ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЗ БЮДЖЕТА НА ПОКРЫТИЕ СУММ ПРЕВЫШЕНИЯ РАСХОДОВ НАД ДОХОДАМИ В СВЯЗИ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ ЛЬГОТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.02.08 03-03-06/4/99

         ОБ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫХ ДОХОДОВ В ЦЕЛЯХ
           ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ
         ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЗ БЮДЖЕТА НА ПОКРЫТИЕ СУММ ПРЕВЫШЕНИЯ
           РАСХОДОВ НАД ДОХОДАМИ В СВЯЗИ С ОКАЗАНИЕМ УСЛУГ
                     ЛЬГОТНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          15 февраля 2008 г.
                           N 03-03-06/4/99

                              (НАБ 08-6)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики  <...> по
вопросам  налогообложения  прибыли  организаций, связанным с оказанием
услуг льготным категориям населения, сообщает следующее.
     <...>   В   рамках   реализации  установленных  законом  субъекта
Российской   Федерации  льгот  в  связи  с  оказанием  услуг  льготным
категориям   граждан  бесплатно  или  по  льготным  ценам  организация
получает из бюджета возмещение неполученной платы за указанные услуги.
     Перечень     средств,     признаваемых     средствами    целевого
финансирования,  не  учитываемыми  в  целях  налогообложения  прибыли,
установлен  пп.  14  п. 1 и п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс).
     Так,  согласно  пп.  14  п.  1  ст.  251 Кодекса при формировании
налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль  не учитываются доходы в виде
имущества,    полученного   налогоплательщиком   в   рамках   целевого
финансирования.
     К   средствам   целевого   финансирования   относится  имущество,
полученное  налогоплательщиком  и  использованное  им  по  назначению,
определенному  организацией  (физическим  лицом) - источником целевого
финансирования   или   федеральными  законами,  в  частности,  в  виде
бюджетных  ассигнований,  выделяемых  бюджетным учреждениям, а также в
виде субсидий автономным учреждениям.
     Согласно  ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное
учреждение  -  государственное  (муниципальное) учреждение, финансовое
обеспечение  выполнения  функций  которого,  в  том  числе по оказанию
государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в
соответствии     с     государственным    (муниципальным)    заданием,
осуществляется  за  счет  средств  соответствующего  бюджета на основе
бюджетной сметы.
     В соответствии с положениями п. 2 ст. 251 Кодекса при определении
налоговой  базы  по налогу на прибыль организаций также не учитываются
целевые   поступления  (за  исключением  целевых  поступлений  в  виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и
целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение
ими   уставной   деятельности,   поступившие  безвозмездно  от  других
организаций   и  (или)  физических  лиц  и  использованные  указанными
получателями по назначению.
     Полученные  организацией  <...> средства не могут рассматриваться
ни  в  качестве  средств  целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251
Кодекса),  ни  в качестве целевых поступлений из бюджета (п. 2 ст. 251
Кодекса),  поскольку  целевой характер выплат проявляется в возложении
на   получателя   бюджетных   средств   обязанности   осуществлять  их
расходование   в   соответствии  с  определенными  целями  либо,  если
соответствующие  расходы  к  моменту  получения средств из бюджета уже
осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных
расходов.
     <...>  Организация  не  приобретала  каких-либо  товаров  (работ,
услуг),  для  оплаты  которых  ей были бы необходимы целевые бюджетные
средства,  а  наоборот  - сама оказывала услуги. Поэтому получаемые из
бюджета  средства  по  своему  экономическому  содержанию представляют
собой  часть  выручки  за  оказанные  услуги. Эти средства не подлежат
отдельному   учету,   не  предназначены  для  расходования  на  строго
определенные  цели,  а  могут  использоваться  получателем  по  своему
усмотрению.
     О   расходовании   указанных   средств   организация  не  обязана
отчитываться.
     Факт  получения  организацией средств на возмещение не полученной
от   потребителей   платы   за   оказанные   услуги  ввиду  применения
регулируемых   цен   и   льгот   из  бюджета  сам  по  себе  не  может
свидетельствовать  об  отсутствии  у организации дохода (экономической
выгоды) от реализации услуг.
     Таким  образом,  средства,  полученные  организациями  из бюджета
соответствующего  субъекта  Российской  Федерации  или  муниципального
образования  на покрытие сумм превышения расходов над доходами в связи
с оказанием услуг льготным категориям граждан, в целях налогообложения
прибыли   организации   учитываются  в  составе  ее  внереализационных
доходов,  в  том  числе и в случаях, когда сумма полученных из бюджета
средств больше суммы превышения расходов над доходами.
     Аналогичная  позиция  высказана  Президиумом Высшего Арбитражного
Суда  Российской  Федерации в Информационном письме от 22.12.2005 N 98
"Обзор  практики  разрешения  арбитражными  судами  дел,  связанных  с
применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской
Федерации".

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
15 февраля 2008 г.
N 03-03-06/4/99