ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЕ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 28.03.07 53

            ОБ УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ И НАРУШЕНИЯМИ
          ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ
                                СЛУЖБЕ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           28 марта 2007 г.
                                 N 53

                                 (Д)


     Одной  из основных задач органов прокуратуры на современном этапе
является   противодействие  проявлениям  коррупции,  масштабы  которой
создают   реальную   угрозу   стабильности  и  безопасности  общества,
подрывают  доверие  к правоохранительным органам, порождают социальную
напряженность.  Во  многом  такое  положение обусловлено недостаточным
вниманием  со стороны государственных институтов к вопросам устранения
причин  и  условий, порождающих коррупцию, непринятием реальных мер по
противодействию    ее   проявлениям,   отсутствием   последовательного
прокурорского  надзора,  неадекватностью  реагирования  на  выявленные
нарушения  федеральных  законов  "О государственной гражданской службе
Российской  Федерации",  "Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации".
     Ратификация    Российской    Федерацией   Конвенции   Организации
Объединенных  Наций  против  коррупции  и  Конвенции  Совета Европы об
уголовной  ответственности  за  коррупцию,  а также распространенность
коррупционных    правонарушений   требуют   от   органов   прокуратуры
определения  новых  подходов  к  организации  надзора  за  исполнением
законодательства    о    государственной   и   муниципальной   службе,
противодействии коррупции.
     С  учетом важности данного направления прокурорской деятельности,
руководствуясь  ст.  17  Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации", приказываю:
     1.  Заместителям  Генерального  прокурора  Российской  Федерации,
начальникам  главных  управлений  и управлений Генеральной прокуратуры
Российской   Федерации,  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
прокурорам   городов   и   районов,  другим  территориальным,  военным
прокурорам  и  прокурорам  иных  специализированных прокуратур принять
меры к усилению борьбы с коррупцией, активизации работы по выявлению и
пресечению  злоупотреблений  государственных  и муниципальных служащих
служебными полномочиями.
     Важнейшей  задачей  надзорной  деятельности считать своевременное
предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их
причин и условий.
     2.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов
и  районов,  другим  территориальным,  военным прокурорам и прокурорам
иных специализированных прокуратур:
     2.1.  Ежеквартально анализировать практику надзора за исполнением
законодательства    о    государственной   и   муниципальной   службе,
противодействии  коррупции,  обратив  особое внимание на эффективность
мер   прокурорского   реагирования,   реальное  устранение  выявленных
нарушений в указанной сфере;
     2.2.   С  целью  получения  данных  о  коррупционных  проявлениях
наладить   деловое   взаимодействие   с  общественными  организациями,
средствами   массовой   информации,   субъектами   предпринимательской
деятельности.   Безотлагательно  организовывать  проверки  сведений  о
допущенных  нарушениях  и  принимать  по  ним  решения  о  привлечении
виновных к установленной законом ответственности;
     2.3.   Усилить  надзор  за  законностью  правовых  актов  органов
государственной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органов
местного самоуправления, устанавливающих запреты и ограничения в сфере
осуществления  предпринимательской  деятельности,  реализации  прав  и
свобод  граждан.  Добиваться  отмены  незаконных правовых актов, в том
числе посредством обращения с заявлениями в суд.
     Особое  внимание обращать на соблюдение законности в деятельности
уполномоченных    государственных    органов    и   органов   местного
самоуправления,   связанной   с   осуществлением   ими   лицензионных,
регистрационных,  разрешительных и иных процедур. Решительно пресекать
факты  создания  названными  органами  необоснованных административных
барьеров  при  реализации  гражданами и субъектами предпринимательской
деятельности своих прав;
     2.4.   С   привлечением   территориальных   органов   Федеральной
антимонопольной    службы    систематически    проверять    соблюдение
законодательства  о  закупках  продукции  (поставках работ, услуг) для
государственных  и  муниципальных  нужд.  В  рамках  своей компетенции
добиваться   соблюдения   принципа   прозрачности   процедур  закупок.
Проявлять бескомпромиссность при возбуждении уголовных дел в отношении
государственных   и  муниципальных  служащих,  незаконными  действиями
которых причинен ущерб соответствующим бюджетам. Активнее использовать
право  на  обращение  в  арбитражный  суд  с  заявлениями  о признании
недействительными незаконных сделок;
     2.5.  Обеспечить  действенность надзора за законностью разрешения
заявлений  и  сообщений  об уголовно наказуемых проявлениях коррупции.
При   установлении   фактов  волокиты,  принятия  незаконных  решений,
неполноты  проверок привлекать к ответственности виновных лиц, а также
рассматривать  вопрос  об  ответственности прокурорских работников, не
обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью;
     2.6.  Ежеквартально  проводить  в  подразделениях, осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность, проверки соблюдения законности при
получении  и документировании информации о коррупционной деятельности,
принятии  решений  по  ее  проверке  и  последующей реализации в делах
оперативного   учета.   Активнее   использовать  при  этом  полномочия
прокурора   по   даче   указаний.   При   осуществлении   надзора   за
оперативно-розыскной  деятельностью  исходить  из  того,  что основные
усилия  сотрудников  правоохранительных органов должны быть направлены
не  на  выявление  малозначительных  уголовно  наказуемых деяний, а на
выявление    и   пресечение   преступлений,   представляющих   большую
общественную опасность;
     2.7.  Обеспечить полное, всестороннее и объективное расследование
уголовных   дел  о  преступлениях  коррупционной  направленности.  При
осуществлении  надзора  и  контроля  за  расследованием  уголовных дел
указанной  категории решать вопрос о внесении представлений и принятии
других   мер   по   устранению   причин   и   условий,  способствующих
коррупционным проявлениям должностных лиц.
     Поддержание   государственного   обвинения   по  делам  указанной
категории  поручать квалифицированным работникам. По наиболее значимым
делам поддерживать государственное обвинение лично;
     2.8.   Взвешенно,   с   соблюдением  прав  участников  уголовного
судопроизводства  и  положения  о  недопустимости  разглашения  данных
предварительного  следствия  информировать  граждан  о  работе органов
прокуратуры  по  противодействию  коррупции  и  конкретных результатах
прокурорского надзора.
     3.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
прокурорам специализированных прокуратур:
     3.1.   Создать   в   аппаратах  прокуратур  субъектов  Российской
Федерации,  приравненных к ним специализированных прокуратур постоянно
действующие  рабочие  группы  в  составе  сотрудников подразделений по
надзору  за  исполнением федерального законодательства и по надзору за
уголовно-процессуальной   и   оперативно-розыскной  деятельностью  для
изучения  поступивших  из  подразделений  МВД  России, ФСБ России, ФАС
России,  а  также  Росфиннадзора  и других органов контроля материалов
(информации)  о допущенных должностными лицами органов государственной
власти  и местного самоуправления экономических и иных правонарушениях
коррупционной направленности и дачи им правовой оценки;
     3.2.   Незамедлительно   информировать   Генеральную  прокуратуру
Российской    Федерации    о    несоответствии    законодательству   о
государственной  и  муниципальной  службе,  противодействии  коррупции
правовых   актов   федеральных   органов   исполнительной  власти,  их
территориальных подразделений и должностных лиц.
     В  случаях нарушения руководителями территориальных подразделений
федеральных   органов   исполнительной   власти   законодательства   о
государственной   службе   и   противодействии   коррупции  вносить  в
Генеральную    прокуратуру    Российской    Федерации   мотивированные
предложения   о   постановке   перед   руководителями  соответствующих
федеральных  органов  исполнительной власти вопроса о привлечении их к
ответственности;
     3.3.  Лично  контролировать ход расследования наиболее актуальных
дел   о   преступлениях  коррупционной  направленности.  Расследование
уголовных  дел в отношении руководителей территориальных подразделений
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов государственной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления
поручать   наиболее   квалифицированным   следователям.   Своевременно
принимать  меры к пресечению незаконного воздействия на следователей и
прокуроров с целью повлиять на ход расследования и принимаемые по делу
решения.
     Проверку  законности  освобождения  от  уголовной ответственности
должностных  лиц  по нереабилитирующим основаниям проводить в месячный
срок со дня принятия решений нижестоящим прокурором.
     4.   Начальникам   Главного  управления  Генеральной  прокуратуры
Российской   Федерации   в   Южном   федеральном   округе,  управлений
Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации в федеральных округах,
прокурорам   субъектов   Российской   Федерации,  приравненным  к  ним
прокурорам специализированных прокуратур:
     ежеквартально   (до  15  числа  месяца,  следующего  за  отчетным
периодом)  информировать  Главное управление по надзору за исполнением
федерального  законодательства  о  состоянии  прокурорского  надзора в
указанной   сфере.   По   вопросам,   касающимся  обеспечения  участия
прокуроров   в   рассмотрении   уголовных   дел   судами,   информацию
представлять  раз  в  полугодие  в  управление  по обеспечению участия
прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами.
     5.  Главному  управлению  по  надзору за исполнением федерального
законодательства   обеспечить  контроль  за  деятельностью  прокуроров
субъектов Российской Федерации по осуществлению надзора за исполнением
законодательства    о    государственной   и   муниципальной   службе,
противодействии   коррупции.   Систематически   проверять   исполнение
законодательства    в    указанной   сфере   в   федеральных   органах
исполнительной    власти,    организацию   прокурорского   надзора   в
прокуратурах  субъектов  Российской  Федерации  и  приравненных  к ним
специализированных   прокуратурах.   На   основе   анализа  информации
нижестоящих   прокуратур   осуществлять   разработку   мероприятий  по
совершенствованию прокурорского надзора.
     6.   НИИ   проблем   укрепления  законности  и  правопорядка  при
Генеральной  прокуратуре Российской Федерации подготовить методические
рекомендации  по  проведению  проверок  исполнения  законодательства о
противодействии коррупции.
     7.  Признать  утратившими  силу  Указания  Генерального прокурора
Российской  Федерации от 12.08.96 N 49/7 "О мерах по усилению борьбы с
коррупцией,  прокурорского  надзора  за исполнением законодательства о
государственной  и  муниципальной  службе"  и  от  12.08.96  N 50/7 "О
дополнительных  мерах  органов прокуратуры по обеспечению дисциплины в
системе государственной службы".
     8.  Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителей    Генерального   прокурора   Российской   Федерации   по
направлениям деятельности.
     Приказ  направить  начальникам  главных  управлений  и управлений
Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам субъектов
Российской   Федерации,   приравненным  к  ним  военным  прокурорам  и
прокурорам  иных специализированных прокуратур, которым его содержание
довести до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
28 марта 2007 г.
N 53