О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ, ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНОСТРАННОЙ И РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ОСНОВАНИИ АГЕНТСКИХ ДОГОВОРОВ, А ТАКЖЕ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА С ЦЕЛ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 26.03.08 03-07-08/69

          О ПРИМЕНЕНИИ НДС В ОТНОШЕНИИ ПОСРЕДНИЧЕСКИХ УСЛУГ,
          ОКАЗЫВАЕМЫХ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИНОСТРАННОЙ И
            РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЯМ НА ОСНОВАНИИ АГЕНТСКИХ
          ДОГОВОРОВ, А ТАКЖЕ УСЛУГ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УЧАСТИЯ В
          ВЫСТАВКЕ НА ТЕРРИТОРИИ ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА С
             ЦЕЛЬЮ РЕКЛАМИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ, ОКАЗЫВАЕМЫХ
                 ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ
                 ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ РОССИЙСКОГО АГЕНТА

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           26 марта 2008 г.
                            N 03-07-08/69

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросам  применения  налога  на  добавленную  стоимость в
отношении  посреднических  услуг,  оказываемых российской организацией
иностранной   и   российской   организациям   на  основании  агентских
договоров,  а  также  услуг  по  организации  участия  в  выставке  на
территории    иностранного    государства,   оказываемых   иностранной
организацией   российской  организации  через  российского  агента,  и
сообщает.
     Согласно  п.  1  ст.  146 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  операции  по  реализации товаров (работ, услуг) на
территории  Российской  Федерации  признаются объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость.
     Порядок  определения  места  реализации  работ  (услуг)  в  целях
применения  налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148
Кодекса.  Так,  на  основании  пп.  5 п. 1 данной статьи Кодекса место
реализации  посреднических  услуг, оказываемых по агентскому договору,
определяется   по   месту   осуществления   деятельности  организации,
оказывающей  такие  услуги.  При  этом  п.  2  данной  статьи  Кодекса
установлено,   что   местом  осуществления  деятельности  организации,
оказывающей   указанные   услуги,   признается  территория  Российской
Федерации   в   случае  присутствия  этой  организации  на  территории
Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     Таким    образом,   местом   реализации   посреднических   услуг,
оказываемых   российской   организацией   иностранной   и   российской
организациям  на  основании  агентских  договоров, является территория
Российской  Федерации,  и,  соответственно,  такие  услуги  признаются
объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
     Пунктом  1  ст.  156 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении
предпринимательской  деятельности  в  интересах другого лица на основе
агентского  договора налоговая база по налогу на добавленную стоимость
определяется  как  сумма  дохода, полученная налогоплательщиком в виде
вознаграждения   за   исполнение  указанного  договора.  При  этом  на
основании  ст.  164  Кодекса  данные операции подлежат налогообложению
налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов.
     Что   касается  применения  налога  на  добавленную  стоимость  в
отношении  услуг  по  организации  участия  в  выставке  на территории
иностранного государства с целью рекламирования продукции, оказываемых
иностранной  организацией  российской  организации  через  российского
агента, то согласно перечню таких услуг, перечисленных в вашем письме,
по  нашему  мнению,  данные  услуги  для  целей  применения  налога на
добавленную стоимость следует относить к категории рекламных услуг.
     Согласно  положениям  ст.  148 Кодекса место реализации рекламных
услуг  определяется  по  месту деятельности покупателя, приобретающего
такие  услуги.  В  связи  с  тем  что покупателем таких услуг является
российская  организация,  осуществляющая  деятельность  на  территории
Российской   Федерации,   местом   реализации  этих  услуг  признается
территория Российской Федерации.
     Таким  образом,  услуги  по  организации  участия  в  выставке на
территории  иностранного  государства с целью рекламирования продукции
(включая  аренду  выставочной  площади  и  выставочного  оборудования,
организацию  участия  в  выставке  и  т.д.),  приобретаемые российской
организацией  у  иностранной  организации  через  российского  агента,
являются  объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на
территории Российской Федерации.
     В  соответствии  со  ст.  161  Кодекса при реализации иностранным
лицом,  не  состоящим  на учете в российских налоговых органах, услуг,
местом  реализации  которых  является территория Российской Федерации,
налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский
бюджет  налоговым  агентом, приобретающим данные услуги у иностранного
лица.
     Согласно  п.  4  ст.  174 Кодекса в случае оказания услуг, местом
реализации   которых   является   территория   Российской   Федерации,
налогоплательщиками  -  иностранными  лицами, не состоящими на учете в
налоговых  органах  в  качестве  налогоплательщиков,  уплата налога на
добавленную  стоимость  производится  налоговым агентом одновременно с
выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
     Учитывая    изложенное,    в   случае   приобретения   российской
организацией  услуг,  местом  реализации которых признается территория
Российской  Федерации,  у  иностранной  организации  через российского
агента  обязанности  налогового агента по уплате налога на добавленную
стоимость  возлагаются на российского агента, перечисляющего оплату за
данные услуги иностранной организации.
     Если  иностранное  лицо  в стоимости товаров (работ, услуг) сумму
налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет Российской
Федерации,  не  учитывает,  российский агент самостоятельно определяет
налоговую базу по налогу на добавленную стоимость, то есть увеличивает
стоимость  товаров (работ, услуг) на сумму налога и уплачивает налог в
бюджет за счет средств принципала.
     Что  касается вычета налога на добавленную стоимость по указанным
услугам, то на основании п. 3 ст. 171 Кодекса суммы налога, уплаченные
при  приобретении  товаров  (работ,  услуг), местом реализации которых
признается  территория  Российской  Федерации,  у  иностранных лиц, не
состоящих  на  учете в российских налоговых органах, подлежат вычету у
покупателей   в   случае  использования  товаров  (работ,  услуг)  для
осуществления  операций, признаваемых объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость, в порядке, предусмотренном ст. 172 Кодекса.
     В  связи с тем что при приобретении услуг на основании агентского
договора, предусматривающего приобретение услуг от имени агента, но за
счет и по поручению принципала, фактическим покупателем услуг является
принципал,   суммы   налога,  уплаченные  агентом  при  исполнении  им
обязанностей  налогового  агента,  принимаются к вычету у принципала в
случае   использования  им  этих  услуг  для  осуществления  операций,
признаваемых   объектом   налогообложения   налогом   на   добавленную
стоимость,  на  основании  документов,  подтверждающих уплату в бюджет
сумм  налога,  удержанного налоговым агентом, и перечисление этих сумм
налога  принципалом  агенту в составе средств на исполнение агентского
договора.
     Обращаем   внимание   на   то,   что   настоящее   письмо   имеет
информационно-разъяснительный характер и не содержит правовых норм или
общих правил, конкретизирующих нормативные предписания.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
26 марта 2008 г.
N 03-07-08/69