ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭР МОСКВЫ 3 декабря 1996 г. N 555/1-РМ (ВММ 97-5) В соответствии с распоряжением Мэра Москвы от 16.07.96 N 87/1-РМ "О структуре Мэрии города Москвы" и в связи с преобразованием Департамента промышленности в Департамент науки и промышленной политики (распоряжение Мэра Москвы от 22.07.96 N 138/1-РМ), а также постановлением Правительства Москвы от 26.11.96 N 934 "О Положении о Департаменте науки и промышленной политики": 1. Утвердить Положение о Департаменте науки и промышленной политики (приложение). 2. Руководителю Департамента науки и промышленной политики совместно с руководителями Департамента экономической политики и развития г.Москвы и Департамента финансов внести Мэру Москвы на утверждение предложение о порядке финансирования работ, предусмотренных городским бюджетом по статье "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу". 3. Считать утратившими силу распоряжение Премьера Правительства Москвы от 16.03.92 N 628-РП "О создании Департамента промышленности и потребительского рынка", постановление Правительства Москвы от 16.06.92 N 387 "Об утверждении Положения о Департаменте промышленности и потребительского рынка", распоряжение Мэра Москвы от 22.12.92 N 573-РМ "О частичном изменении структуры управления городским хозяйством" в части, касающейся Департамента промышленности, и распоряжение Премьера Правительства Москвы от 17.03.93 N 440-РП "Об утверждении Положения о Департаменте промышленности". 4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на Вице-мэра Москвы, первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. Мэр Москвы Ю.М. Лужков Приложение к распоряжению Мэра от 3 декабря 1996 г. N 555/1-РМ ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ НАУКИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ 1. Общие положения 1.1. Департамент науки и промышленной политики (далее именуемый "Департамент") является функциональным органом городской администрации (Мэрии Москвы), входит в состав комплекса социальной сферы Правительства Москвы и обеспечивает формирование промышленной и научно-технической политики Правительства города. Департамент науки и промышленной политики образован распоряжением Мэра Москвы от 22.07.96 N 138/1-РМ "Об органах исполнительной власти города Москвы" и является правопреемником Департамента промышленности. 1.2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами города Москвы, распоряжениями Мэра Москвы, постановлениями Правительства Москвы, распоряжениями Премьера Правительства Москвы, иными нормативно-распорядительными документами, а также настоящим Положением, и несет ответственность перед Мэром, Вице-мэром и Правительством Москвы за выполнение возложенных на Департамент функций. 1.3. Департамент выступает от имени Правительства Москвы перед федеральными органами исполнительной власти по вопросам развития и деятельности предприятий промышленности, науки и научного обслуживания города. 1.4. Департамент является юридическим лицом, может своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде и в арбитражном суде в рамках своей компетенции. Департамент имеет круглую печать, содержащую его полное наименование и изображение герба города Москвы, самостоятельный баланс, текущий и другие счета в учреждениях банков. Имущество Департамента состоит из денежных средств, а также переданных ему в оперативное управление зданий, сооружений, оборудования и инвентаря. Финансирование Департамента осуществляется из средств бюджета г.Москвы. Юридический адрес Департамента: 125047 г. Москва, улица Большая Грузинская, дом 76. 2. Основные задачи 2.1. Формирование и проведение скоординированной с федеральными органами исполнительной власти научной и промышленной политики Правительства Москвы, включая определение приоритетных направлений деятельности и развития науки и промышленности города, а также выбор направлений структурных и институциональных преобразований предприятий науки и промышленности. 2.2. Эффективное использование научно-технического потенциала, увеличение вклада науки и техники в развитие экономики города, с целью реализации важнейших социальных задач. 2.3. Проведение инвестиционной политики научно-промышленного комплекса и мобилизация трудовых, финансовых и других ресурсов для выполнения принятых Правительством Москвы инвестиционных и инновационных программ и проектов. 2.4. Повышение эффективности использования государственной собственности предприятий науки и промышленности на основе приватизации, организации корпоративного и доверительного управления ею, реорганизации и санации несостоятельных предприятий. 2.5. Участие в формировании и размещении на предприятиях науки и промышленности, находящихся на территории г.Москвы, городского заказа для обеспечения нужд населения города и общегородских нужд. 2.6. Подготовка для внесения в установленном порядке в законодательные органы власти города и Российской Федерации предложений по разработке и изменению действующего законодательства по вопросам компетенции Департамента. 2.7. Организация, в рамках компетенции Департамента, исполнения законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации в области обороны. 3. Основные функции 3.1. Подготовка проектов и оперативный контроль исполнения распоряжений Мэра, постановлений Правительства Москвы, распоряжений Премьера Правительства Москвы и иных нормативно-распорядительных документов и поручений Мэрии и Правительства Москвы по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. 3.2. Определение основных направлений деятельности промышленности и науки и их представление на рассмотрение Правительству Москвы. 3.3. Экономическое прогнозирование деятельности и развития предприятий науки и промышленности. 3.4. Организация работы по осуществлению экономических реформ в промышленности и науке, в том числе: 3.4.1. Содействие формированию корпоративных структур с целью объединения промышленного и финансового капитала и концентрации ресурсов на инвестиции в промышленность и науку. 3.4.2. Применение и совершенствование форм и методов государственного регулирования деятельности предприятий, находящихся на территории г.Москвы,включая: - участие в регулировании тарифных и таможенных ставок (внесение предложений по их изменению); - участие в подготовке совместно с профсоюзами тарифных (картельных) соглашений по оплате труда; - внесение предложений по реструктуризации имущественных комплексов, перепрофилированию или продаже предприятий, неэффективно использующих городскую инфраструктуру и землю; - развитие маркетинговых и консалтинговых услуг. 3.4.3. Подготовка предложений по совершенствованию экономической политики Правительства Москвы в отношении деятельности находящихся на территории города промышленных предприятий, в том числе по налогообложению, платежам за ресурсы, экономическим стимулам и санкциям. 3.5. Участие в подготовке и реализации городских инвестиционных и инновационных программ (проектов). 3.6. Формирование пакета инвестиционных программ и проектов развития промышленности. Создание условий для более эффективного использования в этих целях имеющихся материальных и информационных ресурсов. 3.7. Формирование внебюджетных фондов инвестиционной поддержки промышленности, научного, научно-технического, технологического развития и управление ими. 3.8. Управление государственными предприятиями науки и промышленности, находящимися в собственности г. Москвы, в том числе на основе ежегодного установления целевых технико-экономических показателей и включения их в контракт с руководителем, а также путем подбора, назначения и освобождения руководителей этих предприятий. 3.9. В пределах предоставленных прав по вопросам, относящимся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, участие в управлении и контроль за деятельностью государственных предприятий и научных организаций федерального значения, расположенных на территории г.Москвы. 3.10. Участие в пределах прав, предоставленных законодательством, в управлении предприятиями иных организационно-правовых форм, в том числе на основе представительства в советах директоров акционерных обществ, а также передаче в доверительное управление пакетов акций акционерных обществ, закрепленных за Правительством Москвы и относящихся к промышленному комплексу города. 3.11. Рассмотрение предложений о создании государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ с участием города Москвы и подготовка совместно с Комитетом по управлению имуществом Москвы заключений по ним. 3.12. Участие в работе Городской комиссии Москомимущества по приватизации. 3.13. Организация совместно с Московским комитетом по делам о несостоятельности (банкротстве) в порядке, установленном законодательством, работы по принудительной реструктуризации имущества, санации и реорганизации несостоятельных предприятий. 3.14. Организация работы по размещению городского заказа на предприятиях науки и промышленности города. Заключение по поручению Правительства Москвы договоров с предприятиями на поставку промышленной продукции для городских нужд,привлечение научного потенциала предприятий и организаций Москвы для решения городских задач. 3.15. Организация взаимодействия промышленных предприятий приоритетных направлений деятельности,а также выполняющих заказы для городских нужд,с предприятиями и организациями,созданными с участием Правительства Москвы. Содействие внедрению законченных научно-технических разработок на промышленных предприятиях г.Москвы с целью перепрофилирования производств и сохранения рабочих мест. Организация и финансирование непрерывного процесса "разработка - производство". 3.16. Организация работы со средствами массовой информации в целях пропаганды достижений науки и техники, объективного освещения проблемных вопросов промышленной политики Правительства Москвы, а также для оказания помощи предприятиям, находящимся на территории Москвы, в продвижении товара на отечественный и зарубежный рынки. 3.17. Взаимодействие и координация работы с федеральными, городскими и территориальными органами исполнительной власти, а также общественными организациями по вопросам, относящимся к компетенции Департамента. Подготовка совместных предложений о совершенствовании организационно-экономического механизма научной и инновационной деятельности. 3.18. Участие представителей Департамента в составах научных и координационных советов по проблемам науки и техники, научно-технических комиссий, экспертных и рабочих групп, создаваемых органами исполнительной власти Российской Федерации и Правительством Москвы. 3.19. Рассмотрение в установленном порядке предложений, жалоб и заявлений граждан, предприятий науки и промышленности, общественных и других организаций. 3.20. Участие в планировании мероприятий по мобилизационной подготовке на предприятиях науки и промышленности города, подготовка мероприятий гражданской обороны. 3.21. Участие в формировании перечня целевых научно - технических программ, направленных на повышение технико - технологического уровня отраслей промышленности и городского хозяйства, организация работы по согласованию и выделению бюджетных и иных средств на финансирование указанных программ. 3.22. Осуществление функций городского инвестора в реализации научно-технических программ, финансируемых за счет бюджета города, централизованно консолидируемых и иных привлекаемых средств. 3.23. Формирование оптового рынка товаров и услуг, предоставляемых московской промышленностью. 3.24. Организация работы по подготовке проектов или заключений на проекты законодательных и иных нормативных актов, относящихся к компетенции Департамента. 4. Вопросы совместного ведения и взаимодействия Департамент взаимодействует и рассматривает совместно с другими органами городской администрации следующие вопросы: С отраслевыми и функциональными органами: 4.1. Комплекс экономической политики и имущественно-земельных отношений: 4.1.1. Согласовывает и/или вносит предложения в систему экономических и правовых регуляторов, обеспечивающую переход городских предприятий науки и промышленности на рыночные отношения (политика цен и антимонопольные меры, механизм лицензирования видов деятельности, кредитные льготы, финансовые дотации и др.). 4.1.2. Участвует в формировании комплексных целевых программ развития в части определения нужных городу направлений предпринимательской деятельности в сфере науки и промышленности и согласования размеров инвестиций. 4.1.3. Согласовывает (вносит) документы по приватизации и реструктуризации предприятий науки и промышленности. 4.1.4. Согласовывает предложения по системе местных налогов и сборов с предприятий науки и промышленности. 4.1.5. Участвует в работе городской Комиссии по тарифам. 4.1.6. Участвует в подготовке договора по обеспечению городской администрации статистическими материалами, необходимыми для разработки прогнозов деятельности и развития предприятий промышленности, науки и научного обслуживания, а также прогноза поступлений от них средств в бюджет города. 4.1.7. Формирует предложения по участию отраслевых НИИ, КБ и промышленных предприятий, расположенных на территории Москвы, в программе научно-технического развития городского хозяйства. 4.1.8. Участвует в формировании городского заказа по отраслевым направлениям развития городского хозяйства и согласовывает объемы их финансирования на планируемый период. 4.1.9. Представляет в Департамент экономической политики и развития г.Москвы отчеты о реализации программы научно-технического развития города в части отраслевых приоритетных направлений и расходовании выделенных бюджетных средств. 4.2. Комплекс городского хозяйства: 4.2.1. Участвует в размещении (по его заявке) городского заказа на предприятиях науки и промышленности города в целях обеспечения эксплуатации и развития инженерной инфраструктуры. 4.2.2. Совместно с Департаментом продовольственных ресурсов и с Департаментом потребительского рынка и услуг формирует пропорции сбалансированного развития предприятий науки и промышленности города, обеспечивающих население продовольствием и товарами народного потребления. 4.2.3. Согласовывает порядок формирования и принципы организации общегородской системы телекоммуникаций и информатизации. 4.3. Комплекс перспективного развития: 4.3.1. Участвует в размещении (по его заявке) городского заказа на предприятиях науки и промышленности города в целях обеспечения реализации инвестиционных проектов федерального и городского уровня, а также в рамках обеспечения строительства, реконструкции и реставрации объектов социального и производственного назначения. 4.3.2. Участвует в разработке программы градостроительного развития административных округов и районов города Москвы в части формирования промышленных зон, реализации инвестиционных программ и проектов в сфере науки и промышленности. 4.4. Департамент внешних связей, Департамент финансов, другие органы городской администрации: 4.4.1. Взаимодействует с Департаментом внешних связей по вопросам привлечения иностранных капиталов в Москву для реализации инвестиционных и инновационных проектов в сфере науки и промышленности. 4.4.2. Согласовывает с Департаментом финансов проекты бюджета города в части определения доходов и расходов в сфере науки и промышленности, плана формирования и расходования финансовых средств внебюджетных фондов поддержки науки и промышленности. 4.4.3. Участвует в реализации проводимых Москомприродой и Мосгорцентром Госсанэпиднадзора программ экологического оздоровления города. 4.5. Комплекс социальной сферы: 4.5.1. Участвует совместно с Комитетом социальной защиты населения г.Москвы и Московским городским правлением Всероссийского общества инвалидов в обеспечении социальной защиты и трудоустройства инвалидов и пенсионеров на предприятиях города. 4.5.2. Участвует совместно с Комитетом труда и занятости в организации мероприятий по сохранению или созданию новых рабочих мест. 4.5.3. Участвует совместно с Комитетом общественных и межрегиональных связей в разработке и реализации трехстороннего Соглашения между Правительством Москвы, Московской конфедерацией промышленников и предпринимателей и Московской Федерацией профсоюзов. 4.5.4. Организует совместно с Управлением печати и информации информирование предприятий и населения города о деятельности Департамента. 4.5.5. Участвует совместно с Управлением бюджетного планирования городского заказа в формировании и определении источников финансирования городского заказа для обеспечения нужд комплекса социальной сферы города (включая нужды административных округов). 4.6. С префектами административных округов : 4.6.1. Получает программы и экономические прогнозы развития предприятий и организаций науки и промышленности на территориях административных округов. 4.6.2. Участвует в проведении инвентаризации и оценке эффективности использования государственного имущества предприятий и организаций науки и промышленности, расположенных на территориях административных округов. 4.6.3. Взаимодействует в вопросах реорганизации и санации несостоятельных предприятий науки и промышленности. 4.6.4. Участвует в размещении городского заказа на потребительские товары, производимые предприятиями науки и промышленности, в целях обеспечения нужд населения административных округов города (по их заявке). 4.6.5. Согласовывает инвестиционные проекты использования средств Фонда занятости для финансовой поддержки предприятий науки и промышленности, действующих на территории административных округов, способных выпускать конкурентоспособную продукцию и увеличивать число рабочих мест. 4.6.6. Способствует использованию потенциала научных организаций в сфере образования и здравоохранения. Организует размещение городских заказов на предприятиях науки и промышленности города для обеспечения деятельности учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, действующих на территории административного округа. 4.6.7. Прорабатывает вопросы деятельности трехсторонней комиссии: Правительство Москвы, Московская Конфедерация промышленников и предпринимателей, Московская Федерация профсоюзов в части вопросов обеспечения занятости, заработной платы, охраны и безопасности труда. 4.6.8. Участвует в организации контроля за соблюдением Закона о защите прав потребителей, требований охраны труда, санитарных, экологических и других требований на предприятиях промышленности города. 5. Права Департамента Департамент имеет право: 5.1. Вносить на рассмотрение Мэра, Вице-мэра, Правительства Москвы, Премьера Правительства и его заместителей предложения по вопросам, относящимся к его компетенции, в том числе по порядку применения экономических стимулов и санкций, определению приоритетных направлений деятельности промышленности, формированию региональных финансово-промышленных групп и иных корпоративных структур, перепрофилированию, продаже или ликвидации предприятий, неэффективно использующих городскую инфраструктуру и землю, а также по созданию государственных унитарных предприятий, хозяйственных обществ и товариществ с участием города Москвы. 5.2. Получать в установленном порядке от иных органов городской администрации, налоговых инспекций, а также от контрольных и правоохранительных органов и от предприятий науки и промышленности любых форм собственности, расположенных на территории города, информацию, необходимую для анализа социально-экономического развития Москвы, в том числе сведения о проектах и планах мероприятий развития предприятий, затрагивающих интересы города. 5.3. Разрабатывать предложения к планам и программам, принимаемым федеральными органами государственной власти и затрагивающим интересы Москвы как субъекта Федерации, в части, относящейся к компетенции Департамента. 5.4. Рассматривать и согласовывать представляемые предприятиями и организациями науки и промышленности государственной или иной (с долей государства более 25 %) форм собственности предложения по вопросам продажи имущества, сдачи его в аренду, передачи имущества в залог или в качестве вклада в уставный капитал других хозяйственных обществ или товариществ. 5.5. Участвовать при разработке проекта бюджета города в определении порядка распределения и использования бюджетных средств, выделяемых по статьям "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу", "Промышленность, энергетика и строительство", "Развитие рыночной инфраструктуры". 5.6. Участвовать в пределах своей компетенции и в рамках действующего законодательства в проверках финансово-хозяйственной деятельности предприятий науки и промышленности города, соблюдения ими действующих законов, норм и правил, а также лицензий, регламентирующих их деятельность, договорных обязательств, включая договоры купли-продажи имущества, заключенные в процессе приватизации. Привлекать по согласованию с соответствующими органами городской администрации и правоохранительными органами к проведению этих проверок специалистов - работников этих органов. 5.7. По поручению Мэра, Вице-мэра и Правительства Москвы проводить деловые переговоры на межрегиональном, межгосударственном (в рамках СНГ) и международном уровнях и заключать контракты, соглашения и договоры. 5.8. Привлекать на договорной основе научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, высшие учебные и другие учреждения, а также отдельных специалистов и экспертов, включая зарубежных, для разработки наиболее важных и сложных вопросов развития и совершенствования управления предприятиями и организациями науки и промышленности, а также для подготовки предложений к проектам программ, прогнозов и других разработок, относящихся к сфере деятельности Департамента. 5.9. Определять условия приемки и оплаты проектных, научноисследовательских, опытно - конструкторских и иных работ, финансируемых за счет средств бюджета г.Москвы, в которых Департамент выступает в качестве городского инвестора. Участвовать в приемке научно - технических разработок, исследований и проектов, обеспечивая при необходимости их независимую экспертизу. 5.10. Формировать предложения по развитию предприятий и организаций науки и промышленности, действующих в приоритетных направлениях или выполняющих городской заказ, для включения их в городские и федеральные (от имени города) целевые программы, финансируемые из средств города и Российской Федерации. 5.11. Организовывать совместно с иными органами городской администрации оптовые торговые ярмарки с целью формирования оптового рынка товаров и услуг, предоставляемых московской промышленностью. 5.12. Участвовать совместно с Управлением бюджетного планирования городского заказа в формировании городского заказа для обеспечения нужд комплекса социальной сферы города. 5.13. Участвовать совместно с Комитетом труда и занятости в направлении средств Фонда занятости на поддержку московских предприятий и организаций науки и промышленности, выпускающих конкурентоспособную продукцию, с целью создания новых или сохранения имеющихся рабочих мест. 6. Организация деятельности Департамента 6.1. Деятельность Департамента по реализации научно-промышленной политики в городе осуществляется программно-целевыми методами, направленными на первоочередное развитие отраслей, обеспечивающих нужды населения города и городского хозяйства. 6.2. Департамент возглавляет руководитель, министр Правительства Москвы, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Мэром Москвы. Министр Правительства Москвы - руководитель Департамента науки и промышленной политики руководит деятельностью Департамента и Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве), координирует и направляет деятельность АО "Московский комитет по науке и технологиям". На время отсутствия министра Правительства Москвы - руководителя Департамента науки и промышленной политики его обязанности исполняет первый заместитель руководителя Департамента. Первый заместитель и заместители руководителя Департамента назначаются и освобождаются от должности Премьером Правительства Москвы по представлению руководителя Департамента. 6.3. Руководитель Департамента: - осуществляет непосредственное руководство деятельностью Департамента, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и функций, организует работу Департамента, определяет полномочия и осуществляет распределение обязанностей своих заместителей и других работников Департамента, устанавливает степень их ответственности за состояние дел на порученных участках, способствует повышению их квалификации и развитию инициативы; - утверждает Положения о структурных подразделениях Департамента и должностные инструкции работников Департамента; - издает в пределах компетенции Департамента приказы, обязательные для исполнения всеми подразделениями и работниками Департамента и подведомственными ему предприятиями и организациями науки и промышленности города; - распоряжается финансовыми средствами и имуществом Департамента; - в пределах выделенных на содержание Департамента финансовых средств утверждает и вносит изменения в структуру, штатное расписание и должностные оклады работников Департамента, смету расходов, условия и порядок материального поощрения работников Департамента; решает вопросы расстановки, премирования и иного поощрения работников Департамента, установления им персональных надбавок и окладов; - принимает на работу и увольняет работников Департамента; - устанавливает правила внутреннего трудового распорядка в Департаменте, принимает меры по поддержанию и соблюдению исполнительской и трудовой дисциплины; - представляет без доверенности Департамент в международных, федеральных, городских государственных и общественных организациях (включая зарубежные) по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. - управляет средствами Внебюджетного фонда финансовой поддержки промышленности города Москвы; 6.4. Ревизия деятельности Департамента осуществляется Правительством Москвы или другими органами, которым это право предоставлено законом. 7. Заключительные положения 7.1. Изменения в настоящее Положение могут быть внесены Мэром Москвы. 7.2. Реорганизация и ликвидация Департамента осуществляется Мэром Москвы. |