ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ КОНКУРСА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ В ВИДЕ. Письмо. Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве. 14.12.07 20-12/119669

               ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ КОНКУРСА
             НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА
          ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
          ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. ВПРАВЕ
           ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ
            РАСХОДЫ В ВИДЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ БАНКУ ЗА ВЫДАЧУ
           БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, В ВИДЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПО
          ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО КОНТРАКТУ,
              ЕСЛИ ДАННЫЕ РАСХОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ
                    УСЛОВИЯМИ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ?

                                ПИСЬМО

         УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ

                          14 декабря 2007 г.
                            N 20-12/119669

                                 (Д)


     На  основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005
N  94-ФЗ  "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ,
оказание  услуг  для  государственных  и  муниципальных нужд" (далее -
Закон N 94-ФЗ) регулируются отношения, связанные с размещением заказов
на   поставки   товаров,   выполнение   работ,   оказание   услуг  для
государственных  или  муниципальных  нужд.  Кроме  того, Закон N 94-ФЗ
устанавливает  единый  порядок  размещения заказов в целях обеспечения
единства   экономического   пространства   на   территории  Российской
Федерации  при  размещении заказов, эффективного использования средств
бюджетов   и   внебюджетных   источников   финансирования,  расширения
возможностей  для  участия  физических  и юридических лиц в размещении
заказов  и  стимулирования  такого  участия,  развития  добросовестной
конкуренции,  совершенствования  деятельности  органов государственной
власти  и  органов местного самоуправления в сфере размещения заказов,
обеспечения    гласности    и    прозрачности    размещения   заказов,
предотвращения  коррупции  и других злоупотреблений в сфере размещения
заказов.
     В  соответствии  со  статьей  5  Закона  N  94-ФЗ под размещением
заказов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ, оказание услуг для
государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков,
уполномоченных   органов  по  определению  поставщиков  (исполнителей,
подрядчиков)   в   целях   заключения   с   ними  государственных  или
муниципальных   контрактов  на  поставки  товаров,  выполнение  работ,
оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае,
предусмотренном  в  пункте  14  статьи  55  Закона  N  94-ФЗ,  в целях
заключения с ними иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
     Согласно  пункту 1 статьи 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения
заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или
муниципального  контракта.  Участником  размещения  заказа  может быть
любое  юридическое  лицо  независимо от организационно-правовой формы,
формы  собственности,  местонахождения  и места происхождения капитала
или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
     При этом в пункте 4 статьи 29 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в
случае,  если  заказчиком,  уполномоченным  органом,  было установлено
требование  обеспечения исполнения государственного или муниципального
контракта,  государственный  или  муниципальный  контракт  заключается
только после предоставления участником конкурса, с которым заключается
контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности
по  контракту  или  передачи заказчику в залог денежных средств, в том
числе  в  форме  вклада  (депозита),  в размере обеспечения исполнения
контракта,  указанном  в  извещении  о  проведении открытого конкурса.
Способ  обеспечения  исполнения  контракта  из  перечисленных в данной
части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно.
     В   пункте   1  статьи  252  НК  РФ  определено,  что  расходами,
учитываемыми  в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные
и  документально  подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных
статьей    265    НК    РФ,   убытки),   осуществленные   (понесенные)
налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством  РФ, либо документами, оформленными в соответствии с
обычаями  делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на
территории  которого были произведены соответствующие расходы, и (или)
документами,  косвенно  подтверждающими  произведенные  расходы (в том
числе  таможенной  декларацией,  приказом  о  командировке, проездными
документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Расходами  признаются  любые  затраты при условии, что они произведены
для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     При   этом   виды   страхования,   страховые  взносы  по  которым
учитываются  при  формировании  налогооблагаемой прибыли, определены в
статье 263 НК РФ и включают:
     - все виды обязательного страхования;
     - добровольное    страхование    средств   транспорта   (водного,
воздушного,  наземного,  трубопроводного),  в том числе арендованного,
расходы  на  содержание  которого  включаются  в  расходы, связанные с
производством и реализацией;
     - добровольное страхование грузов;
     - добровольное  страхование  основных  средств  производственного
назначения   (в   том  числе  арендованных),  нематериальных  активов,
объектов   незавершенного  капитального  строительства  (в  том  числе
арендованных);
     - добровольное   страхование   рисков,  связанных  с  выполнением
строительно-монтажных работ;
     - добровольное страхование товарно-материальных запасов;
     - добровольное  страхование урожая сельскохозяйственных культур и
животных;
     - добровольное   страхование   иного   имущества,   используемого
налогоплательщиком  при  осуществлении  деятельности,  направленной на
получение дохода;
     - добровольное  страхование  ответственности за причинение вреда,
если     такое    страхование    является    условием    осуществления
налогоплательщиком   деятельности   в  соответствии  с  международными
обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями.
     В  соответствии  с  пунктом  4  статьи  3 Закона РФ от 27.11.92 N
4015-1  "Об  организации  страхового  дела  в  Российской Федерации" и
статьями   3,  935  и  936  ГК  РФ  условия  и  порядок  осуществления
обязательного   страхования   определяются   федеральными  законами  о
конкретных   видах  обязательного  страхования.  Федеральный  закон  о
конкретном  виде обязательного страхования должен содержать положения,
определяющие:
     а) субъекты страхования;
     б) объекты, подлежащие страхованию;
     в) перечень страховых случаев;
     г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;
     д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
     е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);
     ж) срок действия договора страхования;
     з) порядок определения размера страховой выплаты;
     и) контроль за осуществлением страхования;
     к)   последствия   неисполнения   или   ненадлежащего  исполнения
обязательств субъектами обязательного страхования;
     л) иные положения.
     Порядок  и  условия  обязательного страхования ответственности за
неисполнение    или    ненадлежащее    исполнение    обязательств   по
государственному   и  муниципальному  контракту  Законом  N  94-ФЗ  не
установлены.
     При отсутствии федеральных законов, предписывающих в обязательном
порядке   страховать  ответственность  за  неисполнение  (ненадлежащее
исполнение)    обязательств   по   государственным   и   муниципальным
контрактам, данные виды страхования обязательными не являются. Поэтому
расходы  в  виде  страховых  взносов  по  таким договорам не уменьшают
налоговую базу по налогу на прибыль страхователя.
     Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам
налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если такие
расходы  связаны  с  производством  и (или) реализацией, а в остальных
случаях  в  соответствии  с  подпунктом  15  пункта 1 статьи 265 НК РФ
расходы  на  услуги банков относятся к внереализационным расходам. При
этом совершение таких расходов должно быть экономически оправданно.
     Ограничений в отношении перечня видов услуг, оказываемых банками,
для учета в целях налогообложения не предусмотрено.
     Плата  за  возможность  получения  денежных  средств  на условиях
кредитной   линии   относится  на  расходы,  которые  учитываются  при
налогообложении прибыли.
     Таким  образом,  если обязательным условием участия в конкурсе на
заключение  государственного контракта является оформление безотзывной
банковской гарантии, независимо от результатов конкурса вознаграждение
банку   за   выдачу   такой   гарантии   может  быть  учтено  в  целях
налогообложения прибыли.
     При  этом  организация должна документально подтвердить не только
факт  оформления  банковской  гарантии и сумму компенсации банку, но и
участие в конкурсе на заключение государственного контракта.

И.о. заместителя
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы 1-го класса
                                                          О.М. Спицына
14 декабря 2007 г.
N 20-12/119669