О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 18 февраля 2008 г. N ШТ-15-2/166 (Д) Федеральная налоговая служба в связи с проведением 20.02.2008 совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова по вопросу о государственной поддержке малого предпринимательства сообщает следующее. Одним из важнейших направлений реализации государственной политики, направленной на развитие и поддержку малого предпринимательства, является совершенствование налогообложения субъектов малого предпринимательства. Введение в действие с 01.01.2003 специальных налоговых режимов, установленных главами 26.2 "Упрощенная система налогообложения" и 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход" Налогового кодекса Российской Федерации, позволило налогоплательщикам (в основном осуществляющим деятельность в сфере малого бизнеса) значительно упростить порядок определения налоговых обязательств, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузки. Для индивидуальных предпринимателей, занимающихся отдельными видами деятельности, с 2006 года предусмотрена возможность работы на патенте. По состоянию на 01.01.2007 на упрощенную систему налогообложения перешло 1341,4 тыс. налогоплательщиков (в т.ч. организаций 648,0 тыс.), и по сравнению с 2003 годом их количество увеличилось почти в 2 раза (в т.ч. организаций в 2,6 раза). По состоянию на 01.01.2007 количество налогоплательщиков, применяющих ЕНВД, составило 2273,6 тыс. (в т.ч. 346,5 тыс. организаций), и по сравнению с 2003 годом их количество увеличилось на 23% (в т.ч. организаций более чем в 2 раза). Количество индивидуальных предпринимателей, по состоянию на вышеуказанную дату, перешедших на упрощенную систему налогообложения на основе патента, составило только 726 человек. В настоящее время упрощенная система налогообложения на основе патента введена на территории всего 32 субъектов Российской Федерации. Следует отметить, что в целях создания благоприятных условий для налогообложения малого бизнеса ФНС России приняты меры по упрощению форм и сокращению количества показателей налоговых деклараций по специальным налоговым режимам, налоговыми органами на постоянной основе ведется работа по разъяснению налогоплательщикам порядка исчисления и уплаты налогов (в т.ч. через СМИ и Интернет). Вместе с тем практика налогообложения малого предпринимательства свидетельствует о наличии следующих основных проблем: 1) у налогоплательщиков возникают серьезные затруднения по ведению бухгалтерского и налогового учета и, следовательно, по определению налогооблагаемой базы по уплачиваемым налогам при одновременном применении различных систем налогообложения (общая система налогообложения и ЕНВД, упрощенная система налогообложения и ЕНВД); 2) у многих индивидуальных предпринимателей отсутствует возможность перехода на упрощенную систему налогообложения на основе патента в связи с тем, что осуществляемые ими виды деятельности в соответствии с принятыми по месту их жительства нормативными правовыми актами муниципальных образований подлежат в обязательном порядке переводу на уплату ЕНВД. Необходимо отметить, что удельный вес поступлений предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации составил в 2007 году 1,75% против 1,52% в 2005 году. Представляется целесообразным проведение работы, направленной на создание условий, способствующих увеличению поступлений от указанных категорий налогоплательщиков и повышению их роли в формировании доходной части бюджетной системы Российской Федерации. Заместитель Руководителя, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Т.В.ШЕВЦОВА 18 февраля 2008 г. N ШТ-15-2/166 |