О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1996-1997 ГОДЫ (Ч.1). Постановление. Правительство РФ. 08.05.96 570


Страницы: 1  2  


льгот   предприятиям,  осуществляющим  профессиональную  подготовку  и
трудоустройство молодежи";
     пересмотреть квалификационные требования к рабочим и специалистам
в  сторону  расширения  их  профессиональной  мобильности,   увеличить
общетехническую    подготовку    и   предусмотреть   возможности   для
производственной стажировки;
     обеспечить гибкий  вход  и  выход  из  системы  профессионального
образования в соответствии с потребностями  рынка  труда  и  личности,
расширить  практику  поэтапной аттестации студентов учреждений высшего
профессионального образования,  обучения и присвоения им на  начальных
курсах рабочей квалификации, аттестации по специальности техника;
     формировать систему непрерывного  пожизненного  профессионального
обучения,  включая  обучение  на рабочем месте,  развитие возможностей
самообучения.

                  Внутрипроизводственное обучение

     В связи с нестабильностью экономического и финансового  положения
организаций    снижается    их   потребность   в   поддержке   системы
внутрипроизводственного  обучения,  и  объемы  этого  обучения   резко
сокращаются.  Так,  по  сравнению  с 1991 годом объемы образовательных
услуг,  оказанных рабочим,  снизились к 1994 году на 60,5 процента,  а
объемы  услуг,  оказанных  руководителям  и  специалистам,  -  на 63,5
процента.  Периодичность  повышения   квалификации   руководителей   и
специалистов  составляет  7-8  лет,  тогда как в экономически развитых
странах - от 3 до 5 лет.  В 1995 году тенденция к  сокращению  объемов
внутрипроизводственного      обучения     сохранялась.     Большинство
высвобождаемых работников сталкиваются с трудностями в поиске работы и
нуждаются  либо  в повышении имеющейся квалификации,  либо в получении
новой специальности.
     Ставится задача           последовательного          формирования
внутрипроизводственной  системы  обучения  и  повышения   квалификации
кадров.
     Предполагается подготовить предложения по содействию  в  развитии
персонала  на  производстве,  принять  рассчитанную  на 1997-1998 годы
федеральную программу содействия организациям в  подготовке  персонала
на   производстве,   оказывать  приоритетную  поддержку  организациям,
осуществляющим  с  расчетом   на   будущее   развитие   (модернизацию,
перепрофилирование)  переобучение  работников  без  прекращения с ними
трудовых   отношений,   содействовать   организациям   в    проведении
опережающего   профессионального   обучения   работников  с  целью  их
последующего трудоустройства на вакантные и новые рабочие места.

            Профессиональное обучение безработных граждан

     Основная задача -  восстановить  профессиональную  мобильность  и
конкурентоспособность  безработных  граждан  путем  предоставления  им
возможности приобрести новую профессию  и  повысить  квалификацию  для
последующего трудоустройства.
     В Российской   Федерации   сформирована   сеть   профессиональных
образовательных         учреждений         (учебных        комбинатов,
профессионально-технических  училищ,  средних  специальных  и   высших
учебных   заведений   и  т.  д.),  которая  включает  более  3,5  тыс.
учреждений,  способных предоставить более 400 тыс. ученических мест, в
том  числе  для  безработных.  Профессиональное  обучение  безработных
граждан осуществляется более чем по 400 профессиям  и  специальностям.
Такое  обучение  проводится также в 63 учебных центрах государственной
службы занятости.  В 1995 году по направлению  государственной  службы
занятости   проходили   профессиональное   обучение   свыше  370  тыс.
безработных граждан, что в 1,5 раза больше, чем в 1994 году.
     В 1996-1997   годах   предполагается   предоставить   возможность
профобучения 1150 тыс.  человек из числа безработных граждан (550 тыс.
- в 1996 году и 600 тыс.  - в 1997 году) . Затраты из Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации на эти цели составят  в
1996 году 1269,3 млрд. рублей.
     1) Без учета граждан,  направляемых на обучение в государственные
профессиональные учебные заведения,  финансируемые из бюджета, а также
выбравших иные учебные заведения и курсы,  не оплачиваемые из  средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
     В 1996-1997 годах государственной службе занятости следует:
     обеспечить дальнейшее  развитие   и   совершенствование   системы
профессионального обучения безработных и незанятых граждан, призванной
обеспечить  их  трудоустройство  и  отвечающей  потребностям  рыночной
экономики;
     совершенствовать систему     программно-целевого     планирования
профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;
     продолжить конкурсный  отбор  учреждений  начального,   среднего,
высшего  и  дополнительного профессионального образования для обучения
безработных;
     осуществлять внедрение   наиболее   эффективных   образовательных
профессиональных   программ   и   интенсивных   технологий    обучения
безработных граждан;
     обеспечить дальнейшее  развитие  региональных   учебных   центров
службы  занятости  как  многофункциональных учреждений дополнительного
образования,  и прежде всего в  регионах,  не  имеющих  развитой  сети
профессиональных образовательных учреждений;
     повысить роль подразделений служб занятости и учебных  центров  в
развитии маркетинга образовательных услуг,  формировании методического
обеспечения   профессионального    обучения    безработных    граждан,
переподготовке персонала служб занятости и организаций;
     сформировать федеральный   и   региональные   банки   данных   по
профессионально-квалификационной   структуре  рабочей  силы  и  рынков
труда,   образовательным   учреждениям,   а   также   профессиональным
образовательным программам и учебным технологиям;
     расширить возможности    безработных     граждан,     выдержавших
профессиональный  отбор,  пройти  обучение основам предпринимательской
деятельности с целью открытия собственного дела или трудоустройства  в
сфере малого и среднего предпринимательства;
     обеспечить координацию  и   согласование   объемов   и   профилей
подготовки рабочих и специалистов в учреждениях начального,  среднего,
высшего  и  дополнительного  профессионального  образования  с  учетом
потребностей экономики регионов.

                      Качество рабочей среды

                           Оплата труда

     Надежность систем   заработной  платы  обеспечивает  стабильность
занятости имеющих  работу.  Однако  накопившиеся  проблемы  в  области
оплаты труда в последнее время стали фактором дестабилизации занятости
и роста безработицы.
     Предстоит осуществить   меры   по   совершенствованию   механизма
регулирования  оплаты  труда,  обеспечивающие  оптимальное   сочетание
интересов работника,  работодателя,  государства. Основными задачами в
области  политики   оплаты   труда,   непосредственно   влияющими   на
стабилизацию занятости населения, являются:
     повышение роли тарифных соглашений;
     последовательное повышение  роли  заработной  платы   в   доходах
трудоспособных граждан;
     совершенствование тарифной  системы,  сокращение   необоснованных
различий  в  уровне  заработной  платы;  регулярный пересмотр тарифных
ставок первого разряда, их приближение к прожиточному минимуму;
     устранение задержек   выплаты   заработной   платы   по   причине
недофинансирования;
     применение санкций  к  работодателям,  искусственно задерживающим
выплату заработной платы.

                           Условия труда

     Ухудшение технико-экономических  характеристик  основных  фондов,
невыполнение  работодателями  основных  требований  по  охране  труда,
ликвидация соответствующих служб и  другие  причины  привели  к  росту
производственного    травматизма   и   профессиональных   заболеваний.
Программы улучшения условий труда во многих организациях  отсутствуют,
более   половины   организаций   не   имеют  специалистов  по  технике
безопасности.  В ряде отраслей фактор состояния рабочей  среды  крайне
негативно  влияет на возможность заполнения имеющихся вакансий,  в том
числе молодежью и незанятыми гражданами.
     В целях  формирования  более  стабильной  и благоприятной рабочей
среды,  повышения  экономической  заинтересованности  работодателей  в
улучшении   условий   и   охраны   труда,   снижения   и  профилактики
производственного травматизма в 1996-1997 годах предусматривается:
     завершить формирование государственной системы управления охраной
труда;
     привести систему   сертификации   производственных   объектов   в
соответствие с требованиями техники безопасности;
     разработать проект    федерального    закона    об   обязательном
государственном страховании от несчастных случаев  и  профессиональных
заболеваний;
     обеспечить разработку  территориальных  программ   по   улучшению
условий и охраны труда, а также аналогичных программ непосредственно в
организациях;
     приступить к формированию государственного заказа на производство
изделий,   обеспечивающих    защиту    работников    от    воздействия
неблагоприятных производственных факторов.

              Профилактика дискриминации на рынке труда

     Проблема соблюдения  трудовых  прав  граждан остается острой.  Не
устранена  практика  заключения  трудовых  договоров,  предоставляющих
администрации практически неограниченные права увольнять работников по
ее  собственному   усмотрению,   распространена   подмена   бессрочных
договоров   срочными,   нарушаются   порядок  и  сроки  предупреждения
работников об  увольнении,  работодатели  не  информируют  профсоюзные
организации  и  органы  государственной службы занятости о предстоящем
массовом  высвобождении;  отмечаются  факты  дискриминации  при  найме
женщин, в том числе беременных, молодежи и инвалидов.
     В целях нейтрализации дискриминации в  сфере  труда  в  1996-1997
годах будет продолжена работа по следующим направлениям:
     совершенствование действующего    трудового     законодательства,
доработка    проекта   Трудового   кодекса,   соответствующего   новым
экономическим, правовым и социальным отношениям;
     повышение роли коллективных трудовых договоров (соглашений);
     упорядочение нормативных  актов,  регулирующих  механизм действия
трудового договора,  режимы использования  рабочего  времени,  выплату
выходного  пособия,  материальную  ответственность отдельных категорий
наемных работников;
     разработка нормативной  базы досудебного разбирательства трудовых
споров;
     формирование системы    региональных    органов   по   разрешению
коллективных трудовых споров;
     активизация работы Федеральной инспекции труда по защите трудовых
прав граждан.

                 Социальный диалог на рынке труда

     Рост разнообразия проблем на рынке  труда,  изменение  социальных
ролей  государства,  работодателей  и  работников  объективно  требуют
ускоренного   решения   вопросов   становления   системы   социального
партнерства, которая предполагает:
     согласованные действия на рынке труда,  вырабатываемые на  основе
консультаций  между  представителями  органов  исполнительной  власти,
общероссийских объединений профсоюзов и ассоциаций работодателей;
     повышение роли   работодателей   и  представителей  работников  в
решении  (без  прямого  участия  государства)   вопросов   организации
рабочего времени, заработной платы и защиты от дискриминации при найме
и увольнении;
     развитие внутрипроизводственных   систем  повышения  квалификации
работников как средства сохранения рабочего места, а при необходимости
его смены скорейшего подбора нового рабочего места;
     развитие переговорного процесса  и  повышение  роли  коллективных
соглашений как средства ненасильственного разрешения спорных ситуаций,
дестабилизирующих   производственный   процесс   и   повышающих   риск
сокращения занятости.
     Повышается роль неправительственных  организаций,  представляющих
интересы различных групп населения (работодателей,  женщин,  молодежи,
инвалидов и т. д.), в содействии совместно с государственными органами
занятости снижению роста безработицы и стабилизации трудовой среды.
     Государством, в    свою     очередь,     активно     привлекаются
неправительственные организации, в том числе на договорных условиях, к
решению  специальных  проблем  (содействию  трудоустройству  отдельных
групп населения, проведению общественных работ, работе с подростками и
молодежью и т. д.).
     Большая часть  конкретных  проблем рынка труда решается на уровне
местного самоуправления.  Ставится задача развить  потенциал  местного
самоуправления,  в  том  числе  за  счет  подключения  общественности,
способной повлиять на стабилизацию местных рынков труда.  В частности,
согласованное  решение  вопросов  экономического  развития  и создания
новых рабочих  мест,  повышения  качества  рабочей  силы  будет  более
успешным  при  активном  участии  государственных  и негосударственных
организаций,  работодателей как основных  потребителей  рабочей  силы,
объединений трудящихся.

       Государственная политика на региональных рынках труда

     Разные регионы страны неравномерно охвачены безработицей. В связи
с этим региональные особенности процессов социального развития  должны
найти  адекватное  отражение в государственной политике,  что означает
прежде всего регионализацию задач социальной политики  и  формирование
системы    мер   государственного   регулирования,   направленных   на
предотвращение нарастания социальной напряженности в регионах.
     Предполагается более   активное   участие   федеральных   органов
государственной власти в осуществлении  мероприятий  в  регионах,  где
сконцентрированы  государственные организации,  относящиеся к отраслям
естественных монополий и военно-промышленному комплексу.
     В потенциально   депрессивных   регионах  следует  контролировать
процесс банкротства  убыточных  организаций,  прибегая  к  интенсивной
санации.
     Особое внимание должно быть  уделено  предприятиям,  составляющим
основу градообразующей базы малых и средних городов.
     В слаборазвитых  районах,  где   ситуация   осложняется   большим
количеством   избыточных   трудовых   ресурсов,  необходимо  оказывать
поддержку  развитию   мелкотоварного   уклада,   стимулировать   малое
предпринимательство в сфере услуг и в агропромышленном комплексе.
     Предусматривается реализация  комплекса  мер  на  федеральном   и
региональном  уровнях  по  сдерживанию  роста безработицы в регионах с
напряженной ситуацией на рынке  труда,  а  также  в  районах  Крайнего
Севера.
     Поддержание стабильной занятости в старопромышленных депрессивных
районах,  в  том  числе  в  малых  и  средних  городах  и  поселках  с
моноэкономической структурой, требует создания условий для привлечения
частных  отечественных  и  зарубежных  инвестиций  для  создания новых
рабочих мест.
     Государственная политика на региональных рынках труда реализуется
в рамках данной Программы,  а также региональных  и  местных  программ
содействия     занятости     населения,     учитывающих    особенности
социально-экономического и демографического развития территорий.
     В сфере региональной политики занятости населения предполагается:
     расширить роль   органов   государственной    власти    субъектов
Российской   Федерации,  органов  местного  самоуправления  в  решении
специфических региональных проблем рынка труда;
     разработать и  реализовать  программы  государственной  поддержки
депрессивных территорий и регионов с особыми условиями;
     осуществить приоритетное    финансирование    за   счет   средств
федерального бюджета и социальных  внебюджетных  фондов  социальных  и
экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;
     минимизировать отрицательные последствия массовой  безработицы  в
индустриальных  районах,  в  том  числе  в  малых  и средних городах и
поселках с моноэкономической структурой;
     предотвратить массовые  увольнения работников,  создать новые или
сохранить  существующие  экономически  целесообразные  рабочие  места,
осуществить  опережающую переподготовку кадров для новых прогрессивных
производств;
     обеспечить защиту   трудовых   прав   работников  несостоятельных
организаций,  эффективную  поддержку   граждан,   потерявших   работу,
способствовать их профессиональной ориентации;
     подготовить проект   федерального   закона   "О   государственной
поддержке   малого   предпринимательства  в  депрессивных  регионах  с
критической ситуацией на рынке труда".

           Поддержка беженцев и вынужденных переселенцев

     Решению острых  проблем,  связанных   с   содействием   занятости
беженцев и вынужденных переселенцев, будут способствовать:
     регулирование миграционных   потоков   путем   дифференцированной
помощи   беженцам   и   вынужденным   переселенцам   по   их   приему,
трудоустройству и закреплению;
     создание при центрах временного размещения и в местах компактного
поселения мигрантов государственных малых предприятий для  обеспечения
рабочими местами;
     определение приоритетных  территорий  для   приема   беженцев   и
вынужденных переселенцев;
     стимулирование переезда  вынужденных  переселенцев   в   сельскую
местность  с  учетом их пожеланий,  в том числе на принципах общинного
обустройства;
     льготное кредитование    работодателей,    создающих    новые   и
модернизирующих существующие рабочие места для безработных беженцев  и
вынужденных переселенцев;
     оказание услуг  государственной  службы   занятости   безработным
беженцам   и   вынужденным  переселенцам,  в  том  числе  связанных  с
профессиональным обучением.

               Регулирование иммиграционных потоков

     В условиях  прозрачности  границ   России   с   государствами   -
участниками  СНГ  наблюдается  рост числа иностранцев,  въезжающих или
стремящихся въехать в Российскую Федерацию с нарушением  установленных
правил,  в  том  числе  с  целью  осуществления  нелегальной  трудовой
деятельности.
     Сохраняются тенденции  увеличения  притока  в Россию лиц,  ищущих
убежище.
     Учитывая необходимость  обеспечения рабочими местами прежде всего
трудоспособных  граждан  Российской  Федерации,  следует  сформировать
надежный  механизм  защиты  российского  рынка труда при одновременном
соблюдении прав привлекаемых иностранных работников.
     В этой  связи  намечается:  совершенствовать механизм привлечения
     иностранной рабочей
силы, обеспечивающий  приоритетное право российских граждан на занятие
вакантных рабочих мест;
     установить квоты, соответствующие реальным возможностям субъектов
Российской Федерации по приему и обустройству иммигрантов;
     разработать единые  иммиграционные нормы и правила,  определяющие
порядок въезда,  выезда и пребывания иностранцев с учетом целей въезда
и сроков нахождения на территории России;
     наладить должный  контроль   за   проживанием,   перемещением   и
деятельностью иностранных граждан и лиц без гражданства.

              Улучшение функционирования рынка труда

                     Информация о рынке труда

     Динамичное развитие   рынка   труда   создает   возможности   для
самостоятельного   поиска   работы   населением   без   обращения    к
государственной службе занятости.  Вместе с тем имеются дополнительные
возможности для улучшения  функционирования  рынка  труда  посредством
информирования  граждан,  ищущих  работу,  и  работодателей о развитии
рынка труда,  перспективах трудоустройства и  обучения.  В  результате
повышаются  шансы  самостоятельного  поиска работы,  принимаются более
подготовленные решения в области кадровой политики организаций.
     Предполагается расширить сведения о возможностях трудоустройства,
информацию о занятиях и карьере,  динамике рынка труда,  тенденциях  в
спросе  и  предложении  рабочей  силы.  Эти  сведения распространяются
непосредственно в центрах занятости,  а также через средства  массовой
информации, общественные объединения, организации.
     В целях  оперативного  и  гибкого   реагирования   на   изменения
конъюнктуры   в   сфере  занятости  в  1996-1997  годах  получит  свое
продолжение    формирование    системы    информационной     поддержки
государственной политики занятости населения, предусматривающей:
     совершенствование мониторинга в социально-трудовой сфере;
     координацию и  проведение  научных   исследований   по   наиболее
актуальным проблемам занятости;
     реализацию мероприятий по модификации и улучшению системы сбора и
анализа   информации  о  состоянии  рынка  труда  и  действиях  службы
занятости;
     информирование населения  и работодателей о состоянии рынка труда
через электронные и печатные средства массовой информации, в том числе
специализированные периодические издания органов службы занятости;
     дальнейшую информатизацию службы занятости для повышения качества
обслуживания   граждан,   обращающихся  в  центры  занятости,  включая
сокращение времени, необходимого для подбора рабочих мест, обеспечение
правильного и своевременного начисления пособий по безработице.

                    Профессиональная ориентация

     Улучшению функционирования  рынка труда способствует обоснованный
выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии  с
личными склонностями и потребностями рынка труда,  самоопределение при
выборе    и    планировании    карьеры.    Принципиальное     значение
профессиональная ориентация имеет для молодежи,  впервые вступающей на
рынок труда, и безработных граждан, вынужденных менять профессию.
     Объем и  качество  оказываемых  профориентационных  услуг пока не
соответствуют  потребностям  населения.  Профессиональная   ориентация
молодежи и взрослого населения не оформлена в государственную систему.
     Для развертывания   государственной   системы    профессиональной
ориентации и психологической поддержки населения предусматривается:
     организация профессиональной  ориентации  учащихся,  и   особенно
выпускников  общеобразовательных  и  профессиональных  образовательных
учреждений;
     расширение сети    центров    профессиональной    ориентации    и
психологической поддержки Министерством  труда  Российской  Федерации,
Министерством  образования  Российской Федерации,  Федеральной службой
занятости России;
     создание в   организациях   служб  профессиональной  адаптации  и
сопровождения профессиональной карьеры работников;
     поддержка существующих  и создание новых центров профориентации и
профессиональной реабилитации инвалидов;
     создание организаций  по  профессиональному  отбору абитуриентов,
профессиональному     сопровождению     студентов,     трудоустройству
выпускников;
     подготовка специалистов для профориентационной работы.
     Государственная служба занятости предусматривает создание во всех
районных  и  городских центрах занятости условий для оказания клиентам
следующих профориентационных услуг:
     предоставление профессиональной   информации   (о   состоянии   и
перспективах рынка труда,  об особенностях профессий и специальностей,
о  требованиях,  предъявляемых  ими  к личности,  об условиях,  режиме
труда,  его особенностях,  о возможностях  трудоустройства,  получения
профессии, специальности);
     проведение профессиональной   консультации   (по   выбору   сферы
деятельности,  определению  направления  профессиональной  подготовки,
возможности  обучения,  по  подбору   подходящей   работы,   вариантов
переобучения);
     оказание психологической поддержки (по развитию навыков адаптации
безработных  граждан,  повышению  самооценки  и  усилению  мотивации к
поиску работы).
     Все это  позволит  охватить в 1996 1997 годах профориентационными
услугами около 6 млн. человек.

                   Содействие в трудоустройстве

     Общее сокращение  вакансий  сужает  возможности  трудоустройства.
Вместе  с  тем принципиально важно максимально эффективно использовать
имеющийся потенциал вакантных рабочих мест, чтобы минимизировать время
поиска  гражданином  работы,  сократить  период  безработицы  и период
заполнения вакансий на предприятиях.
     С этой целью предполагается осуществлять:
     поддержку банка   вакансий   для   информирования   населения   о
возможностях трудоустройства;
     подбор подходящего   рабочего   места  и  работников  по  запросу
работодателя;
     проведение ярмарок вакансий и ярмарок специалистов;
     обучение навыкам работы и консультирование граждан,  испытывающих
трудности в поиске работы,  в рамках специальных программ (Клуб ищущих
работу, Новый старт).
     Основными принципами   организации   работы   по   содействию   в
трудоустройстве   являются:   индивидуальный   подход   к   гражданам,
обращающимся в службу занятости  в  целях  поиска  подходящей  работы,
стремление  оказать  им квалифицированную помощь,  минимизация периода
поиска   работы,   то   есть    реализация    обязательных    функций,
предусмотренных  действующим законодательством о занятости населения в
Российской Федерации.
     В 1996-1997  годах в государственную службу занятости ежегодно за
содействием в трудоустройстве будут обращаться 4,5-5 млн.  человек, из
которых 2,5-3 млн. будут трудоустроены.
     В 1996-1997 годах для активизации длительно безработных граждан в
поиске  места  работы будут реализованы программы социальной адаптации
Клуб ищущих работу и Новый старт.
     Основные цели   этих  программ  дополнительное  повышение  шансов
трудоустройства,  преодоление  негативных   последствий   безработицы,
социальная   адаптация  длительно  безработных  граждан,  формирование
навыков самостоятельного поиска  работы,  восстановление  мотивации  к
труду.
     В 1995 году в 68 регионах России  действовало  около  200  клубов
ищущих   работу.   Более   40   процентов  участников  этой  программы
трудоустроены, каждый третий направлен на профобучение.
     В 1995  году  в  "ярмарках  вакансий"  приняло  участие  450 тыс.
человек.  В 1996-1997 годах в них ежегодно будет участвовать около 500
тыс. человек.

     Целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения
           работников и трудоустройства безработных граждан

     Поддержка рабочих  мест,  осуществляемая  государственной службой
занятости,  направлена  преимущественно  на  расширение   возможностей
гарантированного трудоустройства безработных граждан, которые не могут
быть трудоустроены обычным путем.  Реализация мероприятий по поддержке
рабочих   мест   позволила  в  1995  году  создать  или  предотвратить
ликвидацию 260 тыс.  рабочих  мест  и  тем  самым  упредить  возможные
массовые высвобождения работников в 27 регионах Российской Федерации.
     Как и в  предшествующий  период,  в  1996-1997  годах  финансовая
помощь для гарантированного трудоустройства безработных граждан, особо
нуждающихся в социальной защите, будет предоставляться организациям по
результатам  конкурсов,  на  безвозмездной  или  возвратной  основе  в
зависимости от категории граждан, для которых создаются дополнительные
рабочие места.
     Для создания эффективной системы целевой поддержки рабочих мест в
1996-1997 годах предполагается:
     повысить адресность  оказания  социальной   поддержки   отдельным
категориям  безработных граждан,  и в особенности из числа лиц,  особо
нуждающихся в социальной защите;
     обеспечить гласный  и  равный  доступ  работодателей  к получению
финансовой помощи на основе конкурсного отбора проектов бизнес-планов;
     усилить социальную защиту работников организаций, находящихся под
риском увольнения;
     подготовить предложения  по  льготному  кредитованию организаций,
создающих  и  сохраняющих  рабочие  места  в  регионах  с  критической
ситуацией на рынке труда;
     разработать механизм перераспределения  средств  Государственного
фонда занятости населения Российской Федерации между регионами, имея в
виду преимущественное выделение  средств  депрессивным  территориям  и
регионам.
     Реализация указанных  мероприятий  в  1996-1997  годах   позволит
ежегодно  создавать более 50 тыс.  и сохранять более 100 тыс.  рабочих
мест.

      Содействие предпринимательской  инициативе  и   поддержка
                  самозанятости безработных граждан

     Органы государственной  службы  занятости в 1996-1997 годах будут
отрабатывать  формы,  методы  и  технологию  содействия   развитию   и
поддержке  самозанятости  безработных и малого предпринимательства как
важнейшего  условия  реализации  активной  политики  на  рынке  труда.
Необходимо  отметить,  что  действия  органов  государственной  службы
занятости по поддержке предпринимательства являются дополнительными по
отношению  к  Федеральной  программе  государственной поддержки малого
предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы.
     В перечень  основных  направлений действий государственной службы
занятости в 1996-1997 годах включаются:
     согласование действий  органов государственной службы занятости и
других  заинтересованных  организаций  по  всем  программам  и   видам
деятельности,   способствующим  самозанятости  безработных  граждан  и
созданию   для   них    новых    рабочих    мест    путем    поддержки
предпринимательской деятельности;
     повышение координирующей  роли  органов  государственной   службы
занятости  при  реализации региональных программ занятости совместно с
другими   заинтересованными   сторонами   (социально-деловые   центры,
бизнес-инкубаторы, другие структуры, оказывающие безработным гражданам
помощь в организации собственного дела);
     совершенствование системы   подготовки   безработных   граждан  к
предпринимательской     деятельности     в      рамках      совместной
российско-американской  программы  Партнерство  (Бизнес  для России) и
других аналогичных проектов;
     сотрудничество на     договорной    основе    с    организациями,
содействующими развитию  малого  предпринимательства,  для  подготовки
безработных граждан к организации собственного дела;
     совершенствование работы  по   профессиональной   диагностике   и
консультированию  безработных  граждан с целью определения возможности
их деятельности в качестве предпринимателей;
     обучение безработных    граждан    основам    предпринимательской
деятельности,  оказание  им  правовой,  финансовой  и  организационной
поддержки на стадии становления и развития собственного дела и т. п.
     В 1996-1997 годах соответственно 200  тыс.  человек  и  210  тыс.
человек,  изъявившим  желание  организовать  собственное  дело,  будет
оказана поддержка,  в том числе их профессиональное  консультирование,
информационное обеспечение.

              Временная занятость и общественные работы

     Дефицит рабочих   мест   может   быть  частично  снижен  за  счет
предоставления незанятым гражданам (на  период  активного  поиска  ими
постоянного места работы) возможностей временной занятости,  что также
позволит поддержать доходы безработных,  сохранить мотивацию к труду у
лиц, имеющих длительный перерыв в работе или не имеющих опыта работы.
     В 1995 году возможность временного трудоустройства  предоставлена
более  400  тыс.  человек.  Одной из форм временной занятости являются
общественные работы, в которых приняло участие более 300 тыс. граждан,
в том числе 250 тыс. безработных.
     В 1996-1997 годах предполагается охватить программами  временного
трудоустройства  по 400 тыс.  человек в год,  в том числе предоставить
возможность для временной занятости в рамках  общественных  работ  350
тыс.  человек в год и в рамках временных работ содействовать вторичной
занятости по 50 тыс. человек в год.
     При этом   основное   внимание   необходимо  уделить  организации
общественных работ в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда и
высоким  уровнем  безработицы,  с  большим  наличием градообразующих и
конверсионных  предприятий,   преимущественно   поддерживая   развитие
социальной сферы в этих регионах.
     В целях реализации программ временной  занятости  и  общественных
работ предусматривается:
     расширение видов  общественных  работ  с   учетом   качественного
состава  безработных  граждан  и  социально-экономических потребностей
регионов;
     дифференциация выплат  в Государственный фонд занятости населения
Российской  Федерации  при  создании  дополнительных   рабочих   мест,
субсидируемых из средств этого фонда;
     усиление социальной направленности общественных работ,  в  первую
очередь   с   привлечением   для  участия  в  таких  работах  граждан,
нуждающихся в социальной поддержке (длительно  безработных,  молодежь,
многодетных и одиноких родителей и т.д.);
     расширение видов общественных работ, т.е. организацию таких работ
в  территориях с большой концентрацией градообразующих и конверсионных
предприятий в малых и средних городах;
     регулирование вопросов сезонной занятости.

  Социальная интеграция и поддержка граждан с особыми потребностями
          Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью

     Численность инвалидов,  состоящих на учете в  органах  социальной
защиты, на 1 января 1995 года составляла 5,5 млн. человек (на 0,4 млн.
человек больше по сравнению с предшествующим годом).  В  то  же  время
численность   работающих  инвалидов  за  аналогичный  период  возросла
незначительно (на 171 тыс.) и составила на 1 января 1995 года 718 тыс.
человек.   При   этом  удельный  вес  занятых  инвалидов  в  общей  их
численности не превышает 13 процентов.
     В 1996-1997  годах тенденция опережающего роста общей численности
инвалидов над численностью работающих инвалидов сохранится.
     Основной целью  государственной  политики в этой области является
создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей
граждан с ограниченной трудоспособностью.
     Для достижения поставленной цели предусматривается:
     формирование государственной   службы   реабилитации   инвалидов,
содействующей     их     занятости,    профессиональной    ориентации,
профессиональному  обучению  и  переобучению,  адаптации  к   трудовой
деятельности,  рациональному трудоустройству, а также создание центров
профессиональной реабилитации;
     использование эффективных  образовательных  программ  по обучению
инвалидов приоритетным на рынке труда профессиям и специальностям;
     создание в  учреждениях профессионального образования условий для
обучения инвалидов;
     стимулирование работодателей,     трудоустраивающих    инвалидов,
направление  средств  Государственного   фонда   занятости   населения
Российской  Федерации  на  создание  новых  и  сохранение  действующих
рабочих   мест   для   инвалидов,   частичную   компенсацию   расходов
работодателей  по  оплате труда инвалидов.  На эти цели предполагается
израсходовать 160 млрд.  рублей,  что позволит трудоустроить более  40
тыс. инвалидов;
     содействие временной,  самостоятельной  занятости   инвалидов   и
поддержка   их   предпринимательской   деятельности.  С  помощью  этих
мероприятий планируется вовлечь в сферу трудовых  отношений  более  10
тыс.  инвалидов,  при  этом  расходы  Государственного фонда занятости
населения Российской Федерации составят 1,5 млрд. рублей;
     введение квоты   для   приема   на   работу  инвалидов,  а  также
резервирование отдельных видов работ и профессий  для  трудоустройства
инвалидов.  Реализация  этих  мер  в полном объеме позволит обеспечить
занятость более 50 тыс. инвалидов;
     координирование действий     государственных    и    общественных
организаций в области содействия занятости инвалидов.

   Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей

     Одним из  следствий  реформ,  проводимых  в   Вооруженных   Силах
Российской  Федерации,  является  постепенное  сокращение определенной
части их кадрового состава.
     Граждане, увольняемые  из  Вооруженных  Сил Российской Федерации,
отличаются мобильностью  и  образованностью,  и  большая  их  часть  в
предшествующие годы трудоустраивалась самостоятельно. Так, в 1994 году
из Вооруженных Сил Российской Федерации было уволено  более  100  тыс.
человек;  из них в органы службы занятости по вопросам трудоустройства
обратились более 32 тыс.  человек, трудоустроены около 12 тыс. человек
(36 процентов).
     С осложнением ситуации  на  рынке  труда  возрастает  численность
уволенных  с  военной  службы  граждан,  обращающихся  в органы службы
занятости за содействием в трудоустройстве.  За 1995  год  численность
этих  граждан  составила более 68 тыс.  человек,  что почти в 2,1 раза
превышает аналогичные показатели 1994 года.  В 1996-1997 годах  данный
показатель стабилизируется на уровне 65-75 тыс. человек ежегодно.
     Основные мероприятия по  поддержке  граждан  указанной  категории
будут  реализовываться  в рамках разрабатываемой федеральной программы
переподготовки и обеспечения занятости граждан,  уволенных  с  военной
службы, и членов их семей на 1996-1998 годы.
     Часть мероприятий будет реализована при  участии  органов  службы
занятости, в том числе:
     профессиональное консультирование      военнослужащих       перед
увольнением  с  военной  службы  через сеть справочно-консультационных
пунктов, создаваемых при воинских частях;
     профессиональная переподготовка  с  последующим  трудоустройством
военнослужащих,  подлежащих  увольнению,   и   членов   их   семей   в
соответствии   с  программами,  утвержденными  постановлениями  Совета
Министров - Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. N
844 и от 23 октября 1993 г. N 1081;
     оказание гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей
помощи в организации предпринимательской деятельности и самозанятости;
     приоритетное профессиональное  обучение  граждан,   уволенных   с
военной службы,  и членов их семей, признанных в установленном порядке
безработными,  а также лиц,  уволенных с военной службы  с  пенсионным
обеспечением,    имеющих   право   на   обучение   за   счет   средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации;
     расширение сети  специализированных  учебных центров (в том числе
учебных центров  службы  занятости),  осуществляющих  профессиональную
переподготовку граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

                      Квотирование рабочих мест

     Квотирование рабочих  мест  расширяет  возможности  для занятости
граждан    с    особыми    потребностями    (инвалидов,    подростков,
демобилизованных   военнослужащих,   бывших   заключенных,   беженцев,
вынужденных переселенцев и т. д.).
     Квота для  обязательного приема на работу граждан,  нуждающихся в
особой  поддержке,  устанавливается  органами  исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации по представлению службы занятости.
     В 1996-1997 годах предусматривается принять  меры  по  реализации
законодательства  о приеме на работу граждан с особыми потребностями в
соответствии  с  установленными  квотами  или  взыскании  платежей   с
работодателей, не обеспечивающих заполнение квотируемых рабочих мест.
     Реализация этих  мер  позволит  трудоустраивать  на   квотируемые
рабочие места до 150 тыс. человек ежегодно.

              Поддержка длительно безработных граждан

     Характерной чертой регистрируемой безработицы является увеличение
численности длительно  безработных  граждан.  При  увеличении  объемов
трудоустройства  безработных  граждан  возрастает  доля  безработных с
продолжительностью безработицы 8 и более  месяцев.  В  1995  году  они
составляли треть от общей численности зарегистрированных безработных.
     Увеличение численности  длительно  безработных  граждан   вызвано
нарастанием   проблем   с   поиском  работы  у  женщин,  воспитывающих
несовершеннолетних  детей;  граждан  предпенсионного  возраста;   лиц,
освобожденных из учреждений, исполняющих наказания.
     Отмеченные тенденции  обусловливают  необходимость  использования
специальных мер,  способствующих трудоустройству длительно безработных
граждан.
     В целях  решения  проблемы обеспечения занятости данной категории
безработных начиная  с  1996  года  в  Российской  Федерации  вводится
программа   субсидирования   занятости   населения,  предусматривающая
компенсирование работодателям расходов по  оплате  труда  принятых  на
работу длительно безработных граждан из средств Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации.
     В 1996-1997 годах около 20 тыс.  длительно безработных граждан по
направлению службы занятости будут трудоустроены на срок от 3  месяцев
до 1 года.

                    Содействие занятости молодежи

     В 1996-1997   годах  численность  молодых  граждан,  предлагающих
рабочую силу на рынке труда,  ежегодно будет увеличиваться на 500 тыс.
человек.  Ожидается  также  дальнейший  рост  численности  безработной
молодежи, зарегистрированной в органах службы занятости.
     Первоочередной задачей  в  области  содействия занятости молодежи
должно стать создание условий для  трудоустройства  молодежи,  впервые
вступающей  в  трудовую жизнь,  и сокращение периода поиска работы для
остальной части безработной молодежи. При этом особое внимание следует
уделять    трудоустройству   детей-сирот   -   выпускников   различных
образовательных учреждений.
     В этих целях предусматривается:
     провести корректировку  перечня  профессий  и специальностей,  по
которым осуществляется подготовка  молодежи  в  общеобразовательных  и
профессиональных учебных учреждениях, и количества выпускаемых молодых
специалистов с учетом спроса на рабочую силу;
     ввести во  всех  образовательных  учреждениях  курс  по  обучению
молодежи приемам поиска работы;
     начиная с  1996  года разрабатывать на федеральном и региональном
уровнях прогноз  потребности  экономики  в  кадрах,  а  также  прогноз
трудоустройства молодежи, оканчивающей образовательные учреждения;
     разработать и реализовать меры по  экономическому  стимулированию
работодателей, которые принимают на работу выпускников образовательных
учреждений,  а также создают на производстве ученические рабочие места
для молодежи;
     продолжить создание    с    участием    молодежных    организаций
(объединений)   и  органов  исполнительной  власти  специализированных
молодежных бирж  труда  (центров)  по  трудоустройству,  социальной  и
психологической   адаптации  выпускников  учебных  заведений,  включая
инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
     проводить широкое  информирование выпускников общеобразовательных
учреждений о  возможности  обучения  в  учреждениях  профессионального
образования,  получения  дополнительной  профессии (специальности) для
последующего  трудоустройства,  в  том  числе  с  помощью  организации
ярмарок вакансий и учебных мест для молодежи с обязательным участием в
них профконсультантов;
     продолжить реализацию   программы   Молодежная   практика,  целью
которой  является  трудоустройство  выпускников   учебных   заведений,
зарегистрированных в качестве безработных более 3 месяцев,  в возрасте
16-26  лет  включительно,  на  временные  рабочие  места,  позволяющие
приобрести  профессиональные  знания,  умения  и  навыки для повышения
конкурентоспособности молодежи на рынке труда и получения  постоянного
рабочего  места.  В 1996-1997 годах программой будет охвачено 100 тыс.
выпускников  различных  учебных  заведений,  из  которых  могут   быть
трудоустроены около 66 тыс. участников.

                  Временная занятость подростков

     В 1995 году значительно возросла доля несовершеннолетних граждан,
обращающихся в органы службы занятости  за  содействием  во  временном
трудоустройстве.  Это обстоятельство значительно осложнило ситуацию на
рынке труда.
     В то  же  время организация временного трудоустройства подростков
позволила не только облегчить им доступ к трудовой деятельности,  но и
во многом снять остроту социальной напряженности в обществе.
     В 1995 году  были  трудоустроены  около  1  млн.  подростков  (95
процентов  от  общей  численности  обратившихся в каникулярное время в
службу  занятости  за  содействием  в  трудоустройстве).  На  создание
дополнительных    временных   рабочих   мест   для   подростков   было
израсходовано более 20 млрд.  рублей из средств Государственного фонда
занятости населения Российской Федерации.
     В 1996-1997 годах необходимо расширить (как на федеральном, так и
на   региональном   уровнях)   взаимодействие  между  государственными
органами,  заинтересованными  в   обеспечении   занятости   подростков
(органами  службы  занятости,  образования,  внутренних дел,  по делам
молодежи и др.).

                    Содействие занятости женщин

     Потребность подавляющей  части  женщин  в   оплачиваемой   работе
сохранится при снижении спроса на рабочую силу.  Возрастет предложение
рабочей силы женщинами в возрасте от 45 до 54 лет, которым значительно
труднее  адаптироваться к перемене места работы.  В ближайшие два года
улучшения положения женщин на рынке труда не произойдет. Экономический
рост  не  затрагивает  отрасли  с  преимущественной занятостью женщин.
Продолжается вытеснение женщин из организаций как в связи с избыточной
численностью    работников,    так    и   из-за   притока   мужчин   в
торгово-посреднические,  финансовые,  банковские, образовательные виды
деятельности.
     В общей  численности  безработных  женщины  составляют  почти  45
процентов.
     В наиболее  сложном  положении   на   рынке   труда   оказываются
слабозащищенные  категории женщин - женщины,  имеющие малолетних детей
или детей-инвалидов, выпускницы образовательных учреждений, не имеющие
опыта работы,  женщины предпенсионного возраста,  жены военнослужащих,
проживающие в военных городках.
     1) На  основании обследования Госкомстата России,  проведенного в
соответствии   с   рекомендациями   15-й   Международной   конференции
статистиков, Женева, 1990 год.
     Острыми остаются  проблемы  занятости   женщин   в   регионах   с
преобладанием отраслей промышленности, использующих в основном женский
труд и испытывающих кризис (текстильная,  швейная,  отдельные  отрасли
машиностроения и др.).
     В целях уменьшения остроты проблемы занятости женщин в  1996-1997
годах предусматривается:
     увеличение объема переподготовки работниц основных  профессий  на
производствах, не имеющих перспектив дальнейшего развития;
     материальная поддержка частично безработных женщин,  работающих в
организациях, имеющих обоснованные программы выхода из кризиса;
     создание и развитие  производств,  применяющих  различные  режимы
занятости женщин,  в первую очередь организаций сферы услуг,  народных
промыслов, а также использующих надомный труд;
     социальная поддержка   безработных   членов   многодетных  семей,
одиноких родителей  и  родителей,  имеющих  детей-инвалидов,  а  также
семей, где оба родителя являются безработными;
     совершенствование правового      механизма,       препятствующего
дискриминации женщин при найме на работу и увольнении.

         Трудовая занятость  заключенных  и  освобожденных из
                  учреждений, исполняющих наказания

     Система учреждений,  исполняющих  наказания  по   решению   суда,
традиционно  ориентирована  на частичное финансовое самообеспечение за
счет предприятий,  использующих труд  заключенных.  Недофинансирование
данных  учреждений,  неконкурентоспособность выпускаемой ими продукции
поставили под  угрозу  существование  предприятий,  использующих  труд
заключенных,  обострили проблему их содержания.  Освобожденные из мест
лишения свободы  также  сталкиваются  с  повышенными  трудностями  при
подборе  нового  рабочего места.  Ожидается,  что в 1996 году в органы
государственной службы  занятости  за  содействием  в  трудоустройстве
обратятся примерно 30-40 тыс.  граждан, освободившихся из мест лишения
свободы.
     В 1996-1997  годах  предполагается  частично  снять  остроту этой
проблемы за счет осуществления следующих мер:
     реализация Федеральной   целевой  программы  содействия  трудовой
занятости осужденных к наказанию в  виде  лишения  свободы  (1995-1996
годы);
     отработка механизма  взаимодействия   администрации   учреждений,
исполняющих   уголовные   наказания   в   виде   лишения   свободы,  с
региональными   органами   государственной   службы    занятости    по
предварительной      профессиональной      подготовке      осужденных,
освобождающихся из мест лишения свободы;
     реализация мер  по  профессионально-трудовой  адаптации  граждан,
освободившихся из мест лишения свободы,  и их трудоустройству,  в  том
числе за счет введения механизма квотирования рабочих мест.

   Поддержка доходов безработных граждан и граждан, находящихся под
                          риском увольнения

                   Поддержка доходов безработных

     Государственная поддержка доходов безработных в период  активного
поиска работы осуществляется в следующих основных формах:
     пособия по безработице;
     доплаты на иждивенцев;
     материальная и  иная  помощь  безработным  с  низкими   доходами,
включая оплату лечения и отдыха детей.
     Сохранявшийся в  течение  ряда  последних  лет  высокий   уровень
инфляции   значительно  снижал  реальные  доходы  граждан,  получающих
различные социальные пособия,  и в первую очередь безработных. Средний
размер  выплат,  приходящихся  на  одного безработного,  был чуть выше
двукратного размера минимальной оплаты труда.
     Государственная политика  в области социальной защиты безработных
граждан будет реализовываться в двух основных направлениях:  поддержка
жизненных   потребностей   безработного   на   достаточном   уровне  и
стимулирование  безработного  к  активному   самостоятельному   поиску
работы.
     Особая роль должна отводиться мерам по совершенствованию  системы
социально-экономической  защиты  безработных  и ее интеграции в единую
систему социального обеспечения.
     В этой  области,  помимо  использования  существующих  механизмов
социальной поддержки малоимущих, предполагается:
     усовершенствовать порядок  назначения  пособий  по  безработице в
повышенном размере,  увязав его с  продолжительностью  периода  уплаты
страховых взносов (стажем работы) и причиной увольнения;
     установить доплаты к пособию по безработице на каждого  иждивенца
в виде четко фиксированной суммы;
     усовершенствовать механизм медицинского  страхования  безработных
граждан;
     продлевать сроки  выплаты  пособий  безработным  на   период   их
временной нетрудоспособности и отпуска по беременности и родам;
     предоставлять право на  досрочную  пенсию  гражданам,  потерявшим
работу и заработок.
     В течение 1996-1997 годов в части поддержки доходов безработных и
членов  их  семей  предусматривается  реализовать  следующие  основные
программы:
     выплата пособий  по  безработице,  включая  доплаты на иждивенцев
(предполагаемый  ежегодный  охват  составит  2,8-3,5   млн.   человек,
суммарные расходы превысят 3-3,5 трлн. рублей в год);
     оказание материальной и иной помощи безработным и членам их семей
(данными  услугами  воспользуются  около 320-350 тыс.  человек,  общие
расходы составят 350 -370 млрд. рублей в год);
     оплата периода  временной  нетрудоспособности безработных граждан
(предусматривается для 32-35 тыс.  человек с общими расходами  на  эти
цели 15-20 млрд. рублей в год);
     организация летнего    отдыха    детей    безработных     граждан
(предполагается ежегодно организовать отдых 45 тыс. детей безработных,
общие расходы - 22 млрд. рублей в год);
     досрочный выход на пенсию безработных граждан (такой возможностью
ежегодно воспользуются около 300  тыс.  человек,  расходы  составят  1
трлн. рублей в год).

                       Компенсационные выплаты

     Компенсационные выплаты  применяются  как чрезвычайная социальная
мера и предназначены для сдерживания массовых увольнений  и  частичной
поддержки  доходов работников организаций,  находящихся в отпусках без
сохранения  заработной  платы  в   связи   с   вынужденным   временным
прекращением  работы  или  работающих  в  режимах  неполного  рабочего
времени.
     Компенсационные выплаты     производятся    за    счет    средств
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
     Преимущественным правом    при   выделении   финансовых   средств
пользуются  градообразующие  и  конверсионные  организации,  а   также
организации, расположенные в кризисных регионах.
     Предоставление компенсационных   выплат    способствует    снятию
социальной  напряженности  в  регионах  с высоким уровнем безработицы,
стабилизации коллективов организаций,  временно находящихся в  сложном
финансово-экономическом положении.
     В 1996-1997 годах этими выплатами предполагается  охватить  свыше
700  тыс.  человек;  ориентировочные  затраты  Государственного  фонда
занятости населения Российской  Федерации  составят  более  200  млрд.
рублей.

                   Ресурсное обеспечение Программы

     Финансирование Программы  в  1996-1997 годах будет осуществляться
за счет средств Государственного фонда занятости населения  Российской
Федерации,   а   также  использования  средств  федерального  бюджета,
влияющих на состояние рынка труда,  которые в 1996 году  превысят  106
трлн. рублей.
     В 1996 году затраты Государственного  фонда  занятости  населения
Российской  Федерации на реализацию Программы составят свыше 9,4 трлн.
рублей (при предполагаемом нормативе  отчислений  в  1,5  процента  от
средств, направляемых на оплату труда).
     В 1997 году затраты Государственного  фонда  занятости  населения
Российской  Федерации  на  реализацию  Программы могут составить более
12,9 трлн.  рублей (при условии сохранения темпов инфляции  на  уровне
1996 года). В случае ухудшения ситуации на рынке труда для восполнения
дефицита средств потребуется увеличить норматив  страховых  взносов  в
Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
     В основу использования средств  Фонда  для  реализации  Программы
закладывается  принцип  равного  доступа граждан к средствам защиты от
безработицы вне зависимости от места проживания и выравнивания в  этих
целях финансовых возможностей регионов Российской Федерации.
     Необходимость постановки      вопроса      о      межрегиональном
перераспределении  средств  как главного приоритета вызвано следующим.
За 1995 год  количество  регионов,  испытывающих  недостаток  средств,
возросло  с  25 до 58,  а общий объем финансовой помощи составил около
700  млрд.   рублей.   Одновременно   свыше   70   процентов   средств
Государственного   фонда   занятости  населения  Российской  Федерации
сосредоточено в 15 процентах регионов  Российской  Федерации,  имеющих
наименьший  уровень безработицы.  В соответствии с прогнозом в течение
1996 года 50-60 регионов Российской Федерации будут испытывать дефицит
средств,  необходимых  для реализации региональных программ содействия
занятости населения,  и потребуется их финансовая  поддержка  за  счет
средств   Государственного   фонда   занятости   населения  Российской
Федерации.
     В целях  обеспечения финансовой устойчивости при реализации мер в
сфере занятости населения в 1996 году предполагается разработать:
     проект федерального    закона    "О    порядке   формирования   и
использования  средств  Государственного  фонда  занятости   населения
Российской Федерации";
     проект федерального  закона  "О  бюджете  Государственного  фонда
занятости    населения    Российской    Федерации    на   1997   год",
предусматривающий изменение порядка распределения средств Фонда  между
регионами;
     проект федерального закона "О внесении изменений и  дополнений  в
Закон  РСФСР  "Об  основах налоговой системы в Российской Федерации" в
части освобождения от налогов средств Государственного фонда занятости
населения  Российской Федерации,  направляемых на расширение занятости
для граждан, признанных безработными".

                  ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     Реализация Программы позволит:
     сформировать благоприятные  условия  для  занятости  населения  и
обеспечения    рабочей    силой    предприятий   путем   экономической
стабилизации, развития малого и среднего бизнеса, повышения качества и
конкурентоспособности  рабочей силы,  развития систем обучения кадров,
деятельности государственной службы занятости;
     создать условия   для   быстрейшего  трудоустройства  безработных
граждан,  эффективной  целевой  поддержки  лиц,   потерявших   работу,
смягчения последствий долговременной безработицы;
     сдержать неконтролируемый рост численности безработных.
     Реализация Программы  позволит   сдержать   уровень   официальной
безработицы  в  пределах 4,3 процента в 1996 году и 4,9-5,6 процента в
1997 году (при этом в 1996 году будет трудоустроено 40-45 процентов, а
в   1997  году  -  45-50  процентов  граждан,  обращающихся  в  органы
государственной службы), оказать содействие в трудоустройстве 4,5 млн.
человек  в  1996  году и 4,5-5 млн.  человек в 1997 году,  создать для
безработных граждан 55 тыс. новых рабочих мест в 1996 году и 60 тыс. -
в 1997 году,  сохранить 100 тыс. рабочих мест в 1996 году и 120 тыс. -
в 1997 году,  обеспечить трудоустройство на временные работы почти 1,4
млн. человек в год, поддержать предпринимательскую инициативу 200 тыс.
человек в 1996 году и 210 тыс. - в 1997 году, предоставить возможность
получения     необходимых     для     последующего     трудоустройства
профессиональных навыков и знаний 550 тыс.  безработных граждан в 1996
году   и   600  тыс.  -  в  1997  году.  За  1996-1997  годы  провести
профориентационную работу  с  6  млн.  граждан,  охватить  программами
материальной поддержки 2,8 млн.  безработных граждан в 1996 году и 3,5
млн. безработных граждан - в 1997 году.

                  КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

     Контроль за реализацией Программы осуществляет Федеральная служба
занятости  России  совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти  и  с  участием  органов  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации.  В  качестве инструмента контроля за
ходом   исполнения   Программы   будет    использоваться    заключение
межведомственных соглашений, подготовка полугодовых отчетов.

Страницы: 1  2