БАНК ЯВЛЯЕТСЯ ДОЧЕРНЕЙ КОМПАНИЕЙ ФРАНЦУЗСКОЙ БАНКОВСКОЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩЕЙ 100% УЧАСТИЯ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ БАНКА. 1. ПРАВОМЕРНО ЛИ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ РЕКЛАМНЫХ АКЦИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТОВАРНОГО ЗНАКА МАТЕРИНСКОЙ КОМПАНИИ ДО МОМЕНТА РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРА О ПЕРЕДАЧЕ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК, ЕСЛИ СТОРОНЫ ДОГОВОРА УСТАНОВЯТ, ЧТО ЕГО УСЛОВИЯ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ОТНОШЕНИЯ, ВОЗНИКШИЕ ДО ЕГО ПОДПИСАНИЯ? 2. ВПРАВЕ ЛИ БАНК В СЛУЧАЕ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛУЧЕНИЯ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК ОТ МАТЕРИНСКОЙ КОМПАНИИ ПРИМЕНИТЬ ПП. 11 П. 1 СТ. 251 НК РФ? 3. В СЛУЧАЕ НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПП. 11 П. 1 СТ. 251 НК РФ КАКОМУ УРОВНЮ ЦЕН СОГЛАСНО СТ. 40 НК РФ ДОЛЖНО СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НЕИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 марта 2008 г. N 03-03-06/2/28 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке признания расходов на проведение рекламных акций для целей налогообложения прибыли и сообщает следующее. 1. При определении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщик - российская организация уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов в порядке, предусмотренном гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом ст. 252 Кодекса предусмотрены критерии, в соответствии с которыми осуществленные затраты (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса) признаются расходами для целей налогообложения и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируется порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом. В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам организации, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса. Согласно п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 Кодекса относятся: - расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети; - расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; - расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании. Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также на прочие виды рекламы, осуществленные им в течение налогового (отчетного) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Учитывая изложенное, а также положения п. 1 ст. 252 Кодекса, расходы на рекламу товарных знаков, право использования которых в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации у налогоплательщика отсутствуют, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли. 2. В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 251 Кодекса доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно, в случаях, установленных указанным подпунктом, не учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. При этом указанное освобождение установлено только в отношении получаемого налогоплательщиком имущества и не может применяться к случаям безвозмездного получения имущественных прав. 3. Вопрос определения размера вознаграждения за предоставление неисключительных прав на использование товарных знаков, не относится к компетенции Департамента. В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Статьей 40 Кодекса установлены принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения, используемые при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 марта 2008 г. N 03-03-06/2/28 |