1. ПРАВОМЕРНО ЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ НА ОСНОВАНИИ ПП. 5 П. 2 СТ. 389 НК РФ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ВОДОХРАНИЛИЩАМИ? 2. УЧИТЫВАЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТ. 10 ЗАКОНА РФ ОТ 11.10.1991 N 1738-1, ВЗИМАЛАСЬ ЛИ ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В 2004 - 2. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 31.03.08 03-05-04-02/24

           1. ПРАВОМЕРНО ЛИ ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
         ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГОМ НА ОСНОВАНИИ ПП. 5 П. 2 СТ. 389 НК
          РФ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ЗАНЯТЫХ ВОДОХРАНИЛИЩАМИ? 2.
         УЧИТЫВАЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТ. 10 ЗАКОНА РФ ОТ 11.10.1991 N
        1738-1, ВЗИМАЛАСЬ ЛИ ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ В 2004 - 2005 ГГ.,
         А ТАКЖЕ УПЛАЧИВАЛСЯ ЛИ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ В 2006 - 2007
                ГГ. С ЗЕМЕЛЬ, ЗАНЯТЫХ ВОДОХРАНИЛИЩАМИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           31 марта 2008 г.
                           N 03-05-04-02/24

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  о порядке применения норм пп. 5 п. 2 ст. 389 гл. 31 "Земельный
налог"  Налогового кодекса Российской Федерации, а также положения ст.
10  Закона  Российской  Федерации  от  11.10.1991 N 1738-1 "О плате за
землю" и сообщает.
     1.  В  соответствии  с  пп.  5  п.  2  ст. 389 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) не признаются объектом
обложения  земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте
в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации,  занятые
находящимися  в  государственной  собственности  водными  объектами  в
составе водного фонда.
     Статьей  27  Земельного  кодекса  Российской  Федерации  (далее -
Земельный   кодекс)   установлено,   что   оборот  земельных  участков
осуществляется   в  соответствии  с  гражданским  законодательством  и
Земельным  кодексом. При этом перечень земель, ограниченных в обороте,
занятых  водными объектами, установлен п. 5 ст. 27 Земельного кодекса,
в  частности, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной и
муниципальной  собственности  земельные  участки,  в  пределах которых
расположены    водные    объекты,    находящиеся   в   государственной
собственности.
     Согласно  Водному  кодексу  Российской  Федерации (далее - Водный
кодекс)  под  водным  объектом  понимается природный или искусственный
водоем,   водоток   либо   иной   объект,   постоянное  или  временное
сосредоточение  вод  в  котором  имеет  характерные  формы  и признаки
водного  режима  (п. 4 ст. 1), а водный фонд - это совокупность водных
объектов  в пределах территории Российской Федерации (п. 6 ст. 1). При
этом  перечень  водных  объектов  определен  ст.  5 Водного кодекса, к
которым, в частности, отнесены и водохранилища.
     Кроме  того,  в соответствии со ст. 102 Земельного кодекса земли,
покрытые  поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а
также   земли,   занятые   гидротехническими   и  иными  сооружениями,
расположенными  на  водных  объектах, отнесены к землям водного фонда.
При  этом  установлено, что на землях, покрытых поверхностными водами,
не осуществляется формирование земельных участков.
     В  соответствии  со  ст.  7  Земельного  кодекса  в состав земель
Российской  Федерации  входят,  в  том  числе,  земли  водного  фонда,
населенных  пунктов,  сельскохозяйственного  назначения и др. При этом
правовой  режим  земель определяется исходя из их принадлежности к той
или  иной  категории  и  разрешенного  использования  в соответствии с
зонированием  территорий, общие принципы и порядок проведения которого
устанавливаются   федеральными  законами  и  требованиями  специальных
федеральных законов.
     Кроме  того,  согласно  пп.  8  п.  1 ст. 85 Земельного кодекса в
состав  земель  населенных  пунктов  могут  входить земельные участки,
отнесенные   в   соответствии   с  градостроительными  регламентами  к
территориальной    зоне    с    соответствующим   видом   разрешенного
использования.
     Таким  образом,  на  основании  норм Земельного кодекса земельные
участки,  занятые  водными  объектами, могут также входить не только в
состав  земель  водного фонда, но других категорий земель, например, в
состав  земель  населенных  пунктов  или  земель сельскохозяйственного
назначения (ст. ст. 85, 77 Земельного кодекса).
     В   силу  указанных  выше  норм  законодательства  не  признаются
объектом налогообложения земельные участки, занятые водными объектами,
при одновременном выполнении следующих условий:
     - земельный участок должен быть занят водным объектом, обладающим
признаками, установленными ст. ст. 1 и 5 Водного кодекса;
     - водный  объект  должен  относится  к  собственности  Российской
Федерации или собственности субъектов Российской Федерации;
     - земельный  участок, занятый водным объектом, должен относится к
категории   "земли  водного  фонда"  или  другой  категории  земель  с
соответствующим   водному  объекту  видом  разрешенного  использования
земельного участка.
     Поэтому земельные участки, занятые водохранилищами, не признаются
объектом налогообложения земельным налогом в соответствии с пп. 5 п. 2
ст.  389  Налогового  кодекса  во взаимосвязи с п. 5 ст. 27 Земельного
кодекса  и  ст. 5 Водного кодекса при условии нахождения данных водных
объектов  в государственной собственности и на основании документов на
землю, указанных в ст. 8 Земельного кодекса.
     2.  Согласно  ст.  10 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N
1738-1  "О  плате  за землю" (далее - Закон РФ N 1738-1, утратил силу)
налог  за  земли водного фонда, как покрытые, так и не покрытые водой,
вне населенных пунктов, предоставленные для хозяйственной деятельности
или   в  рекреационных  целях,  взимался  по  средним  ставкам  земель
сельскохозяйственного назначения административного района.
     Исходя  из  данной  нормы,  подлежали  налогообложению  земельные
участки, отнесенные к категории "земли водного фонда", предоставленные
для указанных целей.
     Постановлением   ВАС  РФ  от  20.11.2007  N  6019/07  по  делу  N
А35-4621/05-С4  в  удовлетворении  заявления  о  признании  незаконным
действия  налогового  органа,  выразившегося в отказе произвести зачет
излишне  уплаченного  земельного  налога за 2004 г., отказано, так как
земельный участок, занятый водным объектом (водохранилищем), отнесен к
категории  "земли  промышленности"  и поэтому земельный налог подлежал
исчислению по ставкам, установленным Законом РФ N 1738-1 для категории
"земли промышленности".
     При  этом  отказом  в  удовлетворении заявления налогоплательщика
послужило  то,  что  согласно ст. 15 Закона РФ N 1738-1 основанием для
установления  налога  за землю является документ, удостоверяющий право
собственности,  владения  и пользования земельным участком и, в случае
если  в  этом  документе  категория  земельного участка не указана, то
исходя  из  п. 2 ст. 8 Земельного кодекса категория земельного участка
для  установления  платы  за  землю может быть определена на основании
документов   государственного   земельного  кадастра  и  документов  о
государственной  регистрации  прав  на недвижимое имущество и сделок с
ним.
     Одновременно  по  вопросу  применения ст. 10 Закона РФ N 1738-1 и
признания  земель,  занятых  водохранилищами, объектом налогообложения
земельным  налогом  имеется арбитражная практика в регионах (например,
Постановления  ФАС  Уральского  округа от 05.06.2007 N Ф09-4194/07-С3,
ФАС   Центрального   округа  от  11.05.2006  N  А54-5786/2005-С5,  ФАС
Северо-Кавказского  округа  от  18.01.2006  N  Ф08-6566/2005-2594А), в
соответствии  с  которой  в  мотивировочной  части  постановлений суды
указывают  на то, что в силу ст. ст. 26 и 28 Водного кодекса с момента
выдачи  лицензии на водопользование организации становятся участниками
водного  правоотношения  в  отношении  используемых водных объектов. В
соответствии  со  ст.  7  Водного  кодекса поверхностные воды и земли,
покрытые  водами  и  сопряженные с ними (дно, берега), являются единым
водным объектом. Следовательно, дно и берег водохранилища являются его
неотъемлемой частью и должны рассматриваться с ним как единое целое. В
связи   с   тем   что   налогоплательщик   являлся   водопользователем
водохранилища,  следовательно,  к  отношениям  по использованию водных
объектов  в  соответствии с п. 2 ст. 3 Земельного кодекса и п. 1 ст. 5
Водного   кодекса  должно  применяться  водное  законодательство,  что
исключает  существование  земельных  правоотношений и, соответственно,
обязанность  уплачивать  земельный  налог  на земли, расположенные под
водохранилищем.
     Учитывая    вышеизложенное,    полагаем,   что   земли,   занятые
водохранилищами, в соответствии с Законом РФ N 1738-1 во взаимосвязи с
Водным  кодексом  не  подлежали  налогообложению  земельным  налогом в
случае,  если  в  соответствии с указанными выше документами земельный
участок отнесен к категории "земли водного фонда" или другой категории
земель   с   соответствующим   водному   объекту   видом  разрешенного
использования земельного участка.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
31 марта 2008 г.
N 03-05-04-02/24