ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ И ИНФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ СОБЫТИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РОСАТОМА. Приказ. Федеральное агентство по атомной энергии. 19.02.08 82

Оглавление

         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ И ИНФОРМИРОВАНИИ
      ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ СОБЫТИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
     ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РОСАТОМА

                                ПРИКАЗ

               ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

                          19 февраля 2008 г.
                                 N 82

                                 (Д)


     В   соответствии   с   Положением   о  функциональной  подсистеме
предупреждения  и  ликвидации чрезвычайных ситуаций в организациях (на
объектах),  находящихся  в  ведении  и  входящих  в сферу деятельности
Росатома,   утвержденным   Приказом  Росатома  от  13.03.2006  N  108,
приказываю:
     1.  Утвердить  Положение  об  организации  подготовки сообщений и
информировании   общественности   в   случае   событий,   влияющих  на
безопасность   функционирования  организаций,  находящихся  в  ведении
Росатома (Приложение).
     2.  Начальникам  управлений  и  руководителям организаций принять
указанное Положение к руководству и исполнению.
     3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Вр.и.о. руководителя
                                                         И.М.КАМЕНСКИХ
19 февраля 2008 г.
N 82


                                                            Приложение

                                                             к Приказу
                                               от 19 февраля 2008 года
                                                                  N 82

                              ПОЛОЖЕНИЕ
         ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ И ИНФОРМИРОВАНИИ
      ОБЩЕСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ СОБЫТИЙ, ВЛИЯЮЩИХ НА БЕЗОПАСНОСТЬ
     ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ РОСАТОМА

                          1. Общие положения

     1.1.  Настоящее  Положение  об организации подготовки сообщений и
информировании   общественности   в   случае   событий,   влияющих  на
безопасность   функционирования  организаций,  находящихся  в  ведении
Росатома   (далее   -  Положение),  разработано  в  целях  организации
Федеральным   агентством   по   атомной   энергии  (далее  -  Росатом)
информирования  населения  через средства массовой информации (далее -
СМИ)  и  по иным каналам <*> о прогнозируемых и возникших чрезвычайных
ситуациях  и  пожарах,  мерах по обеспечению безопасности организаций,
находящихся  в  ведении Росатома, приемах и способах защиты персонала,
населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной
безопасности,  а  также  по  предоставлению  информации о произошедшем
событии  в форме, исключающей распространение информации ограниченного
доступа.
--------------------------------
     <*>  Под  иными каналами понимаются информационные системы общего
пользования,  специализированные  технические  средства  оповещения  и
информирования  населения в местах массового пребывания людей, а также
сети  связи  общего  пользования  единой  сети электросвязи Российской
Федерации.

     Организация  подготовки сообщений и информирование общественности
в   случае   событий,   влияющих   на   безопасность  функционирования
организаций,   находящихся   в   ведении  Росатома,  осуществляется  в
соответствии  с  Федеральным  законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О
защите  населения  и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного   характера",   Постановлением  Правительства  Российской
Федерации  от  30  декабря  2003  г.  N  794 "О единой государственной
системе  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных ситуаций" и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     1.2.   К  событиям,  влияющим  на  безопасность  функционирования
организаций, находящихся в ведении Росатома (далее - события, влияющие
на безопасность), относятся:
     аварии, опасные природные явления, катастрофы, стихийные или иные
бедствия,  которые  могут  повлечь  или повлекли за собой человеческие
жертвы,   вред   здоровью   людей   или  окружающей  природной  среде,
значительный  материальный ущерб и нарушение условий жизнедеятельности
людей,  и  в  результате которых сложилась обстановка, соответствующая
классификации   чрезвычайных  ситуаций,  установленной  Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от   21.05.2007   N   304  "О
классификации   чрезвычайных   ситуаций   природного   и  техногенного
характера";
     события,  классифицируемые по Международной шкале ядерных событий
(далее   -   шкала   ИНЕС),   являющейся  средством  для  оперативного
информирования общественности в согласованной форме о значимых с точки
зрения  безопасности  событиях  (нарушениях),  происшедших на объектах
использования атомной энергии;
     события,   нарушающие   условия   безопасной  эксплуатации  особо
радиационно  опасных,  ядерноопасных  производств  и объектов, опасных
производственных   объектов,   в   том   числе  при  транспортировании
(перевозке)  радиоактивных материалов, классифицируемые и расследуемые
в   соответствии   с   федеральными  нормами  и  правилами  в  области
использования  атомной  энергии,  и  превышающие установленные пределы
радиационного   воздействия  на  работников  (персонал),  население  и
окружающую среду;
     иные   события,   влияющие   на   безопасность   функционирования
организаций,   находящихся   в  ведении  Росатома,  способные  вызвать
обеспокоенность  персонала  и  населения, а также широкий общественный
резонанс.
     1.3.    Организация   подготовки   сообщений   и   информирование
общественности   в   случае   событий,   влияющих   на   безопасность,
осуществляется по следующим направлениям:
     1)  Обеспечение  доступа  граждан  и  организаций  к информации о
деятельности  Росатома и организаций, находящихся в его ведении, путем
создания информационных ресурсов, содержащих сведения в области защиты
населения   и  территорий  от  чрезвычайных  ситуаций,  размещаемых  в
информационных  системах  общего  пользования,  в  том  числе  в  сети
Интернет.
     В  формировании  информационных  ресурсов  участвуют  структурные
подразделения  Росатома и организации, находящиеся в ведении Росатома,
в   соответствии  с  Регламентом  Федерального  агентства  по  атомной
энергии,  утвержденным  Приказом  Росатома  от  07.10.2005  N  486,  и
Регламентом   размещения   общедоступной   информации  на  официальном
интернет-портале    Федерального   агентства   по   атомной   энергии,
утвержденным Приказом Росатома от 25.07.2007 N 391.
     2)  Оперативное  и  достоверное  информирование  населения  через
средства  массовой  информации  и по иным каналам о прогнозируемом или
возникшем  событии,  влияющем  на  безопасность,  путем предоставления
гласной и открытой информации в части, касающейся данного события.
     Росатом  и организации, находящиеся в ведении Росатома, участвуют
в  исполнении  государственной  функции  по организации информирования
населения  через средства массовой информации о чрезвычайных ситуациях
и   пожарах  в  соответствии  с  полномочиями,  возложенными  на  него
законодательством  Российской  Федерации,  и  в  рамках Функциональной
подсистемы   предупреждения   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  в
организациях  (на  объектах), находящихся в ведении и входящих в сферу
деятельности  Росатома  (далее - ОСЧС), положение о которой утверждено
Приказом  Росатома  от  13.03.2006  N  108,  а  также  в рамках единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций (далее - РСЧС).
     Информацию  о  событиях,  влияющих  на  безопасность,  составляют
сведения:
     о   прогнозируемых   и   возникших   чрезвычайных  ситуациях,  их
последствиях;
     о   радиационной,   химической,  медико-биологической,  взрывной,
пожарной и экологической безопасности;
     о   состоянии   защиты   персонала   и   территорий  организаций,
находящихся  в ведении Росатома, при чрезвычайных ситуациях и принятых
мерах по обеспечению их безопасности;
     о  приемах и способах защиты населения при возникших чрезвычайных
ситуациях;
     об оценке ситуации с применением шкалы ИНЕС.
     1.4.  В  случае  угрозы  или  возникновения  событий, влияющих на
безопасность,  и  при  установлении  режима  повышенной готовности или
режима чрезвычайной ситуации для функционирования органов управления и
сил  ОСЧС, общую координацию обеспечения доступа граждан и организаций
к  информации о деятельности Росатома, информирования общественности и
взаимодействия со СМИ осуществляют:
     на  федеральном  уровне - комиссия по предупреждению и ликвидации
чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению  пожарной безопасности Росатома
(далее - ОКЧС);
     на объектовом уровне (в организациях и их филиалах) - комиссии по
предупреждению   и  ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  и  обеспечению
пожарной безопасности организаций (далее - КЧСО).
     Пресс-секретарь Росатома включается в состав ОКЧС, а руководители
служб   по  связи  с  общественностью  (пресс-служб)  в  организациях,
находящихся в ведении Росатома, включаются в состав КЧСО.
     Работники,   ответственные   за   подготовку   сообщений  в  СМИ,
включаются в состав экспертных групп ОКЧС Росатома и КСЧО, формируемых
в установленном порядке.
     1.4.1.  В случае возникновения событий, влияющих на безопасность,
для  обеспечения  координации  деятельности  и взаимной информационной
поддержки  при  информировании  общественности пресс-служба Росатома и
подразделения  по  связи  с общественностью организаций, находящихся в
ведении  Росатома,  взаимодействуют  в  составе  ОСЧС на федеральном и
объектовом уровне.
     1.4.2.   Должностными   лицами,   ответственными  за  организацию
подготовки  сообщений и информирование общественности при реагировании
на событие, на федеральном уровне ОСЧС являются:
     а) должностные лица в Росатоме:
     заместитель  руководителя  Росатома  в соответствии с должностным
регламентом;
     пресс-секретарь Росатома;
     руководитель  постоянно  действующего  органа  управления  ОСЧС -
начальник  Управления ядерной и радиационной безопасности, организации
лицензионной и разрешительной деятельности;
     начальники  Управлений,  осуществляющие  координацию деятельности
организаций,  эксплуатирующих  объект,  на  котором произошло событие,
влияющее на безопасность;
     б)  руководитель  органа повседневного управления ОСЧС - директор
ФГУП "СКЦ Росатома".
     1.4.3.   Должностными   лицами,   ответственными  за  организацию
подготовки  сообщений и информирование общественности при реагировании
на  событие  на  объектовом  уровне ОСЧС в организациях, находящихся в
ведении Росатома, а также в их филиалах, являются:
     уполномоченный заместитель руководителя организации;
     руководители    подразделений   по   связям   с   общественностью
(пресс-служб)   или   (в   случае   отсутствия   таких  подразделений)
ответственные за работу со СМИ;
     руководители структурных подразделений, уполномоченных на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
и гражданской обороны;
     руководители  органов  повседневного управления ОСЧС (оперативные
дежурные дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС)).
     Права  и  обязанности  должностных  лиц по организации подготовки
сообщений  и  информированию общественности в случае событий, влияющих
на   безопасность,   устанавливаются   должностными   регламентами   и
должностными      инструкциями,     утверждаемыми     соответствующими
руководителями   структурных   подразделений,   исходя  из  полномочий
структурного подразделения по решению данной задачи.
     1.5  Порядок подготовки сообщений и информирования общественности
включается  отдельным  разделом  в  планы действий по предупреждению и
ликвидации  чрезвычайных  ситуаций  в  рамках  ОСЧС,  в планы действий
аварийно-спасательных   формирований   на   обслуживаемых  объектах  и
территориях,   а   также   в   планы   взаимодействия  при  ликвидации
чрезвычайных ситуаций в рамках РСЧС.
     1.6.  Информирование общественности в случае событий, влияющих на
безопасность, включает в себя:
     а)   подготовку  информационных  сообщений  и  размещение  их  на
официальном интернет-портале Росатома в установленном порядке;
     б)  оповещение  о  классификации событий, происходящих на ядерных
установках, с использованием шкалы ИНЕС;
     в)  подготовку  и  распространение  информационных  сообщений для
широкого  круга  СМИ,  включая  публикацию  инструкций  и рекомендаций
населению;
     г)   организацию   и   проведение  брифингов,  пресс-конференций,
интервью для представителей СМИ;
     д)  разработку  сводок  новостей,  в зависимости от обстоятельств
события  (бюллетень,  подробная  сводка  новостей, хронология событий,
резюме брифинга, справочные материалы);
     е)    поддержание    информационной   связи   и   координацию   с
представителями органов власти, участвующих в реагировании на событие;
     ж)  ответы  на  внешние  телефонные  звонки  представителей СМИ и
граждан, включая организацию "горячей телефонной линии";
     з) реагирование на недостоверную информацию;
     и) мониторинг сообщений в прессе и сети Интернет.
     1.7. Основанием для информирования населения через СМИ о событии,
влияющем  на  безопасность, является решение руководителя Росатома или
руководителя  организации,  находящейся в ведении Росатома, о введении
режима  повышенной  готовности  или  режима  чрезвычайной ситуации для
соответствующих органов управления и сил ОСЧС.
     Критерии   информации,   по   которым   принимается   решение  об
информировании   населения   через   средства  массовой  информации  о
событиях, влияющих на безопасность, содержатся:
     в  информационных  материалах  о  текущем  состоянии  предприятий
отрасли   и   о   возникновении  событий,  влияющих  на  безопасность,
подготовленных  в  соответствии с порядком, установленным нормативными
правовыми актами Росатома;
     в  информации,  подготовленной  в соответствии с порядком сбора и
обмена  информацией  в  области  защиты  населения  и  территорий  при
чрезвычайных   ситуациях,   установленным   Правительством  Российской
Федерации,  и  представляемой  в  сроки  и  в формах, определенных МЧС
России;
     в  информации о событии с оценкой по шкале ИНЕС в форме "Формуляр
оценки события";
     в    международной    информации   о   событии,   обмен   которой
осуществляется  в сроки и в формах, установленных практическими мерами
по  реализации  международных  договоров,  а  также  в  соответствии с
рекомендациями МАГАТЭ;
     в  информации о событии, которая в обязательном порядке готовится
и   направляется   в   органы  регулирования  безопасности  в  области
использования  атомной энергии в соответствии с федеральными нормами и
правилами;
     в  информации, направляемой в установленном порядке в федеральные
органы  исполнительной  власти, органы исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации органы местного самоуправления и в международные
организации;
     в   сведениях,   полученных   из   информационных  материалов,  в
результате  мониторинга и анализа сообщений СМИ о событии, влияющем на
безопасность  (информационные сообщения, пресс-релизы, дайджесты СМИ и
др.).

             2. Организация информирования общественности

     2.1.  Поддержание  информационного ресурса Росатома и обеспечение
информирования граждан и организаций о деятельности Росатома в области
защиты   населения  и  территорий  через  официальный  интернет-портал
Росатома осуществляет ФГУП "СКЦ Росатома" в соответствии с Регламентом
Федерального  агентства  по  атомной  энергии,  утвержденным  Приказом
Росатома от 07.10.2005 N 486.
     2.2.  Состав  сведений  о  деятельности Росатома в области защиты
населения   и  территорий  при  чрезвычайных  ситуациях,  составляющий
информационный   ресурс  Росатома,  открытый  для  доступа  граждан  и
организаций, утверждает руководитель Росатома.
     2.3.  Ответственность за своевременное предоставление в ФГУП "СКЦ
Росатома"  информации  в  области  защиты  населения  и территорий при
чрезвычайных  ситуациях,  ее  достоверность и полноту несут начальники
Управлений   и  должностные  лица,  уполномоченные  на  предоставление
соответствующей информации.
     2.4.  Организация  взаимодействия  с представителями СМИ в случае
событий,  влияющих  на  безопасность,  возлагается  на пресс-секретаря
Росатома.
     2.5.  Подразделения  по  связям  с  общественностью, пресс-служба
Росатома,  а  также  пресс-службы или ответственные за работу со СМИ в
организациях,  находящихся  в  ведении  Росатома  и в их филиалах, при
реагировании на события, влияющие на безопасность, обязаны:
     организовывать     подготовку    сообщений    и    информирование
общественности;
     распространять   официальные   заявления  и  сообщения,  готовить
пресс-релизы и иные информационные материалы для СМИ;
     организовывать работу журналистов в районе чрезвычайной ситуации,
а также выездного пресс-центра Росатома;
     организовывать     брифинги,    пресс-конференции,    радио-    и
телевизионные  интервью  руководства  Росатома  и уполномоченных лиц в
СМИ.
     2.6. Подразделения по связям с общественностью имеют право:
     оперативно   получать   информацию   о   событиях,   влияющих  на
безопасность,  и  ходе  работ  по  ликвидации  их последствий, а также
получать  сведения  о  планируемых  и  проводимых  мероприятиях в ОСЧС
Росатома;
     осуществлять контроль и координацию деятельности подведомственных
подразделений  и работников, ответственных за работу с общественностью
и связь со СМИ;
     готовить  газетные  и  журнальные  публикации  для  российских  и
зарубежных  СМИ,  а  также  теле-  и  радиопередачи по наиболее важным
проблемам деятельности ОСЧС Росатома;
     проводить  фото-  и  видеодокументирование  спасательных  работ и
мероприятий, проводимых ОСЧС Росатома;
     вести   в   установленном  порядке  переписку  в  пределах  своей
компетенции  с  федеральными  органами исполнительной власти, органами
исполнительной   власти   субъектов   Российской  Федерации,  органами
местного   самоуправления,   а   также   с  организациями,  редакциями
центральных, региональных и местных СМИ.
     2.7.   Постоянно  действующие  органы  управления  ОСЧС  Росатома
соответствующего  уровня  при  реагировании  на  события,  влияющие на
безопасность:
     а) обязаны:
     согласовывать  информацию  о  событиях, влияющих на безопасность,
подготовленную пресс-службой Росатома и направляемую в СМИ;
     перепроверять   в  установленном  порядке  совместно  с  органами
повседневного   управления  ОСЧС  полученную  информацию  о  событиях,
достоверность которой вызывает сомнения;
     б) имеют право:
     запрашивать   и  получать  в  установленном  порядке  необходимую
информацию   о   событиях   от  заинтересованных  федеральных  органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного управления и организаций.
     2.8.    Органы    повседневного    управления    ОСЧС    Росатома
соответствующего  уровня  при  реагировании  на  события,  влияющие на
безопасность:
     а) обязаны:
     уточнять   и   проверять   информацию  о  событиях,  влияющих  на
безопасность;
     подготовить  в срок не более 40 мин. после получения информации о
событии,  влияющем  на  безопасность,  справочные данные по району его
возникновения и масштабу;
     поддерживать  взаимодействие  с органами повседневного управления
ОСЧС и РСЧС;
     готовить  предложения по постановке задач соответствующим центрам
технической   поддержки  и  научно-исследовательским  организациям  на
отработку   и   представление   в  дежурную  смену  прогноза  развития
чрезвычайных ситуаций;
     вести  хронологию  развития события, влияющего на безопасность, и
действий сил по ликвидации его последствий;
     выдавать  необходимую информацию по запросам пресс-служб Росатома
и постоянно действующих органов управления ОСЧС;
     б) имеют право в пределах своей компетенции и полномочий:
     ставить  задачи  соответствующим  центрам технической поддержки и
научно-исследовательским  организациям  на отработку и представление в
дежурную   смену   прогноза   развития   чрезвычайных  ситуаций  и  на
перепроверку достоверности данных;
     осуществлять  взаимодействие  с органами повседневного управления
ОСЧС и РСЧС;
     ставить   задачи   органам   повседневного   управления  ОСЧС  на
подготовку и представление необходимых информационных материалов.
     2.9.   Оперативный   контроль   за   своевременной   организацией
информирования   населения   через   СМИ   о   событиях,  влияющих  на
безопасность, осуществляется руководителем дежурной смены (оперативным
дежурным)  органа  повседневного  управления  ОСЧС  и соответствующего
подразделения,  осуществляющего  связь с общественностью, путем записи
времени  приема или передачи информации, а также времени ее трансляции
по  имеющимся  информационным  каналам (с записью времени оповещения в
специальном журнале).
     Дополнительной   формой   контроля  за  совершением  действий  по
информированию   населения   через   СМИ   о   событиях,  влияющих  на
безопасность,   и   результатами  действий  является  представление  в
установленном   порядке   ежедневной   сводки-доклада  дежурной  смены
(рапорта  дежурного)  органа повседневного управления соответствующего
уровня  ОСЧС  о событиях за истекшие сутки, принятых по ним решениях и
результатах их реализации.
     2.10.   Время  получения  соответствующим  органом  повседневного
управления  ОСЧС  информации  о  введении  на  определенной территории
режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, а также
время   передачи   этим  органом  необходимых  сведений  представителю
соответствующего   подразделения   по   связи  с  общественностью  для
последующей  подготовки  сообщений  и  передачи  их  в СМИ фиксируется
записью в специальных журналах передающей и принимающей сторон.
     2.11.  Информация  о деятельности Росатома в случае возникновения
событий,  влияющих  на  безопасность,  передается  в СМИ пресс-службой
Росатома  или  пресс-секретарем  Росатома, или по согласованию с ним -
иными   должностными   лицами  Росатома  в  соответствии  с  "Порядком
предоставления  информации  и  взаимодействия  работников Федерального
агентства   по   атомной  энергии  со  СМИ  по  вопросам  деятельности
Агентства",  утвержденным  Приказом  Росатома  от  05.12.2005 N 566, и
настоящим Положением.
     2.12.  Круглосуточный  сбор, обработку оперативных информационных
материалов  о  текущем  состоянии  и  режиме  работы  объектов атомной
энергетики  и промышленности, включая сведения о нештатных ситуациях и
данные  мониторинга  радиационной  обстановки на ядерно- и радиационно
опасных  объектах отрасли и в районах их дислокации, осуществляет ФГУП
"СКЦ  Росатома",  выполняющий  функции отраслевого центра оперативного
информационного  взаимодействия на федеральном уровне, а также функции
национального  пункта  предупреждения  и  связи  в  рамках  выполнения
международных  обязательств  Российской  Федерации  в  соответствии  с
Конвенцией  об  оперативном  оповещении о ядерной аварии, Конвенцией о
помощи  в  случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации и
международными договорами по реализации этих конвенций.
     2.13.   Сведения   о   событиях,   влияющих  на  безопасность,  в
установленном  порядке  размещаются  на  официальном  интернет-портале
Росатома  и  в других информационных системах общего пользования после
согласования с пресс-службой Росатома.
     2.14.  Руководители  организаций, находящихся в ведении Росатома,
обеспечивают  размещение  в информационных системах общего пользования
информационных материалов, содержащих оперативные сведения о состоянии
объектов  атомной  энергетики  и  промышленности,  включая  сведения о
событиях, влияющих на безопасность функционирования объектов.
     2.15.   Оценку   событий,  происходящих  на  ядерных  установках,
значимых с точки зрения безопасности и классифицируемых по шкале ИНЕС,
обеспечивают    эксплуатирующие   организации,   осуществляющие   виды
деятельности  в  области  использования  атомной энергии, определенные
Федеральным  законом  от  21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании
атомной энергии".
     Оценка  событий  осуществляется  в  соответствии  с  руководством
"Международная   шкала   ядерных   событий   (ИНЕС).  Руководство  для
пользователей, издание 2001 г., (МАГАТЭ-ИНЕС-2001)".
     Положение  о  порядке  использования  Международной шкалы ядерных
событий  (ИНЕС) на объектах использования атомной энергии утверждается
руководителем Росатома.
     2.16.  На случаи возникновения событий, влияющих на безопасность,
для  обеспечения  согласованности  поступления информации и уменьшения
вероятности   возникновения   противоречий   при  ее  представлении  в
информационные  системы общего пользования и в СМИ заранее формируются
следующие временные пресс-центры (группы аварийного информирования):
     главный  временный  пресс-центр,  формируемый  в Росатоме - Центр
аварийного  информирования  общественности  Росатома,  формируемый  из
сотрудников  Росатома,  в  т.ч.  пресс-службы,  а  также  специалистов
организаций, находящихся в ведении Росатома;
     временные пресс-центры, формируемые в организациях, находящихся в
ведении Росатома - Пресс-центры на месте события.
     2.17.   В   целях   информирования   населения   о   произошедших
чрезвычайных  ситуациях  в  зависимости  от их масштаба и последствий,
вызвавших   широкий   общественный   резонанс,   ходе  их  ликвидации,
принимаемых  мерах по обеспечению жизнедеятельности населения, а также
оказания   помощи   представителям  СМИ  в  подготовке  информационных
материалов,  формируется  временный  выездной  пресс-центр,  в  состав
которого  входят  представители  пресс-службы Росатома, информационных
подразделений   заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной
власти и других взаимодействующих структур.
     Временный  выездной  пресс-центр является основным координирующим
органом  Росатома и других взаимодействующих структур на месте события
по вопросам информирования представителей СМИ, российской и зарубежной
общественности  об  обстановке  в  зоне чрезвычайной ситуации, ходе ее
ликвидации и принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения.
     2.18.   Формирование   и   координация   деятельности   временных
пресс-центров   (групп   аварийного   информирования)   осуществляется
пресс-службой   Росатома,   руководством   подразделений  по  связи  с
общественностью организаций, находящихся в ведении Росатома.
     Задачи,   функции,   базовая   структура   и   состав   временных
пресс-центров    (групп    аварийного   информирования)   определяются
положениями    о    них,   утверждаемыми   руководством   Росатома   и
руководителями организаций, находящихся в ведении Росатома.
     Решение  о  начале  деятельности  временных  пресс-центров (групп
аварийного   информирования)   принимают  соответственно  руководитель
Росатома и руководители организаций, находящихся в ведении Росатома.
     До   начала  работы  временных  пресс-центров  (групп  аварийного
информирования)  их функции в пределах своей компетенции и технических
возможностей   осуществляют   органы   повседневного  управления  ОСЧС
федерального  и  объектового  уровня  (ФГУП  "СКЦ Росатома", Кризисный
центр  ФГУП  Концерн  "Росэнергоатом",  ДДС организаций, находящихся в
ведении Росатома).
     Все  сообщения  для  печати,  ответы  на  запросы по телефону или
интервью для СМИ должны быть согласованы с пресс-службой Росатома.
     2.19.  При  информировании общественности и взаимодействии со СМИ
используются  различные  способы  и  методы распространения информации
(телевидение,   радио,   газеты,   Интернет,   телетекст,   телефонные
справочные  линии),  наиболее  подходящие в данной ситуации и в данное
время для конкретного типа аудитории, включая:
     население  и его представителей вблизи места события (аварии) и в
любом другом месте;
     лиц, работающих на месте аварии, и членов их семей;
     органы   власти   на   местном,   региональном,   федеральном   и
международном уровне;
     организации  иных  отраслей промышленности и объекты, связанные с
местом события (аварии);
     СМИ - местные, центральные и международные;
     группы общественности, которые проявляют беспокойство об аспектах
использования  атомной  энергии,  безопасности  населения и окружающей
среды;
     представителей организаций, отвечающих за реагирование на событие
(аварию);
     соседние страны и международные организации (МАГАТЭ и др.).
     2.20.  Для осуществления оперативного взаимодействия пресс-служба
Росатома  формирует список ответственных должностных лиц в Управлениях
Росатома  и  организациях,  находящихся  в  ведении Росатома, перечень
временных пресс-центров, а также справочную информацию о каналах связи
(адреса   электронной  почты,  номера  телефонов),  о  которых  дается
сообщение в прессе, для круглосуточного получения информации и ответов
на запросы общественности и СМИ.

        3. Общий порядок подготовки сообщений и информирования

     3.1.  Подготовка  информационных материалов в виде информационных
сообщений  (пресс-релизов и т.п.), доступных для общественности и СМИ,
осуществляется  на  основе  информационных  материалов,  поступающих в
установленном  порядке от организаций, находящихся в ведении Росатома,
а  также  на  основе  иной  информации, содержание которой приведено в
пункте 1.7 настоящего Положения.
     При  подготовке  информационных сообщений (пресс-релизов) для СМИ
обязательной к использованию является оценка по шкале ИНЕС.
     Согласование    информации   о   прогнозируемых   или   возникших
чрезвычайных   ситуациях,  вызвавших  широкий  общественный  резонанс,
осуществляется лицами, уполномоченными руководителем Росатома.
     Характер  и  объем  первичного  сообщения  для СМИ о произошедших
событиях,   влияющих   на   безопасность,  определяет  пресс-секретарь
Росатома по согласованию с руководством Росатома.
     Информация   от   Росатома,   затрагивающая   компетенцию  других
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, выдается в
СМИ  после  согласования с руководителями информационных подразделений
заинтересованных  федеральных  органов  исполнительной  власти.  Время
согласования такой информации не должно превышать 30 минут.
     3.2.  Официальная информация о событии, влияющем на безопасность,
доводится  до  СМИ  непосредственно  руководителем Росатома или по его
поручению другими должностными лицами.
     3.3.    В   состав   обязательной   информации,   предоставляемой
общественности и СМИ, включаются следующие сведения:
     базовая информация о радиоактивном излучении (время возникновения
и вид чрезвычайной ситуации);
     рекомендации  населению  по защите от радиационного воздействия в
случае аварии;
     разъяснение положений Международной шкалы ядерных событий;
     общая   характеристика  объекта  Росатома  (основные  направления
деятельности в области использования атомной энергии, место нахождения
и характеристика потенциальной опасности объекта);
     данные,  позволяющие связаться с руководящим или контактным лицом
аварийного объекта;
     3.4.  В  случае  чрезвычайных  ситуаций техногенного и природного
характера,  информация  о которых на федеральном уровне направляется в
МЧС  России,  органы  местного  самоуправления и органы исполнительной
власти  субъектов Российской Федерации, в кратчайшие сроки выпускается
информационное  сообщение  (пресс-релиз) Росатома, направляемое в СМИ,
за  подписью Руководителя Росатома (председателя ОКЧС) или заместителя
Руководителя Росатома.
     3.5.   Информационное   сообщение   (пресс-релиз)   Росатома   на
федеральном   уровне  готовится  Пресс-службой  Росатома  совместно  с
Управлением   ядерной   и   радиационной   безопасности,   организации
лицензионной     и     разрешительной    деятельности,    Управлением,
осуществляющим   координацию   деятельности  организации,  на  объекте
которой произошло событие, влияющее на безопасность, и согласовывается
с  Управлением  защиты  государственной  тайны,  ядерных  материалов и
объектов.
     3.6.   Максимальный   срок  выполнения  действий  по  организации
информирования   населения   через   СМИ   о   событиях,  влияющих  на
безопасность:
     не  более  3-х  часов с момента получения прогноза о чрезвычайных
ситуациях;
     не более 2-х часов с момента возникновения чрезвычайной ситуации;
     не  более  30  минут  после  получения  информации о произошедших
чрезвычайных ситуациях;
     не более 30 минут после введения для соответствующих уровней ОСЧС
режима повышенной готовности;
     не более 20 минут после введения режима чрезвычайной ситуации;
     не  реже 4-х раз в сутки и до отмены режима чрезвычайной ситуации
о  ходе  работ  и  обстановке  в районе чрезвычайной ситуации, а также
деятельности  Росатома  и организаций, находящихся в ведении Росатома,
по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.
     3.7.  В  ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций и крупных пожаров,
представляющих  опасность  для населения, проживающего или работающего
на  предприятиях  в опасной зоне, информация об установленных границах
зоны  возникшей чрезвычайной ситуации и решениях по защите (поведении)
населения,  принятых  в  установленном  порядке руководителем работ по
ликвидации   возникшей   чрезвычайной   ситуации   (крупного  пожара),
доводится  до  указанных  групп  населения  незамедлительно  с помощью
имеющихся передвижных средств информации.
     3.8.   Эксперты   ОКЧС  оказывают  помощь  пресс-службе  Росатома
(главному   временному   пресс-центру)   в   разработке  и  подготовке
оперативных  информационных сообщений о развитии события, влияющего на
безопасность,  на основе сведений, поступающих в ФГУП "СКЦ Росатома" в
установленном порядке.
     3.9.   На  объектовом  уровне  подготовку  сообщений  для  СМИ  и
информирование  общественности  осуществляют соответствующие службы по
работе с общественностью или временные пресс-центры.
     3.10. Руководители организаций и их филиалов, на объектах которых
произошло  событие,  влияющее  на  безопасность, обеспечивают передачу
информационного  сообщения  в  пресс-службу  Росатома  и  в  ФГУП "СКЦ
Росатома".
     3.11.    Пресс-служба    Росатома    совместно   с   Управлением,
осуществляющим   координацию   деятельности  организации,  на  объекте
которой   произошло   событие,   Управлением  ядерной  и  радиационной
безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности и
Управлением   защиты   государственной  тайны,  ядерных  материалов  и
объектов рассматривают полученные от организаций материалы и принимают
согласованное  решение  об  информировании  общественности через СМИ о
событии, влияющем на безопасность.
     В    кратчайшие    сроки   готовится   информационное   сообщение
(пресс-релиз),  согласованное  с  Управлением  защиты  государственной
тайны,  ядерных  материалов  и  объектов,  за подписью пресс-секретаря
Росатома или лица, его замещающего.
     3.12.   Все  участники  подготовки  сообщений,  предоставления  и
распространения    информации   в   случае   события,   влияющего   на
безопасность,  обязаны  в пределах своей компетенции принимать меры по
защите  информации  и  ограничивать  доступ  к  информации, если такая
обязанность установлена федеральными законами.
     Руководители  информационных  подразделений,  готовящих материалы
для  СМИ,  обязаны  принимать  меры  по  обеспечению  защиты сведений,
составляющих государственную тайну, служебную информацию ограниченного
распространения,   и   несут   личную   ответственность  в  случае  их
разглашения в соответствии с действующим законодательством.
     3.13. Сокрытие, несвоевременное представление либо предоставление
должностными  лицами  заведомо  ложной  информации  в  области  защиты
населения  и  территорий  при  чрезвычайных  ситуациях влечет за собой
ответственность,  установленную  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации.
     3.14.  Объединенные  брифинги  для  СМИ с участием представителей
организаций,   участвующих   в   аварийном   реагировании,  проводятся
пресс-службой Росатома.

                     4. Методическое руководство
          и совершенствование информирования общественности

     4.1.  Пресс-служба Росатома осуществляет методическое руководство
по   организации   и  совершенствованию  работы  информационных  служб
организаций,  находящихся  в  ведении  Росатома, при взаимодействии со
СМИ,  координирует  работы  на  отраслевом уровне по подготовке планов
информирования    общественности    для    оптимизации   использования
информационных    ресурсов   Росатома,   повышения   эффективности   и
оперативности  информационного  реагирования  на  события, влияющие на
безопасность.
     4.2.  Для  координированных  действий  участников  информирования
общественности   и   СМИ   осуществляется  интегрированное  отраслевое
планирование, предполагающее взаимную информационную поддержку на всех
уровнях реагирования на события, влияющие на безопасность.
     4.3.   Поддержание   системы   информирования   общественности  в
готовности  осуществляется  путем  ежегодного  обучения  и  подготовки
сотрудников,  принимающих  участие  в  информировании,  а  также путем
проведения регулярных плановых тренировок и учений, текущего контроля,
редактирования  и  поддержания в рабочем состоянии планов, инструкций,
баз данных СМИ, справочной информации и т.п.
     4.4.  В  планы противоаварийных учений и тренировок, проводимых в
отрасли, включаются задачи, связанные с процедурами информирования СМИ
и общественности.
Оглавление