ОРГАНИЗАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ УЧАСТНИКОМ АУКЦИОНА (КОНКУРСА) НА ПОЛУЧЕНИЕ ЛИЦЕНЗИИ НА ПРАВО ОСВОЕНИЯ МЕСТОРОЖДЕНИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ. ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ РАСХОДЫ В ВИДЕ НЕВОЗВРАЩАЕМОГО СБОРА ЗА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ (КОНКУРСЕ), А ТАКЖЕ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ В РАМКАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОЙ ГАРАНТИИ ЗАДАТКА, ТРЕБУЕМОГО ДЛЯ УЧАСТИЯ В ТЕНДЕРЕ, КОТОРЫЙ НЕ СОСТОЯЛСЯ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 19 декабря 2007 г. N 20-12/121659 (Д) Согласно статье 13.1 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных и аукционных комиссий, а также определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов в отношении каждого участка недр или группы участков недр, расположенных на территориях субъектов РФ, осуществляются федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами. При этом в статье 42 Закона N 2395-1 определено, что сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. В соответствии с пунктом 3.23 Методических рекомендаций по подготовке условий и порядку проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр, утвержденных распоряжением МПР России от 14.11.2002 N 457-р, конкурс может быть признан несостоявшимся в следующих случаях: - при отсутствии заявок на участие в конкурсе или в случае, если ни одна из поданных заявок не отвечает условиям конкурса; - на участие в конкурсе подана одна заявка. В этом случае лицензия на пользование участком недр может быть выдана этому участнику на условиях объявленного конкурса с учетом его технико-экономических предложений по освоению участка недр и предложений по величине разового платежа за пользование недрами; - ни одно из конкурсных предложений участников не отвечает условиям конкурса. В пункте 3.25 Методических рекомендаций указано, что в условия аукциона рекомендуется включать основания признания аукциона несостоявшимся. К таким основаниям могут относиться: - отсутствие заявок на участие в аукционе; - на участие в аукционе подана одна заявка; - участниками аукциона не предложена величина разового платежа выше стартового размера. При этом в пункте 3.27 Методических рекомендаций предусмотрено, что условия конкурса или аукциона могут содержать меры по обеспечению уплаты его участниками разового платежа, включающие предоставление заявителем банковской гарантии, обеспечивающей выплату им в установленные сроки разового платежа, и (или) внесения им задатка в размере, определяемом в условиях конкурса или аукциона, а также иные меры. В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях исчисления налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Соответственно в целях налогообложения прибыли необходимо учитывать возможность участия организации в аукционе (конкурсе) в рамках своей основной деятельности, а также характер расходов, возможность их возвратности при различных исходах аукциона (конкурса) или возмещения подобных расходов в стоимости получаемой лицензии на право освоения месторождения полезных ископаемых. Таким образом, расходы организации, связанные с участием в аукционе (конкурсе), который не состоялся по независящим от нее причинам, могут быть признаны для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных расходов в следующем случае. А именно: расходы понесены в связи с выполнением требований, предъявляемых организаторами аукциона (конкурса) участникам аукциона (конкурса), а также не подлежат возврату участнику в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся, например, к таким расходам могут быть отнесены расходы по уплате сбора за участие в конкурсе, приобретению банковской гарантии. Кроме того, организация должна документально подтвердить не только уплату взноса участника, оформление банковской гарантии и сумму компенсации банку, но и факт участия в аукционе (конкурсе). В случае возврата организаторами фактически не состоявшихся аукционов (конкурсов) сумм, внесенных участниками за участие в аукционе (конкурсе), подобные суммы включаются у организации-участника в состав внереализационных доходов. Основание: письмо Минфина России от 07.11.2005 N 03-11-04/2/109. И.о. заместителя руководителя Управления советник государственной гражданской службы 1-го класса О.М. Спицына 19 декабря 2007 г. N 20-12/121659 |