Страницы: 1 2 производства позволит увеличить добычу нефти и газа только за счет ввода в эксплуатацию простаивающих скважин более чем на 15 процентов, а также повысить нефтеотдачу отрабатываемых скважин в 3-3,5 раза. Для планируемого углубления переработки нефти к 1998 году до 72-75 процентов в подпрограмму включено освоение производства реакторной и теплообменной аппаратуры, что увеличит выработку моторных топлив на 10-15 процентов и обеспечит экономию 1300 тыс. тонн условного топлива. Одновременно решаются вопросы повышения кaчества моторных топлив и увеличения доли неэтилированных автобензинов с 31 до 63-65 процентов, а малосернистого дизельного топлива (с серой до 0,2 процента) с 60 до 65-68 процентов. Возрастет производство смазочных масел на 0,5-0,8 млн. тонн и нефтебитума на 2,5-2,7 млн. тонн. Углубление переработки нефти приведет к снижению использования топочного мазута на 23-27 млн. тонн. Для нефтепродуктообеспечения намечается производство комплектов аппаратных средств учета нефтепродуктов, радиолокационных уровнемеров и расходомеров, взрывопожаробезопасной системы измерения и контроля уровня и расхода жидкостей и вязких веществ в емкостях. В целом реализация подпрограммы должна обеспечить существенное сокращение (вплоть до полного прекращения) импорта нефтегазового оборудования и возможность экспорта такого оборудования. Решение проблем по созданию оборудования и изделий для электроэнергетики будет обеспечено путем разработки и освоения производства энергетических газовых турбин и парогазовых установок, в том числе модульного типа, мощностью от 1 до 100 MВт, создаваемых на базе авиационных и судовых двигателей, что позволит частично компенсировать сокращение ввода в действие мощностей на тепловых и атомных электростанциях, повысит коэффициент полезного действия энергоблоков до 52 процентов и сэкономит до 13-15 процентов газа, направляемого на выработку электроэнергии и тепла, многотопливных электроэнергетических установок, быстрозапорных и регулирующих автоматизированных клапанов к котлам большой мощности. Финансирование подпрограммы обеспечивается за счет: средств заказчиков, получаемых в основном от целевой продажи на экспорт энергоносителей; средств федерального бюджета, выделяемых на конверсию предприятий оборонного комплекса; собственных средств конверсируемых предприятий и организаций. ПОДПРОГРАММА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ ВИДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНИКИ И СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ (1995-1997 годы) Наименование подпрограммы - Создание и развитие производства новых видов медицинской техники и средств реабилитации инвалидов (1995-1997 годы) Государственный заказчик - региональные учреждения подпрограммы здравоохранения Минздравмедпрома России, Минсоцзащиты России Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации оборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России, РКА, Минздравмедпром России Основная цель подпрограммы - на основе высокого научно-технического и производственного потенциала разработать и освоить выпуск новых видов медицинской техники, в том числе импорто- замещающей, для более полного удовлетворения потребности учреждений здравоохранения и социальной защиты населения Важнейшие целевые - в результате реализации подпрограммы показатели уровень оснащенности учреждений здравоохранения современной медицинской техникой и учреждений социальной защиты населения средствами реабилитации инвалидов возрастет не менее чем на 10 процентов, снизятся валютные затраты на закупку медицинской техники за рубежом не менее чем на 350 млн. долларов США в год; модернизация и перепрофилирование оборонных производственных мощностей, по выпуску товарной продукции на сумму: ВСЕГО - 1058 млрд. рублей, в том числе: 1995 год - 171 млрд. рублей; 1996 год - 400 млрд. рублей; 1997 год - 487 млрд. рублей. Будет создано дополнительно свыше 40 тыс. рабочих мест в гражданской сфере производства Сроки реализации - 1995-1997 годы подпрограммы Объемы и источнки финансирования ------------------------------T-----------------------------------¬ ¦ ¦ млрд. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +-------------T------T-------T------+ ¦ ¦На период ¦1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦реализации ¦год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦подпрограммы ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------------+-------------+------+-------+------- В С Е Г О 886,9 225,3 344 317,6 в том числе: федеральный бюджет 138,1 38,1 40 60 бюджетное финансирование на 504 112 224 168 возвратной основе внебюджетные источники 244,8 75,2 80 89,6 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 504 112 224 168 в том числе: бюджетное финансирование на 504 112 224 168 возвратной основе НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ и 138,1 38,1 40 60 ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 138,1 38,1 40 60 внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 244,8 75,2 80 89,6 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 244,8 75,2 80 89,6 Ожидаемые конечные результаты - будет организовано производство реализации подпрограммы свыше 250 новых видов медицинской техники для комплексного лечения заболеванийразличной нозологии, в том числе современных приборов, аппаратов, инструментов и оборудования для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, автоматизированных линий для получения фармакологических препаратов, средств эндо- и экзопротезирования В соответствии с Государственной программой на конверсируемых предприятиях оборонного комплекса были созданы мощности по производству наукоемких приборов, аппаратов, инструментов и оборудования с использованием новых энерго- и ресурсосберегающих технологий в объемах, достаточных для удовлетворения платежеспособного спроса учреждений здравоохранения и социальной защиты населения. На первом этапе выполнения подпрограммы (1992-1994 годы) практически завершено создание мощностей для производства следующих наиболее дефицитных, актуальных для здравоохранения изделий, ранее не производимых в России: машины скорой медицинской помощи и реанимобили; компьютерные томографы; протезно-ортопедические изделия (протезы верхних и нижних конечностей, ортезы), нестандартное технологическое оборудование для протезных предприятий; слуховые аппараты; искусственные тазобедренные суставы. На втором этапе реализации подпрограммы (1995-1997 годы) будет расширена номенклатура и повышены качественные характеристики изделий и лекарственных средств, дальнейшее развитие получат разработка и подготовка производства аппаратов и приборов для лазерной хирургии, СВЧ-терапии, многофункционального мониторинга. Будет использован большой научно-технический потенциал конверсируемых предприятий и программно-целевой подход к созданию новой медицинской техники. Будут наращиваться мощности для производства неонатальных столов для реанимации новорожденных детей, находящихся в терминальном состоянии или состоянии клинической смерти, что весьма актуально для ряда регионов России, где сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Будет начато производство многоместных систем гипербарической оксигенации, увеличены объемы производства рентгеновских столов и стоек для расширения производства рентгеновских аппаратов, которые пользуются большим спросом как в лечебных учреждениях России, так и во всех странах СНГ, будут производиться стержневые аппараты для остеосинтеза длинных трубчатых костей, создающие оптимальные условия стабильности костных отломков на всем протяжении сроков лечения тяжелейших, в том числе оскольчатых, переломов костей верхних и нижних конечностей. Начнется выпуск многоканальных электрокардиографов, а также аппарата "Супертерм-40" для лечения злокачественных образований у детей. Конверсионные предприятия оборонного комплекса будут увеличивать производство уникальных лекарственных препаратов широких спектров действия для лечения различных поражений и заболеваний. Например, такого, как сверхмощный антибиотик "тобрамицин". Будут увеличены мощности для производства особенно эффективного антибиотика "пефлоксацин", показаниями для применения которого являются особо опасные бактериальные инфекции (чума, холера, бруцеллез, сибирская язва). С учетом напряженной эпидемиологической обстановки в стране будут перепрофилированы мощности на выпуск отечественной вакцины против гепатита "В", ранее закупаемой по импорту (в настоящее время технология производства вакцины разработана российскими учеными) и резко увеличены объемы производства противоожоговых, противошоковых, психотропных и других лекарственных препаратов. Перепрофилирование производственных мощностей предприятий, высвобождаемых из военного производства для освоения современной медицинской техники, намечается осуществлять за счет средств целевого кредита, собственных средств предприятий, средств регионов и различных фондов. Решение указанных задач предприятиями оборонного комплекса совместно с предприятиями других отраслей промышленности позволит к 1997 году повысить уровень обеспечения учреждений здравоохранения и социальной защиты населения современной медицинской техникой, лекарственными препаратами и средствами реабилитации инвалидов. ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОНИКИ РОССИИ (1995-1997 годы) Наименование подпрограммы - Развитие электроники России (1995-1997 годы) Государственный заказчик - Госкомоборонпром России подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации oборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России Основная цель подпрограммы - организационно-структурная перестройка и модернизация конверсируемых предприятий электронной промышленности с целью адаптации к условиям рыночной экономики и повышения технического уровня и конкурентоспособности российских изделий электронной техники Важнейшие целевые - модернизация и перепрофилирование показатели оборонных производственных мощностей, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной элементной базы для производства товаров народного потребления и продукции гражданского назначения на сумму: ВСЕГО - 2190 млрд. рублей, в том числе: 1995 год - 76,6 млрд. рублей; 1996 год - 355,2 млрд. рублей; 1997 год - 1758,2 млрд. рублей. Создание дополнительно свыше 25 тыс. рабочих мест в гражданской сфере производства Сроки реализации - 1995-1997 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования ------------------------------T-----------------------------------¬ ¦ ¦ млрд. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +------------T------T-------T-------+ ¦ ¦На период ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦реализации ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦подпрограммы¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------------+------------+------+-------+-------- В С Е Г О 607,9 151,1 247 209,8 в том числе: федеральный бюджет - - - - бюджетное финансирование на 409 90 182 137 возвратной основе внебюджетные источники 198,9 61,1 65 72,8 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 409 90 182 137 в том числе: бюджетное финансирование на 409 90 182 137 возвратной основе внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 198,9 61,1 65 72,8 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 198,9 61,1 65 72,8 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы финансируются за счет средств, предусмотренных в федеральной "Государственной программе развития электронной техники" (1994 - 2000 годы) Ожидаемые конечные результаты - реализация подпрограммы позволит: реализации подпрограммы создать современную электронную элементную базу для производства конкурентоспособных товаров; увеличить экспорт российских изде- лий электронной техники; обеспечить технический прогресс в базовых отраслях экономики; обеспечить создание более 25 тыс. рабочих мест; обеспечить постепенный рост произ- водства сложной бытовой техники; снизить ежегодные закупки за рубе- жом специальных материалов и комп- лектующих изделий на сумму свыше 50 млн. долларов США Основной задачей первого этапа подпрограммы в 1992-1994 годах являлось создание новых рабочих мест для производственного персонала, высвобождающегося в результате конверсии оборонного производства, за счет перепрофилирования его на выпуск продукции гражданского назначения и товаров народного потребления. При формировании подпрограммы были определены следующие приоритеты: создание производств специальных импортозамещающих материалов для электронной промышленности, комплектующих деталей и узлов; организация дублирующих производств заводов-монополистов, оставшихся после распада СССР за пределами России; организация производства современной элементной базы для производства конкурентоспособных товаров народного потребления и продукции гражданского назначения с использованием разработок и технологий оборонного производства; организация производства продукции, ориентированной на экспорт. Были завершены 324 научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию современных электронных изделий, в том числе нового поколения полупроводниковых излучателей, лазеров, приемных и передающих оптоэлектронных модулей, мощных суперлинейных СВЧ-транзисторов, твердотельных полупроводниковых СВЧ-приборов и больших интегральных схем для систем приема и передачи информации, комплекта больших интегральных схем для конкурентоспособных телевизоров с микропроцессорным управлением и аналого-цифровой обработкой сигнала, комплекта микросхем для электронной системы управления автомобилем, плоских жидкокристаллических экранов с активной матрицей на аморфном кремнии совместно с тонкопленочными интегральными схемами управления на одной подложке для плоских кинескопов и дисплеев, нового поколения электронно-оптических преобразователей для приборов ночного видения и др. Реализован комплекс работ по созданию пилотных линий по освоению базовой технологии микроэлектроники уровня 1,0-1,5 мкм на пластинах диаметром 150 мм, ведутся работы по монтажу модулей и отработке технологий класса 0,5-0,8 мкм, что обеспечит сверхбольшие интегральные схемы со степенью интеграции 1-10 млн. элементов на кристалл. В условиях спада производства и падения платежеспособного спроса на изделия электронной техники в России и странах СНГ отдельным конверсионным предприятиям удалось выйти со своей продукцией на внешний рынок. Так, осуществляются массовые поставки интегральных микросхем в Южную Корею, Гонконг, Тайвань, Сингапур, мощных полупроводниковых приборов в США и Западную Европу, приборов СВЧ в Китай, США, Англию и Германию, электронно-оптических преобразователей в Индию, Польшу, Германию и Израиль, лазеров и лазерных гироскопов в США, Францию, Китай и Канаду. В 1994 году экспорт изделий электронной техники по сравнению с 1991 годом вырос более чем в 4 раза и составил 40 млн. долларов США. Однако подавляющее большинство предприятий электронной промышленности в настоящее время используют свои производственные мощности на 15-20 процентов. Основная причина - отсутствие платежеспособного спроса со стороны производителей продукции гражданского назначения и товаров народного потребления, практически полное отсутствие заказов на изделия электронной техники со стороны производителей вооружения и военной техники. При этом необходимо иметь в виду, что примерно 50-60 процентов предприятий - энергоемкие производства, их работа с загрузкой ниже 85-90 процентов не рентабельна, а при существующем уровне разорительна. Остановка предприятий электронной промышленности повлечет за собой дальнейший спад производства в потребляющих отраслях. В этих условиях концепция второго этапа подпрограммы нуждается в существенном уточнении. Задачей и целью второго этапа подпрограммы в 1995-1997 годах являются организационно-структурная перестройка и модернизация конверсируемых предприятий электронной промышленности с целью их адаптации к условиям рыночной экономики. В условиях глубокого спада производства и с учетом того, что значительная часть электронной элементной базы не отвечает международным стандартам и не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, главной задачей конверсии предприятий электронной промышленности на этом этапе является модернизация оборонного производства и его перепрофилирование на массовый выпуск высококачественной элементной базы для гражданской продукции, а также для изделий электронной техники, поставляемой на экспорт. Для этого необходимо техническое перевооружение действующих предприятий, комплексное решение всех технологических проблем, начиная с внедрения компьютерного проектирования и кончая автоматизацией всех технологических процессов и контрольно-измерительных операций. Конверсируемые предприятия и научно-исследовательские организации электронной промышленности должны послужить базой для создания отсутствующих звеньев в инфраструктуре, обеспечивающей процессы производства в условиях рыночной экономики. В результате распада СССР, а также приватизации и акционирования отдельных производств крупных государственных производственных и научно-производственных объединений последние распались на ряд обособленных мелких производств, что привело к нарушению сложившихся технологических цепочек и превалированию частных интересов отдельных производителей над общими. Разрозненные мелкие предприятия не в состоянии проводить техническую политику и тем более выдержать конкуренцию с зарубежными фирмами не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Создание крупных жизнеспособных объединений (финансово-промышленных групп, корпораций или других подобных объединений) на базе бывших научно-производственных объединений или включение отдельных предприятий электронной промышленности в состав аналогичных объединений потребителей изделий электронной техники, ориентированных на конечную товарную продукцию, насущно необходимо для функционирования российской электроники в рыночных условиях. Такая организационная форма позволит проводить единую техническую и экономическую политику и успешно конкурировать с ведущими фирмами на внутреннем и внешнем рынках. Подпрограмма предусматривает приоритетное развитие в первую очередь тех направлений, в которых российская электроника занимает ведущее или близкое к мировому уровню положение, в том числе производство: квантовой электроники, приборов СВЧ, электронно-оптических преобразователей, мощных полупроводниковых приборов, электронно-вакуумных приборов, плоских жидкокристаллических и газоразрядных экранов для телевизоров и дисплеев, заказных сверхбольших интегральных схем; ориентированных на экспорт, серийно освоенных изделий, выпуск которых на мировом рынке сокращается, но потребность в которых сохранится еще на протяжении нескольких лет для поддержания парка аппаратуры, находящегося в эксплуатации у населения: кинескопы черно-белого изображения, отдельные виды полупроводниковых приборов, интегральных микросхем, герконов, пассивных элементов; изделий электронной техники, на которые имеется платежеспособный спрос и гарантированные заказы потребителей; специальных материалов, элементной базы, комплектующих деталей и узлов по международным стандартам. Подпрограмма ориентирована также на создание на базе конверсируемых предприятий специализированных производств по изготовлению оснастки, высокопроизводительного оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения реконструкции и технического перевооружения предприятий электронной промышленности. Финансирование подпрограммы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, собственных средств предприятий и средств заказчиков. Реализация подпрограммы позволит обеспечить выпуск конкурентоспособных товаров народного потребления и продукции гражданского назначения и создать мощности по выпуску конкурентоспособных изделий электронной техники. ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ И ИНФОРМАТИКИ (1995-1997 годы) Наименование подпрограммы - Развитие средств связи и информатики (1995-1997 годы) Государственный заказчик - Минсвязи России подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации оборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России, РКА, Минсвязи России Основная цель подпрограммы - улучшение обеспечения населения, органов государственной власти современными отечественными конкурентоспособными, соответствующими международным стандартам средствами и системами связи и аппаратурой для телевидения и радиовещания. В результате реализации подпрограммы произойдет дальнейшее развитие информатизации общества за счет внедрения в производство новейших отечественных технологий и разработок аппаратуры различного назначения. Повысится качество формируемых телевизионных программ за счет расширения изобразительных возможностей создаваемой аппаратуры, автоматизации монтажа отдельных фрагментов и выдачи готовых программ, введения телевидения высокой четкости Важнейшие целевые - перепрофилирование и модернизация показатели оборонных производственных мощностей, обеспечивающих выпуск конкуренто- способной продукции на сумму: ВСЕГО - 2177 млрд. рублей в том числе: 1995 год - 507 млрд. рублей; 1996 год - 745 млрд. рублей; 1997 год - 925 млрд. рублей Создание дополнительно свыше 50 тыс. рабочих мест в гражданской сфере производства Сроки реализации - 1995-1997 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования -----------------------------T------------------------------------¬ ¦ ¦ млрд. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +-------------T-------T-------T------+ ¦ ¦ На период ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦ реализации ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ подпрограммы¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------+-------------+-------+-------+------- В С Е Г О 773,3 209,7 295 268,6 в том числе: федеральный бюджет 259 81 86 92 бюджетное финансирование 346 77 154 115 на возвратной основе внебюджетные источники 168,3 51,7 55 61,6 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 346 77 154 115 в том числе: бюджетное финансирование 346 77 154 115 на возвратной основе внебюджетные источники - - - - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ и 259 81 86 92 ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 259 81 86 92 внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 168,3 51,7 55 61,6 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 168,3 51,7 55 61,6 Ожидаемые конечные результаты - пользования увеличится до 63-78 реализации подпрограммы млн. телефонных аппаратов с плот- ностью 40-50 аппаратов на 100 жи- телей; число абонентов сети подвижной радиосвязи возрастет до уровня 2-3 процентов от общего числа абонентов; число спутниковых каналов связи возрастает до 15-25 процентов от общего количества каналов в стра- не Развитие связи, телевидения и радиовещания в настоящее время отнесено к числу высших государственных приоритетов научно-технической и экономической политики России. Являясь составной частью инфраструктуры экономики, системы связи, телевидения и радиовещания обеспечивают передачу и распределение информационных потоков, необходимых для функционирования органов государственной власти, развития всех отраслей промышленности, а также нужд сельского хозяйства, обороны и безопасности страны, культуры, образования и здравоохранения. В то же время имеется отставание России от развитых стран в оснащении системами и средствами связи, телевидения и радиовещания, что приносит большие экономические и социальные потери. Такое отставание определяется недостаточными инвестициями в развитие связи, которые составляют доли процента от общих объемов капитальных вложений (против 2-3 процентов в развитых капиталистических странах). Недостаточные инвестиции приводят к снижению выпуска необходимого оборудования, что обуславливает необходимость массовых закупок средств связи за рубежом, опустошающих федеральный бюджет и валютные ресурсы страны, при наличии собственных мощностей в различных отраслях промышленности с достаточно высоким научно-техническим и производственным потенциалом. С целью обеспечения реализации основных государственных, региональных и ведомственных проектов и программ развития телекоммуникационных и информационных систем на основе применения отечественной аппаратуры систем и средств связи в 1992-1994 годах были утверждены и финансировались за счет бюджетных средств на возвратной основе 56 из 112 разработанных предприятиями отрасли конверсионных программ, которые были направлены на завершение строительства объектов высокой степени готовности, на расширение имеющихся и создание новых мощностей, обеспечивающих: техническое переоснащение взаимоувязанной сети связи Российской Федерации; создание государственной информационной сети для правовой, банковской, налоговой и производственной деятельности; поэтапное создание и развитие цифровой системы связи России, с созданием на первом этапе цифровой коммутационной сети на 150 тыс. абонентов; внедрение новых услуг связи, значительное повышение качества представляемых услуг за счет внедрения цифровой системы связи повышенной надежности; создание условий для развития сотовых систем подвижной радиосвязи общего пользования, а также систем радиотелефонизации сельских и удаленных районов. Для эффективного использования вновь созданных в 1992-1994 годах мощностей и рабочих мест, а также для решения актуальных задач по развитию в стране инфраструктуры связи и обработки информации, являющейся необходимым условием развития экономических реформ и рыночных отношений, эффективного функционирования промышленности, сельского хозяйства и кредитно-финансовой сферы, разработана настоящая подпрограмма. Цель подпрограммы - создание информационной системы страны с учетом использования новых технологий в области средств связи и информатики, в том числе спутниковой и радиорелейной связи и телевидения, а также создание ЭВМ нового поколения и организация на их основе территориальных центров информатики для обеспечения информационными услугами потребностей народного хозяйства, населения и органов государственной власти на базе современной отечественной конкурентоспособной, соответствующей международным стандартам аппаратуры средств и систем связи, телевидения и радиовещания. Прежде всего это должно реализоваться на базе создания цифровых систем передачи, автоматических телефонных станций высокого уровня, радиорелейных средств для магистральной сети, комплекса технических средств спутниковой связи с кодовым разделением каналов и средств управления, волоконно-оптических систем связи, систем и средств подвижной радиосвязи, коммутационной техники, разнообразной абонентской аппаратуры, являющихся основой для развития взаимоувязанной сети связи России. Подпрограмма направлена на установление экономически и социально обоснованных пропорций отечественного и зарубежного оборудования на российском телекоммуникационном рынке. Реализация подпрограммы будет способствовать изменению наметившейся негативной тенденции в этой области и улучшению соотношения в пользу российских производителей. Одновременно на базе эффективного использования научно-технического потенциала решается проблема сохранения и создания новых рабочих мест в высокотехнологичных отраслях производства. При разработке подпрограммы учитывались требования общегосударственных гражданских заказчиков и потребителей (Минсвязи России, Роскоминформ, российские радиотелевизионные компании), особенности специальных систем (Минобороны России, ФСБ России, МВД России, ФАПСИ), интересы и потребности основных отраслей экономики (обеспечение связью всех видов транспорта, в том числе железнодорожного, автомобильного, морского, речного и авиационного и технологической связью в интересах горнодобывающих отраслей и энергетики). Выделение требуемого объема средств и его реализация позволят создать производственные мощности по выпуску современной аппаратуры систем и средств связи объемом 2177 млрд. рублей в год, из которых 46,1 процента мощностей будут созданы по направлению "Системы и средства радиосвязи", 14,4 процента - "Коммутационная техника" и 12,5 процента - "Терминальное оборудование". Реализация подпрограммы обеспечит сохранение и развитие высокого оборонного научно-технического потенциала и эффективное использование в интересах народного хозяйства мощностей, высвобождаемых в результате проведения конверсии. ПОДПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ, КОМПЛЕКТУЮЩИХ ИЗДЕЛИЙ И ВЫСОКОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО СПЕЦИАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПУСКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ СЛОЖНОЙ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ (1995-1997 годы) Наименование подпрограммы - Развитие производства новых материалов, комплектующих изделий и высокопроизводительного специального технологического оборудования для выпуска конкурентоспособной сложной бытовой техники (1995-1997 годы ) Государственные заказчики - Госкомоборонпром России, РКА подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации оборонной промышленности Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Госкомоборонпром России, РКА Основная цель подпрограммы - организация на конверсируемых предприятиях разработки и производства высококачественных материалов, элементной базы, комплектующих деталей, узлов иблоков, высокопроизводительного оборудования и оснастки как исходной базы, обеспечивающей технический уровень и конкурентоспособность российских товаров Важнейшие целевые - модернизация и перепрофилирование показатели оборонных производственных мощностей, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной товарной продукции на сумму: ВСЕГО - 1628 млрд. рублей, в том числе: 1995 год - 288 млрд. рублей; 1996 год - 540 млрд. рублей; 1997 год - 800 млрд. рублей. Создание дополнительно свыше 25 тыс. рабочих мест в гражданской сфере производства Сроки реализации - 1995-1997 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования -----------------------------T------------------------------------¬ ¦ ¦ млрд. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +-------------T-------T-------T------+ ¦ ¦ На период ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦ реализации ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦ подпрограммы¦ ¦ ¦ ¦ L----------------------------+-------------+-------+-------+------- В С Е Г О 468 117 190 161 в том числе: федеральный бюджет - - - - бюджетное финансирование на 315 70 140 105 возвратной основе внебюджетные источники 153 47 50 56 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 315 70 140 105 в том числе: бюджетное финансирование на 315 70 140 105 возвратной основе внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 153 47 50 56 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 153 47 50 56 Ожидаемые конечные результаты - реализация подпрограммы позво- реализации подпрограммы лит: создать материально-техническую и технологическую базу для модерни- зации производства сложной бытовой техники и повышения ее конкурен- тоспособности; повысить качество продукции рос- сийских предприятий; включиться отечественным товароп- роизводителям в мировое производс- тво и разделение труда; увеличить экспорт промышленных то- варов; обеспечить создание более 25 тыс. рабочих мест; обеспечить постепенный рост произ- водства сложной бытовой техники; снизить ежегодные закупки за рубе- жом материалов и комплектующих из- делий на сумму свыше 250 млн. дол- ларов США Основной задачей в 1992-1994 годах являлось создание новых рабочих мест для производственного персонала, высвобождаемого в результате конверсии оборонного производства, за счет перепрофилирования его на выпуск продукции гражданского назначения и товаров народного потребления. Были определены следующие приоритеты: создание производств импортозамещающих материалов, комплектующих деталей и узлов; организация дублирующих производств заводов-монополистов, оставшихся за пределами России после распада СССР; организация производства конкурентоспособных товаров с использованием разработок и технологий оборонного производства; организация производства новых видов товаров для индивидуальной трудовой деятельности, хозяйственно-бытовых товаров; организация производства продукции, ориентированной на экспорт. Реализация подпрограммы на этом этапе позволила создать производственные мощности по выпуску 12 млн. электродвигателей малой мощности, электроприводов для бытовых швейных машин, лентопротяжных механизмов и магнитных головок для магнитофонов, люминофоров для кинескопов, мотор-компрессоров для холодильников и других изделий, ранее закупаемых по импорту. На российских оборонных предприятиях созданы дублирующие производства по выпуску изделий электронной техники, телевизионных узлов, эмальпроводов и других комплектующих изделий и материалов. На ряде оборонных предприятий освоено производство наукоемких конкурентоспособных товаров народного потребления: лазерных компакт-дисков с объемом производства 30 млн. штук в год, аудиокассет - 25 млн. штук в год, видеокассет по лицензии фирмы "Басф" - 30 млн. штук в год, лицензионных электропылесосов, лазерных проигрывателей отечественной разработки. На конверсируемых предприятиях освоено производство практически всех видов электробытовых товаров, электроинструментов, мотоблоков, мотокультиваторов и мини-тракторов для фермерских хозяйств и целый ряд других современных товаров. Однако общее ухудшение экономической ситуации в России в 1992-1994 годах, глубокий спад производства продукции гражданского назначения и товаров народного потребления, отсутствие оборотных средств у производителей и падение платежеспособного спроса у населения несмотря на создание новых производственных мощностей привели к снижению общих объемов производства товаров народного потребления на предприятиях оборонной промышленности. В этих условиях второй этап подпрограммы, его задачи и цели нуждаются в существенном уточнении. Цель настоящей подпрограммы: организация на конверсируемых предприятиях разработки и производства высококачественных материалов, элементной базы, комплектующих деталей, узлов и блоков, высокопроизводительного оборудования и оснастки как исходной базы, обеспечивающей технический уровень и конкурентоспособность российских товаров. В условиях, когда существующие производственные мощности по производству сложной бытовой техники используются на 15-30 процентов, создание новых мощностей по производству этих же изделий на конверсируемых предприятиях экономически неоправдано. В то же время значительная часть российских товаров не выдерживает конкуренции с зарубежными аналогами не только по техническому уровню, но и по экономическим показателям. Для успешного завершения второго этапа конверсии необходимо проведение на государственном уровне комплекса организационных мероприятий по перестройке структуры управления экономикой. Мировой опыт свидетельствует, что наиболее эффективной и мобильной структурной единицей является корпорация, в рамках которой в основном замыкается технологический цикл производства от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработки технологии и высокопроизводительного специального технологического оборудования до выпуска готовой продукции, а также централизованно решаются вопросы материально-технического обеспечения и реализации готовой продукции, имеется собственная сеть фирменных магазинов и тесно связанных с корпорацией банков. Совет директоров корпорации определяет стратегическую линию развития всех входящих в нее предприятий, что в сочетании с экономической самостоятельностью и ответственностью входящих структурных подразделений позволяет такому объединению развиваться вполне самостоятельно без государственной поддержки и успешно конкурировать с другими фирмами. К сожалению, в результате приватизации и акционирования крупных государственных производственных и научно-производственных объединений последние распались на ряд обособленных мелких производств, что зачастую приводило к нарушению сложившихся технологических цепочек и превалированию частных интересов отдельных производителей над общими. Такие предприятия при отсутствии сложившейся инфраструктуры не в состоянии выдержать конкуренцию с зарубежными фирмами не только на мировом, но и на внутреннем рынке. Таким образом, первоочередной задачей в 1995-1997 годах является создание крупных жизнеспособных объединений производителей - финансово-промышленных групп или корпораций, которые должны выполнять указанные функции и способны самостоятельно развиваться без поддержки государства. Такая организационная форма позволит проводить единую техническую и экономическую политику при организации массового производства товаров народного потребления и успешно конкурировать с ведущими фирмами на внутреннем и внешнем рынках. Второй неотложной задачей является изменение кредитной политики государства. В настоящее время банковские кредитные ставки в несколько раз превышают ту прибыль, которую можно получить в производстве. Большинство предприятий в результате трехлетней непрерывной инфляции остались без оборотных средств и находятся на грани банкротства. Для оживления экономики необходимы крупные кредитные вливания (предоставляемые под разумные проценты) для пополнения оборотных средств промышленных предприятий. Третьей задачей является техническое перевооружение действующих предприятий, комплексное решение всех технологических проблем, начиная с внедрения компьютерного проектирования и кончая автоматизацией всех технологических процессов и контрольно-измерительных операций, а также использование высвобождающихся в процессе конверсии высококвалифицированных научно-технических кадров оборонной промышленности и производственных мощностей для решения данных вопросов. Конверсируемые предприятия и научно-исследовательские организации оборонной промышленности должны послужить базой для создания отсутствующих звеньев в инфраструктуре, обеспечивающей процессы производства в условиях рыночной экономики: сети небольших, оснащенных современными автоматизированными средствами проектно-конструкторских организаций, занимающихся разработкой новых образцов товаров, технологических процессов, проектированием оснастки, специального технологического оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры; специализированных производств по изготовлению оснастки, высокопроизводительного оборудования и контрольно-измерительной аппаратуры для обеспечения реконструкции и технического перевооружения предприятий с целью создания конкурентоспособного массового производства товаров народного потребления, а также производств специальных материалов, элементной базы, комплектующих деталей и узлов по международным стандартам; сети компьютерных центров для разработки программного обеспечения по заказам населения, предприятий и организаций; сети центров по ремонту и обслуживанию сложной бытовой техники. Реализация этих мероприятий позволит наиболее эффективно использовать возможности оборонного комплекса. Одним из важных направлений является участие конверсируемых предприятий в реализации мероприятий по переводу промышленной и бытовой холодильной техники на применение озонобезопасных веществ. Финансирование подпрограммы предусматривается осуществлять за счет средств федерального бюджета на возвратной основе, собственных средств предприятий и средств заказчиков. Реализация подпрограммы позволит провести реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, выпускающих товары народного потребления, обеспечить их высококачественными материалами и комплектующими изделиями и на этой базе организовать выпуск конкурентоспособной продукции. ПОДПРОГРАММА КОНВЕРСИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МИНАТОМА РОССИИ (1995-1997 годы) Наименование подпрограммы - Конверсия предприятий Минатома России (1995-1997 годы) Государственный заказчик - Минатом России подпрограммы Основные исполнители - конверсируемые предприятия и организации Минатома России Основные разработчики - Департамент экономики оборонной промышленности Минэкономики России, Минатом России Цели и задачи подпрограммы - организация разработки и серийное производство наукоемкой продукции народно-хозяйственного назначения мирового уровня качества с сохранением на этой основе имеющегося научно-технического и кадрового потенциала отрасли. Реализация подпрограммы конверсии предприятий Минатома России обеспечит к 2000 году значительную часть общегосударственной потребности в соответствующей продукции. Так, удельный вес покрытия общегосударственной потребности в золоте составит 7-10 процентов, кремнии и гетинаксе - около 100 процентов, перспективных металлах и сплавах - 20-25 процентов, продукции электронного профиля - 10-15 процентов. Реализация конверсионных программ и крупных проектов на конверсируемых предприятиях будет способствовать снижению социальной напряженности, особенно в "закрытых городах", сохранению и созданию новых рабочих мест Важнейшие целевые - ввод в действие дополнительных показатели производственных мощностей, обеспечивающих выпуск продукции гражданского назначения на сумму: ВСЕГО - 3155,4 млрд. рублей, в том числе: 1995 год - 417,7 млрд. рублей; 1996 год - 835,3 млрд. рублей; 1997 год - 1902,4 млрд. рублей. Создание дополнительно 30 тыс. рабочих мест в гражданской сфере производства Сроки реализации - 1995-1997 годы подпрограммы Объемы и источники финансирования ------------------------------T-----------------------------------¬ ¦ ¦ млрд. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +------------T-------T-------T------+ ¦ ¦На период ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦реализации ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦ ¦подпрограммы¦ ¦ ¦ ¦ L-----------------------------+------------+-------+-------+------- В С Е Г О 1717,7 393,2 748,7 575,8 в том числе: федеральный бюджет 68,1 13,1 20 35 бюджетное финансирование на 521 31 280 210 возвратной основе внебюджетные источники 1128,6 349,1 448,7 330,8 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ бюджетное финансирование на 521 31 280 210 возвратной основе НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ и 129,1 36,4 41,2 51,5 ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 68,1 13,1 20 35 внебюджетные источники 61 23,3 21,2 16,5 ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 1067,6 325,8 427,5 314,3 в том числе: внебюджетные источники 1067,6 325,8 427,5 314,3 Ожидаемые конечные результаты - в 1995 году начнется выпуск крем- реализации подпрограммы ниевой продукции, а к 1998 году пла- нируется полностью обеспечить пот- ребность России в кремнии и начать его крупномасштабный экспорт; в 1995 году начинается выпуск оптического волокна мирового уровня качества, а с 1996 года - выпуск волоконно-оптического кабеля; начиная с 1996 года создаваемое производство ионообменных смол позволит отказаться от импорта ионитов; с 1995 года обеспечивается производство диагностической, интроскопической, терапевтической и хирургической техники и оборудования, средств лучевой терапии и радиофармацевтических препаратов, позволяющих к 1997 году существенно восполнить острый дефицит в этой продукции и отказаться от импорта; в настоящее время полностью обеспечивается спрос на весь комплекс оборудования по переработке молочной продукции, начат его экспорт; с 1996 года будет начат выпуск агрегатов и узлов электрооборудования с газовой изоляцией, что обеспечит резкое повышение надежности сетей и значительную экономию электроэнергии; предприятия Минатома России внесут решающий вклад в освоение золотоносного месторождения "Сухой Лог" и месторождения алмазов в Архангельской области; объем выпуска наукоемких товаров народного потребления (видеомагнитофоны, лазерные проигрыватели, телевизоры, бытовые компьютеры и т. п.) к 1996 году достигнет 10 млрд. рублей в год; в 1997 году будет создан суперкомпьютер с миллиардной производительностью, что позволит решить стратегически важную задачу создания современных моделирующих комплексов в федеральных ядерных центрах России Система контроля за - контроль за реализацией подпрог- исполнением подпрограммы раммы осуществляют Минэкономики Рос- сии, Минатом России, Минфин России. Система контроля предусматривает ежеквартальную отчетность об исполь- зовании бюджетных средств и вводе в действие мощностей по выпуску про- дукции гражданского назначения, а также организацию проверок на местах Подпрограмма конверсии предприятий Минатома России направлена на обеспечение максимального удовлетворения нужд народного хозяйства за счет привлечения научно-технического потенциала отрасли, прежде всего в областях физики твердого тела, гидрометаллургии, микроэлектроники, перспективных материалов и ряда других областей науки, техники, прогрессивных технологий, развитых в ходе многолетних работ по созданию ядерного оружия и атомной энергетики. Подпрограмма содержит следующие направления (целевые комплексные программы отрасли): микроэлектроника, средства вычислительной техники и автоматизации; перспективные материалы; машиностроение для предприятий агропромышленного комплекса по переработке молока; производство современной медицинской техники; системы связи на основе волоконно-оптической техники; реакторы повышенной безопасности нового поколения; серийное производство силовых электрических аппаратов с элегазовой изоляцией (элегазовое электрооборудование); нуклидные материалы, препараты, изделия и перспективные наукоемкие технологии на их основе (изотопы); приборостроение (атомное приборостроение). В ходе структурной перестройки Минатом России решает сложнейшие задачи перевода многопрофильного научно-производственного комплекса отрасли в русло более полного удовлетворения потребностей народного хозяйства России. На решение этих задач нацелена настоящая подпрограмма, в ходе осуществления которой идет уточнение приоритетов и отбор для реализации жизненно важных конверсионных проектов. На основе анализа и с учетом максимального использования потенциала отрасли уточнены главные направления конверсии промышленных предприятий и организаций. Приоритетные направления, на которых концентрируются силы и средства в ходе структурных преобразований и проведения инвестиционной политики, обусловлены необходимостью первоочередного решения неотложных задач российской экономики. Основные задачи, обусловившие выбор конверсионных направлений и концептуальные подходы к формированию целевых комплексных программ отрасли, заключаются в следующем: ориентированность на наиболее важные для народного хозяйства России крупномасштабные и наукоемкие задачи; сохранение, развитие и максимальное использование уникального научно-производственного, интеллектуального и кадрового потенциала отрасли; выбор номенклатуры продукции в рамках конверсионных программ с учетом преимущественного использования технологий двойного применения; создание конверсионных производств в рамках имеющейся мощной инфраструктуры, что обеспечит значительную экономию средств при создании новых производств; комплексный подход в решении конверсионных проблем, обеспечивающий эффективное функционирование всего создаваемого производственного цикла: от получения исходного сырья и материалов, разработки, проектирования, строительства и подготовки производства до промышленного (серийного) выпуска и реализации конечной продукции; поэтапная реализация конверсионных программ, обеспечивающая уже в ходе выполнения крупномасштабных проектов частичное реинвестирование и достаточно высокую экономическую эффективность; создание совместных с зарубежными фирмами производств, а также межотраслевых производств, освоение новых форм хозяйствования, в том числе эффективных рыночных форм, проведение приватизации и акционирования в приемлемой для отрасли мере. Целевые комплексные программы отрасли предусматривают создание на территории России научно-производственных мощностей и замещающих производств по выпуску продукции, остро необходимой для народного хозяйства. Так, отраслевая программа "Микроэлектроника, средства вычислительной техники и автоматизации" состоит из следующих взаимосвязанных направлений: особо чистые материалы и оборудование для их производства; чистые производственные помещения; средства и системы фильтрации технологических сред; специальное машиностроение и перспективные технологии элементной базы микроэлектроники; функциональные устройства микроэлектроники, включая средства вычислительной техники (супер- и минисуперЭВМ оригинальной архитектуры, автоматизированные рабочие места высокой, средней и малой производительности, микроЭВМ, персональные ЭВМ) и средства автоматизации (программируемые контролеры, системы числового программного управления, локальные вычислительные сети, магистрально-модульные системы и т. д.), в том числе создаваемые на нетрадиционных принципах построения; системы информатизации, средства телекоммуникации, сети связи и передачи данных; периферийные устройства, базовые несущие конструкции средств вычислительной техники и автоматизации. Отраслевая программа "Перспективные материалы" предусматривает создание научно-производственных мощностей и производств по выпуску перспективных материалов, изделий и продукции, являющихся стратегически важными для социально-экономического развития Российской Федерации. Реализация программы снимет зависимость промышленности Российской Федерации от поставок стратегически важных материалов и изделий из Украины, Белоруссии, Казахстана, государств Средней Азии, Закавказья и Балтии, а также существенно снизит импорт этой продукции из развитых капиталистических стран. Программа будет способствовать успешному осуществлению других программ по приоритетным направлениям развития промышленности, выполнение которых оказалось в зависимости от старых научно-технических и производственных связей и поставок в рамках бывшего СССР. Программа состоит из следующих взаимосвязанных направлений: металлы, соединения, сплавы высокой чистоты и продукция на их основе; техническая керамика; драгоценные металлы и минералы, в том числе технические алмазы; редкоземельные элементы; продукция малотоннажной химии; природные облицовочные камни и другие строительные материалы. Отраслевая программа "Машиностроение для предприятий агропромышленного комплекса по переработке молока" направлена на увеличение выпуска технологического оборудования для агропромышленного комплекса в 2 раза в 1997 году по сравнению с 1993 годом, решение задач по устойчивому обеспечению продовольствием и предусматривает остановку падения в техническом оснащении агропромышленного комплекса для удовлетворения спроса потребителей. Составными элементами программы являются: повышение уровня комплексной механизации в приоритетных отраслях по переработке молока и доведение его до 75 процентов; повышение производительности труда в 1,8-2 раза; создание конкурентоспособной на мировом рынке техники, снижение энергоемкости технологических процессов, повышение надежности машин в 2-3 раза; исключение сверхнормативных потерь продукции на всех этапах производства, транспортировки и хранения. Главная цель отраслевой программы "Производство современной медицинской техники" - создание производства современной диагностической, интроскопической, терапевтической и хирургической техники и оборудования для диагностики и лечения широкого спектра заболеваний. Особое внимание в программе уделено работам по созданию аппаратов медицинской техники, основанных на результатах исследований, где достигнут или опережается мировой уровень. В частности, в области офтальмологии, в пульмонологии и др. В этом случае появление на рынке медицинских изделий с новыми параметрами назначения и методиками лечения может представлять интерес для экспорта продукции и нуждается в специальной рекламной проработке, которая будет включать в себя обучение медицинского персонала не только пользованию техникой, но и новым методам лечения. Работы по программе ведутся по следующим направлениям: медицинские приборы и аппараты для индивидуального (домашнего) применения; медицинские приборы, аппараты и оборудование крупносерийного производства для использования в медицинских учреждениях (стационарах, поликлиниках, госпиталях и т. д.); медицинское оборудование по индивидуальным заказам (например, стерилизатор для одноразовых шприцов); наукоемкие приборы (установки), выпускаемые малыми сериями (до 50 штук) для крупных диагностических и лечебных центров, когда на стадии проведения научно-исследовательских работ должен определяться потребитель; наукоемкие приборы (установки), предназначенные для фундаментальных исследований без практического внедрения в ближайшие 5 лет. Отраслевая программа "Системы связи на основе волоконно-оптической техники" направлена на развитие одной из важнейших проблем научно-технического прогресса, решение которой обеспечит не только качественно новые показатели систем передачи информации и кардинально изменит социальную сферу обитания человека (обеспечит создание разветвленных информационных систем связи многоцелевого назначения: заказное телевидение с коммерческими каналами, видеофон, доступ к библиотекам и банкам данных, электронная почта, быстрая факсимильная связь и т. д.). Главная цель программы - разработка и организация массового производства отдельных компонентов, оборудования, устройств и законченных широкополосных интегрированных систем для реализации волоконно-оптической связи и передачи информации. Задачами программы являются создание технических средств и организация производства в виде законченных систем, которые должны явиться первичным основным звеном для реализации волоконно-оптической широкополосной связи в стране. Реализация программы позволит: сохранить уникальный научно-технический, производственный и кадровый потенциал отрасли; максимально использовать имеющиеся заделы; учесть приоритеты при структурных сдвигах в экономике России; комплексно решить проблему развития волоконно-оптической техники от разработки перспективных технологий и получения особо чистых материалов для волоконно-оптической техники до организации серийного выпуска абонентских интегрированных систем связи на основе волоконно-оптической техники. Отраслевая программа "Реакторы повышенной безопасности нового поколения" направлена на использование современной и хорошо развитой инфраструктуры, трудовых и материальных ресурсов отрасли для комплексного решения вопросов проектирования, изготовления, отработки и поставки энергоблоков атомных электростанций нового поколения. Предприятия отрасли разрабатывают в рамках настоящей программы два головных энергоблока с реактором НП-500 (с привязкой к площадке г. Сосновый Бор Ленинградской области) и реактором ВПБЭР-600 (с привязкой к площадке Дальневосточной атомной электростанции (или г. Димитровоград). Главной целью отраслевой программы "Серийное производство силовых электрических аппаратов с элегазовой изоляцией" является разработка, изготовление и поставка в объеме 1,9 млрд.рублей в 1995 году комплекса энергетического оборудования переменного тока класса напряжений 6-500 кВ на базе комплектных распределительных устройств элегазовых и современных средств релейной защиты, противоаварийной автоматики и управления для энергетических объектов Российской Федерации и за рубежом. Цель программы достигается диверсификацией научно-технической деятельности институтов и производства предприятий Минатома России в рамках конверсии, осуществляемой на базе решения элегазовой проблемы в интересах топливно-энергетического комплекса страны. Основными задачами отраслевой программы "Нуклидные материалы, препараты, изделия и перспективные наукоемкие технологии на их основе" являются: разработка и внедрение новых наукоемких, экономически выгодных, высокопроизводительных экологически и радиационно безопасных методов и технологий производства нуклидных материалов, препаратов и изделий; разработка и производство парка технологически совершенного, компьютеризированного аналитическо-измерительного научного оборудования, приборов, специализированных установок и сложных многофункциональных комплексов; организация на основе новых и усовершенствованных методов и технологий разделения изотопов производства стабильных изотопов легких масс. Основной целью отраслевой программы "Приборостроение (атомное приборостроение)" является разработка и организация выпуска современной аппаратуры по новым для отрасли перспективным направлениям приборостроения и усовершенствование имеющихся видов приборной продукции, являющейся конкурентоспособной в условиях рыночной экономики. Программой предусматривается решение следующих основных задач: обеспечение сохранения и более эффективного использования созданного в предыдущие годы научно-технического потенциала приборостроительной подотрасли Минатома России; создание комплекса приборов для измерения ионизирующих излучений, изделий радиационной техники и радионуклидной энергетики, а также средств автоматизации технологических процессов нового поколения, отвечающих современным требованиям и нормам радиационной и ядерной безопасности и соответствующих по своим измерительным и эксплуатационным характеристикам мировым стандартам. Реализация целевых комплексных программ конверсии Минатома России позволит существенно снизить, а в ряде случаев отказаться от импорта дефицитного и дорогостоящего сырья, материалов и другой наукоемкой продукции гражданского назначения. Наряду с импортозамещением (в том числе по странам СНГ) указанные программы решают важнейшую для экономики России задачу - обеспечивают наращивание экспорта продукции. Основная цель подпрограммы конверсии предприятий Минатома России заключается в организации разработки и серийном производстве наукоемкой продукции народно-хозяйственного назначения мирового уровня качества с сохранением на этой основе имеющегося научно-технического и кадрового потенциала отрасли. Для достижения намеченных показателей, Минатом России мобилизует значительный потенциал структурно перестраиваемой науки и экономики отрасли и сконцентрирует его на основных направлениях конверсии. Проводимые в Российской Федерации глубокие экономические реформы поставили отрасль в сложные условия двойной конверсии ее научно-производственного потенциала. Задача выбора новых направлений деятельности предприятий отрасли решается адекватно накопленному научно-техническому и промышленному потенциалу, экономически обоснованно и с учетом возможности проведения, в случае необходимости, ускоренной реконверсии. Объемы и источники финансирования конверсионных программ предприятий по созданию технологического оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, строительной индустрии, химияеской и легкой промышленности, приборов и оборудования для экологических целей ------------------------------T-----------------------------------¬ ¦ ¦ млрд. рублей в ценах 1995 года ¦ ¦ +-----------T-------T-------T-------+ ¦ ¦На период ¦ 1995 ¦ 1996 ¦ 1997 ¦ ¦ ¦реализации ¦ год ¦ год ¦ год ¦ L-----------------------------+-----------+-------+-------+-------- В С Е Г О 819,3 442,7 194 182,6 в том числе: федеральный бюджет 428,5 262,5 80 86 бюджетное финансирование на 299 152 84 63 возвратной основе внебюджетные источники 91,8 28,2 30 33,6 КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ 299 152 84 63 в том числе: бюджетное финансирование на 299 152 84 63 возвратной основе внебюджетные источники - - - - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ и 428,5 262,5 80 86 ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИЕ РАБОТЫ в том числе: федеральный бюджет 428,5 262,5 80 86 внебюджетные источники - - - - ПРОЧИЕ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ 91,8 28,2 30 33,6 в том числе: федеральный бюджет - - - - внебюджетные источники 91,8 28,2 30 33,6 ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Реализация Программы потребует в 1995-1997 годах финансирования в объеме 18,64 трлн. рублей (в ценах 1995 года), в том числе за счет средств: а) федерального бюджета: на безвозвратной основе - 7,33 трлн. рублей (39 процентов общего объема финансирования); на возвратной основе (конверсионный кредит) - 6,3 трлн. рублей (34 процента); б) внебюджетных источников (средства предприятий, заказчиков и др.) - 5,01 трлн. рублей ( 27 процентов). Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обеспечивается за счет ассигнований из федерального бюджета в объеме 3 трлн. рублей. Указанные средства будут направлены на осуществление селективной государственной поддержки наукоемких разработок оборонно-промышленного комплекса, ориентированных на решение неотложных социально-экономических задач и повышение экспортного потенциала отечественного машиностроения. Принимая во внимание ограниченность централизованных ресурсов, выделяемых из федерального бюджета, финансовые средства предполагается сконцентрировать, в первую очередь, на создании новых поколений гражданской авиационной техники и гражданского судостроения, сложной медицинской техники, оборудования для топливно-энергетического комплекса, средств связи и информатики. Запрашиваемые из федерального бюджета средства будут направлены в основном на осуществление государственной поддержки предприятий и организаций в условиях конверсии. Указанные объемы подлежат уточнению при утверждении федерального бюджета на очередной год. С учетом ограниченности бюджетных средств предусматривается сконцентрировать намечаемые к выделению финансовые ресурсы на решении ключевых проблем. Для обеспечения непрерывного финансирования программ конверсии предусматривается создание Государственного фонда конверсии, формируемого за счет бюджетных и внебюджетных источников. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Программа основывается на действующих законодательных и нормативно-методических документах и, прежде всего, на Законе Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации". Вместе с тем изменения, произошедшие со времени принятия действующей Государственной программы, и ряд положений новой Программы требуют внесения уточнений в действующую нормативно-правовую базу. ПЕРЕЧЕНЬ проектов нормативных актов, разработку которых необходимо осуществлять для обеспечения условий реализации Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы -------------------------------------T----------------T--------------------T-----------------T---------¬ Наименование нормативного акта ¦ Орган, ¦ Орган, ¦ Орган, ¦ Срок ¦ ¦ утверждающий ¦ подготавливающий ¦ участвующий в ¦ предста-¦ ¦ нормативный акт¦ нормативный акт ¦ согласовании ¦ вления ¦ ¦ ¦ ¦ нормативного ¦ норма- ¦ ¦ ¦ ¦ акта ¦ тивного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ акта ¦ -------------------------------------+----------------+--------------------+-----------------+---------- 1. Федеральный закон "О внесении Государственная Госкомоборонпром Минэкономики 1996 изменений и дополнений в Закон Дума России РКА России Минфин год Российской Федерации "О конверсии Федерального Минобороны России России оборонной промышленности в Собрания Роскоммаш Госкомпром Российской Федерации" России МВЭС России Госкомимущество России Минсоцзащиты России 2. Постановление Правительства Правительство Минэкономики России Госкомимущество 1995 Российской Федерации "О Российской Госкомоборонпром России Минтруд год Государственном фонде конверсии" Федерации России Минатом России Банк России РКА России заинтересованные министерства и ведомства 3. Постановление Правительства Правительство Минтранс России Минфин России I Российской Федерации "Об Российской Госкомоборонпром Госкомимущество квартал организации государственного Федерации России Минэкономики России Банк 1996г. лизинга воздушных судов, России России транспортного и промыслового флота" 4. Положение о порядке ежегодного Правительство Госкомоборонпром Минфин России I формирования объемов Российской России Минатом квартал финансирования Федерации России РКА 1996г. научно-исследовательских и Миннауки России опытно-конструкторских работ Минэкономики России гражданского назначения на 1996-1997 годы по научно-исследовательским институтам и конструкторским бюро, участвующим в реализации Федеральной целевой программы конверсии оборонной промышленности на 1995-1997 годы 5. Порядок передачи Правительство Госкомоборонпром Миннауки России I научно-технических разработок из Российской России Минатом Минэкономики квартал военного производства в Федерации России РКА России 1996г. гражданское производство в области Минобороны технологий и технических решений России Минфин России 6. Порядок предоставления дотаций, Минэкономики Минэкономики России - 1995 направляемых из федерального России Минфин России год бюджета на оплату труда, содержание социальной инфраструктуры, уникального оборудования и испытательных стендов научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро на 1996 год Роль регионов в реализации задач, определенных программой Реализация задач, определенных Программой, должна найти отражение в региональных программах конверсии, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации" разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Преимущество региональных конверсионных программ заключается в том, что их реализация позволит комплексно использовать мощности, освобождаемые от военного производства. При этом сочетание имеющихся в регионах различных производств (как на оборонных, так и на необоронных предприятиях) позволит организовать производства с законченным технологическим циклом, рационально решить проблемы создания необходимых кооперационных связей, освоить с наименьшими затратами выпуск современных изделий высокого уровня. При этом наряду с оказанием государственной поддержки конверсируемым предприятиям могут быть эффективно использованы средства регионов, заказчиков и частных инвесторов, а также создаваться благоприятные условия для предприятий, участвующих в осуществлении этих программ. Реализация региональных конверсионных программ позволит решить социальные проблемы по обеспечению занятости работников, высвобождаемых из военного производства, и обеспечить потребности регионов в качественной промышленной продукции, в том числе в товарах для населения. Опыт осуществления конверсии в 1992-1994 годах показывает, что в регионах, где местные администрации активно включились в эту работу, достигнуты существенные результаты по перепрофилированию оборонных предприятий на выпуск продукции гражданского назначения. Большая работа по разработке и реализации региональных программ конверсии проделана правительствами Удмуртской Республики, Республики Татарстан, Республики Бурятия, Республики Дагестан, администрациями Свердловской, Нижегородской, Самарской, Тульской, Саратовской, Калужской, Иркутской, Пензенской, Ростовской и ряда других областей. На новом этапе конверсии эта работа должна быть расширена. С этой целью необходимо разработать соответствующие нормативно-правовые акты, стимулирующие активизацию проведения конверсионных мероприятий со стороны органов исполнительной власти. Успешной реализации Программы должно способствовать расширение интеграционного сотрудничества со странами СНГ, которое должно развиваться в том числе по линии обеспечения кооперационных поставок материалов, комплектующих изделий и заготовок, необходимых для производства конкурентоспособной продукции гражданского назначения, включая сложную бытовую технику. Для этого необходимо решить на межгосударственном уровне вопросы о порядке использования и взаимного обмена высокими технологиями, полученными в производстве вооружения и военной техники, а также решить вопросы взаимного стимулирования сотрудничества по производству продукции гражданского назначения и товаров народного потребления на конверсируемых мощностях. Порядок организации этой работы должен быть определен соответствующими межправительственными соглашениями. В сложившихся экономических условиях претерпят изменения меры и формы государственной поддержки предприятий в области внешнеэкономической деятельности. Научно-технический потенциал российских оборонных предприятий достаточно высок и представляет значительный интерес для иностранных инвесторов. Это касается реализации как крупных совместных проектов, так и высокотехнологичных средних и мелких производств. При этом иностранные инвестиции нельзя рассматривать как универсальное средство для решения всех проблем. Они должны сыграть роль достаточно сильного катализатора в ускорении внедрения новейших методов организации производства и новых технологий для совместных выходов на инвестиционные и товарные рынки. Программой предусматривается государственная поддержка прежде всего высокотехнологичных совместных конверсионных проектов, прямое финансирование работ по переходу на системы стандартизации продукции и технологий в соответствии с мировыми стандартами качества, организация отечественной инфраструктуры по международной сертификации как продукции, так и производственно-технологических процессов ее создания. Вместе с тем государственная поддержка будет оказываться также продвижению на международные рынки конкурентоспособной высокотехнологичной научно-технической отечественной продукции. Значительные средства, предусмотренные Программой, будут направлены на поддержание экспортного потенциала научных организаций в области аэрогидродинамики, комплексных исследований по материаловедению, методов обработки и сварки различных материалов, разработки программного обеспечения и новых принципиальных методов проектирования вычислительной техники и др. ОСНОВНЫЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Реализация программных целей, задач и мероприятий при условии осуществления государственной поддержки в объемах, предусмотренных Программой, позволит выйти на важнейшие целевые показатели, намеченные в Программе. Наряду с этим осуществление Программы все в большей степени будет оказывать влияние на результаты работы отраслей оборонно-промышленного комплекса в целом. В 1995 году объем промышленного производства предприятий оборонного комплекса в целом составит от уровня 1994 года 77,3-75,5 процента, в том числе продукции гражданского назначения 78-76,2 процента. Реализация предусмотренных Программой мероприятий позволит к концу 1995 года ожидать стабилизации выпуска продукции гражданского назначения, а по отдельным ее видам - роста по сравнению с предыдущим годом. Так, по прогнозным оценкам, в 1995 году уровень 1994 года будет превышен по оборудованию для топливно-энергетического комплекса почти на 18 процентов, технологическому оборудованию для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса - на 5,2 процента и медицинской технике - на 0,2 процента. В 1995 году будет изготовлено 60 самолетов и 160 вертолетов, построено 40 судов различного назначения, в том числе 18 рыбопромысловых, 10 транспортно-морских и смешанного типа, 4 речных пассажирских, 3 танкера и 5 вспомогательных плавсредств. В 1996 году прогнозируется стабилизация производства продукции гражданского назначения в отраслях оборонного комплекса, а в 1997 году - прирост на 3-5 процентов к уровню 1996 года. При этом, по прогнозным оценкам, по сравнению с 1995 годом в 1996 году увеличится выпуск авиационной техники, в том числе выпуск самолетов возрастет в 1,3 раза, выпуск оборудования для топливно-энергетического комплекса в 1,2 раза, производство судов различного назначения в 1,4 раза. В результате осуществления конверсионных программ изменится структура производимой в оборонно-промышленном комплексе продукции. В 1997 году, по экспертным оценкам, удельный вес продукции гражданского назначения в общих объемах производства составит около 87 процентов против 78,3 процента в 1994 году. Таким образом, реализация Программы позволит сохранить и развить научно-технический потенциал оборонной промышленности, создаст условия для выхода ее на новый качественный уровень, отвечающий требованиям экономики развитых стран и обеспечит планомерное вхождение России в систему международного разделения труда. При этом: увеличится производство высокотехнологичной, конкурентоспособной, а также импортозамещающей продукции гражданского назначения, что позволит осуществить техническое перевооружение предприятий и снизить экономическую зависимость от импорта продукции для важнейших отраслей экономики и для социальной сферы, прежде всего гражданской авиации, морского и речного транспорта, связи, добывающих отраслей, здравоохранения; будут созданы жизнеспособные производства на базе действующих предприятий, сохранены высококвалифицированные научно-технические и производственные коллективы специалистов, обеспечены социальные гарантии работникам, высвобождаемым из военного производства; дальнейшее развитие получит процесс использования высоких, в том числе ресурсо- и энергосберегающих, технологий при разработке и производстве продукции гражданского назначения, что позволит улучшить ее технико-экономические характеристики и потребительские свойства; переструктурирование предприятий оборонной промышленности позволит образовать сеть устойчивых промышленных групп предприятий с концентрацией финансовых средств для направления их на выполнение мероприятий по реализации Программы; внедрение системы международной сертификации и мировых стандартов качества в сочетании с протекционистскими мерами государства создадут реальные предпосылки для развития экспортного потенциала машиностроительной продукции и экспорта научной продукции. Страницы: 1 2 |