Страницы: 1 2 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (часть 1) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 июня 1996 г. N 762 (РГ 96-121) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1996 г. N 775 "О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы" Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Федеральную комплексную программу развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (далее именуется - Программа). 2. Определить Министерство строительства Российской Федерации государственным заказчиком Программы. Министерству строительства Российской Федерации в установленном порядке решить вопрос о передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Программы. 3. Министерству экономики Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета. 4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета выделение средств для финансирования Программы. 5. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Программы при разработке и реализации целевых федеральных и региональных программ, связанных с развитием малых и средних городов. 6. Министерству строительства Российской Федерации совместно с Союзом малых городов России ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы. Председатель Правительства РФ В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 г. N 762 ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы ПАСПОРТ Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы Наименование Программы - Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы Дата принятия решения о - поручения Правительства Российской разработке Программы Федерации от 13 марта 1993 г. N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 г. N ОС-П20-23042 Дата ее утверждения - постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 г. N 762 Государственный заказчик - Министерство строительства Программы Российской Федерации Основной разработчик - Союз малых городов Российской Программы Федерации Цели и задачи Программы, - обеспечение выхода из кризиса и важнейшие целевые создание условий для устойчивого показатели саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений Сроки и этапы реализации - I этап - 1997-1998 годы - Программы осуществление первоочередных и неотложных мероприятий по поддержке жизнеспособности и стабилизации социально-экономического положения малых и средних городов; II этап - 1999-2000 годы - обеспечение социально-экономического подъема малых и средних городов, совершенствование новых экономических и социальных структур городского саморазвития; III этап - 2001-2005 годы - обеспечение устойчивого саморазвития малых и средних городов Перечень подпрограмм и - комплекс первоочередных мер основных мероприятий государственной поддержки: неотложные первоочередные мероприятия, обеспечивающие жизнеспособность отдельных городов; поддержка кризисных и деградирующих малых и средних городов; поддержка предпринимательства и формирование рыночных структур; обеспечение занятости населения; разработка нормативно-правовой базы экономического и социального развития малых и средних городов; повышение квалификации кадров; научно-методическое и проектное обеспечение программных мероприятий; информационное обеспечение Программы Исполнители подпрограмм - федеральные органы исполнительной и основных мероприятий власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления малых и средних городов Объемы и источники - финансирование Программы на финансирования (в ценах 1997 год из всех источников - 1996 года) 7349,1 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2574,6 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 4594,5 млрд. рублей, из местных бюджетов - 100 млрд. рублей, из других источников - 80 млрд. рублей. Общая потребность на 1997-2005 годы - 64252,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 22140,4 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 39747 млрд. рублей, из других источников - 2365,4 млрд. рублей Ожидаемые конечные - реализация Программы позволит результаты реализации провести структурную перестройку Программы экономики малых и средних городов, активизировать общее социально-экономическое развитие, более полно включить их потенциал в экономику России, возродить национальные культурные традиции Система организации - контроль за реализацией Программы контроля за исполнением осуществляет Министерство Программы строительства Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления малых и средних городов России ВВЕДЕНИЕ Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 13 марта 1993 г. N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 г. N ОС-П20-23042. Необходимость разработки Программы обусловлена общегосударственным значением малых и средних городов в экономическом и социальном развитии страны, масштабностью и остротой неотложных проблем их развития, слабой социально-экономической базой и недостаточной защищенностью их жителей, задачами расширения и углубления экономической реформы в стране. Программа ориентирована на решение проблем развития наиболее многочисленной группы городских поселений Российской Федерации (малых и средних городов с населением в основном до 100 тыс. человек), призванной выполнять важные, во многом специфические социальные и народно-хозяйственные функции. Эти города являются источниками и хранителями истории, самобытности народов России, их национальной культуры и традиций, центрами тяготения в системах расселения значительных и прежде всего сельских территорий. В 60-80-е годы проблемы малых и средних городов неоднократно рассматривались в органах власти, разрабатывались многочисленные постановления государственных органов, однако многие из них не выполнялись, целевая программа их развития отсутствовала. При этом упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии и низкой дееспособности самих городов и местных органов власти, действовал остаточный принцип их финансирования. Это стало одной из основных причин депрессивного состояния большого числа малых и средних городских поселений. В период экономической реформы, в условиях децентрализации управления требуются новые подходы к решению проблемы, нацеленные на восстановление способностей малых и средних городов к самостоятельному развитию преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей. Но процесс самостоятельного развития малых и средних городов может дать положительный эффект только в том случае, если взаимоотношения городов с регионами и на федеральном уровне будут строиться на равноправной основе. Многие города функционируют на дотационных условиях лишь потому, что большая часть заработанных средств перечисляется в бюджеты вышестоящих уровней. Дальнейшее развитие малых и средних городов на базе собственных ресурсов подразумевает необходимость предоставления им возможности распоряжаться частью своих ресурсов на взаимовыгодных условиях. Это означает, что малые и средние города должны рассматриваться в качестве полноправных субъектов хозяйствования и экономической деятельности. Основная цель Программы - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений. Программа направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих малым и средним городам, став полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые и экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения этих городов. Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению проблем социально-экономического и культурного развития городских поселений, преодолению ими кризисного состояния, повышению социальной защищенности и благосостояния их жителей, приближению уровня их жизни к соответствующим показателям по стране в целом. Достижение указанной цели требует решения неотложных задач по социально-экономической стабилизации в городах, завершению формирования механизмов экономической реформы и реформы местного самоуправления на первом этапе (1997 - 1998 годы), созданию новой структуры экономики и механизмов городского саморазвития на втором этапе (1999 - 2000 годы), закреплению новых социально-экономических механизмов и созданию условий для устойчивого развития на третьем этапе (2001 - 2005 годы). Программа направлена на преобразование социальных и экономических отношений в обществе и относится к категории социально-экономических программ. Программа реализуется на трех уровнях: местном, региональном и федеральном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Союз малых городов Российской Федерации, а также предприятия и организации всех форм собственности. Мероприятия Программы включают три основных блока: федеральный, региональный и городской и направлены на решение всей совокупности основных социально-экономических проблем малых и средних городов. Государственный заказчик Программы - Министерство строительства Российской Федерации с участием Союза малых городов Российской Федерации осуществляет координацию деятельности всех участников Программы. При определении ресурсной базы реализации Программы учитываются финансовые возможности федерального уровня, субъектов Российской Федерации и малых и средних городов. Для финансирования мероприятий Программы намечается использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетные источники и зарубежные инвестиции. Причем основные источники финансирования определяются в регионах и на местах. Финансирование федерального блока Программы осуществляется за счет федерального бюджета, а регионального и городского блоков в основном - за счет привлечения средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников. В Программе представлен комплекс мер, обеспечивающий управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения. Программа имеет ряд особенностей, отличающих ее от многих федеральных целевых программ и определяющих ее характер: 1) Программа объединяет в единый блок (на правах подпрограмм) действующие и разрабатываемые целевые программы по развитию отдельных типов малых и средних городов (монопрофильных промышленных, городов - научных центров, исторических, "закрытых", северных и др.), что позволяет учитывать их специфические особенности; 2) Программа управляет входящими в ее состав местными и региональными программами и федеральными подпрограммами, предусматривает направление средств из федерального бюджета для частичного финансирования наиболее эффективных проектов; 3) Программа координирует действующие на территории субъектов Российской Федерации федеральные целевые программы ("Жилище", "Дороги России" и другие), содействует концентрации их средств на самых насущных проектах, направленных на развитие городских поселений; 4) Программа служит формированию и укреплению социальной и экономической базы местного самоуправления малых и средних городов и, в конечном счете, содействует повышению социального и экономического благополучия, комфортности жизни населения этих городов. Программа является механизмом непосредственной реализации социально-экономической и региональной политики Правительства Российской Федерации и ее важнейшей задачи - развития малых и средних городов России, выполняя важную политическую функцию. Социально-политический аспект Программы способствует включению населения малых и средних городов и поселков в активное преобразование условий жизни, мобилизации общественного движения за возрождение и устойчивое развитие этих городов и поселков России, содействует стремлению населения малых и средних городов сохранить и улучшить среду своей жизнедеятельности. Программа не имеет жестко регламентированных рамок, открыта для инноваций и дальнейшего развития малых и средних городов с учетом структурной перестройки экономики и системы государственного управления. 1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами 1.1. В результате осуществления долговременной политики форсированного развития тяжелой промышленности, сверхцентрализации управления, преобладания отраслевого подхода к управлению экономическим и социальным развитием над территориальным малые и средние города оказались сейчас в кризисном положении. В период экономических реформ жители малых и средних городов наименее социально и экономически защищены. Здесь сложилось тяжелое экономическое положение. Кризис поразил все сферы жизнедеятельности. Положение усугубляет резкое отставание небольших городских поселений по уровню, условиям жизни и возможностям социально-культурного развития их жителей от населения больших городов. Резко ухудшилось использование сосредоточенного в них экономического потенциала. Существенно ограничились возможности реализации функций малых и средних городов как производственно-обслуживающих и социально-культурных центров в сельской местности. Ситуация резко ухудшилась в ходе проводимых реформ: остановились предприятия, нарастает безработица, падает жизненный уровень населения, сокращаются расходы на социальную сферу, ухудшается криминогенная обстановка. Обострилась проблема оттока финансовых и иных ресурсов из малых городов в большие. В каждом четвертом поселении уменьшается число жителей. 1.2. Ряд аспектов проблемы развития малых и средних городов имеет общегосударственное значение и требует решения на федеральном уровне. В этом отношении характерна проблема общего отставания малых и средних городов по уровню социально-экономического развития от больших городов. В целом лишь 20 процентов малых городов имеют нормативные показатели развития городской среды. Острой проблемой небольших городов является недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее некомплексность и нарастание процессов распада; малые города значительно отстают от больших по уровню развития сферы обслуживания; в условиях рыночных отношений многим предприятиям стало невыгодно содержать объекты социальной сферы, а их передача на баланс органов местного самоуправления неэффективна из-за недостатка средств; для малых городов характерно несоответствие инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования действующим санитарно-гигиеническим нормам. Сложилась острая экологическая обстановка в центрах добычи полезных ископаемых, химической, нефтехимической, целлюлозно-бумажной отраслях промышленности, теплоэнергетике. 1.3. Характерными проблемами многих малых городов являются несоответствие структуры народно-хозяйственной базы требованиям социально ориентированной рыночной экономики, технологическая отсталость большинства промышленных предприятий, высокий уровень износа основных фондов и низкая в целом производительность труда. Происходит утрата специфических производственно-трудовых навыков населения и исчезновение множества традиционных, характерных для малых городов самобытных производств, основанных на широком использовании местных минерально-сырьевых, лесных, сельскохозяйственных, рекреационных и бальнеологических ресурсов. В целом для небольших городов характерны пониженные темпы экономического развития, сохраняющееся неравенство по отношению к большим городам в возможностях использования финансовых, материально-технических, интеллектуальных и других ресурсов для экономического и социально-культурного развития. 1.4. В большинстве малых и средних городов сложилась неблагоприятная социально-демографическая ситуация, характеризующаяся существенной деформацией половозрастной структуры населения, пониженным удельным весом населения трудоспособных возрастов и повышенным - пенсионных, свертыванием процессов притока сельского населения. Отставание по уровню социально-экономического развития, неудовлетворительное состояние социально-бытовой инфраструктуры приводят к неблагоприятной социально-демографической ситуации, оттоку населения в наиболее трудоспособном возрасте. Сокращение производственно-активной базы населения ведет к замедлению решения социально-экономических вопросов. Негативные демографические процессы привели к сокращению численности населения части малых городов. Для их значительной группы в связи с особенностями экономической базы характерны преобладание мужского или женского населения, рост в городах-новостройках северных и восточных районов страны числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве (молодежь, лица предпенсионного возраста, инвалиды и др.) в связи с узкопрофильностью сфер приложения труда и сокращением объемов производства. Для малых и средних городов характерны низкий в целом уровень социально-экономической активности, неподготовленность населения и недостаточная подготовленность административно-управленческих и производственно-хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики. Низкий уровень социально-экономической активности в этих городах обусловлен также и отсутствием в них учебно-образовательной инфраструктуры экономической направленности: школ молодого экономиста и менеджера, лицеев и коммерческих училищ. 1.5. Острой проблемой является транспортно-коммуникационная оторванность малых городов от основных экономических, научных и культурных центров страны и рыночной инфраструктуры. Так, 75 процентов малых городов расположены на расстоянии свыше 80 километров от областных центров, в том числе 10 процентов - свыше 500 километров, только около 20 процентов малых городов входят в состав городских агломераций. Более 20 процентов малых городов удалены от железных дорог, а около 10 процентов не имеют постоянных выходов на автодороги с твердым покрытием; повсеместным стал недостаток транспортных средств и горючего, резко сокращено число автобусных маршрутов в средней полосе России и авиационных - в Западной и Восточной Сибири, разрушается транспортная инфраструктура. Менее 40 процентов городов обеспечены телефонами в соответствии с нормативами. Положение усугубляют многократно возросшие транспортные тарифы и цены на услуги связи. Включенность в плотную сеть коммуникационно-транспортных связей могла бы снять проблему влияния размера города на интенсивность его социально-экономической жизни. Известно, что малые города, находящиеся в такой сети, являются центрами той или иной деятельности общенационального и мирового значения (Дубна, Новосибирский академгородок и другие). 1.6. Для большинства малых и средних городов, в отличие от больших, характерны низкий уровень технического оснащения их структур управления, примитивная информационная технология принятия решений и информационного обслуживания населения, недостаток средств для формирования информационных ресурсов. Отсутствие необходимой информационной базы серьезно препятствует налаживанию горизонтальных связей, оперативному поиску вариантов развития и функционирования городов, нахождению партнеров по кооперации и взаимовыгодному сотрудничеству, не позволяет организовать маркетинг ресурсов и инвестиционных предложений городов для отечественных и иностранных инвесторов. Дисбаланс в уровнях развития больших и малых городов страны представляет собой серьезное препятствие на пути развития всего российского общества и должен быть преодолен в кратчайшие сроки. 1.7. В малых городах не сформированы в полной мере муниципальная собственность и муниципальное хозяйство: строительные организации, предприятия по производству строительных материалов, специальные подразделения по ремонту и реконструкции, реставрационные участки (мастерские), художественно-оформительские мастерские, службы благоустройства и озеленения с необходимой техникой и транспортом, мастерские по ремонту бытовой техники, бюро путешествий и экскурсий. Одними из основных причин этой проблемы являются следующие: отсутствуют правовые гарантии, обеспечивающие активную роль городов в формировании муниципальной собственности; органы городского самоуправления (прежде всего городов районного подчинения) практически не оказывают влияния на процесс приватизации, с которым связано и формирование муниципальной собственности; администрация городов не принимает должного участия в организации приватизации предприятий, расположенных на их территории; органы государственной власти не в полной мере учитывают конституционные права местного самоуправления в части управления муниципальной собственностью. Проблемой является обеспечение потребности малых городов в градостроительной документации и ее качество. Причинами отсутствия проектных документов являются недостаточность средств, выделяемых на их разработку, и слабость местной базы проектирования. Требуется повышение эффективности решений по градостроительному развитию и включение их в систему мероприятий по управлению городом. 1.8. При наличии общих для всей совокупности малых и средних городов проблем существуют и специфические проблемы следующих различных типологических групп городов: а) по возможностям развития: обладающие благоприятными предпосылками для интенсивного развития; депрессивные; нуждающиеся в реструктуризации экономической базы (текстильные, угольные и др.); б) по функциональным типам: города - районные центры; с производственными функциями: промышленного профиля, научного и научно-производственного профиля ("наукограды"), города атомной энергетики, города, расположенные в регионах добычи полезных ископаемых; относящиеся к закрытым административно-территориальным образованиям; города-порты и транспортные узлы; города - центры традиционных ремесел и художественных промыслов; рекреационные; исторические города - центры туризма; в) по территориальным условиям и экологическим характеристикам: в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в зонах экологического бедствия; приграничные; стратегически особо важные; города-спутники больших городов - региональных центров. Существуют городские поселения других типов с учетом региональных особенностей. Так, в малых городах, выполняющих функции районных центров, недостаточно развита система культурно-бытового и транспортного обслуживания прилегающих сельских поселений. В исторических малых городах обострились проблемы разрушения исторической архитектурно-ландшафтной среды, утраты памятников истории и культуры. Реставрационные работы не ведутся в необходимых объемах, в том числе в городах, включенных в список населенных пунктов Российской Федерации с памятниками истории, культуры и архитектуры. Для этой категории малых городов актуальна также неразвитость туристического обслуживания и сервиса как потенциальных источников дополнительных финансовых поступлений и стимулов социального развития. Проблемы "наукоградов" и закрытых административно-территориальных образований связаны с необходимостью конверсии, загрузкой и перепрофилированием ведущих предприятий, эффективным использованием интеллектуального потенциала. Острота проблем в малых городах обусловлена суженным составом объектов градообразующей базы. Такие явления, как безработица, возможность банкротства предприятий особенно обострились в городах - специализированных промышленных центрах. Недостаточные возможности саморазвития и самофинансирования имеет по условиям организации управления большая группа малых городов районного подчинения. 1.9. Развитие малых и средних городов рассматривается в увязке с изменившейся геополитической ситуацией в России. Эти изменения порождают массовую миграцию, вызванную появлением зон техногенных катастроф и экологических бедствий, выводом войск в Россию, масштабной демобилизацией военнослужащих, и некоторые другие явления. Необходимо активное вовлечение в решение этих проблем малых и средних городов. Небольшие города занимают особое место в государственной политике расселения. Они более других городов приспособлены для расселения дополнительного количества населения при условии соответствующего расширения объемов жилищного и социально-культурного строительства, обеспечения традиционных мер по развитию экономической активности и привлечению инвестиционных ресурсов. Необходимо также учитывать положения федеральной градостроительной политики, направленные на приоритетное развитие Среднерусской, Южно-Сибирской и Тихоокеанской систем расселения, ряда областей Черноземной зоны, где малым городам отводится весьма важная роль. Приоритетное значение в вопросах расселения должны получить: малые города крупнейших агломераций, которые могли бы принять отток населения из городов-мегаполисов, а также способствовать демонополизации производства; групповые системы поселений, развитие которых связано с необходимостью освоения природных ресурсов, организации центров отдыха и лечения; новые приграничные города; города, с которыми прежде всего связано возрождение и сохранение культурного наследия России. 1.10. Особенности средних городов по сравнению с малыми заключаются, в частности, в расширенном составе их градообразующей базы; в относительно высоком уровне развития инженерной инфраструктуры и сферы культурно-бытового обслуживания; в лучшей транспортной доступности, в несколько худшей экологической ситуации. В то же время инженерная инфраструктура и сфера культурно-бытового обслуживания многих малых городских поселений находятся в прямой зависимости от состояния градообразующих предприятий. 1.11. Одной из основных причин отставания развития малых городов является отсутствие достаточной правовой базы их развития и функционирования. Действующее законодательство сохраняет многие черты и недостатки многоуровневой административно-командной структуры управления, существенно ограничивает полномочия местных представительных и исполнительных органов, неудовлетворительно решает вопросы распределения полномочий между городским, региональным и федеральным уровнями управления, не в полной мере способствует развитию рыночного механизма. Органы местного самоуправления не имеют необходимой для обеспечения саморазвития малых городских поселений финансово-экономической и социальной базы. Еще не разработан правовой механизм, обеспечивающий самостоятельность городских органов власти в формировании местного бюджета, муниципальной собственности и муниципального хозяйства, нет должной правовой основы для активного влияния на процесс приватизации. Необходима ориентация налоговой и бюджетной политики на поддержку развития малых и средних городов, местного самоуправления в целом. Требуют совершенствования законодательство об административно-территориальном устройстве Российской Федерации и градостроительное законодательство, учитывающие новый статус городов как самоуправляющихся единиц, необходимо также решение вопросов об их административных границах, принципах взаимоотношений с прилегающими сельскими населенными пунктами и территориями. Недостаточно разработаны вопросы правового административного статуса малых городов, их взаимосвязи и разграничения полномочий в рамках административных районов, в том числе в зонах влияния крупных городов. 1.12. Характер развития малых и средних городов в обозримом периоде будет определяться такими факторами, как конъюнктура на рынке земли и недвижимости, уровень развития рыночной инфраструктуры, дифференциация ставок налогов по городам разных типов, миграционные процессы, конверсия и рядом других. Относительно более низкие цены на землю, льготная налоговая политика, дешевая рабочая сила в малых и средних городах делают выгодным размещение в них капитала и труда. Здесь можно ожидать повышения инвестиционной и деловой активности, возрастания спроса на землю и строительные услуги. Становление местного самоуправления, действенное нормативно-правовое и административное регулирование использования территории, совершенствование управления и регламентации землепользования и градостроительства должны не допустить неконтролируемого использования территории, хаотичного размещения застройки, нарушения санитарных норм, наступления на ценные ландшафты и т. п. Таким образом, проблема развития и саморазвития малых и средних городов России включает в себя широкий комплекс задач. Решение этих задач на федеральном, региональном и местном уровнях возможно преимущественно программными методами. В основу выполнения этой сложной комплексной проблемы положен проблемно-целевой подход. Он представляет собой совокупность разнообразных форм и методов государственного воздействия: нормативно-правовых, экономических, социальных, организационных. 2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы 2.1. Основная цель Программы - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений. Программа направлена на создание совокупности взаимосвязанных правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других основ и условий, позволяющих малым и средним городам, став полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать прежде всего свои собственные природные, трудовые и хозяйственно-экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения городов. В числе главных задач Программы выделяются следующие: стабилизация экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы поселений с учетом их специализации в реальном разделении труда, формирования региональных и местных рынков - товаров, услуг, капитала и рабочей силы; использование местных и региональных ресурсов для развития в поселениях эффективной социально ориентированной экономики и укрепление социальной сферы; формирование в малых и средних городах механизмов саморазвития; поддержка и развитие в условиях рыночной экономики учреждений культуры и образования малых и средних городов; улучшение транспортной доступности для жителей небольших городских поселений ведущих индустриальных, научных, образовательных, культурных центров страны; улучшение состояния окружающей среды, архитектурного облика, развитие градостроительной деятельности в малых и средних городских поселениях. 2.2. В соответствии с пунктом 2.1 задачами Программы являются: содействие формированию рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование производства малых и средних городов в условиях рынка; создание системы финансово-экономических мер, стимулирующих развитие производительных сил городов, реализацию их ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала, преодоление объективно существующего отставания и неравенства стартовых условий вхождения малых и средних городов в рыночную экономику; оказание поддержки предприятиям, особенно в моноструктурных городах, в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств; удержание на социально безопасном уровне безработицы; структурная перестройка производства, его диверсификация; конверсия предприятий, перепрофилирование отдельных предприятий на изготовление товаров и предоставление услуг, пользующихся спросом на рынке; реализация правовых и экономических мер, содействующих укреплению местных бюджетов, расширению их базы поступления доходов; развитие малого предпринимательства; последовательная информатизация управления малыми городами и их рыночной экономикой с обеспечением организационно-финансовой поддержки и стимулированием этой деятельности на федеральном и региональном уровнях; подключение малых и средних городов к единой транспортной системе страны с обеспечением этого направления деятельности в организационном и финансовом отношениях; создание на всех уровнях государственного управления и местного самоуправления благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов и установления устойчивых производственно-технологических и коммерческих связей между малыми городами, а также с зарубежными партнерами; реализация системы правовых, финансово-экономических, организационных и социально-психологических мер, стимулов, обеспечивающих создание предпринимательской среды; содействие активизации позитивных социально-экономических процессов в городах, и прежде всего в городах с неудовлетворительными условиями проживания и градостроительной среды; содействие конверсионным процессам в городах научно-производственного профиля; решение проблем центров добывающей, прежде всего угольной, промышленности; активизация историко-культурного потенциала малых и средних городов; осуществление специальных мероприятий в городах, где сложилась угрожающая экологическая ситуация; решение проблем развития закрытых административно-территориальных образований; решение острых социально-экономических проблем городов и поселков в районах Заполярья, Крайнего Севера и Дальнего Востока; расселение и обустройство беженцев, вынужденных переселенцев, лиц, выезжающих из районов Крайнего Севера, военнослужащих, уволенных из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации; обеспечение функционирования систем народного образования, здравоохранения, поддержка развития объектов отраслей сферы обслуживания; становление системы местного самоуправления, разработка и реализация в каждом городе собственной программы развития; подготовка и повышение квалификации работников органов местного самоуправления малых и средних городов, а также работников и специалистов во всех основных сферах деятельности городов для обеспечения их эффективной работы по реализации Программы. 2.3. Реализация Программы рассматривается как процесс поэтапного решения задач социально-экономического развития малых и средних городов с учетом их типологии. На первом этапе (1997-1998 годы) мероприятия Программы будут направлены на решение неотложных проблем, содействие выходу из кризиса малых и средних городов с ориентацией в основном на имеющиеся природно-ресурсные и экономические предпосылки развития. В эти годы трудно рассчитывать на структурную перестройку экономики. Государственная поддержка в различных формах будет залогом реализации этого этапа Программы. На втором этапе (1999-2000 годы) формируются новые экономические и социальные структуры и механизмы развития малых и средних городов и городского саморазвития. На этом этапе открывается возможность решения задач, связанных со структурной перестройкой экономики. На третьем этапе (2001-2005 годы) должны быть закреплены новые социально-экономические структуры, созданы условия устойчивого развития малых и средних городов. В эти годы экономическая политика должна исходить из необходимости преодоления сырьевой направленности производства, значительного усиления собственных возможностей инвестирования, перехода на высокоэффективные технологии, наращивание экспортного потенциала городов и регионов. 3. Основные принципы формирования и реализации Программы Достижение основных целей и решение задач Программы основываются на следующих принципах: 1) ориентация на саморазвитие малых и средних городов, на мобилизацию их собственных возможностей и ресурсов (интеллектуальных, деловых, финансовых, производственных, сырьевых; 2) создание комплекса благоприятных условий и эффективных стимулов, способствующих мобилизации собственного потенциала городов в различных сферах социально-экономической деятельности; 3) привлечение к решению проблем городов ресурсов страны в целом, заинтересованных организаций, предприятий, различных фондов и других инвесторов; 4) ориентация на развитие местного самоуправления с созданием соответствующей финансовой базы и обеспечение органов местного самоуправления системой надежных правовых гарантий; 5) ориентация на поиск нестандартных решений проблем развития малых городов, создание условий для технологического прорыва в их экономике; 6) выявление и максимальное использование объективных преимуществ малых и средних городских поселений (экономических, социально-культурных, экологических и других) при одновременной целенаправленной реализации мер преодоления объективно присущих им недостатков; 7) создание условий и механизмов взаимодействия органов местного самоуправления с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для решения общих задач развития малых и средних городов; 8) развитие непосредственного взаимодействия малых, средних городов и сельских населенных пунктов (финансово-экономические, социально-культурные, организационно-управленческие и другие прямые связи); 9) обеспечение баланса местных, региональных, федеральных интересов, позиций различных сторон (в том числе частных лиц) в процессе развития малых и средних городов с оценкой их приоритетности; 10) активное вовлечение населения в формирование и реализацию конкретных программ развития городов; 11) подключение к реализации Программы ее участников на добровольных началах; 12) открытость Программы по ее дальнейшему развитию, расширению круга участников, совершенствованию механизма реализации; 13) принципиальными положениями Программы являются ориентация на постоянное совершенствование мероприятий Программы и расширение круга охватываемых объектов, развертывание работ по опорным для реализации Программы городам; 14) дифференциация мер по развитию малых и средних городов с учетом типологии городов и их готовности к саморазвитию; 15) Программа синтезирует федеральные и региональные программы, действующие на территории городов, что способствует согласованности и комплексности выполнения работ на местах при соответствующем локальном согласовании планов и объединении ресурсов; 16) Программа является по существу программой социально-экономического реформирования малых и средних городов России, которая получит широкую общественную поддержку. Предпосылкой получения такой поддержки должно стать повышение уровня осведомленности широких кругов общественности о Программе и применение разнообразных механизмов привлечения общественных сил к ее реализации. 4. Формирование механизмов развития и саморазвития малых и средних городов Программа предусматривает формирование механизмов развития и саморазвития малых и средних городов. Механизмы развития малых и средних городских поселений формируются на федеральном, региональном (субъекта Российской Федерации) и местном (городском) уровнях. Механизмы саморазвития формируются в основном на местном уровне и зависят от политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях. Исторически механизмы городского саморазвития определялись местными ресурсами (природными, сырьевыми, интеллектуальными и другими), развитием предпринимательства, в том числе малого бизнеса, сельского хозяйства и промышленности, уровнем правовой обеспеченности, историко-культурными и духовными традициями. Важную роль играли капиталовложения, новые технологии, народные промыслы. В условиях командно-административной системы исторически сложившиеся механизмы саморазвития были разрушены. Программа исходит из того, что в настоящих условиях городскому саморазвитию нет альтернативы. Реализация Программы построена на основе действия механизмов, регулирующих ее выполнение. 4.1. Организационно-управленческие механизмы Организационно-управленческие механизмы включают в себя следующее: разработку и принятие исходя из специфики городских поселений федеральных законов о местном самоуправлении, предусматривающих предоставление равных юридических прав всем городам (независимо от их прежнего административного статуса) в формировании муниципальной собственности и бюджета, в регулировании процессов экономического и социального развития городов; создание правовой базы местного самоуправления, позволяющей развивать инициативу и самостоятельность, повышать активность населения и администрации городов; предоставление населению и юридическим лицам для хозяйствования и получения доходов движимой и недвижимой собственности, а также муниципальных земельных участков, жилищных и культурно-бытовых объектов, муниципальных заказов на выполнение тех или иных работ и услуг на условиях аренды, найма, концессии или договора; принятие управленческих решений с учетом как общественных, так и частных интересов; формирование и функционирование на принципах демократии органов местного самоуправления как негосударственной выборной власти; представление государственной власти на муниципальном уровне органами, функции которых отделены от функций органов местного самоуправления; обеспечение правовой защиты органов местного самоуправления в качестве гарантии самоуправления. На федеральном уровне устанавливается запрет на вмешательство органов государственной власти субъектов Российской Федерации в местное самоуправление в части изменения их собственной компетенции и осуществления других регулирующих функций; создание системы государственных гарантий на федеральном и региональном уровнях, обеспечивающих саморазвитие малых и средних городов, включая и право самостоятельно определять пути, формы и стадии перехода к реальному местному самоуправлению с учетом специфики города, а также степени готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием территории; принятие правовых актов, определяющих проведение налоговой и бюджетной политики с учетом специфики малых и средних городов, позволяющей обеспечить приемлемое соответствие местных бюджетов выполняемым ими задачам; создание и совершенствование правовых основ для формирования муниципальной собственности, муниципального хозяйства и предпринимательской среды в малых и средних городах; законодательное закрепление принципов взаимоотношений небольших городских поселений и больших городов, городских и сельских пунктов; территориальная организация городского самоуправления и решение вопроса о районном уровне управления в системе местного самоуправления; принятие правовых актов, определяющих возможности проведения ряда экспериментов на базе малых и средних городов; отработку различных форм и типов местного самоуправления с учетом местной специфики, национальных традиций и иных факторов; создание благоприятных экономических и других условий тем городам, которые, успешно используя местные ресурсы, становятся "точками роста" в регионах; выработку принципов действия финансово-бюджетных институтов и налоговой системы в условиях реального местного самоуправления; разработку форм взаимодействия малых городов и сельских поселений; создание многообразных организационно-управленческих механизмов сохранения исторической городской среды, развития зон рекреации, туризма, возрождения промыслов. 4.2. Экономические механизмы Основными составляющими экономических механизмов являются: развитие предпринимательства и малого бизнеса на базе использования местных ресурсов, финансово-кредитный механизм, механизм рыночной инфраструктуры, формирование муниципальной собственности, выделение и использование земли и платы за нее, оказание материальных услуг (предоставление свободных помещений, объектов незавершенного строительства, подключения к сетям инженерной инфраструктуры и т. д.). 4.2.1. Бюджетно-налоговая политика На федеральном уровне: совершенствование системы налогообложения (с разделением по уровням взимания налогов и предоставлением городским поселениям возможностей устанавливать и собирать налоги, платы за услуги, сборы на развитие инженерной инфраструктуры и т.д.); внесение дополнений и изменений в Федеральный закон "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов, представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления", разработка нового Налогового кодекса, принятие федерального закона о финансовых основах местного самоуправления. В результате данных мероприятий предполагается обеспечить: а) повышение доходной части бюджетов малых и средних городов за счет создания их собственной финансовой базы и обоснованной целенаправленной финансовой помощи государства городам в выполнении их задач; б) сокращение общего числа федеральных налогов при одновременном улучшении собираемости налогов; в) привязку использования собираемых налогов к тем территориям, где налогоплательщикам оказываются муниципальные услуги. Финансовая база городов формируется из местных бюджетов за счет налога на прибыль и налога на имущество и уставный капитал предприятий всех видов собственности, размещенных на территории города или использующих в основном его социальную и инженерную инфраструктуру (в том числе трудовые ресурсы города), налога на все земельные участки в границах города, подоходного налога на физических лиц (включая военнослужащих), работающих на предприятиях, использующих социальную и инженерную инфраструктуру города, сборов с населения на строительство инженерных сетей и сооружений, платы за коммунальные услуги, налога с транспортных средств, доходов от приватизации (50 процентов) и муниципального имущества (100 процентов), средств предприятий и организаций, внебюджетных фондов, краткосрочных кредитов коммерческих банков. Для обеспечения принятых программ развития малых и средних городов могут учитываться финансовая помощь федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, средства, выделяемые на реализацию федеральных целевых программ, выполняемых на территории соответствующих городов, а также внебюджетные фонды и привлекаемые средства предприятий, финансовых организаций и банков, иностранных инвесторов. При подготовке и осуществлении программ развития городов их администрации могут вводить налоговые льготы в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В Программе предусматриваются расширение и повышение эффективности деятельности Центрального банка Российской Федерации и коммерческих банков в малых и средних городах, использование денежных средств, сберегаемых в малых городских поселениях, прежде всего для развития этих поселений, создание законодательно-правовых условий для постепенного перевода отделений Сберегательного банка Российской Федерации на преимущественное кредитование организаций, расположенных на территории местного самоуправления, и проживающего там населения. В Программе предусматриваются также налоговое регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях городов, организация муниципальных банков и их филиалов, выпуск муниципальных займов и муниципальных облигаций, формирование рынка жилья или его аренды. 4.2.2. Создание инфраструктуры рынка На федеральном уровне: а) введение механизмов кредитования, базирующихся на использовании в малых и средних городах материальных, природных, трудовых ресурсов, недвижимости, создание ипотечных банков, введение вексельного оборота; б) формирование организационных основ системы финансово-промышленных компаний, банков, акционерных страховых организаций. Основными учредителями указанных организаций могут быть малые и средние города, предприятия и организации, расположенные на их территории, внебюджетные фонды; в) разработка механизмов включения населения малых и средних городов в процесс послечековой приватизации. На региональном и местном уровнях: а) активизация включения малых и средних городов в рыночные связи с использованием создаваемого на паевых началах торгового дома Союза малых городов Российской Федерации, образование системы ассоциаций и синдикатов для предприятий этих городов; участие в местных ярмарках сырья, промышленной и сельскохозяйственной продукции; выведение малых и средних городов на внешние рынки через создаваемые импортно-экспортные компании Союза малых городов Российской Федерации; б) формирование рынка населенных мест, предлагающих свои услуги населению и предприятиям; в) повышение информационной обеспеченности малых и средних городов (развитие телефонной сети с изданием и распространением Страницы: 1 2 |