ГОРОД МОСКВА ЗАКОН О ЕДИНОЙ СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Настоящий Закон регулирует отношения в сфере профилактики правонарушений в целях обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности в городе Москве. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе 1. Единая система профилактики правонарушений в городе Москве (далее - система профилактики правонарушений) - совокупность государственных учреждений, органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве (далее - органы местного самоуправления), некоммерческих организаций и граждан, осуществляющих взаимосвязанные социальные, правовые, организационные, педагогические и иные меры, направленные на предупреждение правонарушений и устранение причин и условий, способствующих их совершению. 2. Правовое воспитание и просвещение граждан в сфере профилактики правонарушений (далее - правовое воспитание и просвещение граждан) - целенаправленная систематическая деятельность органов и учреждений системы профилактики правонарушений по формированию правового сознания, правовой культуры и правомерного поведения. 3. Социальная реабилитация (ресоциализация) - процесс повторного вживания лица, освободившегося из мест лишения свободы, в систему представлений о ценностях, существующих в обществе. 4. Социальная адаптация - процесс активного приспособления гражданина, находящегося в тяжелой жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления психологических и моральных травм. Статья 2. Основные принципы профилактики правонарушений в городе Москве Основными принципами профилактики правонарушений в городе Москве являются: 1) законность; 2) демократизм; 3) гласность; 4) гуманность; 5) поддержка семьи и взаимодействие с ней в вопросах профилактики правонарушений, в том числе среди несовершеннолетних; 6) государственная поддержка деятельности некоммерческих организаций, осуществляющих профилактику правонарушений; 7) индивидуальный подход к исправлению правонарушителей; 8) соблюдение личной и семейной тайны; 9) государственная поддержка деятельности некоммерческих организаций по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних; 10) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также граждан в сфере профилактики правонарушений. Статья 3. Основные задачи системы профилактики правонарушений Основными задачами системы профилактики правонарушений являются: 1) обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан от противоправных деяний; 2) принятие необходимых мер, направленных на предупреждение правонарушений; 3) воспитание граждан в духе соблюдения законности и правопорядка; 4) предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению; 5) снижение уровня преступности; 6) обеспечение участия граждан в профилактике правонарушений; 7) координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных учреждений, некоммерческих организаций и граждан. Статья 4. Правовая основа профилактики правонарушений в городе Москве Правовую основу профилактики правонарушений в городе Москве составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, другие законы и иные нормативные правовые акты города Москвы. Глава 2. СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ Статья 5. Органы системы профилактики правонарушений 1. К органам системы профилактики правонарушений относятся органы государственной власти. Общее руководство и координацию деятельности органов системы профилактики правонарушений осуществляет Правительство Москвы. 2. Органы системы профилактики правонарушений осуществляют следующие полномочия: 1) обеспечивают соблюдение законодательства города Москвы в сфере профилактики правонарушений; 2) предусматривают в программах социально-экономического развития города Москвы меры по профилактике правонарушений; 3) осуществляют в пределах своей компетенции финансирование и материально-техническое обеспечение системы профилактики правонарушений; 4) оказывают помощь лицам, нуждающимся в социальной адаптации; 5) обеспечивают организацию правового воспитания и просвещения граждан; 6) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 3. Задачи и функции органов системы профилактики правонарушений определяются нормативными правовыми актами города Москвы. 4. Правоохранительные органы осуществляют деятельность по профилактике правонарушений в городе Москве в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. Для координации деятельности органов системы профилактики правонарушений образуется межведомственный коллегиальный орган при Правительстве Москвы (далее - межведомственный коллегиальный орган). Положение о межведомственном коллегиальном органе и его состав утверждаются Правительством Москвы. Статья 6. Учреждения системы профилактики правонарушений 1. Органы государственной власти могут создавать в установленном федеральным законодательством и законодательством города Москвы порядке государственные учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике правонарушений в городе Москве (далее - учреждения системы профилактики правонарушений). 2. Учреждения системы профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность в сферах социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, физической культуры, спорта и туризма, семейно-бытовой, иных сферах. Общее руководство деятельностью учреждений системы профилактики правонарушений осуществляет Правительство Москвы. 3. Учреждения системы профилактики правонарушений осуществляют свою деятельность на основе разработанных ими планов и программ и с учетом городской целевой программы профилактики правонарушений. 4. Задачи и функции учреждений системы профилактики правонарушений определяются уставами соответствующих учреждений, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Статья 7. Взаимодействие органов и учреждений системы профилактики правонарушений с федеральными органами государственной власти и иными организациями 1. Органы и учреждения системы профилактики правонарушений при планировании и осуществлении своей деятельности взаимодействуют с федеральными органами государственной власти и иными организациями в соответствии со своей компетенцией. 2. Органы системы профилактики правонарушений, которые являются органами исполнительной власти города Москвы, могут по соглашению с федеральными органами исполнительной власти передавать им осуществление части своих полномочий по профилактике правонарушений в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", если это не противоречит Уставу города Москвы, настоящему Закону и иным нормативным правовым актам города Москвы. 3. Передача федеральным органам государственной власти и иным организациям информации о профилактике правонарушений в городе Москве осуществляется с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами города Москвы. Глава 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ГОРОДЕ МОСКВЕ Статья 8. Направления профилактики правонарушений в городе Москве 1. Основными направлениями профилактики правонарушений в городе Москве являются: 1) обеспечение социально-экономических и организационных условий для борьбы с наркоманией, пьянством, алкоголизмом, незаконной миграцией, безнадзорностью, беспризорностью и правонарушениями несовершеннолетних; 2) создание условий для охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав, свобод и законных интересов; 3) противодействие терроризму и экстремистской деятельности; 4) создание социально-экономических, правовых и организационных условий для защиты субъектов хозяйственной и иной деятельности от противоправных посягательств на их законные интересы; 5) повышение уровня обеспечения правопорядка и общественной безопасности на улицах, в местах массового пребывания и отдыха граждан и иных общественных местах; 6) обеспечение безопасности в домах частного, государственного жилищных фондов и на объектах жизнеобеспечения; 7) обеспечение экологической безопасности в городе; 8) создание организационно-технической системы комплексного обеспечения безопасности населения, а также транспорта и других жизненно важных объектов в городе, предотвращение пожаров и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. 2. Профилактика правонарушений в городе Москве осуществляется в следующих видах: 1) общая профилактика - выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению, правовое воспитание и просвещение граждан, преодоление неуважительного отношения к закону, а также создание условий, обеспечивающих общественную безопасность и общественный порядок, безопасность граждан и их собственности; 2) индивидуальная профилактика - оказание социально-экономической и психологической помощи лицам, находящимся в социально опасном положении, привлечение их к занятиям в художественных, технических, спортивных и других клубах, кружках, секциях, а также использование иных форм социальной реабилитации (ресоциализации). Статья 9. Правовое воспитание и просвещение граждан в области профилактики правонарушений 1. Правовое воспитание и просвещение граждан осуществляется в рамках системы общего образования, начального, среднего, высшего профессионального образования и дополнительного образования детей и взрослых и через средства массовой информации. 2. Формами правового воспитания и просвещения граждан являются правовое обучение, оказание правовой помощи гражданам, пропаганда правомерного поведения. 3. Государственные образовательные и научно-исследовательские учреждения города Москвы в пределах своей компетенции оказывают методическую и информационную помощь органам и учреждениям системы профилактики правонарушений при ведении ими работы по правовому воспитанию и просвещению граждан. 4. Органы государственной власти обеспечивают производство и распространение среди граждан информационных материалов, а также проведение мероприятий, пропагандирующих преимущества правомерного поведения. 5. Производство и распространение печатной продукции, освещающей здоровый образ жизни, социально полезное и правомерное поведение, осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 6. Разъяснительная работа и иные мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, социально полезного и правомерного поведения, проводятся в порядке, определяемом федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы, регулирующими вопросы профилактики правонарушений. 7. Органы государственной власти, органы местного самоуправления поощряют и стимулируют деятельность некоммерческих организаций по правовому воспитанию и просвещению граждан. Статья 10. Мониторинг состояния правопорядка и безопасности в городе Москве 1. Определение приоритетных направлений и разработка мер профилактики правонарушений осуществляются на основании постоянного мониторинга состояния правопорядка и безопасности в городе Москве и проводимых на его основе анализа и прогнозирования возможных угроз безопасности граждан и инфраструктуре города. Проведение мониторинга состояния правопорядка и безопасности в городе Москве возлагается на территориальные органы исполнительной власти города Москвы, координирующие деятельность по профилактике правонарушений. 2. Сводный мониторинг состояния правопорядка и безопасности в городе Москве осуществляет межведомственный коллегиальный орган, который подготавливает рекомендации органам и учреждениям профилактики правонарушений, указанным в части 1 настоящей статьи. 3. Для проведения разработок, экспертиз, научных исследований по вопросам профилактики правонарушений при необходимости создаются экспертные комиссии и привлекаются соответствующие специалисты в порядке, определенном Правительством Москвы. Статья 11. Криминологическая экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, проектной документации по градостроительной деятельности 1. В целях профилактики правонарушений проводится криминологическая экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, проектной документации по градостроительной деятельности, которые могут оказать существенное влияние на криминогенную обстановку. 2. Криминологическая экспертиза проводится в порядке, утвержденном Правительством Москвы. Статья 12. Проектирование застройки города с учетом внедрения элементов обеспечения безопасности населения и объектов городской инфраструктуры При проектировании жилых и административных зданий, объектов городской инфраструктуры, выдаче разрешительной документации на строительство, приемке объектов, законченных строительством, должны учитываться элементы обеспечения безопасности, создания благоприятной и максимально безопасной для населения обстановки в жилом секторе, на улицах и в других общественных местах, применения современных эффективных средств наблюдения, охраны и оповещения о правонарушениях и чрезвычайных ситуациях, интегрированных в единую систему обеспечения безопасности города Москвы. Статья 13. Участие некоммерческих организаций в профилактике правонарушений 1. Некоммерческие организации могут принимать участие в реализации мер по профилактике правонарушений в пределах и формах, определяемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также на основе договоров или соглашений о взаимном сотрудничестве с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поддерживают деятельность некоммерческих организаций, имеющих своей уставной целью участие в профилактике правонарушений, в соответствии с Законом города Москвы от 12 июля 2006 года N 38 "О взаимодействии органов государственной власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями". Статья 14. Участие граждан в профилактике правонарушений 1. Индивидуальное участие граждан в профилактике правонарушений осуществляется посредством добровольного участия в социально значимых работах по охране общественного порядка, содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, внештатного сотрудничества с правоохранительными органами, а также иными способами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. 2. Гражданами на добровольной основе могут создаваться советы общественности по профилактике правонарушений в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, по месту жительства в пределах территорий проживания (домовые, уличные, квартальные) в соответствии с положениями Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. Органы государственной власти создают необходимые условия для деятельности советов общественности по профилактике правонарушений. 4. В целях содействия органам государственной власти в решении задач по обеспечению общественного порядка создаются общественные пункты охраны порядка в соответствии с Законом города Москвы от 10 декабря 2003 года N 77 "Об общественных пунктах охраны порядка в городе Москве". 5. Органы государственной власти поощряют создание советов общественности по профилактике правонарушений, некоммерческих организаций, общественных пунктов охраны правопорядка, народных дружин и участие граждан в профилактике правонарушений путем предоставления государственной поддержки и социальных гарантий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также стимулируют оказание учреждениями и организациями, осуществляющими профилактику правонарушений, шефской помощи с учетом их местонахождения. Статья 15. Индивидуальное предупреждение правонарушений и меры социальной реабилитации (ресоциализации) 1. Индивидуальное предупреждение правонарушений и социальная реабилитация (ресоциализация) осуществляются в отношении лиц: 1) освобожденных из мест лишения свободы; 2) осужденных к наказаниям и иным мерам уголовно-правового характера без изоляции от общества; 3) освобожденных от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям; 4) больных алкоголизмом и наркоманией; 5) не имеющих постоянного места жительства или постоянного места пребывания. 2. Профилактика правонарушений в отношении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, по их заявлению осуществляется органами системы профилактики правонарушений в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы. Указанным лицам оказывается содействие в бытовом и трудовом устройстве, предоставлении психолого-педагогической, медицинской, консультативной, правовой и иной помощи. Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ДАННОЙ СФЕРЕ Статья 16. Кадровое обеспечение системы профилактики правонарушений 1. Подготовка специалистов, занятых в сфере профилактики правонарушений, осуществляется в государственных образовательных учреждениях города Москвы высшего профессионального и дополнительного образования, а также путем повышения квалификации и переподготовки. 2. Органы государственной власти оказывают содействие государственным образовательным учреждениям, указанным в части 1 настоящей статьи. Статья 17. Финансовое и материальное обеспечение функционирования системы профилактики правонарушений 1. Финансовое и материальное обеспечение функционирования системы профилактики правонарушений осуществляется за счет средств бюджета города Москвы. 2. Дополнительными источниками финансирования системы профилактики правонарушений могут быть средства общественных фондов, средства, получаемые в результате благотворительной деятельности, и иные источники, не запрещенные федеральным законодательством. 3. Органы государственной власти в пределах своей компетенции могут стимулировать юридических и физических лиц, оказывающих финансовую и материальную помощь в деятельности по профилактике правонарушений, путем предоставления льгот по уплате налогов, сборов и иных платежей. Статья 18. Информационное обеспечение системы профилактики правонарушений 1. Межведомственный коллегиальный орган обеспечивает органы и учреждения системы профилактики правонарушений информацией, необходимой для их деятельности. 2. Средства массовой информации, учредителями которых являются органы государственной власти, обеспечивают публикацию аналитических, методических и других материалов о профилактике правонарушений, информируют население о формах и методах защиты от противоправных посягательств, мерах юридической ответственности за совершение правонарушений. Органы системы профилактики правонарушений организуют освещение указанных материалов также в других средствах массовой информации. Статья 19. Контроль за деятельностью по профилактике правонарушений Контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики правонарушений осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы. Статья 20. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона Несоблюдение должностными лицами органов и учреждений системы профилактики правонарушений требований настоящего Закона влечет административную, дисциплинарную и иную ответственность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Москва, Московская городская Дума 19 марта 2008 г. N 14 |