполнительной власти города Москвы при  координирующей  роли
Комплекса  социальной  сферы  города  Москвы.  Вместе с тем,  одним из
ключевых принципов Стратегии является опора на технологии  социального
партнерства,  в  связи  с  чем предполагается привлечь к ее реализации
широкий круг  негосударственных  структур,  общественные  организации,
бизнес-сообщества столицы.
     Реализация Стратегии предполагает наличие  следующих  необходимых
элементов:
     - научно-обоснованного проектирования,  подготовки документов  по
реализации Стратегии;
     - координации различных программ и проектов в  рамках  Стратегии,
координации   с   федеральными   программами,   различными  городскими
программами, текущей работой органов исполнительной власти;
     - общественной экспертизы, контроля, общественно-государственного
управления;
     - конкурсных   механизмов   создания   и  принятия  документов  и
выделения финансирования;
     - согласованного  исполнения  планов всеми участниками реализации
Стратегии;
     - прямого взаимодействия с детьми и родителями;
     - мониторинга  хода  реализации  Стратегии  по   направлениям   с
привлечением  профессиональных,  а  также  независимых и международных
структур.
     Реализация Стратегии  может потребовать разработки законов города
Москвы, иных правовых актов города Москвы.
     Помимо этого,  Стратегия  должна  найти  отражение  в  текущем  и
перспективном планировании деятельности органов исполнительной власти.
     Реализация Стратегии будет включать:
     - сбор данных,  в том числе - от московских и федеральных органов
исполнительной власти и учреждений, а также путем опросов граждан;
     - выработку вариантов вероятных сценариев реализации Стратегии, в
частности, в зависимости от выделяемого финансирования;
     - принятие  основного  сценария,  определение  прогнозируемых  по
годам значений индикаторов Стратегии;

           VII. Научно-методическое и кадровое обеспечение
                         реализации Стратегии

     Потенциал Москвы  как   интеллектуального   и   научного   центра
Российской     Федерации    создает    благоприятные    условия    для
научно-методического сопровождения осуществления  Стратегии,  а  также
подготовки  высококвалифицированных  кадров,  реализующих  ее основные
направления.
     Основные принципы   научно-методического  обеспечения  реализации
Стратегии:
     - опора   на   современные  научные  разработки,  лучшие  образцы
мирового  и  российского  опыта  построения   эффективной   социальной
политики;
     - привлечение лучших представителей  российских  и  международных
научных и экспертных организаций;
     - проведение   регулярных   мониторинговых   и    прогностических
исследований;
     - оперативное  представление  полученных  данных  и  обоснованных
гипотез Правительству Москвы, профессиональному сообществу.
     Помимо конкурсных  проектировочных,   экспертно-аналитических   и
мониторинговых  работ,  осуществляемых  в рамках механизмов реализации
Стратегии,  экономически целесообразным  и  управленчески  эффективным
может  быть  создание  постоянно  действующих  подразделений  в рамках
организаций Комплекса социальной  сферы  города  Москвы,  а  также  на
межведомственной основе.
     Кадровое обеспечение реализации Стратегии должно быть  направлено
прежде   всего   не   просто  на  "закрытие"  существующих  или  вновь
возникающих вакансий,  а на подготовку специалистов мирового уровня по
работе  с  детьми,  владеющих  эффективными  современными технологиями
социальной работы,  умеющих и готовых в этой работе  учитывать  мнение
самих детей, высокомотивированных и гуманистически настроенных.
     Основные принципы кадрового обеспечения реализации Стратегии:
     - построение   целостной   системы   обучения,  переподготовки  и
повышения   квалификации   специалистов   с   опорой   на    передовой
международный и российский опыт;
     - максимальное  использование  возможностей  московских  вузов  и
научных    организаций,   системы   бизнес-образования,   активных   и
интерактивных технологий обучения, стажировок в России и за рубежом;
     - создание   современной   системы   аттестации   специалистов  и
присвоения  квалификационных  категорий,   использование   современных
мотивационных технологий, эффективных форм оплаты труда.
     Правительство Москвы ежегодно утверждает  и  выносит  на  конкурс
городской  заказ  на  подготовку  различных  категорий специалистов по
работе с детьми.  Исполнителями  конкурсных  заданий  могут  выступать
любые   организации,   специализирующиеся   на  обучении  персонала  и
повышении профессиональной квалификации,  при условии соответствия  их
заявок и возможностей требованиям технических заданий.

         VIII. Информирование о результатах и ходе реализации
                              Стратегии

     Важным условием  эффективности  осуществления  Стратегии является
политика информационной  открытости,  направленная  на  предоставление
обществу  полной и объективной информации о ходе реализации политики в
сфере детства,  возникающих проблемах и путях их решения, возможностях
каждого  москвича  внести  личный вклад в превращение столицы в город,
доброжелательный к детям.  Реализация Стратегии должна  сопровождаться
информационными  мероприятиями,  направленными на привлечение внимания
общественности  к  вопросам  детства  и  просвещение  в  таких  важных
вопросах,  как  толерантность  и социальная интеграция,  а также права
ребенка.
     Основные составляющие     информационного     сопровождения     и
медиаподдержки Стратегии включают в себя:
     - публикацию и размещение в интернете ежегодных сводных отчетов о
реализации Стратегии, отчетов органов исполнительной власти и наиболее
важных   аналитических   разработок,   результатов  социологических  и
мониторинговых исследований;
     - регулярные  выступления  руководителей  органов  исполнительной
власти в городских СМИ с информацией об основных приоритетах  политики
в сфере детства и семьи,  о необходимости превращения столицы в город,
доброжелательный к детям;
     - организацию  телефонной  "горячей линии" по вопросам реализации
Стратегии и превращения Москвы в город,  доброжелательный к  детям,  а
также тематических форумов в интернете;
     - организацию тематических  теледебатов,  ток-шоу,  радиопередач,
репортажей и аналитических материалов в СМИ и т.п.;
     - проведение     общегородских     информационно-пропагандистских
кампаний средствами социальной рекламы.

Страницы: 1  2  


Оглавление