ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (Ч.1). Постановление. Правительство РФ. 28.06.96 762


Страницы: 1  2  



           ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
        РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
              В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (часть 1)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                           28 июня 1996 г.
                                N 762

                             (РГ 96-121)

     Во исполнение Указа Президента Российской  Федерации  от  24  мая
1996  г.  N  775 "О Федеральной комплексной программе развития малых и
средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы"
Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить Федеральную комплексную программу развития  малых  и
средних  городов Российской Федерации в условиях экономической реформы
(далее именуется - Программа).
     2. Определить  Министерство  строительства  Российской  Федерации
государственным заказчиком Программы.
     Министерству строительства  Российской  Федерации в установленном
порядке решить вопрос о передаче  на  договорной  основе  Союзу  малых
городов России части функций государственного заказчика Программы.
     3. Министерству экономики Российской Федерации включить Программу
в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию
за счет средств федерального бюджета.
     4. Министерству   экономики  Российской  Федерации,  Министерству
финансов Российской Федерации и  другим  заинтересованным  федеральным
органам исполнительной власти предусматривать ежегодно, начиная с 1997
года,  при  формировании  проектов  прогноза  социально-экономического
развития Российской Федерации и федерального бюджета выделение средств
для финансирования Программы.
     5. Рекомендовать   федеральным   органам  исполнительной  власти,
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам
местного самоуправления учитывать положения Программы при разработке и
реализации целевых федеральных и региональных  программ,  связанных  с
развитием малых и средних городов.
     6. Министерству строительства Российской  Федерации  совместно  с
Союзом  малых  городов  России  ежегодно  представлять в Правительство
Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.

Председатель Правительства  РФ                        В. Черномырдин

                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                              от 28 июня 1996 г. N 762

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
        развития малых и средних городов Российской Федерации
                   в условиях экономической реформы

                               ПАСПОРТ
  Федеральной комплексной программы развития малых и средних городов
        Российской Федерации в условиях экономической реформы

     Наименование Программы   - Федеральная комплексная программа
                                развития малых и средних городов
                                Российской Федерации в условиях
                                экономической реформы

     Дата принятия решения о  - поручения Правительства Российской
     разработке Программы       Федерации от 13 марта 1993 г.
                                N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 г.
                                N ОС-П20-23042

     Дата ее утверждения      - постановление Правительства
                                Российской Федерации от 28 июня
                                1996 г. N 762

     Государственный заказчик - Министерство строительства
     Программы                  Российской Федерации

     Основной разработчик     - Союз малых городов Российской
     Программы                  Федерации

     Цели и задачи Программы, - обеспечение выхода из кризиса и
     важнейшие    целевые       создание условий для устойчивого
     показатели                 саморазвития малых и средних
                                городов в период формирования
                                рыночных отношений

     Сроки и этапы реализации - I этап   -   1997-1998   годы   -
     Программы                  осуществление   первоочередных  и
                                неотложных     мероприятий     по
                                поддержке    жизнеспособности   и
                                стабилизации
                                социально-экономического
                                положения   малых    и    средних
                                городов;
                                II этап - 1999-2000 годы -                     обеспечение
                                социально-экономического  подъема
                                малых    и    средних    городов,
                                совершенствование           новых
                                экономических    и     социальных
                                структур городского саморазвития;
                                III  этап  -  2001-2005  годы   -
                                обеспечение           устойчивого
                                саморазвития  малых   и   средних
                                городов

Перечень подпрограмм и        - комплекс первоочередных мер
основных мероприятий            государственной поддержки:
                                неотложные первоочередные
                                мероприятия, обеспечивающие
                                жизнеспособность отдельных городов;
                                поддержка кризисных и деградирующих
                                малых и средних городов;
                                поддержка предпринимательства и
                                формирование рыночных структур;
                                обеспечение занятости населения;
                                разработка нормативно-правовой базы
                                экономического и социального
                                развития малых и средних городов;
                                повышение квалификации кадров;
                                научно-методическое и проектное
                                обеспечение программных
                                мероприятий;
                                информационное обеспечение
                                Программы

     Исполнители подпрограмм  - федеральные органы исполнительной
     и основных мероприятий     власти,
                                органы исполнительной власти
                                субъектов Российской Федерации,
                                органы местного самоуправления
                                малых и  средних городов

     Объемы и источники       - финансирование Программы на
     финансирования (в ценах    1997 год из всех источников -
     1996 года)                 7349,1 млрд. рублей,
                                в том числе
                                из федерального бюджета -
                                2574,6 млрд. рублей,
                                из бюджетов субъектов Российской
                                Федерации - 4594,5 млрд. рублей,
                                из местных бюджетов -
                                100 млрд. рублей,
                                из других источников -
                                80  млрд. рублей.
                                Общая потребность на 1997-2005
                                годы - 64252,8  млрд. рублей,
                                в том числе из федерального
                                бюджета - 22140,4 млрд. рублей,
                                из бюджетов субъектов Российской
                                Федерации и местных бюджетов -
                                39747 млрд. рублей, из других
                                источников - 2365,4 млрд. рублей

     Ожидаемые конечные      - реализация Программы позволит
     результаты реализации     провести структурную перестройку
     Программы                 экономики малых и средних
                               городов, активизировать общее
                               социально-экономическое развитие,
                               более полно включить их потенциал в
                               экономику России, возродить
                               национальные культурные традиции

     Система организации     - контроль за реализацией Программы
     контроля за исполнением   осуществляет Министерство
     Программы                 строительства Российской Федерации и
                               Министерство экономики Российской
                               Федерации совместно с заинтересованными
                               федеральными органами
                               исполнительной власти с участием
                               органов исполнительной власти
                               субъектов Российской Федерации и
                               органов местного самоуправления
                               малых и средних городов России

                               ВВЕДЕНИЕ

     Федеральная комплексная   программа   развития  малых  и  средних
городов Российской Федерации в условиях экономической  реформы  (далее
именуется  -  Программа)  подготовлена  в  соответствии  с поручениями
Правительства Российской Федерации от 13 марта 1993 г.  N ЮЯ-П11-09396
и от 31 июля 1995 г. N ОС-П20-23042.
     Необходимость разработки          Программы           обусловлена
общегосударственным  значением малых и средних городов в экономическом
и социальном развитии  страны,  масштабностью  и  остротой  неотложных
проблем   их   развития,   слабой   социально-экономической   базой  и
недостаточной  защищенностью  их  жителей,   задачами   расширения   и
углубления экономической реформы в стране.
     Программа ориентирована  на  решение  проблем  развития  наиболее
многочисленной  группы городских поселений Российской Федерации (малых
и средних городов с  населением  в  основном  до  100  тыс.  человек),
призванной  выполнять  важные,  во  многом  специфические социальные и
народно-хозяйственные функции.
     Эти города    являются   источниками   и   хранителями   истории,
самобытности народов России,  их  национальной  культуры  и  традиций,
центрами  тяготения  в системах расселения значительных и прежде всего
сельских территорий.
     В 60-80-е  годы  проблемы  малых  и  средних городов неоднократно
рассматривались  в  органах  власти,  разрабатывались   многочисленные
постановления   государственных  органов,  однако  многие  из  них  не
выполнялись,  целевая программа их развития  отсутствовала.  При  этом
упор  делался  на  централизованные и дотационные механизмы при слабом
участии и  низкой  дееспособности  самих  городов  и  местных  органов
власти,  действовал  остаточный  принцип их финансирования.  Это стало
одной из основных причин депрессивного состояния большого числа  малых
и средних городских поселений.
     В период  экономической  реформы,  в   условиях   децентрализации
управления  требуются новые подходы к решению проблемы,  нацеленные на
восстановление способностей малых и средних городов к самостоятельному
развитию преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей.
     Но процесс самостоятельного  развития  малых  и  средних  городов
может   дать   положительный   эффект   только   в  том  случае,  если
взаимоотношения городов с регионами  и  на  федеральном  уровне  будут
строиться  на  равноправной  основе.  Многие  города  функционируют на
дотационных условиях  лишь  потому,  что  большая  часть  заработанных
средств перечисляется в бюджеты вышестоящих уровней.
     Дальнейшее развитие малых и средних городов на  базе  собственных
ресурсов  подразумевает  необходимость  предоставления  им возможности
распоряжаться частью своих ресурсов на  взаимовыгодных  условиях.  Это
означает, что малые и средние города должны рассматриваться в качестве
полноправных субъектов хозяйствования и экономической деятельности.
     Основная цель   Программы  -  обеспечение  выхода  из  кризиса  и
создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних  городов
в  период  формирования  рыночных  отношений.  Программа направлена на
создание         правовых,         финансовых,          экономических,
организационно-хозяйственных  и  других  условий,  позволяющих малым и
средним  городам,   став   полноценными   субъектами   самоуправления,
эффективно    использовать    собственные    природные,   трудовые   и
экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и  качества  жизни
населения этих городов.
     Реализация мероприятий  Программы  будет  способствовать  решению
проблем  социально-экономического  и  культурного  развития  городских
поселений,  преодолению ими кризисного состояния, повышению социальной
защищенности и благосостояния их жителей,  приближению уровня их жизни
к соответствующим показателям по стране в целом.
     Достижение указанной  цели  требует  решения  неотложных задач по
социально-экономической    стабилизации    в    городах,    завершению
формирования  механизмов  экономической  реформы  и  реформы  местного
самоуправления на первом этапе (1997  -  1998  годы),  созданию  новой
структуры  экономики  и  механизмов  городского саморазвития на втором
этапе (1999 - 2000 годы),  закреплению  новых  социально-экономических
механизмов  и  созданию  условий  для  устойчивого развития на третьем
этапе (2001 - 2005 годы).
     Программа направлена на преобразование социальных и экономических
отношений в обществе и относится к  категории  социально-экономических
программ.
     Программа реализуется на трех уровнях:  местном,  региональном  и
федеральном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления,
органы   исполнительной   власти   субъектов   Российской   Федерации,
федеральные   органы   исполнительной   власти,   Союз  малых  городов
Российской Федерации,  а также предприятия  и  организации  всех  форм
собственности.
     Мероприятия Программы включают три основных  блока:  федеральный,
региональный  и  городской  и  направлены на решение всей совокупности
основных социально-экономических проблем малых и средних городов.
     Государственный заказчик  Программы  - Министерство строительства
Российской  Федерации  с  участием  Союза  малых  городов   Российской
Федерации   осуществляет   координацию  деятельности  всех  участников
Программы.
     При определении  ресурсной  базы реализации Программы учитываются
финансовые  возможности  федерального  уровня,  субъектов   Российской
Федерации  и  малых и средних городов.  Для финансирования мероприятий
Программы  намечается  использовать  средства  федерального   бюджета,
бюджетов   субъектов   Российской   Федерации   и   местных  бюджетов,
внебюджетные  источники  и  зарубежные  инвестиции.  Причем   основные
источники финансирования определяются в регионах и на местах.
     Финансирование федерального  блока  Программы  осуществляется  за
счет  федерального  бюджета,  а  регионального  и  городского блоков в
основном - за счет привлечения средств региональных и местных бюджетов
и внебюджетных источников.
     В Программе представлен комплекс мер,  обеспечивающий  управление
реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
     Программа имеет  ряд  особенностей,  отличающих  ее   от   многих
федеральных целевых программ и определяющих ее характер:
     1) Программа объединяет в единый  блок  (на  правах  подпрограмм)
действующие  и разрабатываемые целевые программы по развитию отдельных
типов малых и средних городов (монопрофильных промышленных,  городов -
научных  центров,  исторических,  "закрытых",  северных  и  др.),  что
позволяет учитывать их специфические особенности;
     2) Программа   управляет   входящими   в  ее  состав  местными  и
региональными    программами    и     федеральными     подпрограммами,
предусматривает   направление  средств  из  федерального  бюджета  для
частичного финансирования наиболее эффективных проектов;
     3) Программа  координирует  действующие  на  территории субъектов
Российской Федерации федеральные целевые программы ("Жилище",  "Дороги
России"  и  другие),  содействует  концентрации  их  средств  на самых
насущных проектах, направленных на развитие городских поселений;
     4) Программа   служит  формированию  и  укреплению  социальной  и
экономической базы местного самоуправления малых и средних городов  и,
в  конечном счете,  содействует повышению социального и экономического
благополучия, комфортности жизни населения этих городов.
     Программа является    механизмом    непосредственной   реализации
социально-экономической   и   региональной   политики    Правительства
Российской  Федерации и ее важнейшей задачи - развития малых и средних
городов России, выполняя важную политическую функцию.
     Социально-политический аспект  Программы  способствует  включению
населения малых и средних городов и поселков в активное преобразование
условий  жизни,  мобилизации  общественного  движения за возрождение и
устойчивое  развитие  этих  городов  и  поселков  России,  содействует
стремлению  населения  малых  и  средних  городов сохранить и улучшить
среду своей жизнедеятельности.
     Программа не  имеет жестко регламентированных рамок,  открыта для
инноваций и дальнейшего развития малых  и  средних  городов  с  учетом
структурной   перестройки   экономики   и   системы   государственного
управления.

    1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными
                               методами

     1.1. В    результате    осуществления   долговременной   политики
форсированного  развития  тяжелой  промышленности,  сверхцентрализации
управления,    преобладания    отраслевого    подхода   к   управлению
экономическим и  социальным  развитием  над  территориальным  малые  и
средние  города  оказались  сейчас  в  кризисном  положении.  В период
экономических реформ жители малых и средних городов наименее социально
и   экономически   защищены.  Здесь  сложилось  тяжелое  экономическое
положение. Кризис поразил все сферы жизнедеятельности.
     Положение усугубляет   резкое   отставание   небольших  городских
поселений    по    уровню,    условиям    жизни     и     возможностям
социально-культурного   развития   их  жителей  от  населения  больших
городов.  Резко  ухудшилось  использование  сосредоточенного   в   них
экономического   потенциала.   Существенно   ограничились  возможности
реализации     функций     малых     и     средних     городов     как
производственно-обслуживающих   и   социально-культурных   центров   в
сельской местности.
     Ситуация резко ухудшилась в ходе проводимых реформ:  остановились
предприятия,   нарастает   безработица,   падает   жизненный   уровень
населения,   сокращаются   расходы  на  социальную  сферу,  ухудшается
криминогенная обстановка.  Обострилась проблема  оттока  финансовых  и
иных ресурсов из малых городов в большие. В каждом четвертом поселении
уменьшается число жителей.
     1.2. Ряд аспектов проблемы развития малых и средних городов имеет
общегосударственное значение и требует решения на федеральном  уровне.
В этом отношении характерна проблема общего отставания малых и средних
городов  по  уровню  социально-экономического  развития   от   больших
городов.  В  целом  лишь  20 процентов малых городов имеют нормативные
показатели  развития  городской  среды.  Острой  проблемой   небольших
городов  является  недостаточный уровень развития социально-культурной
инфраструктуры,  ее некомплексность и  нарастание  процессов  распада;
малые  города  значительно отстают от больших по уровню развития сферы
обслуживания;  в условиях рыночных отношений многим предприятиям стало
невыгодно содержать объекты социальной сферы,  а их передача на баланс
органов местного самоуправления неэффективна из-за недостатка средств;
для    малых    городов   характерно   несоответствие   инфраструктуры
жилищно-коммунального хозяйства и инженерного оборудования действующим
санитарно-гигиеническим   нормам.   Сложилась   острая   экологическая
обстановка  в  центрах   добычи   полезных   ископаемых,   химической,
нефтехимической,    целлюлозно-бумажной    отраслях    промышленности,
теплоэнергетике.
     1.3. Характерными   проблемами   многих  малых  городов  являются
несоответствие  структуры   народно-хозяйственной   базы   требованиям
социально    ориентированной   рыночной   экономики,   технологическая
отсталость  большинства  промышленных  предприятий,  высокий   уровень
износа  основных  фондов  и  низкая  в целом производительность труда.
Происходит  утрата  специфических   производственно-трудовых   навыков
населения и исчезновение множества традиционных, характерных для малых
городов самобытных производств,  основанных на  широком  использовании
местных     минерально-сырьевых,     лесных,     сельскохозяйственных,
рекреационных и бальнеологических ресурсов.
     В целом   для   небольших  городов  характерны  пониженные  темпы
экономического развития,  сохраняющееся  неравенство  по  отношению  к
большим    городам    в    возможностях    использования   финансовых,
материально-технических,  интеллектуальных  и  других   ресурсов   для
экономического и социально-культурного развития.
     1.4. В   большинстве   малых   и   средних   городов    сложилась
неблагоприятная социально-демографическая ситуация,  характеризующаяся
существенной   деформацией   половозрастной    структуры    населения,
пониженным   удельным   весом  населения  трудоспособных  возрастов  и
повышенным -  пенсионных,  свертыванием  процессов  притока  сельского
населения.  Отставание  по  уровню  социально-экономического развития,
неудовлетворительное   состояние   социально-бытовой    инфраструктуры
приводят к неблагоприятной социально-демографической ситуации,  оттоку
населения   в    наиболее    трудоспособном    возрасте.    Сокращение
производственно-активной  базы  населения  ведет  к замедлению решения
социально-экономических вопросов.
     Негативные демографические    процессы   привели   к   сокращению
численности населения части малых городов.  Для их значительной группы
в  связи  с  особенностями  экономической базы характерны преобладание
мужского или женского населения,  рост в городах-новостройках северных
и  восточных  районов страны числа лиц,  нуждающихся в трудоустройстве
(молодежь,  лица предпенсионного возраста,  инвалиды и др.) в связи  с
узкопрофильностью   сфер   приложения   труда  и  сокращением  объемов
производства.
     Для малых  и  средних  городов  характерны низкий в целом уровень
социально-экономической  активности,  неподготовленность  населения  и
недостаточная    подготовленность   административно-управленческих   и
производственно-хозяйственных  кадров  к   деятельности   в   условиях
рыночной экономики.
     Низкий уровень социально-экономической активности в этих  городах
обусловлен   также   и   отсутствием   в   них  учебно-образовательной
инфраструктуры экономической направленности:  школ молодого экономиста
и менеджера, лицеев и коммерческих училищ.
     1.5. Острой   проблемой   является   транспортно-коммуникационная
оторванность  малых  городов  от  основных  экономических,  научных  и
культурных центров страны и рыночной инфраструктуры. Так, 75 процентов
малых  городов  расположены  на  расстоянии  свыше  80  километров  от
областных центров,  в том числе 10 процентов - свыше  500  километров,
только  около  20  процентов  малых  городов входят в состав городских
агломераций.  Более 20 процентов малых  городов  удалены  от  железных
дорог,  а около 10 процентов не имеют постоянных выходов на автодороги
с твердым покрытием; повсеместным стал недостаток транспортных средств
и  горючего,  резко  сокращено  число  автобусных  маршрутов в средней
полосе  России  и  авиационных  -  в  Западной  и  Восточной   Сибири,
разрушается  транспортная  инфраструктура.  Менее 40 процентов городов
обеспечены  телефонами  в  соответствии   с   нормативами.   Положение
усугубляют  многократно возросшие транспортные тарифы и цены на услуги
связи.
     Включенность в  плотную  сеть коммуникационно-транспортных связей
могла бы снять проблему влияния размера города  на  интенсивность  его
социально-экономической жизни. Известно, что малые города, находящиеся
в  такой  сети,  являются   центрами   той   или   иной   деятельности
общенационального    и   мирового   значения   (Дубна,   Новосибирский
академгородок и другие).
     1.6. Для  большинства  малых  и  средних  городов,  в  отличие от
больших,  характерны низкий уровень технического оснащения их структур
управления,  примитивная  информационная технология принятия решений и
информационного  обслуживания  населения,   недостаток   средств   для
формирования    информационных    ресурсов.   Отсутствие   необходимой
информационной базы серьезно препятствует  налаживанию  горизонтальных
связей,  оперативному  поиску  вариантов  развития  и функционирования
городов,  нахождению  партнеров  по   кооперации   и   взаимовыгодному
сотрудничеству,   не   позволяет  организовать  маркетинг  ресурсов  и
инвестиционных предложений городов  для  отечественных  и  иностранных
инвесторов.
     Дисбаланс в уровнях  развития  больших  и  малых  городов  страны
представляет  собой  серьезное  препятствие  на  пути  развития  всего
российского общества и должен быть преодолен в кратчайшие сроки.
     1.7. В  малых городах не сформированы в полной мере муниципальная
собственность и  муниципальное  хозяйство:  строительные  организации,
предприятия   по  производству  строительных  материалов,  специальные
подразделения по  ремонту  и  реконструкции,  реставрационные  участки
(мастерские),    художественно-оформительские    мастерские,    службы
благоустройства и озеленения с  необходимой  техникой  и  транспортом,
мастерские по ремонту бытовой техники, бюро путешествий и экскурсий.
     Одними из основных причин этой проблемы являются следующие:
     отсутствуют правовые  гарантии,  обеспечивающие   активную   роль
городов в формировании муниципальной собственности;
     органы городского самоуправления (прежде всего городов  районного
подчинения)  практически не оказывают влияния на процесс приватизации,
с которым связано и формирование муниципальной собственности;
     администрация городов не принимает должного участия в организации
приватизации предприятий, расположенных на их территории;
     органы государственной   власти   не   в  полной  мере  учитывают
конституционные  права  местного  самоуправления  в  части  управления
муниципальной собственностью.
     Проблемой является  обеспечение  потребности  малых   городов   в
градостроительной  документации  и  ее качество.  Причинами отсутствия
проектных документов являются недостаточность средств,  выделяемых  на
их  разработку,  и  слабость  местной  базы проектирования.  Требуется
повышение  эффективности  решений  по  градостроительному  развитию  и
включение их в систему мероприятий по управлению городом.
     1.8. При наличии общих для  всей  совокупности  малых  и  средних
городов   проблем   существуют   и  специфические  проблемы  следующих
различных типологических групп городов:
     а) по возможностям развития:
     обладающие благоприятными    предпосылками    для    интенсивного
развития;
     депрессивные;
     нуждающиеся в  реструктуризации  экономической базы (текстильные,
угольные и др.);
     б) по функциональным типам:
     города - районные центры;
     с производственными функциями:  промышленного профиля, научного и
научно-производственного  профиля   ("наукограды"),   города   атомной
энергетики,   города,   расположенные   в   регионах  добычи  полезных
ископаемых;
     относящиеся к       закрытым      административно-территориальным
образованиям;
     города-порты и транспортные узлы;
     города - центры традиционных ремесел и художественных промыслов;
     рекреационные;
     исторические города - центры туризма;
     в) по территориальным условиям и экологическим характеристикам:
     в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
     в зонах экологического бедствия;
     приграничные;
     стратегически особо важные;
     города-спутники больших городов - региональных центров.
     Существуют городские поселения других типов с учетом региональных
особенностей.
     Так, в  малых  городах,  выполняющих  функции  районных  центров,
недостаточно  развита  система  культурно-бытового   и   транспортного
обслуживания прилегающих сельских поселений.
     В исторических  малых  городах  обострились  проблемы  разрушения
исторической архитектурно-ландшафтной среды, утраты памятников истории
и культуры. Реставрационные работы не ведутся в необходимых объемах, в
том числе в городах, включенных в список населенных пунктов Российской
Федерации с памятниками истории,  культуры  и  архитектуры.  Для  этой
категории  малых  городов  актуальна также неразвитость туристического
обслуживания и сервиса  как  потенциальных  источников  дополнительных
финансовых поступлений и стимулов социального развития.
     Проблемы "наукоградов" и закрытых административно-территориальных
образований   связаны   с   необходимостью   конверсии,   загрузкой  и
перепрофилированием ведущих  предприятий,  эффективным  использованием
интеллектуального потенциала.
     Острота проблем в малых  городах  обусловлена  суженным  составом
объектов   градообразующей   базы.  Такие  явления,  как  безработица,
возможность банкротства предприятий особенно обострились в  городах  -
специализированных промышленных центрах.
     Недостаточные возможности саморазвития и самофинансирования имеет
по  условиям  организации  управления  большая  группа  малых  городов
районного подчинения.
     1.9. Развитие  малых и средних городов рассматривается в увязке с
изменившейся  геополитической  ситуацией  в  России.   Эти   изменения
порождают  массовую  миграцию,  вызванную  появлением  зон техногенных
катастроф и экологических бедствий, выводом войск в Россию, масштабной
демобилизацией военнослужащих,  и некоторые другие явления. Необходимо
активное вовлечение в решение этих проблем малых  и  средних  городов.
Небольшие  города  занимают  особое  место  в государственной политике
расселения.  Они более других  городов  приспособлены  для  расселения
дополнительного  количества  населения  при  условии  соответствующего
расширения объемов жилищного  и  социально-культурного  строительства,
обеспечения  традиционных  мер  по развитию экономической активности и
привлечению  инвестиционных  ресурсов.  Необходимо   также   учитывать
положения  федеральной  градостроительной  политики,  направленные  на
приоритетное развитие Среднерусской,  Южно-Сибирской  и  Тихоокеанской
систем расселения,  ряда областей Черноземной зоны,  где малым городам
отводится весьма важная роль.
     Приоритетное значение в вопросах расселения должны получить:
     малые города  крупнейших  агломераций,  которые  могли бы принять
отток  населения  из  городов-мегаполисов,  а   также   способствовать
демонополизации производства;
     групповые системы   поселений,   развитие   которых   связано   с
необходимостью освоения природных ресурсов, организации центров отдыха
и лечения;
     новые приграничные города;
     города, с  которыми прежде всего связано возрождение и сохранение
культурного наследия России.
     1.10. Особенности   средних   городов   по   сравнению  с  малыми
заключаются,  в частности,  в расширенном составе  их  градообразующей
базы; в относительно высоком уровне развития инженерной инфраструктуры
и  сферы  культурно-бытового  обслуживания;  в   лучшей   транспортной
доступности, в несколько худшей экологической ситуации.
     В то    же    время    инженерная    инфраструктура    и    сфера
культурно-бытового   обслуживания  многих  малых  городских  поселений
находятся  в   прямой   зависимости   от   состояния   градообразующих
предприятий.
     1.11. Одной из основных причин отставания развития малых  городов
является   отсутствие   достаточной   правовой   базы  их  развития  и
функционирования.  Действующее законодательство сохраняет многие черты
и   недостатки   многоуровневой   административно-командной  структуры
управления,    существенно     ограничивает     полномочия     местных
представительных и исполнительных органов,  неудовлетворительно решает
вопросы  распределения  полномочий  между  городским,  региональным  и
федеральным   уровнями  управления,  не  в  полной  мере  способствует
развитию рыночного механизма.
     Органы местного   самоуправления   не   имеют   необходимой   для
обеспечения      саморазвития      малых      городских      поселений
финансово-экономической и социальной базы.
     Еще не    разработан    правовой     механизм,     обеспечивающий
самостоятельность  городских  органов  власти  в формировании местного
бюджета,  муниципальной собственности и муниципального хозяйства,  нет
должной правовой основы для активного влияния на процесс приватизации.
Необходима ориентация налоговой  и  бюджетной  политики  на  поддержку
развития малых и средних городов, местного самоуправления в целом.
     Требуют совершенствования           законодательство           об
административно-территориальном   устройстве  Российской  Федерации  и
градостроительное законодательство,  учитывающие новый статус  городов
как самоуправляющихся единиц,  необходимо также решение вопросов об их
административных границах,  принципах взаимоотношений  с  прилегающими
сельскими населенными пунктами и территориями.
     Недостаточно разработаны  вопросы   правового   административного
статуса  малых  городов,  их  взаимосвязи и разграничения полномочий в
рамках административных районов,  в том числе в зонах влияния  крупных
городов.
     1.12. Характер развития  малых  и  средних  городов  в  обозримом
периоде будет определяться такими факторами,  как конъюнктура на рынке
земли  и  недвижимости,  уровень  развития  рыночной   инфраструктуры,
дифференциация  ставок  налогов по городам разных типов,  миграционные
процессы, конверсия и рядом других.
     Относительно более  низкие  цены  на  землю,  льготная  налоговая
политика,  дешевая рабочая сила  в  малых  и  средних  городах  делают
выгодным  размещение  в  них  капитала  и  труда.  Здесь можно ожидать
повышения инвестиционной и деловой активности,  возрастания спроса  на
землю и строительные услуги.
     Становление местного         самоуправления,          действенное
нормативно-правовое  и  административное  регулирование  использования
территории,    совершенствование    управления     и     регламентации
землепользования    и    градостроительства    должны   не   допустить
неконтролируемого  использования  территории,  хаотичного   размещения
застройки,  нарушения санитарных норм, наступления на ценные ландшафты
и т. п.
     Таким образом,  проблема  развития и саморазвития малых и средних
городов России включает в себя широкий комплекс  задач.  Решение  этих
задач   на   федеральном,  региональном  и  местном  уровнях  возможно
преимущественно  программными  методами.  В  основу  выполнения   этой
сложной  комплексной  проблемы  положен  проблемно-целевой подход.  Он
представляет  собой  совокупность   разнообразных   форм   и   методов
государственного   воздействия:   нормативно-правовых,  экономических,
социальных, организационных.

         2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

     2.1. Основная цель Программы - обеспечение выхода  из  кризиса  и
создание  условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов
в период формирования рыночных отношений.
     Программа направлена  на  создание  совокупности  взаимосвязанных
правовых,  финансовых,  экономических,  организационно-хозяйственных и
других  основ  и  условий,  позволяющих малым и средним городам,  став
полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать прежде
всего       свои      собственные      природные,      трудовые      и
хозяйственно-экономические ресурсы и  обеспечить  повышение  уровня  и
качества жизни населения городов.
     В числе главных задач Программы выделяются следующие:
     стабилизация экономического   положения    и    совершенствование
структуры  градообразующей  базы поселений с учетом их специализации в
реальном разделении труда,  формирования региональных и местных рынков
- товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
     использование местных и  региональных  ресурсов  для  развития  в
поселениях   эффективной   социально   ориентированной   экономики   и
укрепление социальной сферы;
     формирование в малых и средних городах механизмов саморазвития;
     поддержка и развитие в  условиях  рыночной  экономики  учреждений
культуры и образования малых и средних городов;
     улучшение транспортной   доступности   для   жителей    небольших
городских поселений ведущих индустриальных,  научных, образовательных,
культурных центров страны;
     улучшение состояния   окружающей  среды,  архитектурного  облика,
развитие градостроительной деятельности в малых  и  средних  городских
поселениях.
     2.2. В соответствии с пунктом 2.1 задачами Программы являются:
     содействие формированию рыночной  инфраструктуры,  обеспечивающей
эффективное  функционирование  производства  малых и средних городов в
условиях рынка;
     создание системы   финансово-экономических   мер,   стимулирующих
развитие  производительных  сил  городов,  реализацию  их  ресурсного,
кадрового, социального и природного потенциала, преодоление объективно
существующего отставания и  неравенства  стартовых  условий  вхождения
малых и средних городов в рыночную экономику;
     оказание поддержки  предприятиям,  особенно   в   моноструктурных
городах,  в преодолении спада производства,  минимизации социального и
экономического    ущерба    от    свертывания    неконкурентоспособных
производств; удержание на социально безопасном уровне безработицы;
     структурная перестройка   производства,    его    диверсификация;
конверсия  предприятий,  перепрофилирование  отдельных  предприятий на
изготовление товаров и предоставление услуг,  пользующихся спросом  на
рынке;
     реализация правовых и экономических мер, содействующих укреплению
местных бюджетов, расширению их базы поступления доходов;
     развитие малого предпринимательства;
     последовательная информатизация управления малыми городами  и  их
рыночной экономикой с обеспечением организационно-финансовой поддержки
и стимулированием этой  деятельности  на  федеральном  и  региональном
уровнях;
     подключение малых и средних городов к единой транспортной системе
страны с обеспечением этого направления деятельности в организационном
и финансовом отношениях;
     создание на  всех  уровнях государственного управления и местного
самоуправления благоприятных условий для привлечения  отечественных  и
иностранных       инвесторов       и      установления      устойчивых
производственно-технологических и  коммерческих  связей  между  малыми
городами, а также с зарубежными партнерами;
     реализация системы       правовых,       финансово-экономических,
организационных    и    социально-психологических    мер,    стимулов,
обеспечивающих создание предпринимательской среды;
     содействие активизации     позитивных     социально-экономических
процессов в городах,  и прежде всего в городах с неудовлетворительными
условиями проживания и градостроительной среды;
     содействие конверсионным        процессам        в        городах
научно-производственного профиля;
     решение проблем  центров  добывающей,  прежде   всего   угольной,
промышленности;
     активизация историко-культурного  потенциала  малых   и   средних
городов;
     осуществление специальных мероприятий в  городах,  где  сложилась
угрожающая экологическая ситуация;
     решение проблем развития закрытых административно-территориальных
образований;
     решение острых социально-экономических проблем городов и поселков
в районах Заполярья, Крайнего Севера и Дальнего Востока;
     расселение и  обустройство  беженцев,  вынужденных  переселенцев,
лиц,  выезжающих из районов Крайнего Севера, военнослужащих, уволенных
из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации;
     обеспечение функционирования    систем   народного   образования,
здравоохранения,   поддержка   развития   объектов   отраслей    сферы
обслуживания;
     становление системы   местного   самоуправления,   разработка   и
реализация в каждом городе собственной программы развития;
     подготовка и повышение квалификации работников  органов  местного
самоуправления   малых   и  средних  городов,  а  также  работников  и
специалистов  во  всех  основных  сферах  деятельности   городов   для
обеспечения их эффективной работы по реализации Программы.
     2.3. Реализация Программы рассматривается как процесс  поэтапного
решения   задач  социально-экономического  развития  малых  и  средних
городов с учетом их типологии.
     На первом  этапе  (1997-1998  годы)  мероприятия  Программы будут
направлены на решение неотложных проблем, содействие выходу из кризиса
малых  и  средних  городов  с  ориентацией  в  основном  на  имеющиеся
природно-ресурсные и экономические предпосылки развития.  В  эти  годы
трудно    рассчитывать    на    структурную   перестройку   экономики.
Государственная поддержка в различных формах будет залогом  реализации
этого этапа Программы.
     На втором этапе (1999-2000 годы) формируются новые  экономические
и  социальные структуры и механизмы развития малых и средних городов и
городского саморазвития. На этом этапе открывается возможность решения
задач, связанных со структурной перестройкой экономики.
     На третьем этапе (2001-2005 годы) должны  быть  закреплены  новые
социально-экономические   структуры,   созданы   условия   устойчивого
развития малых и средних городов.  В эти годы  экономическая  политика
должна  исходить  из необходимости преодоления сырьевой направленности
производства,   значительного   усиления   собственных    возможностей
инвестирования,  перехода на высокоэффективные технологии, наращивание
экспортного потенциала городов и регионов.

       3. Основные принципы формирования и реализации Программы

     Достижение основных  целей и решение задач Программы основываются
на следующих принципах:
     1) ориентация   на  саморазвитие  малых  и  средних  городов,  на
мобилизацию их собственных возможностей и ресурсов  (интеллектуальных,
деловых, финансовых, производственных, сырьевых;
     2) создание  комплекса  благоприятных   условий   и   эффективных
стимулов, способствующих мобилизации собственного потенциала городов в
различных сферах социально-экономической деятельности;
     3) привлечение к решению проблем городов ресурсов страны в целом,
заинтересованных организаций,  предприятий,  различных фондов и других
инвесторов;
     4) ориентация на развитие  местного  самоуправления  с  созданием
соответствующей   финансовой   базы  и  обеспечение  органов  местного
самоуправления системой надежных правовых гарантий;
     5) ориентация  на  поиск  нестандартных  решений проблем развития
малых городов,  создание условий для  технологического  прорыва  в  их
экономике;
     6) выявление и максимальное использование объективных преимуществ
малых     и     средних     городских     поселений    (экономических,
социально-культурных,  экологических  и  других)   при   одновременной
целенаправленной  реализации  мер  преодоления  объективно присущих им
недостатков;
     7) создание  условий и механизмов взаимодействия органов местного
самоуправления  с  федеральными  органами  исполнительной   власти   и
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации для
решения общих задач развития малых и средних городов;
     8) развитие   непосредственного   взаимодействия  малых,  средних
городов  и  сельских  населенных   пунктов   (финансово-экономические,
социально-культурные,  организационно-управленческие  и  другие прямые
связи);
     9) обеспечение   баланса   местных,   региональных,   федеральных
интересов,  позиций различных сторон  (в  том  числе  частных  лиц)  в
процессе развития малых и средних городов с оценкой их приоритетности;
     10) активное вовлечение населения  в  формирование  и  реализацию
конкретных программ развития городов;
     11) подключение  к  реализации   Программы   ее   участников   на
добровольных началах;
     12) открытость Программы по ее дальнейшему  развитию,  расширению
круга участников, совершенствованию механизма реализации;
     13) принципиальными положениями Программы являются ориентация  на
постоянное  совершенствование мероприятий Программы и расширение круга
охватываемых объектов,  развертывание работ по опорным для  реализации
Программы городам;
     14) дифференциация мер по развитию  малых  и  средних  городов  с
учетом типологии городов и их готовности к саморазвитию;
     15) Программа синтезирует федеральные и  региональные  программы,
действующие на территории городов,  что способствует согласованности и
комплексности выполнения работ на местах при соответствующем локальном
согласовании планов и объединении ресурсов;
     16) Программа      является      по      существу      программой
социально-экономического   реформирования   малых  и  средних  городов
России,  которая получит широкую общественную поддержку.  Предпосылкой
получения    такой    поддержки    должно   стать   повышение   уровня
осведомленности широких кругов общественности о Программе и применение
разнообразных механизмов привлечения общественных сил к ее реализации.

          4. Формирование механизмов развития и саморазвития
                       малых и средних городов

     Программа предусматривает  формирование  механизмов  развития   и
саморазвития малых и средних городов.
     Механизмы развития   малых   и   средних   городских    поселений
формируются   на   федеральном,   региональном   (субъекта  Российской
Федерации)  и  местном  (городском)  уровнях.  Механизмы  саморазвития
формируются  в  основном  на  местном  уровне  и  зависят от политики,
проводимой на федеральном и региональном уровнях.
     Исторически механизмы    городского   саморазвития   определялись
местными  ресурсами  (природными,   сырьевыми,   интеллектуальными   и
другими),  развитием предпринимательства,  в том числе малого бизнеса,
сельского хозяйства и промышленности, уровнем правовой обеспеченности,
историко-культурными   и  духовными  традициями.  Важную  роль  играли
капиталовложения, новые технологии, народные промыслы.
     В условиях    командно-административной    системы    исторически
сложившиеся механизмы саморазвития были разрушены.  Программа  исходит
из   того,  что  в  настоящих  условиях  городскому  саморазвитию  нет
альтернативы.
     Реализация Программы  построена  на  основе  действия механизмов,
регулирующих ее выполнение.

             4.1. Организационно-управленческие механизмы

     Организационно-управленческие механизмы    включают    в     себя
следующее:
     разработку и принятие исходя  из  специфики  городских  поселений
федеральных   законов   о  местном  самоуправлении,  предусматривающих
предоставление равных юридических прав всем городам (независимо от  их
прежнего   административного  статуса)  в  формировании  муниципальной
собственности и бюджета,  в регулировании процессов  экономического  и
социального развития городов;
     создание правовой  базы  местного   самоуправления,   позволяющей
развивать   инициативу   и   самостоятельность,   повышать  активность
населения и администрации городов;
     предоставление населению и юридическим лицам для хозяйствования и
получения  доходов  движимой  и  недвижимой  собственности,  а   также
муниципальных   земельных   участков,   жилищных  и  культурно-бытовых
объектов,  муниципальных заказов на выполнение тех или  иных  работ  и
услуг на условиях аренды, найма, концессии или договора;
     принятие управленческих решений с учетом как общественных,  так и
частных интересов;
     формирование и функционирование на принципах  демократии  органов
местного самоуправления как негосударственной выборной власти;
     представление государственной  власти  на  муниципальном   уровне
органами,   функции  которых  отделены  от  функций  органов  местного
самоуправления;
     обеспечение правовой  защиты  органов  местного  самоуправления в
качестве    гарантии    самоуправления.    На    федеральном    уровне
устанавливается запрет на вмешательство органов государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  в  местное  самоуправление  в  части
изменения   их   собственной   компетенции   и   осуществления  других
регулирующих функций;
     создание системы   государственных   гарантий  на  федеральном  и
региональном уровнях,  обеспечивающих  саморазвитие  малых  и  средних
городов,  включая  и  право  самостоятельно  определять пути,  формы и
стадии перехода к реальному местному самоуправлению с учетом специфики
города,   а   также   степени   готовности  населения  взять  на  себя
ответственность за управление развитием территории;
     принятие правовых  актов,  определяющих  проведение  налоговой  и
бюджетной  политики  с  учетом  специфики  малых  и  средних  городов,
позволяющей   обеспечить   приемлемое  соответствие  местных  бюджетов
выполняемым ими задачам;
     создание и  совершенствование  правовых  основ  для  формирования
муниципальной    собственности,     муниципального     хозяйства     и
предпринимательской среды в малых и средних городах;
     законодательное закрепление принципов  взаимоотношений  небольших
городских поселений и больших городов, городских и сельских пунктов;
     территориальная организация городского самоуправления  и  решение
вопроса    о   районном   уровне   управления   в   системе   местного
самоуправления;
     принятие правовых актов, определяющих возможности проведения ряда
экспериментов на базе малых и средних городов;
     отработку различных форм и типов местного самоуправления с учетом
местной специфики, национальных традиций и иных факторов;
     создание благоприятных   экономических   и   других  условий  тем
городам,  которые,  успешно  используя  местные  ресурсы,   становятся
"точками роста" в регионах;
     выработку принципов  действия  финансово-бюджетных  институтов  и
налоговой системы в условиях реального местного самоуправления;
     разработку форм   взаимодействия   малых   городов   и   сельских
поселений;
     создание многообразных  организационно-управленческих  механизмов
сохранения  исторической  городской  среды,  развития  зон  рекреации,
туризма, возрождения промыслов.

                     4.2. Экономические механизмы

     Основными составляющими   экономических   механизмов    являются:
развитие  предпринимательства  и  малого бизнеса на базе использования
местных  ресурсов,  финансово-кредитный  механизм,  механизм  рыночной
инфраструктуры,  формирование муниципальной собственности, выделение и
использование земли  и  платы  за  нее,  оказание  материальных  услуг
(предоставление    свободных    помещений,   объектов   незавершенного
строительства, подключения к сетям инженерной инфраструктуры и т. д.).
     4.2.1. Бюджетно-налоговая политика
     На федеральном уровне:
     совершенствование системы   налогообложения   (с  разделением  по
уровням  взимания  налогов  и  предоставлением  городским   поселениям
возможностей устанавливать и собирать налоги,  платы за услуги,  сборы
на развитие инженерной инфраструктуры и т.д.);
     внесение дополнений  и  изменений в Федеральный закон "Об основах
бюджетных прав и прав по  формированию  и  использованию  внебюджетных
фондов,  представительных  и  исполнительных  органов  государственной
власти республик в составе Российской Федерации,  автономной  области,
автономных    округов,    краев,    областей,    городов    Москвы   и
Санкт-Петербурга,  органов местного самоуправления", разработка нового
Налогового кодекса,  принятие федерального закона о финансовых основах
местного самоуправления.
     В результате данных мероприятий предполагается обеспечить:
     а) повышение  доходной  части бюджетов малых и средних городов за
счет  создания  их  собственной   финансовой   базы   и   обоснованной
целенаправленной финансовой помощи государства городам в выполнении их
задач;
     б) сокращение  общего числа федеральных налогов при одновременном
улучшении собираемости налогов;
     в) привязку  использования  собираемых налогов к тем территориям,
где налогоплательщикам оказываются муниципальные услуги.
     Финансовая база  городов  формируется из местных бюджетов за счет
налога на прибыль и налога на имущество и уставный капитал предприятий
всех   видов  собственности,  размещенных  на  территории  города  или
использующих в основном его социальную и инженерную инфраструктуру  (в
том числе трудовые ресурсы города),  налога на все земельные участки в
границах  города,  подоходного  налога  на  физических  лиц   (включая
военнослужащих), работающих на предприятиях, использующих социальную и
инженерную инфраструктуру города,  сборов с населения на строительство
инженерных сетей и сооружений,  платы за коммунальные услуги, налога с
транспортных  средств,  доходов  от  приватизации  (50  процентов)   и
муниципального   имущества  (100  процентов),  средств  предприятий  и
организаций,  внебюджетных фондов, краткосрочных кредитов коммерческих
банков.
     Для обеспечения  принятых  программ  развития  малых  и   средних
городов   могут  учитываться  финансовая  помощь  федеральных  органов
исполнительной  власти  и  органов  исполнительной  власти   субъектов
Российской Федерации,  средства,  выделяемые на реализацию федеральных
целевых программ, выполняемых на территории соответствующих городов, а
также   внебюджетные   фонды   и  привлекаемые  средства  предприятий,
финансовых организаций и банков, иностранных инвесторов.
     При подготовке  и  осуществлении  программ  развития  городов  их
администрации  могут  вводить  налоговые  льготы  в   соответствии   с
действующим законодательством Российской Федерации.
     В Программе    предусматриваются    расширение    и     повышение
эффективности  деятельности  Центрального банка Российской Федерации и
коммерческих банков в малых и средних городах,  использование денежных
средств,  сберегаемых  в малых городских поселениях,  прежде всего для
развития этих поселений,  создание законодательно-правовых условий для
постепенного   перевода  отделений  Сберегательного  банка  Российской
Федерации на преимущественное кредитование организаций,  расположенных
на территории местного самоуправления, и проживающего там населения.
     В Программе  предусматриваются  также   налоговое   регулирование
градостроительной  деятельности  на  исторических территориях городов,
организация муниципальных банков и их филиалов,  выпуск  муниципальных
займов  и  муниципальных  облигаций,  формирование рынка жилья или его
аренды.
     4.2.2. Создание инфраструктуры рынка
     На федеральном уровне:
     а) введение     механизмов    кредитования,    базирующихся    на
использовании в  малых  и  средних  городах  материальных,  природных,
трудовых ресурсов,  недвижимости,  создание ипотечных банков, введение
вексельного оборота;
     б) формирование        организационных        основ       системы
финансово-промышленных   компаний,   банков,   акционерных   страховых
организаций.  Основными  учредителями указанных организаций могут быть
малые и средние города, предприятия и организации, расположенные на их
территории, внебюджетные фонды;
     в) разработка механизмов  включения  населения  малых  и  средних
городов в процесс послечековой приватизации.
     На региональном и местном уровнях:
     а) активизация включения малых и средних городов в рыночные связи
с  использованием  создаваемого на паевых началах торгового дома Союза
малых городов Российской Федерации,  образование системы ассоциаций  и
синдикатов  для  предприятий этих городов;  участие в местных ярмарках
сырья,  промышленной и сельскохозяйственной продукции; выведение малых
и    средних    городов    на    внешние   рынки   через   создаваемые
импортно-экспортные компании Союза малых городов Российской Федерации;
     б) формирование  рынка населенных мест,  предлагающих свои услуги
населению и предприятиям;
     в) повышение   информационной   обеспеченности  малых  и  средних
городов  (развитие  телефонной  сети  с  изданием  и  распространением

Страницы: 1  2