О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ РОЛИ ГОСУДАРСТВА В РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 11 июня 1997 г. N 198-СФ (Д) Обсудив вопрос "О неотложных мерах по повышению роли государства в регулировании рыночной экономики", Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что проводимая в последние годы политика неоправданного свертывания государственного регулирования экономики, отказа от многих эффективных форм государственного воздействия на процессы становления рыночных отношений является одной из причин продолжающегося в стране социально-экономического кризиса. В первом квартале 1997 года отмечен спад в большинстве базовых отраслей промышленного и сельскохозяйственного производства, ухудшилось финансовое положение предприятий, продолжается сокращение инвестиций (они сократились на 8 процентов по сравнению с тем же периодом 1996 года). По-прежнему острой остается проблема неплатежей, в том числе невыплаты заработной платы, пенсий, социальных пособий. Следствием этого являются обострение социальной напряженности, нарастание числа акций протеста в регионах, усиление обнищания, рост смертности, сокращение численности населения страны. Чрезвычайная ситуация сложилась в системе государственных финансов. За первый квартал 1997 года доходы федерального бюджета составили 59 процентов, расходы - 63,5 процента от запланированных. Углубление финансово-бюджетного кризиса усугубляет проблемы погашения и обслуживания государственного долга. В первом квартале 1997 года расходы на эти цели более чем вдвое превысили запланированную величину. Все это позволяет сделать вывод о неудовлетворительных результатах экономической политики, невыполнении государством основных функций по регулированию рыночной экономики. Продолжается практика, когда Правительством Российской Федерации принимаются меры заведомо нереалистичные, не соответствующие объективно складывающейся социально-экономической ситуации в стране, отсутствует ответственность за выполнение законодательных актов, определяющих обязанности государства, бесконтрольно наращивается государственный долг, продолжается келейная приватизация объектов федеральной собственности по заниженным ценам, при этом нарушаются права субъектов Российской Федерации на часть доходов от приватизации. Игнорируются обязательства перед субъектами Российской Федерации, определенные в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий год, в его нарушение произвольно секвеструются расходы, необоснованно изменяется их структура. Не выполняются обязанности государства по защите внутреннего рынка, поддержке завоза товаров (продукции) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, поддержке сельского хозяйства, обеспечению законодательно установленных социальных гарантий. В то же время игнорируются многие решения и рекомендации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Вывод экономики и социальной сферы из кризисного состояния, устранение обострившихся угроз национальной безопасности, переход к устойчивому социально-экономическому развитию требуют кардинального усиления роли государства в обеспечении условий для экономического роста. Необходимой предпосылкой для решения этих задач является общая работа законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основе согласованной программы действий, строгого соблюдения принципов бюджетного федерализма, равенства бюджетных прав и возможностей субъектов Российской Федерации. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает позитивную реакцию Правительства Российской Федерации на ряд предложений палаты, субъектов Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, многие из которых уже практически реализуются в решениях и действиях Правительства Российской Федерации. Вместе с тем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость преодоления кризисного состояния экономики и федерального бюджета, в том числе путем реализации предложений палаты, которые содержатся в ее постановлениях, принятых в 1996-1997 годах, а также в рекомендациях межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Придавая первостепенное значение повышению эффективности системы государственного регулирования для преодоления социально-экономического кризиса и обеспечения устойчивого экономического роста, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Считать приоритетными задачами законодательной деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрение федеральных законов и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы проектов федеральных законов, направленных на повышение эффективности системы государственного регулирования экономических и социальных процессов, преодоление бюджетного и долгового кризиса, создание благоприятных условий для активизации инвестиционных процессов и экономического роста. При составлении планов законодательных работ палаты особое внимание уделять устранению пробелов в законодательстве Российской Федерации, связанных с вопросами регулирования налогово-бюджетной и банковской сферы (в том числе в части усиления ответственности Центрального банка Российской Федерации перед органами государственной власти Российской Федерации за состояние денежно-кредитной системы), межбюджетных отношений, управления государственной собственностью и процедурой ее приватизации, отношений недропользования, политики цен, доходов и социальных гарантий, стимулирования инвестиционной активности и научно-технического прогресса, проведения аграрной реформы и поддержки сельскохозяйственного производства. Активизировать участие представителей Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в разработке проектов Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации с целью наиболее полного учета рекомендаций палаты, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, в том числе рекомендаций, направленных на сокращение налогового бремени, совершенствование межбюджетных отношений, стимулирование развития отечественного производства, повышение ответственности за нарушения налогового законодательства Российской Федерации. Поддержать предложения Межрегиональной Ассоциации "Сибирское соглашение" в отношении основных направлений бюджетной политики на 1998 год и налоговой реформы. 2. Предложить Правительству Российской Федерации принять комплекс мер, направленных на формирование эффективной системы государственного регулирования рыночной экономики, преодоление экономического кризиса и создание условий для устойчивого социально-экономического развития, учитывающих предложения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, изложенные в его постановлениях, рекомендациях по результатам парламентских слушаний, итогам работы "круглых столов", проводившихся палатой, положения аналитического доклада "О мерах по совершенствованию государственного регулирования экономики и корректировке экономической реформы", подготовленного Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рекомендации международной конференции "Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики", предложения российских научных организаций. 3. Признать необходимость формирования долгосрочной стратегии социально-экономического и научно-технического развития страны с выделением территориального разреза, предусматривающей комплекс мер по нормализации денежного обращения, преодолению долгового кризиса, устранению территориальных диспропорций и улучшению положения депрессивных регионов, структурной перестройке и модернизации экономики на современной технологической основе, созданию условий для кардинального повышения инвестиционной активности и устойчивого экономического роста, становлению эффективного рынка труда и системы социальных гарантий. Предложить Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации образовать совместную государственную комиссию с целью организации работы по формированию концепции долгосрочного социально-экономического развития страны, корректировке Программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" с учетом рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. Обратить внимание Правительства Российской Федерации на необходимость неукоснительного исполнения Федерального закона "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". 4. Рекомендовать Правительству Российской Федерации в целях обеспечения необходимого уровня государственных расходов и нормального выполнения функций государства принять исчерпывающие меры (включая подготовку проектов федеральных законов о внесении дополнений и изменений в законодательство Российской Федерации) по преодолению бюджетного кризиса путем увеличения доходной базы федерального бюджета за счет: применения необходимых мер по защите внутреннего рынка, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", отмены льгот по таможенным платежам, не предусмотренных федеральными законами; реального введения государственной монополии на импорт и оборот алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции"; повышения эффективности использования валютных резервов государства и доходов от погашения кредитов, ранее предоставленных другим странам; решительной борьбы с криминализацией экономики, устранения причин роста теневой экономики, принятия адекватных мер по повышению собираемости налогов; перечисления в доход федерального бюджета прибыли Центрального банка Российской Федерации, повышения эффективности использования находящихся в его распоряжении активов, доходов от эмиссионной деятельности; установления правовых норм, стимулирующих субъекты Российской Федерации к наращиванию доходной базы федерального бюджета; переориентации бюджетной политики государства на наращивание собственного налогового потенциала субъектов Российской Федерации с максимальным использованием возможности налогового стимулирования и бюджетного финансирования инвестиционной активности субъектов Российской Федерации в целях укрепления их финансово-экономической самостоятельности на базе более полной мобилизации ими своих внутренних финансовых ресурсов. Считать необходимым условием секвестрования расходов федерального бюджета представление отчета Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о результатах применения мер по преодолению бюджетного кризиса путем увеличения доходной базы федерального бюджета. 5. Обратить особое внимание Правительства Российской Федерации на необходимость кардинального повышения эффективности управления государственными активами, установления строгой ответственности руководителей соответствующих министерств и ведомств, представителей государства за выполнение плановых ориентиров по доходности и оценочной стоимости активов вверенных им предприятий. Предложить Правительству Российской Федерации согласовывать с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации принятие решений о приватизации предприятий, продаже или передаче в доверительное управление находящихся в федеральной собственности акций, о других формах отчуждения их имущества. Рекомендовать Правительству Российской Федерации рассмотреть предложения субъектов Российской Федерации по разграничению собственности (предприятий, долей и пакетов акций) и в срок до 1 августа 1997 года принять соответствующие решения. Считать необходимым кардинальное повышение требований к подготовке решений Правительства Российской Федерации в области приватизации государственной собственности в части установления достоверной рыночной стоимости приватизируемых государственных активов. В срок до 1 сентября 1997 года принять нормативные акты по рыночной оценке имущества в процессе его приватизации. Рекомендовать Правительству Российской Федерации по согласованию с палатами Федерального Собрания Российской Федерации привлекать Счетную палату Российской Федерации для экспертизы проектов приватизации государственных активов, оценочная стоимость которых превышает 0,5 трлн. рублей. Предложить Правительству Российской Федерации провести инвентаризацию объектов хозяйственного назначения Министерства обороны Российской Федерации и принять решение об их дальнейшем использовании с учетом предложений субъектов Российской Федерации, возможностей повышения эффективности их эксплуатации. Предложить Правительству Российской Федерации и Генеральной прокуратуре Российской Федерации провести полную проверку результатов приватизации на условиях инвестиционных конкурсов, принять исчерпывающие меры по расторжению сделок, по которым победителями конкурсов не выполнены условия в части внесения предусмотренных инвестиций, и в трехмесячный срок проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о результатах этой работы. Приостановить проведение приватизации на условиях инвестиционных конкурсов до получения результатов проверки. 6. Считать приоритетными задачами государственного регулирования экономики нормализацию денежного обращения, устранение причин кризиса неплатежей, восстановление оборотных средств в производственной сфере, проведение дедолларизации экономики, замещение денежных суррогатов полноценными платежными средствами. Комитету Совета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности, Комитету Совета Федерации по вопросам экономической политики подготовить предложения по повышению эффективности государственного регулирования в области денежно-кредитной политики и усилению ответственности Центрального банка Российской Федерации за регулирование денежно-кредитной системы, эффективное и целесообразное использование государственных активов, находящихся в его распоряжении, развитие инфраструктуры финансово-банковской системы в регионах России. Обратить внимание Центрального банка Российской Федерации на недопустимость создания привилегированных условий для деятельности отдельных коммерческих банков в ущерб развитию финансово-банковской системы в регионах Российской Федерации. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации не допускать каких-либо форм дискриминации и ущемления интересов региональных банков, ведущих основную работу по финансированию инвестиционных проектов и производственной сферы. Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, в том числе в части формирования и использования его прибыли, включая проверку законности, целесообразности и эффективности формирования и использования средств, их соответствия смете собственных расходов Центрального банка Российской Федерации, а также подготовить предложения по повышению эффективности денежно-кредитной политики, использованию государственных валютных резервов, прибыли и других активов, находящихся в управлении Центрального банка Российской Федерации. 7. Рекомендовать Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации в целях предотвращения угрозы финансовой несостоятельности государства и сокращения расходов бюджета на обслуживание государственного долга обеспечить: реструктуризацию задолженности Правительства Российской Федерации по своим краткосрочным долговым обязательствам; при разработке законопроектов о федеральном бюджете на 1998 и последующие годы возможность предоставления кредитов Центрального банка Российской Федерации на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах бюджетного года; переход на обслуживание федерального бюджета исключительно через систему территориальных органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Считать правильным прекращение практики замены бюджетных ассигнований предоставлением поручительств Министерства финансов Российской Федерации по привлечению кредитов коммерческих банков. 8. Считать необходимым ужесточение государственного регулирования цен и тарифов на продукцию естественных монополий и других высокомонополизированных отраслей экономики. В этих целях рекомендовать Правительству Российской Федерации согласовать с межрегиональными ассоциациями экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации план-график корректировки тарифов на электроэнергию, железнодорожные перевозки, услуги электросвязи и обеспечить его соблюдение, а также ввести регулирование цен на продукцию других высокомонополизированных отраслей экономики, не допуская злоупотреблений на рынке со стороны предприятий-монополистов и их объединений. 9. Предложить Правительству Российской Федерации: принять меры по повышению конкурентоспособности отечественных товаров, защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров; обеспечить своевременное применение процедур, предусмотренных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; не допускать уступок, ущемляющих интересы российских товаропроизводителей, на переговорах о присоединении Российской Федерации к Всемирной торговой организации. Рекомендовать Центральному банку Российской Федерации при осуществлении политики обменного курса рубля учитывать необходимость повышения конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. 10. Признать необходимость резкого повышения государственной поддержки научных исследований и научно-технического прогресса. При рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" восстановить минимально необходимый уровень государственного финансирования научных исследований и научно-технического прогресса. 11. Считать необходимым усиление роли государства в стимулировании инвестиционной активности, признав нецелесообразным сокращение государственных расходов на эти цели. Предложить Правительству Российской Федерации образовать рабочую группу для рассмотрения инвестиционных проектов, предлагаемых субъектами Российской Федерации, и обеспечения необходимой для их осуществления поддержки. 12. В целях исправления чрезвычайной ситуации в сельском хозяйстве предложить Правительству Российской Федерации: разработать меры по компенсации финансовых потерь отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, образовавшихся вследствие диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и поставляемые им материально-технические ресурсы; установить эффективный государственный контроль и регулирование цен и тарифов естественных монополий в отношениях с предприятиями и организациями агропромышленного комплекса и предприятиями - поставщиками материально-технических ресурсов для сельского хозяйства; обеспечить защиту отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей путем применения мер таможенно-тарифного регулирования внешней торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, предусмотренных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"; разработать механизм перераспределения части средств от взимания таможенных пошлин на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, импортируемые в Российскую Федерацию, для реконструкции, перевооружения и государственной поддержки соответствующих отечественных производств; считать необходимым условием вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию сохранение уровня бюджетной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и других мер, обеспечивающих конкурентоспособность производимой ими продукции; совместно с Центральным банком Российской Федерации принять меры по формированию национальной кредитно-финансовой системы обслуживания отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечивающие им доступность к кредитным ресурсам на льготных условиях; поручить Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Российской академии сельскохозяйственных наук совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать проект федеральной программы аграрных реформ, восстановления и развития агропромышленного производства и представить ее на рассмотрение палат Федерального Собрания Российской Федерации; обратить внимание на необходимость реализации предложений, содержащихся в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 апреля 1997 года N 127-СФ "О состоянии агропромышленного комплекса Российской Федерации" и от 15 мая 1997 года N 161-СФ "О состоянии финансирования агропромышленного комплекса Российской Федерации и неотложных мерах по его улучшению". 13. Рекомендовать Правительству Российской Федерации совместно с палатами Федерального Собрания Российской Федерации: завершить формирование системы социальных гарантий населению по заработной плате, пенсиям, пособиям, стипендиям и медицинскому обслуживанию, предусмотрев одновременно активизацию политики доходов, меры по сокращению социальной дифференциации населения, повышению роли заработной платы в формировании доходов населения; ввести в действие минимальные государственные стандарты, применяемые на всей территории Российской Федерации; обеспечить постепенный перевод всех отраслей социальной сферы на нормативное финансирование, принять меры по упорядочению и повышению эффективности системы социальных льгот; повысить роль социальных приоритетов в планировании государственной инвестиционной программы. 14. Предложить Правительству Российской Федерации осуществлять реформу предприятий, реструктуризацию естественных монополий, реформу жилищно-коммунального хозяйства, затрагивающие интересы регионов, а также вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, на основе социальных и экономических нормативов, стандартов и правовых норм, оформленных в виде федеральных законов. 15. Рекомендовать Правительству Российской Федерации: проводить политику государственной поддержки субъектов Российской Федерации с депрессивной экономикой, низким уровнем социально-экономического развития и неблагоприятными климатическими условиями, учитывающую специфические проблемы их вхождения в рыночные отношения; ускорить внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О районировании Севера России"; разработать мероприятия по снижению социальных нагрузок на производителей, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и усилению государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера и Сибири. 16. Считать критерием деятельности Правительства Российской Федерации рост валового внутреннего продукта и доходов населения в реальном выражении. Признать целесообразным проведение ежегодной политической оценки деятельности Правительства Российской Федерации по указанному критерию. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам подготовить соответствующие законопроекты. Комитету Совета Федерации по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам подготовить к рассмотрению на заседании Совета Федерации вопрос о программе государственного строительства в Российской Федерации, законодательные предложения по усилению контрольной и регулирующей роли Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, повышению ответственности Правительства Российской Федерации за должное исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также по усилению ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и скорейшего принятия Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Е.С.СТРОЕВ N 198-СФ 11 июня 1997 года |