ОБ ИТОГАХ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ЗАНЯТОСТИ ПОДРОСТКОВ В ПЕРИОД ЛЕТНИХ ШКОЛЬНЫХ КАНИКУЛ 2006/2007 УЧЕБНОГО ГОДА В СИСТЕМЕ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПРИКАЗ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ 26 ноября 2007 г. N 932 (Д) Во исполнение приказа Департамента образования города Москвы от 24.05.2007 N 351 "Об организации и проведении отдыха, оздоровления детей и занятости подростков в период летних школьных каникул 2006/2007 учебного года в системе Департамента образования города Москвы" приказываю: 1. Принять к сведению Информацию Департамента образования города Москвы об итогах проведения летней оздоровительной кампании 2007 года (приложение 1 - не приводится). 2. Утвердить Инструкцию по организации и проведению выездных мероприятий и практических занятий на местности с обучающимися и воспитанниками государственных образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы (приложение 2). 3. Начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, руководителям государственных образовательных учреждений городского подчинения, государственных учреждений городского подчинения: 3.1. Проанализировать итоги организации и проведения летней оздоровительной кампании 2007 года, определить перспективы организации лета 2008 года на заседаниях коллегии, педагогических советах в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и "2008 год - Год семьи". 3.2. Премировать работников, особо отличившихся при проведении летней оздоровительной кампании 2007 года, в размере среднемесячной заработной платы за счет средств, выделяемых на обеспечение деятельности учреждений. 3.3. Разработать программы по организации отдыха детей и проведения оздоровительных и спортивно-досуговых мероприятий в период каникул 2007/2008 учебного года, особо обратить внимание на организацию лагерей с дневным пребыванием детей в течение всего периода летних школьных каникул, трудовую занятость подростков. 3.4. Определить меры по усилению контроля за организацией и проведением содержательного, безопасного отдыха и оздоровления обучающихся государственных образовательных учреждений. 3.5. Предусмотреть при разработке программ летнего отдыха детей отдых, оздоровление и занятость детей с ограниченными возможностями здоровья. 3.6. Совместно с Центром организационно-методического обеспечения физического воспитания (Ю.П. Пузырь), Московским центром физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования (А.В. Федюкин) принять меры по активизации и совершенствованию спортивно-оздоровительной, физкультурной работы с обучающимися государственных образовательных учреждений в каникулярный период. 3.7. Совместно с Центром военно-патриотического и гражданского воспитания (Р.С. Акчурин), Московским центром физического, военно-патриотического и гражданского воспитания обучающихся и студентов профессионального образования (А.В. Федюкин) продолжить работу по расширению сети оборонно-спортивных лагерей обучающихся государственных образовательных учреждений системы Департамента образования. 3.8. Совместно с управами районов, районными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях профилактики детской безнадзорности принять дополнительные меры по развитию сети трудовых объединений, оборонно-спортивных, спортивных и палаточных лагерей. 3.9. Шире использовать для проведения досуговой работы с детьми спортивные, культурно-развлекательные сооружения различной ведомственной принадлежности, находящиеся вблизи дислокации оздоровительных учреждений с дневным пребыванием детей. 3.10. Предусмотреть поддержку социально значимых программ детских общественных объединений, реализуемых в каникулярное время, на основе договорных отношений, организацию профильных лагерей актива детского общественного движения. 4. Начальникам окружных управлений образования Департамента образования города Москвы, начальнику Управления дошкольного и общего образования Департамента образования города Москвы Н.С. Алексаниной, начальнику Управления науки и профессионального образования Департамента образования города Москвы А.С. Потапову, начальнику Управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы А.Я. Хорцу, начальнику отдела коррекции, психолого-педагогического и социального сопровождения Г.В. Головченко обеспечить контроль за работой подведомственных государственных образовательных учреждений: - по качественной подготовке технических заданий для проведения открытых конкурсов на поставку путевок в оздоровительные учреждения для обучающихся; - по введению данных (сведений) в АИС ЕРКТ об исполнении государственных контрактов в течение трех дней со дня исполнения или расторжения государственных контрактов. 5. Начальнику Управления воспитания и дополнительного образования Департамента образования города Москвы А.Я. Хорцу: 5.1. Совместно с Департаментами города Москвы: семейной и молодежной политики, по культуре, физической культуры и спорта - на межведомственной основе шире использовать возможности подведомственных учреждений для разнообразия форм работы с детьми и подростками по организации отдыха в городских условиях, особо выделив период летних школьных каникул. 5.2. Совместно с Департаментом транспорта и связи города Москвы проработать вопрос об утверждении Сертификата организованной детской группы на бесплатный проезд в городском транспорте, а также льготного обслуживания при посещении учреждений культуры, спорта. 6. Контроль за выполнением приказа возложить на первого заместителя руководителя Департамента образования города Москвы Л.Е. Курнешову. Руководитель Департамента образования города Москвы О.Н. Ларионова 26 ноября 2007 г. N 932 Приложение 2 к приказу Департамента образования города Москвы от 26 ноября 2007 года N 932 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ВЫЕЗДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ НА МЕСТНОСТИ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ И ВОСПИТАННИКАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Настоящая Инструкция регламентирует порядок организации и проведения выездных мероприятий и практических занятий на местности с обучающимися и воспитанниками. Организация и проведение туристских мероприятий - туристских походов, многодневных экскурсий, экспедиций, туристских лагерей, туристских слетов и соревнований по видам туризма регламентируется Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с обучающимися образовательных учреждений системы Московского комитета образования, утвержденной приказом Московского комитета образования N 707 от 25.09.2001. 1. Общие положения 1.1. Выездным является организованное мероприятие, проводимое за территорией образовательного учреждения с целью посещения экскурсионных и краеведческих объектов, проведения научно-исследовательских работ, спортивных, воспитательных мероприятий, организации концертной деятельности, посещения учреждений образования, культуры, здравоохранения, для организации других культурно-досуговых, образовательных и оздоровительных форм деятельности, а также различных видов занятий по учебным программам дополнительного образования. 1.2. Выездные мероприятия могут проводиться в течение одних суток и более как с использованием пассажирского транспорта (автобус, троллейбус, трамвай, метро, электропоезд и др.), так и пешком. 1.3. Все организованные выходы обучающихся (воспитанников) за территорию образовательного учреждения с целью посещения учреждений образования, культуры, здравоохранения и др. (например - военкоматов, бассейнов и пр.) с использованием транспорта или пешком квалифицируются как выездные мероприятия и оформляются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 1.4. Группы обучающихся (воспитанников), участвующие в любых формах выездных мероприятий, сопровождают не менее двух педагогов (специалистов) из расчета один взрослый на 10 человек детей. Не допускается проведение выездного мероприятия под руководством одного педагога (руководителя группы). При списочном составе обучающихся (воспитанников) до 10 человек сопровождение обеспечивают двое взрослых. 1.5. Списочный состав обучающихся (воспитанников) не должен превышать 30 человек. При увеличении списочного состава обучающихся (воспитанников) более 30 человек (по числу посадочных мест в заказных автобусах) увеличивается количество заместителей руководителя выездного мероприятия. 1.6. К практическим занятиям на местности относятся: экскурсии на природу, учебно-тренировочные занятия по учебным дисциплинам или программам дополнительного образования детей без использования какого-либо транспорта. 1.7. Каждое выездное мероприятие и практическое занятие на местности (далее - мероприятие) возглавляется руководителем и заместителем(ями) руководителя мероприятия. Руководителем мероприятия может быть педагогический работник образовательного учреждения не моложе 18 лет, которому руководитель учреждения доверяет руководство группой обучающихся (воспитанников), прошедший в установленном порядке соответствующее обучение. Заместителем (заместителями) руководителя мероприятия являются работники образовательного учреждения. Руководитель и заместитель(и) руководителя мероприятия выполняют обязанности, изложенные в их должностных инструкциях. 1.8. Руководитель мероприятия обеспечивает безопасность проведения мероприятия и несет ответственность за жизнь и здоровье участников, за выполнение всеми членами группы правил дорожного движения (в части, касающейся пешеходов), за соблюдение правил поведения на транспорте и в общественных местах, правил охраны природы, памятников истории и культуры, соблюдение норм санитарии и гигиены, за проведение мероприятия в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. Руководитель выездного мероприятия составляет маршрутную карту. Заместитель(и) руководителя мероприятия действует по указанию руководителя мероприятия и отвечает за выполнение порученной ему части работы в соответствии с приказом руководителя образовательного учреждения. Заместитель(и) принимает на себя руководство группой (в случае временного разделения группы - вверенной ему подгруппой) и несет всю полноту ответственности в случае отсутствия руководителя мероприятия или неспособности выполнения последним своих обязанностей. Замена руководителя мероприятия, заместителя (заместителей) руководителя мероприятия может быть проведена только по письменному приказу руководителя образовательного учреждения. 1.9. Руководитель мероприятия имеет право: 1.9.1. Лично комплектовать состав участников мероприятия. 1.9.2. Предлагать руководителю учреждения кандидатуры на исполнение обязанностей заместителя(ей) руководителя мероприятия. 1.9.3. Исключать по согласованию с руководителем образовательного учреждения из состава группы участника, оказавшегося по своим морально-волевым качествам или по состоянию здоровья не готовым к участию в мероприятии. 1.9.4. Изменять программу проведения мероприятия в сторону упрощения или прекратить проведение мероприятия, если это необходимо для обеспечения безопасности или благополучия участников, а также исходя из педагогической целесообразности, своевременно уведомив руководителя образовательного учреждения о своих действиях. 1.9.5. Временно разделять группу для реализации программы мероприятия, выполнения различных заданий, для эвакуации отдельных участников и т.п., а также в случае аварийной ситуации. 1.10. Руководитель мероприятия обязан: 1.10.1. Собрать заявления родителей, справки медицинского допуска в установленном порядке у всех участников мероприятия (для видов деятельности в соответствии с действующим законодательством) и для участия в многодневном мероприятии. При проведении однодневного выезда списочным составом оформить допуск у медицинского работника образовательного учреждения. 1.10.2. Своевременно уведомить руководителя образовательного учреждения о всех изменениях, требующих корректировки и дополнений к приказу. 1.10.3. Накануне мероприятия провести (под роспись) с обучающимися (воспитанниками) инструктаж: по соблюдению правил дорожной безопасности, правил поведения на транспорте и в общественных местах, правил охраны природы, памятников истории и культуры, по соблюдению норм санитарии и гигиены. 1.10.4. Проверить наличие, состояние экипировки участников мероприятия (одежда, обувь, головной убор) и соответствие экипировки погодным условиям. 1.10.5. При возвращении в образовательное учреждение проверить по списку обучающихся (воспитанников) и передать их учителям, воспитателям или родителям в установленном порядке. 1.10.6. После окончания мероприятия в течение 15 минут доложить руководителю образовательного учреждения о результатах его проведения. 1.10.7. Незамедлительно информировать руководителя образовательного учреждения обо всех чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях с участниками мероприятия. 1.11. Организация купания во время однодневных выездных мероприятий не допускается. 1.12. За нарушение настоящей Инструкции руководитель мероприятия и его заместитель(и) несут дисциплинарную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. 2. Обязанности учреждения, проводящего выездное мероприятие или практическое занятие на местности Руководитель образовательного учреждения, проводящего мероприятие, обязан: 2.1. Оказывать всемерное содействие руководителю мероприятия в организации, материально-техническом оснащении и проведении мероприятия. 2.2. Обеспечить проведение инструктажа с руководителем, заместителем (заместителями) руководителя мероприятия (с указанием телефонов руководителя образовательного учреждения, органа управления образованием). 2.3. Проконтролировать: 2.3.1. Наличие медицинского допуска у всех участников мероприятия. 2.3.2. Проведение с обучающимися (воспитанниками) инструктажа по соблюдению правил дорожной безопасности, правил поведения на транспорте и в общественных местах, правил охраны природы, памятников истории и культуры, соблюдению норм санитарии и гигиены. 2.3.3. Наличие у руководителя (заместителя) мероприятия средств оперативной связи (мобильный телефон и т.п.) в рабочем состоянии. 2.4. Издать приказ по учреждению о проведении выездного мероприятия или практического занятия на местности, в котором оговорить вид мероприятия, место (район) и сроки его проведения; утвердить состав участников с указанием контактных телефонов родителей (лиц, заменяющих их), назначить руководителя и заместителя(ей) руководителя мероприятия, возложив на руководителя мероприятия ответственность за жизнь и здоровье обучающихся. В случае изменения формы проведения, места или сроков мероприятия, изменения состава участников, замены руководителя или заместителя(ей) издать приказ по учреждению, оговаривающий эти изменения. 2.5. Выдать руководителю мероприятия копию приказа с приложениями, заверенную печатью учреждения, при необходимости - командировочные удостоверения и другие сопроводительные документы. 2.6. При использовании заказных автобусов проверить наличие лицензии на пассажирские перевозки и срок ее действия. Получить ксерокопию лицензии. В договоре на предоставление автотранспортных услуг отдельным пунктом указать наличие знаков о перевозке детей, а также максимально разрешенную скорость движения (кроме "школьных" автобусов). 2.7. При организации движения обеспечить сопровождение колонны автобусов сотрудниками ГИБДД и бригадой скорой помощи либо медицинским работником. 2.8. Осуществлять контроль за выходом группы на маршрут и возвращением с выездных мероприятий и практических занятий на местности. 2.9. В случае нарушения группой контрольных сроков возвращения незамедлительно связаться с руководителем мероприятия (или его заместителями) для выяснения места нахождения группы и оказания ей необходимой помощи. 2.10. Руководитель образовательного учреждения несет ответственность за организацию и подготовку мероприятия, а также выпуск групп на мероприятие в соответствии с требованиями настоящей Инструкции. 3. Мероприятия с использованием наземного городского общественного транспорта 3.1. До начала движения группы руководитель выездного мероприятия подробно рассказывает участникам группы маршрут следования, а также порядок действий в случае отставания от группы. 3.2. Движение группы по городу в пешем порядке осуществляется без помех другим пешеходам, при этом один руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия находится впереди, другой - в конце группы. 3.3. Посадка в транспортное средство и выход из него, если есть возможность, осуществляется через все двери. При этом один руководитель (заместитель) выездного мероприятия входит и выходит одним из первых, другой - входит и выходит последним. 3.4. В период движения транспорта руководитель выездного мероприятия своевременно оповещает участников группы о предстоящем выходе. 3.5. После выхода из транспортного средства руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия обязан убедиться в наличии (пересчитать) всех участников группы. 3.5.1. В случае отставания кого-либо из участников группы руководитель и заместители руководителя выездного мероприятия действуют согласно проведенному инструктажу (п. 3.1). 4. Мероприятия с использованием метро 4.1. До входа в метро руководитель выездного мероприятия подробно рассказывает участникам маршрут следования, а также порядок действий в случае отставания от группы. 4.2. Передвижение группы в метро осуществляется поэтапно с остановками для сбора группы (после прохождения турникета, после спуска на эскалаторе, перед посадкой в вагон, после выхода из вагона, перед выходом из метро и т.д.). 4.3. Посадка осуществляется в один вагон метро через все двери. При этом один (руководитель или заместитель руководителя выездного мероприятия) входит и выходит одним из первых, другой - входит и выходит последним. 4.4. В период движения электропоезда руководитель выездного мероприятия своевременно оповещает участников группы о предстоящем выходе. 4.5. После выхода из вагона метро все участники выездного мероприятия должны отойти от края платформы. Руководитель выездного мероприятия (его заместитель) обязан убедиться в наличии (пересчитать) всех участников выездного мероприятия. 4.6. В случае отставания кого-либо из участников выездного мероприятия руководитель и заместитель(и) руководителя выездного мероприятия действуют согласно проведенному инструктажу (п. 4.1). 5. Мероприятия с использованием электропоездов 5.1. Передвижение группы участников выездного мероприятия на вокзале осуществляется поэтапно с остановками для сбора группы (по аналогии с п. 4.2 настоящей Инструкции). 5.2. До выхода на платформу руководитель выездного мероприятия подробно рассказывает участникам выездного мероприятия маршрут следования, а также порядок действий в случае отставания от группы. 5.3. Посадка в пригородный электропоезд осуществляется в один вагон через одну дверь. При этом один руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия входит и выходит одним из первых, другой - входит и выходит последним. 5.4. В электропоездах дальнего следования руководитель и заместитель(и) руководителя выездного мероприятия контролируют передвижение обучающихся (воспитанников) по вагону, не допускают их выход на кратковременных остановках, особым образом контролируют своевременную посадку обучающихся (воспитанников) на длительных стоянках. 5.5. В период движения электропоезда руководитель и заместитель(и) выездного мероприятия своевременно оповещают участников группы о предстоящем выходе. 5.6. После выхода из электропоезда все участники группы обязаны отойти от края платформы и руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия обязан убедиться в наличии всех участников группы. 5.7. В случае отставания кого-либо из участников группы руководитель и заместители руководителя выездного мероприятия действуют согласно проведенному инструктажу (п. 5.2). 5.8. Не допускается: нахождение участников группы в период движения электропоезда в тамбуре вагона и на переходных площадках, а также хождение по другим вагонам. 6. Мероприятия с использованием заказных автобусов 6.1. До посадки в автобус руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия обязан: проверить наличие знаков, оповещающих участников дорожного движения о перевозке детей; проговорить с водителем маршрут следования, места предполагаемых остановок, порядок открывания дверей; загрузить в автобус питьевую воду, стаканы одноразового пользования, аптечку. 6.2. До посадки в автобус руководитель и заместитель(и) руководителя выездного мероприятия проверяют соответствие экипировки участников поездки погодным условиям (наличие головных уборов и т.д.). Руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия рассказывает участникам группы маршрут следования, напоминает правила поведения участников группы в период движения автобуса и на остановках. 6.3. Во всех случаях посадка в автобус может осуществляться через все двери. При этом один руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия входит одним из первых, другой (другие) - входит последним. 6.4. До начала движения автобуса руководитель выездного мероприятия обязан пересчитать всех участников, предложив им запомнить своих соседей. 6.5. Движение автобуса со всех мест стоянок начинается после уточнения численности участников мероприятия только по команде руководителя выездного мероприятия. 6.6. На остановках выход из автобуса осуществляется только через переднюю дверь. При этом первым выходит руководитель (заместитель руководителя) выездного мероприятия, который не допускает выход участников на проезжую часть дороги; другой - контролирует в салоне автобуса порядок выхода, не допуская толчеи. 6.7. Списочный состав участников поездки (с учетом руководителя выездного мероприятия и его заместителей) не должен превышать число посадочных мест в автобусе. 6.8. Не допускается: хождение участников выездного мероприятия по салону автобуса во время движения; выход на проезжую часть дороги во время санитарных стоянок; начало движения автобуса в случае отсутствия одного из участников выездного мероприятия. 7. Мероприятия с использованием колонны автобусов 7.1. Движением колонны автобусов руководит один из заместителей руководителя образовательного учреждения (при проведении окружных мероприятий - специалист окружного управления образования), назначенный приказом (далее - руководитель колонны). 7.2. В каждом автобусе должны быть руководители выездных мероприятий, действия которых регламентируются п. 6 настоящей Инструкции. Руководители выездных мероприятий подчиняются руководителю колонны и неукоснительно выполняют его требования и распоряжения. 7.3. Движение колонны автобусов с детьми осуществляется только в сопровождении машины ГИБДД. 7.4. Движение колонны автобусов с детьми осуществляется при участии медицинских работников. При сопровождении колонны бригадой скорой помощи машина скорой помощи замыкает колонну. О наличии медицинского работника и его месте расположения в колонне уведомляются все руководители выездных мероприятий (старшие в автобусах). 7.5. До начала движения колонны сотрудник ГИБДД проводит инструктаж с водителями, на котором в обязательном порядке присутствует руководитель колонны, ответственный от образовательного учреждения или органа управления образованием за движение колонны с детьми. 7.6. До начала движения колонны руководитель колонны проводит оперативное совещание с руководителями выездных мероприятий (старшими в автобусах) о маршруте следования, плановых остановках, действиях взрослых при плановых остановках, порядке действий в случае незапланированной, экстренной потребности в остановке. На совещание приглашаются медицинский работник и представитель ГИБДД. На совещании присутствуют руководители выездных мероприятий. Заместители руководителей выездных мероприятий в это время контролируют действия участников поездки. 7.7. На санитарных остановках руководитель выездного мероприятия либо его заместитель, первый вышедший из автобуса, встает в проеме между автобусами, не допуская выхода детей на проезжую часть автодороги. 7.8. В случае потребности в экстренной остановке, как правило, водитель автобуса со своей стороны выставляет за окно флажок, который виден сотруднику ГИБДД. В случае экстренной остановки во всех автобусах, кроме автобуса, подавшего знак, двери остаются закрытыми. Руководитель колонны и медицинский работник оперативно направляются к автобусу, потребовавшему экстренную остановку. Руководитель выездного мероприятия (старший по автобусу) кратко и четко излагает причину остановки. Руководитель колонны принимает решение о последующих действиях в соответствии со сложившейся ситуацией. 7.9. Движение колонны во всех случаях начинается только с разрешения руководителя колонны, после того как все руководители выездных мероприятий (старшие в автобусах) доложат о наличии на местах всех участников поездки. 7.10. В период движения колонны руководитель колонны в обязательном порядке находится в машине сопровождения ГИБДД. 8. Организация и проведение практического занятия на местности 8.1. К практическим занятиям на местности относятся: экскурсии в природу, учебно-тренировочные занятия по учебным предметам или программам дополнительного образования детей. Практические занятия проводятся без использования какого-либо транспорта. 8.2. До начала движения группы руководитель практического занятия на местности подробно рассказывает участникам маршрут следования, а также порядок действий в случае отставания от группы. 8.3. Движение группы по городу осуществляется без помех другим пешеходам, при этом один руководитель (заместитель руководителя) практического занятия на местности находится впереди, а другой - в конце группы. 8.4. Руководитель практического занятия на местности обязан периодически контролировать наличие участников группы. В случае отставания кого-либо из участников группы руководитель практического занятия на местности действует согласно проведенному инструктажу (п. 8.2). 8.5. При использовании транспорта подготовка и проведение мероприятия осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выездным мероприятиям. 9. Порядок организации и проведения купания детей Перед проведением купания руководитель мероприятия выявляет обучающихся (воспитанников), не умеющих плавать (плохо плавающих). 9.1. Проведение купания в специально оборудованных местах: 9.1.1. Купание проводится при наличии средств спасения в присутствии инструктора по плаванию (физкультуре) и медицинского работника. 9.1.2. К купанию допускаются лица без признаков заболеваний. 9.1.3. До начала купания руководитель (заместитель руководителя) мероприятия напоминает обучающимся (воспитанникам) правила поведения на воде, делит группу на подгруппы (не более 8 детей). 9.1.4. Купание проводится по подгруппам по команде инструктора по плаванию (физкультуре) либо руководителя (заместителя руководителя) мероприятия. 9.1.5. До входа в воду и после выхода из водоема проверяется количественный состав подгруппы. 9.1.6. В период купания один из руководителей мероприятия находится в воде, другой - на берегу следит за процессом купания. 9.1.7. Продолжительность купания согласовывается с медицинским работником и зависит от погодных условий, температуры воды, скорости течения и оборудования водоема. 9.1.8. Руководитель и заместитель руководителя мероприятия обязаны особым образом контролировать действия на воде детей, не умеющих плавать (плавающих плохо). 9.2. Проведение купания в местах, не оборудованных для купания: 9.2.1. До начала купания руководитель мероприятия и заместитель руководителя мероприятия в обуви должны обследовать дно водоема (по всему периметру места, определенного для купания) и удалить со дна все предметы во избежание травматизма, а также обеспечить средства спасения (веревка, надувные средства и т.д.). 9.2.2. До начала купания руководитель мероприятия (заместитель руководителя мероприятия) напоминает обучающимся (воспитанникам) правила поведения на воде, визуально определяет границы места купания, делит группу детей на подгруппы. 9.2.3. К купанию допускаются лица без признаков заболеваний. 9.2.4. Купание проводится по подгруппам по команде руководителя (заместителя руководителя) мероприятия. 9.2.5. До входа в воду и после выхода из водоема проверяется количественный состав подгруппы, который не должен превышать 8 детей. 9.2.6. В период купания один из руководителей мероприятия находится в воде, другой - на берегу следит за процессом купания. 9.2.7. Руководитель мероприятия определяет продолжительность купания, которая зависит от погодных условий, температуры воды, скорости течения, а также возраста и физического состояния участников мероприятия. 9.2.8. Руководитель и заместитель руководителя мероприятия обязаны особым образом контролировать действия на воде детей, не умеющих плавать (плавающих плохо). 9.3. Запрещается: 9.3.1. Организация купания на городских пляжах, не получивших разрешение на открытие, а также в местах с подозрением на некачественный состав и низкую температуру воды. 9.3.2. Резкое охлаждение в воде детей с признаками перегрева на солнце либо после активной физической нагрузки (марш в походе, кросс, игра в футбол и т.д.). 9.3.3. Ныряние в воду, использование "тарзанок", игр и шалостей в воде. 9.3.4. Купание в ночное и сумеречное время суток. 9.3.5. Оставление детей около водоемов без присмотра взрослых. 10. Оказание доврачебной помощи 10.1. Руководитель и заместитель(и) мероприятия обязаны знать и до прибытия бригады скорой помощи уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. 10.1.1. Механические травмы. Необходимо строго соблюдать следующие правила: - осторожно снять грязь вокруг раны, очищая кожу от краев раны наружу, чтобы не загрязнять рану; очищенный участок вокруг раны нужно смазать настойкой йода перед наложением повязки; - нельзя удалять из раны сгустки крови, инородные тела, так как это может вызвать сильное кровотечение; - вскрыть имеющийся в аптечке пакет в соответствии с прилагаемой инструкцией. При наложении повязки нельзя касаться руками той части, которая должна быть наложена непосредственно на рану; - если из раны выпадает какая-либо ткань или орган (мозг, кишечник), то повязку накладывают сверху, ни в коем случае не пытаясь вправлять эту ткань или орган внутрь раны; - кровотечение может быть остановлено в зависимости от его вида (капиллярное, венозное, артериальное) простой или давящей повязкой, прижатием пальцами кровоточащего сосуда к подлежащей кости выше раны (ближе к туловищу), сгибанием конечности с вложением в ямку сустава комка из материи, наложением жгута или закрутки; - при загрязнении раны землей требуется введение противостолбнячной сыворотки, для чего необходимо срочно обратиться к врачу даже при незначительных на первый взгляд травмах. 10.1.2. Оказание первой помощи пострадавшему на воде. Помощь пострадавшему должна быть оказана сразу же после того, как его извлекли из воды. Если пострадавший находится в бессознательном состоянии (бледен, пульс едва прощупывается или совсем не прощупывается, дыхание отсутствует или очень слабое), то следует немедленно приступить к его оживлению и одновременно вызвать врача. Прежде чем начать искусственное дыхание, нужно открыть рот пострадавшего и, в случае необходимости, очистить рот от ила, песка, водорослей и слизи платком или рубашкой. В первую очередь следует вылить из пострадавшего воду. Для этого пострадавшего следует уложить грудью на правое колено лица, оказывающего помощь, таким образом, чтобы место соприкосновения бедра и грудинной кости было выше межреберной дуги на 10-12 см. Лицо, оказывающее помощь, левой рукой удерживает пострадавшего, а правой - резкими движениями надавливает на спину с противоположной стороны от места соприкосновения грудинной кости к колену. Надавливания продолжаются до тех пор, пока не закончится выход воды из дыхательных путей, о чем покажет жидкость, подкрашенная кровью. Прекращение выхода воды не означает, что воды в органах дыхания пострадавшего нет. Таким показателем является только подкрашенная кровью вода. После появления такой жидкости при необходимости следует выполнить наружный массаж сердца и искусственное дыхание в соответствии с п. 10.1.3 настоящей Инструкции. Когда пострадавший начнет дышать, ему необходимо давать нюхать нашатырный спирт, дать выпить 15-20 капель настойки валерианы на полстакана воды, переодеть в сухое белье, тепло укрыть, дать крепкого чая и предоставить полный покой до прибытия врача. 10.1.3. Электротравма. Человека, попавшего под действие электрического тока, в первую очередь следует освободить от прикосновения с токоведущими частями оборудования, механизма, здания и др. (выключить рубильник, выключатель, выдернуть из рук пострадавшего шнур или прибор, предварительно изолировав свои руки подручными средствами, например толстым слоем сухой одежды и т.п.). После освобождения пострадавшего от воздействия тока его укладывают на ровное место, расстегивают все предметы одежды, стягивающие органы дыхания. Подкладывают под лопатки скатку из одежды таким образом, чтобы голова оказалась запрокинутой назад, а гортань вытянутой. Если пострадавший пытается изменить позу, говорить, то следует оказать ему помощь следующим способом: руки пострадавшего разводят в стороны, сводят вместе, вверх-вниз, ноги сгибают в коленях и выпрямляют. Такие движения делаются до тех пор, пока пострадавший не получит устойчивое дыхание. В случае когда пострадавший не дышит, глаза не видят, зрачки расширены или закатаны под лоб, то следует открыть рот, вытащить язык, очистить ротовую полость от слизи и грязи и приступить к оказанию помощи следующим образом: лицо, оказывающее помощь, делает два глубоких вдоха и выдоха в атмосферу, а последующие выдохи делает через нос или рот в пострадавшего. (При открывании рта пострадавшего следует обеспечить целостность зубов.) Искусственное дыхание "рот в рот" или "рот в нос" выполняется 2-3 раза, после чего оказывающий помощь приступает к наружному массажу сердца. Массаж сердца осуществляется путем надавливания руками на грудинную кость выше межреберной дуги на 10-12 см. После серии надавливаний (5-6 раз) повторяется искусственное дыхание. 10.1.4. Термические и электрические ожоги. Если на пострадавшем загорелась одежда, нужно быстро набросить на него пальто либо плотную ткань, но не твердое полотно или сбить пламя водой. Нельзя бежать в горящей одежде, так как ветер, раздувая пламя, увеличит и усилит ожог. При оказании помощи пострадавшему во избежание заражения нельзя касаться руками обожженных участков кожи или смазывать их мазями, маслами, вазелином, присыпать пищевой содой, крахмалом и т.п. Нельзя вскрывать пузыри, удалять приставшую к обожженному месту мастику, канифоли или другие смолистые вещества, так как, удаляя их, легко можно содрать обожженную кожу и тем самым создать благоприятные условия для заражения раны. При небольших по площади ожогах первой и второй степеней нужно наложить на обожженный участок кожи стерильную повязку. Одежду и обувь с обожженного места нельзя срывать, а необходимо разрезать ножницами и осторожно снять, если она не прильнула к телу. Если куски одежды прилипли к обожженному телу, то поверх их следует наложить стерильную повязку до снятия ее в лечебном учреждении. При тяжелых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую простыню или ткань, не раздевая его, напоить теплым чаем и создать покой до прибытия врача. Обожженное лицо необходимо закрыть стерильной марлей. При ожогах глаз следует делать холодные примочки из раствора борной кислоты (половина чайной ложки кислоты на стакан воды) и немедленно направить пострадавшего к врачу. 10.1.5. Химические ожоги. При химических ожогах пораженное место сразу же промывают большим количеством холодной проточной воды из-под крана, из резинового шланга или ведра в течение 15-20 минут. Если кислота или щелочь попала на кожу через одежду, то сначала надо смыть ее с одежды, а потом осторожно разрезать и снять с пострадавшего мокрую одежду, если она не прилипла к телу, после чего промыть кожу. Однако если одежда прильнула, то после промывки одежды отдирать ее от пораженного места нельзя. Дальнейшая помощь при химических ожогах оказывается так же, как при термических ожогах. 10.2. При несчастных случаях (наличие пострадавшего участника мероприятия) незамедлительно оказывается первая доврачебная помощь, одновременно осуществляется вызов врачей, уведомляются руководитель образовательного учреждения и родители пострадавшего ребенка. |