Страницы: 1 2 безопасным для использования необученными людьми. 5.13.4. Масса самовосстанавливающегося плота должна быть не менее 185 кг. 5.14. Требования к спасательной шлюпке 5.14.1. Спасательная шлюпка (далее - шлюпка) должна иметь достаточную остойчивость при неблагоприятных погодных условиях и достаточный надводный борт, когда она полностью укомплектована людьми и снаряжением. Шлюпка должна сохранять положительную остойчивость в прямом положении при благоприятных погодных условиях, когда она полностью укомплектована людьми и снаряжением и имеет пробоину в любом месте ниже ватерлинии при условии, что нет потери плавучего материала и других повреждений. 5.14.2. Шлюпка должна обладать достаточной прочностью, чтобы ее можно было: - безопасно спускать на воду, когда она полностью укомплектована людьми и снаряжением; - спускать на воду и буксировать на переднем ходу судна при скорости пять узлов при благоприятных погодных условиях. 5.14.3. Корпус и жесткое закрытие шлюпки следует изготовлять из негорючего или медленно распространяющего пламя материала. 5.14.4. Места для сидения должны быть оборудованы на поперечных и продольных банках или закрепленных сидениях, которые должны быть сконструированы так, чтобы выдерживать: - воздействие силы, эквивалентной числу людей массой 100 кг каждый, для которых оборудованы места для сидения; - массу 100 кг на одно сидение, расположенное в любом месте шлюпки, когда шлюпка, спускаемая с помощью лопарей, сбрасывается в воду с высоты не менее 3 м; - массу 100 кг на одно сидение, расположенное в любом месте свободнопадающей шлюпки, когда она сбрасывается с высоты, в 1,3 раза превышающей допустимую высоту установки. 5.14.5. Шлюпка, за исключением свободнопадающей, спускаемая с помощью лопарей, должна обладать прочностью, чтобы выдерживать воздействие силы без остаточной деформации после ее снятия: - в 1,25 раза превышающей полную массу шлюпки, полностью укомплектованной людьми и снаряжением, - для шлюпки с металлическим корпусом; - в два раза превышающую общую массу шлюпки, полностью укомплектованной людьми и снаряжением, - для других шлюпок. 5.14.6. Шлюпка, за исключением свободнопадающей, спускаемая с помощью лопарей, когда она полностью укомплектована людьми и снаряжением и оборудована в необходимых случаях салазками или привальными брусьями, должна иметь прочность, чтобы выдерживать удар о борт судна при скорости шлюпки не менее 3,5 м/с в направлении, перпендикулярном к борту судна, а также сбрасывание с высоты не менее 3 м. 5.14.7. Расстояние по вертикали между настилом днища и внутренней поверхностью жесткого закрытия или тента, покрывающего на 50% площадь днища, должно быть не менее: 1,3 м - для шлюпки вместимостью не более девяти человек; 1,7 м - для шлюпки вместимостью более 24 человек; расстояния, рассчитанного линейной интерполяцией между 1,3 и 1,7 м, - для шлюпки вместимостью от 9 до 24 человек. 5.14.8. Каждое место для сидения в шлюпке должно быть четко обозначено. 5.14.9. Конструкцией шлюпки должно быть предусмотрено, чтобы посадка в шлюпку всех вмещаемых людей проводилась в течение не более 3 мин. Должна быть обеспечена высадка людей из шлюпки. 5.14.10. Шлюпка должна иметь посадочный трап, позволяющий находящимся в воде людям подняться в шлюпку через любой входной люк. Нижняя ступенька трапа должна находиться, по меньшей мере, на 0,4 м ниже ватерлинии порожней шлюпки. 5.14.11. Конструкцией шлюпки должна быть обеспечена возможность поднимать находящихся в беспомощном состоянии людей либо из воды, либо на носилках. 5.14.12. Все поверхности шлюпки, которые могут быть использованы для прохода, должны иметь нескользкое покрытие. 5.14.13. Шлюпка должна иметь собственную плавучесть или быть оборудована плавучим материалом, стойким к воздействию морской воды, нефти или нефтепродуктов, способным поддерживать шлюпку на плаву со всем ее снаряжением, если она залита водой. Должен быть предусмотрен дополнительный плавучий материал в количестве, достаточном для обеспечения силы плавучести, равной 280 Н на каждого человека из расчета числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке. Дополнительный плавучий материал не должен устанавливаться снаружи корпуса шлюпки. 5.14.14. Шлюпка должна быть остойчивой и иметь положительную метацентрическую высоту, когда она нагружена на 50% от числа людей, допускаемых к размещению, сидящих в нормальном положении по одну сторону от диаметральной плоскости. 5.14.14.1. Шлюпка с бортовыми отверстиями, расположенными вблизи планширя, должна иметь надводный борт, измеряемый от ватерлинии до самого нижнего отверстия, через которое может произойти ее затопление, равный 1,5% длины шлюпки или 100 мм, в зависимости оттого, что больше. 5.14.14.2. Шлюпка, не имеющая бортовых отверстий, расположенных вблизи планширя, должна иметь надводный борт, измеряемый от ватерлинии до самого нижнего отверстия, через которое может произойти ее затопление, равный 1,5% длины шлюпки или 100 мм, в зависимости от того, что больше. 5.14.15. Шлюпка должна быть оборудована двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Не допускается использовать двигатели, работающие на топливе с температурой вспышки ниже 43 град.С. 5.14.16. Двигатель должен быть оборудован ручным пусковым устройством или пусковым устройством с приводом от двух независимых источников энергии. Должны быть предусмотрены необходимые для пуска двигателя приспособления. Пусковые устройства и приспособления должны обеспечивать пуск двигателя при температуре окружающей среды минус 15 град.С в течение не более 2 мин. с момента начала пуска. Работе пусковых устройств не должны мешать кожух двигателя, банки или другие препятствия. 5.14.17. Сила, приложенная к рукоятке ручного пускового устройства, не должна превышать 160 Н. 5.14.18. Двигатель должен работать в течение не менее 5 мин. после пуска из холодного состояния, когда шлюпка находится вне воды в готовом к спуску положении. 5.14.19. Двигатель должен работать при затоплении шлюпки до оси коленчатого вала. 5.14.20. Двигатель должен иметь реверс-редуктор или другое устройство, разобщающее валопровод и гребной винт с двигателем. Должна быть обеспечена возможность движения шлюпки передним и задним ходом. 5.14.21. Выхлопная труба должна быть такой конструкции, чтобы предотвращалось попадание воды в двигатель при нормальной работе. 5.14.22. Гребной винт должен быть расположен и огражден таким образом, чтобы обеспечивалась безопасность людей, находящихся в воде, и предотвращалось повреждение винта плавающими предметами. 5.14.23. Скорость шлюпки на переднем ходу при отсутствии волнения моря, полностью укомплектованной людьми и снаряжением, должна быть не менее шести узлов, а также не менее двух узлов при буксировке плота вместимостью 25 человек, полностью укомплектованного людьми и снаряжением или равноценной заменой по нагрузке. Запас топлива должен быть достаточным для обеспечения движения полностью нагруженной шлюпки со скоростью шесть узлов в час в течение не менее 24 ч. 5.14.24. Двигатель, реверс-редуктор и навешенные на двигатель механизмы должны быть защищены кожухом из материала с медленным распространением пламени или должны быть изготовлены из негорючего материала, или другим способом, обеспечивающим аналогичную защиту. Должна быть обеспечена защита людей от случайного прикасания к горячим или движущимся частям и защита двигателя от непогоды и воздействия моря. Следует предусматривать средства для снижения шума двигателя. Стартерные батареи должны быть размещены в водонепроницаемых ящиках, имеющих вентиляцию. 5.14.25. Конструкцией двигателя и относящихся к нему устройств должно быть предусмотрено ограничение электромагнитного излучения с тем, чтобы работа двигателя не мешала работе радиооборудования, используемого на шлюпке. 5.14.26. Должны быть предусмотрены средства подзарядки батарей стартера, радиостанции и прожектора. Батареи радиостанции не должны использоваться для питания устройств пуска двигателя и прожектора. Должны быть предусмотрены средства для подзарядки батарей от судового источника энергии напряжением не более 50 В, которые могут отключаться во время посадки в шлюпку непосредственно с места установки шлюпки на судне. 5.14.27. Инструкция по пуску и эксплуатации двигателя должна быть изготовлена в водостойком исполнении и вывешена в хорошо заметном месте вблизи органов управления двигателем. 5.14.28. Фундаменты двигателя и реверс-редуктора должны быть прочными и устойчивыми к вибрации, а размеры их элементов должны устанавливаться с учетом мощности двигателя. 5.14.29. Трубопроводы топлива и смазки должны быть надежно защищены от механических повреждений и иметь легкодоступный запорный клапан у цистерны. Система приема воздуха и отвода выхлопных газов должна исключать проникание воды в двигатель. Выпускной трубопровод должен иметь надежную изоляцию. 5.14.30. Шлюпка, за исключением свободнопадающей шлюпки, должна быть оборудована не менее чем одним спускным клапаном, расположенным вблизи самой нижней точки корпуса, который должен автоматически открываться для выпуска воды из шлюпки, когда она находится вне воды, и автоматически закрываться, когда шлюпка находится на воде. Спускной клапан должен быть легкодоступным изнутри шлюпки, а его расположение должно быть четко обозначено. Клапан должен быть снабжен колпачком или пробкой для его закрывания, прикрепленными к шлюпке штертом или цепочкой. 5.14.31. Шлюпка должна иметь руль и румпель. Если предусматривается штурвал или другое средство дистанционного управления рулем, то при выходе их из строя должна оставаться возможность управления шлюпкой с помощью румпеля. Румпель должен быть постоянно установлен на баллере руля или соединен с ним. Если шлюпка оборудована средством дистанционного управления рулем, то румпель может быть съемным и храниться закрепленным вблизи баллера руля. Руль и румпель должны быть устроены таким образом, чтобы они не могли быть повреждены при работе подъемно-спускового приспособления или гребного винта. 5.14.32. С наружной стороны вокруг шлюпки над ее ватерлинией, за исключением пространства вблизи руля и гребного винта, должны быть предусмотрены поручни или плавучий спасательный леер с провесами, закрепленные так, чтобы находящийся в воде человек мог держаться за них. 5.14.33. Шлюпка, не являющаяся самовосстанавливающейся, должна иметь боковые кили или кильпоручни, дающие возможность людям держаться за перевернутую шлюпку. Крепление их к шлюпке должно быть выполнено таким образом, чтобы при ударе о борт судна их отрыв происходил без повреждения корпуса шлюпки. 5.14.34. Шлюпка должна быть оборудована водонепроницаемыми ящиками и отсеками для хранения мелких предметов снаряжения, воды и пищевых запасов. Должны быть предусмотрены средства для хранения собранной дождевой воды. Шлюпка должна быть оборудована приспособлением для сбора дождевой воды или опреснителем для получения питьевой воды из морской. На работу опреснителя не должны влиять солнечное тепло, химические препараты, кроме морской воды. 5.14.35. Шлюпка, предназначенная для спуска с помощью лопаря или лопарей, за исключением свободнопадающей шлюпки, должна быть оборудована подъемно-спусковым приспособлением. 5.14.36. В носовой части шлюпка должна быть оборудована устройством для закрепления фалиня. Устройство должно быть прочным, чтобы во время буксировки судном на переднем ходу со скоростью не менее пяти узлов при благоприятных погодных условиях шлюпка не имела свойств, влияющих на ее безопасность или остойчивость. Устройство для закрепления фалиня, за исключением свободнопадающей шлюпки, должно иметь разобщающий механизм, позволяющий отдавать фалинь изнутри шлюпки, когда она буксируется судном на переднем ходу со скоростью не менее пяти узлов при благоприятных погодных условиях. 5.14.37. На шлюпке, оборудованной стационарной УКВ-аппаратурой двусторонней радиотелефонной связи с антенной, устанавливаемой отдельно от нее, должны быть предусмотрены средства для установки и крепления антенны в рабочем положении. 5.14.38. Шлюпка, предназначенная для спуска по борту судна, должна иметь спусковые салазки и привальные брусья, необходимые для облегчения спуска и предотвращения повреждения шлюпки. 5.14.39. Снаружи в верхней части шлюпки должен быть установлен огонь поиска с ручным выключателем. Огонь должен светиться белым светом и обеспечивать работу постоянно в течение не менее 12 ч с силой света не менее 4,3 Кд во всех направлениях верхней полусферы. Если огонь является проблесковым, то он должен вспыхивать с частотой не менее 50 проблесков и не более 70 проблесков в минуту в течение 12 ч с такой же силой света. 5.14.40. Внутри шлюпки должен быть установлен осветительный огонь, обеспечивающий достаточное освещение в ночное время в течение не менее 12 ч, для чтения инструкции по сохранению жизни и информации по размещению снаряжения. Использование для этих целей масляных фонарей не допускается. 5.14.41. Шлюпка должна быть устроена так, чтобы с места управления шлюпкой имелся обзор носа, кормы и обоих бортов в целях обеспечения безопасного спуска и маневрирования шлюпки. 5.14.42. Предметы снаряжения шлюпки должны быть закреплены внутри шлюпки найтовами, храниться в ящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах или подобных приспособлениях либо должны быть закреплены другим подходящим способом. Предметы снаряжения должны закрепляться так, чтобы не создавать препятствий при эвакуации с борта аварийного судна. 5.14.43. Снаряжение шлюпки должно включать в себя: - нетонущие весла на каждую банку для обеспечения движения шлюпки при благоприятных погодных условиях, за исключением свободнопадающей шлюпки; для каждого весла должны быть предусмотрены уключины типа "кочет", поворотная уключина или другое равноценное приспособление; уключины должны крепиться к шлюпке штертами или цепочками; - два отпорных крюка, один черпак и два ведра; - инструкцию по сохранению жизни; - путевой компас со светящейся картушкой или снабженный средствами освещения; в полностью закрытых шлюпках компас должен быть установлен стационарно у поста управления рулем, на других шлюпках компас должен быть снабжен нактоузом; - плавучий якорь с дректовом длиной, равной трем длинам шлюпки, и ниралом; - два фалиня диаметром не менее 14 мм, выдерживающих разрывную силу не менее чем 0,35 массы шлюпки, укомплектованной людьми, снаряжением и двигателем, длиной не менее двойного расстояния от места расположения шлюпки на судне до ватерлинии судна при наименьшей эксплуатационной осадке или 15 м, в зависимости оттого, что больше; на свободнопадающей шлюпке оба фалиня должны быть уложены вблизи носовой части шлюпки и должны быть готовыми к использованию, на других шлюпках один фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, должен находиться в носовой оконечности шлюпки, а другой должен крепиться к форштевню шлюпки или вблизи него и быть готовым к использованию; - два топора, по одному в каждой оконечности шлюпки; - водонепроницаемые сосуды с питьевой водой вместимостью 3 л на каждого человека из расчета числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке, из которых 1 л этой нормы может быть заменен водой, получаемой из опреснительного аппарата, способного производить общее количество пресной воды в течение двух суток, либо 2 л на человека могут быть заменены водой, получаемой из опреснителя, способного производить такое же количество пресной воды за двое суток; - один нержавеющий ковш со штертом и один нержавеющий градуированный сосуд для питьевой воды; - запас пищи не менее 10000 кДж на каждого человека из расчета числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке; пища должна быть пригодной к употреблению в течение указанного срока, а упаковка - удобной в использовании, быстро разъединяться и легко открываться; запас пищи должен храниться в воздухонепроницаемой упаковке и водонепроницаемом контейнере; - четыре парашютные ракеты, при этом каждая парашютная ракета должна: быть заключена в водостойкий корпус; быть снабжена краткой инструкцией или маркировкой, нанесенной на ее корпус, четко иллюстрирующей способ использования ракеты; иметь конструкцию, удобную для удерживания в руках при использовании ракеты в соответствии с инструкцией или маркировкой завода-изготовителя; иметь встроенное запальное устройство; при запуске достигать высоты не менее 300 м в вертикальном направлении; выпускать парашютный сигнал по достижении верхней точки траектории или близи нее; светиться ярко-красным светом; гореть равномерно со средней силой света не менее 30000 Кд; гореть не менее 40 с; иметь скорость спуска не более 5 м/с; не повреждать во время горения свой парашют или его крепление; - шесть фальшфейеров, при этом каждый фальшфейер должен: быть заключен в водостойкий корпус; быть снабжен краткой инструкцией или маркировкой, нанесенной на его корпус, четко иллюстрирующей способ использования фальшфейера; иметь конструкцию, удобную для удерживания в руках, чтобы не подвергать опасности спасательное средство горящими или тлеющими остатками при использовании его в соответствии с инструкцией или маркировкой завода-изготовителя; иметь собственное запальное устройство; светиться ярко-красным светом; гореть равномерно со средней силой света не менее 15000 Кд; гореть не менее 1 мин.; продолжать гореть после погружения его на 10 с в воду на глубину 100 мм; - две плавучие дымовые шашки, при этом каждая плавучая дымовая шашка должна: быть заключена в водостойкий корпус; быть снабжена краткой инструкцией или маркировкой, нанесенной на корпус, четко иллюстрирующей способ использования шашки; не гореть вспышками и не выбрасывать пламени в течение всего времени действия; выделять равномерно дым оранжевого или желтого цвета в течение не менее 3 мин., находясь на плаву в благоприятных погодных условиях; иметь конструкцию, исключающую возможность заливания ее водой при неблагоприятных погодных условиях; продолжать функционировать при погружении в воду не менее чем на 10 с на глубину 100 мм; - один водонепроницаемый электрический фонарь, пригодный для сигнализации азбукой Морзе, с одним запасным комплектом батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке; - один радиолокационный отражатель, если в шлюпке не установлен радиолокационный ответчик; - одно сигнальное зеркало (гелиограф) для подачи сигналов с инструкцией по его использованию; - один экземпляр таблицы спасательных сигналов в водонепроницаемой упаковке или из водостойкого материала; - аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после пользования может быть снова плотно закрыта; - медикаменты от "морской болезни" в количестве, достаточном на 48 ч, и один гигиенический пакет на каждого человека из расчета числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке; - один комплект рыболовных принадлежностей; - два спасательных кольца плавучих с плавучими линями длиной не менее 30 м; - один складной нож, прикрепленный штертом к шлюпке, и три ножа для консервов; - один сигнальный свисток или равноценное звукосигнальное средство, обеспечивающее уровень звукового давления не менее 100 дБ на расстоянии 1 м; - один ручной осушительный насос, если шлюпка не является самоосушающейся; - один комплект инструментов и запасных частей для двигателя; - переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти; - прожектор с сектором освещения по горизонтали и вертикали не менее 6 град. и силой света 2500 Кд, который может работать непрерывно в течение не менее 3 ч; - индивидуальные теплозащитные средства, соответствующие требованиям 5.7, в количестве не менее 10% числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке, но не менее двух. 5.14.44. На шлюпках, предназначенных для судов прибрежного плавания, снаряжение должно включать в себя: - нетонущее весло на каждую банку с уключиной; - один черпак и одно ведро; - один фалинь диаметром не менее 14 мм, прикрепленный к форштевню и готовый к использованию; - шесть фальшфейеров, соответствующих требованиям 5.8.13; - аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после пользования может быть снова плотно закрыта; - один сигнальный свисток или равноценное звукосигнальное средство, обеспечивающее уровень звукового давления не менее 100 дБ на расстоянии 1 м. 5.14.45. Число людей, допускаемых к размещению на шлюпке, должно быть указано на обоих бортах в носовой части шлюпки и нанесено четким шрифтом несмываемой краской. 5.14.46. Наименование судна и порт приписки, которому принадлежит шлюпка, должны быть нанесены на обоих бортах в носовой части шлюпки печатными буквами латинского алфавита. 5.14.47. Маркировка, позволяющая установить судно, которому принадлежит шлюпка, и номер шлюпки должны быть нанесены таким образом, чтобы они были видны сверху. 5.14.48. Полосы из световозвращающего материала должны быть размещены в верхней части планширя, а также на борту шлюпки ближе к планширю. Общая площадь световозвращающего материала должна быть не менее 150 кв. см. Нашивки должны быть расположены через 80 см от центра до центра. Если установлен тент, то он не должен мешать установке полос из световозвращающего материала на борту шлюпки, верхняя часть тента должна быть снабжена полосами из световозвращающего материала общей площадью не менее 150 кв. см, которые должны быть расположены через 80 см от центра до центра. На частично закрытых или полностью закрытых шлюпках полосы из световозвращающего материала должны быть размещены следующим образом: - для обнаружения горизонтально направленными световыми лучами - через 80 см от центра до центра на половине высоты между планширем и верхней частью стационарного закрытия; - для обнаружения вертикально направленными световыми лучами - через 80 см от центра до центра вокруг наружной части горизонтальной верхней поверхности стационарного закрытия; - на днище спасательной и дежурной шлюпок, которые не являются самовосстанавливающимися. 5.14.49. Срок службы шлюпки, в течение которого должно обеспечиваться ее применение по прямому назначению, должен быть не менее 15 лет. Гарантийный срок хранения с момента изготовления до начала эксплуатации - не менее 1,5 лет. 5.15. Требования к частично закрытой спасательной шлюпке 5.15.1. Частично закрытая спасательная шлюпка (далее - частично закрытая шлюпка) должна соответствовать требованиям 5.14. 5.15.2. Частично закрытая шлюпка должна иметь водонепроницаемые жесткие закрытия, обеспечивающие не менее чем на 20% длины шлюпки от форштевня и кормовой оконечности. 5.15.3. Частично закрытая шлюпка должна иметь постоянно закрепленный складывающийся тент, который совместно с жесткими закрытиями полностью закрывает находящихся в шлюпке людей, защищая их от воздействия внешней среды. Частично закрытая шлюпка должна иметь входы в носовой и кормовой оконечностях и с каждого борта. Входы в жестких закрытиях должны быть водонепроницаемыми в полностью закрытом положении. 5.15.4. Тент должен соответствовать следующим требованиям: - иметь жесткие секции или опоры для его установки; - легко устанавливаться не более чем двумя людьми за время не более 2 мин.; - обеспечивать термоизоляцию подтентового пространства не менее чем двумя слоями материала, разделенными воздушной прослойкой; - наружная поверхность тента должна быть хорошо различимого цвета, а внутренняя - цвета, не вызывающего раздражения у людей, находящихся в шлюпке; - иметь входы, оборудованные устройством открывания-закрывания, которые могут открываться и закрываться изнутри и снаружи, обеспечивая вентиляцию, но исключая проникание в шлюпку морской воды, ветра и холода; должны быть предусмотрены надежные устройства фиксации, позволяющие удерживать входы в открытом и закрытом положениях; - при закрытых входах постоянно пропускать достаточное количество воздуха для находящихся в спасательной шлюпке людей; - иметь приспособление для сбора дождевой воды; - при опрокидывании частично закрытой шлюпки находящиеся в ней люди должны иметь возможность покинуть ее. 5.15.5. Внутренняя поверхность шлюпки, закрытая тентом, должна быть хорошо различимого цвета. 5.16. Требования к полностью закрытой спасательной шлюпке 5.16.1. Полностью закрытая спасательная шлюпка (далее - полностью закрытая шлюпка) должна соответствовать требованиям 5.14. 5.16.2. Полностью закрытая шлюпка должна иметь жесткое водонепроницаемое закрытие, полностью закрывающее шлюпку. Закрытие должно соответствовать следующим требованиям: - доступ в полностью закрытую шлюпку должен обеспечиваться через люки, которые могут герметично закрываться; - входные люки должны располагаться так, чтобы можно было выполнять операции, связанные со спуском и подъемом полностью закрытой шлюпки, не прибегая при этом к выходу из нее людей, за исключением свободнопадающей шлюпки; - обеспечивать безотказное открывание и закрывание крышек выходных люков снаружи и изнутри; крышки люков должны надежно удерживаться в открытом положении; - обеспечивать возможность грести, за исключением свободнопадающей шлюпки; - при закрытых люках и без значительных протечек воды поддерживать на плаву полностью закрытую шлюпку с полным комплектом людей, снаряжения и механизмов, когда шлюпка находится в опрокинутом положении; - иметь иллюминаторы или окна, пропускающие внутрь дневной свет при закрытых люках; - наружная поверхность закрытия должна быть хорошо различимого цвета, а внутренняя - цвета, не вызывающего раздражения у людей, находящихся в шлюпке; - иметь поручни, за которые могут держаться люди, передвигающиеся снаружи шлюпки, и которые могут быть использованы при их посадке и высадке; - люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия; - давление воздуха внутри шлюпки во время работы двигателя при закрытых входах не должно быть выше или ниже атмосферного давления более чем на 20 ГПа. 5.16.3. Для каждого обозначенного места сидения должны быть предусмотрены ремни безопасности, за исключением свободнопадающей шлюпки. Конструкция ремней безопасности должна быть такой, чтобы они надежно удерживали на месте человека массой 100 кг во время спуска шлюпки, когда шлюпка находится в опрокинутом положении. 5.16.4. Остойчивость полностью закрытой шлюпки должна быть такой, чтобы она сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она полностью или частично укомплектована людьми и снаряжением, все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты ремнями безопасности. 5.16.5. После получения повреждений полностью закрытая шлюпка должна удерживать на плаву полное число людей и комплект снаряжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она автоматически занимала положение, позволяющее находящимся в шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды. Когда полностью закрытая шлюпка находится в стабильно затопленном состоянии, уровень воды внутри шлюпки, измеренный вдоль спинки сиденья, не должен превышать 500 мм над любым местом сидения. 5.16.6. Выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании полностью закрытой шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель. 5.16.7. Управление двигателем и его передачей следует проводить с места управления шлюпкой. 5.16.8. Двигатель и относящиеся к нему устройства должны работать в любом положении во время опрокидывания полностью закрытой шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь запускаться после возвращения шлюпки в прямое положение. Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания полностью закрытой шлюпки. 5.16.9. Двигатель с воздушным охлаждением должен иметь систему для забора охлаждающего воздуха и выброса его за пределы шлюпки. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри шлюпки и выбрасывать его также внутрь шлюпки. 5.16.10. Полностью закрытая шлюпка, укомплектованная людьми и снаряжением, должна иметь наружные привальные брусья, обеспечивающие прочность ее корпуса при ударе о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с. 5.17. Требования к свободнопадающей спасательной шлюпке 5.17.1. Свободнопадающая спасательная шлюпка (далее - свободнопадающая шлюпка) должна соответствовать требованиям 5.16. 5.17.2. Вместимость свободнопадающей шлюпки определяется, исходя из числа людей, для которых предусмотрены кресла шириной не менее 430 мм. Кресла не должны мешать работе средств приведения шлюпки в движение и другого оборудования. Свободное пространство перед спинкой кресла должно быть не менее 635 мм, а высота спинки над сиденьем - не менее 1000 мм. 5.17.3. Свободнопадающая шлюпка должна удаляться от судна сразу после вхождения ее в воду и не соприкасаться с судном после спуска свободным падением при дифференте судна на нос до 10 град. и крене до 20 град. на любой борт с допустимой высоты установки, когда она полностью оборудована и нагружена: - максимальным числом людей; - людьми, которые располагаются таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее носу; - людьми, которые располагаются таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее корме; - только спусковой командой. 5.17.4. Свободнопадающая шлюпка должна быть прочной, чтобы выдерживать спуск свободным падением с высоты, в 1,3 раза превышающей допустимую высоту установки, когда она полностью укомплектована людьми и снаряжением. 5.17.5. Свободнопадающая шлюпка должна быть сконструирована так, чтобы обеспечивалась защита людей и оборудования от опасных ускорений, возникающих при спуске с допустимой высоты установки в воду при благоприятных погодных условиях при дифференте до 10 град. и крене до 20 град. на любой борт, когда она полностью оборудована и нагружена: - максимальным числом людей; - людьми, которые размещены таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее носу; - людьми, которые размещены таким образом, что центр тяжести шлюпки оказывается как можно ближе к ее корме; - только спусковой командой. 5.17.6. Свободнопадающая шлюпка должна быть оборудована разобщающей системой, которая должна: - состоять из двух независимых систем, окрашенных в разные цвета, которые приводятся в действие только изнутри шлюпки; - быть устроена так, чтобы разобщать шлюпку от корпуса судна при любых состояниях ее нагрузки от порожнего состояния до состояния нагрузки не менее 200% массы полностью оборудованной шлюпки с максимальным числом людей, для размещения которых она предназначена; - быть защищенной от случайного или преждевременного использования; - быть сконструирована так, чтобы испытание разобщающей системы можно было проводить без спуска шлюпки. 5.18. Требования к спасательной шлюпке с автономной системой воздухоснабжения 5.18.1. Спасательная шлюпка с автономной системой воздухоснабжения должна соответствовать требованиям 5.16 и быть оборудована системой сжатого воздуха. 5.18.2. Объем баллонов со сжатым воздухом системы должен быть достаточным для обеспечения безопасности людей и бесперебойной работы двигателя в течение не менее 10 мин. при полной герметизации шлюпки. 5.18.3. Дозирование воздуха должно проводиться таким образом, чтобы давление внутри шлюпки было не выше или не ниже атмосферного более чем на 20 ГПа. Эта система должна быть оборудована индикаторами, постоянно показывающими давление подаваемого воздуха. 5.19. Требования к спасательной огнезащитной шлюпке 5.19.1. Спасательная огнезащитная шлюпка (далее - огнезащитная шлюпка) должна соответствовать требованиям 5.18 и обеспечивать защиту допускаемых к размещению на ней людей, находясь на воде в зоне непрерывно горящей нефти, окружающей шлюпку со всех сторон в течение не менее 8 мин. 5.19.2. Огнезащитная шлюпка должна быть снабжена подробными инструкциями по эксплуатации в огневых условиях, а также комплектом медикаментов от ожогов и отравления оксидом углерода. 5.19.3. Огнезащитная шлюпка, на которой в качестве средства защиты от огня используется система водяного орошения, должна соответствовать следующим требованиям: - система должна питаться забортной водой, подаваемой самовсасывающим насосом, при этом должна предусматриваться возможность включения и выключения подачи воды для орошения наружной поверхности шлюпки; - водозаборное устройство должно быть устроено так, чтобы предотвращалось попадание горючих жидкостей в систему с поверхности воды; - система должна предусматривать промывку ее пресной водой и полное осушение. 5.19.4. Система орошения или термоизоляция корпуса должны обеспечивать температуру воздуха внутри шлюпки на уровне головы сидящего человека не более 60 град.С в соответствии с требованиями, указанными в 5.19.1. 5.20. Эвакуационная морская система 5.20.1. Эвакуационная морская система состоит из эвакуационного ската, платформы, плотов надувных, эвакуационных устройств. 5.20.2. Эвакуационная морская система должна соответствовать следующим требованиям: - иметь возможность установки ее одним человеком; - иметь возможность эвакуации людей, на которых она рассчитана, на надувные плоты за 30 мин. с момента подачи сигнала об оставлении аварийного объекта; - надувные плоты должны надежно крепиться к платформе и разобщаться с ней одним человеком как из плота, так и с платформы; - должна приводиться в рабочее состояние с судна при условиях дифферента до 10град. и крена до 20град. на любой борт; - если эвакуационная система оборудована наклонным скатом, то угол наклона ската к горизонтальной плоскости должен быть: от 30 град. до 35 град., если судно находится на ровном киле при наименьшей эксплуатационной осадке; не более 55 град., если судно находится в конечной стадии затопления; - оценку пропускной способности эвакуационной системы следует проводить с помощью хронометража операции по эвакуации в условиях порта; - обеспечивать условия для эвакуации в море при силе ветра шесть баллов по шкале Бофорта; - оставаться пригодной к использованию в условиях обледенения; - любая часть системы, требующая технического обслуживания командой, должна быть легкодоступной, а ее обслуживание - выполнимым. 5.20.3. Если судно снабжено одной или более эвакуационными системами, то 50% из них должны быть подвергнуты испытанию на приведение ее в рабочее состояние после установки. При удовлетворительных результатах этих испытаний остальные эвакуационные системы должны быть испытаны на приведение в рабочее состояние в течение 12 мес. с момента установки. 5.20.4. Требования к эвакуационному скату 5.20.4.1. Эвакуационный скат должен обеспечивать безопасный спуск людей разного возраста, роста, массы и физических возможностей, одетых в спасательные жилеты или спасательные гидрокостюмы, на поверхность воды или в коллективные спасательные средства. Скат должен обеспечивать непосредственный доступ в коллективное спасательное средство. Он должен быть снабжен быстро разобщающимся устройством. 5.20.4.2. Эвакуационный скат должен иметь маркировку, содержащую следующую информацию: - наименование изготовителя или торговую марку; - серийный номер; - дату изготовления (месяц и год); - сертификацию изделия; - наименование и местонахождение станции обслуживания, проводившей последнее освидетельствование, а также дату освидетельствования; - пропускную способность эвакуационной морской системы. 5.20.5. Требования к морской платформе 5.20.5.1. Морская платформа (если она установлена) должна соответствовать следующим требованиям: - при заданной рабочей нагрузке должна быть обеспечена ее достаточная сила поддержания; в случае платформы надувного типа ее главные камеры плавучести, включая любые банки или конструктивные надувные элементы днища, должны соответствовать требованиям 5.10.6 в части ее вместимости, но при этом вместимость платформы рассчитывают делением полезной площади платформы на 0,25; - быть устойчивой при неблагоприятных погодных условиях и безопасной при обслуживании; - иметь достаточную площадь, обеспечивающую швартовку не менее двух спасательных плотов, и вместимость числа людей, определяемую техническими характеристиками плотов; - иметь площадь не менее 10 кв. м, достаточную не только для обеспечения швартовки двух и более плотов, но и для размещения людей численностью, определяемой техническими характеристиками плотов; - быть самоосушающейся; - быть разделенной на отсеки таким образом, чтобы утечка газа из любого из них не снижала эксплуатационные характеристики платформы как средства эвакуации; камеры плавучести должны быть разделены на отсеки или защищены от повреждений при взаимодействии с бортом судна; - должна быть оборудована стабилизирующей системой, соответствующей требованиям [1]; - должна быть удерживаемой подтягивающим концом или другими позиционными системами, которые могут автоматически приводиться в рабочее состояние и, если необходимо, устанавливать платформу в положение, необходимое для эвакуации; - должна быть снабжена швартовными и подтягивающими концами достаточной прочности для надежного удерживания наибольшего надувного плота, обслуживаемого системой. 5.20.6. Требования к надувному спасательному плоту, используемому в эвакуационной системе 5.20.6.1. Надувной спасательный плот, используемый с эвакуационной системой, должен: - соответствовать требованиям 5.10; - располагаться вблизи контейнера с эвакуационной системой так, чтобы его можно было сбросить, не задевая скат и платформу; - разобщаться по одному от стеллажа, где он хранится, вместе со средствами для его швартовки к платформе; - устанавливаться со своим фалинем, постоянно прикрепленным к техническому средству; - устанавливаться так, чтобы можно было отдать вручную крепление одного плота и его контейнера одновременно; - снабжаться заранее прикрепленными или легко прикрепляемыми к платформе линями, которые можно отсоединить от платформы из плота. 5.20.7. Скат и платформа должны быть упакованы в контейнер, который должен быть: - сконструирован так, чтобы противостоять износу в условиях морской среды; - водонепроницаемым, за исключением сливных отверстий в днище контейнера. 5.20.8. Контейнер должен иметь маркировку, в которой указывают: - наименование изготовителя или торговую марку; - серийный номер; - наименование организации, сертифицировавшей изделие; - пропускную способность; - надпись "СОЛАС"; - дату изготовления (месяц и год); - дату и место последнего освидетельствования; - максимально допустимую высоту установки над ватерлинией судна. 5.20.9. Инструкции по спуску и эксплуатации наносят на контейнер или вблизи него. 5.21. Требования к дежурной шлюпке 5.21.1. Дежурная шлюпка должна соответствовать требованиям 5.14.1 - 5.14.33, 5.14.35, 5.14.36, 5.14.48. Спасательная шлюпка может быть использована как дежурная шлюпка, если она соответствует требованиям 5.21 и успешно прошла испытания для дежурных шлюпок, а ее установка, спусковые и подъемные приспособления на судне соответствуют требованиям, предъявляемым к дежурной шлюпке. 5.21.2. Дежурная шлюпка может быть жесткой, надутой или комбинированной и должна соответствовать следующим требованиям: - быть длиной от 3,8 до 8,5 м; - обеспечивать размещение не менее пяти человек, находящихся в сидячем положении, и одного - в лежачем положении на носилках; сиденье, за исключением сиденья рулевого, может быть расположено на днище шлюпки при условии, что расчет мест для сидения будет проводиться в соответствии с условиями вместимости спасательных шлюпок. Места для сидения не должны располагаться на планшире, транце или надутых камерах плавучести по бортам шлюпки. 5.21.3. Комбинированная дежурная шлюпка должна соответствовать требованиям 5.21. Если шлюпка не имеет седловатости, то она должна быть оборудована носовым закрытием, имеющим размеры не менее чем на 15% ее длины. 5.21.4. Дежурная шлюпка должна быть способна маневрировать при скорости не менее шести узлов в час и сохранять эту скорость в течение не менее 4 ч. 5.21.5. Дежурная шлюпка должна обладать достаточной мобильностью и маневренностью при неблагоприятных погодных условиях для спасения находящихся в воде людей, сбора спасательных плотов и буксировки самого большого из имеющихся на судне спасательных плотов, полностью укомплектованного людьми и снаряжением или его равноценной заменой, со скоростью не менее двух узлов в час. 5.21.6. Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарным или подвесным двигателем. Если она оборудована подвесным двигателем, то руль и румпель могут являться частью двигателя. Дежурная шлюпка может быть оборудована бензиновым подвесным двигателем с топливной системой, топливные баки которой специально защищены от огня и взрывов. 5.21.7. Дежурная шлюпка должна быть оборудована стационарными приспособлениями для буксировки, обладающими прочностью для сбора или буксировки спасательных плотов в соответствии с требованиями 5.21.5. 5.21.8. Дежурная шлюпка должна быть оборудована водонепроницаемыми средствами для хранения мелких предметов снаряжения. 5.21.9. Дежурная шлюпка должна быть оборудована эффективным средством для откачки воды или быть самоосушающейся. 5.21.10. Предметы снаряжения дежурной шлюпки, за исключением отпорных крюков, которые должны храниться незакрепленными для отталкивания шлюпки, должны быть закреплены внутри шлюпки найтовами, храниться в ящиках или отсеках, устанавливаться на кронштейнах и подобных им крепежных приспособлениях либо быть закреплены другими соответствующими средствами. Снаряжение должно быть закреплено так, чтобы оно не создавало помех при спуске и подъеме шлюпки. Предметы снаряжения дежурной шлюпки должны иметь небольшие размеры и быть легкими и упакованными в удобную и компактную упаковку. 5.21.11. Снаряжение дежурной шлюпки должно включать в себя: - нетонущие весла на каждую банку для обеспечения движения шлюпки при благоприятных погодных условиях; для каждого весла должна быть предусмотрена уключина типа "кочет", поворотная уключина или другое равноценное приспособление; уключины следует крепить к шлюпке штертами или цепочками; - нетонущий черпак; - нактоуз с компасом со светящейся картушкой или снабженный соответствующими средствами освещения; - плавучий якорь с ниралом и дректовом длиной не менее 10 м; - фалинь, прикрепленный к разобщающему устройству, соответствующий требованиям 5.14.36 и расположенный в носовой оконечности шлюпки; - один плавучий линь длиной не менее 50 м для буксировки спасательного плота в соответствии с требованиями 5.21.5; - один водонепроницаемый электрический фонарь, пригодный для сигнализации азбукой Морзе, с одним запасным комплектом аккумуляторных батарей и одной запасной лампочкой в водонепроницаемой упаковке; - один радиолокационный отражатель, если в шлюпке не установлен радиолокационный ответчик; - одну аптечку первой помощи в водонепроницаемой упаковке, которая после использования может быть снова плотно закрыта; - два плавучих спасательных кольца с плавучими линями длиной не менее 30 м; - один сигнальный свисток или равноценное звукосигнальное средство, обеспечивающее уровень звукового давления не менее 100 дБ на расстоянии 1 м; - переносной огнетушитель, пригодный для тушения горящей нефти; - прожектор с сектором освещения по горизонтали и вертикали не менее 6град. и силой света 2500 Кд, который может работать непрерывно в течение не менее 3 ч; - индивидуальные теплозащитные средства, соответствующие требованиям 5.7, в количестве не менее 10% из расчета числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке, но не менее двух. 5.21.12. Снаряжение жесткой дежурной шлюпки должно включать в себя: - снаряжение по 5.21.11; - один отпорный крюк; - одно ведро; - один нож или один топор. 5.22. Требования к надутой дежурной шлюпке 5.22.1 Надутая дежурная шлюпка (далее - надутая шлюпка) должна соответствовать требованиям 5.21, за исключением 5.14.3, 5.14.5. 5.22.2. Надутая шлюпка, когда она подвешена на стропе или подъемном гаке, должна соответствовать следующим требованиям: - иметь достаточную прочность и жесткость, чтобы ее можно было спускать и поднимать полностью укомплектованную людьми и снаряжением; - иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать нагрузку, в четыре раза превышающую ее массу в полностью нагруженном состоянии, при температуре окружающей среды (20 +/- 3) град.С, когда ни один из предохранительных клапанов не действует; - иметь достаточную прочность, чтобы выдерживать нагрузку, в 1,1 раза превышающую ее массу в полностью нагруженном состоянии, при температуре окружающей среды минус 30 град.С, когда все предохранительные клапаны действуют. 5.22.3. Надутая шлюпка должна быть сконструирована так, чтобы она была способна выдерживать все условия, когда она установлена на открытой палубе судна в море и способна находиться на плаву в течение 30 сут. при любых морских условиях. 5.22.4. Надутая шлюпка должна соответствовать требованиям 5.14.45 - 5.14.47, кроме того, на ней должна быть нанесена маркировка серийного номера, наименования изготовителя или торговой марки и даты изготовления. 5.22.5. Сила поддержания надутой шлюпки должна обеспечиваться либо одной трубой плавучести, разделенной, по меньшей мере, на пять отдельных отсеков примерно равного объема, либо двумя отдельными трубами плавучести, каждая объемом, не превышающим 60% их общего объема. Трубы плавучести должны быть устроены так, чтобы в случае повреждения какого-либо одного из отсеков неповрежденные отсеки могли поддерживать на плаву шлюпку с максимальным числом людей на ней, сидящих в нормальном положении, массой 75 кг каждый, с положительным надводным бортом по всему ее периметру при следующих условиях: - со спущенным передним отсеком плавучести; - с полностью спущенными отсеками плавучести на одном борту шлюпки; - с полностью спущенными отсеками одного борта и носового отсека. 5.22.6. Трубы плавучести, образующие борта надутой шлюпки, должны в надутом состоянии обеспечивать объем не менее 0,17 куб. м на каждого человека из расчета максимального числа людей, допускаемых к размещению на шлюпке. 5.22.7. Каждый отсек плавучести должен быть оборудован невозвратным клапаном для надувания его вручную и средствами для спуска. Должен быть предусмотрен также предохранительный клапан. 5.22.8. На нижней поверхности днища и в уязвимых местах наружной поверхности надутой шлюпки должны быть предусмотрены усиленные полосы. 5.22.9. Если имеется транец, то он не должен вдавливаться в корму более чем на 20% наибольшей длины надутой шлюпки. 5.22.10. Должны быть предусмотрены пластыри для крепления фалиней в носу и корме, а также спасательные леера, закрепленные с провесами внутри и снаружи надутой шлюпки. 5.22.11. Снаряжение надутой шлюпки должно включать в себя: - снаряжение по 5.21.12; - один плавучий нож в безопасном исполнении; - две губки; - один ручной мех или один ручной насос; - комплект ремонтных принадлежностей для заделки проколов в соответствующей упаковке; - один отпорный крюк в безопасном исполнении. 5.23. Требования к скоростной дежурной шлюпке 5.23.1. Скоростная дежурная шлюпка (далее - скоростная шлюпка) и ее спусковое устройство должны быть такими, чтобы обеспечивался безопасный спуск и подъем шлюпки при любых погодных условиях. 5.23.2. Скоростная шлюпка должна соответствовать требованиям 5.21, за исключением условий 5.14.6, 5.14.23, 5.14.31, 5.21.4, 5.21.9. 5.23.3. Скоростная шлюпка должна иметь длину корпуса от 6 до 8,5 м, включая надутые конструкции и стационарные привальные брусья и кранцы. 5.23.4. Полностью оборудованная скоростная шлюпка должна быть способна маневрировать при благоприятных погодных условиях в течение не менее 4 ч со скоростью не менее 20 узлов с командой, состоящей не менее чем из трех человек, и со скоростью не менее восьми узлов с максимальным числом людей и снаряжением. 5.23.5. Скоростная шлюпка должна быть самовосстанавливающейся или легкопереворачиваемой не более чем двумя людьми из ее команды. 5.23.6. Скоростная шлюпка должна быть самоосушающейся либо должна быть предусмотрена возможность шлюпки управляться штурвалом, если пост управления рулем удален от румпеля. Должна быть также предусмотрена аварийная система управления, предусматривающая прямой контроль за рулем, водометным или подвесным двигателем. 5.23.7. Двигатель скоростной шлюпки должен останавливаться автоматически или с помощью аварийного выключателя с поста управления рулем при опрокидывании шлюпки. Двигатель должен обладать способностью запускаться снова, если пост управления рулем оборудован аварийным выключателем, который должен быть включен после возвращения шлюпки в прямое положение. Топливная система и система смазки должны иметь конструкцию, предотвращающую утечку топлива или смазочного масла из двигателя более чем на 250 мл во время опрокидывания скоростной шлюпки. 5.23.8. Скоростная шлюпка должна быть оборудована стационарным устройством, обеспечивающим одноточечный подвес шлюпки, или его равноценной заменой. 5.23.9. Снаряжение скоростной шлюпки должно включать в себя комплект носимой УКВ-аппаратуры двусторонней радиотелефонной связи. 5.23.10. Команда скоростной шлюпки должна состоять из рулевого и не менее чем двух членов экипажа. 5.23.11. Скоростная (жесткая или надутая) шлюпка должна быть сконструирована так, чтобы, находясь в подвешенном состоянии на своем спускоподъемном приспособлении, она выдерживала без остаточной деформации нагрузку, в четыре раза превышающую ее в полностью нагруженном состоянии. 5.24. Требования к эвакуационным устройствам 5.24.1. Эвакуационные устройства должны обеспечивать безопасное перемещение людей, включая беспомощных, с поверхности воды на палубу судна. 5.24.2. Площадь поверхности воды, обслуживаемая эвакуационными устройствами, должна быть не менее 9 кв. м и иметь освещение с палубы судна. 5.24.3. Эвакуационное устройство должно соответствовать следующим требованиям: - быть хорошо различимого цвета и защищено от повреждения во время перемещения у борта судна; - иметь средства защиты для людей, использующих эвакуационные устройства, от повреждений, причиняемых спусковым устройством; - должно быть оборудовано двумя посадочными площадками; - должно иметь четкую маркировку, указывающую максимальное число людей, допущенных к размещению на нем; - плавучая платформа должна быть самоосушающейся; - должны быть предусмотрены средства для подтягивания эвакуационного устройства к борту судна; - иметь четкую маркировку, чтобы не спутать эвакуационное устройство с плотами; - если эвакуационное устройство надувное, то его система газонаполнения должна приводиться в действие с помощью ручного управления; - должны быть предусмотрены меры, предотвращающие падение людей, использующих устройство, во время удара его о борт судна. Библиография [1] Российский Морской Регистр Судоходства. Правила по оборудованию морских судов. Часть II. Спасательные средства. Страницы: 1 2 |