Страницы: 1 2 О СТАБИЛИЗАЦИИ И РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СОЗДАНИИ НА ЕЕ ТЕРРИТОРИИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 18 декабря 1995 г. N 1244 (Д) В целях стабилизации и развития экономики Кабардино-Балкарской Республики и реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 13, ст.1125) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую программу "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" (далее именуется - Программа). 2. Рекомендовать Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики в месячный срок представить в Министерство экономики Российской Федерации технико-экономические обоснования развития предприятий, финансирование которых предусмотрено на первом этапе реализации Программы, для определения необходимого размера их поддержки за счет средств федерального бюджета. 3. Министерству экономики Российской Федерации внести предложения по корректировке Федеральной инвестиционной программы на 1996 год с учетом представляемых Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики инвестиционных проектов, а также учитывать предложения Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики при формировании инвестиционных программ на последующие годы. 4. Министерству финансов Российской Федерации заключить с Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики соглашение о порядке и условиях предоставления Кабинету Министров Республики бюджетного кредита на 1996-2000 годы. 5. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в 1996-2000 годах выделение средств из федерального бюджета на цели реализации Программы в размере уплаченных юридическими лицами сумм таможенных платежей при экспорте и выпуске для свободного обращения товаров на территории Кабардино-Балкарской Республики. 6. Министерству экономики Российской Федерации в приоритетном порядке рассматривать предложения Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики по привлечению инвестиционных кредитов в рамках Программы. Министерству финансов Российской Федерации предоставлять в установленном порядке государственные гарантии по иностранным кредитам под согласованные проекты. 7. Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики подготовить технико-экономические обоснования создания на территории Республики локальных свободных экономических зон. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации по принятии федерального закона "О свободных экономических зонах" рассмотреть указанные технико-экономические обоснования и представить в Правительство Российской Федерации предложения о создании на территории Республики локальных свободных экономических зон. 8. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации совместно с Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики в 3-месячный срок подготовить и представить предложения в Правительство Российской Федерации о создании на территории Кабардино-Балкарской Республики международного оффшорного центра. 9. Федеральным органам исполнительной власти оказывать Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики необходимое содействие в реализации настоящего постановления. Председатель Правительства Российской Федерации В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 1244 ПРОГРАММА "СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" СОДЕРЖАНИЕ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 3 РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ 1.1. Общая характеристика экономики 6 1.2. Состояние экономики Кабардино-Балкарской Республики в 11 1992-1994 годах РАЗДЕЛ 2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ "СТАБИЛИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ" 2.1. Характеристика особенностей структурного кризиса в 13 экономике 2.2. Цели и этапы Программы 15 2.3. Стратегия экономического и социального развития 17 2.4. Организация и механизм управления экономикой Республики 20 в условиях реализации Программы 2.5. Финансирование Программы 21 2.6. Основные принципы формирования бюджета Республики 23 2.7. Основные мероприятия по совершенствованию бюджета 24 Республики РАЗДЕЛ 3. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА И СТРУКТУРНАЯ ПЕРЕСТРОЙКА 3.1. Основные направления структурно-инвестиционной политики 26 3.2. Стимулирование инвестиционной деятельности в рамках 29 Программы 3.3. Структурные сдвиги и перспективы развития отраслей 30 3.3.1. Состояние и перспективы развития металлургического 31 комплекса 3.3.2. Развитие курортно-рекреационного комплекса 32 3.3.3. Использование минеральных источников 34 3.3.4. Развитие агропромышленного комплекса 35 3.3.5. Перспективы развития сырьевой базы промышленности 36 строительных материалов 3.3.6. Развитие энергетической системы 38 3.3.7. Развитие нефтегазового комплекса 39 РАЗДЕЛ 4. МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1996-2000 годы 4.1. Направления и перспективы совершенствования структуры 40 экономики Республики 4.2. Финансовые условия перспективного развития экономики 42 4.3. Перспективы инвестиционной деятельности в реальном 44 секторе экономики 4.4. Изменение структуры производства 46 ПРИЛОЖЕНИЯ И РАСЧЕТЫ К ПРОГРАММЕ 50 ПАСПОРТ программы "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" Наименование Программы - программа "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации разработке Программы, от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной дата ее утверждения экономической зоне (наименование и номер "Кабардино-Балкария", поручения соответствующего Президента Российской Федерации от 1 нормативного акта) ноября 1994 г. Пр-1552 и Правительства Российской Федерации от 15 августа 1995 г. АЧ-П2-25139 постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 1244 "О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон" Государственный заказчик, - Кабинет Министров Кабардино-Балкарской директор Программы Республики Основные разработчики - Министерство экономики Российской Программы Федерации, Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики, Институт экономических проблем переходного периода Цель Программы, важнейшие - достижение бюджетного целевые показатели самофинансирования Кабардино-Балкарской Республики на уровне 900-1000 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года) в 2000 году как основы повышения уровня и качества жизни населения Республики и изменения места и роли экономики Республики за счет сохранения и рационального использования природного, сырьевого, производственного и кадрового потенциала, роста целевой активности и создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлений в бюджет Задачи Программы - обеспечение стабилизации и восстановление роста экономики, создание основы для дальнейшего устойчивого экономического развития, совершенствование механизма управления, организации и регулирования экономики в условиях формирования рынка, реструктуризация потенциала Республики в направлении развития конкурентоспособных производств реального сектора экономики, приоритетное развитие и финансирование структурообразующих отраслей, стимулирование инвестиций по приоритетным направлениям Программы, модернизация и реконструкция предприятий цветной металлургии в целях повышения конкурентоспособности производимого в Республике вольфрама и молибдена на мировом рынке, развитие собственной топливно-энергетической базы, повышение эффективности функционирования отраслей агропромышленного комплекса, улучшение условий для развития предпринимательства и деловой активности в целях расширения налоговой базы, создание условий для развития банковской, страховой и лизинговой деятельности, приватизация в интересах повышения эффективности производства и привлечения инвестиций, использование экологического потенциала Республики и обеспечение развития санаторно-курортных услуг, стимулирование развития материальной базы туризма, особенно экстремального (горные лыжи, альпинизм, горный туризм), с выходом на мировой рынок услуг и привлечением отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства Сроки реализации - 1996-2000 годы Программы Объемы и источники - предполагается органичное сочетание финансирования бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Программа рассчитана на выделение средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований бюджетных кредитов, а также создает условия для привлечения средств внебюджетных источников, негосударственных институциональных структур, оффшорного центра, частных отечественных и иностранных инвесторов. Необходимый объем капитальных вложений для выполнения I этапа Программы (1996-1998 годы) составляет 1015 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года). Основным источником финансирования на этом этапе являются средства федерального бюджета 730 млрд. рублей, реинвестируемые средства предприятий - участников Программы - 80 млрд. рублей, средства республиканского бюджета - 40 млрд. рублей, внебюджетные фонды и другие источники финансирования - 165 млрд. рублей. Объем капитальных вложений на II этапе (1998-2000 годы) составит более 760 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 420 млрд. рублей, республиканского бюджета - 60 млрд. рублей, реинвестируемых средств предприятий - участников Программы - 160 млрд. рублей, внебюджетных фондов и других источников финансирования - 120 млрд. рублей Ожидаемые конечные - достижение бюджетной самодостаточности результаты реализации Кабардино-Балкарской Республики в 2000 Программы году на уровне 900-1000 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), модернизация таких секторов экономики, как цветная металлургия, машиностроение, промышленность строительных материалов, перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса, производство минеральных вод, сфера рекреационных услуг, транспорт и связь, создание собственной топливно-энергетической базы на основе развития электроэнергетики, нефтедобычи, создание новых рабочих мест Система организации - Административный комитет Программы контроля за исполнением ежегодно представляет информацию и Программы доклад о выполнении Программы и об использовании средств федерального бюджета в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и, при необходимости, в Государственную налоговую инспекцию РАЗДЕЛ 1. Анализ экономического и социального развития Кабардино-Балкарской Республики 1.1. Общая характеристика экономики Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского экономического района, расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. Территория Республики составляет 12,5 тыс. кв. километров и включает в себя равнинные, предгорные и горные зоны. Республика делится на 10 районов. На 1 января 1994 г. численность населения составляла 779,9 тыс. человек, в том числе 252,7 тыс. человек проживали в административном и культурном центре Республики - г. Нальчике. Выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, развитость транспортных коммуникаций предопределили относительно высокую степень экономического потенциала Республики. В рамках территориального разделения труда Кабардино-Балкарская Республика выступает поставщиком вольфрамо-молибденового концентрата, рентгеновской аппаратуры, телемеханических систем и комплексов, алмазного инструмента, нефтепромыслового оборудования, фруктовых и овощных консервов. Республика располагает большим потенциалом для развития агропромышленного комплекса. Благоприятные почвенно-климатические и экономические условия способствуют эффективному животноводству и возделыванию большинства сельскохозяйственных культур. Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются производство зерна (прежде всего кукурузы гибридных сортов), овощей, плодов, а также мясомолочное животноводство, овцеводство и птицеводство. Важной составной частью экономического потенциала Республики является курортно-рекреационный комплекс, функционирующий на базе многочисленных лечебных минеральных источников и уникальных природных условий. Кабардино-Балкарская Республика располагает хорошо развитыми транспортными коммуникациями. Через Республику проходят автомобильная дорога "Кавказ" и железнодорожная магистраль общегосударственного значения. Внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров в основном осуществляются автомобильным транспортом. Республика имеет развитую сеть автомобильных дорог. Количество автомобильных дорог с твердым покрытием в 7 раз выше, чем в среднем по Российской Федерации. Экономика Кабардино-Балкарской Республики - это сложившийся многоотраслевой комплекс, соответствующий природным, климатическим и демографическим условиям Республики. Вместе с тем экстенсивное наращивание производственного потенциала, не всегда продуманное с точки зрения интересов Республики, привело к отдельным диспропорциям в развитии и размещении производительных сил, обостряющимся по мере нарастания кризисных процессов. Анализ существующего положения в хозяйстве Республики и тенденций его развития позволяет выделить следующие проблемы, требующие к себе пристального внимания: значительное отставание развития социальной сферы; существенная дифференциация районов Республики по уровню экономического и социального развития, создающая экологические и социальные проблемы; нерациональная структура экономики, при которой наибольшее развитие получили производства, работающие на привозном сырье и вывозящие большую часть продукции за пределы Республики. При этом крайне низкой остается доля продукции конечного потребления; диспропорции в производстве строительных материалов, связанные с изменением структуры спроса со стороны социально-гражданского и производственного строительства; недостаточно развитый аграрный сектор, действующий в рамках неэффективных форм хозяйствования и в неполной мере использующий благоприятные природно-климатические условия Республики; высокий удельный вес незанятого трудоспособного населения. В большинстве своем отмеченные просчеты в размещении производительных сил и складывающиеся диспропорции в региональном размещении явились результатом существовавшего ранее ведомственного подхода. Территориальная организация производства Кабардино-Балкарской Республики характеризуется неравномерностью размещения промышленных производств и преобладающей их концентрацией в г. Нальчике. По уровню промышленного развития выделяются два района: равнинно-предгорный с двумя промышленными комплексами (в гг. Нальчике и Прохладном) и горный с одним узкоспециализированным промышленным узлом в городе Тырныаузе. На долю этих городов приходится свыше 80 процентов продукции промышленности, более 50 процентов основных производственных фондов и около 70 процентов промышленного персонала. Неравномерное размещение предприятий на территории Республики обусловило наличие существенных диспропорций социально-экономического развития отдельных городов и районов и уровня занятости населения в общественном производстве. По уровню промышленного развития Кабардино-Балкарская Республика относится к развитым районам с выраженной специализацией производства в территориальном разделении труда. Цветная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность дают 80 процентов промышленной продукции. Сложное состояние, в котором оказалась экономика Республики, во многом определяется и недостаточным освоением собственной сырьевой и топливно-энергетической базы. Кабардино-Балкарская Республика более 90 процентов потребляемой электроэнергии получает из других регионов и лишь незначительная часть необходимой ей энергии вырабатывается на местных электростанциях. Сложившаяся структура снижает надежность электроснабжения, ведет к удорожанию энергии для потребителей и соответствующей утере конкурентоспособности продукции, а напряженный энергобаланс, сложившийся в Северо-Кавказской энергетической системе, сдерживает дальнейшее развитие производственного потенциала Республики. Нерациональная структура хозяйства Республики, при которой наибольшее развитие получили отрасли промышленности, работающие преимущественно на привозном топливе, сырье, металле, комплектующих, а также вывозящие большую часть продукции за пределы Республики, послужила основной причиной спада в ее экономике при распаде традиционных экономических связей между регионами. В связи с формированием экономики Республики в условиях жесткого администрирования недостаточное развитие получили отрасли, работающие на внутренний потребительский рынок. Несмотря на вполне приемлемое соотношение между продукцией отраслей тяжелой промышленности и товарами потребительского назначения (60:40), производство товаров народного потребления на душу населения в Республике на 30 процентов меньше, чем в Российской Федерации, причем товары длительного пользования в Республике почти не производятся. Формирование товарных ресурсов на 50 процентов происходит за счет ввоза из других регионов, что также усиливает зависимость Республики от политической и экономической конъюнктуры в других регионах страны. Объем потребления населением основных материальных благ и услуг составляет 60-80 процентов от среднероссийского уровня. Сокращается потребление большинства продуктов питания на душу населения, которое и в прежние годы далеко не соответствовало действующим нормативам. В аграрном комплексе преобладают экстенсивные формы ведения хозяйства. Недостаточные фондо- и энерговооруженность, низкий уровень развития мощностей по переработке и хранению сельскохозяйственного сырья в сочетании с неэффективными технологиями привели к тому, что, располагая достаточными условиями для развития высокоинтенсивного сельского хозяйства, Республика не обеспечена продовольствием собственного производства и вынуждена ввозить значительную его часть из других регионов. Республика имеет значительные запасы нерудных полезных ископаемых, создающих практически неограниченные возможности для развития промышленности строительных материалов. Вместе с тем эта отрасль не получила должного развития из-за несоответствия имеющейся ресурсной базы требованиям строительного комплекса Республики, который в советские годы был ориентирован прежде всего на крупномасштабное строительство, излишне индустриализированное. В силу специфических особенностей формирования строительного комплекса Республики в условиях административно-хозяйственных методов управления даже имеющаяся структура производственных мощностей предприятий промышленности стройматериалов не соответствует изменению структуры конечного спроса на производственное и непроизводственное строительство. Нерациональность структуры основных фондов в строительном комплексе в последние годы являлась одним из факторов систематического невыполнения строительных программ по срокам: продолжительность строительства в среднем в 3-4 раза превышает нормативную. Небывалых размеров достигли объемы незавершенного строительства. Недостаточная эффективность инвестиционного комплекса в значительной мере сдерживает развитие производительных сил Республики. В результате по стоимости основных фондов на душу населения (как производственных, так и непроизводственных) Кабардино-Балкарская Республика занимает одно из последних мест среди российских регионов. В наиболее кризисном положении оказалась инвестиционная сфера. На протяжении многих лет удельные капитальные вложения на душу населения по Республике были на 20 процентов ниже, чем в целом по Российской Федерации, что обусловило как отставание социальной сферы, так и недостаточный уровень развития производственного потенциала. С конца 80-х годов падение инвестиционной активности приняло устойчивый характер, перейдя рациональные пределы и достигнув в 1992 году особо крупных масштабов (почти вдвое за год). В настоящее время объем инвестиций составляет менее 30 процентов к докризисному периоду и продолжает снижаться. В результате в большинстве отраслей усилился износ основных фондов, произошло устаревание производственного аппарата. В целом в промышленности износ основных фондов превысил 50 процентов. Важно отметить, что такое развитие процесса опасно превышением критического уровня и созданием ситуации, в которой объем капитальных вложений, необходимый для поддержания, а тем более развития производства, должен непропорционально резко увеличиться. Крайне острой остается жилищная проблема. По обеспеченности населения жильем Республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации. В очереди на получение жилья стоят свыше 20 процентов от общего количества семей. Спад жилищного строительства, начавшийся в 1988 году, к настоящему времени также достиг критической отметки. Ввод жилья и объектов социальной сферы сократился в 3-4 раза. Критическая ситуация складывается и с обеспеченностью населения объектами социальной инфраструктуры. По уровню развития социальной сферы Кабардино-Балкарская Республика находится в числе неблагополучных регионов России. Обострению проблем в социальной сфере долгое время способствовала демографическая ситуация в Республике, характеризующаяся опережающими темпами роста населения по сравнению с наращиванием экономического и социального потенциала. Быстрый рост населения как за счет естественного фактора, так и за счет миграции из других регионов привел к избыточности трудовых ресурсов в Республике. Кабардино-Балкарская Республика располагает значительным научно-техническим потенциалом, который все еще остается невостребованным в Республике. С переносом акцентов в экономической реформе на региональный уровень перед Кабардино-Балкарской Республикой остро встает вопрос об усилении системного подхода к решению задач экономического и социального развития на основе более полного учета местных ресурсов и особенностей, установления рациональной отраслевой и территориальной структуры народного хозяйства Республики и создания благоприятных условий для ее развития, ускоренного решения социальных проблем. 1.2. Состояние экономики Кабардино-Балкарской Республики в 1992-1994 годах Экономическая реформа в Кабардино-Балкарской Республике протекает на фоне глубокого кризиса российской экономики. Низкая эффективность и отсутствие действенных стимулов хозяйственной активности, серьезные структурные диспропорции обусловили нарастающее отставание экономики Республики от общероссийских показателей. Сложившаяся структура производства и система межрегиональных связей не соответствуют перспективам развития Республики как субъекта Федерации. В 1994 году производство валовой продукции промышленности составило 30 процентов от уровня 1991 года, сельского хозяйства - 73 процента, капитальные вложения - 37 процентов. Наибольший спад производства промышленности за 3 года реформ пришелся на 1994 год. Валовая продукция цветной металлургии как одной из структуроопределяющих отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики снизилась на 60 процентов по сравнению с 1993 годом, машиностроения - на 56 процентов и составила соответственно 34 процента и 31 процент к уровню 1991 года. Традиционные отрасли перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса сократили производство на 26 процентов и составляют лишь 40 процентов от уровня 1991 года. В отраслях легкой промышленности объемы производства достигают лишь 14 процентов от уровня 1991 года. В крайне тяжелом положении находится большинство предприятий, ориентированных на общероссийский спрос, в частности предприятия военно-промышленного комплекса. Утяжеленная структура производства отягощается усиливающейся зависимостью от обеспечения топливно-сырьевыми ресурсами и электроэнергией. Некоторое замедление темпов экономического спада обеспечивается за счет изменения структуры внешнеторгового оборота и устойчивого роста динамики вывоза руд цветных металлов и продуктов их переработки. Однако сложившийся на данный момент уровень обеспечения производства материально-техническими и финансовыми ресурсами не позволяет нормализовать процесс воспроизводства основного капитала даже в цветной металлургии. В этих условиях обостряется проблема занятости. Анализ баланса трудовых ресурсов показывает, что в истекшем году нарастала тенденция снижения доли занятых в общем потенциале трудовых ресурсов. Относительно невысокий уровень безработицы, сложившийся в Республике по сравнению с остальными регионами Северного Кавказа, является следствием активной политики Кабинета Министров Республики по созданию дополнительных рабочих мест и сдерживанию высвобождения рабочей силы. За 1994 год в частнопредпринимательском секторе создано около 19 тыс. рабочих мест. Среднемесячная заработная плата в расчете на одного занятого в 1994 году составила 115 тыс. рублей и выросла в 3,5 раза по сравнению с предыдущим годом при росте уровня потребительских цен в 4,7 раза. К позитивным факторам можно отнести наметившуюся тенденцию роста стоимости труда практически во всех производственных отраслях. Так, в промышленности доля оплаты труда в себестоимости увеличилась по сравнению с уровнем 1991 года на 10 пунктов и составила 26,4 процента. Коренным образом изменилось положение на потребительском рынке, достигнута высокая степень насыщения товарами. Формирование новых отношений в торговле сопровождается сокращением доли государственных предприятий и потребительской кооперации при росте доли частной и негосударственной форм торговли. В структуре потребления платных услуг происходит повышение доли услуг финансово-кредитных учреждений и отраслей курортно-рекреационного комплекса. Однако протекает этот процесс на фоне уменьшения объема традиционных услуг. Сохранение кризисной ситуации в Республике определяется и продолжающимся свертыванием инвестиционной деятельности. С 1991 года объем финансирования капитальных вложений сократился почти в 3 раза. Наиболее глубокий спад происходит в строительстве объектов производственного назначения. Производственные капитальные вложения составляют лишь 23 процента от уровня 1993 года, а непроизводственные - 77 процентов. Спад инвестиционной активности наблюдается практически во всех отраслях производственной сферы вследствие неплатежеспособности предприятий, резкого удорожания инвестиционных ресурсов и строительных услуг. В технологической структуре капитальных вложений резко сокращается удельный вес затрат на оборудование, что ведет к замедлению темпов обновления основных фондов и чревато необратимыми разрушениями производственного потенциала Республики. В наибольшей степени спад инвестиционной активности происходит за счет свертывания государственного финансирования. Доля государственных централизованных инвестиций сократилась с 60 процентов в 1993 году до 47 процентов в 1994 году. При этом доля бюджетных средств Республики в финансировании капитальных вложений снизилась на 60 процентов, а бюджета Российской Федерации - на 30 процентов. На финансирование республиканской программы в 1994 году использовано лишь 91 процент годового лимита федеральных средств. Принимая во внимание сокращение масштабов централизованных капитальных вложений за счет федерального бюджета, необходимо проводить жесткую экспертизу инвестиционных проектов и программ, осуществляемых в рамках решений федеральных органов исполнительной власти, и сосредоточить ресурсы на объектах, имеющих наибольшую социально-экономическую значимость для Республики. Трансформация структуры производства валового внутреннего продукта Республики отражает основные тенденции развития секторов и отраслей хозяйства. Сокращается доля производства товаров при росте доли услуг. В структуре производства товаров растет удельный вес отраслей перерабатывающей пищевой промышленности, и прежде всего виноделия и спиртоводочного производства. В использованном валовом внутреннем продукте систематическое снижение валового национального накопления проходит на фоне роста потребления домашних хозяйств и чистого экспорта товаров и услуг. РАЗДЕЛ 2. Концепция программы "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" 2.1. Характеристика особенностей структурного кризиса в экономике Анализ состояния экономики Кабардино-Балкарской Республики определяет актуальность разработки экономической политики на ближайшую перспективу. Сложившаяся нерациональная структура экономики связана с развитием производств, функционирующих в основном на привозном сырье. По уровню промышленного развития Кабардино-Балкарская Республика относится к развитым районам с ярко выраженной специализацией производства, связанной с отраслями военно-промышленного комплекса. Основная доля промышленного производства приходится на цветную металлургию и машиностроение специального назначения. В связи с ориентацией экономики на производство промежуточной продукции и развитие отраслей военно-промышленного комплекса при сложившейся системе разделения труда товарные ресурсы на 50 процентов формируются за счет ввоза из других регионов, что усиливает зависимость Республики от социальной и экономической конъюнктуры в других регионах страны. Сложное состояние, в котором оказалась экономика Республики, во многом определяется и недостаточным освоением собственного сырьевого и топливно-энергетического потенциала. Кабардино-Балкарская Республика более 90 процентов потребляемой электроэнергии получает из других регионов, и лишь незначительная часть энергии вырабатывается на местных электростанциях. Сложившаяся структура энергообеспечения при систематическом росте цен на энергоносители ведет к чрезмерному росту себестоимости продукции и утрате конкурентоспособности этой продукции. Диспропорции в развитии реального сектора экономики, финансово-кредитной и бюджетной сферы свидетельствуют о структурном кризисе в экономике, требующем решения следующих проблем: улучшения финансового положения и платежеспособности большого числа предприятий; снижения издержек производства и повышения качества и конкурентоспособности продукции; трансформации накоплений в инвестиции; переориентации инвестиционной политики на решение социальных задач; финансирования производства и обеспечение социальных гарантий населения. Спад производства в экономике Республики сопровождался резким изменением взаимоотношений республиканского и федерального бюджетов. Если в 1988 году собственные доходы Республики покрывали более 94 процентов расходов республиканского бюджета, то в 1994 году удельный вес субвенций, дотаций и трансфертов из федерального бюджета составил почти 80 процентов (динамика уровня государственной поддержки приведена в таблице 1). В этих условиях принципиальное значение для стабилизации положения и возобновления экономического роста имеет решение проблемы активизации хозяйственной деятельности, а также более эффективное использование методов и инструментария регулирования рынка на базе собственных ресурсов. 2.2. Цели и этапы Программы Основной задачей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в 1996-2000 годах является достижение стабилизации и восстановление экономического роста, создание основы для дальнейшего устойчивого экономического развития как одного из условий повышения уровня и качества жизни. Главной целью Программы является формирование бюджета, обеспечивающего самофинансирование Республики в 2000 году в размере 900-1000 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года). Средствами реализации Программы являются следующие основные направления: совершенствование механизма управления, организации и регулирования экономики в условиях формирования рынка; реструктуризация потенциала Республики в направлении развития экспортной продукции в отраслях материального производства; улучшение условий для развития предпринимательства и деловой активности; приватизация в интересах повышения эффективности производства и привлечения инвестиций; стимулирование и концентрация инвестиций по приоритетным направлениям Программы. Выбор стратегии, способной обеспечить достижение упомянутых выше целей, опирается на реальные возможности экономики Республики. Практически единственный реальный вариант социально-экономической политики в сложившихся условиях состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки создать условия для привлечения и стимулирования высокоэффективных инвестиций. Предполагается: определить условия предоставления бюджетного кредита на долговременной основе для развития экономики Республики в размере 200-250 млрд. рублей на 1996 год (в сопоставимых ценах 1995 года) и пропорционально динамике развития в последующие годы; улучшить взимаемость налогов и других платежей, в том числе за счет расширения базы налогообложения; увеличить доходы от денежной приватизации, обеспечив развитие инфраструктуры фондового рынка; реализовать программу развития рынка государственных и корпоративных ценных бумаг; усилить мобилизацию инвестиционных ресурсов, в том числе накоплений через банковские структуры и другие финансовые институты и расширить практику кредитования предприятий на коммерческой основе; включить в Федеральную инвестиционную программу высокоэффективные инвестиционные проекты, представленные Кабинетом Министров Республики. По предварительной оценке, на реализацию разработанных инвестиционных проектов необходимый объем капитальных вложений составляет ежегодно 200 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года); привлечь иностранные кредиты на выполнение конкретных проектов, предусмотренных Программой, под гарантии Правительства Российской Федерации в размере 300 млн. долларов США (поручение Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. Пр-1552); совершенствовать механизм регулирования хозяйственной деятельности с учетом формирования локальных свободных экономических зон и международного оффшорного центра; предусмотреть возможность получения средств из федерального бюджета на возвратной основе в размере, эквивалентном сумме таможенных платежей, подлежащих уплате юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики. Система мероприятий Программы рассчитана на выделение средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований с учетом индексации, а также на привлечение средств из внебюджетных источников. Практическая реализация Программы предполагает дифференциацию задач по этапам. На первом этапе - 1996-1998 годы - предполагается провести структурные преобразования реального сектора в направлении развития внешнеэкономических отношений за счет развития производств цветной металлургии, рекреационных отраслей, промышленности строительных материалов, перерабатывающих отраслей и легкой промышленности, а также модернизации транспорта и связи. Необходимый объем капитальных вложений для выполнения программы реструктуризации на первом этапе составляет 1015 млрд. рублей (таблица 6). Основными источниками финансирования на этом этапе являются средства федерального бюджета - 730 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), внебюджетных фондов и других источников - 165 млрд. рублей, реинвестируемые средства предприятий - участников Программы - 80 млрд. рублей, средства республиканского бюджета - 40 млрд. ру6лей. На втором этапе - 1998-2000 годы - планируется активизация деятельности на основе сформированных материальных ресурсов в отраслях жизнеобеспечения (энергетика, строительство, транспорт и связь), а также в перспективных сферах приложения капитала. Объем капитальных вложений на этом этапе составит (в сопоставимых ценах 1995 года) более 760 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 420 млрд. рублей, республиканского бюджета - 60 млрд. рублей, внебюджетных фондов - 120 млрд. рублей и реинвестируемых средств предприятий - участников Программы 160 млрд. рублей. В последующем планируется выход на траекторию устойчивого экономического роста при формировании бюджета Кабардино-Балкарской Республики, обеспечивающего достижение бюджетной самодостаточности Республики. 2.3. Стратегия экономического и социального развития Постановка целей социально-экономического развития Республики осуществляется с учетом существующей и перспективной роли Республики как субъекта Российской Федерации. При разработке стратегии экономического и социального развития Республики рассматривалось несколько вариантов, в наибольшей степени отвечающих задачам развития Республики на перспективу и возможностям обеспечения достижения намеченных целей. Программа носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Реализация Программы предполагает органичное сочетание возможностей федерального и республиканского бюджетов в выделении средств на финансирование Программы, а также использование внебюджетных источников финансирования и аккумулирование других ресурсов. Исходя из результатов анализа экономического и социального развития Республики, оценки природных и сырьевых ресурсов, производственного, научно-технического, кадрового потенциала, можно обозначить два наиболее вероятных варианта стратегического развития Республики на 1996-2000 годы, а также на более отдаленную перспективу: индустриальный и аграрно-рекреационный. При индустриальном варианте сохраняется прежняя система приоритетов, ориентированная на дальнейшее развитие промышленности, и прежде всего машиностроения, являющегося в настоящее время отраслью специализации. В этом случае структура экономики Республики и сложившаяся промышленная специализация сохраняются и даже усиливаются: на долю промышленности будет приходиться до 60 процентов валового внутреннего продукта. Следует учитывать, что в реально обозримой перспективе промышленность останется экономической основой Кабардино-Балкарской Республики. Необходимо целенаправленно и грамотно вести структурную перестройку в отрасли с тем, чтобы повысить долю производств, работающих на региональный рынок и использующих местные ресурсы, а также специализирующихся на производстве наукоемкой и нематериалоемкой продукции. Поэтому отказ от массированной индустриализации Республики не должен сопровождаться разрушением уже созданного промышленного потенциала. Однако отсутствие сформировавшейся собственной сырьевой и энергетической базы выступает фактором, усиливающим неконкурентоспособность по сравнению с более развитыми индустриальными центрами, что существенно снижает эффективность данного варианта. Аграрно-рекреационный вариант предполагает комплексное развитие курортно-рекреационного сектора, обслуживающих отраслей и сбалансированное развитие агропромышленного комплекса. В пользу его развития в Республике выступают следующие факторы: мягкий климат, благоприятный как для эффективного ведения сельского хозяйства, так и для развития курортно-рекреационного комплекса; наличие минеральных источников и лечебных грязей; уникальная высокогорная зона, обладающая ценными рекреационными ресурсами (сухой, чистый воздух, альпийский ландшафт, склоны гор, пригодные для альпинизма и горнолыжного спорта); высокоразвитое многоотраслевое сельское хозяйство, связанное с природно-климатическими зонами Республики и традициями местного населения; хорошая транспортная инфраструктура; наличие свободных трудовых ресурсов в районах предполагаемого развития зон рекреации. Этот вариант в большей степени отвечает природно-климатическим условиям Кабардино-Балкарской Республики, однако практическая реализация возможна при значительных масштабах финансовой поддержки. Развитие крупномасштабного и высокорентабельного курортно-рекреационного комплекса с соответствующей инфраструктурой потребует принятия специальной федеральной программы и привлечения значительных валютных средств. Осуществить это возможно, изменив систему финансирования Программы за счет средств республиканского и федерального бюджетов. В этих целях необходимо: ускоренное развитие отраслей производственной инфраструктуры, в первую очередь транспорта, связи и сервисного обслуживания; формирование и развитие материальной базы туризма в высокогорных районах, соответствующей уровню международных стандартов. Основанием для разработки программы в области развития курортно-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики являются следующие документы: поручение Президента Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. Пр-571, постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 265 "О государственной поддержке курорта "Нальчик" и международной базы туризма, альпинизма и горнолыжного спорта в Кабардино-Балкарской Республике". Реализация поставленных задач требует целенаправленной активной инвестиционной политики, концентрации материальных и финансовых ресурсов на решении узловых вопросов. В условиях дефицита финансовых средств капитальные вложения должны быть сосредоточены на важнейших направлениях структурной перестройки экономики и в первую очередь на реконструкции и техническом перевооружении промышленных объектов. Новое строительство будет осуществляться только на тех объектах, которые указаны в вышеназванных документах. Усиление социальной направленности экономики потребует существенной переориентации инвестиционной политики на решение социальных задач. В связи с увеличением жилищно-гражданского, промышленного и курортного строительства потребуются существенное укрепление и обновление строительной базы, изменение структуры производства основных видов материалов из местного сырья. При остром дефиците строительных материалов использование мер экономического стимулирования обеспечит быстрый рост строительной индустрии, в том числе за счет создания малых предприятий локального значения. До 2000 года предполагается осуществить коренную структурную перестройку экономики, направленную на ускоренное развитие отраслей и производств, работающих на потребительский рынок, при сохранении нематериалоемких отраслей специализации как источников поступления финансовых ресурсов, необходимых для преобразований в экономике. Формирование прогрессивной структуры народного хозяйства, преодоление накопившихся за многие годы деформаций являются основным фактором успешного функционирования рыночной экономики и одновременно одной из ключевых проблем фундаментальной стратегии регионального экономического развития. Важными направлениями совершенствования территориальной организации производства являются ограничение промышленного строительства в столице Республики, ускоренное развитие малых городов, имеющих свободные трудовые ресурсы, и преодоление разрыва в уровне их социально-экономического развития. 2.4. Организация и механизм управления экономикой Республики в рамках реализации Программы Целью организационно-административных структур управления процессом реализации Программы является создание предпосылок для крупномасштабного привлечения отечественных и зарубежных инвестиций и ускоренного продвижения рыночных реформ, а также совершенствование механизма взаимоотношений управленческих и хозяйственных структур Республики как субъекта Федерации с федеральными органами исполнительной власти. Система управления распространяется на предприятия - участники Программы и регулируется правовыми нормами законодательства Российской Федерации и Кабардино-Балкарской Республики. Управление реализацией Программы осуществляется Административным комитетом Программы. Глава Административного комитета Программы назначается Президентом Кабардино-Балкарской Республики. Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики разрабатывает и утверждает положение об Административном комитете Программы и его состав. Участниками Программы являются российские и иностранные юридические и физические лица, зарегистрированные как участники Программы. Регистрацию участников Программы осуществляет Административный комитет Программы или уполномоченный им орган. Для реализации Программы Административный комитет учреждает особое предприятие - корпорацию "Развитие" в форме акционерного общества. Для стимулирования деловой активности инвесторов на территории Кабардино-Балкарской Республики по предложению Кабинета Министров Республики создаются локальные свободные экономические зоны, а также международный оффшорный центр в соответствии с законодательством Российской Федерации. В целях создания благоприятного режима хозяйствования для предприятий - участников Программы Административный комитет Программы совместно с корпорацией "Развитие" учреждает страховую компанию для страхования и перестрахования рисков участников Программы. Государственные интересы Российской Федерации в рамках Программы реализуются через систему госзаказов, участие в управлении акционерными предприятиями, создание казенных и смешанных предприятий, стимулирование приоритетных для государства направлений и систему международных договоров. В целях упорядочения контроля за деятельностью участников Программы плановые проверки каждого из предприятий - участников должны производиться одновременно федеральными, республиканскими и местными органами самоуправления. Предприятия - участники Программы представляют проверяющим органам единую упорядоченную отчетность в соответствии с функциями контролирующих органов. Проведение внеплановых проверок деятельности участников Программы допускается по согласованию с Административным комитетом Программы. 2.5. Финансирование Программы При определении источников финансирования Программы необходимо четкое разграничение инвестиционных средств по институциональным структурам и направлениям. Необходимо определить собственные средства предприятий с выделением сумм амортизационных отчислений, накопления населения как основных источников формирования внутренних инвестиционных ресурсов. Исходя из оценки внутренних инвестиционных ресурсов, Административный комитет Программы формирует потребность в инвестиционных средствах за счет бюджетных ресурсов, собственных средств предприятий, внебюджетных фондов и иностранных инвестиций, а также коммерческих кредитов. Источники финансирования: 1. Основной источник финансирования Программы - бюджетный кредит - предоставляется Республике на основе соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики в пределах 200-250 млрд. рублей ежегодно (в сопоставимых ценах 1995 года). 2. Выделение средств из федерального бюджета на цели реализации Программы в размере уплаченных юридическими лицами сумм таможенных платежей при экспорте и выпуске для свободного обращения товаров на территории Республики. 3. Средства, предусматриваемые Федеральной инвестиционной программой для финансирования инвестиционных проектов в Республике, в размере 200 млрд. рублей ежегодно (в сопоставимых ценах 1995 года). 4. Бюджетные средства Республики в объеме 14 млрд. рублей ежегодно (в сопоставимых ценах 1995 года). 5. Реинвестируемые средства предприятий - участников Программы в объеме 27 млрд. рублей ежегодно (в сопоставимых ценах 1995 года). 6. Частные инвестиции и сбережения населения. 7. Иностранные инвестиции. 8. Коммерческие кредиты. 9. Средства, полученные от выпуска ценных бумаг, облигаций и др., выпущенных под залог накопленных средств корпорацией "Развитие". 10. Средства, поступающие от регистрационной деятельности и сборов с предприятий, зарегистрированных в качестве участников Программы. В целях усиления контроля за расходованием инвестиционных средств Административному комитету Программы делегируются права по использованию средств внебюджетных фондов, амортизационных отчислений и залоговых прав. Все вышеуказанные средства аккумулируются на счетах Административного комитета и направляются строго на реализацию целевых программ. Основным источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Капитальные вложения на модернизацию, реконструкцию и новое строительство различных объектов финансируются из федерального бюджета в соответствии с Федеральной инвестиционной программой. По мере реструктуризации экономики структура финансирования изменится в сторону повышения собственных доходов Республики и средств предприятий при постепенном уменьшении доли федеральной помощи. На первом этапе реализации Программы средства федерального бюджета более чем на 70 процентов покрывают общую потребность в инвестициях, при этом почти 60 процентов приходятся на безвозмездное финансирование. К концу второго этапа реализации Программы возрастает значение собственных средств предприятий в финансировании воспроизводства основного капитала. Средства федерального бюджета составляют около 55 процентов объема капитальных вложений, в том числе на безвозвратной основе - около 40 процентов. С постепенным восстановлением экономики Республики и ростом доходной базы республиканского бюджета возрастает его роль в финансировании инвестиционных проектов и формируются условия для изменения финансирования из федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе. Использование средств внебюджетных фондов, иностранных инвестиций и других источников имеет значение на всех этапах реализации Программы. Это связано с изменением пропорций финансирования инвестиционной деятельности за счет роста доли иностранных инвестиций, деятельности корпорации "Развитие", а также вторичной эмиссии ценных бумаг. Для проведения расчетных депозитных, кредитных и других банковских операций для финансирования мероприятий Программы определяется уполномоченный банк (уполномоченные банки) или создается акционерный коммерческий банк, в уставном капитале которого в целях контроля за банковской деятельностью предприятий - участников Программы Административный комитет владеет контрольным пакетом акций. Административный комитет Программы может передавать в распоряжение корпорации "Развитие" часть аккумулируемых средств для финансирования конкретных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках Программы. 2.6. Основные принципы формирования бюджета Республики Приоритеты бюджетной политики Кабардино-Балкарской Республики на 1996-2000 годы определяются решением проблем формирования стартовых условий и потенциала экономического роста, а также усилением социальной ориентации с учетом интересов различных групп и слоев населения. Основные резервы преобразования республиканской бюджетной системы заключаются в рациональном использовании бюджетных средств при одновременном совершенствовании налоговой системы. В целях улучшения сбалансированности бюджета и мобилизации неинфляционных источников финансирования необходимо решить следующие задачи: стабилизировать производство и возобновить экономический рост; активизировать структурные преобразования экономики путем улучшения условий для развития предпринимательства; сформировать экономическую среду, адекватную интересам Республики как субъекта Федерации; повысить эффективность производства и обеспечить привлечение инвестиций, в том числе иностранных; разработать конкретные программы привлечения средств негосударственных, в том числе частных инвесторов; стимулировать инвестиционную деятельность за счет вложений в эффективные конкурентоспособные производства с быстрой окупаемостью вложений и позволяющие увеличить доходы бюджета, предприятий и населения; повысить реальные налоговые поступления в республиканский бюджет на основе улучшения собираемости налогов, пересмотра налоговой базы за счет отмены не оправдавших себя налоговых льгот и дотаций и более полного использования возможностей местного налогообложения; увеличить поступления доходов от приватизации; активизировать операции на рынке государственных и корпоративных ценных бумаг; развивать внешнеэкономическую деятельность; совершенствовать и развивать практику межбюджетных отношений. Решение этих проблем должно быть обеспечено на основе соглашения о предоставлении Кабинету Министров Республики бюджетного кредита на 1996-2000 годы. Регулирование межбюджетных отношений позволит обеспечить адресность финансовых потоков и создать механизм контроля за их целевым использованием. 2.7. Основные мероприятия по совершенствованию бюджета Республики Перспективным направлением роста доходной базы бюджета является соглашение о предоставлении бюджетного кредита и расширение практики привлечения федерального целевого фонда регионального развития на основе долевого финансирования инвестиций на развитие социальной и производственной инфраструктуры Республики. В соответствии с предоставленным бюджетным кредитом средства, аккумулируемые в доходной части бюджета по налоговым поступлениям, используются для реинвестирования инвестиционных проектов в соответствии с Программой. Изменение структуры доходной части бюджета в пользу опережающего роста налоговых поступлений от производственной деятельности предприятий - участников Программы и корпорации "Развитие" является условием повышения доли собственных доходов Республики в бюджете. В соответствии с принятыми условиями финансирования бюджетный кредит является необходимым условием реализации целей Программы. В связи с восстановлением темпов экономического роста и формированием базы налогообложения доля трансфертов и субвенций из федерального бюджета в общем объеме доходов бюджета Республики сократится с 55 процентов в 1995 году до 27 процентов в 2000 году. При формировании расходной части бюджета необходимо учитывать спектр возможных вариантов решения проблем распределения средств по статьям в зависимости от концептуальных подходов к оценке перспектив экономического развития на краткосрочный и среднесрочный периоды. При этом следует учитывать, что сокращение расходов сопряжено с риском возрастающих негативных экономических и социально-политических последствий. Финансирование деятельности предприятий государственной формы собственности должно проводиться на возвратной (или в зависимости от социальной значимости - частично возвратной) основе. Бюджетные средства на инвестиционную деятельность должны выделяться в форме кредитов предприятиям, а предоставление льготных кредитов определяться результатами технико-экономической проработки проектов и степенью успеха в использовании ранее выделенных средств. Другим направлением финансовой деятельности предприятий государственной формы собственности может быть долевое участие государства в реализации инвестиционных проектов (например, в виде доли в соответствующем акционерном обществе). Сокращение дотаций предприятиям необходимо проводить в соответствии с решением проблем структурных и организационно-хозяйственных преобразований. В этой связи необходимо: четко разграничить ответственность между бюджетами всех уровней за реализацию программы социального обеспечения населения Республики; учитывать при формировании бюджетов различных уровней социальные нормативы, в основе которых лежит система государственных минимальных стандартов медицинского обслуживания и социального вспомоществования; придать социальной политике избирательный характер, направленный на расширение возможностей различных групп и слоев населения и сдерживание масштабов безработицы, на усиление адресности поддержки малоимущих групп населения. Одним из направлений рационализации расходной части бюджета является изменение объемов и структуры дотаций. Сужение круга предоставления дотаций выступает основой для расширения налоговой базы и изменения состава источников налогообложения, что позволит реализовать принцип дифференциации налогоплательщиков по уровню доходов. В целях уменьшения нагрузки на расходную часть бюджета следует расширить практику привлечения коммерческих структур к решению социально-значимых проблем Республики, в частности, к строительству и эксплуатации рекреационных объектов и их инфраструктуры, дорог, реставрации зданий и сооружений, объектов народного образования и социально-культурной сферы, общественных работ на условиях заказа на соответствующие работы или на условиях передачи соответствующего объекта частному предприятию на срок, необходимый для окупаемости затрат. В настоящее время покрытие расходов на инвестиции предусматривается лишь при условии выделения средств из федерального бюджета, которые составляют более 70 процентов доходной части республиканского бюджета. В этой связи для оценки условий и возможностей перераспределения расходов по бюджетным статьям представляется необходимой конкретизация затрат на инвестиции по следующим направлениям: источники финансирования (средства федерального и местного бюджетов, внебюджетные фонды, частные инвестиции); направления использования (по отраслям); формы собственности. РАЗДЕЛ 3. Инвестиционная политика и структурная перестройка 3.1. Основные направления структурно-инвестиционной политики Современная экономическая ситуация, сложившаяся в Кабардино-Балкарской Республике, и задачи возобновления экономического роста настоятельно диктуют необходимость активизации структурной перестройки. В этих целях необходимо использовать инструменты инвестиционной политики, федеральные и территориальные целевые программы, госзакупки и другие инструменты в увязке с ограничениями, налагаемыми требованиями финансовой стабилизации, состоянием природно-ресурсного потенциала. В условиях структурного преобразования производства на уровне регионов одной из основных задач инвестиционной деятельности является создание новых рабочих мест как одного из направлений Страницы: 1 2 |