О ПОЛНОМОЧИЯХ БАНКА РОССИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 23.10.07 07-02-06/59

             О ПОЛНОМОЧИЯХ БАНКА РОССИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕР
                 ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ,
                     ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          23 октября 2007 г.
                            N 07-02-06/59

                                 (Д)


     В  Минфине  России совместно с Росфинмониторингом и Банком России
рассмотрено письмо и сообщается следующее.
     В   соответствии   с   Федеральным   законом  "О  противодействии
легализации   (отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем,  и
финансированию  терроризма"  (далее  -  Федеральный  закон  N  115-ФЗ)
контроль  за  исполнением физическими и юридическими лицами указанного
Закона  в  части  фиксирования, хранения и представления информации об
операциях,  подлежащих обязательному контролю, а также за организацией
внутреннего   контроля   осуществляется   соответствующими  надзорными
органами  в  соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
     В   соответствии  с  Федеральным  законом  "О  Центральном  банке
Российской  Федерации  (Банке  России)"  (далее  - Федеральный закон N
86-ФЗ)  Банк  России  осуществляет  надзор  за деятельностью кредитных
организаций.  При  этом  согласно  Федеральному  закону  N 115-ФЗ Банк
России  согласовывает  с  Росфинмониторингом  как  федеральным органом
исполнительной власти, принимающим меры по противодействию легализации
(отмыванию)  доходов,  полученных  преступным  путем, и финансированию
терроризма  (далее  -  ПОД/ФТ),  Рекомендации по разработке кредитными
организациями   правил   внутреннего   контроля,   а   также   порядок
представления кредитными организациями информации в Росфинмониторинг.
     В  соответствии  с  Определением Конституционного Суда Российской
Федерации  от 14.12.2000 N 268-О о проверке конституционности ч. 3 ст.
75   Федерального  закона  N  86-ФЗ  статус  Банка  России  установлен
Конституцией  Российской  Федерации,  в  ст. 75 которой определено его
исключительное  право  на  осуществление денежной эмиссии и в качестве
основной  функции  -  защита  и  обеспечение  устойчивости рубля. Банк
России  осуществляет  банковское  регулирование  и  надзор посредством
принятия  нормативно-правовых  актов. Нормотворческие полномочия Банка
России   предполагают   его  исключительные  права  и  обязанности  по
установлению  обязательных  для  органов  государственной власти, всех
юридических  и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным
к его компетенции и требующим правового регулирования.
     Учитывая  изложенное,  установление  Федеральным законом N 115-ФЗ
особых   правил   его  исполнения  кредитными  организациями  является
объективно оправданным и соответствующим цели реализации функций Банка
России, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
     В  соответствии  со ст. 13 Федерального закона N 115-ФЗ нарушение
организациями,  осуществляющими  операции  с  денежными средствами или
иным  имуществом  и  действующими  на  основании лицензии, требований,
предусмотренных  указанным  Федеральным  законом,  может повлечь отзыв
лицензии   в  порядке,  предусмотренном  законодательством  Российской
Федерации. В соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской
деятельности"  (далее  -  Федеральный  закон  N  395-1)  и Федеральным
законом  N 86-ФЗ Банк России в случае нарушения кредитной организацией
федеральных  законов,  издаваемых  в  соответствии  с ними нормативных
актов  в  зависимости  от  фактических обстоятельств может применять к
кредитным  организациям не только такую исключительную меру, как отзыв
лицензии   на  осуществление  банковских  операций,  но  и  иные  меры
ответственности,  установленные  ст.  74  Федерального закона N 86-ФЗ,
обеспечивающие  соблюдение  принципов  справедливости  и соразмерности
наказания при привлечении к ответственности за нарушения.
     Право  Банка  России на отзыв у кредитных организаций лицензии на
проведение   банковских   операций  за  неисполнение  законодательства
Российской  Федерации в области ПОД/ФТ соответствует Рекомендациям 17,
23 и 29 Сорока Рекомендаций Группы разработки финансовых мер по борьбе
с отмыванием денег (ФАТФ).
     Названные   Рекомендации  ФАТФ  обязывают  страны  -  члены  ФАТФ
применять  к  финансовым  учреждениям  адекватные меры регулирования и
надзора, наделять соответствующие национальные органы полномочиями для
мониторинга   и   обеспечения   соблюдения   финансовыми  учреждениями
требований  законодательства  в  области  ПОД/ФТ,  а  также обеспечить
возможность     применения     эффективных,     пропорциональных     и
профилактических   санкций  в  отношении  лиц,  нарушающих  требования
законодательства в области ПОД/ФТ.
     Кроме   того,   наделение   надзорных   органов  полномочиями  по
применению  адекватных мер регулирования и надзора в отношении банков,
включая возможность отзыва банковской лицензии, в целях предотвращения
вовлечения  банков  в  преступную  деятельность  предусмотрено 18 и 23
Принципами   эффективного  банковского  надзора  Базельского  комитета
банковского надзора.
     Международными    конвенциями,    ратифицированными    Российской
Федерацией  (Конвенция  об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации
доходов от преступной деятельности от 08.11.1990, Конвенция ООН против
транснациональной организованной преступности от 15.11.2000, Конвенция
ООН против коррупции от 31.10.2003, Международная конвенция о борьбе с
финансированием   терроризма   от   09.12.1999),   предусмотрено,  что
страны-участники  обеспечивают,  чтобы к юридическим лицам применялись
соразмерные    и    эффективные    уголовные,   административные   или
гражданско-правовые  санкции,  оказывающие  сдерживающее воздействие и
учитывающие степень опасности подобного рода преступлений.
     Принятие  Банком России решения об отзыве у кредитной организации
лицензии   на   осуществление   банковских   операций  по  основаниям,
установленным  ч. 1 ст. 20 Федерального закона N 395-1, сопровождается
проведением   всестороннего   анализа   деятельности  такой  кредитной
организации   не   только   на  предмет  наличия  фактов  неисполнения
федеральных  законов,  но  и на предмет объема (количества) проводимых
кредитной   организацией   операций,   наличия   (отсутствия)  фактов,
угрожающих  законным интересам кредиторов и вкладчиков, и стабильности
банковской системы в целом.

Директор Департамента регулирования
государственного финансового контроля,
аудиторской деятельности,
бухгалтерского учета и отчетности
                                                          Л.З.ШНЕЙДМАН
23 октября 2007 г.
N 07-02-06/59