Страницы: 1 2 рынков оборудования, земли, жилья и прочей недвижимости, ценных бумаг, оптовой торговли. Федеральное Правительство и власти регионов не вправе относиться к этому безучастно. Более того, институциональное направление реформы должно стать ведущим. Федеральное Собрание поступит верно, если заложит прочную правовую базу российского предпринимательства. Главное, чтобы она была стабильной. Органам государственной власти надо значительно упростить процедуры, регламентирующие деятельность частного бизнеса. Усложненность и противоречивость регулирования тормозят развитие предпринимательства и питают коррупцию. В первоочередной государственной поддержке нуждаются те предпринимательские структуры, которые действуют на приоритетных направлениях реформы. В 1994 году ее должна обеспечить Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства. Среди актуальных задач 1994 года - формирование современной системы расчетов и начало глубокой реформы Центрального банка с целью создания Федеральной резервной системы России. Поскольку действия Центрального банка имеют ключевое значение для судьбы реформы и далеко идущие социально-политические последствия, процесс его реформирования будет находиться под контролем Президента. 1994 год должен стать годом формирования российских финансово-промышленных групп. Правительству надо проконтролировать, чтобы они создавались строго на добровольной основе, исключить реанимацию старых министерских структур, незаконное присвоение государственной собственности и неоправданный монополизм. Такие институты способны поддерживать достаточную инвестиционную активность и технологические нововведения, обеспечивать концентрацию ресурсов в точках роста и необходимую конкурентоспособность как на внутрироссийском, так и на мировом рынках. Альтернатива просматривается вполне отчетливо: быстрое подавление зарубежными транснациональными корпорациями российских предпринимательских структур, за исключением, может быть, тех, что работают в сырьевом секторе. Надо незамедлительно развертывать институты, обеспечивающие проведение государственной структурной политики. В аграрном секторе Правительству и властям регионов пора создавать механизмы реализации права частной собственности на землю, помогать строить современную банковскую инфраструктуру. Нужна разумная протекционистская политика, защищающая интересы отечественных производителей, но без ощутимого ущерба для потребителей. В 1994 году надо приступить к коренным изменениям всей системы государственной поддержки аграрного сектора. Не удовлетворение любых финансовых запросов отрасли, а реальная реформа ее экономического механизма - таким должен быть главный принцип. Государству пока не удалось наладить эффективное регулирование экономики, в частности управление принадлежащими ему предприятиями. Из-за этого многие предприятия до сих пор не несут полной имущественной ответственности за результаты своей деятельности, надеясь получить поддержку из бюджета даже в случае продолжения явно неэффективного производства. Известно, чем оборачивается такая поддержка, - новыми витками инфляции, замедлением структурной перестройки, снижением экономической эффективности. Именно поэтому на уровне государственных предприятий реформа идет не так быстро, как могла бы. Вместо старых звеньев административной системы появились и окрепли новые административные структуры, многие из которых вовсе не обязательны в рыночных условиях. Хотя чиновник уже не разверстывает планы и не делит фонды, он обладает не меньшей властью, поскольку распределяет централизованные кредиты и инвестиции, выделяет экспортные квоты, выдает лицензии. Вследствие этого не только утрачивается эффективность управления, но и воспроизводится экономическая база коррупции. Правительство не сумело навести здесь должный порядок. В 1994 году фактическая ничейность собственности и "вакуум" управления в государственном секторе должны быть устранены. Назрели серьезные изменения законодательства: нормы, предназначенные для экономики централизованного планирования и хозрасчета, сейчас малопригодны. К собственным предприятиям государство должно относиться как хозяин. Это позволит остановить разбазаривание государственной собственности в угоду корыстным интересам некоторых хозяйственных руководителей, повысить эффективность ее использования и, освободившись от бесперспективных, поддержать жизнеспособные производства. Создание системы регулирования рыночной экономики - не откат назад, а движение вперед, развитие реформы, укрепления Российского государства. В плохо управляемой экономике никогда не будет настоящего рыночного порядка. Его формированию по-прежнему препятствует избыточный монополизм. Монополистические структуры укоренились в российской экономике настолько глубоко, что демонополизация займет немало времени. В ближайшие годы придется реформировать монополизированную экономику - это обстоятельство следует учитывать в полной мере. Для того чтобы разумно распорядиться антимонопольным резервом реформы, необходимо расширить соответствующее законодательство, потребовать больше ответственности от реализующих его государственных органов. Формированию конкурентной среды будут способствовать меры, стимулирующие частное предпринимательство и образование многопрофильных компаний, взвешенная внешнеторговая политика, защищающая экономические интересы России, а не малоэффективных монополистических образований. Сильно поможет экономической реформе эффективное преобразование налоговой системы. Она должна быть понятной и стабильной, по крайней мере, на протяжении года. Число налогов надо сократить, а процедуру их взимания существенно упростить. Изменения в налоговой системе должны поддерживать производителей, особенно работающих на потребительский рынок, стимулировать инвестиции, быть высокоэффективными для экономики в целом. Следует продумать и ввести в действие механизмы, обеспечивающие невозможность и невыгодность уклонения от налоговых платежей. Массовое сокрытие доходов от налогообложения более нетерпимо. Нужно, наконец, научиться собирать все, что причитается государству. Бюджет это почувствует незамедлительно, и проблема бюджетного дефицита станет менее острой. Это тем более важно, что решать ее путем сокращения расходов становится все труднее. Правительству следует выступить с законодательными инициативами, предусматривающими перемещение центра тяжести на налогообложение природных ресурсов и недвижимости. Надо ужесточить финансовые санкции против загрязнителей окружающей среды, не подрывая, однако, конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке. В интересах производства - существенное усиление налогового стимулирования капиталовложений и инновационной деятельности. Насущно необходим прорыв в правовом обеспечении рыночной реформы. В хозяйственном законодательстве нет единства. До сих пор не удалось полностью упорядочить правовые взаимоотношения между федеральным Правительством и властями регионов. Не разграничена компетенция государственных органов одного уровня. Среди законопроектов, которые будут внесены Президентом России в Государственную Думу в 1994 году, - Гражданский кодекс Российской Федерации, включающий общую и особенную части. Его принятие создаст всеобъемлющую правовую основу рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической свободы человека, партнерских отношений между гражданином и государством. В Гражданском кодексе получат воплощение новые принципы предпринимательства, отношений между хозяйствующими субъектами и другие, ключевые для реформы вопросы. Готовы проекты Жилищного кодекса, Кодекса законов о труде, законов об акционерных обществах, договорных товариществах. То же можно сказать о налоговом и земельном законодательстве, об изменениях и дополнениях к законам о банкротстве, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Крайне важны законодательные акты, регулирующие обращение ценных бумаг, иностранные инвестиции, концессии, функционирование свободных экономических зон. Необходим новый закон и о банковской системе. 4.2. Цена реформы и пути ее снижения Экономическая реформа не бывает безболезненной и бесплатной. Потери неизбежны, и центральная политическая проблема состоит в том, чтобы цена рыночных преобразований не была для общества слишком велика. Этого нам добиться не удалось. Высокая стоимость реформы объясняется, во-первых, неблагоприятной стартовой позицией. В конце 1991 года экономика была в крайне тяжелом положении. Фактический отказ механизма тоталитарной системы совпал с распадом СССР и разрывом хозяйственных связей. Потребительский рынок был опустошен еще раньше, валютные резервы исчерпаны. Углублялся спад производства. Рубль вымывался из оборота, процветал бартер. Десятилетиями откладывая необходимые реформы, тоталитарный режим до крайности обострил все проблемы и исчерпал запас прочности народного хозяйства. В наследство от прошлого России достались утяжеленная структура производства с доминированием ВПК и монополизмом, сырьевая ориентация экспорта. Инфляция началась гораздо раньше 1992 года. Эта болезнь много лет терзала нашу экономику, оборачивалась всеобщим товарным дефицитом, карточным распределением, километровыми очередями. Когда развернулась либерализация цен, копившаяся годами инфляционная энергия вырвалась наружу. Во-вторых, цена реформы определяется политическими обстоятельствами. Два года реформы в России сопровождались острейшей конфронтацией ветвей федеральной власти, в ходе которой они ослабили друг друга, а значит, и государство в целом. Перенос борьбы в сферу экономической политики имел для страны и особенно для реформы самые тяжкие последствия: слабая законодательная обеспеченность рыночных преобразований, пробуксовки реформы, ускорение инфляции - далеко не полный перечень. В-третьих, издержки реформы вызваны ошибками ответственных за нее органов государственной власти. Правительство слабо учитывало последствия одних решений, откладывало принятие других, запаздывая с назревшими корректировками реформы, недоиспользовало ее резервы. Это стало особенно заметным в последние месяцы, когда Правительство не столько продвигало реформу, сколько реагировало на возникавшие проблемы. Пауза в реформировании затянулась. Ее пора прервать. Опыт последних двух лет показывает: известными потерями оборачивается не только сама реформа. Еще больший урон наносит промедление с назревшими изменениями конструкции экономического механизма. Одна из основных составляющих стоимости российской реформы - устойчиво высокая инфляция, непрекращающийся рост цен. Это наносит громадный урон самой реформе, качеству жизни населения и экономике в целом. В условиях безудержной инфляции кризис непреодолим. Крайне тяжелой остается ситуация с капиталовложениями. Основа инвестиционного кризиса - высокая инфляция, вследствие чего деньги идут не в производство, а в посредничество. Бюджетных вложений уже почти нет, фондового рынка еще нет - такова неизбежная комбинация переходного периода, негативные последствия которой для инвестиций совершенно очевидны. Из-за инфляции кредит стал не только дорогим, но и преимущественно краткосрочным. В результате под угрозой оказалось будущее экономики России. Сохраняется инерция экономического спада. В ряде отраслей идет настоящая деградация и разрушение производства с падением выпуска в 1993 году на 25% и более. В самом сложном положении находится наукоемкое машиностроение. Некоторые заводы выживают лишь за счет перехода на выпуск технологически отсталого оборудования, скатываясь на уровень 60-х годов. Хотя производим меньше, чем раньше, потребление сырья, топлива, энергии остается значительным. Падает эффективность. Реальность переходного периода заключается в том, что российская промышленность может стать рыночной, но примитивной и малоэффективной. Такая плата за рыночную реформу была бы непомерно высокой. За два года реформы Правительство так и не смогло выработать эффективную структурную политику. Это бездействие дорого обходится российской экономике. Большой урон производству наносит кризис взаимных неплатежей. Страдает не только экономика, но и социальная сфера, поскольку растет скрытая безработица, вовремя не выдается заработная плата, а месячные бюджеты недобирают значительную часть налогов. Если промедлим с решением проблемы, массовые неплатежи будут и в дальнейшем способствовать остановке предприятий, усиливать спад производства. Весьма внушительной оказалась социальная цена реформы. С одной стороны, нельзя допустить срыва реформ, что лишь усилит переживаемые народом трудности. С другой стороны, нельзя превысить порог социального шока. Иначе готовность населения поддержать рыночную реформу вступит в острое противоречие со страхом быть ею раздавленным. Наибольшие опасения вызывают бедность, вопиющее неравенство и безработица. Страна несет потери из-за слабого контроля над вывозом ресурсов и неблагоприятных условий внешней торговли. Сказываются общая экономическая неустойчивость и прорехи в валютном контроле, из-за чего значительная часть экспортной выручки оседает за рубежом на счетах российских предприятий. Государство обязано надежно защитить национальные интересы. Иначе подрывается доверие граждан к любым его действиям, включая реформаторские. Стоимость реформы оказалась высокой. Траектория была верной, но движение сопровождалось серьезными ошибками. Во многом затратным остался не только российский экономический механизм. Политический - тоже. Издержки реформы и ее резервы понятны. Важнейшая задача сегодня - не сбавляя темпа реформы и даже наращивая его, сделать рыночные преобразования менее обременительными для общества. Несмотря на то, что темп роста цен высок, есть возможности сдержать инфляцию. Ориентиром должен служить уровень инфляции в размере 3 - 5% в месяц к концу 1994 года, зафиксированный в Программе Правительства. Если удастся выйти на этот рубеж и удержать его, сделать динамику цен предсказуемой, то по нынешним российским меркам такую инфляцию можно считать приемлемой. Цель достижима лишь при совместной конструктивной работе Федерального Собрания и Правительства. Другие предпосылки - согласованные действия Министерства финансов и Центрального банка в области кредитной политики, отказ от расточительных субсидий и поддержки бесперспективных производств, сокращение бюджетного дефицита с ежеквартальной фиксацией его предельной величины, переход к финансированию дефицита путем размещения долговых обязательств государства в отечественных и иностранных финансовых институтах, предоставление кредитов странам СНГ только под залог собственности и других активов. Торможению роста цен будет способствовать взвешенная ценовая политика в тех отраслях, где монополизм носит естественный характер, объясняется особенностями производства, например в электроэнергетике и на железнодорожном транспорте. Без последовательно антиинфляционной денежной и финансовой политики гонку цен не остановить. Но Правительству нужно использовать и другие антиинфляционные рычаги, в частности резервы структурно-инвестиционной и налоговой политики, механизмы социального партнерства. Любые действия федеральных властей в области экономической политики должны проверяться на инфляционную безопасность. Предельно допустимый уровень инфляции превышать нельзя. Это требование должно соблюдаться неукоснительно. В противном случае не исключено вмешательство Президента вплоть до реализации его конституционных полномочий. Правительству будет непросто выполнить такое требование. Особенно сейчас, когда ему предстоит ликвидировать задолженность обороне, АПК, бюджетным учреждениям, отдать долги северянам. Но если Правительство требует соблюдения финансовой дисциплины от других, то начинать ему нужно с себя. Взятые обязательства придется выполнять. А впредь проявлять больше ответственности. Другая серьезная проблема - ввод в действие механизмов, позволяющих преодолеть кризис неплатежей, прекратить остановку жизнеспособных предприятий. Не исключено, что, опираясь на закон, придется принять жесткие административные меры против руководителей государственных предприятий, которые, располагая средствами на счетах, отказываются платить поставщикам, требуют денег у федеральных властей. Кризис неплатежей приобретает политический оттенок, превращается в угрозу национальной безопасности страны. Действия Президента будут адекватными сложившейся ситуации. Отсутствие реальных действий Правительства и Центрального банка в отношении проблемы взаимной задолженности предприятий более недопустимо. Следует ввести в действие разработанную схему погашения долгов государства товаропроизводителям, осуществить другие запланированные меры. Будем надеяться, что они сработают эффективно и помогут разорвать цепь взаимных неплатежей без усиления инфляции. В 1994 году надо приступать к оформлению задолженности в виде ценных бумаг, реорганизации и оздоровлению экономически несостоятельных предприятий, а в некоторых случаях применять процедуру банкротства. Это тем более необходимо потому, что, как считает Правительство, в нынешнем году можно ожидать стабилизации инвестиционного процесса. Необходимо остановить технологический откат российской промышленности, не допустить, чтобы этот процесс стал необратимым, прежде всего в отраслях, высококонкурентных на мировом рынке, - авиакосмической, лазерной, атомной промышленности, судостроении, космических услугах, разработке программного обеспечения. Правительству следует прояснить перспективы оборонного заказа, а взятые на себя финансовые обязательства выполнять без задержек. Не менее важна продуманная конверсия оборонного комплекса. Есть и другие приоритеты, которые содержатся в Программе Правительства, принятой 6 августа 1993 года. Если полагаться только на рыночные силы, решение структурных проблем станет делом далекого будущего, весьма дорогостоящим, связанным со значительными затратами на восстановление утраченного. Снижению издержек реформы будет способствовать действенная структурная политика. Правительству надо установить единый порядок предоставления государственной поддержки и строгий контроль над тем, как она используется. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов следует вести на конкурсной основе. Раздача льгот в индивидуальном порядке должна быть сведена к минимуму и упорядочена. Это относится и к промышленности, и к сельскому хозяйству. Согласно Конституции Россия - социальное государство. Поэтому граждане России должны быть уверены в том, что законодательная и исполнительная власти возьмут под контроль соблюдение основных социальных прав человека. Речь идет о продолжительности рабочего дня, гарантированном минимуме доходов, положении безработных, защите материнства и детства, недопущении использования труда детей, обеспеченности жильем, праве на отдых и т.д. Нужны прочная законодательная база, фиксирующая обязанности и ответственность государства перед гражданами, и механизмы их реализации. Обеспечение должного уровня социальной защиты станет непреложным требованием, предъявляемым к экономической политике Правительства. Приниматься к исполнению должна только та государственная программа, которая не вызывает недопустимого снижения основных социальных индикаторов. Если Правительство не в состоянии обеспечить соблюдение закрепленных в Конституции социальных прав граждан, значит, оно работает недостаточно умело. Законные интересы населения будут защищены властью, данной Конституцией Президенту. Усилия государства следует сосредоточить на следующих основных направлениях: - стабилизация уровня жизни населения; - расширение мотиваций для трудовой и предпринимательской деятельности экономически активных граждан; - адресная поддержка наименее защищенных социальных слоев; - более равномерное распределение бремени экономического кризиса между различными группами населения. Следует признать: настоятельно требуется пакет документов по социальной защите населения, который будет основан на Законе о прожиточном минимуме и других актах Федерального Собрания. Необходимый минимум товаров и услуг должен быть обеспечен каждому гражданину России. А уже на его основе следует определять размеры минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и пособий. Таким образом, будет выстраиваться единая система социальных гарантий. Для сокращения неоправданного разрыва в реальных доходах понадобятся поддержка малоимущих, эффективное подоходное налогообложение, действия государства по ускорению структуризации потребительского рынка, пересмотр льгот отдельным предприятиям и регионам и, конечно, снижение инфляции. Нужна комплексная реформа системы социального обслуживания, предусматривающая, наряду с введением платности, социальные гарантии малоимущим. Требуется переход к двухуровневой системе пенсионного обеспечения, когда государственные пенсии будут дополняться выплатами с индивидуальных счетов граждан в пенсионных фондах, аккумулирующих личные сбережения. Необходимо заблаговременно создать резервы финансовых ресурсов, полностью обеспечив ими федеральный, региональные и прочие фонды занятости. Пособия по безработице и иные платежи, связанные с утратой рабочих мест, надо выдавать в должном объеме и без задержек. В 1994 году понадобится серьезная активизация политики занятости. Может быть, потребуются и срочные меры экономического характера в регионах, где уровень безработицы выходит за социально допустимые пределы. Правительству надо продолжить постепенную компенсацию частных сбережений, ликвидированных либерализацией цен. Тут нужны механизмы, сдерживающие и растягивающие во времени инфляционные эффекты. Решить задачу надо не только потому, что в начале 1992 года большинство обладателей сбережений не имели ни малейшей возможности спасти их от обесценивания. Проблема глубже: авторитет власти, степень ответственности Правительства и парламента за социальные обязательства предшественников. Государству, обществу не обойтись без институтов социального партнерства, позволяющих решать задачи национального масштаба. Это могут быть, например, регулярные согласования позиций между государством, предпринимателями и профсоюзами в рамках трехсторонней комиссии. Снижению цены реформы будут способствовать федеральная унификация внешнеторгового режима, отмена необоснованных льгот для регионов, отраслей и отдельных предприятий, переход к конкурсной продаже экспортных квот. Надо продолжить линию на либерализацию экспорта в сочетании с ужесточением государственного контроля над вывозом стратегически важных сырьевых и энергетических ресурсов. Понадобится государственная целевая программа стимулирования промышленного наукоемкого экспорта. Правительство должно усилить валютный контроль. Нужны жесткие санкции против нарушителей, незаконно укрывающих за границей валютные ресурсы. Одновременно следует предоставить частным владельцам валютных средств государственные гарантии, защищающие их от конфискации и блокирования. Выходить из кризиса, продолжать реформу Россия будет самостоятельно, а экономические отношения с другими государствами и международными финансовыми организациями строить на равноправной основе, исходя из национальных интересов. Федеральному Собранию и Правительству предстоит немало сделать для того, чтобы вложения в российскую экономику стали более привлекательными для иностранных фирм. При этом ясно, что последние будут воздерживаться от серьезных инвестиций до тех пор, пока не наступит стабилизация, пока в российскую экономику не начнут вкладывать капиталы отечественные предприниматели. Российское государство обязано последовательно отстаивать интересы российских компаний на внутреннем и мировом рынках. Таким образом, в современных условиях экономическую политику надо строить так, чтобы достигались две стратегические цели: - продолжение реформы, изменение самой конструкции экономической системы; - снижение цены реформы, т.е. борьба с инфляцией, структурным кризисом, бедностью, несправедливым неравенством, вынужденной безработицей. В 1994 году социально-политические ограничения будут жесткими, свобода маневра - небольшой. Тем более необходимо объединение усилий органов государственной власти, ответственных за экономическую политику. Их надо сосредоточить на главном - реформе экономического механизма. Она обретет второе дыхание, если энергично проведем назревшие институциональные преобразования, откроем качественно новый этап приватизации, заложим основы эффективной системы государственного регулирования, используем имеющиеся резервы демонополизации, осуществим реформу налогообложения, примем насущно необходимые законодательные акты и обеспечим механизмы их реализации. Тогда с помощью взвешенной экономической политики можно будет провести российскую экономику между гиперинфляцией и резким спадом производства, избежав и того и другого, сделать рыночные преобразования менее затратными. К восстановлению экономики через продолжение реформы - другого пути нет. Органам государственной власти России нужно сделать все, чтобы 1994 год стал годом постепенного снижения темпов инфляции, затухания и приостановки спада производства, активных структурных преобразований на основе выведения неэффективных производств и поддержки точек роста, стабилизации уровня жизни основной части населения. В этом году могут быть созданы предпосылки не только для стабилизации экономики, но и для начала устойчивого экономического роста. Такое по силам только профессиональному и ответственному Федеральному Собранию и Правительству. Именно этого от них ждет страна. 5. От монопольной идеологии к культурному многообразию 5.1. Развитие культуры, науки и образования Богатство России - в ее уникальном духовном и интеллектуальном потенциале. В самые сложные моменты истории неисчерпаемый запас духовных сил спасал нашу страну, позволял выстоять и преодолеть немыслимые препятствия. Но сейчас все острее ощущается неблагополучие в сфере духовности. Разложилась доминировавшая в течение десятилетий тоталитарная государственная идеология, выразителем которой была КПСС. На смену приходят осознание естественной исторической и культурной преемственности; понимание реальностей современного мира и места в нем России; ценность человеческой личности, ее достоинства; соразмерность государства природе человеке; восстановление естественных пропорций общественного и индивидуального. Но эти сдвиги, свидетельствующие о духовном оздоровлении, еще не превратились в систему общественных культурных норм. Результат всего этого - потеря нравственных ориентиров. Она проявляется: - в утрате интереса к принципиальным вопросам нашего бытия в обществе в целом, и в частности у интеллигенции; - в подрыве нравственных устоев человека, в дегуманизации жизни и культуры, в нарастании экстремизма буквально во всех сферах общественной деятельности - от экономики до культуры; - в разрушении мировоззренческого стержня, в готовности поверить в любую случайную иллюзию, в любую спекулятивную идею и одновременно в нигилизме и абсолютном безверии. Все это тревожные тенденции, и важнейшая задача Российского государства - переломить их. Без этого не возродить страну, не возродить достоинство российского народа. Пора признать, культуре не выжить без активного участия государства в ее судьбе. За всю тысячелетнюю историю России культура и ее деятели не имели столько свободы творчества и политической независимости, как теперь. Но именно сейчас во весь рост встали проблемы "обескультуривания страны", "уничтожения таланта", нищеты литераторов, художников, ученых, музейных и библиотечных работников. Творческие люди становятся заложниками коммерциализации. Культура и искусство начали терять былую роль в общественной жизни. Насущный вопрос 1994 года - установление оптимальных отношений государства и культуры. Крайности, которых надо во что бы то ни стало избежать, известны: - свобода сама по себе вовсе не гарантия процветания творчества; - если культурная деятельность хоть в какой-то своей части держится на принуждении, рано или поздно она будет заблокирована. Творчество и принуждение несовместимы. Никакие директивы, спускаемые сверху, не смогут действительно поднять культуру. России жизненно необходима общенациональная политика в области культуры. Речь идет не о программе мероприятий соответствующего министерства или министерств и не о некой сумме планов действий в области культуры субъектов Федерации. Культурное многообразие никогда не укладывалось в рамки ведомственного подхода или административно-территориальной организации жизни страны. Государство должно предложить федеральные программы сохранения и развития общенациональной культуры, стимулирования ее многообразия. Наши возможности в условиях экономического кризиса ограничены. Но бюджетные обязательства, которые берет на себя государство, должны быть выполнены. Общество должно знать, какая часть бюджета будет израсходована на культуру, науку, образование, здравоохранение. Перспективная задача - переход на деле к многоканальному финансированию культуры. Расходы на нее должны нести федеральные, региональные власти, органы местного самоуправления. Значительную поддержку культуре может дать благотворительность, тем более если государство сумеет, наконец, стимулировать ее налоговыми льготами. Для этого необходим закон о благотворительных фондах и благотворительной деятельности. В числе первоочередных задач - развитие правовой базы культуры, в частности законодательное определение правового статуса организаций культуры. Подготовлен проект закона о некоммерческих организациях. Его принятие позволит перевести на строгую правовую основу решение многих острых социально-культурных проблем. В условиях приватизации, перехода к новым земельным отношениям задача властей всех уровней - сохранение историко-культурных памятников, исторических комплексов, заповедных территорий, архивов, музеев, библиотек. Культурное наследие - особый вид государственной собственности, который требует специального регулирования. Необходимо разработать и принять законы об охране культурного наследия народов Российской Федерации, о музеях и музейном фонде, а также учесть специфику культуры в законах общего характера. Прежде всего это относится к налоговому законодательству, в котором необходимо перейти к комплексной системе поддержки культуры, ее творцов, их профессиональных объединений. Требуется внести соответствующие изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях, предусмотрев ужесточение ответственности за преступления против культурного наследия страны. Укрепление российской государственности немыслимо без развития науки, смысл которого сейчас предельно ясен: нужна естественная интеграция науки в новые рыночные условия. Речь идет о создании условий для внедрения академических разработок прикладного профиля, проведении различного рода работ и услуг научного и научно-технического характера, помогающих реализовать крупные проекты. В 1994 году необходимо проявить особое внимание к судьбе городов науки типа Арзамас-16, так называемых наукоградов. Располагая уникальным научно-техническим потенциалом, они могут стать центрами создания новых знаний, технологий и современного образования, проводниками инновационных технологий во все сферы народного хозяйства, основой для развития государственных научных центров, конверсии промышленных производств. Система научно-исследовательских институтов Российской Федерации создавалась на протяжении веков трудом и талантом многих поколений россиян и в целом находится на высоком уровне. В ряде областей знаний и особенно технологий наша наука отстает от мирового уровня, но в значительно меньшей степени, чем в других сферах деятельности (сельское хозяйство, промышленность). Однако требуются изменения организационных форм управления наукой, сложившихся в условиях унитарного государства. Они не могут быть перенесены в прежнем виде в условия рынка. Основная цель всех преобразований в организации науки - создание благоприятных условий для творческой деятельности первичного научного коллектива, а не учреждения или ведомства, и для свободной состязательности различных школ и направлений. Результатом научно-технической революции явилась серьезная переоценка относительной ценности материальных и интеллектуальных компонентов общественного богатства. Именно интеллект, воплощаемый в том числе в высоких технологиях технотронного века, служит решающим источником стремительного промышленного и сельскохозяйственного роста. Без приоритетного развития фундаментальных научных исследований этот решающий источник иссякнет или ослабит свое действие. Фундаментальные теоретические исследования в области философии, истории, социологии, психологии, права призваны вывести гуманитарное направление нашей культуры, образования, политики на уровень, достойный лучших традиций российской гуманистической мысли, и в современный переломный период развития России составить духовную, интеллектуальную базу социальных перемен. Государству необходимо продолжать бюджетное финансирование фундаментальных исследований и принципиально новых технологий. Требуется также постоянная государственная поддержка всемирно признанного центра фундаментальных научных исследований - Российской академии наук (понимаемой как система научных институтов). Важно принять закон о науке и научно-технической политике. Необходимо также разработать правовые меры, которые способствовали бы расширению притока средств республиканских и других региональных бюджетов для финансирования разработок, выполняемых в интересах республик и регионов. Следует также подготовить законодательные акты о научно-исследовательской организации, о научно-технической экспертизе и ряд других. Необходимы режим полной гласности по объемам и срокам выделения и распределения средств госбюджета на всех уровнях, а также полная открытая отчетность по всем расходам. Бюджетное финансирование должно дополняться конкурсным, что в условиях дефицита ресурсов способствует наиболее эффективному использованию средств. Не преуменьшая значения широкого международного сотрудничества, надо создать все условия (заработная плата, оборудование, библиотеки) для того, чтобы наши ученые работали эффективно у себя на родине. Не менее сложна ситуация и в высшей школе. Из вузов России уходят молодые преподаватели, падает престиж этой профессии, резко ухудшилось социально-экономическое положение научно-педагогических и исследовательских кадров. Не откладывая на перспективу, уже в 1994 - 1995 годах предстоит предпринять решительные шаги к более эффективному использованию как образовательного, так и научного потенциала высшей школы, расширить уже имеющиеся формы и интеграцию науки и высшего образования. Речь идет о принципиально новых формах взаимоотношения науки с вузами - о создании научно-образовательных комплексов, о подготовке совместных научных программ и проектов, учебников для школ и вузов. Системе высшего образования России необходимо придать больше устойчивости. Региональные научно-образовательные программы должны финансироваться на паритетных началах из госбюджета и бюджетов территорий. Требуется действенное участие местных бюджетов в решении вопросов развития материальной базы и социальной защиты студентов и работников высшей школы. Духовное и интеллектуальное совершенство не придет само собой. Реформа нашего общества должна предполагать принципиальную реформу системы образования, начиная с целей образования, его экономического фундамента, управления системой образования и кончая системой подготовки и переподготовки специалистов, структурой школы, содержанием и технологией обучения. Развитие современного общества настоятельно и все сильнее требует самостоятельности мышления и способности принимать решения. Современная массовая школа не ориентирована на формирование этих качеств личности. Решение образовательных задач невозможно без совершенствования управления системой образования. Особо следует выделить: - реализацию федеральной программы развития образования; - разграничение компетенции органов управления образованием различных уровней; - переход на государственно-общественные формы управления; - применение гибких механизмов управления, предусматривающих аттестацию работников образования, образовательных учреждений, лицензирование образовательной деятельности. Уже сделан очень важный шаг - принят закон об образовании. Этот закон раскрепостил школу, деидеологизировал ее. Но именно в школе мы еще не готовы к свободе, к творчеству даже больше, чем в любой отрасли производства, науки, культуры. Централизованное финансирование школы из госбюджета стало объективным тормозом ее развития. Разумеется, и ныне часть расходов должен нести госбюджет. Это прежде всего капитальное строительство. Другая часть должна покрываться за счет муниципальных средств. Такой опыт в России есть. Его следует возродить в законе о местном самоуправлении. Огромную роль в финансировании школы могут сыграть местные фонды образования и попечительские советы школ, если разработать разумную систему налоговых льгот. Необходимы и принципиальные изменения в управлении системой образования. До сих пор эта работа проводилась самими работниками управления в собственных интересах. Общее число управленцев в расчете на одного ученика непрерывно увеличивалось. Новая система образования должна быть ориентирована на ребенка, его более комфортный быт и оптимальное развитие. Необходимо разработать и принять федеральные законы: - о среднем образовании; - о высшем образовании; - о дополнительном профессиональном образовании; - о приватизации государственных и муниципальных образовательных учреждений. 5.2. Межрелигиозный и многоконфессиональный диалог в светском государстве Россия - государство, различных религий их диалог - одна из российских традиций. История России являет нам опыт этого диалога, осуществляемого как религиозными деятелями, так и в общении верующих людей, принадлежащих к разным религиозным группам. Опыт соседского сосуществования, взаимопонимания и взаимопомощи общин и духовных центров различных религий и конфессий особенно важен для нас сегодня. Столь же важен опыт политики Российского государства, складывавшейся в многонациональной и религиозно неоднородной среде. На протяжении более чем 70 лет российское общество жило в условиях фактического государственного атеизма. Однако вековые народные устои не были до конца разрушены. Возрождение интереса к религии - факт современной жизни. Учет этого обстоятельства в деятельности органов государственной власти, поддержание межрелигиозного мира в стране - непреходящая ценность и долгосрочная задача. Реальный, а не декларированный отказ от политики государственного атеизма, диалог религий и конфессий, корректность взаимоотношений церквей и религиозных объединений России - одно из условий гражданского мира, общего умиротворения общества. Законодательной и исполнительной властям следует сделать все, чтобы исключить саму возможность перерастания этнополитических конфликтов в межрелигиозные, тем более что, строго говоря, ни один народ России не является полностью однородным в религиозном плане. Органы государственной власти всех уровней должны неукоснительно соблюдать принятые нормы, направленные на обеспечение подлинной свободы совести в России, на восстановление попранной в послереволюционный период справедливости в отношении российских церквей и религиозных объединений, на содействие нормализации их традиционной деятельности. При этом необходимо учитывать, что церковь отделена от государства, но не от общества, с которым она исторически находится в тесной взаимосвязи. Особое внимание следует уделить правовому и имущественному статусу церквей и религиозных объединений, их центров, приходов, монастырей, духовно-учебных заведений и других учреждений. 6. Россия и безопасность в мире 6.1. Военная безопасность Одним из важнейших аспектов укрепления государственности является обеспечение военной безопасности Российской Федерации. Вооруженные Силы и другие войска Российской Федерации предназначены для: - защиты суверенитета и территориальной целостности, других жизненно важных интересов Российской Федерации в случае совершения агрессии против нее или ее союзников; - пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов, любого противоправного вооруженного насилия в пределах России, на ее государственной границе, границах других государств в соответствии с договорными обязательствами; - проведение операций с целью поддержания мира по решению Совета Безопасности ООН или в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации. С учетом изменений геополитической обстановки осуществлен большой объем работ по строительству Вооруженных Сил: определен боевой состав, создаются новые группировки войск (сил), идет формирование мобильных сил, закончено стратегическое, оперативное и мобилизационное планирование применения Вооруженных Сил, увеличено число укомплектованных боеготовых частей и соединений. В результате Вооруженные Силы Российской Федерации боеспособны и в целом обеспечивают выполнение поставленных перед ними задач. Основное внимание в дальнейшем должно быть направлено на военно-правовую реформу, продолжение строительства Вооруженных Сил и их глубокое реформирование. Основы правового обеспечения Российской Армии уже созданы, однако часть положений не действует из-за отсутствия механизма их реализации и источников финансирования. Необходимо внести изменения и дополнения в военное законодательство. Впервые в истории России на уровне нормативно-правового акта приняты Основные положения военной доктрины, устанавливающие главные направления развития Вооруженных Сил и других войск в военно-политической, собственно военной и военно-технической сферах. Принятая военная доктрина фактически является концепцией военной безопасности, составной частью единой концепции национальной безопасности России. Военное строительство должно вестись в строгом соответствии с Основными положениями военной доктрины Российской Федерации. Потребуется также подготовить и рассмотреть около 20 новых законопроектов. На основе конституционных принципов необходимо усилить правовую защиту военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил, органов военного управления и воинских частей. В интересах проведения военно-правовой реформы должно быть обеспечено эффективное взаимодействие соответствующих структур Федерального Собрания, министерств и ведомств. В течение 1994 - 1995 годов надо полностью завершить формирование Вооруженных Сил применительно к новым условиям и создать основу для их глубокого преобразования. Ввиду особенностей геополитического положения Российской Федерации в основу реформирования Вооруженных Сил положен принцип мобильной обороны - создание относительно небольших, но достаточно мощных сил, готовых к оперативному использованию в районах, где возникает реальная угроза безопасности России. Стратегические ядерные силы будут, как и прежде, главным средством сдерживания от развязывания войны. В военно-технической политике будут активно развиваться опытно-конструкторские работы, позволяющие адекватно реагировать на существующие и потенциальные военные угрозы и военно-технические прорывы. Во главу угла поставлены задачи обеспечения ядерной безопасности страны, оснащения Армии и Флота самыми современными средствами боевого управления, связи, разведки и радиоэлектронной борьбы. В ближайшей перспективе предстоит реализовать Программу военного строительства. Целесообразно разработать и принять пакет нормативно-правовых актов, определяющих порядок осуществления военного строительства в целом. В 1994 году в основном завершается вывод войск на территорию России. Эта задача решается планомерно, с учетом реально складывающейся обстановки. Вывод войск, однако, по-прежнему значительно опережает темпы обустройства военнослужащих. Необходимо, чтобы Государственная программа обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей неукоснительно выполнялась. Главные контрольные и организаторские функции здесь лежат на Правительстве. Проводится запланированное сокращение численности личного состава. Вместе с тем проблема комплектования остается одним из самых узких мест военного строительства. Ее решение в ближайшие годы возможно только путем применения смешанного способа комплектования (по контракту и по призыву). Реорганизация и сокращение численности Вооруженных Сил позволяют существенно изменить структуру военного бюджета, придать ему большую социальную направленность. Одной из важнейших задач государственного масштаба должно быть обеспечение престижности службы в Вооруженных Силах России. Человек в военной форме должен восприниматься как гарант безопасности, стабильности и порядка в стране. Укрепление Вооруженных Сил России является важной задачей всех ветвей власти. Ее решение потребует подняться над партийными пристрастиями и позициями, объединить все здоровые силы общества. Не могут оставаться в стороне от этой работы и субъекты Федерации. 6.2. Россия в системе международных отношений Укрепление государственности - необходимое условие того, чтобы Россия заняла достойное место в системе изменившихся международных отношений. Основа нашего внешнеполитического курса - общепризнанные принципы и нормы международного права. Россия уважает суверенитет, территориальную целостность и независимость других государств, включая, естественно, соседей, и того же требует от них. В рамках этих универсальных принципов мы будем защищать свои законные интересы - и, если понадобится, твердо и жестко. Так делает любое уважающее себя государство, особенно когда речь заходит о защите прав человека, его чести и достоинства. Последовательное продвижение национальных интересов через открытость и сотрудничество, обеспечение благоприятных условий для внутреннего развития и продолжения реформ - главная цель внешней политики Российского государства в 1994 году. В силу своего потенциала, геополитического положения и влияния Россия несет особую ответственность за поддержание стабильности в современном многополярном мире - сложном и непредсказуемом. Нужна искусная работа по согласованию конкурирующих интересов с одновременным продвижением собственных. Ушла в прошлое глобальная конфронтация. Впервые за многие годы у России нет военных противников. Приоритеты в области национальной безопасности нашей страны - это ликвидация очагов военных конфликтов у границ России, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, повышение контролируемости международной торговли оружием при соблюдении российских коммерческих интересов в этой области. На повестке дня - введение в действие Договора СНВ-2 и Конвенции о запрещении химического оружия. Ратификация этих документов Федеральным Собранием станет важным этапом реализации новой военной доктрины России, тем более что уже подписано Соглашение между Россией, США и Украиной о полной ликвидации стратегических ядерных вооружений на украинской территории. Во главе угла внешней политики 1994 года - отношения с новыми независимыми государствами на границах России, всемерное развитие СНГ. Это сфера особой ответственности и особых взаимных интересов России и ее соседей. Наша страна связана с ними теснее, чем обычно бывают связаны соседи, - это реальность, которую необходимо учитывать, чтобы сохранить контроль над экономическими и социальными процессами, обеспечить приемлемый уровень безопасности. В предшествующий период удалось избежать двух крайностей - имперских попыток силового восстановления союзного государства с перекраиванием границ и самоустранения России от проблем бывшего Союза. Благодаря этому не произошло трагедии на территории ядерной сверхдержавы. Однако наряду с традиционными возможностями, которые невидимыми нитями связывают наши страны во всех областях, здесь таятся и новые проблемы для России. Очаги конфликтов вблизи ее границ, затяжной кризис экономики, да и самой государственности в ряде стран СНГ - серьезная угроза безопасности нашей страны. Практика показывает, что никто, кроме России, сегодня не готов взять на себя ношу миротворчества на пространстве бывшего СССР. Тем не менее использование российских миротворческих сил в операциях СНГ до сих пор воспринимается в ряде стран с настороженностью. Необходимо переломить ее. Во всех странах СНГ, где Россия участвует в миротворческих операциях, она делает это по просьбе и с согласия своих соседей, на основе международно-правовых документов, в полном соответствии с суверенными правами государств, закрепленными в Уставе ООН. А потому каждый раз запрашивать у мирового сообщества разрешение на ту или иную операцию ей не требуется. Хотя активное содействие ООН и СБСЕ персоналом и финансированием сделало бы миротворчество в СНГ более действенным. 1994 год должен положить начало практической реализации Договора о коллективной безопасности и обеспечении деятельности Совета коллективной безопасности СНГ. Назрела необходимость создать в рамках Содружества Постоянную консультационную комиссию по миротворческой деятельности, с тем чтобы совместно с партнерами вести отработку практических форм и процедур сотрудничества в этой области. В ближайшее время в Федеральном Собрании следует рассмотреть проект закона об участии воинских контингентов России в проведении миротворческих операций, в том числе в рамках СНГ, СБСЕ и ООН. Во всех сферах отношений с государствами СНГ и Балтии в центре внимания неизменно должна находиться забота о россиянах, оказавшихся за пределами Российской Федерации. Везде, где бы они ни проживали, наши соотечественники должны чувствовать себя полноправными и равноправными гражданами. Интересы россиян в государствах СНГ и Балтии будут обеспечены только в том случае, если на всем пространстве бывшего СССР станут соблюдаться международно признанные стандарты в области прав человека и национальных меньшинств. Начало этому положено. По инициативе России в СНГ принята Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод, учреждена Комиссия по правам человека. Следующий шаг - добиться подписания государствами Содружества Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным или этническим, языковым, культурным и религиозным меньшинствам, а также представить Совету глав государств СНГ проект Конвенции Содружества по правам человека. Ее принятие - необходимое условие для начала практической работы Комиссии СНГ по правам человека. Близится к завершению разработка Программы защиты интересов и поддержки этнических россиян, проживающих за пределами Российской Федерации. Ее основные направления ясны. Необходимо четко определить источники финансирования и механизм координации на правительственном уровне. Россия не вправе снижать свою активность в вопросе обеспечения прав меньшинств в государствах СНГ и Балтии. Российские представители и впредь должны настойчиво поднимать эту проблему перед международными институтами, добиваться их участия в защите соотечественников. Необходимо развивать такое сотрудничество с Верховным комиссаром СБСЕ по делам национальных меньшинств. Становление СНГ сопряжено с множеством новых и старых проблем. Тем не менее уже наметилась тенденция к экономической реинтеграции, к более глубокому политическому сотрудничеству. Организация совместной обороны, совместная охрана границ, создание единого информационного пространства, комплексное решение проблем гражданства и защиты прав переселенцев - вот вопросы, которые должны быть в центре внимания. Особо важная область сотрудничества России и новых независимых государств - экономика. Новые механизмы экономического взаимодействия складываются непросто и гораздо медленнее, чем того требует жизнь. Много споров вокруг проблемы национальных валют. В ряде государств изучаются возможности вхождения в единую денежную систему с Россией. Наиболее активные предложения по объединению денежных систем исходят в настоящее время от Правительства Республики Беларусь. Объединение денежных систем - сложнейший процесс. В новых независимых государствах уже сложился разный уровень цен. Существуют заметные различия и в методах государственного управления экономикой. Но все эти проблемы в конечном счете разрешимы. Главная сложность заключается в том, как построить управление денежной системой - этой поистине кровеносной системой экономики - при сохранении двух правительств, двух национальных банков, двух автономных бюджетов и двух парламентов с равными суверенными правами. Другой важный вопрос: какие полномочия государство, вступающее в объединенную денежную систему с Россией на основе российского рубля, должно при этом добровольно делегировать и не отзовет ли оно впоследствии эти полномочия с ущербом для другой стороны? Наконец, предстоит определить, какой уровень политической интеграции обеспечит жизнеспособность вновь создаваемой объединенной денежной системы. Ясно, что объединение денежных систем может обойтись нашей стране весьма дорого. Однако в перспективе объединение может не только дать выгоды Беларуси, но и окупить затраты России, принести ей свои плоды при условии применения новых политических подходов. Эти политические решения и подходы Президент и Правительство будут искать в тесном сотрудничестве с Федеральным Собранием. Жизнь идет, и независимо от того, на какой денежной основе будут строиться расчеты между соседними государствами, они должны идти к единому экономическому пространству с соблюдением принципа свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Особое внимание должно при этом уделяться первоочередным нуждам простых людей: обеспечению свободного перевода пенсий, заработной платы, свободного обмена валюты при поездках. Все эти наболевшие вопросы требуют взвешенного, но безотлагательного решения. На ближайшие полгода председательствующим в Совете глав государств СНГ избран Президент России. Это обстоятельство в полной мере будет использовано для внесения российских инициатив, активизации работы по формированию Экономического союза, общего рынка Содружества. В ближайшей повестке дня: - заключение соглашения о создании многосторонней зоны свободной торговли и Таможенном союзе, о формировании механизма платежно-расчетных отношений и Платежного союза; - обеспечение условий для создания производственной и торговой инфраструктуры общего рынка (транснациональных объединений и корпораций, промышленно-финансовых объединений, торгово-посреднических фирм и страховых компаний, совместных банковских структур); - подготовка соглашений, предусматривающих решение наиболее острых социальных проблем, в том числе по регулированию миграционных процессов, обеспечению максимальной свободы передвижения населения через новые границы, по совместным мерам для его социальной защиты: - создание Межгосударственного комитета сотрудничества, которому государства - члены Содружества могли бы передать ряд регулирующих и контролирующих функций, особенно по выполнению соглашений. В соответствии с решением ашхабадской встречи Россия внесла предложение в ООН о предоставлении СНГ как международной региональной организации статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Необходимо ускорить подготовку предложений о постоянных связях СНГ с СБСЕ, другими организациями. Это не только укрепит общий авторитет Содружества в мире, но и повысит качество его взаимодействия с мировым сообществом в обеспечении безопасности и стабильности. Один из приоритетов российской многосторонней дипломатии - укрепление ООН, принятие такой модели реформирования этой организации, которая бы превращала ее в самый надежный и всеобъемлющий институт международного сотрудничества. Ключевой характеристикой в отношениях России с другими государствами стало партнерство. Новый характер связей с Западом открывает благоприятные возможности для более эффективной реализации интересов России в области безопасности, экономики, торговли, бизнеса. Россия вступила в основные международные экономические организации. Следующий шаг - активное налаживание полнокровного взаимодействия с ними. После токийской встречи "большой семерки" российские дипломаты и финансисты стали участвовать в совещаниях ее экспертов. Создано представительство "семерки" в Москве. Но эффективный механизм консультаций с Западом до сих пор не отлажен, особенно в том, что касается учета российских интересов. Это наносит все более заметный ущерб не только России, но и нашим партнерам. Сегодня есть возможность выйти на качественно новый уровень взаимодействия России с "семеркой". На встрече в Неаполе можно было бы утвердить основные положения стратегии сотрудничества России с "семеркой" как в экономической, так и во внешнеполитической сферах. Эта стратегия должна четко прочертить перспективу превращения "семерки" в "восьмерку", для начала в области политики. Последней точкой в снятии ограничений на российские внешнеэкономические связи станет ликвидация нынешней весной КОКОМ. Новый международный режим контроля за торговлей военными и "двойными" технологиями требует прямого участия России как крупного производителя вооружений. Необходимо в полной мере использовать новые возможности-сотрудничества России и США в политической, экономической, научно-технической и других областях. Одна из главных задач России на европейском направлении - участие в строительстве большой Европы, мирной, единой, демократической. Этапное событие на этом пути - очередная встреча участников СБСЕ в Будапеште. Россия предложила и будет отстаивать свою концепцию общеевропейского партнерства. Основным инструментом в политическом строительстве новой Европы призвано стать СБСЕ, а в военно-политической области - Совет североатлантического сотрудничества (ССАС). Он мог бы координировать работу региональных организаций - НАТО, ЗЕС, СНГ - по поддержанию мира и стабильности на евроатлантическом пространстве, по обеспечению большей открытости военной деятельности, а также в области конверсии ВПК. Другие элементы концепции - предоставление странам Центральной Европы перекрестных гарантий со стороны России и ее западноевропейских партнеров; расширение ССАС за счет нейтральных государств Европы. Россия за качественный, а не количественный подход к проблемам европейской безопасности. Мы уважаем суверенное право государств вступать в любые союзы, а союзов - их принимать. Но наши соседи по Европе должны знать и наше мнение: мы против расширения НАТО без России. Исходя из этого принципа, Россия поддерживает программу "Партнерство во имя мира" как путь общеевропейского партнерства, открытый для всех государств большой Европы. Предстоит ускорить практическую проработку параметров соглашения с НАТО, чтобы мы не только не отставали от других стран, но шли впереди, особенно в налаживании сотрудничества по военной линии. С большинством государств Западной Европы подписаны крупные двусторонние документы. Задача состоит теперь в том, чтобы, продолжая регулярный диалог на высшем уровне, наполнить договоренности реальным содержанием практического взаимодействия. Необходимо завершить подготовку соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом. Важное направление российской военной политики в 1994 году - активизация усилий по формированию новых отношений с государствами Центральной и Восточной Европы. Опыт показывает: общие интересы в осуществлении демократических и рыночных реформ, традиционные связи между нашими народами перевешивают старые обиды. Россия намерена и впредь играть одну из ведущих ролей в поиске урегулирования кризиса в бывшей Югославии. Главное здесь - мобилизация политических усилий мирового сообщества на прекращение войны в Боснии и в качестве первого шага - укрепление районов безопасности, в том числе и Сараево. В любом случае должно быть ясно, что избирательной поддержкой или наказанием той или другой стороны боснийский конфликт не решить. Необходимо настойчиво побуждать все стороны к миру. Особая роль в этом деле принадлежит ООН и его Совету Безопасности. С учетом выполнения СРЮ требований ООН по урегулированию боснийского конфликта Россия будет добиваться отмены санкций в отношении этой страны. Взаимоотношения России с миром определяются ее уникальным евразийским статусом. В 1994 году необходимо использовать новые возможности для развития сотрудничества с ведущими государствами Азии: Индией, Китаем, Японией и с новыми партнерами: Южной Кореей, странами АСЕАН, Персидского залива. Существующий ныне уровень взаимопонимания с Китаем, превращение его в одного из главных торговых партнеров России позволяет ставить задачу вывода наших отношений на этап конструктивного партнерства по двусторонним и международным политическим вопросам. Особое место в политике на Дальнем Востоке занимает Япония. Россия намерена последовательно вести дело к заключению мирного договора с этой страной на основе уважения позиций друг друга, нахождения взаимоприемлемых формул и разрешения всех противоречий, в том числе и по территориальной проблеме. Это должно происходить при надлежащем учете российских национальных интересов, в полном соответствии с ее Конституцией, на путях уважения и соблюдения международного права и обязательств по международным договорам. Задача ближайшего времени: максимально использовать резервы нашего сотрудничества и взаимодействия с надежным партнером России - Индией. Магистральное направление российской политики в Азиатско-Тихоокеанском регионе - подключение районов Сибири и Дальнего Востока к международному сотрудничеству в регионе. Долговременным национальным интересам, укреплению международного влияния нашей страны призвано способствовать сохранение ее активной роли как одного из организаторов мирного процесса на Ближнем Востоке. Качественно иной уровень необходимо придать связям с такими перспективными регионами, как Латинская Америка и Африка. В целом в последнее время во внешней политике появился новый, ярко выраженный внутренний смысл. При активном участии России созданы структуры сотрудничества в районах Балтики, Черного моря, евроарктического региона. Цель - подключить механизмы, работающие на конкретные социально-экономические проблемы обширных районов России. Через них, укрепляя единую государственную политику, федеральные органы должны помочь субъектам Федерации реализовать свои внешнеэкономические интересы. Опыт двух последних лет показал, что всякая разноголосица во внешней политике, будь то межведомственная или региональная, в конечном итоге наносит ущерб государственным интересам, подрывает позиции России в мире. Новая Российская Конституция расставила все по своим местам. Требуется усилить координацию российской внешней политики в рамках стратегии национальной безопасности. Федеральному Собранию необходимо рассмотреть следующие вопросы: - ратификация около 60 международных договоров; - принятие законов, обеспечивающих эффективную работу внешнеполитического механизма России (закон о международных договорах Российской Федерации, закон о дипломатической службе и Консульский устав); - принятие законов, обеспечивающих внешнеэкономические связи России (закон о континентальном шельфе и экономической зоне, закон об экспорте оружия и военной техники); - разработка новых законов или корректировка действующих в гуманитарной сфере с учетом международных обязательств России. Необходимо привести в соответствие с Конституцией Закон о гражданстве в части, касающейся двойного гражданства. Следует также привести в соответствие с международными стандартами статус иностранцев в России, приняв для этого соответствующий закон. Чем скорее мы примем законы, отвечающие потребностям сегодняшнего и завтрашнего дня, тем выше будет объем столь необходимого сотрудничества с зарубежными странами, тем заметнее отдача от огромных возможностей внешней политики. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Быстро и безболезненно преобразовать такую огромную страну, как Россия, невозможно. Нужна гибкая долговременная политика, учитывающая мировой опыт, национальные особенности и традиции, складывающуюся ситуацию, изменения общественных интересов и настроений. Такая политика не имеет ничего общего ни с консервативным, ни с реформаторским догматизмом. Не стремиться объять необъятное, не распылять силы, а наоборот, сконцентрировать ресурсы и политическую волю на ключевых направлениях, чтобы добиться перелома к лучшему. В деле реформирования не должно быть абсолютной стихии. В Послании предложено, как организовать эту работу. Первейшая задача - наладить взаимодействие. Время политической конфронтации прошло. Стране нужна последовательная, созидательная совместная работа. Десятки миллионов людей разных взглядов высказались на всенародном голосовании в декабре 1993 года за Конституцию. Более прочной базы для достижения согласия сегодня в России не найти. Конституция дает возможность начать реальный процесс объединения всех конструктивных сил общества, обратить энергию, которая до сих пор расходовалась на конфронтацию и разъединение, на благо страны и ее граждан, на укрепление Российского государства. Слабая власть провалит реформу, не сможет навести в стране даже элементарный порядок. Но не должно быть и нового отчуждения власти от людей, от их повседневных нужд. Результата можно достичь, только направив на общенациональное дело обустройства России огромный интеллектуальный и духовный потенциал россиян, их желание жить лучше. Любая трансформация общественной жизни такого масштаба требует от всех самоограничения. Но начинать власти обязаны с себя. Юридическую основу будущего конструктивного согласия - Конституцию - нужно дополнить формированием стойкой политической культуры, традицией политической терпимости при поиске общих фундаментальных ценностей, при решении общенациональных задач. Заложить основу таких традиций позволит совместная работа всех органов власти по реализации программных принципов, заложенных в Послании. России необходимо общественное согласие. Поэтому в Послании были учтены конструктивные предложения фракций парламента, других политических сил и общественных организаций, мнения ученых, специалистов и практиков по поиску оптимального пути выхода страны из кризиса, по укреплению Российского государства, по улучшению жизни россиян. В наших силах сделать 1994 год годом налаживания созидательного взаимодействия, годом рождения новых политических традиций, годом выхода из кризиса. Не упустить открывающиеся возможности - наша задача, наш шанс. Президент Российской Федерации Б.ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 24 февраля 1994 г. Страницы: 1 2 |