ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ КОНКУРСА НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ В ВИДЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ БАНКУ ЗА ВЫДАЧУ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ, В ВИДЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ ПО ДОГОВОРУ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО КОНТРАКТУ, ЕСЛИ ДАННЫЕ РАСХОДЫ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 14 декабря 2007 г. N 20-12/119669 (Д) На основании пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, Закон N 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В соответствии со статьей 5 Закона N 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а в случае, предусмотренном в пункте 14 статьи 55 Закона N 94-ФЗ, в целях заключения с ними иных гражданско-правовых договоров в любой форме. Согласно пункту 1 статьи 8 Закона N 94-ФЗ участниками размещения заказов являются лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта. Участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, местонахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом в пункте 4 статьи 29 Закона N 94-ФЗ предусмотрено, что в случае, если заказчиком, уполномоченным органом, было установлено требование обеспечения исполнения государственного или муниципального контракта, государственный или муниципальный контракт заключается только после предоставления участником конкурса, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, страхования ответственности по контракту или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении о проведении открытого конкурса. Способ обеспечения исполнения контракта из перечисленных в данной части способов определяется таким участником конкурса самостоятельно. В пункте 1 статьи 252 НК РФ определено, что расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом виды страхования, страховые взносы по которым учитываются при формировании налогооблагаемой прибыли, определены в статье 263 НК РФ и включают: - все виды обязательного страхования; - добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией; - добровольное страхование грузов; - добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных); - добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ; - добровольное страхование товарно-материальных запасов; - добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных; - добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода; - добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами РФ или общепринятыми международными требованиями. В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона РФ от 27.11.92 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и статьями 3, 935 и 936 ГК РФ условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования. Федеральный закон о конкретном виде обязательного страхования должен содержать положения, определяющие: а) субъекты страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев; г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа; е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); ж) срок действия договора страхования; з) порядок определения размера страховой выплаты; и) контроль за осуществлением страхования; к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами обязательного страхования; л) иные положения. Порядок и условия обязательного страхования ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по государственному и муниципальному контракту Законом N 94-ФЗ не установлены. При отсутствии федеральных законов, предписывающих в обязательном порядке страховать ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по государственным и муниципальным контрактам, данные виды страхования обязательными не являются. Поэтому расходы в виде страховых взносов по таким договорам не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль страхователя. Согласно подпункту 25 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика относятся расходы на оплату услуг банков, если такие расходы связаны с производством и (или) реализацией, а в остальных случаях в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 265 НК РФ расходы на услуги банков относятся к внереализационным расходам. При этом совершение таких расходов должно быть экономически оправданно. Ограничений в отношении перечня видов услуг, оказываемых банками, для учета в целях налогообложения не предусмотрено. Плата за возможность получения денежных средств на условиях кредитной линии относится на расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли. Таким образом, если обязательным условием участия в конкурсе на заключение государственного контракта является оформление безотзывной банковской гарантии, независимо от результатов конкурса вознаграждение банку за выдачу такой гарантии может быть учтено в целях налогообложения прибыли. При этом организация должна документально подтвердить не только факт оформления банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и участие в конкурсе на заключение государственного контракта. И.о. заместителя руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса О.М. Спицына 14 декабря 2007 г. N 20-12/119669 |