ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ. Приказ. Генеральная прокуратура РФ. 30.01.07 19

            ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
     АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ
          НАКАЗАНИЯ, СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ ПРИ СОДЕРЖАНИИ
                ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ
                      В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

                                ПРИКАЗ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                          30 января 2007 г.
                                 N 19

                                 (Д)


     Результаты  проверок исполнения законов администрациями органов и
учреждений,  исполняющих  уголовные наказания, следственных изоляторов
свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований законов,
регламентирующих  условия  и  порядок  отбывания осужденными уголовных
наказаний,  а также содержание подозреваемых и обвиняемых в совершении
преступлений  под  стражей  в следственных изоляторах, несоблюдения их
конституционных  и  иных гарантированных федеральным законодательством
прав.
     Несмотря на это, в ряде прокуратур субъектов Российской Федерации
не  уделяется должного внимания данному направлению надзора, работе по
устранению   допущенных   нарушений   закона,  их  причин  и  условий,
привлечению к ответственности виновных лиц.
     В  целях  повышения  эффективности  и результативности надзора за
исполнением  законов  при  исполнении уголовных наказаний и содержании
под  стражей  подозреваемых  и  обвиняемых  в совершении преступлений,
руководствуясь  ст.  17  Федерального закона "О прокуратуре Российской
Федерации", приказываю:
     1.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов,
приравненным    к   ним   военным   прокурорам   и   прокурорам   иных
специализированных  прокуратур  рассматривать  надзор  за  исполнением
требований   Уголовно-исполнительного  кодекса  Российской  Федерации,
Закона  Российской  Федерации  "Об  учреждениях и органах, исполняющих
уголовные  наказания  в виде лишения свободы" и Федерального закона "О
содержании   под  стражей  подозреваемых  и  обвиняемых  в  совершении
преступлений"   как   одну   из   составных   частей   функции  защиты
конституционных  прав  и  законных  интересов  граждан,  находящихся в
исправительных учреждениях и местах содержания под стражей, отбывающих
наказания,  не связанные с изоляцией от общества, а также содержащихся
в дисциплинарных воинских частях.
     Организовать  работу  так,  чтобы  при  осуществлении  надзора за
исполнением  законов  прокуроры своевременно предупреждали, выявляли и
пресекали     нарушения    законов    в    органах    и    учреждениях
уголовно-исполнительной      системы,     следственных     изоляторах,
дисциплинарных  воинских частях, других военных органах и учреждениях,
исполняющих уголовные наказания.
     Исходя из этого:
     1.1.  Прокурорам,  осуществляющим надзор за исполнением законов в
следственных   изоляторах,   военным   прокурорам  -  на  гауптвахтах,
ежемесячно проверять законность содержания под стражей подозреваемых и
обвиняемых в совершении преступлений, осужденных.
     Немедленно  освобождать своим постановлением каждого заключенного
под  стражу  без  законных  оснований,  а  также  лиц, срок содержания
которых под стражей истек.
     1.2.  При  проверках  в исправительных и воспитательных колониях,
тюрьмах,  следственных  изоляторах,  дисциплинарных воинских частях не
оставлять   без   внимания   факты   использования  недозволенных  мер
воздействия  и  незаконного  применения администрациями исправительных
учреждений,    следственных    изоляторов,   командованием   и   иными
должностными  лицами  дисциплинарных  воинских частей, других воинских
частей  и  учреждений,  сотрудниками  отделов  специального назначения
физической  силы,  спецсредств  и  оружия;  незаконного  водворения  в
карцеры,  дисциплинарные  и  штрафные  изоляторы,  помещения камерного
типа,    гауптвахты   дисциплинарных   воинских   частей;   неоказания
медицинской  помощи;  ненадлежащего  материально-бытового обеспечения;
воспрепятствования подозреваемым, обвиняемым и осужденным обжаловать в
соответствии  с законом действия и решения должностных лиц, нарушившие
их права.
     1.3.   Добиваться   неукоснительного   соблюдения  установленного
законом  режима исполнения и отбывания наказания как основного условия
исправления осужденных, имея в виду прежде всего изоляцию и раздельное
содержание   разных  категорий  осужденных,  их  личную  безопасность,
условия содержания.
     Практиковать   проведение   проверок  следственных  изоляторов  и
исправительных  учреждений, дисциплинарных воинских частей в нерабочее
время, при производстве в них в соответствии с уголовно-исполнительным
законодательством  обысков  и досмотров с участием сотрудников отделов
специального назначения.
     Исходить   из   того,  что  предусмотренная  УИК  РФ  обязанность
осужденных  трудиться  неразрывно связана с обязанностью администрации
исправительных   учреждений   привлекать   осужденных   к  общественно
полезному  труду  в  соответствии с нормами уголовно-исполнительного и
трудового законодательства.
     Проверять  соответствие отчетных показателей вывода осужденных на
работу   фактическому   положению  дел,  исключить  привлечение  их  к
неоплачиваемым работам сверх установленного законом времени.
     Пресекать   случаи  предоставления  подозреваемым,  обвиняемым  и
осужденным не предусмотренных законом льгот.
     В  ходе проверок проводить личный прием подозреваемых, обвиняемых
и осужденных.
     1.4.   Назначить   приказами   прокуроров   лиц,   уполномоченных
осуществлять    надзор   за   оперативно-розыскной   деятельностью   в
учреждениях уголовно-исполнительной системы.
     Исходить из того, что предметом надзора за исполнением законов об
оперативно-розыскной   деятельности   в   следственных   изоляторах  и
исправительных  учреждениях является законность проводимых мероприятий
по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
     Проверять   выполнение   сотрудниками  оперативных  подразделений
учреждений   уголовно-исполнительной   системы  требований  закона  об
обеспечении    личной   безопасности   подозреваемых,   обвиняемых   и
осужденных.
     Добиваться  исключения  фактов осуществления оперативно-розыскной
деятельности   для   достижения  целей  и  задач,  не  предусмотренных
Федеральным   законом   "Об   оперативно-розыскной   деятельности"   и
Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.
     1.5.  Обеспечить  контроль  за  фактическим  устранением вскрытых
нарушений закона.
     В   полной   мере  использовать  предоставленные  полномочия  для
восстановления  нарушенных  прав  граждан,  наказания должностных лиц,
виновных в нарушениях законов.
     Не  менее одного раза в полугодие обобщать состояние законности и
прокурорского  надзора  при  исполнении  уголовных  наказаний, а также
содержании  подозреваемых  и  обвиняемых в совершении преступлений под
стражей   в  следственных  изоляторах,  на  гауптвахтах.  Использовать
результаты   обобщений  для  совершенствования  организации  работы  и
повышения эффективности мер прокурорского реагирования.
     1.6.   В  случаях  возникновения  в  исправительных  учреждениях,
следственных  изоляторах,  дисциплинарных воинских частях чрезвычайных
происшествий  руководителям прокуратур субъектов Российской Федерации,
военных  прокуратур  округов  незамедлительно  выезжать  на  места для
проверки  обстоятельств,  выяснения  и  устранения  причин  и  условий
происшествий    и   решения   вопроса   о   привлечении   виновных   к
ответственности.
     По  каждому  случаю  смерти  лиц,  содержащихся  в исправительных
учреждениях, следственных изоляторах, дисциплинарных воинских частях и
на  гауптвахтах,  организовывать  проведение проверки обстоятельств их
смерти.  По  ее  результатам принимать решения в порядке ст. 144 - 145
УПК РФ.
     1.7.   Установить   систематический   надзор   за   соответствием
действующему   законодательству  приказов,  указаний,  распоряжений  и
постановлений,   регламентирующих  вопросы,  связанные  с  исполнением
уголовных  наказаний,  содержанием  граждан  под  стражей,  издаваемых
администрацией   следственных   изоляторов,   учреждений,  исполняющих
наказания,  а  также  территориальных  органов уголовно-исполнительной
системы,   командирами   дисциплинарных   и  других  воинских  частей,
опротестовывать их в случае несоответствия закону.
     1.8.   Регулярно   проверять  исполнение  требований  закона  при
применении  досрочного  освобождения от отбывания наказания, изменении
вида исправительного учреждения, условий отбывания наказания, переводе
осужденных    из   одного   исправительного   учреждения   в   другое,
конвоировании   сотрудниками   уголовно-исполнительной   системы  лиц,
содержащихся под стражей.
     1.9.  Обеспечить  надзор  за  соблюдением  законов при исполнении
наказаний  в  виде  исправительных работ, обязательных работ и лишения
права  занимать  определенные  должности  или  заниматься определенной
деятельностью,  а  также  при  контроле  за  условно  осужденными и за
соблюдением  условий  отсрочки  осужденными  беременными  женщинами  и
женщинами, имеющими малолетних детей.
     Не  реже  одного  раза  в  квартал проверять исполнение законов в
уголовно-исполнительных  инспекциях,  соответствующих  службах органов
внутренних  дел,  а  также  в  органах  и  учреждениях,  участвующих в
исполнении  наказаний  и  осуществлении  иных  мер  уголовно-правового
характера, не связанных с лишением свободы.
     При  проверках  акцентировать  внимание  на соблюдении требований
закона  о  постановке  на  учет; осуществлении контроля за выполнением
осужденными  условий  отбывания  наказания, их поведением, исполнением
возложенных  на  них  судом  обязанностей  и  запретов;  на законности
установления   уголовно-исполнительной   инспекцией   обязанностей   и
запретов  нарушителям  порядка  и условий отбывания наказания, а также
наложения  взысканий  на  осужденных;  контроле  исполнения требований
приговора  администрацией организаций и командованием воинских частей,
в   которых   работают   осужденные  или  проходят  службу  осужденные
военнослужащие, а также органами, правомочными аннулировать разрешение
на   занятие   определенной   деятельностью,  запрещенной  осужденным;
проведении  воспитательной  и  профилактической  работы; привлечении к
ответственности  осужденных,  уклоняющихся  от отбывания наказания или
исполнения обязанностей, возложенных судом.
     1.10.  Работу с жалобами и обращениями подозреваемых, обвиняемых,
осужденных,  а  также  иных  лиц  подчинить  задачам  охраны их прав и
законных  интересов,  укрепления  законности  при исполнении уголовных
наказаний.
     По  каждому обоснованному обращению принимать исчерпывающие меры,
решительно изживать проявления бюрократизма и волокиты.
     По  всем  обращениям  подозреваемых,  обвиняемых  и  осужденных в
Европейский  суд  по  правам  человека  проводить  тщательные проверки
фактов нарушения их прав с обязательным документированием (в том числе
в процессуальном порядке) результатов и принятием незамедлительных мер
к устранению выявленных нарушений законов.
     Не  реже  одного  раза  в  полугодие проводить анализ обращений и
принятых по ним мер. Его результаты использовать для совершенствования
надзорной деятельности.
     2.  Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним
военным  прокурорам  не  реже одного раза в квартал проводить проверки
исполнения   законов   администрациями   следственных  изоляторов  или
исправительных  учреждений,  дисциплинарных воинских частей. Справки о
результатах  проверок  с  приложением актов прокурорского реагирования
представлять   в  управление  по  надзору  за  законностью  исполнения
уголовных  наказаний  Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации,
Главную  военную прокуратуру не позднее 10 числа месяца, следующего за
последним месяцем квартала, в котором проводилась проверка.
     Обеспечить    проведение    подчиненными   прокурорами   проверок
исправительных  учреждений,  дисциплинарных  воинских  частей  не реже
одного  раза  в  месяц,  а учреждений, расположенных в труднодоступных
местностях,  -  не реже одного раза в квартал. Контролировать качество
проводимых  проверок,  при  необходимости  их  результаты обсуждать на
оперативных совещаниях и коллегиях.
     2.1.  Направлять  в 5-дневный срок со дня подписания в управление
по  надзору  за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной
прокуратуры  Российской  Федерации,  Главную военную прокуратуру копии
принесенных  прокурорами субъектов Российской Федерации, приравненными
к  ним  военными  прокурорами,  их заместителями протестов и внесенных
представлений   об   устранении   нарушений   закона   при  содержании
подозреваемых,  обвиняемых  и осужденных в следственных изоляторах, на
гауптвахтах,  исполнении  наказаний  в  виде  лишения свободы, а также
наказаний,   не   связанных   с   лишением   свободы,   с  последующим
информированием о полученных на них ответах.
     Не  реже одного раза в полугодие анализировать качество внесенных
подчиненными   прокурорами   актов   реагирования   и   результаты  их
рассмотрения.
     2.2.   Повысить  требовательность  к  прокурорам,  осуществляющим
надзор   за   исполнением   законов   администрациями   исправительных
учреждений,   следственных  изоляторов,  командованием  дисциплинарных
воинских  частей,  строго  взыскивая с них в случаях недобросовестного
исполнения служебных обязанностей, низкой эффективности работы.
     Исключить  факты  необоснованного  и не вызванного необходимостью
возложения  на  названных  должностных  лиц обязанностей осуществления
надзора по другим направлениям.
     2.3.  Вопросы, связанные с обеспечением законности в следственных
изоляторах,   исправительных   учреждениях,   дисциплинарных  воинских
частях,  на  гауптвахтах и состоянием прокурорского надзора, обсуждать
на коллегиях, оперативных и координационных совещаниях.
     Для   обеспечения  гласности  в  работе  прокуратур  поддерживать
деловые   связи   со   средствами  массовой  информации;  использовать
возможности    общественных   организаций,   занимающихся   проблемами
исполнения  наказаний,  для  пропаганды  правовых  знаний,  укрепления
законности  в  учреждениях  и органах уголовно-исполнительной системы,
дисциплинарных воинских частях.
     3.  Управлению  по  надзору  за  законностью исполнения уголовных
наказаний:
     3.1.  Систематически анализировать состояние надзора и законности
при исполнении уголовных наказаний и содержании под стражей, вникать в
организацию   и  содержание  деятельности  подконтрольных  прокуратур,
оказывать   им  практическую  и  методическую  помощь,  распространять
положительный опыт работы.
     3.2. Обеспечить надзор за исполнением законов Федеральной службой
исполнения  наказаний,  добиваясь  фактического  устранения  нарушений
законности  в  учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания,
создания  подозреваемым,  обвиняемым  и осужденным условий содержания,
отвечающих российскому законодательству и международным стандартам.
     3.3.  Осуществлять  надзор  за  исполнением законов в федеральных
государственных   учреждениях  -  следственных  изоляторах  N  1  и  2
Федеральной службы исполнения наказаний. Проверки названных учреждений
проводить не реже одного раза в месяц.
     3.4.  Во  взаимодействии  с  Научно-исследовательским  институтом
проблем   укрепления   законности   и   правопорядка  при  Генеральной
прокуратуре Российской Федерации обеспечить своевременную подготовку и
направление        на        места        необходимых       документов
информационно-методического  и  аналитического  характера  по вопросам
осуществления  надзора за исполнением законов при исполнении уголовных
наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых под стражей.
     4.   Главной   военной   прокуратуре  выработать  четкую  систему
организации  работы  по  надзору  за  законностью исполнения уголовных
наказаний   в   отношении   военнослужащих,   неуклонному   исполнению
требований настоящего Приказа.
     5.    Институту   повышения   квалификации   руководящих   кадров
Генеральной  прокуратуры Российской Федерации систематически проводить
обучение  прокуроров,  осуществляющих  надзор за исполнением законов в
учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
     6.   Считать   утратившим   силу  Приказ  Генерального  прокурора
Российской  Федерации от 05.08.2003 N 27 "Об организации прокурорского
надзора  за  соблюдением  законов при исполнении уголовных наказаний и
содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах".
     7.  Контроль  за  выполнением  настоящего  Приказа  возложить  на
заместителя  Генерального  прокурора Российской Федерации, отвечающего
за   организацию  работы  на  указанном  направлении  деятельности,  и
заместителя  Генерального  прокурора  Российской  Федерации - Главного
военного прокурора.
     Приказ  направить  начальникам  главных  управлений  и управлений
Генеральной  прокуратуры  Российской  Федерации,  прокурорам субъектов
Российской   Федерации,   приравненным  к  ним  военным  прокурорам  и
прокурорам  иных  специализированных  прокуратур,  которым довести его
содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации,
действительный государственный
советник юстиции
                                                             Ю.Я.ЧАЙКА
30 января 2007 г.
N 19